Научная статья на тему 'КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ'

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КАЧЕСТВО / ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионов Никита Вадимович, Загидуллин Радмир Салимьянович, Филиппова Татьяна Сергеевна, Косенкова Анастасия Владимировна

Коммерциализация предприятий по созданию ракетно-космической техники является преимущественным направлением по увеличению продвижения и сбыта выпускаемой инновационной продукции. При этом разработка товарных знаков должна осуществляться на основе применения современных знаний в области восприятия показателей качества инновационной продукции. В данной работе поставлена проблема, которая характеризуется низким уровнем качественного исполнения внешнего облика отечественных товарных знаков предприятий ракетно-космической техники. В качестве решения проблемы на основе отечественного и зарубежного опыта ведущих инновационных компаний приведены рекомендации к разработке облика товарных знаков для предприятий ракетно-космической отрасли. Результатом работы является сопоставительный анализ показателей качества существующих отечественных запатентованных товарных знаков предприятий ракетно-космической отрасли относительно запатентованных товарных знаков зарубежных предприятий ракетно-космической отрасли. В работе представлены общие сведения об инновационной деятельности в области обеспечения качеством товарных знаков. Изложена информация о новизне, актуальности, теоретической и практической значимости создания качественных товарных знаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Родионов Никита Вадимович, Загидуллин Радмир Салимьянович, Филиппова Татьяна Сергеевна, Косенкова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIMETRIC ASPECTS OF TRADEMARKS IN THE ROCKET AND SPACE INDUSTRY

The commercialization of enterprises for the creation of rocket and space technology is a predominant direction for increasing the promotion and marketing of innovative products. At the same time, the development of trademarks should be carried out on the basis of the application of modern knowledge in the field of perception of quality indicators of innovative products. In this paper, a problem is posed, which is characterized by a low level of quality execution of the external appearance of domestic trademarks of rocket and space technology enterprises. As a solution to the problem, based on domestic and foreign experience of leading innovative companies, recommendations are given for developing the appearance of trademarks for enterprises in the rocket and space industry. The result of the work is a comparative analysis of the quality indicators of existing domestic patented trademarks of enterprises in the rocket and space industry with respect to patented trademarks of foreign enterprises in the rocket and space industry. The paper presents general information about innovation in the field of trademark quality assurance. Information about the novelty, relevance, theoretical and practical significance of creating high-quality trademarks is presented.

Текст научной работы на тему «КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

Трапезникова Ольга Валерьевна, старший преподаватель, ol-trapeznikova@yandex.ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Варепо Лариса Григорьевна, д-р техн. наук, профессор, larisavarepo@yandex.ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет

INVESTIGATION OF THE INFLUENCE OF IMAGE STRUCTURE INHOMOGENEITY ON RECORDED

VALUES COLOR COORDINATE

A.V. Golunov, A.S. Golunova, A.S. Shcheglov, O.V. Trapeznikova, L.G. Varepo

The paper presents a study of the influence of the microline image raster frequency on the recorded values of colorimetric parameters - coordinates of CIE Lab-1976. As a hypothesis, a statement is presented about the increase in the accuracy of colorimetric measurements when changing the aperture of the colorimeter-spectrophotometer, taking into account the frequency (lineature) of the raster. In the work, the range of raster frequencies from 5 to 60 lines/cm was considered.

Key words: aperture, color measurement, raster structures

Golunov Alexander Vladimirovich, candidate of technical science, docent, sasha_golunov@mail. ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Golunova Alina Sergeevna, candidate of technical science, docent, as.golunova@smail.com, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Shcheglov Sergei Aleksandrovich, candidate of technical science, docent, sarosl5@yandex.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Trapeznikova Olga Valerievna, senior lecturer, ol-trapeznikova@yandex.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Varepo Larisa Grigorievna, doctor of technical sciences, professor, larisavarepo@yandex.ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University

УДК 347.772:005.6

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-2-431-438

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Н.В. Родионов, Р.С. Загидуллин, Т.С. Филиппова, А.В. Косенкова

Коммерциализация предприятий по созданию ракетно-космической техники является преимущественным направлением по увеличению продвижения и сбыта выпускаемой инновационной продукции. При этом разработка товарных знаков должна осуществляться на основе применения современных знаний в области восприятия показателей качества инновационной продукции. В данной работе поставлена проблема, которая характеризуется низким уровнем качественного исполнения внешнего облика отечественных товарных знаков предприятий ракетно-космической техники. В качестве решения проблемы на основе отечественного и зарубежного опыта ведущих инновационных компаний приведены рекомендации к разработке облика товарных знаков для предприятий ракетно-космической отрасли. Результатом работы является сопоставительный анализ показателей качества существующих отечественных запатентованных товарных знаков предприятий ракетно-космической отрасли относительно запатентованных товарных знаков зарубежных предприятий ракетно-космической отрасли. В работе представлены общие сведения об инновационной деятельности в области обеспечения качеством товарных знаков. Изложена информация о новизне, актуальности, теоретической и практической значимости создания качественных товарных знаков.

