Научная статья на тему 'Качество жизни преподавателей военных вузов: субъективные и объективные показатели'

Качество жизни преподавателей военных вузов: субъективные и объективные показатели Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ВЫСШИЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / LEVEL AND QUALITY OF LIFE / FACULTY / HIGHER MILITARY INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колонтаев В. А.

Автором исследуются уровень и качество жизни профессорско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения внутренних войск МВД России. Опрос проводился среди профессорско-преподавательского состава военно-профессиональных, гуманитарных, юридических, естественных и технических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колонтаев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY AND LEVEL OF TEACHERS' LIFE IN HIGHER MILITARY INSTITUTIONS: SUBJECTIVE AND OBJECTIVE PARAMETERS

The author describes level and quality of teachers' life in higher military educational institutions of Internal Security Troops of the Russian Federation. Interrogation was carried out among the teachers of military, humanitarian, law, technical and natural sciences.

Текст научной работы на тему «Качество жизни преподавателей военных вузов: субъективные и объективные показатели»

УДК 316.3:355.341.1

В.А. Колонтаев

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Автором исследуются уровень и качество жизни профессорско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения внутренних войск МВД России. Опрос проводился среди профессорско-преподавательского состава военно-профессиональных, гуманитарных, юридических, естественных и технических дисциплин.

Уровень и качество жизни, профессорско-преподавательский состав, высшие военно-учебные заведения.

V.A. Kolontayev

QUALITY AND LEVEL OF TEACHERS' LIFE IN HIGHER MILITARY

INSTITUTIONS: SUBJECTIVE AND OBJECTIVE PARAMETERS

The author describes level and quality of teachers ' life in higher military educational institutions of Internal Security Troops of the Russian Federation. Interrogation was carried out among the teachers of military, humanitarian, law, technical and natural sciences.

Level and quality of life, faculty, higher military institutions.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» и «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года» актуализируют вопросы динамичного развития и превращения России в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы. Человеческий капитал обозначается как основной фактор экономического развития, а достижение высоких стандартов благосостояния человека в области образования, здравоохранения, обеспечения жильем является одной из актуальных задач.

В этой связи актуализируется интерес к пониманию и основным концепциям качества жизни, факторам их оценки и «стартовому уровню» качества жизни акторов, принимающих непосредственное участие в достижении поставленных целей. Особый интерес представляет институт образования, поскольку оно относится к важной сфере коллективной жизнедеятельности, обеспечивающей экономический и социальный прогресс общества. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.» ставила своей целью повышение качества военного образования. Подготовку офицеров в настоящее время осуществляют 57 военно-учебных заведений с кадровым потенциалом более 18 тыс. чел., более половины преподавателей - специалисты высшей квалификации. Для воплощения в жизнь целей, поставленных вышеуказанными документами, необходимо представлять реальный уровень качества жизни данной социально-профессиональной группы.

За весь период исследований, ведущихся в русле изучения и оценки качества жизни населения, многие отрасли науки: экономика, психология, медицина, социология -обращались к данной проблеме. В каждой области научного знания доминирует своя специфика: экономисты (Дж. Гелбрейт, Р. Инглхарт, Р. Питерсон, Э. Кюнг, О. Берг, И. Штеффен) при изучении качества жизни, как правило, выявляют взаимосвязь «уровня жизни» и «качества жизни», социологи (Ж. Аттали и М. Гийом, А. Марш) интересуются общей оценочной картиной качества жизни населения, некоторые психологи (Э. Фромм), занимаясь данным вопросом, рассматривали его через призму влияния материального благосостояния личности на её индивидуальное качество жизни. Все эти исследования обладают своей научно-отраслевой спецификой при взгляде на определение «качества жизни» и не раскрывают человеческой сущности и содержания концепции качества жизни.

Среди отечественных исследователей основоположниками являются Н.А. Бердяев и И.А. Ильин, говорившие о «качестве нашего бытия». В Советской России использование данной категории вызывало ряд споров [5, с.18-22]. Использовались также категории «качество населения» и «образ жизни».

