В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА
Н.А. Абакумова ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ХХ-ХХ1 ВВ.
Преамбула. В статье проводится исторический анализ и анализ учебных планов, образовательных программ подготовки инженеров для сельского хозяйства в ХХ—ХХ1 вв. Автор показывает, что существенные изменения в подготовке инженеров для сельского хозяйства произошли в 30-е и 90-е годыХХ столетия. Также в данной статье выявляются отличительные особенности содержания подготовки инженеров для сельского хозяйства.
Содержание образования определяет социальные связи и общие условия жизнедеятельности людей, вовлечённых в сферу производства. Как показывает исторический анализ и анализ учебных планов, за XX столетие в российском обществе содержание обучения специалистов для сельского хозяйства претерпело значительные изменения, обусловленные рядом социально-экономических, социальнокультурных факторов.
С преобразованием в 1894 году Петровской академии в сельскохозяйственный институт начинается отсчет развития агроинженерного образования. В институте наряду с сельскохозяйственным отделением открывается сельскохозяйственно-инженерное отделение. Подготовку аг-рономов-инженеров также начали готовить в Го-рецкой академии, Воронежском, Петроградском и других сельскохозяйственных вузах, но изменились преподаваемые дисциплины и их содержание; в частности вводятся такие предметы, как теоретическая и строительная механика, начертательная геометрия, гидравлика, строительное искусство и другие. Срок обучения составлял четыре года. До 1905 года применяли курсовую систему контроля знаний, а затем в 1913 году её заменила предметная система: экзамены отменили, знания проверяли в течение всего года, а в конце последних трех месяцев проводили государственные экзамены. Каждый студент инженерного отделения, помимо курсовых задач и «малых» проектов, выполнял и «большой» дипломный проект. Обучение заканчивалось заключительными экзаменами и специальным проектом.
Таким образом, можно сказать, что до 20-х годов ХХ столетия готовили инженеров широкого профиля, при этом надо отметить, используя
данную систему обучения выпускали небольшое количество специалистов. Так, в первые 10 лет Московский сельскохозяйственный институт подготовил всего 37 агроинженеров [4].
Начиная с 1922 года, универсально-агрономическая система обучения заменятся факультативной, а новые учебные планы по подготовке инженеров для сельского хозяйства характеризуются механико-математической направленностью дисциплин; расширяется лабораторная база, увеличивается объем часов на выполнение практических и исследовательских работ. Учебные планы в этот период отличались многопредметнос-тью: число изучаемых дисциплин доходило до 50. Каждый студент выполнял два раздела (технологический и конструктивный) курсового и дипломного проектов. Отличительной особенностью являлось то, что содержание обучения разрабатывалось и корректировалось самими высшими учебными заведениями.
В связи с принятием Постановления СНК СССР от 23 июля 1930 года «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» сельскохозяйственные учебные заведения были переданы в ведение отраслевых сельскохозяйственных объединений Народного комиссариата земледелия Союза ССР и народных комиссариатов земледелия союзных республик. При этом количество специальностей строго определялось, а также было характерно жесткое централизованное управление по формированию содержания образования. В каждое высшее учебное заведение отправлялись типовые учебные планы, при этом в распоряжение ученого совета вуза предоставлялось около 1000 учебных часов.
Период 1930-х годов характеризуется началом интенсивного развития агроинженерного обра-
256
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007
© Н.А. Абакумова, 2007
зования, так как деревня России выходила на новый уровень производственно-технической культуры, которая раньше ей была неизвестна. Появились такие специальности как: «Механизация сельского хозяйства» и «Электрификация сельского хозяйства», происходила разработка и корректировка учебных планов. До 90-х ХХ столетия процесс развития агроинженерного образования продолжался.
Таким образом, можно отметить, что с 1959 года количество изучаемых дисциплин значительно сократилось по сравнению с учебными планами начала ХХ века; гуманитарный блок дисциплин в учебных планах того времени практически отсутствовал, но были включены предметы, которые отвечали за идеологическое воспитание будущих специалистов.
Большее количество дисциплин в этих планах отводилось на общепрофессиональную подготовку будущего инженера, которая также характеризуется механико-математической направленностью. Согласно учебному плану по специальности 1509 «Механизация сельского хозяйства», изучались такие дисциплины как: высшая математика (400 часов); физика (300 часов); теоретическая механика (190 часов); начертательная геометрия и машиностроительное черчение (230 часов); сопротивление металлов (190 часов); теория механизмов и машин (130 часов); детали машин и подъёмно-транспортные машины (190 часов); гидравлика и сельхозводоснабжение (70 часов) и др.
