Научная статья на тему 'Курсовая подготовка и переподготовка учителей в педагогической системе И. Н. Ульянова'

Курсовая подготовка и переподготовка учителей в педагогической системе И. Н. Ульянова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / ИНСПЕКТОР / КУРСЫ / СЪЕЗДЫ / И. Н. УЛЬЯНОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Тихон Сергеевич

В статье раскрывается деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова по подготовке и усовершенствованию учителей через педагогические курсы при Симбирском уездном училище и учительские съезды в 1869-1886 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курсовая подготовка и переподготовка учителей в педагогической системе И. Н. Ульянова»

УДК 377.5(82-94)

КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И. Н. УЛЬЯНОВА

TRAINING AND RETRAINING OF TEACHERS IN THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF I. N. ULYANOV

Т. С. Сергеев T. S. Sergeev

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрывается деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова по подготовке и усовершенствованию учителей через педагогические курсы при Симбирском уездном училище и учительские съезды в 1869-1886 гг.

Abstract. The article describes the role I. N. Uljanov, the inspector and director of Simbirsk public schools, played in organizationat training and advanced training courses at Simbirsk public schools and TOngresses for teachers in 1869-1886.

Ключевые слова: школа, учитель, инспектор, курсы, съезды, И. Н. Ульянов.

Keywords: school, teacher, inspector, courses, meetings, I. N. Ulyanov.

Актуальность исследуемой проблемы. В эпоху радикальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретают проблемы научного анализа и критического переосмысления исторического опыта, накопленного в предыдущие периоды истории страны в различных сферах общественной жизни, включая и народное образование. Непрерывное образование членов общества правового государства требует и постоянного совершенствования самих учителей. В этом отношении определенный интерес представляет обращение к педагогической деятельности Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886), жившего и творившего в период либеральных реформ 1860-1870-х гг., становления и развития демократической педагогической науки и народного образования, что для нынешней обновляющейся России весьма актуально и значимо.

Материал и методика исследований. Нами изучены имеющаяся по данной теме литература, опубликованные в сборниках документов и периодической печати источники. Для большей убедительности приведены факты и рассуждения из инспекторских отчетов самого И. Н. Ульянова, его современников и сослуживцев.

Результаты исследований и их обсуждение. Последователь педагогической системы К. Д. Ушинского И. Н. Ульянов, работавший свыше трех десятилетий на ниве народного просвещения сначала учителем (1855-1869), затем инспектором и директором

народных училищ Симбирской губернии (1869-1886), выработал свою педагогическую концепцию, сформулировал главную цель своей просветительской деятельности, основной стержень которой составляло служение народу через школу, которая должна была воспитывать человека образованного и сильного духом, способного бороться с «невыгодными жизненными условиями» [7, 109].

В середине Х1Х в. учителя в России готовились в основном в педагогических институтах и учительских семинариях. Однако таких выпускников было крайне мало. Большинство работников школ подбиралось из выпускников уездных училищ, отставных солдат, недоучившихся семинаристов и просто грамотных людей. Для их переподготовки и совершенствования организовывались педагогические курсы, съезды, выставки и т. п. Такие курсы одними из первых в России были открыты в Симбирском уездном училище 22 августа 1869 г., незадолго до приезда сюда И. Н. Ульянова. Став в сентябре инспектором народных училищ Симбирской губернии, Илья Николаевич энергично взялся за руководство работой этих курсов, рассчитывая превратить их в своеобразный очаг подготовки народных учителей.

Занятия вели преподаватели уездного училища и еще двое учителей гимназии. Учение, продолжавшееся два года, по своему учебному плану приравнивалось к курсу учительских семинарий. В программу обучения входили: закон божий (2 часа в неделю), русский язык (3), арифметика (3), история (2), география (2), физика (1), естествознание (1), педагогика (2), пение (2), черчение (2), чистописание (1 раз в неделю). В течение первого года воспитанники курсов наряду с изучением общеобразовательных предметов и педагогики, дидактики посещали городские приходские училища с целью ознакомления с методикой первоначального обучения. Весь второй год кроме классных занятий и самостоятельной работы по изучению источников они практиковались в этих училищах под личным руководством И. Н. Ульянова.

