Научная статья на тему 'Основные направления трансформации содержания подготовки специалистов для сельского хозяйства в XX-XXI вв'

Основные направления трансформации содержания подготовки специалистов для сельского хозяйства в XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумова Н. А.

В статье проводится исторический анализ и анализ учебных планов образовательных программ подготовки инженеров для сельского хозяйства в XX XXI вв. Автор показывает, что существенные изменения в подготовке инженеров для сельского хозяйства произошли в 30-е и 90-е годы XX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of transformation of the content of training programs for specialists of agriculture in XX-XXI centuries

In this article the author conducts the historical analysis and the analysis of the curricula, educational programs for agricultural engineers training in the XX-XXI centuries. The author shows that sufficient changes in the training of engineers for agriculture took place in the 30th and 90'" of the XX century. In the given article the distinguishing peculiarities of the content of training of engineers for agriculture are revealed.

Текст научной работы на тему «Основные направления трансформации содержания подготовки специалистов для сельского хозяйства в XX-XXI вв»

УДК " н. А. АБАКУМОВА

Алтайский государственный университет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В XX—XXI вв.

В статье проводится исторический анализ и анализ учебных планов образовательных программ подготовки инженеров для сельского хозяйства в XX — XXI вв. Автор показывает, что существенные изменения в подготовке инженеров для сельского хозяйства произошли в 30-е и 90-е годы XX столетия.

Содержание образования определяет социальные связи и общие условия жизнедеятельности людей, вовлечённых в сферу производства. Как показывает исторический анализ и анализ учебных планов, за XX столетие в российском обществе содержание обучения специалистов для сельского хозяйства претерпело значительные изменения, обусловленные рядом социально-экономических, социально-культурных факторов.

С преобразованием в 1894 году Петровской академии в сельскохозяйственный институт начинается отсчет развития агроинженерного образования: в институте наряду с сельскохозяйственным открывается сельскохозяйственно-инженерное отделение. Подготовку агрономов-инженеров также начали вести в Горецкой академии, Воронежском, Петроградском и других сельскохозяйственных вузах, но изменились преподаваемые дисциплины и их содержание; в частности, вводятся такие предметы, как теоретическая и строительная механика, начертательная геометрия, гидравлика, строительное искусство и другие. Срок обучения составлялчетыре года. До 1905 года применяли курсовую систему контроля знаний, а затем в 1913 году её заменила предметная система: экзамены отменили, знания проверяли в течение всего года, а в конце последних трех месяцев проводили государственные экзамены. Каждый студент инженерного отделения, помимо курсовых задач и «малых» проектов, выполнял и «большой» дипломный проект. Обучение заканчивалось заключительными экзаменами и специальным проектом.

Таким образом, можно сказать, что до 20-х годов XX столетия готовили инженеров широкого профиля, при этом, надо отметить, используя данную систему обучения, выпускали небольшое количество специалистов. Так, в первые 10 лет Московский сельскохозяйственный институт подготовил всего 37 аг-роинженеров [4).

Начиная с 1922 года универсально-агрономическая система обучения заменяется факультативной, а новые учебные планы по подготовке инженеров для сельского хозяйства характеризуются механико-математической направленностью дисциплин; расширяется лабораторная база, увеличивается объем часов на выполнение практических и исследовательских работ. Учебные планы в этот период отличались многопредметностью: число изучаемых дисциплин доходило до 50. Каждый студент выполнял

два раздела (технологический и конструктивный) курсового и дипломного проектов. Отличительной особенностью являлось то, что содержание обучения разрабатывалось и корректировалось самими высшими учебными заведениями.

В связи с принятием Постановления СНК СССР от 23 июля 1930 года «Ореорганизации вузов, техникумов и рабфаков» сельскохозяйственные учебные заведения были переданы в ведение отраслевых сельскохозяйственных объединений Народного комиссариата земледелия Союза ССР и народных комиссариатов земледелия союзных республик. При этом количество специальностей строго определялось, а также было характерно жесткое централизованное управление по формированию содержания образования. В каждое высшее учебное заведение отправлялись типовые учебные планы, при этом в распоряжение ученого совета вуза предоставлялось около 1000 учебных часов.

Период 1930-х годов характеризуется началом интенсивного развития агроинженерного образования, так как деревня России выходила на новый уровень производственно-технической культуры, которая раньше ей была неизвестна. Появились такие специальности, как «механизация сельского хозяйства» и «электрификация сельского хозяйства», происходила разработка и корректировка учебных планов. До 90-х годов XX столетия процесс развития агроинженерного образования продолжался.

Таким образом, можно отметить, что с 1959 года количество изучаемых дисциплин значительно сократилось по сравнению с учебными планами начала XX века; гуманитарный блок дисциплин в учебных планах того времени практически отсутствовал, но были включены предметы, которые отвечали за идеологическое воспитание будущих специалистов: история КПСС (150 часов); политическая экономия (150 часов); диалектический и исторический материализм (90 часов).

