Научная статья на тему 'Квалификационные характеристики преподавательского состава физкультурных вузов как фактор качества профессионального образования'

Квалификационные характеристики преподавательского состава физкультурных вузов как фактор качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шершнева О. В.

Актуальность представленной темы исследования заключается в необходимости анализа социального состава и тенденций развития современного преподавательского контингента высших учебных заведений России как важнейшего фактора качества образования. Цель исследования проанализировать динамику социальных параметров профессорско-преподавательского состава физкультурных вузов России и сформировать предложения о путях повышения качества высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шершнева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалификационные характеристики преподавательского состава физкультурных вузов как фактор качества профессионального образования»

ты арендаторов; ретроспективные данные о деятельности арендаторов; действующие руководящие и законодательно-правовые документы; тарифные данные справочников и курсов валют; и др.), позволяет значительно повысить эффективность и быстроту процесса заключения коммерческих договоров, тем самым усовершенствовать ремонт и комфортность спортивных баз, а также здоровье военнослужащих; во-вторых, указанная программа позволяет решать задачи оперативного прогноза в системе маркетинга физической культуры и спорта военнослужащих.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валивач, П.Е. Возможность использования цифровых моделей для получения полиномиального уравнения // Сборник материалов межвуз. научно-теоретич. конф. - СПб. : ВМИИ (Адмиралтейство), 2000. - С. 127-128.

2. Ершов, Г.А. Моделирование и расчет живучести КАЭУ с помощью новых информационных технологий // Сборник материалов межвуз. научно-теоретич. конф. -СПб. : ВМИИ (Адмиралтейство), 2000. - С. 35-40.

3. Исаков, М.Н. Влияние обучения на уровень инновационной готовности учителей физической культуры // Материалы всероссийской научно-практич. конф., посвященной 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию факультета физической культуры. - СПб. : НП «Стратегия будущего», 2006. - С. 22-25.

4. Клименко, С.В. Организация учебного процесса с использованием информационных технологий / С.В. Клименко, Н.Б. Тутынина // Сборник материалов науч-но-методич. семинара «Совершенствование научно-методических основ физического воспитания студентов и молодежи». - М. : НОУ «ИНЭП», 2006. - С. 34-38.

5. Кобзев, В.В. Эволюция систем информационной поддержки // Сборник материалов межвуз. научно-теоретич. конф. - СПб. : ВМИИ (Адмиралтейство), 2000. - С. 286-287.

6. Научные основы разработки требований в подготовке и оценке качества профессиональной готовности учителя : научно-методическое пособие / С.К. Досма-гамбетов, Н.Д. Хмель, С.П. Каргин, В.И. Коркина. - Караганда : [б.и.], 1994. - 133 с.

7. Носанчук, А.В. Новые информационные технологии и их применение в практике обучения курсантов по дисциплинам кафедры автоматики (КЭУ) // Сборник материалов межвуз. научно-теоретич. конф. - СПб. : ВМИИ (Адмиралтейство), 2000. -С. 138.

8. Скитневский, В.Л. Целевые регуляторы образовательных технологий в сфере физической культуры / В. Л. Скитневский, С.В. Дмитриев // Материалы всероссийской научно-практич. конф., посвященной 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию факультета физической культуры. - СПб. : НП «Стратегия будущего», 2006. -С. 30-33.

9. Соловьев, А.Б. Элементы инновационных технологий в процессе обучения специалистов по физической культуре // Материалы всероссийской научно-практич. конф., посвященной 210-летию РГПУ им. А.И. Герцена и 60-летию факультета физической культуры. - СПб. : НП «Стратегия будущего», 2006. - С. 34-37.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО

СОСТАВА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Шершнева

Актуальность представленной темы исследования заключается в необходимости анализа социального состава и тенденций развития современного преподавательского контингента высших учебных заведений России как важнейшего фактора качества образования.

Цель исследования - проанализировать динамику социальных параметров про-

фессорско-преподавательского состава физкультурных вузов России и сформировать предложения о путях повышения качества высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Профессорско-преподавательский состав физкультурных вузов характеризуется общими признаками и тенденциями развития, присущими высшей школе в России. К их числу относятся: расширение кадрового состава, трансформация структуры занятости работников, рост численности преподавателей, имеющих ученые степени и звания, изменение доли представителей в различных возрастных группах и др. Но, с другой стороны, отраслевой срез данной профессиональной группы имеет свою специфику, определяемую особенностями реализации программ высшего профессионального образования в вузах физической культуры.

