Научная статья на тему 'Квалификационные характеристики выпускников аграрных вузов как основа качества подготовки специалистов для сельского хозяйства'

Квалификационные характеристики выпускников аграрных вузов как основа качества подготовки специалистов для сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумова Наталья Александровна

Автор осуществляет сравнительный анализ квалифицированных характеристик государственных стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалификационные характеристики выпускников аграрных вузов как основа качества подготовки специалистов для сельского хозяйства»

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ... является универсальной основой для формирования навыков любой профессиональной деятельности, поскольку, отличаясь пластичностью и динамичностью, обладает высокими адаптивными качествами. А этот процесс изоморфен формированию знаниевого, ценностно-отношенческого, поведенческого компонентов ПК. Будущий учитель математики, «наделенный» этими компонентами ПК, должен обеспечить развитие творческой личности, которое проявится в творческом характере мышления и деятельности, в способности переносить и адаптировать способы деятельности к разным условиям и ситуациям, в способности выделять, анализировать и прогнозировать явления и ситуации, описывать и объяснять их, а также способности планировать, самостоятельно конструировать и осуществлять собственную профессиональную деятельность.

Библиографический список

1. Асадуллин, Р. М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук / Р. М. Асадуллин. - М., 2000. - 389 с.

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллектив. монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпициной. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 392 с.

3. Коган, Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л. Н. Коган. - М.: Знание, 1981. - 63 с.

4. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. И. Пискунов. - М.: Просвещение, 1981. - 528 с.

5. Духова, Л. И. Теоретико-методологические предпосылки исследования субкультуры учителя / Л. И. Духова, Л. С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - с. 82 - 95.

УДК 378

Н. А. Абакумова

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКОВ

АГРАРНЫХ ВУЗОВ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Сельское хозяйство России выполняет жизненно важную роль в экономике страны, так как от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса (АПК) зависит успешное развитие всей экономики страны, повышение благосостояния народа, удовлетворение возрастающих потребно-

стей населения, а также социальное развития села. Но, в свою очередь, эффективность развития сельскохозяйственного производства во многом зависит от уровня квалификации специалистов села.

На протяжении ХХ в. постоянно менялись требования к будущим специалистам сельского хозяйства со стороны государства, общества и личности. Огромную роль в повышении качества подготовки специалиста играют четко сформулированные квалификационные характеристики выпускников, соответствующие потребностям АПК, общества и государства.

Существенный толчок к разработке квалификационных характеристик выпускников вузов был дан в конце 1970-х гг. решениями директивных органов, зафиксировавших новую ориентацию высшего образования - ориентацию на качество. Так, на основании решения ХХУ1 съезда, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. «О дальнейшем развитии высшей школы и повышения качества подготовки специалистов», а также на основании постановления Совета Министров СССР от 27 января 1978 г. «О совершенствовании планирования подготовки специалистов и улучшении использования выпускников высших и средних специальных учебных заведений в народном хозяйстве» Министерство высшего и среднего специального образования СССР утвердило и ввело в действие квалификационные характеристики [4].

На основании Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» [3], постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» [5], «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», принятых в 1994 г., были введены государственные образовательные стандарты первого поколения по различным направлениям подготовки специалистов, в которые вошли квалификационные характеристики.

В связи с тем, что Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятый в 1996 г., расширил и уточнил понятие «государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования», в 2000 г. вводятся государственные образовательные стандарты второго поколения по различным направлениям подготовки специалистов, основной частью которых являются квалификационные характеристики.

Так, сравнительный анализ квалификационных характеристик выпускников по специальности «Механизация сельского хозяйства» с 1981 г. по 2000 г. показывает, что в течение ХХ в. существенным образом изменилось назначение инженеров по специальности «Механизация сельского хозяйства».

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ...