При подборе курсантов, называвшихся «кандидатами-педагогами», И. Н. Ульянов руководствовался их социальным положением: принимал преимущественно детей бедных мещан и чиновников, сельских дьячков, солдатских сыновей, детей крестьян, закаленных нуждой, трудом, жизненными лишениями. Как правило, у последних, которые хотя и владели лишь элементарными знаниями, было велико желание учиться, тем самым вырваться из тяжелой подневольной крестьянской жизни. Беднейшим учащимся выделялась стипендия. По ходатайству И. Н. Ульянова губернское земское правление в 1871 г. к 20 бывшим на курсах стипендиям прибавило еще 20 и отпустило на курсы вместо 3222 руб. предыдущего года 5320 руб. [6, 136]. Стипендиаты должны были после окончания курсов отрабатывать в школе по направлению Симбирского земства как минимум четыре года.

На педагогических курсах была библиотека, на полках которой имелись лучшие учебники того времени, справочники, словари, книги для чтения, педагогические журналы «Народная школа», «Учитель», «Семейные вечера», педагогические сочинения Ушин-ского, Корфа, Водовозова, Буслаева, Золотова, Семенова и др. Использовались ценные приборы, оставшиеся от располагавшихся здесь до этого землемерно-таксаторских классов. Были приобретены новые учебные пособия, коллекции предметов наглядного обучения, карты, картинные атласы, приборы для черчения и рисования, геометрические модели и др. [6, 136].

Воспитанники по очереди давали уроки во всех трех группах школы, потом в присутствии методиста и руководителя практики, учителя приходского училища Н. Николаева, разбирали уроки. И. Н. Ульянов на разборах прослушанных им уроков давал всем «кандидатам-педагогам» высказываться, замечания делал весьма деликатно, не повышал тона, не выражал раздражительности. «Живость и ясность изложения, наглядность преподавания, - писал воспитанник курсов В. А. Калашников, - настолько были необычайно удачными, что его уроки нами легко усваивались тут же в классе. Он умел заинтересовать и увлечь нас своими уроками. Мы ждали их как праздника» [9, 42-43].

К сожалению, Симбирские педагогические курсы не могли обеспечить учителями все школы: за три года их окончило всего 47 человек (в 1871 г. - 6, 1872 г. - 18, 1873 г. - 23). Из них к концу 1883 г. занимали учительские места 16 человек [7, 192]. Тем не менее, курсы оставили заметный след в истории народного образования в губернии. В ноябре 1871 г. И. Н. Ульянов весьма положительно охарактеризовал курсантов: «Считаю долгом засвидетельствовать перед губернским земским собранием, что педагогические курсы приносят несомненную пользу для дела народного образования, потому что учителя, подготовленные для своих специальностей, придают училищам характер правильно организованных школ и ставят себя в хорошие отношения как к ученикам, так и к родителям учащихся» [3, 95-96].

Таким образом, И. Н. Ульянов создал основной костяк подготовленных по его педагогическим принципам, освоенным у К. Д. Ушинского, народных учителей, которыми заменял несоответствующих требованиям педагогов, особенно в ближайших к губернскому центру образцовых школах. В отчете за 1873 г. он отмечал, что «12 несоответствующих своему назначению учителей заменены окончившими курс воспитанниками педагогических классов» [6, 137].

Известный публицист Х1Х в., член Симбирского уездного училищного совета В. Н. Назарьев называл выпускников «ульяновских» курсов «учителями нового типа», «лучшим украшением того времени», которые отличались «знанием своего дела и бросающейся в глаза порядочностью» [5, 319].