Тенденцией развития ППС российских государственных вузов в целом и физкультурных вузов в частности является увеличение общей численности преподавательского корпуса. В вузах сферы физической культуры и спорта в 2004 г. количество педагогических работников достигло 2510 человек против 1977 человек в 1998 г. (+27%). Ежегодный прирост составляет 3-5% от показателя предыдущего года, что стало следствием расширения вузов данного отраслевого профиля.

Важная квалификационная характеристика ППС, требующая тщательного рассмотрения, - степень занятости в вузе, отражающая деление данной профессиональной группы на категории штатных преподавателей и совместителей. Структура занятости ППС физкультурных вузов претерпевала в этот период значительные изменения: численность штатных преподавателей увеличилась с 1766 человек в 1998 году до 2099 человек в 2004 году, что составило всего 13,8% прироста против +27,0% в общей численности ППС. Причиной тому служит существенное увеличение численности сотрудников, работающих на условиях совместительства - 211 человек в 1998 году и 501 человек в 2004 году (+137,4%) [6]. Доля штатных работников за тот же период уменьшилась с 89,3% до 80,0% от общей численности ППС, а совместителей - увеличилась с 10,7% до 20,0%. Таким образом, значительная часть преподавательского корпуса физкультурных вузов (почти 10%) за эти годы перешла в разряд совместителей. Учитывая рост данного показателя, можно предположить, что такая тенденция сохранится в ближайшие годы. При этом абсолютное большинство ППС составляют штатные преподаватели, что является важнейшим фактором, влияющим на качество образования, и условием прохождения аттестации и аккредитации вузов. Статистические данные по государственным вузам России свидетельствуют об аналогичной направленности изменений в структуре занятости ППС [3,4].

Кроме того, требует рассмотрения структура занятости штатных работников ППС физкультурных вузов. Анализируя состав преподавателей основного штата, с точки зрения величины нагрузки (ставка и 0,25-0,5 ставки), можно сказать, что в период с 1998 по 2004 гг. численность обеих групп возросла, но темпы прироста в них неодинаковы: работающих на ставку стало больше на 7,4% (1574 и 1690 человек, соответственно), а на 0,5 и 0,25 ставки - на 66,1% (192 и 319 человек). К 2004 году доля первых составила 84,1% от общей численности штатного ППС, а вторых - 15,9% против 89,1% и 10,9%, соответственно, в 1998 году. Следовательно, степень занятости ППС физкультурных вузов снижается, что позволяет говорить о сходстве динамики показателей в структуре занятости их кадрового состава и ППС всех государственных вузов России.

Одним из критериев, позволяющих судить о квалификации педагогических работников, является процент профессорско-преподавательского состава, имеющего ученые степени и ученые звания. Статистические данные свидетельствуют о том, что численность штатных преподавателей физкультурных вузов, имеющих ученые звания, увеличилась - с 782 человек в 1998 году до 871 человека в 2004 году (+11,4%). Удель-

ный вес таких работников в рассматриваемый период несколько снизился - 44,3% в 1998 году и 43,3% в 2004 году. При более детальном рассмотрении видно, что количество и доцентов, и профессоров в представленных вузах возросло, но темпы роста различны: число первых увеличилось на 19 человек (+3,2%), а вторых - на 70 человек (+36,1%) [6]. В начале рассматриваемого периода на одного профессора приходилось три доцента, а в конце - уже два. К 2004 году доля доцентов снизилась и составила 30,2% численности штатного состава против 33,3% в 1998 году, а профессоров увеличилась - 13,1% и 11,0%, соответственно. Тенденция снижения удельного веса доцентов может привести к истощению ресурсов для дальнейшего роста доли профессоров, что отрицательно скажется на таком важном показателе государственной аккредитации вузов, как процент преподавателей, имеющих ученые звания. Направленность изменений, наблюдаемых в физкультурных вузах, подобна той, что отмечается в большинстве государственных вузов России - доля профессоров растет, доцентов - снижается.

В основном штате процент лиц, имеющих ученые степени, также отличается от аналогичного показателя государственных вузов в целом. В среднем по 13-ти вузам сферы физической культуры и спорта в 2003 году удельный вес преподавателей, имеющих ученые степени, составлял 53,9% общей численности штатного состава: доля кандидатов наук среди них - 44,6%, докторов - 9,3%. В 2004 году - 55,3%: кандидатов наук - 45,7%, докторов наук - 9,6%. Данные цифры свидетельствуют о повышении образовательного уровня штатных сотрудников физкультурных вузов за рассматриваемый год. В то же время в сравнении с данными по государственным вузам России в целом в вузах сферы физической культуры и спорта удельный вес лиц, имеющих ученые степени, несколько ниже [5].