Согласно квалификационной характеристике инженера по специальности «Механизация сельского хозяйства» 1981 г., специалист предназначен для работы в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, в научных организациях. В госстандарте по специальности «Механизация сельского хозяйства» 1995 г. инженер, кроме вышеназванных учреждений, предназначен также для работы в сельскохозяйственных кооперативах; ассоциациях; сервисных предприятиях и объединениях; проектно-конструкторских организациях; машиноиспытательных станциях; научно-исследовательских и проектных институтах, где будущий выпускник может работать в должностях заведующего ремонтной мастерской, заведующего машинным двором, заведующего гаражом, инженера по сельскохозяйственным машинам, инженера по механизации процессов в животноводстве, научного сотрудника и в других должностях, предусмотренных номенклатурами должностей для замещения специалистами с высшим профессиональным образованием. В госстандарте 2000 г. по направлению «Агроинженерия» более четко сформулирована сфера назначения выпускника по специальности «Механизация сельского хозяйства». Так, инженер по данной специальности подготовлен для работы:

- на предприятиях (в цехах) агропромышленного профиля различных форм собственности, в колхозах, совхозах, кооперативах, арендных коллективах, ассоциациях фермерских хозяйств, межхозяйственных и других предприятиях, ведущих заготовку, хранение и первичную переработку продукции растениеводства и животноводства, машинно-технологических станциях;

- на предприятиях и в организациях по обслуживанию, монтажу, наладке, эксплуатации и ремонту электрооборудования, энергетических установок, контрольно-измерительных приборов и технических средств автоматики сельскохозяйственного назначения;

- в учреждениях по организации и управлению сельскохозяйственным производством; консультационных центрах по менеджменту и маркетингу сельскохозяйственной техники, технологического и электротехнического оборудования, энергетических установок и средств автоматики;

- на машиноиспытательных станциях, в научно-исследовательских и проектных институтах, проектно-конструкторских организациях.

Таким образом, в 1990 - е годы значительно расширилась сфера назначения инженера-механика по специальности «Механизация сельского хозяйства».

Кроме того, как показывает анализ, изменились виды деятельности, к которым должен быть подготовлен будущий выпускник.

Согласно квалификационной характеристике 1981 г., инженер должен быть подготовлен к следующим видам деятельности:

- производственно-технологической;

- организационно-управленческой;

- исследовательской.

В Госстандарте 1995 г. по специальности «Механизация сельского хозяйства» выделяются следующие виды деятельности выпускников:

- эксплуатационная;

- технологическая;

- экспериментально-исследовательская;

- проектно-конструкторская и консультативная.

Согласно образовательному стандарту 2000 г. по направлению «Агроинженерия», видами деятельности являются:

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая;

- экспериментально-исследовательская;

- проектно-технологическая.

Как можно заметить, постоянно происходит переформулировка видов деятельности, к которым должен быть подготовлен будущий инженер.

Объекты профессиональной деятельности инженера по специальности «Механизация сельского хозяйства» также претерпели некоторые изменения. Согласно квалификационной характеристике 1981 г., объектами профессиональной деятельности являются область механизации процессов сельскохозяйственного производства; технологии и организация ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с полученной специализацией.

Госстандарт 1995 г. по специальности «Механизация сельского хозяйства» указывает, что объектами профессиональной деятельности инженера являются: тракторы, автомобили, комбайны, другая сельскохозяйственная техника и технологии технического обслуживания, ремонта и использования машин при производстве, хранении и транспортировании продукции растениеводства и животноводства.

В свою очередь, объектами профессиональной деятельности выпускников по специальности «Механизация сельского хозяйства» в образовательном стандарте 2000 г. по направлению «Агроинженерия» являются: машинные технологии и системы машин для производства, хранения и транспортирования продукции растениеводства и животноводства; технологии и средства технического обслуживания, диагностирования и ремонта машин; машины, приборы и оборудование машиноиспытательных станций и предприятий технического сервиса; нормативно-техническая документация; машины, установки, аппараты. Как показывает анализ, существенной трансформации в объектах профессиональной деятельности не произошло, единственное отличие заключается в детализации объектов профессиональной деятельности, представленных в госстандартах 1995 и 2000 гг.

Квалификационные характеристики выпускников 1981 г. и госстандарты 1995 г. и 2000 гг., кроме характеристики сферы деятельности специалиста,

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ... также содержат требования к уровню подготовки выпускника. Проанализируем требования, предъявляемые к уровню общей образованности выпускника по специальности «Механизация сельского хозяйства».

