Квалифицированные кадры - приоритетный вопрос в управлении АПК
И.А. Семаева, научный сотрудник, ГНУ ВНИОПТУСХ
Важнейшее звено агропромышленного комплекса — сельское хозяйство — занимает особое место не только в АПК, но и среди всех отраслей экономики. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75% покрывается за счёт сельского хозяйства. При этом расходы на продукты питания составляют почти половину затрат бюджета средней российской семьи [1]. Результаты деятельности многих современных предприятий и накопленный ими опыт принципов и методов работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, способных к высокопроизводительному труду, и обеспечение высокого уровня профессионализма и квалификации работников являются решающими факторами эффективности агропромышленного производства и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции [2].
В развитых странах, по существующим оценкам, от 50 до 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом. Инновации становятся обязательным условием и основным «мотором» развития всех секторов
промышленности и сферы услуг [3] . Очевидно, что центральными аспектами модернизации агропромышленного комплекса, в том числе сельского хозяйства, являются следующие факторы:
— уровень технологий;
— системы управления и системные связи (кооперация, логистика);
— современные квалифицированные кадры и уровень подготовки.
Таким образом, кадровое обеспечение сельского хозяйства должно рассматриваться сегодня в качестве стратегической задачи на уровне государства.
В целях обеспечения организаций народного хозяйства Российской Федерации специалистами в области управления и организации производства, отвечающими современным требованиям экономики и стандартам образования, с 1996 г. реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров. Ход реализации программы включает ступени конкурсного отбора специалистов, их подготовки в образовательных учреждениях и финальную стажировку в ведущих зарубежных или отечественных предприятиях. Каждый год не менее 5000 руководителей ре-
ального сектора экономики проходят обучение по Президентской программе.
Например, по Президентской программе в Самарской области проходят переподготовку руководители высшего и среднего уровней управления агропромышленного комплекса (директора и председатели сельскохозяйственных предприятий, главы фермерских хозяйств, главные агрономы и др.), которые выделены в целевую группу АПК с подготовкой по специализированной программе с учётом региональных особенностей. К 2008 г. было подготовлено 145 менеджеров для сельскохозяйственных предприятий Самарской области, которые на региональном рынке труда заметно повысили свою конкурентоспособность (рис 1).
Однако принимаемые со стороны государства и органов местного самоуправления меры пока не содержат системного регулирования экономических отношений в сельском хозяйстве. Формирование кадрового потенциала АПК происходит на фоне сложных и противоречивых процессов. С одной стороны, отмечается стабилизация производства сельскохозяйственной продукции, а с другой — стремительно ухудшается материально-техническая оснащенность отрасли.
Несмотря на высокие темпы роста сельскохозяйственной продукции, экономические показатели не улучшились. Прибыль сельскохозяйственных организаций в 2008 г., по отчётам Минсельхоза России, составила 117,4 млрд. руб., что лишь на 11,6 млрд. рублей больше, чем в 2007 г., а рентабельность их снизилась с 17,2 до 15,3% [4]. Существенно возросла закредитован-ность хозяйств. Уровень обеспеченности отрасли кадрами не соответствует стоящим перед ней практическим и глобальным задачам.
За последние два года благодаря нацпроекту в АПК уже вложено 500 млрд. рублей. Столько же планируется потратить из госбюджета в течение ближайших пяти лет, не считая частных инвестиций. Несмотря на то, что в России действует масштабная сеть сельскохозяйственных учебных учреждений, ежегодно выпускающих
Рост конкурентоспособности выпускников на региональном рынке Самарской области
и У з1 2
О х
расширение полномочий в прежней должности
существенное повышение в зарплате
повышение в должности
серьезный карьерный рост
создание собственной компании
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Количество опрошенных (%)
Рис. 1 - Результаты опроса выпускников Президентской программы Самарской области
более 140 тыс. специалистов разного профиля и уровня подготовки, по-прежнему ощущается кадровый дефицит. В отрасли не хватает порядка 80 тысяч специалистов с высшим аграрным образованием, в том числе главных агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, инженеров [5]. Продолжается процесс снижения численности руководителей и специалистов, работающих на сельскохозяйственных предприятиях, как по Российской Федерации в целом (-5,7 % в 2008 г. по отношению к 2007 г. и -38,4 % в 2008 г. по отношению к 2002 г.), так и в субъектах РФ.
Стремительно сокращается количество руководящих работников и специалистов, составляющих кадровый резерв АПК, понижается их конкурентоспособность (о чём печально свидетельствует анализ результатов аттестаций руководителей и динамика статистики прохождения ежегодного повышения квалификации), уменьшается число должностных замещений с использованием резерва.
Так, если в 2006 г. сокращение количества назначений оказалось равным 27,4, в 2007 г.
— 38,4, в 2008 г. — 53,3%, то в 2009 (на начало года) — 74,5%. Среднегодовой темп сокращения количества назначений из кадрового резерва руководителей сельскохозяйственных организаций составил 25% [6]. Остаётся высокой потребность в производственных специалистах, высококвалифицированном административном персонале.
Анализ квалификационной структуры руководителей сельскохозяйственных организаций за 2002—2008 г. показывает, что снижается не только общая численность, но и квалификация управленческих кадров в целом. В среднем аттестацию за четыре исследуемых года не прошли 20,6 руководителей, то есть каждый пятый. На начало 2009 г. доля аттестованных руководителей сократилась практически в 2,5 раза по сравнению с данными на начало 2002 г. (когда был аттестован каждый пятый руководитель) и составила только 18,5% от общей численности руководителей организаций.
