Научная статья на тему 'Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся'

Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОМПЕТЕНТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булганина Светлана Викторовна, Тюмина Наталья Сергеевна, Погодина Татьяна Владимировна

Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в ходе обучения. В ней показано, что использование методов проектов на занятиях способствует коммуникативной успешности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булганина Светлана Викторовна, Тюмина Наталья Сергеевна, Погодина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся»

Литература

1. Бабенко А. С. Этапы развития креативности студентов в процессе изучения нелинейных динамических систем [Текст] // Проблемы педагогики. - Москва, 2015. - № 7 (8). - С. 23-25.

2. Мандельброт Б., Хадсон Р. Л. (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах [Текст]; пер.с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 400 с.

3. Секованов В. С. Методическая система формирования креативности студента университета в процессе обучения фрактальной геометрии [Текст]. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. - 279 с.

4. Секованов В. С. Элементы теории фрактальных множеств. Учебное пособие. - 5-е

издание, переработанное и дополненное [Текст]. - М.: Книжный дом

«ЛИБРОКОМ», 2013. - 248 с.

5. Секованов В. С., Ивков В. А. Многоэтапное математико-информационное задание «Странные аттракторы» [Текст] // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. -2013. - № 5. - С. 155-157.

6. Секованов В. С., Ивков В. А. Проблемная лекция по теме «Хаотичные изображения» // Труды XI международных Колмогоровских чтений: сборник статей. - Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2013. - С. 137-139.

7. Смирнов Е. И., Осташков В. Н., Богун В. В. Наглядное моделирование в обучении математике: Теория и практика. Учебное пособие. - Ярославль: Канцлер, 2010. -498 с.

8. Шабетник В. Д. Фрактальная физика. Наука о мироздании [Текст]. - М.: Профиздат, 2000. - 404 с.

Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся Булганина С. В.1, Тюмина Н. С.2, Погодина Т. В.3

1 Булганина Светлана Викторовна /Bulganina Svetlana Victorovna - кандидат технических наук,

доцент,

кафедра инновационных технологий менеджмента;

2Тюмина Наталья Сергеевна / Tjumina Natal'ja Sergeevna - студент, факультет управления и социально-технических сервисов,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина; 3Погодина Татьяна Владимировна /Pogodina Tatyana Vladimirovna - педагог I категории, руководитель изостудии «Радуга»,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», г. Нижний Новгород

Аннотация: статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в ходе обучения. В ней показано, что использование методов проектов на занятиях способствует коммуникативной успешности учащихся.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия,

компетентный подход, проектная деятельность, коммуникативная компетентность.

Главная задача современных образовательных учреждений - это формирование способностей каждого учащегося, воспитание личности, успешно адаптирующейся к жизни в конкурентном и высокотехнологичном мире [8, 9, 12]. К множеству

75

конфликтов как в семье, так и в коллективе при совместной деятельности приводит отсутствие навыков общения [3, 5]. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно быть более коммуникативно-активным и адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Низкая степень коммуникативной готовности учащихся к процессу обучения [10] может иметь серьезные последствия. Необходимо целенаправленное и систематическое формирование базовых коммуникативных компетенций в процессе обучения. Существуют противоречия между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и недостаточностью применения такой практики [1, 7, 14].

Сформированность коммуникативных универсальных действий тесно связана с использованием компетентностного подхода - реализации схемы «знания - умения -навыки», который в настоящее время стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования [4, 13, 15]. Коммуникативные компетенции являются частью универсальных действий, включают в себя языковые знания, способы взаимодействия с окружающим миром; навыки коллективной работы, владение различными социальными ролями. Учащийся должен уметь представить себя, задавать вопросы, вступать в дискуссию, обсуждать результаты своей деятельности [2]. В учебном процессе с целью освоения этих компетенций отмечается необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и вариантов работы с ними для учащегося каждой ступени обучения в рамках образовательной области.

В настоящее время в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции [6], наиболее применимы такие педагогические технологии, как личностно-коммуникативное и модульное обучение, развитие критического мышления, коллективной творческой деятельности, игровые технологии и метод проектов [11]. Использование метода проектов на занятиях способствует коммуникативной успешности учащихся как в образовательной среде [11, 12], так и в становлении социального опыта.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, используя метод проектов, можно представить через реализацию трех этапов проектного цикла.

1) Аналитический этап - характеризуется тем, что учащиеся охотно осваивают навыковое содержание обучения под руководством педагога и самостоятельно.

2) Диагностический этап - проводится индивидуальная оценка коммуникативных способностей учащихся через специально организованные групповые виды деятельности: учебную и внеучебную.

3) Формирование, углубление и развитие способностей учащихся - содержание этого этапа раскрывается с учетом сформированности коммуникативных умений: самостоятельно вступать в контакт и поддерживать общение с любым типом собеседника с учетом его особенностей, соблюдать нормы и правила общения, проявлять уважение к чужому мнению; нацеливать собеседника к продолжению общения; уметь сглаживать конфликтные ситуации в общении; оценивать успешность ситуации общения и корректно ее завершать.

Таким образом, использование проектной деятельности в процессе обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся и решению коммуникационных проблем. Данный вид работы эффективно вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности. Коллективная творческая деятельность, направленная на реализацию проектов, стимулирует мотивацию учащихся на личные достижения и самосовершенствование. Можно утверждать, что систематическое применение метода проекта в различных образовательных учреждениях способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся.

76

Литература

1. Афанасьева О. В. Роль и значение эмоционально-значимых ситуаций общения в формировании речевой компетенции бакалавра / Проблемы педагогики / Problems of pedagogy 2015, № 8 (9).

2. Булганина С. В., Погодина Т. В. Опыт использования современных педагогических технологий и мониторинг результатов обучающихся / Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-4 (47). С. 192-195.

3. Булганина С. В., Шкунова А. А. Исследование этико-когнитивных отношений в процессе обучения студентов вуза // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, № 3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/82PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/82PVN315.

4. Васильева Л. И., Егоров Е. Е., Лебедева Т. Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта и их реализация в подготовке менеджера / В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 124-137.

5. Веремеева И. Ф. Конфликты в условиях учебной деятельности / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 166-169.

6. Егоров Е. Е., Васильева Л. И. Разделение педагогического труда в школе: предпосылки и последствия / Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-4 (51). С. 102-106.

7. Кулешова С. С., Шкунова А. А. Технологии коммуникативного взаимодействия в системе педагогического менеджмента / В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 125-130.

8. Лебедева Т. Е. Использование комплекса информационных технологий на практическом занятии в вузе как средства повышения качества подготовки учителя: Автореф. Дис ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008. - 22 с.

9. Овчаренков Э. А. Воспитательный аспект в процессе обучения студентов / Проблемы современной науки и образования. 2014. № 1 (19). С. 83-85.

10. Петров Ю. Н. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе монография / Ю. Н. Петров, Л. И. Васильева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волжский инженерно-пед. ун-т». Нижний Новгород, 2008.

11. Погодина Т. В. Использование активных технологии в коллективной творческой деятельности / В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 174-176.

12. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.

13. Уткин Л. П. О создании системы непрерывного образования / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 164-166.

14. Шевченко С. М., Лебедева Т. Е. Повышение качества подготовки специалиста / Профессиональное образование. Столица. 2009. № 12. С. 30-31.

15. Шевченко С. М., Мухина М. В., Лебедева Т. Е., Каткова О. В. О реализации европейских тенденций экономического образования при подготовке бакалавров в НГПУ им. К. Минина / Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 19.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.