Научная статья на тему 'Уровень и качество жизни профессорско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения'

Уровень и качество жизни профессорско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ВЫСШИЕ ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / QUALITY AND STANDARD OF LIVING / THE FACULTY / HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колонтаев Валерий Александрович

Исследуется уровень и качество жизни профессорско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения Саратовского института внутренних войск МВД России. Приводятся и интерпретируются результаты социологического опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality and Standard of Living of the Faculty in a Higher Military Educational Institution

The quality and standard of living of the faculty in the higher military educational institution the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia are researched. Data of a sociological survey are sited and interpreted.

Текст научной работы на тему «Уровень и качество жизни профессорско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения»

V.A. Kolontaev

Quality and Standard of Living of the Faculty in a Higher Military Educational Institution

The quality and standard of living of the faculty in the higher military educational institution - the Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia are researched. Data of a sociological survey are sited and interpreted.

Key words and word-combinations: quality and standard of living, the faculty, higher military educational institutions.

Исследуется уровень и качество жизни профессорско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения - Саратовского института внутренних войск МВД России. Приводятся и интерпретируются результаты социологического опроса.

Ключевые слова и словосочетания: уровень и качество жизни, профессорско-преподавательский состав, высшие военные учебные заведения.

УДК[316.7:355.341.1](470.44-25)

ББК 60.56(235.54)+68.49(235.54)3

В.А. Колонтаев УРОВЕНЬ

И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

беспечение достойного качества жизни населения России заявлено на высшем государственном уровне как приоритетное направление государственной политики на долгосрочную перспективу, главный критерий развития научно-технического и человеческого потенциала страны, достижения ее социальной и экономической безопасности и определения исторической перспективы формирования нового российского общества [1-2].

Категория «качество жизни» появилась в научном дискурсе в середине XX в., и ее понимание не ограничивается уровнем потреблением товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества. «Качество жизни» включает в себя среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека. В рыночной экономике его важнейшими составляющими становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения.

Теоретические основы определения категории «качество жизни» были заложены в работах таких известных зарубежных уче-

ных, как Н. Реймерс, С. Маккола, А. Кэмпбелл, П. Сорокин; среди отечественных исследователей следует отметить Н. Бердяева и И. Ильина, которые поднимали вопрос о «качестве нашего бытия». В Советской России использование понятия «качество жизни» вызывало ряд споров [3, с. 18-22], наряду с рассматриваемой категорией применялись термины «качество населения» и «образ жизни».

В этом исследовании качество жизни в самом общем виде рассматривается как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей [4, с. 69].

Качество жизни определяется социальным самочувствием населения, формируемым соответствием условий жизнедеятельности индивидуума - качества потребляемых товаров и услуг, уровня жизни в целом - его потребностям, интересам и ценностям. Таким образом, качество населения можно рассматривать как его интегральное свойство, создающее потенциальную возможность осуществлять жизнедеятельность [5, с. 87-91]. Количественное измерение качества жизни затруднено признанием наличия у него объективных и субъективных показателей.

Следует отметить, что понятие «качество жизни» является для России относительно новым. Еще совсем недавно отечественные политики, эксперты и научные работники говорили об «уровне жизни». Термин был введен в 1961 г. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, потребление, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение граждан.

С точки зрения экономики, уровень жизни населения - это «совокупность условий жизни и труда людей, соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим строем» [6]. Уровень жизни отражает объем и структуру потребления, социальные и производственные условия труда, развитость сферы услуг, структуру рабочего и свободного времени, размеры личной собственности. В таком широком понимании эта категория характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле под уровнем жизни понимается уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Таким образом, уровень жизни является одной из важнейших социально-экономических категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека. Для различных социальных групп разнообразны и возможности удовлетворения потребностей.

На наш взгляд, объективная составляющая категории «качество жизни», интегрирует в себя категорию «уровень жизни», причем последняя представляет собой набор количественных показателей. Субъективная составляющая качества жизни отражает социальное самочувствие и может зависеть не только от удовлетворения основных потребностей, но и социальных стандартов, взятых в сравнении, а также индивидуальных психических особенностей личности.