Имея в виду заранее явное преимущество воспитанников педагогических курсов в их профессиональной подготовленности, еще в 1871 г. И. Н. Ульянов ходатайствовал перед Симбирской губернской управой об улучшении материального положения будущих учителей: «Желая привлечь на курсы учеников уездных училищ ведомства Министерства народного просвещения преимущественно из крестьян, я считаю долгом просить Симбирское губернское земское собрание о предложении уездным собраниям увеличить жалование учителям народных училищ из окончивших курс в педагогических классах, смотря по степени их подготовки, от 180 до 240 руб. в год при готовой квартире с отоплением. Увеличенный и даже удвоенный оклад жалования учителям привлечет на учительские должности лиц, хорошо подготовленных к будущей своей профессии, и вместе с тем поднимет дело народного образования в губернии» [3, 94]. Эти ходатайства, как и снабжение выпускников педагогической литературой, были выполнены.

В сентябре 1872 г. последовало решение Симбирского губернского собрания закрыть с начала 1873 г. педагогические курсы при Симбирском уездном училище в связи с открытием Порецкой учительской семинарии. 40 стипендий были переведены в Порецкое [1, 97]. Подготовка учителей поднялась на новый уровень. При И. Н. Ульянове из стен его «детища» было выпущено 125 учителей-«ульяновцев», подготовленных по его системе [6, 138; 293].

Другой формой повышения уровня педагогического образования были учительские съезды. Так, съезды учителей-словесников устраивались тогда в Киеве (1863 г.), Казани (1866 г.), Москве (1867 г.), Нижнем Новгороде (1870 г.). Для учителей начальных училищ впервые проводил такой съезд Н. А. Корф в 1869 г. в Александровском лицее Екатерино-славской губернии [4, 358]. И. Н. Ульянов, знавший об этом съезде и переписывавшийся с его организатором, делился с ним своими отчетами за 1870 и 1871 гг.

С большим интересом знакомился И. Н. Ульянов с материалами всероссийского съезда учителей, который проводился при Политехнической выставке в Москве с 6 по 18 июля 1872 г., где он присутствовал с группой учителей из Симбирской губернии, слушал лекции известных методистов Бунакова (по методике обучения чтению) и Евтушевского (по арифметике и геометрии), рассчитанные на народных учителей. В отделе прикладных пособий можно было изучить новые экспонаты, приобрести некоторые новые по тем временам учебные пособия [8, 222-224]. Сопровождавшие инспектора учителя-симбиряне набирались опыта, которым делились по приезде домой с другими коллегами на учительских съездах [6, 139].

По инициативе и под руководством И. Н. Ульянова созывались съезды учителей в Буинске (1870 г.), Сызрани (1870 и 1872 гг.), Курмыше (1872 г.), Карсуне (1873 и 1874 гг.), Симбирске (1873 и 1874 гг.). Созывавшиеся в разных концах губернии, помещавшиеся в школах или общественных учреждениях эти съезды были звеньями единой целостной системы повышения квалификации рядовых учителей по продуманной программе и плану. Учителя приглашались за сотни километров от места проживания. Руководителями съездов назначались опытные учителя, которых хорошо знал инспектор И. Н. Ульянов: в Симбирске руководителем был учитель приходского училища и заведующий практикой на Симбирских педагогических курсах Николаев, в Карсуни - учитель Промзинского двухклассного училища Цветницкий. Для практических занятий на съездах устраивались временные школы из старшей и младшей групп. Занятия с учителями проводились с 9 до 13 часов, когда давались практические уроки, и с 17 до 21 часа, - когда обсуждались рефераты по различным педагогическим проблемам.

На съезды собирались молодые и старые, городские и сельские просвещенцы, учителя и учительницы, члены училищных советов, земские деятели. Так, в декабре 1872 г. в Сызрани в съезде приняли участие 25 учителей, в Симбирске в 1873 г. - 30 законоучителей, 32 учителя и 18 учительниц, в 1874 г. - 60 учителей и 18 учительниц [7, 94-106].

