ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ*
(ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ГУБЕРНАТОРА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ А. Н. МИХАЙЛОВА В ПРЕСС-ЦЕНТРЕРБК)
В пресс-центре российского информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) прошла пресс-конференция губернатора Курской области А.Н. Михайлова, посвященная проблемам развития региона и его перспективам. Курская область является одним из старейших регионов, ведущих отсчет своей истории с 1032 г. Сегодня это один из динамично развивающихся регионов нашей страны, небольшой, но представляющий весьма перспективное территориальное образование. Исполнительная и законодательная власти области, хозяйствующие субъекты делают все для того, чтобы последовательно решались вопросы инновационного развития экономики, повышалась инвестиционная привлекательность региона, поддерживалась социальная защищенность населения.
Инвестиционная политика администрации Курской области направлена на то, чтобы создать для инвесторов благоприятные условия ведения бизнеса. По результатам исследования рейтингового агентства «Эксперт», по рейтингу инвестиционного климата в 2008-2009 гг. Курская область входит в категорию 3B1 «Пониженный потенциал - умеренный риск» вместе с такими экономически развитыми и активными областями, как Калужская, Ярославская, Ленинградская. Динамика инвестиций в основной капитал за последние годы характеризуется следующими показателями: в 2006 г. - 23 241,1 млн руб.; в 2007 г. -33 523,1; в 2008 г. - 45 094,5; в 2009 г. - 48 930,8 млн руб., т.е. налицо рост более чем в два раза. По показателю «Инвестиционный потенциал» область занимает 36-е, а по показателю «Инвестиционный риск» - 23-е место среди всех субъектов Российской Федерации.
E-mail: [email protected]
— Александр Николаевич, каковы в настоящее время приоритеты развития Курской области? На что направлены основные усилия правительства области иресурсырегиона?
* Материалы пресс-конференции публикуются в сокращении.
— Основные приоритеты развития Курской области закреплены в принятой три с половиной года назад Стратегии развития Курского региона, как ее у нас называют, Стратегии-2020. Она предусматривает активизацию потенциальных «точек роста» экономики нашей области, ее диверсификацию, внедрение инновационных технологий и,
конечно же, создание всех условий для более полного использования возможностей человеческого фактора, создание хороших социальных условий для жителей Курской области.
Стратегической целью является развитие промышленности и предприятий агропромышленного комплекса, внедрение инновационных технологий с выходом на конечный результат. Сегодня у нас в промышленности есть проблема, заключающаяся в преобладании двух крупных предприятий в структуре промышленного сектора экономики. Поэтому диверсификация для нас имеет очень большое значение.
Кроме того, для нас важны — и мы эту работу ведем уже на протяжении почти десятка лет — вопросы обновления производства. Конечно же, делается все возможное для развития инфраструктуры, что связано с развитием экономики, позитивно влияет на социальное положение населения. В частности, речь идет о дорожном строительстве, завершении вопросов газификации региона. Курская область в начале десятилетия значительно отставала от своих соседей, но сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону. Также идет положительная динамика в вопросах развития здравоохранения, образования и т.д.
Сегодня перед областью согласно Стратегии-2020 поставлена задача примерно в 2 раза (а по отдельным позициям — в 2,4 раза) увеличить по сравнению с 2005 г. уровень производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Усилия руководства области сосредоточены на решении этих важных задач.
Отмечу, что стратегия охватывает достаточно длительный период, на сегодня у нас завершена разработка очередной программы социально-экономического развития Курского региона на 2011—2015гг., где обозначенные задачи облечены в конкретные цифры. Таким образом, наши региональные программы органично стыкуются с федеральными.
— Как Вы оцениваете инвестиционные преимущества Курской области? Какие наиболее крупные перспективные проекты реализуются в настоящее время?
— В рыночной экономике вопрос инвестиционной политики имеет огромное значение. Что касается инвестиционных преимуществ Курского региона, то они заключаются в позиции исполнительной и законодательной структур власти региона, муниципальных образований, которые
однозначно сориентированы на то, чтобы инвестиционный климат на территории нашего региона позволял сегодня инвесторам активно и, главное, эффективно работать в Курской области. На протяжении текущего десятилетия ключевым здесь являлось создание законодательной базы. Сегодня принят закон об инвестиционной деятельности в Курской области. Он позволяет нам вести активную работу с инвесторами, работающими в различных отраслях экономики.
