Научная статья на тему 'Критерии эффективности трудоустройства выпускников аграрных вузов'

Критерии эффективности трудоустройства выпускников аграрных вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / HUMAN RESOURCES / AGRICULTURAL INDUSTRY COMPLEX / AGRICULTURAL EDUCATION / JOB PLACEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фанненштиль Анна Александровна

Укрепление кадрового потенциала агропромышленного комплекса за счет притока молодых специалистов выпускников аграрных учебных заведений признано одним из важнейших направлений сельскохозяйственной политики в Российской Федерации. Представленная методика проектирования рабочих мест выпускников вузов позволяет создать объективную информационную основу для оценки эффективности реализуемых профессиональных образовательных программ и оптимизации структуры государственного заказа на подготовку кадров с высшим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фанненштиль Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности трудоустройства выпускников аграрных вузов»

КАДРЫ АПК

УДК 378:63 (571.15) А.А. Фанненштиль

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

АГРАРНЫХ ВУЗОВ

Ключевые слова: кадры, агропромышленный комплекс, аграрное образование, трудоустройство.

Государственное образовательное учреждение имеет право на существование и оправдывает свое название, если оно выполняет некоторую имманентную государству функцию — удовлетворение общественных образовательных потребностей, не подлежащих реализации на условиях частного интереса. Сюда может быть отнесена подготовка кадров для государственных нужд, под которые собираются налоги с бизнеса и физических лиц (воинская и гражданская службы, здравоохранение, общее образование и др.). При финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) нами было проведено исследование эффективности использования выпускников аграрных вузов в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ по теме «Кадровый потенциал развития предпринимательства и муниципального управления в сельских территориях» (дог. № 22-09 от 20.05.2009 г.).

Студент государственного учебного заведения, получая бесплатное образование (для него, но не для общества), берет на себя, таким образом, определенные обязательства. Государство инвестирует в обучающегося и впоследствии имеет право возместить свои затраты благодаря тому эффекту, который дает квалифицированный труд выпускника в сфере обслуживания общественных интересов. Причем этот эффект многообразен и необязательно имеет экономическое содержание. Так, эффективность поддержания различных форм безопасности

страны (военной, информационной, экологической, продовольственной и т.д.) не имеет однозначных показателей.

Другая ситуация складывается в подготовке кадров для субъектов рыночной экономики. Труд наемных работников создает необходимый продукт, который есть не что иное, как заработная плата, т.е. доход на труд обладателей рабочей силы, и прибавочный продукт, т.е. прибыль — доход на капитал собственников бизнеса. Такой взгляд на рыночные отношения в трудовой сфере предполагал бы, что кадры для любого бизнеса должны готовиться на основе заемного капитала. Заемщиком может быть сам обучающийся, который берет кредит, повышает стоимость собственной рабочей силы, предлагает ее на рынке труда, постепенно окупает затраты на обучение за счет возросшей стоимости своего труда и имеет возможность вернуть заемные средства. Если обучение оплачивается за счет семейного бюджета, это в принципиальном плане ничем не отличается от банковского кредитования. Разница лишь в том, что родителями вклад в обучение детей рассматривается либо как родительский долг, обусловленный человеческой природой, либо как надежда получить нравственные, социальные, а возможно, и откровенно экономические дивиденды от будущей профессиональной деятельности своих детей. Работодатель, заинтересованный в доходах, которые дает эксплуатация квалифицированной рабочей силы, может рассматривать вклад в обучение работников как долгосрочные окупаемые инвестиции.

Для представления о рыночной экономике как о капитализме без регулирова-

ния и социальной ответственности государства, так сказать, «капитализме без человеческого лица», описанный выше подход к подготовке кадров для коммерческих организаций, т.е. организаций, целью которых независимо от форм собственности (частной, государственной, муниципальной или смешанной) является получение прибыли, был бы уместен. Однако развитые экономические системы уже не могут регулироваться только «невидимой рукой рынка», как это было во времена первоначального накопления капитала, и требуется государственное вмешательство для предотвращения или смягчения кризисов как объективных составляющих циклов экономического развития. Финансовый кризис конца 2008 г. — наглядное тому подтверждение.