Ключевые слова: инновации, качество, товарные знаки, коммерциализация, анализ.

Качество товарных знаков инновационных компаний определяет, как качество выпускаемой инновационной продукции, так и технико-экономический потенциал сотрудников компаний. При этом внешний облик товарного знака может носить прямое и косвенное отношение к выпускаемой инновационной продукции. Среди существующих запатентованных товарных знаков инновационных компаний мира отношение прямых и косвенных товарных знаков составляет 40 на 40 процентов. Оставшиеся 20

431

процентов товарных знаков не выражают отношения к инновационной продукции. Товарные знаки прямого отношения характеризуются в изображении обликов инновационной продукции, а косвенного отношения характеризуются в изображении обликов эксплуатационных свойств инновационной продукции

[1-9].

Поставлена проблема, которая заключается в том, что при разработке отечественных товарных знаков предприятий ракетно-космической отрасли упущен ряд принципиальных основ, отражающих качество выпускаемой продукции. Решением проблемы является анализ показателей качества [10-13] товарных знаков, описанных в настоящей работе.

Актуальность исследования характеризуется в повышении конкурентоспособности товарных знаков отечественных предприятий ракетно-космической отрасли.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в создании условий для повышения коммерческой стоимости товарных знаков для отечественных предприятий ракетно-космической отрасли.

Новизна работы выражается в консолидации отечественного и зарубежного опыта создания товарных знаков.

Для проведения сопоставительного анализа в качестве исходных данных в табл. 1 приведены изображения товарных знаков компаний, являющихся мировыми лидерами в мировой ракетно-космической отрасли.

Номенклатура действующих запатентованных товарных знаков _в мировой ракетно-космической отрасли_

Таблица 1

Изображения товарных знаков

№ п/п

Зарубежные

№ п/п

Отечественные

2

3

4

2

2

3

3

4

4

5

5

Окончание таблмцы 1

4

wn

Баьаспс

i

2

3

6

6

7

7

8

8

В табл. 1 представлены товарные знаки следующих зарубежных компаний-производителей ракетно-космической техники (согласно порядковому номеру в таблице):

1 Arianespace - французская государственная компания, которая предоставляет услуги по космическим запускам на коммерческой основе. Основана в 1980 году.

2 Blue Origin - американская частная аэрокосмическая компания, основанная Джефом Безосом в 2000 году. Является разработчиком и производителем ракетно-космической техники: космических аппаратов, ракет-носителей и ракетных двигателей.

3 Lockheed Martin Corporation - американская государственная военно-промышленная корпорация, специализирующаяся в области авиастроения, авиакосмической техники, судостроения, автоматизации почтовых служб и аэропортовой инфраструктуры и логистики. Основана в 1995 году.

4 The Boeing Company» - американская государственная корпорация, основанная в 1916 году. Специализируется на выпуске авиационной, космической и военной техники.

5 Rocket Lab - американская частная компания, основанная Питером Беком в 2006 году. Специализируется на производстве аэрокосмической техники и предоставлении услуг по запуску малых спутников в Новой Зеландии.

6 Space Exploration Technologies Corporation - частная американская компания, основанная Илоном Маском в 2002 году. Специализируется на предоставлении запусков космических аппаратов, станций и кораблей, разработке и производстве ракет-носителей.

7 Virgin Galactic - частная американская компания, основанная Ричардом Брэнсоном и Рутаном Бертом в 2004 году. Специализируется на предоставлении космических туристических услуг по перевозке пассажиров, а также запуске малых космических аппаратов.

8 Virgin Orbit - частная американская компания, основанная Даном Хартом в 2017 году. Специализируется на предоставлении запусков малых космических аппаратов.

В табл.1 представлены товарные знаки следующих отечественных компаний-производителей ракетно-космической техники (согласно порядковому номеру в таблице):

1 Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева -российская компания, основанная в 1916 году. Специализируется на разработке и производстве ракет-носителей и разгонных блоков к ним.