В 1981 г., согласно квалификационной характеристике выпускника по специальности «Механизация сельского хозяйства», к общему уровню образованности инженера предъявлялись следующие требования:

- должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки;

- обладать хорошим знанием основ марксистско-ленинского учения, широкой эрудицией и культурой, ясно видеть политические цели партии и страны;

- должен обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, ответственно относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите социалистической Родины;

- должен сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, непрерывно пополнять свои знания, расширять общественно-политический кругозор;

- уметь на практике применять принципы научной организации труда;

- владеть передовыми методами управления трудовыми коллективами, навыками политико - воспитательной работы среди трудящихся.

В свою очередь, в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования 1995 г. по специальности « Механизация сельского хозяйства» к общему уровню образованности выпускника предъявлены следующие требования:

- знать основные учения в области гуманитарных и социально-экономических наук, уметь научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке технических, экологических и социальных проектов;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеть культурой мышления, знать его общие законы, уметь в письменной и устной речи правильно оформлять его результаты;

- уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в сфере его профессиональной деятельности;

- быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- быть способным к проектной деятельности в профессиональной сфере, уметь создавать и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- уметь ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- быть готовым к работе в коллективе, знать методы управления, уметь организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения;

- быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности.

В образовательном стандарте по направлению «Агроинженерия» 2000 г. [2] требования к общему уровню образованности инженера отсутствуют.

На основе анализа требований к общему уровню образованности инженера, представленных в квалификационных характеристиках, госстандартах, можно сделать следующий вывод: произошла существенная трансформация требований, предъявляемых к инженерам по специальности «Механизация сельского хозяйства». Произошел отказ от идеологии и переход к плюралистическому видению мира, потребовался специалист, не просто владеющий специальными знаниями и граждански ответственный, но и обладающий развитой способностью творческого подхода к решению профессиональных задач, умеющий ориентироваться в нестандартных условиях и нештатных ситуациях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план необходимых действий.

Таким образом, сравнительный анализ квалификационных характеристик, госстандартов показывает, что произошла трансформация сферы деятельности инженеров сельского хозяйства, а также требований, предъявляемых со стороны государства, АПК и общества. Но при этом можно отметить, что для квалификационных характеристик, включенных в образовательные стандарты по специальности «Механизация сельского хозяйства» 1995 г. и по направлению «Агроинженерия» 2000 г. характерна нечеткая формулировка основных видов профессиональной деятельности инженера. Отсутствие требований к общему уровню образованности инженера в госстандарте по направлению «Агроинженерия» 2000 г. говорит также о том, что необходимы дополнительные специальные исследования для повышения качества стандарта третьего поколения.

К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ...

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 311300 - Механизация сельского хозяйства. Квалификация - инженер. Вводится в действие с даты утверждения. - М., 1995.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 660300 - Агроинженерия. Квалификация - инженер. Вводится с момента утверждения. - М., 2000.

3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1(ред. от 06.07.2006) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 150.

4. Квалификационная характеристика инженера-механика по специальности «Механизация сельского хозяйства». - М., 1981.

5. Постановление Правительства РФ от 10.08.1993 № 773 (ред. от 27.12.1994) «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993 - № 33. -Ст. 3097.

6. Игнатова, В. В. Студент вуза как субъект профессионально-культурного становления / В. В. Игнатова, О. А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 1. - С. 88-95.

УДК 378

Л. А. Суханова

К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРОДУЦИРОВАНИЮ СОБСТВЕННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

В научном стиле в зависимости от типа адресата и целевых установок выделяются тексты: 1) академические, адресованные специалистам (монографии, научные статьи, диссертации); 2) учебные (тексты учебников, учебных пособий), адресованные будущим специалистам; 3) научно-популярные, адресованные неспециалистам. Каждый жанр выработал в ходе научной практики свою типовую структуру. Она объективирует сведения, обеспечивая оптимальный порядок и отбор необходимой и достаточной информации, а читателю позволяет ориентироваться в тексте.

По мнению исследователей, фактором, влияющим на формирование структурно-смысловой ткани текста, является способ изложения передаваемой в тексте информации, который характеризует подтемы низшего яруса деления и определяет как форму и содержание составляющих, так и логические связи между ними. Композиционные части текста - описание, пове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.