Количество естественно-научных дисциплин в учебном плане 1959 года было незначительным. Так, всего отводилось 350 часов на изучение обшей химии (130 часов) и земледелия, растениеводства и основ животноводства (220 часов). Необходимо отметить, что в учебный план входили дисциплины, которые отвечали за экономическую подготовку специалиста, а также за умение вести бухгалтерский учет в сельскохозяйственных предприятиях.
Таким образом, можно отметить, что по сравнению с началом 1920-х годов стали готовить не агроинженеров, а иженеров более узкого профиля.
Кроме того, в данный учебный план входил примерный перечень специальных дисциплин, изучаемых применительно к зоне по решению Совета вуза. Это были следующие дисциплины: сельскохозяйственные машины (230 часов); тракторы и автомобили (230 часов); механизация животноводческих ферм (100 часов); ремонт трак-
торов, автомобилей и сельскохозяйственных машин (140 часов); эксплуатация машинно-тракторного парка (150 часов).
Таким образом, в распоряжении Совета вуза предоставлялось только около 1000 учебных часов, которыми он мог распорядиться при составлении учебных программ и методических указаний к изучению специальных дисциплин, с учетом зональных особенностей в подготовке специалистов для сельского хозяйства.
Итак, в начале 60-х годов ХХ века готовили ин-женера-механика в основном к следующим видам деятельности: эксплутационной и технологической, особенностью содержания учебного плана 1959 года является его практическая направленность.
Анализ учебного плана по специальности 3113 «Механизация сельского хозяйства» 1988 года показывает, что по сравнению с учебным планом 1959 года количество часов, отводимых на учебную работу студентов, практически не изменился, но при этом количество аудиторных занятий сократилось примерно с 6000 до 4054 часов. Остальные часы, а именно 3648 часов, были направлены на индивидуальные занятия студентов, а также на их самостоятельную работу.
Сравнительный анализ учебных планов по специальности «Механизация сельского хозяйства» 1959 и 1988 годов показывает, что существенных изменений в гуманитарной подготовке будущего инженера не произошло, сохранилась идеологическая направленность.
Что касается экономической подготовки будущего инженера, акцент переместился на умение управлять сельскохозяйственным производством.
В свою очередь, механико-математическая направленность общепрофессиональных дисциплин не изменилась, но существенным отличием от учебного плана 1959 года стало появление новой дисциплины «Вычислительная техника и программирование», на которую отводилось 170 часов, а также при изучении дисциплины высшая математика, обязательным стало изучение математических моделей расчетов на ЭВМ.
Таким образом, перед будущим инженером сельского хозяйства поставили задачу применения информационных технологий в сельскохозяйственном производстве.
Как показывает анализ, в перечень дисциплин, добавились две новые: 1) технология производства продукции растениеводства и основы экологии; 2) механизация и технология производства
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007
257
продукции животноводства, что говорит о расширении специальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать будущий инженер. Также перед образованием поставлена задача формирования у будущего инженера экологического сознания.
Таким образом, происходит подготовка в основном к производственно-технологической и эксплуатационной видам деятельности, и не в значительной степени к организационно-управленческой и исследовательской.
Сравнительный анализ учебных планов 1959 года и 1988 года по специальности «Механизация сельского хозяйства» показывает, что помимо дипломного проекта к концу 1980-х годов в итоговую аттестацию были включены государственные экзамены по специальности и по марксизму-ленинизму. Также в учебном плане 1988 года появляется перечень специализаций, таких как: 1) Механизация земледелия; 2) Механизация животноводства; 3) Ремонт сельскохозяйственной техники; 4) Испытание сельскохозяйственной техники, что говорит, об углублении теоретической подготовки будущего инженера по сравнению с 1960-и годами.
Но как показывает анализ, коренных изменений в содержании подготовки будущих инжене-ров-механиков не произошло. Коренные изменения в содержании подготовки инженеров-меха-ников произошли в 1990-е годы.
Как показывает анализ Госстандартов по специальностям «Механизация сельского хозяйства» и «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции» 1995 и 1996 годов соответственно, перечень дисциплин был распределен по циклам, выделились: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общих математических и естественно научных; общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Произошло существенное изменение блока гуманитарных дисциплин, увеличилось количество часов, а именно отводится 1800 часов. Добавились 10 новых общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, произошел отказ от идеологического заказа и был осуществлен переход к плюралистическому видению мира. В свою, очередь, практически не изменился блок математических и естественно-научных дисциплин, а также никаких изменений не произошло в перечне специальных и общепрофессиональных дисциплин по специальности «Механизация сельского хозяйства».