Профессорско-преподавательский состав высшего военного учебного заведения является ключевым элементом высшей школы. От квалификации преподавателя, педагогической компетентности, человеческих и моральных качеств, общей культуры, условий его труда, уровня и качества жизни непосредственно зависят и качество подготовки будущих офицеров, и общая результативность учебного процесса. Можно выделить некоторые аспекты качества жизни профессорско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения на примере штатных работников Саратовского военного института внутренних войск МВД России.

Социологический опрос проводился в июле 2009 г. Выборочная совокупность составила 48 чел., что обеспечивает 25% штатного состава. В штатном составе преподавателей военного вуза 94% мужчин, 6% женщин, 77% состоят в браке. Среди опрошенных существует разница в возрастных категориях: 21 % преподавателей - в возрасте до 30 лет, 44% - 31 -40 лет, 33% - в возрасте от 41 до50 лет. Старше 50 лет только 2% преподавателей вуза. 23% профессорско-преподавательского состава не имеют детей, одного ребенка имеют 48, двух -25, трех и более - 4% (см. рис. 1).

100 80 60 40 20 0

□ состоят в браке Ине состоят в браке □до30 лет □ до 40 лет Идо 50 лет

□ свыше 50 лет □ не имеют детей □ 1 ребенок П2 ребенка □ 3 и более

Рис. 1. Характеристика демографических данных ППС

Опрос проводился среди работников, преподающих военно-профессиональные (33%), гуманитарные (31%), юридические (21%), естественные (8%) и технические (6%) дисциплины. Выборка представлена начальниками кафедр (8%), заместителями начальников кафедр (10%), старшими преподавателями (38%) и преподавателями (44%).

Морально-психологический климат в вузе благоприятный. Так, на вопрос «Удовлетворяет ли Вас место Вашей работы?» ответили: «да» - 73%, «нет» - 8%, затрудняются ответить 19%.

Общий трудовой стаж профессорско-преподавательского состава составляет менее 5 лет - 10,4%; 5-10 лет - 12,5%; 11-20 лет - 33,3%; более 20 -лет 43,8. Педагогический стаж не велик: у 50% он составляет менее 5 лет (рис. 2).

54% преподавателей проходили службу в различных регионах страны, 56% являются ветеранами боевых действий. Таким образом, в выборке присутствуют представители профессорско-преподавательского состава, имеющие высшее про-

п

семейное положение

наличие детей

фессиональное образование, определенный опыт служебной работы по данной дисциплине или научно-педагогической деятельности, а также, как правило, ученые степени и звания.

более 20 лет

11-20 лет

5-10 лет

менее 5 лет

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

□ Трудовой стаж □ Педагогический стаж Рис. 2. Сравнительный анализ трудового и педагогического стажа

Экономические преобразования в России в начале 1990-х годов вызвали ухудшение материального положения почти всего населения страны. Это коснулось и профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений. Преподаватели вузов не относятся к числу высокооплачиваемых работников. Свое материальное положение респонденты оценивают в основном как среднее (60%); хорошим его считает 8%, плохим - 27%, очень плохим - 6%; 19% затрудняются дать такую оценку. 77% не имеют возможности откладывать некоторую сумму денег.

В связи с особенностями условий труда штатный преподаватель военного вуза не обладает никакими существенными источниками дохода, кроме заработной платы, в отличие, например, от преподавателя гражданского вуза, имеющего возможности работы по совместительству. Заработная плата 42% опрошенных составляет 11 000-18 000 руб., 44% - 19 000-22 000 руб., 14,6% -более 23 000 руб. Уровень заработной платы превышает прожиточный минимум в 2-5 раз, однако необходимо учитывать также необходимость распределения доходов на всех членов семьи. Данный групповой показатель размера доходов составляет 2 стандарта прожиточного минимума, то есть каждый из членов семьи офицера существует на сумму примерно 9000 руб. в месяц [7, с. 15].

Важное значение придается и качеству медицинского обслуживания профессорско-преподавательского состава: 33% респондентов оценивают его как среднее, 67% - ниже среднего. Приобретаемые товары имеют среднее качество у 60%, выше среднего - 13% и ниже среднего - 27%.