Какие сегодня предоставляются возможности инвесторам в соответствии с этим законом и принятыми по ним подзаконными актами, другими законодательными инициативами, которые мы уже одобрили, отталкиваясь вот от этого базового закона? Во-первых, это бюджетные кредиты и бюджетные инвестиции, которые мы активно используем. Это погашение части процентных ставок по банковским кредитам, которые инвесторы получают для реализации своих проектов на территории Курской области. Это использование имуществ, т. е. залогового потенциала Курской области. Ну и, конечно же, создание благоприятного режима работы для инвесторов. Скажем, у нас принята такая норма, когда инвесторы (инвестиционные компании, реализующие на территории региона инвестпроекты стоимостью более 250 млн руб.) получают возможность отсрочки на четыре года по уплате налогов на имущество и могут не уплачивать эти налоги до полного погашения техдолгов по проектам, которые они взяли. Если речь идет о строительстве нового объекта, то до пяти лет. Ну и, конечно же, большую роль играют гарантии администрации Курской области под реализацию тех или иных проектов.
Таковы основные моменты, которые, во-первых, стимулируютприходинвесторов, во-вторых, помогают им осваиваться и решать те задачи, которые они перед собой ставят в обоюдных интересах: и инвесторов, и курян. И еще следует назвать такую интересную форму работы: у нас есть система соглашений, которые мы подписываем с инвесторами, работающими в различных сферах экономики (на сегодня это уже 58 партнеров) — в промышленности, стройиндустрии, агропромышленном комплексе, энергетике. В соглашениях оговариваются конкретные обязательства для инвестора и для администрации области, которые мы потом регистрируем и ставим на контроль. В отсутствие четкого законодательства на федеральном уровне это была вынужденная, но необходимая мера. Она помогла выстроить работающую систему взаимоотношений.
Что касается инвесторов, то мы всегда очень строго и внимательно следим затем, чтобы в соглашениях (затем это воплощается в реальных делах) обязательно были обозначены размеры вложений, направленных на развитие того или иного предприятия, работа с коллективом и участие в решении социальных программ. Это тоже помогает нам, ведь мы берем взаимную ответственность за судьбу того или иного предприятия, решаем вместе с инвесторами вопросы их развития. Каждая из сторон чувствует свою ответственность перед трудовым коллективом, а также друг перед другом.
— Каковы перспективы технической модерниза -ции Курской атомной электростанции?Какие задачи предстоит решать на предприятии в ближайшие годы?
— Курская АЭС является одной из старейших в стране. Первый ее энергоблок был запущен в 1976 г. Сегодня она представляет собой 4 действующих энергоблока, годовая выработка электроэнергии которых составляет 28 млрдкВт-ч. Сегодня наша станция обслуживает потребности не только Курской области, но еще пяти регионов Центральной России. Причем 21 % электроэнергии, вырабатываемой Курской АЭС, уходит на Украину. Таким образом, это очень мощное и чрезвычайно важное предприятие.
За последние годы на Курской АЭС была проведена модернизация 1-го и 2-го энергоблоков, причем с учетом требований МАГАТЭ, других международных организаций, Ростехнадзора. В итоге и 1-й, и 2-й блоки получили лицензии и возможность работать в дальнейшем: 1-й блок — на 10 лет, а 2-й — на 15 лет. Аналогичная работа готовится на 3-м и 4-м блоках Курской АЭС.
Процесс модернизации энергоблоков Курской АЭС дал возможность увеличить эффективность использования потенциала блоков с 50,7 до 78 %, что равнозначно вводу в действие еще одного энергоблока. Однако есть и проблема, которая состоит в том, что время идет, и энергоблоки свой ресурс исчерпывают. Нас не может не беспокоить вопрос дальнейшего развития Курской АЭС. Сегодня 5-й энергоблок, строительство которого было законсервировано, находится в степени готовности, по оценкам экспертов, от 70 до 80 %. Есть в проекте и замещающая станция — Курская АЭС-2. Под нее готова площадка, может быть быстро подведена инфраструктура, и начато само строительство станции. Но пока, к сожалению, решение на стадии согласования. А жизнь торопит: согласно Стратегии-
2020 в ближайшие примерно 5—7 лет потребление электроэнергии в Центральной России вырастет примерно на13 млрдкВт-ч.