В свою очередь, сравнительный анализ цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальностям «Механизация сельского хозяйства» и «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции» показывает, что цикл общепрофессиональных дисциплин полностью совпадает. Существенно различается перечень специальных дисциплин, но можно отметить, что содержание дисциплин имеет много общего.
Кроме того, впервые вузу позволено учитывать национально-региональный компонент и в связи с этим разрабатывать образовательные программы.
Анализ госстандарта 2000 года по направлению «Агроинженерия» показывает, что никаких существенных изменений в циклах общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общих математических и естественно научных, а также общепрофессинальных дисциплин не произошло. Что касается цикла специальных дисциплин по специальностям «Механизация сельского хозяйства» и «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции» входящих в направление «Агроинженерия», то сравнительный анализ показывает, что также не произошло существенных изменений.
Итак, можно отметить, что существенная трансформация произошла только в блоке гуманитарных дисциплин, что касается остальных предметов то существенной трансформации не отмечено.
Анализ учебных планов, госстандартов показывает, что существенные изменения в содержании образования подготовки специалистов для сельского хозяйства произошли в 30-е и 90-е годы ХХ столетия. Эти периоды характеризуется изменением форм собственности сельского хозяйства, а также социально-политическими трансформациями в государстве. В остальные рассматриваемые временные периоды существенных изменений в содержании подготовки специалистов для сельского хозяйства не отмечается.
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 660300 - Агроинженерия. Квалификация - инженер. Вводится с момента утверждения. - М., 2000.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к обязательному
258
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007
минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 311300 - Механизация сельского хозяйства. Квалификация - инженер. Вводится в действие с даты утверждения. -М., 1995.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженеров по специальности 311500 - Механизация переработки сельскохозяйственной продукции. Действует в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 1999 г. - М., 1996.
4. Кленин Н.И. Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина (1930-2005). - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. - 140 с.
5. Учебный план специальности № 3113 «Механизация сельского хозяйства». Квалификация специалиста - инженер-механик // Учебные планы для сельскохозяйственных вузов. - М., 1989.
6. Учебный план специальности 1509 «Механизация сельского хозяйства». Квалификация специалиста - инженер-механик // Учебные планы сельскохозяйственных высших учебных заведений. - М., 1959.
С.А. Дьяченко ИЗУЧЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПАКЕТОВ СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ*
Преамбула. В статье рассмотрены особенности применения различных прикладных математических пакетов при обучении студентов гуманитарных специальностей математическим методам обработки данных.
Развитие информационного пространства в России требует внесения кардинальных изменений в систему высшего профессионального обучения, одной из основных целей которого является подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих не только достаточный уровень знаний, но и практические навыки их применения. Будущий специалист должен уметь на основе полученных знаний анализировать социально значимые проблемы и процессы и уметь использовать информ-ционно-аналитические методы в профессиональной деятельности. Однако изучение математических наук студентами и аспирантами гуманитарных специальностей вызывает ряд трудностей. В связи с этим возникает необходимость довести изучение математических методов до простых и доступных алгоритмов, что достигается использованием новейших образовательных и информационных технологий, обеспечивающих адекватное восприятие студентами сложных явлений.
Одной из основ подготовки студентов гуманитарных специальностей является изучение ими на первом курсе математики и информатики, что позволяет изучить общие закономерности и уметь их графически интерпретировать, а также
позволяет освоить компьютерные методы сбора, переработки, хранения и использования информации. Эти дисциплины являются фундаментом для изучения экономико-математических методов в управлении, эконометрике, финансовой математике, статистике и других дисциплин, которые позволяют решать профессиональные задачи информационно-аналитическими методами.
При изучении математики особое место отводится разработке лабораторных работ и лабораторных практикумов на базе математических пакетов MatCAD и МаШетайса. Эти программные продукты сочетает в себе простоту использования и возможность автоматизировать многие рутинные преобразования, поскольку достаточно правильно ввести математическое задание, чтобы в считанные секунды получить результат, что позволяет освободить студентов от трудоемких вычислений, отнимающих много времени, и сосредоточить внимание на решении профессиональных задач, не вдаваясь в подробности вычислений. Системы MatCAD и МаШетайса могут использоваться также в качестве справочников по основным разделам высшей математики и решению типичных задач с использованием компьютерных средств. Такая подготовка являет-
* Статья поступила в редакцию в 2006 году.
© С.А. Дьяченко, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007
259