Сам состав прибывших на съезд свидетельствовал о том, что не каждый из них был знаком с педагогической литературой и едиными требованиями к школьной программе. Так, на учительском съезде в Сызрани, проходившем с 28 декабря 1871 г. по 5 января 1872 г., из 25 учителей окончили курс в духовной семинарии - 5, духовном училище - 6, уездном училище - 3, остальные не имели законченного образования [7, 93-94].

Из 60 учителей, присутствовавших на съезде народных учителей Симбирского и Сенгилеевского уездов с 1 по 15 сентября 1874 г., окончили курс в Симбирской духовной семинарии - 2, не окончили полного курса этой семинарии - 11, окончили курс уездного училища Министерства народного просвещения - 10 человек. Из 18 учительниц немногие окончили гимназии и уездные училища, трое имели только домашнее образование. Лишь прибывшие на съезд 11 законоучителей имели соответствующее духовное образование [7, 106]. При первом же посещении Сызранского съезда инспектор убедился, что на нем придется не просто слушать и смотреть, но учить и показывать: из 24 учителей 22 понятия не имели о новом звуковом методе [8, 323].

Проведенные в 1870-1874 гг. И. Н. Ульяновым в Симбирской губернии 8 учительских съездов были новаторским шагом в Поволжье и вызвали большой резонанс в педагогической сфере. Но они не пришлись по вкусу официальным властям. Напуганное общественной активностью народных учителей царское правительство признало учительские курсы «явлением в педагогическом отношении сомнительным», а в политическом -«вредным». Полный сил и желания отстаивать начатое дело И. Н. Ульянов не отступил. Он разработал «Проект правил краткосрочных педагогических курсов для учителей и учительниц начальных народных училищ» из 19 пунктов [7, 110-112]. Цели и задачи краткосрочных курсов он приравнял к «целям и задачам учительских семинарий», продолжительность занятий определил в 15 дней, кроме практических рекомендовал и теоретические занятия. Проект был отвергнут как не отвечающий интересам официальных властей [2, 56-57].

При организации учебы педагогов И. Н. Ульянов считал необходимым знакомить слушателей не столько с организационными вопросами, сколько с приемами и методами разумного современного преподавания предметов. Для этого на съезде в сентябре 1874 г. в Симбирске функционировала временная школа с двумя разными по уровню подготовленности группами учеников: младшей группой из 8 мальчиков, совершенно неграмотных, и старшей - из 12 учеников, уже обучавшихся год в приходских училищах. Следует учесть, что это по сравнению с опытом Череповецкой учительской семинарии, где были группа из неграмотных детей и группа из неграмотных взрослых [1, 16-22], было шагом вперед. Обсуждались вопросы о лучшей организации школьных занятий, о занятиях с несколькими отделениями, составлении расписания, взаимоотношениях с населением, методах преподавания отдельных дисциплин, школьной дисциплине и т. д. Оживляли занятия экскурсии, например, на телеграфную станцию и в физический кабинет военной гимназии.

Уроки проводились разными учителями Симбирского и Сенгилеевского уездов, иногда и самим инспектором И. Н. Ульяновым.

Накануне предварительно разбирались конспекты уроков, запланированных на следующий день, что повышало эффективность работы [7, 105].

На вечерних заседаниях также читались и обсуждались рефераты. Деловой разбор и продолжительные прения вызвал реферат учителя П. Малеева «О ведении объяснительного чтения», были рассмотрены статьи учителей: Калашникова «О пении», Николаева «Об обучении чтению по звуковому методу», Анисимова «Об исправлении письменных упражнений учеников», Петрова «О порядке классных занятий» и др. При этом высказали свои мнения и предложения около 30 учителей. Обращала на себя внимание активность учительниц. «Вообще, - подытоживал итоги курсов И. Н. Ульянов, - имея в виду школы Симбирского и Сенгилеевского уездов и учителей этих школ, мы уверены, что занятия настоящего съезда не пройдут бесследно, а принесут ожидаемую пользу делу...» [7, 108].