Большее количество дисциплин в этих планах отводилось на общепрофессиональную подготовку будущего инженера, которая также характеризуется механико-математической направленностью. Согласно учебному плану по специальности 1509 «механизация сельского хозяйства» изучались такие дисциплины, как высшая математика (400 часов); физика (300 часов);теоретическая механика (190 часов); начертательная геометрия и машиностроительное

черчение (230часов); сопротивление металлов (190 часов); теория механизмов и машин (130 часов); детали машин и подъёмно-транспортные машины (190 часов) ; гидравлика и сельхозводоснабжение (70 часов); электротехника и основы радиотехники (140 часов); технология металлов и дерева с учебными мастерскими (280 часов); металловедение и термическая обработка (80 часов); основы взаимозаменяемости и технические измерения (80 часов); топливо и смазочные материалы (40 часов); термодинамика и теплотехника (160 часов); электропривод и применение электрической энергии в сельском хозяйстве (120 часов); основы автоматизации производственных процессов в сельском хозяйстве (40 часов); основы техники безопасности и противопожарной охраны (40 часов).

Количество естественно-научных дисциплин в учебном плане 1959 года было незначительным. Так, всего отводилось 350 часов на изучение общей химии (130 часов) и земледелия, растениеводства и основ животноводства (220 часов). Необходимо отметить, что в учебный план входили дисциплины, которые отвечали за экономическую подготовку специалиста, а также за умение вести бухгалтерский учет в сельскохозяйственных предприятиях. Это были такие дисциплины, как экономика социалистического сельского хозяйства (50 часов); организация производства в социалистических сельскохозяйственных предприятиях (140 часов); бухгалтерский учёт в сельскохозяйственных предприятиях (40 часов).

Таким образом, можно отметить, что по сравнению с началом 20-х годов стали готовить не агроин-женеров, а иженеров более узкого профиля.

Кроме того, в данный учебный план входил примерный перечень специальных дисциплин, изучаемых применительно к зоне по решению совета вуза. Это были следующие дисциплины: сельскохозяйственные машины (230 часов); тракторы и автомобили (230 часов); механизация животноводческих ферм (100 часов); ремонт тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин (140 часов); эксплуатация машинно-тракторного парка (150 часов).

Таким образом, в распоряжение совета вуза предоставлялось только около 1000 учебных часов, которыми он мог распорядиться при составлении учебных программ и методических указаний к изучению специальных дисциплин с учетом зональных особенностей в подготовке специалистов для сельского хозяйства.

Итак, в начале 60-х годов XX века готовили инженера-механика в основном для следующих видов деятельности: эксплуатационной и технологической, особенностью содержания учебного плана 1959 года является его практическая направленность.

Анализ учебного плана по специальности 3113 «механизация сельского хозяйства« 1988 года показывает, что по сравнению с учебным планом 1959 года количество часов, отводимых на учебную работу студентов, практически не изменился, но при этом количество аудиторных занятий сократилось примерно с 6000 до 4054 часов. Остальные часы, а именно 3648, были направлены на индивидуальные занятия студентов, а также на их самостоятельную работу.

Сравнительный анализ учебных планов по специальности «механизация сельского хозяйства» 1959 и 1988 годов показывает, что существенных изменений в гуманитарной подготовке будущего инженера не произошло, сохранилась идеологическая направленность в таких предметах, как история КПСС (220 часов); политическая экономия (250 ча-

сов); марксистско-ленинская философия (170 часов); научный коммунизм (140 часов); советское право (50 часов); иностранный язык (380 часов); военная подготовка (600 часов); гражданская оборона (62 часа).

Что касается экономической подготовки будущего инженера, акцент переместился на умение управлять сельскохозяйственным производством, добавилась дисциплина «Управление сельскохозяйственным производством» в количестве 60 часов.

В свою очередь, механико-математическая направленность общепрофессиональных дисциплин не изменилась, но существенным отличием от учебного плана 1959 года стало появление новой дисциплины — «вычислительная техника и программирование», на которую отводилось 170 часов, а также при изучении дисциплины высшая математика обязательным стало изучение математических моделей расчетов на ЭВМ. Таким образом, перед будущим инженером сельского хозяйства поставили задачу применения информационных технологий в сельскохозяйственном производстве.

Как показывает анализ, в перечень дисциплин добавились две новые:

1 Технология производства продукции растениеводства и основы экологии; 2) механизация и технология производства продукции животноводства, что говорит о расширении специальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать будущий инженер. Также перед образованием поставлена задача формирования у будущего инженера экологического сознания.