Таким образом, образовательная политика государства должна быть направлена на регулирование подготовки кадров для рыночной экономики с целью обеспечения экономической безопасности общества. Применительно к системе аграрного образования речь идет о прогнозировании и удовлетворении будущих кадровых потребностей АПК как фактора продовольственной безопасности, а также регулировании рынка труда в сельских территориях как фактора социальной стабильности. Государство инвестирует в образование те средства, которые оно собрало в виде налогов, а значит, государственное образовательное учреждение должно отвечать за соответствие выделенных средств направленности и качеству обучения.

Вопросам оценки качества образовательного процесса в последнее время уделяется значительное внимание как со стороны научного сообщества, так и государственных регулирующих служб. Широко апробируются системы менеджмента качества в вузах, используя стандарты серии ИСО 9000. Но особую остроту стали приобретать вопросы контроля эффективности целевого использования бюджетных средств, вложенных в профессиональное образование, с точки зрения трудоустройства выпускников.

Министерства (включая МСХ РФ), имеющие сеть подведомственных профильных учебных заведений, используют показатели трудоустройства как основные в оценке деятельности вузов, справедливо полагая, что подведомственные вузы участвуют в реализации функций данных органов исполнительной власти. Так, в соответствии с положением о Министерстве

сельского хозяйства Российской Федерации (№ 450 от 12 июня 2008 г.) Минсель-хоз России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий и т.д.

Следовательно, за счет целевых бюджетных средств можно реализовывать только те образовательные программы, которые соответствуют ведомственным функциям. Однако какой-либо стройной методики контроля выполнения миссии образовательного учреждения, имеющей научную и нормативную базу определения этого соответствия, т.е. насколько правильно трудоустроился выпускник профильного вуза, до настоящего времени не разработано. Кроме того, деление государственных функций по ведомствам весьма условно и непостоянно. Если выпускник медицинского вуза является преподавателем какой-либо специальной дисциплины в аграрном вузе, или выпускник технического вуза возглавляет общественную экологическую организацию, напрасно ли потратили средства на их обучение ведомственные вузы?

Функцией государственного заказа на подготовку кадров в условиях рыночной экономики является максимальное соответствие предложения на рынке квалифицированного труда (т.е. структуры, количества и качества подготовленных выпускников вузов) спросу на специалистов, удовлетворяющих требованиям вакантных должностей, предлагаемых работодателями. Разумеется, достижение максимума, когда на каждую вакантную должность находится подходящий работник, и каждый выпускник трудоустраивается в соответствии с профилем и уровнем образования, представляется, на наш взгляд, нереальным. Но об относительной эффективности профессиональных образовательных программ (своего рода коэффициенте полезного действия) с точки зрения востребованности выпускников речь может и должна идти.

В процессе проведения контроля как одной из важнейших функций государст-

венного администрирования сферы профессионального образования можно выделить три этапа.

1. Разработка системы стандартов и критериев.

2. Сопоставление реальных результатов с установленными стандартами, т.е. измерение результатов и определение масштаба допустимых отклонений, т.е. пределов отклонений, не вызывающих необратимых последствий.

3. Осуществление корректирующих действий.

Таким образом, чтобы проконтролировать эффективность трудоустройства, будет необходимо:

- спроектировать рабочие места выпускников специальности. Критериями определения допустимых рабочих мест будет их соответствие по уровню квалификации и профессиональной специализации (что определено Общероссийским классификатором занятий) полученным компетенциям, установленным образовательным стандартом данной специальности;

- выявить фактическое трудоустройство выпускников на спроектированные рабочие места;

- провести анализ тенденций трудоустройства в динамике лет по данной образовательной программе и в сравнении с другими образовательными программами на текущий момент времени;

- осуществить корректирующие действия (например, закрытие или открытие программ, расширение или сжатие и т.д.).

Исходя из вышеизложенного нами предлагается методика проектирования рабочих мест выпускников вузов на примере одной из старейших специальностей аграрных учебных заведений (табл. 1).

Прокомментируем сущность нормативных актов, которые положены в основу предлагаемой методики.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач [1]:

- определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;

- регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;

- интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность проведения статистических сравнений, учета и анализа в интересах осуществления рациональной политики занятости [2].

Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в т.ч. не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход. Критерием квалификации является уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для выполнения работы определенной сложности. Критерий профессиональной специализации характеризуется сферой приложения труда. На основании этого критерия определяют тип необходимых знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения обязанностей и трудовых функций по определенным видам занятий.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими [3]. Между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, позволяющие относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группировке ОКЗ.