С.Г. Струмилин предпринял первые попытки расчёта прожиточного минимума и разработки «индекса стоимости жизни», положив начало подсчетам минимальной заработной платы, приравненной к прожиточному минимуму. В.А. Хащенко ставит акцент на субъективном восприятии качества жизни, рассматривая отношение индивида к собственному материальному положению как существенный регулятор его повседневного экономического поведения и отношений собственности, поиска и определения своей позиции в социально-экономической действительности [6, с.43]. По мнению В.А. Хащенко, «важным элементом субъективного экономического благополучия может быть оценка не только личного экономического настоящего и будущего, но и её переживание в виде позитивных или негативных эмоциональных явлений [6, с.46]. Н.М. Римашевская в своих работах рассматривает категорию «качества жизни» как одну из составляющих благосостояния населения, подчёркивая, что данное определение «характеризует, прежде всего, состояние самого субъекта общественной жизни человека» [4, с.75].

Таким образом, качество жизни рассматривается как интегральная качественная характеристика жизни людей, раскрывающей не только жизнедеятельность, жизнеобеспечение, но и жизнеспособность общества как целостного социального организма, и возводится в ранг национальной идеи [1, с.4-7].

Количественное измерение качества жизни затруднено признанием наличия его объективных и субъективных показателей. В 70-е гг. исследователи «субъективного качества жизни», в частности А. Кемпбелл, применяют в измерениях триаду «обладание -отношение - существование», что предполагает наличие удовлетворенности материальным положением, межличностными отношениями, уровнем самооценки [3, с.112]. В исследованиях А. Кемпбелла было установлено, что наличие хороших межличностных отношений, позитивной самооценки, ощущения контроля над своей жизнью «играют более важную роль в общем благополучии, чем реальная жизненная ситуация», то есть категории «отношения» и «существования» признаются столь же, если не более важным фактором качества жизни, как и категория «обладания» (удовлетворенность материальными условиями жизни).

Доминирующим направлением изучения качества жизни за рубежом выступает модель «ощущаемого качества жизни», поскольку сложный характер взаимосвязи объективных и субъективных условий жизни не подтверждает кажущуюся вполне очевидной истину, что люди в лучших материальных условиях жизни более удовлетворены ею, чем находящиеся в относительно худших условиях. Эта модель построена на утверждении, что истинное значение качества жизни отражено в

субъективных ощущениях индивидов, формирующихся на основе конкретных материальных условий жизни, эмоционального состояния.

В этой связи представляет интерес соотношение объективных показателей качества жизни профессорско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения внутренних войск МВД России и ощущаемого ими качества их жизни.

Социологический опрос проводился в июле 2009 г. в Саратовском военном институте внутренних войск МВД России. Выборочная совокупность составила 25% от генеральной, что обеспечивает репрезентативность исследования. В штатном состав преподавателей военного вуза опрошенных 94% мужчин, 6% женщин, 77% состоят в браке. Среди опрошенных проявляются различия в возрастных категориях. 21% преподавателей - в возрасте до 30 лет, 44% - 31-40 лет, 33% - в возрасте от 41 до 50 лет. 23% профессорско-преподавательского состава не имеют детей, одного ребенка имеют 48%, двух - 25%, трех и более - 4%.

Преподаватели вузов не относятся к числу высокооплачиваемых работников. В связи с особенностями условий труда штатный преподаватель военного вуза не имеет никаких существенных источников дохода, кроме заработной платы, в отличие, например, от преподавателя гражданского вуза, имеющего возможности совместительства. Заработная плата 42% опрошенных составляет 11000-18000 руб., 44% - 19000-22000 руб., 14,6% - более 23000 руб. Уровень заработной платы превышает прожиточный минимум в 2-5 раз, однако следует учитывать также необходимость распределения доходов на всех членов семьи. Данный групповой показатель размера доходов составляет 2 стандарта прожиточного минимума, т.е. каждый из членов семьи офицера существует на сумму примерно 9000 руб. в месяц [2, с.15]. Свое материальное положение респонденты оценивают в основном как среднее (60%), хорошим его считает 8%, плохим - 27%, очень плохим - 6%, 19% затрудняются дать оценку. 77% не имеют возможности откладывать некоторую сумму денег. Нехватку материальных благ отмечают 33% респондентов, времени - 31%, уверенности в завтрашнем дне - 23%.

Уверенность в улучшении финансового положения в ближайшее время выразили 38% преподавателей, считают, что оно не изменится, 38%, ухудшения ожидают 24%. 24,3% отметили влияние на материальное положение в лучшую сторону прохождения военной службы в других регионах страны, при этом затруднились ответить 27%. 43% считают, что этот фактор не повлиял на их материальное благополучие, а 5% отметили влияние в худшую сторону. При этом качество медицинского обслуживания 33% респондентов оценивают как среднее, 67% - ниже среднего. Приобретаемые товары имеют среднее качество у 60%, выше среднего - 13% и ниже среднего - 27%.