2 Ракетно-космический центр «Прогресс» - российская компания, основанная в 1894 году. Специализируется на разработке и производстве ракет-носителей, космических аппаратов, прогулочных судов.

3 ОДК-Кузнецов - российская компания, основанная в 1912 году. Специализируется на выпуске и обслуживании двигателей для авиационной и космической отрасли, а также на выпуске газотурбинных двигателей для газовой промышленности.

4 Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева - российская государственная компания, основанная в 1946 году. Специализируется на разработке ракет-носителей, спутников, автоматических межпланетных станций, пилотируемых космических кораблей, пилотируемых орбитальных станций.

5 Научно-производственное объединение «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко» - российская компания, основанная в 1929 году. Специализируется на выпуске ракетных двигателей.

6 Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва - российская компания, основанная в 1959 году. Специализируется на разработке и производстве спутников связи, телевещания, навигации и геодезии.

7 Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина - российская компания, специализирующая на разработке и производстве ключевых автоматических космических аппаратов для фундаментальных научных исследований, разгонных боков, головных обтекателей переходных отсеков. Основана в 1937 году.

8 Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем -российская компания, специализирующая на разработке, производстве и эксплуатации глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, космических систем поиска и спасания, гидрометеорологического обеспечения, радиотехнического обеспечения научных исследований космического пространства, наземных пунктов приема и обработки информации дистанционного зондирования Земли. Основана в 1959 году.

Все вышеперечисленные отечественные компании являются акционерными обществами (АО). По табл. 1 необходимо отметить, что представленные товарные знаки предприятий ракетно-космической отрасли имеют высокую репутацию на локальных рынках, где зарегистрированы товарные знаки. В табл. 2 представлена номенклатура продукции и услуг вышеуказанных компаний (согласно вышеприведенному порядковому номеру).

Таблица 2

Номенклатура продукции и услуг предприятий ракетно-космической отрасли_

№ п/п Продукция и услуги предприятий ракетно-космической отрасли

Зарубежные предприятия

1 2

1 Семейство ракет-носителей «Ariane».

2 Космический пилотируемый корабль «New Shepard», многоразовая ракета-носитель «New Glenn», космические аппараты «Charon» и «Goddard PM1», космический посадочный модуль «Blue Moon», а также двигатели семейства «BE».

3 Самолеты C-130 Hercules, F-16 Fighting Falcon , F-22A Raptor, F-35 Lightning II, P-3 Orion, электронные системы, информационные и глобальные системы, информационный программный продукт - авиасимулятор «Prepar3D», баллистические ракеты, боевые припасы, средства противоракетной обороны, радары, спутники, ракеты-носители семейства «Atlas», космический аппарат «Orion».

4 Самолеты семейства «Boeing», космические аппараты «Boeing CST-100 Starliner», вертолеты, беспилотные летательные аппараты, авиадвигатели, бортовое радиоэлектронное оборудование, авиабомбы, управляемые ракеты, научный модуль «Destiny», компонент международной космической станции «Unity», разгонный блок «Inertial Upper Stage».

5 Ракеты-носители «Atea», «Electron», «Neutron», спутникова платформа «Photon».

6 Ракеты-носители семейства «Falcon», космический корабль «Crew Dragon», ракетные двигатели «Merlin», «Kestrel», «Draco» и «SuperDraco», вакуумный высокоскоростной поезд «Hyperloop».

7 Запуски небольших искусственных спутников, туристические суборбитальные космические полеты на суборбитальных космических кораблях семейства «SpaceShipTwo».

Отечественные предприятия

1 Ракеты-носители семейства «Ангара», «Протон».

2 Ракеты-носители семейства «Союз», космические аппараты семейства «Аист», «Ресурс», «Обзор», прогулочные катера «Аквалайн».

3 Ракетные, авиационные и газотурбинные двигатели семейства «НК»: НК-33, НК-12, НК-32, НК-36СТ и т.д.

4 Модули международной космической станции, грузовые и пилотируемые космические корабли «Прогресс» и «Союз», разгонные блоки «ДМ», «ДМ-SL».

Окончание таблицы 2

1 2

5 Ракетные и авиационные двигатели серии «РД»: РД-171МВ, РД-180, РД-191, РД-276 и т.д.

6 Космические аппараты семейства «Экспресс», «Ямал», «Гонец», «Глонасс», «Луч» и т.д.