О достаточно большом резонансе такого мероприятия свидетельствовало присутствие при открытии учительского съезда губернатора, директора классической гимназии, директора народных училищ, председателя уездной земской управы, членов Симбирского уездного училищного совета, священников.

И. Н. Ульянов, с большим увлечением и при большом эмоциональном подъеме проводивший учительские съезды, оставался умным и чутким руководителем, благожелательным собеседником, тактичным коллегой, умеющим заинтересовать сослуживцев и

учеников благородной просветительской работой во имя народного школьного дела. По воспоминаниям публициста В. Н. Назарьева, «Ульянов во время съезда сиял, был на седьмом небе, а юные педагоги разъехались, переполненные небывалой энергией и несомненными стремлениями принести как можно больше добра и счастья своим питомцам» [5, 489].

Нежелательная для властей активность учителей, многие из которых были причислены к «нигилистам», привела к прекращению созыва учительских съездов. В 1875-1881 гг. они вообще не созывались, а в Симбирской губернии вплоть до 1895 г. разрешались только краткосрочные курсы при педагогических учебных заведениях для малоподготовленных учителей. Такие курсы удалось провести с 15 июня по 15 июля 1877 г. при По-рецкой учительской семинарии, а летом 1884 г. - при Симбирской чувашской школе. Они проходили с ведома директора народных училищ И. Н. Ульянова, а также директора чувашской школы, инспектора чувашских школ Казанского учебного округа И. Я. Яковлева.

Резюме. Разнообразная неутомимая созидательная работа И. Н. Ульянова в области подготовки учителей и повышения их педагогического уровня через различные курсы и учительские съезды не прошла бесследно. За период 16-летней работы И. Н. Ульянова в Симбирской губернии количество учителей выросло с 276 до 457 человек, или в 1,6 раза. Число учительниц с 56 выросло до 150, или в 4,2 раза. Относительное их число к общему количеству учителей с 20 % поднялось до 35 %. Лиц со специальным педагогическим образованием было 6, стало 135, или больше в 22,5 раза. Если раньше на их долю приходилось только 2 % всех учителей губернии, то в середине 1880-х гг. - 30 %, т. е. каждый третий педагог имел специальную подготовку для работы с детьми. Большинство из них, особенно выпускники учительской семинарии, являлись достаточно подготовленными учителями. В этом немалая заслуга педагога-демократа, инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова. Учителя-«ульяновцы» впоследствии внесли большой вклад в строительство советской школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Двадцатилетие Череповецкой учительской семинарии // Вестник Новгородского земства. -1901. - № 2.

2. Карамышев, А. Л. И. Н. Ульянов об учителе / А. Л. Карамышев // Ученые записки Ульяновского государственного педагогического института им. И. Н. Ульянова. - 1962. - Т. 17. - Вып. 4. - С. 50-64.

3. Кондаков, А. И. Директор народных училищ И. Н. Ульянов / А. И. Кондаков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1964. - 319 с.

4. Корф, Н. Ф. Сельский учительский съезд / Н. Ф. Корф // Учитель. - 1870. - № 18.

5. Назарьев, В. Н. По школам / В. Н. Назарьев // Городской и сельский учитель. - 1895. - № 3-4. -С. 316-321.

6. Сергеев, Т. С. Научно-педагогическое наследие И. Н. Ульянова и современность / Т. С. Сергеев. -М. : Изд-во МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 288 с.

7. Ульянов, И. Н. Избранное : статьи, документы, материалы / И. Н. Ульянов ; сост. А. Л. Карамышев. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1983. - 248 с.

8. Шагинян, М. С. Первая всероссийская : роман-хроника / М. С. Шагинян. - М. : Молодая гвардия, 1966. - 366 с.

9. Юбилейный сборник памяти Ильи Николаевича Ульянова (1855-1925). - Пенза, 1925. - 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.