На начало 2009 г. из общего числа работающих специалистов АПК только 70 % имеют высшее образование, а повысили свою квалификацию по системе дополнительного профессионального образования только 13,2%, что на 5 % меньше, чем в 2002 г.
Увеличение численности руководителей и специалистов хозяйств с высшим и средним специальным образованием лишь частично решит проблему повышения кадрового потенциала аграрного сектора. Так, ежегодный выпуск высших учебных заведений, подведомственных Минсельхозу России, составляет:
— более 100 тыс. руководителей и специалистов АПК проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку;
63,7
48,8
39,5
— 2,5 тыс. чел. — со средним специальным профессиональным образованием;
— более 80 тыс. специалистов — с высшим профессиональным образованием.
Печальна картина закрепляемости выпускников аграрных учреждений и молодых специалистов на предприятиях аграрного профиля. Очевидно, что средний уровень оплаты труда, который в сельском хозяйстве более чем в два раза меньше среднего аналогичного показателя по стране, не может быть весомым аргументом для привлечения и закрепления новых кадров на местах. Так, в 2008 г. только 9,6% от общего числа подготовленных специалистов после образовательных учреждений пришли и остались работать в сельхозорганизациях, что в целом сохраняет тенденцию последних 7 лет (рис. 2). При этом уровень подготовки специалистов в большинстве аграрных учебных учреждений не отвечает в должной мере тенденциям рыночной экономики сегодня.
В условиях, когда современному производству, ориентированному на интенсивное использование современных технологий, увеличение качества выпускаемой продукции за счёт эффективного использования имеющихся производственных резервов, умелое привлечение и использование инвестиций, практически 80%
[7] руководителей сельскохозяйственных, перерабатывающих и пищевых предприятий имеют базовое образование технико-технического направления (механики, зоотехники, инженеры-технологи, агрономы и т.д.).
Актуальность кадровой проблемы, как известно, назрела не первый день. Представляется правильным мнение профессора А.М. Козиной
[8], что организационно-экономический потенциал управленческих мер, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 10
Рис. 2 - Динамика закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях
февраля 2000 г. № 117 «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса», в основном исчерпал себя как на федеральном, так и на региональном уровнях. Требуются принципиально новые современные подходы к решению проблем формирования и эффективного использования кадров в отрасли.
На региональном форуме «Стратегия Российской Федерации по модернизации АПК — перспективы для российско-германского сотрудничества», который проходил в 2010 г. в рамках международной выставки «Зелёная неделя», среди инновационных подходов к управлению агропромышленного комплекса министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Е. Скрынник первым аспектом отметила создание Единой информационной системы государственного информационного обеспечения АПК.
В направлении, обозначенном на уровне Правительства РФ, в русле изменения кадровой картины одним из доступных и эффективных инструментов для реализации планов по модернизации АПК в рамках государственной стратегии является построение системы мониторинга и подбора кадров с использованием современных информационных технологий.
Предлагаемая модель представляет собой интегрированную комплексную систему с подключением в свой ареал образовательных учреждений, научно-исследовательских институтов, государственных структур управления, предприятий и т.д., построенную в глобальной мировой сети Интернет.
Возможности такой системы могут реализовать:
— оценку и подбор квалифицированных кадров с диапазоном охвата от одного населённого пункта до региона и всей страны;
— активное содействие повышению квалификации, обучения и переподготовки аграрных кадров;
— оперативный мониторинг потребностей рынка труда на предмет нужной квалификации и опыта работников;
— стимулирование ротации профессиональных кадров, трудоустройство путём формирования базы предложений работодателей и работников;
— способствовать приобретению и применению необходимого опыта работы;
— способствовать решению многих других актуальных проблем в кадровом обеспечении АПК.
Подводя итог, следует отметить, что построение оптимальной системы кадрового обеспечения АПК является комплексной задачей, которая должна решаться в общем случае с помощью эффективного механизма государственного регулирования.
Только активное использование инновационных подходов, всестороннее совокупное применение современных решений и отлаженных успешных практических подходов могут сдвинуть тот огромный груз проблем рынка труда квалифицированного персонала, который при выдающемся ресурсном потенциале РФ является ингибитором развития сельского хозяйства.
Литература
1. Доценко И. Комплексные агропроизводственные объединения — поддержка малого агробизнеса // Экономика сельского хозяйства России. 2010. №3. С. 21.
2. Кузнецова А.Р. Проблемы формирования и использования кадрового потенциала аграрного сектора// иЯЬ: 11Нр://\¥\¥\¥. agromage.com/stat_id.php7icH396
3. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2025 г.)// URL: http://mon.gov.ru. 606 с.
4. Национальный доклад о ходе реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы. М., 2009. С. 8.
5. Школкина Н.В. «Кадры решают все» — не идеологический антиквариат, а стратегическая потребность // URL: http:// www.mcx.ru/documents/ document/show/4241.136.htm
6. Урусов В.Ф. Мониторинг кадрового обеспечения организаций АПК в России (2002-2008 гг.). М.: ФГОУ РАКО АПК,
2009. 320 с.
7. Бутковский В.А. Без качественных специалистов продбе-зопасность не обеспечить //Информационный бюллетень.
2010. №1. С. 41-43.
8. Козина А.М. Кадровое обеспечение села //Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2008. №3. С, 64-65.