7 Разгонные блоки «Фрегат», платформы для создания спутников «Карат» и «Навигатор», межпланетные автоматические станции серии «Луна», космический комплекс серии «Лаплас и т.д.

8 Система спутниковой навигации ГЛОНАСС, профессиональные наноспутники «ТНС», био-морфные микророботы для работы в космосе, многозональное сканирующее устройство (МСУ-ГС), унифицированных составные части бортовой аппаратуры для космических аппаратов и т.д.

В табл. 3 представлена классификация товарных знаков, регламентированная статьей 1482 Гражданского кодекса Российской федерации (часть четвертая).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Классификация товарных знаков_

№ п/п Наименование классификационной группы

1 Словесные

2 Изобразительные

3 Объемные

4 Комбинированные

5 Другие

К словесным товарным знакам относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания.

К изобразительным товарным знакам относятся изображения на плоскости живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиции линий, пятен, любых фигур.

К объемным товарным знакам относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении, которые могут представлять собой форму товара или его части, форму упаковки товара, форму, не связанную с товаром [14].

К другим товарным знакам относятся звуковые, световые, изменяющиеся, голографические, осязательные, позиционные, обонятельные, вкусовые, обозначения, состоящие исключительно из одного или нескольких цветов [14].

К комбинированным товарным знакам относятся сочетания элементов разного вида обозначений: изобразительных, словесных, объемных и других обозначений [14].

По табл. 1 можно отметить, что к словесным товарным знакам можно отнести изображение под порядковыми номерами зарубежных компаний 2 и 6. К изобразительным товарным знакам относится изображение под порядковыми номерами отечественных компаний 5 и 7. К объемным товарным знакам не относится ни одно из изображений табл. 1. К комбинированным товарным знакам относятся изображения под порядковыми номерами зарубежных компаний: 1, 3, 4-8; отечественных компаний: 1-4, 6 и 8.

В табл. 4 приведены показатели качества товарных знаков с их описанием, а также оценочные параметры свойств.

По табл. 4 необходимо отметить, что оценка показателей качества «Уровень эстетичности» закладывается на этапе разработки товарного знака, а «Уровень восприятия» и «Уровень ассоциативности» на этапе тестирования товарного знака перед фокус-группой зрителей.

По табл. 1 можно отметить, что к прямым товарным знакам, выражающими в изображении выпускаемую продукцию, относятся знаки под порядковыми номерами отечественных компаний 1 и 2. К косвенным товарным знакам, выражающими в изображении принадлежность к аэрокосмической отрасли, относятся знаки под порядковыми номерами зарубежных компаний 1, 4, 5, 7 и 8; отечественных компаний 3 и 4. К другим товарным знакам, которые в изображении выражают чувственное восприятие к научно-техническому прогрессу, относится знак под порядковым номером отечественных компаний 4.

Зарубежный опыт разработки словесного или комбинированного товарного знака, содержащий наименование компании, характеризуется тем, что перед выбором названия компании проводиться конструктивный анализ наименования компании на основе статистических данных наименований аналогичных компаний с привязкой к конкретной стране происхождения:

1) среднее количество слов в наименовании;

2) среднее количество букв в наименовании;

3) частота указания первой буквы в наименовании;

4) частота указания последней буквы в наименовании.

Стоит отметить, что актуальной проблемой существующих зарубежных и отечественных товарных знаков заключается в указании в изображениях товарных знаков недействующей (неактуальной)

номенклатуры выпускаемой продукции. При этом опыт компаний включает реализованную практику создания более широкой номенклатуры, нежели актуальной. В связи с этим во избежание данной проблемы следует разрабатывать товарные знаки косвенного характера.

Таблица 4

Показатели качества товарных знаков_

№ п./п. Показатель качества Описание Выбираемые параметры

1 2 3 4

1 Уровень эстетичности Характеризует соответствие элементов изображения (включая их соединений и расположения) современным направлениям искусства. Например, европейскому направлению «Футуризм» применительно к аэрокосмической деятельности. - Угол шрифта названия компании; - Форма шрифта названия компании; - Фигуры изображения; - Цвета шрифта и изображения; - Угол наклона изображения и шрифта; - Яркость шрифта и изображения; - Контрастность шрифта и изображения; - Наличие теней от шрифта и изображения; - Размерность шрифта и изображения и их соотношения; - Расстояние между буквами названия компании и изображением.