Важным показателем качества образования является соотношение численности студентов и преподавателей. В связи с ростом численности студенчества возникает проблема нехватки преподавательских кадров. В российских вузах она решается путем привлечения совместителей, что приводит к увеличению числа студентов, приходящихся на одного штатного преподавателя. Это снижает качество образования - доля совместителей растет, а работников, для которых эта должность является основной, уменьшается. В большинстве физкультурных вузов в период с 1998 по 2004 г.г. наблюдается аналогичная тенденция. Однако численность студентов, приходящихся на одного преподавателя с учетом совместителей, в отличие от средних показателей по государственным вузам России, снижается. Следовательно, в физкультурных вузах в период с 1998 г. по 2004 г. количество преподавателей относительно численности студентов превышает средние показатели по государственным вузам России.

Таким образом, выявлены следующие тенденции, характеризующие уровень развития ППС физкультурных вузов: расширение кадрового состава, изменение структуры занятости работников с направленностью на снижение степени педагогической нагрузки, рост численности преподавателей, имеющих ученые звания и ученые степени, снижение числа студентов, приходящихся на одного преподавателя и др. Рассмотренные характеристики большинства ППС физкультурных вузов соответствуют критериям государственной аккредитации, используемым при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений. Более того, по отдельным показателям они превышают их, что свидетельствует о высоком уровне качества образования в соответствующих вузах с позиции квалификации педагогических работников.

На основании данных, полученных при проведении анкетирования студентов-выпускников СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, выявлено, что такие характеристики работы ППС, как уровень профессиональной компетентности, подготовленность к занятиям, использование в работе современных мультимедийных средств, пунктуальность, объективность оценки и контроля знаний, доброжелательное отношение к студентам являются показателями, влияющими на качество получаемого в вузе образования. Статистическая обработка данных позволяет говорить о том, что между представлен-

ными аспектами работы преподавателей и качеством получаемого образования существует статистически значимая связь. Данные параметры характеризуют квалификацию ППС вуза.

Сделанные выводы свидетельствуют о том, что качественные и количественные параметры современного преподавательского состава являются важнейшими показателями качества профессиональной подготовки. Это в полной мере относится и к высшему профессиональному образованию в сфере физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ «Об образовании». - 8-е изд. - М. : Изд-во «Ось-89», 2004. - 64 с.

2. Коротков, Э.М. Управление качеством образования : учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. - М. : Академический проект, Мир, 2006. - 320 с.

3. Образование в Российской Федерации : статистический ежегодник. - М. : ГУ - ВШЭ, 2005. - 376 с.

4. Российский статистический ежегодник. 2005 : стат. сб. / Росстат. - М. : [б.и.], 2005.

5. Россия в цифрах : 2006 : крат. стат. сб. / Росстат. - М. : [б.и.], 2006. - 462 с.

6. Российское образование (www.edu.ru)

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МУЖЧИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Л. Шишков

Введение. Двигательная активность является обязательным и определяющим фактором, обусловливающим разворачивание структурно-физкультурной генетической программы организма в процессе индивидуального развития человека [2, 4, 7]. Целенаправленная двигательная деятельность людей направлена на укрепление их здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальной потребности [1, 3, 5, 6]. Современная предпринимательская деятельность связана с постоянными стрессами, дефицитом двигательной активности, эмоциональными нагрузками, существенным снижением доли физического труда в быту и в процессе двигательной активности. Выдвижение проблемы двигательной активности предпринимателей в число приоритетных задач общественного и социального развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки физкультурнооздоровительных технологий для данного контингента населения, необходимость развертывания соответствующих методических и организационных подходов.

Результаты и их обсуждение. Нами были опрошены 96 мужчин в возрасте 30-50 лет, занимающихся предпринимательской деятельностью. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 30-39-летние респонденты проявляют большой интерес к тренажерной подготовке (51,8%), спортивным играм (40,7%), плаванию (38,9%), туризму (37,0%) и занятиям индивидуальными видами спорта (29,6%). Следует выделить также и элитарные виды физической рекреации (гольф, конный и парусный спорт, виндсерфинг), которые интересуют 14,8% обследуемого контингента.

По мнению 69,8% респондентов, разнообразные упражнения и двигательные действия оказывают большое оздоровительное влияние на организм человека, способствуют улучшению его функционального состояния, активизируют нервную систему и формируют двигательный аппарат, нормализуют обмен веществ. Быстрое выполнение движений, частая их смена и постоянное чередование интенсивности физических нагрузок оказывают стимулирующее влияние на тонус сосудов, вызывают увеличение силы и подвижности нервных процессов, снижают нервное напряжение.

Многие (81,4%) анкетируемые полагают, что во время туристических путеше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.