В целом качество своей жизни преподаватели военных вузов оценивают в основном как среднее (63%), выше среднего его оценивают 10%, ниже среднего - 27%.

Профессорско-преподавательскому составу также предлагалось оценить собственную жизнь, используя противоположные по смыслу определения: скучная -интересная, лёгкая - тяжёлая, несчастная - счастливая, бесполезная - имеющая смысл, насыщенная - пустая, одинокая - полная общения, свободная - ограниченная, не даёт мне шансов - предлагает мне лучшее. Затем предлагалось оценить «жизнь в целом».

Респонденты оценивают свою жизнь скорее как нелегкую, достаточно интересную, насыщенную и имеющую смысл. Представляется важным высокий показатель параметра (жизнь) «имеющая смысл» - 4 балла, поскольку профессорско-преподавательский состав военного вуза постоянно находится в потоке информации не только о проблемах, целях и задачах жизнедеятельности курсантов, кафедры и коллектива вуза, но и деятельности войск и социальной обстановке в стране. Смыслообразующую составляющую жизни профессорско-преподавательского состава трудно переоценить, так как в его руках находится воспитание нового поколения офицеров. Именно поэтому то, как профессорско-преподавательский состав воспринимает смысл своего существования и

деятельности, каких морально-этических принципов придерживается, многом найдёт свое отражение в поведении, взглядах и дальнейшем прохождении службы будущих офицеров.

Восприятие жизни как «нелегкой» обусловлено тем, что деятельность профессорско-преподавательского состава сопряжена с огромным количеством событий, постоянным взаимодействием с курсантами и коллегами, с необходимостью принимать решения, нести груз ответственности за жизнедеятельность своих подопечных, что, несомненно, составляет определённую долю трудности при выполнении профессиональных, творческих и в целом жизненных задач.

Категория жизни «интересная» большинством респондентов была оценена на 3,3 балла. Полученные результаты по категории (жизнь) «полная общения» составили 4 балла из 5 возможных и «насыщенная» - 2,5. Этот факт отражает настрой преподавателей вузов на окружающих их курсантов и коллег, родных и близких и окружающий мир в целом. Суть преподавательской деятельности заключается в постоянном взаимодействии между педагогом и курсантами, обмене информацией и идеями, решении жизненных задач различной степени сложности.

Оценка критерия (жизнь) «предлагает мне лучшее» - 3,3 соотносится с высокой оценкой «жизни в целом» (3,6). В свою очередь, параметр (жизнь) «предлагает мне лучшее» свидетельствует о достаточно высокой оценке степени удовлетворённости респондентов от реализации целей, задач и об определённых положительных итогах жизнедеятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что объективные показатели качества жизни профессорско-преподавательского состава соответствуют субъективным оценкам, зафиксированным в исследовании. Качество жизни данной профессиональной группы является средним по материальным показателям и субъективно оценивается так же. Респонденты демонстрируют удовлетворенность витальных потребностей и приоритет ценности семьи над материальными составляющими, не ожидая существенных улучшений своей жизни в ближайшее время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров В.Н. Качество как национальная идея / В.Н. Азаров, Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев // Качество, инновации, образование. 2002. № 1. С. 4-10.

2. Бычков П.И. Качество жизни семей офицеров Вооруженных сил Российской Федерации: состояние, динамика и пути повышения: автореф. ... канд. социол. наук / П.И. Бычков. М., 2008. 26 с.

3. Петрушина И.Ю. Субъективные индикаторы качества жизни в социологии США: обзор современных интерпретаций / И.Ю. Петрушина // Социологические исследования. 1981. № 1. С. 112-114.

4. Римашевская Н.М. Экономический анализ рабочих и служащих / Н.М. Римашевская. М.: Прогресс, 1965. 220 с.

5. Теодоров А.С. Качество жизни: критика буржуазных теорий / А.С. Теодоров. М.: Прогресс, 1976. 250 с.

6. Хащенко В. А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) / В.А. Хащенко // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 3. С. 40-49.

Колонтаев Валерий Александрович - Kolontayev Valeriy Aleksandrovich -

адъюнкт очной адъюнктуры Post-graduated Student

Саратовского военного института of Saratov Military Institute of Internal

внутренних войск МВД России Security Troops of the Russian Federation

Статья поступила в редакцию 14.04.10, принята к опубликованию 23.09.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.