Таблица 1

Проектируемые рабочие места выпускников по специальности 110301.65 — «Механизация сельского хозяйства».

Квалификация — инженер (по ОКСО*)

ОКЗ" ОКПДТР*** ГОС ВПО****

Укрупненная группа (код и наименование) Базовая группа (код и наименование) Пример должности (код и наименование) Виды профессиональной деятельности выпускника специальности 660300 — «Агроинженерия»

производственно-технологическая организационно-управленческая деятельность экспериментально-исследовательская деятельность проектно-технологическая деятельность

1 2 3 4 5 6 7

1. РУКОВОДИТЕЛИ (ПРЕДСТАВИТЕЛИ) ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ВСЕХ УРОВНЕЙ ВКЛЮЧАЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ. Данная укрупненная группа объединяет работников, которые формируют политику федеральных, региональных (местных), отраслевых органов управления, общественных объединений и определяют пути ее реализации; 1110 Руководители (представители) органов законодательной власти и правительства 20620 Глава администрации (края, области) +

24228 Министр +

1120 Руководители и старшие должностные лица государственных органов управления и представительств 20415 Ведущий специалист в Аппарате Правительства Российской Федерации + + +

20543 Генеральный директор российского агентства +

20621 Глава администрации (города, района) +

20716 Главный государственный инспектор по охране труда +

21101 Губернатор +

22230 Заместитель начальника отдела федерального органа исполнительной власти +

25094 Начальник федерального надзора +

25665 Председатель государственного комитета +

26158 Руководитель департамента федерального министерства +

27780 Эксперт (в представительстве федерального органа исполнительной власти) + + +

1130 Руководители органов местного самоуправления 20622 Глава администрации (сельской, поселковой) +

00

®

Г) ч X X

X >

а ч

01 х<

Г) X О

О

п ■<

Ь

а> 73 п ч

л

ф

X X

О

73 а> 73 х О

Ф 73 п х

1 2 3 4 5 6 7

разрабатывают норма- 1142 Руководители организаций

тивные акты, утверждают директивные документы, отменяют решения; предпринимателей, профессиональных союзов и других общественно-экономических 25655 Председатель ассоциации (конфедерации, федерации) (общественно-экономической организации) +

представляют государст- организации

во (правительство), осуществляющее исполнительную власть; проводят 1143 Руководители гуманитарных и других специальных организаций 25796 Президент ассоциации (концерна, корпорации и др.) (гуманитарной или другой специальной организации) +

консультационную работу 26069 Ректор +

по сферам деятельности; 1210 Руководители учреждений, организаций и предприятий 20559 Генеральный директор производственного объединения +

направляют, регулируют 20560 Генеральный директор предприятия +

и координируют деятель- 20571 Генеральный конструктор + + +

ность учреждении, орга- 21495 Директор (начальник, управляющий) предприятия +

низации и предприятии 20704 Главный государственный инженер-инспектор + + + +

или их структурных подразделений; осуществля- 20754 Главный инженер (в сельском, охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве) + + + +

ют, как правило, руководство другими работни- 20814 Главный механик (в сельском, охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве) + + + +

ками 22014 Заведующий лабораторией (в сельском, охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве) + + + +

1221 Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб) в сельском, охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве 22023 Заведующий машинным двором + + + +

22035 Заведующий отделением (в сельском, охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве) + + + +

24048 Менеджер (в сельском охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве) + + + +

24663 Начальник механизированного зернохранилища + + + +

25027 Начальник управления (в сельском, охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве) + + + +

25079 Начальник участка (в сельском, охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве) + + + +

27135 Технический руководитель (в сельском, охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве) + + + +

27218 Управляющий отделением (фермой, сельскохозяйственным участком) + + + +

1226 Руководители специализированных (производственно- 20757 Главный инженер (на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и сбыте) + + + +

эксплуатационных) подразделений (служб) в организациях и на предприятиях транспорта и 23953 Мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов + + + +

связи, в материально-техническом снабжении и сбыте

X >

Ь

■о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

э

X

N0

о

о

п ■<

и

а> 73 п н

п

ф

X X

О

73 а> 73 х О

х

X а

Ф 73 п х

ю

о о

N0

1 2 3 4 5 6 7

1229 Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб), не вошедшие в другие группы 20758 Главный инженер (в прочих отраслях) + + + +

1235 Руководители подразделений (служб) материально-технического снабжения 24701 Начальник отдела (материально-технического снабжения) + + + +

1237 Руководители подразделений (служб) научно-технического развития 24704 Начальник отдела (научно-технического развития) + + + +

1239 Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы 21968 Заведующий кабинетом (по технике безопасности, техническим, учебно-методическим, учебным и др.) + + + +

21980 Заведующий кафедрой + + + +

22181 Заведующий хозяйством + + + +

1311 Руководители малых учреждений, организаций и предприятий в сельском, охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве 25690 Председатель кооператива (в сельском, охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве) +

1312 Руководители малых промышленных организаций и предприятий 25691 Председатель кооператива (в промышленности) +

1316 Руководители малых организаций, предприятий транспорта и связи, материально-технического снабжения и сбыта 25695 Председатель кооператива (на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и сбыте) +

1319 Руководители малых учреждений, организаций и предприятий, не вошедшие в другие группы 25698 Председатель кооператива (в прочих отраслях) +

X >

ь

■о

э

X

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6 7

2. СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫСШЕГО УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ Большинство занятий (профессий), объединяемых этой классификационной группой, отличается высокой степенью сложности выполняемых работ и требует уровня квалификации, соответствующего высшему профессиональному образованию, а также более высоких ее уровней, определяющихся дополнительными специальными знаниями и умениями и характеризующихся наличием ученой степени 2145 Инженеры-механики и технологи машиностроения 22491 Инженер-конструктор + + + +

22509 Инженер-механик + + + +

22581 Инженер по испытаниям + + + +

22608 Инженер по механизации трудоемких процессов + + + +

22618 Инженер по наладке и испытаниям + + + +

22718 Инженер по ремонту + + + +

22754 Инженер по эксплуатации вентиляционных систем и санитарно-технического оборудования + + + +

22800 Инженер по эксплуатации машинно-тракторного парка + + + +

24192Механик производства + + + +

24213 Механик цеха + + + +

2149 Архитекторы, инженеры и специалисты родственных профессий, не вошедшие в другие группы 22446 Инженер + + + +

22467 Инженер-инспектор + + + +

22544 Инженер по внедрению новой техники и технологии + + + +

22605 Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов + + + +

22659 Инженер по охране труда + + + +

27783 Эксперт по анализу факторов условий труда + + + +

2310 Преподаватели колледжей, университетов и других вузов 25812 Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах) + + + +

2340 Преподаватели в системе специального образования 25814 Преподаватель (в системе специального образования) + + + +

х >

Ь

■о

э

X

Примечания. * ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003. Дата введения 01.01.2004 г.; ** ОКЗ — Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93. Дата введения 01.01.1995 г.; *** ОКПДТР — Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. Дата введения 01.01.1996 г.; **** ГОС ВПО — Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 660300 «Агроинженерия» включает специальность 311300 — «Механизация сельского хозяйства», что соответствует специальности 110301.65 — «Механизация сельского хозяйства» (по ОКСО) [4]. Выпускник по направлению «Агроинженерия» подготовлен к выполнению производственно-технологической, организационно-управленческой, экспериментально-исследовательской и проектно-технологической деятельности в организациях агропромышленного комплекса в должностях, предусмотренных номенклатурами должностей для замещения специалистами с высшим образованием.

Сферы приложения труда выпускников аграрных вузов, получивших образование за счет государственного бюджета, определяются функциями учредителя — Мин-сельхоза России. Вопрос о принадлежности организации-работодателя к сфере агропромышленного комплекса не может быть, на наш взгляд, однозначно решен в рамках современной нормативной базы. С научной точки зрения АПК — совокупность связанных между собой общественным разделением труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания и промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья. В состав АПК входят три основные сферы: I сфера включает отрасли, снабжающие сельское хозяйство и другие сферы комплекса средствами производства; II сфера — собственно сельское хозяйство; в III сферу входят отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, переработку, хранение и сбыт конечной продукции комплекса. В развитом АПК формируется IV сфера, включающая отрасли производственной, социальной, сервисной, научной, информационной и другой инфраструктуры, которые сами непосредственно не создают продукта, но необходимы для нормального эффективного функционирования АПК.