2 Уровень восприятия Характеризует степень запоминаемости товарного знака за счет обеспечения в товарном знаке «точки фиксации», которая характеризуется установлением зрительного контакта со всей областью товарного знака. - Продолжительность установления зрительного контакта; - Продолжительность запоминания товарного знака в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде.

3 Уровень ассоциативности Данное свойство характеризуется охватом представлений о деятельности компании при просмотре товарного знака. - Выпускаемая продукция компании относится к одной отрасли; - Выпускаемая продукция компании относится к двум отраслям и. т. д.

4 Уровень национальной принадлежности Данное свойство характеризуется охватом стран, где параметры эстетичности товарного знака выражают наибольшую принадлежность. - Одна страна; - Две страны и т.д.

5 Уровень исторической привязанности Данное свойство характеризуется охватом эстетических элементов, заимствование которых произошло от использованных (недействующих) товарных знаков компании - Эмблема; - Название.

Таким образом, в работе представлены общие сведения об инновационной деятельности в области обеспечения качеством товарных знаков. Приведен сопоставительный анализ показателей качества существующих отечественных запатентованных товарных знаков предприятий ракетно-космической отрасли относительно запатентованных товарных знаков зарубежных предприятий. Представлены показатели качества товарных знаков. Приведены рекомендации к разработке облика товарных знаков для отечественных предприятий ракетно-космической отрасли на основе опыта зарубежных компаний.

Список литературы

1. Веркман К.Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. Издательство: М.: Прогресс, 1986. 518 с.

2. Михайлова Д.В. Товарные знаки и знаки обслуживания с приобретенной различительной способностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 8. С. 112-114.

3. Кузнецов Д.В. «Русские» товарные знаки снова в тренде // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2022. № 2. С. 27-31.

4. Романова А. Товарные знаки в метавселенной: какое будущее ждет бренды? // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики: сборник материалов X Международного юридического форума (IP FORUM). 2022. С. 111-113.

5. Бормотова Т.М., Данакин Н.С. Общеизвестные товарные знаки: от социальных оснований к социальным последствиям // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 3 (141). С. 80-81.

6. Шебанова Н.А. Нетрадиционные товарные знаки как новые формы общения // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики.: сборник научных трудов IX Международного юридического форума (IP FORUM). 2021. С. 365-368.

7. Shackell С., De Vine L. Quantifying the genericness of trademarks using natural language processing: an introduction with suggested metrics // Artificial Intelligence and Law. 2022. Vol. 30 (2). PP. 199220.

8. Ribeiro L.C., U.P. dos Santos, Muzaka V. Trademarks as an indicator of innovation: towards a fuller picture // Scientometrics. 2022. Vol. 127 (1). PP. 481-508.

9. Yang B., Yuan T. Trademark and IPO underpricing // Financial Management. 2022. Vol. 51 (1). PP. 271-296.

10. Dmitriev A.Y., Zagidullin R.S., Mitroshkina T.A. Special aspects of quality assurance in the design, manufacture, testing of aerospace engineering products // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 714 (2020) 012006. D0I:10.1088/1757-899X/714/1/012006.

11. Загидуллин Р.С., Дмитриев А.Я., Родионов Н.В. Основные положения квалиметрической оценки алгоритма решения изобретательских задач в области информационных технологий // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. №5. С. 199-206. DOI: 10.24412/2071-6168-2022-5-199-207. DOI: 10.24412/2071-6168-2022-2-598-603.

12. Родионов Н.В., Загидуллин Р.С., Филиппова Т.С. Повышение качества стимулирования инновационной активности на промышленном предприятии // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. №2. С. 598-603.

13. Филиппова Т.С., Дмитриев А.Я., Загидуллин Р.С. Инжиниринг качества сельскохозяйственного беспилотного летательного аппарата // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2021. №5. С. 543-548. DOI: 10.24412/2071-6168-2021-5-543-548.

14. ГК РФ Статья 1482. Виды товарных знаков // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64629/5e59f46fa72e592f7a8acd44b01e023e03e26944/#:~:text=1.,%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B E%D0%BC%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D1 %86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D0%BE%D1%87% D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8. (дата обращения: 10.10.2022).