Уверенность в улучшении финансового положения в ближайшее время выразили 38% преподавателей; считают, что оно не изменится - 38%; ухудшения ожидают 24%. 24,3% отметили положительное влияние на материальное положение прохождение военной службы в других регионах страны, при этом затруднились ответить 27%. 43% считают, что этот фактор не повлиял на их материальное благополучие, а 5% отметили влияние в худшую сторону.

Деятельность профессорско-преподавательского состава вуза очень многогранна, а ее специфика связана с большой эмоциональной нагрузкой. При этом 17% опрошенных для отдыха в будний день имеют менее 0,5 часа, 33,4% -0,5-1 час, 44% - 1-2 часа, 7% - более 2 часов. Большую часть свободного времени преподаватели тратят на подготовку к занятиям, творческую работу с учебной и научной литературой (38%). 31% отводит это время для общения с семьей и занятия с детьми, 25% занимаются домашней работой. 40% занимаются физической культурой 2-4 раза в неделю, у 44% нет определенного режима, и 17% уделяют время своей физической форме менее одного раза в неделю.

Для уяснения социального портрета профессорско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения важно показать субъективные показатели качества жизни. На первом месте у 67% преподавателей стоит семья, отношения с детьми, родными и близкими; на втором месте (13%) - здоровье; на третьем (6%) - материальное благосостояние. Нехватку материальных благ отмечает 33% респондентов, времени - 31%, уверенности в завтрашнем дне - 23%.

В целом качество своей жизни преподаватели военных вузов оценивают в основном как среднее (63%); выше среднего его оценивают 10%; ниже среднего - 27% (рис. 3).

Институт военного образования имеет относительную самостоятельность по своим социальным функциям. Ему свойственны преемственность исторически преходящих систем военного образования и способность оказывать активное воздействие на укрепление и развитие Вооруженных Сил. Состояние и функции военной системы детерминируются уровнем социально-экономического развития государства, структурой его социальных связей и отношений [8, с. 127].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. считает модернизацию системы образования необходимым условием формирования «экономики знаний», призванной на новых началах обеспечить в стране динамичный экономический рост и социальное развитие общества.

Рис. 3. Сравнительный анализ качества жизни ППС

Система образования нуждается в педагогическом и административно-управленческом персонале с принципиально иным уровнем подготовки, ориентированным на инновационное развитие человеческих ресурсов. Однако социально-трудовые отношения остаются одной из важнейших социально-экономических проблем современной России, проявляющихся в недооценке высококвалифицированного интеллектуального труда, в девальвации трудовых ценностей, в превращении финансовых результатов труда в средства для выживания. Перечисленные недостатки характерны для многих сфер, но наиболее остро проявляются в государственном секторе и, в частности, в высшей школе. Сегодня все чаще ставятся вопросы о том, как сохранить имеющийся научно-педагогический потенциал, использовать и умножить достижения научного и образовательного сообщества.

Сложные, во многом негативные социально-экономические процессы российской действительности оказывают различное воздействие на условия деятельности, качество жизни профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений. На наш взгляд, вышеуказанные проблемы связаны с недостаточностью уровня и качества жизни профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений. Поскольку зависимость формирования человеческого капитала России от человеческого потенциала преподавателя вузов несомненна, актуальным является анализ уровня и качества жизни профессорско-преподавательского состава. При этом особую важность приобретают не только объективные, но и субъективные условия существования, степень удовлетворенности жизнью.

Библиографический список

1. Медведев Д. Выступление на подведении итогов национальных проектов // Рос. газ. 2008. 29 февр.

2. Медведев Д. Выступление перед командующими военных округов // Рос. газ. 2008. 29 сент.

3. Теодоров A.C. Качество жизни: критика буржуазных теорий. М., 1976. С. 18-22.

4. Социальная политика, уровень и качество жизни: словарь М. 2001. С. 69.

5. Рубин Я.И. Качество населения: о сущности и структуре понятия // СОЦИС. 1998. № 9. С. 87-91.

6. КураковЛ.П. Экономический энциклопедический словарь. М., 2005.

7. Бычков П.И. Качество жизни семей офицеров Вооруженных Сил российской Федерации: состояние, динамика и пути повышения: автореф. дис. „.канд. социол. наук. М., 2008. С. 15.

8. Чубуков А.Ф. Функции военного образования в социокультурных условиях современного российского общества // Вестн. ПАГС. 2008. № 17. С. 127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.