В течение обучения будущий инженер согласно плану должен пройти учебный практикум, а именно: учебно-ознакомительная практика (144 часа); технологическая в мастерских (108 часов); технологическая по растениеводству и животноводству (108 часов); управление сельскохозяйственными машинами (108часов); вождение автомобиля (32 часа); правила дорожного движения (80 часов); основы безопасности движения (22 часа); первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях (16 часов).

Также запланировано прохождение производственной практики, а именно: технологической заводской (164 часа); технологической в сельскохозяйственных предприятиях (738 часов); эксплуатационно-ремонтной (328 часов); преддипломной (82 часа).

Таким образом, происходит подготовка в основном к производственно-технологической и эксплуатационной видам деятельности и в незначительной степени — к организационно-управленческой и исследовательской.

Сравнительный анализ учебных планов 1959 и 1988 годов по специальности «механизация сельского хозяйства» показывает, что помимо дипломного проекта к концу 80-х годов в итоговую аттестацию были включены государственные экзамены по специальности и по марксизму-ленинизму. Также в учебном плане 1988 года появляется перечень специализаций, таких как:

■ механизация земледелия; механизация животноводства;

• ремонт сельскохозяйственной техники;

■ испытание сельскохозяйственной техники, что говорит об углублении теоретической подготовки будущего инженера по сравнению с 1960-ми годами.

Но, как показывает анализ, коренных изменений в содержании подготовки будущих инженеров-механиков не произошло.

Коренные изменения в содержании подготовки инженеров-механиков произошли в 1990-е годы.

Как показывает анализ Госстандартов по специальности «механизация сельского хозяйства» и по специальности «механизация переработки сельскохозяйственной продукции» 1995 и 1996 годов соответственно, перечень дисциплин был распределен по циклам. Выделились: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общих математических и естественно-научных; общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Произошло существенное изменение блока гуманитарных дисциплин, увеличилось количество часов, а именно — отводится 1800 часов. Добавилось 10 новых общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, произошел отказ от идеологического заказа и был осуществлен переход к плюралистическому видению мира. В свою очередь, практически не изменился блок математических и естественно-научных дисциплин, атакже никаких изменений не произошло в перечне специальных и общепрофессиональных дисциплин по специальности «механизация сельского хозяйства».

В свою очередь, сравнительный анализ цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальностям «механизация сельского хозяйства» и «механизация переработки сельскохозяйственной продукции» показывает, что цикл общепрофессиональных дисциплин полностью совпадает. Существенно различается перечень специальных дисциплин, но можно отметить, что содержание дисциплин имеет много общего.

Кроме того, впервые вузу позволено учитывать национально-региональный компонент и в связи с этим разрабатывать образовательные программы.

Анализ госстандарта 2000 года по направлению «Агроинженерия» показывает, что никаких существенных изменений в циклах общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно-научных, атакже общепрофессиональных дисциплин не произошло. Что касается цикла специальных дисциплин по специальностям «механизация сельского хозяйства» и «механизация переработки сельскохозяйственной продукции», входящих в направление «Агроинженерия», то сравнительный анализ показывает: существенных изменений также не произошло.

Итак, можно отметить, что существенная трансформация произошла только в блоке гуманитарных дисциплин. Что касается остальных предметов, то существенной трансформации не отмечено.

Анализ учебных планов, госстандартов показывает, что существенные изменения в содержании об-

разования подготовки специалистов для сельского хозяйства произошли в 30-е и 90-е годы XX столетия. Эти периоды характеризуются изменением форм собственности сельского хозяйства, а также социально-политическими трансформациями в государстве. В остальные рассматриваемые временные периоды существенных изменений в содержании подготовки специалистов для сельского хозяйства не отмечается.

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 660300 — «Агроинженерия». Квалификация — инженер. Вводится с момента утверждения. Москва, 2000.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 311300 — «Механизация сельского хозяйства». Квалификация — инженер. Вводится в действие с даты утверждения. — Москва, 1995.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженеров по специальности 311500 — «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции». Действует в качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября 1999 г. - Москва, 1996.

4. Кленин Н.И. Московский государственный агроинже-нерный университет им. В.П, Горячкина М 82 (1930 — 2005). -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. — 140 с.

5. Учебный план специальности № 3113 «Механизация сельского хозяйства». Квалификация специалиста — инженер-механик // Учебные планы для сельскохозяйственных вузов. — Москва, 1989.

6. Учебный план специальности 1509 «Механизация сельского хозяйства». Квалификация специалиста — инженер-механик // Учебные планы сельскохозяйственных высших учебных заведений. — Москва, 1959.

АБАКУМОВА Наталья Александровна, аспирант кафедры социальной работы социологического факультета АГУ, старший преподаватель Алтайского государственного аграрного университета.

Статья поступила в редакцию 19.12.06 г. © Абакумова Н. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.