Родионов Никита Вадимович, аспирант, инженер-экономист, nikitarodionov.info@gmail. com, Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, АО «Ракетно-космический центр «Прогресс»,

Загидуллин Радмир Салимьянович, аспирант, ведущий инженер-конструктор, Zagidullin_Radmir@mail.ru, Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва, АО «Ракетно-космический центр «Прогресс»,

Филиппова Татьяна Сергеевна, аспирантка, t.s.philippova@gmail.com, Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва,

Косенкова Анастасия Владимировна, канд. техн. наук, ведущий инженер-конструктор, kosenkova.AV@yandex.ru, Россия, Москва, АО «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина»

QUALIMETRIC ASPECTS OF TRADEMARKS IN THE ROCKET AND SPACE INDUSTRY N.V. Rodionov, R.S. Zagidullin, T.S. Filippova, A.V. Tarasova

The commercialization of enterprises for the creation of rocket and space technology is a predominant direction for increasing the promotion and marketing of innovative products. At the same time, the development of trademarks should be carried out on the basis of the application of modern knowledge in the field of perception of quality indicators of innovative products. In this paper, a problem is posed, which is characterized by a low level of quality execution of the external appearance of domestic trademarks of rocket and space technology enterprises. As a solution to the problem, based on domestic and foreign experience of leading innovative

437

companies, recommendations are given for developing the appearance of trademarks for enterprises in the rocket and space industry. The result of the work is a comparative analysis of the quality indicators of existing domestic patented trademarks of enterprises in the rocket and space industry with respect to patented trademarks of foreign enterprises in the rocket and space industry. The paper presents general information about innovation in the field of trademark quality assurance. Information about the novelty, relevance, theoretical and practical significance of creating high-quality trademarks is presented.

Key words: innovation, quality, trademarks, commercialization, analysis.

Rodionov Nikita Vadimovich, postgraduate, engineer-economist, nikitarodionov. info@,gmail. com, Russia, Samara, Samara National Research University, Joint Stock Company Space Rocket Centre Progress.

Zagidullin Radmir Salimyanovich, postgraduate, principal design engineer, Zasidullin_Radmir@mail.ru, Russia, Samara, Samara National Research University, Joint Stock Company Space Rocket Centre Progress.

Filippova Tatiana Sergeevna, postgraduate, t.s.philippova@gmail.com, Russia, Samara, Samara National Research University.

Kosenkova Anastasia Vladimirovna, candidate of technical sciences, principal design engineer, kosenkova.AV@yandex.ru, Russia, Moscow, Joint Stock Company Scientific and Production Association named after S. A. Lavochkin

УДК 004.032.26

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-2-438-443

НЕЙРОНЫ В НЕЙРОННЫХ СЕТЯХ

В.М. Панарин, К.В. Гришаков, А.А. Маслова, О.В. Гришакова, А.В. Архипов

Рассмотрен нейрон как в биологическом контексте, так и в контексте искусственной нейронной сети. В контексте нейронной сети нейрон является наиболее фундаментальной единицей обработки. Это также называется персептроном. Нейронная сеть основана на том, как работает человеческий мозг. Описаны слои нейронной сети.

Ключевые слова: нейронные сети, искусственные нейронные сети, нейрон.

Помимо живого мира, в области искусственных нейронных сетей информатики нейрон представляет собой набор входных данных, набор весов и функцию активации. Он преобразует эти входные данные в единый выходной сигнал. Другой слой нейронов выбирает этот вывод в качестве своего ввода, и это продолжается и продолжается. Как правило, с биологической точки зрения нейроны находят как часть центральной нервной системы и человеческого мозга. По сути, можно сказать, что каждый нейрон представляет собой математическую функцию, которая точно имитирует функционирование биологического нейрона. На рис. 1 показана типичная нейронная сеть [1].

Биологический нейрон. Определить нейроны можно как носители информации, которые используют электрические импульсы и химические сигналы для передачи информации. Нейроны передают информацию в следующих двух областях:

- различные части мозга;

- мозг и нервная система.

Таким образом, все, о чем человек думает, чувствует и позже делает, связано с работой нейронов [1-3]. На рис. 2 представлен биологический нейрон.

Нейрон состоит из следующих трех основных частей:

- тело клетки;

- терминалы аксонов;

- расширение дендрита клетки.

На рис. 3 показана архитектура биологического нейрона.

Ядро в теле клетки контролирует функционирование клетки. Терминалы аксона (имеющее длинный хвост) передает сообщения из клетки. Терминалы дендритов (как ветка дерева) получает сообщения для ячейки.

Можно резюмировать, что биологические нейроны взаимодействуют друг с другом, посылая химические вещества, называемые нейротрансмиттерами, через крошечное пространство, называемое синапсом, между аксонами и дендритами соседних нейронов [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.