Современная статистика вместо термина «отрасль» оперирует термином «вид экономической деятельности». Так, с 1 января 2008 г. введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) [5]. Со-

гласно ОКВЭД экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг).

Любая организация характеризуется набором выполняемых ею видов экономической деятельности. Их анализ и позволяет судить, насколько данную организацию можно отнести к АПК вообще и к сфере государственного регулирования АПК, что находится в пределах компетенции Минсельхоза, в частности. Такой анализ можно провести, определив, какие виды экономической деятельности регулируются министерством (табл. 2).

Таким образом, образовательное учреждение, подведомственное федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, может считаться успешно выполняющей свою миссию, при следующих условиях:

- состав и содержание образовательных программ соответствует сфере компетенции государственного учредителя;

- качество подготовки выпускников соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов;

- выпускники занимают рабочие места, соответствующие полученному образованию по уровню квалификации и профессиональной специализации;

- организации-работодатели являются резидентами Российской Федерации (иначе происходит «утечка мозгов» — российские налогоплательщики оплачивают подготовку специалистов для экономики других стран).

На данный момент ни вузы, ни государственные ведомства не обеспечены научно обоснованными и нормативно закрепленными методиками сбора информации о фактическом трудоустройстве выпускников, не определены сферы их ответственности. Создание эффективных механизмов обратной связи как условия получения достоверной релевантной информации является, на наш взгляд, предметом весьма актуального отдельного исследования.

Таблица 2

Виды экономической деятельности, подлежащие государственному регулированию Минсельхозом России (примеры из ОКВЭД)*

Функции Минсельхо-за России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере АПК включая** Разделы ОКВЭД

Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Раздел D Обрабатывающие производства Подраздел DA Производство пищевых продуктов включая напитки и табака Другие разделы

Животноводство 01.2 Животноводство (например, 01.21 Разведение крупного рогатого скота)

Ветеринарию 85.20.1 Ветеринарная деятельность в сфере агропромышленного комплекса

Растениеводство 01.1 Растениеводство (например, 01.11.1 Выращивание зерновых и зернобобовых культур)

Карантин растений 74.70.3 Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ

Мелиорацию земель 74.20.33 Гидрографические изыскательские работы

Плодородие почв 73.10 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 75.11.1 Деятельность федеральных органов государственной власти по управлению вопросами общего характера, кроме судебной власти

Пищевую и перерабатывающую промышленность 15.51.13 Производство кисломолочной продукции; 15.96 Производство пива

Производство и оборот табачной продукции 16.00 Производство табачных изделий

Устойчивое развитие сельских территорий 75.11.1 Деятельность федеральных органов государственной власти по управлению вопросами общего характера, кроме судебной власти

В сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры) 05.02.11 Воспроизводство рыбы и водных биоресурсов сельскохозяйственными товаропроизводителями

Охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты 01.5 Охота и разведение диких животных включая предоставление услуг в этих областях

Область лесных отношений 02.01.6 Деятельность лесопитомников

Примечание.

* Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007. 01.01.2008 г.

** В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (№ 450 от 12 июня

2008 г.).

Успешное выполнение аграрными вузами своей общественной миссии было и является необходимым, но не достаточным условием удовлетворения кадровых потребностей АПК. Оптимальность пропорций обеспечения конкретных организаций и регионов квалифицированными кадрами, мотивирование труда, повышение квалификации работников, их карьерный рост и многое другое определяет эффективность использования человеческих ресурсов.

В современном мире нельзя подготовить человека к труду раз и навсегда, трудоустроить здесь и до конца карьеры. Способность к переобучению и мобильность уже признаны важнейшими качествами специалистов в любом возрасте, и это обстоятельство должно быть учтено при выработке критериев эффективности трудоустройства вузовских выпускников.

Библиографический список

1. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 0092003. Дата введения 01.01.2004 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93. Дата введения 01.01.1995 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

3. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. Дата введения 01.01.1996 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 660300 — «Агроинженерия». Регистрационный номер 312 с/дс от 05.04.2000 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007. 01.01.2008 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

Статья представляет часть исследовательской работы, выполненной при поддержке РГНФ, проект № 09-02-60204 а/Т.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.