— Как сейчас продвигается проект по строительству комплекса по металлизации железорудного сырья — Михайловского ГОКа? Повлиял ли мировой финансовый кризис на этот проект?
— Михайловский ГОК — одно из крупнейших предприятий нашего региона. Отмечу, что проект по гематитовому концентрату стоил 5 млрд руб. в ценах 2009 г. В связи с финансовым кризисом его реализация была приостановлена. Сегодня руководство холдинга «Металлоинвест» и коллектив Михайловского ГОКа вернулись к данному вопросу. Мы также всячески поддерживаем реализацию этого инвестиционного проекта. Более того, разработан другой масштабный проект по модернизации комбината. Он рассчитан до 2020 г. и потребует примерно 40 млрд руб., предстоит очень большая работа по модернизации производства.
В прошлом году на Михайловском ГОКе были четко спланированы антикризисные меры, мы их поддержали. Это позволило предприятию полностью сохранить трудовой коллектив. Сегодня объем производства Михайловского ГОКа превышает прошлогодний уровень на 17% по итогам работы за 9 мес. 2010 г. Производство железорудного сырья на предприятии составляет около 20 % от общего объема по России. Поэтому мы всячески будем поддерживать и руководство Металлоинвеста, и Михайловского ГОКа в вопросах реализации инвестиционного проекта (инвестпроекта) на этом предприятии.
— Какие меры принимаются в сфере энергосбережения?
— Отмечу, что работа движется в унисон с федеральными структурами. На территории нашего региона с 2002 г. действует региональная программа по энергосбережению. Предметом заботы региональной власти было прежде всего наведение порядка в этом плане в бюджетной сфере. Главное, конечно, внедрить приборы учета и решить ряд других вопросов с применением различных новых агрегатов, которые позволяют экономить электроэнергию. За последние 5 лет реализация программы по энергосбережению дала возможность сэкономить 1 млрд 700 млн руб. Сейчас мы готовимся принять программу по энергосбережению на очередные пять лет.
Что касается предприятий различных сфер, то сегодня наши отраслевые структуры (у нас это
отраслевые комитеты, в других регионах — министерства) работают в унисон с федеральными структурами и делают все для того, чтобы каждое предприятие имело подобные программы у себя. Мы за этим четко следим.
— В будущем году в Курске планируется проведение генеральной ассамблеи и ежегодной конференции Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕПР). Почему организаторы выбрали именно Курскую область? Как идет подготовка к этому мероприятию, какие проблемы будут там обсуждаться?
— В результате нашей активной работы в рамках АЕПР нам было сделано предложение о проведении форума на территории Курской области. Вернее, на территории еврорегиона «Ярославна», но центр мероприятий будет в Курске. Для нас это большое событие и честь, потому что европейцы говорят: впервые за 40 лет такой по значимости форум состоится за пределами Европейского Союза. Это ценно и важно не только для Курской области и нашего украинского соседа — Сумской области, но и для России в целом. Я недавно докладывал об этом Администрации Президента России, нашим министрам, предложение поддерживается.
— Какие отрасли аграрного комплекса региона являются в настоящее время приоритетными, какие задачи поставлены перед ними в текущем и будущем годах? Предполагается ли государственная поддержка для инвестиционных компаний, работающих врегионе?
— Начнем с поддержки инвестиционных компаний. То, что я уже говорил, когда отвечал на вопрос об инвестиционной деятельности, относится и к компаниям, работающим в сфере АПК. Это и гарантии администрации Курской области, и субсидирование процентных ставок по кредитам. В последние годы мы активно работаем с Правительством РФ, в частности — с Минсельхозом России. Все, что планируется в этом направлении по линии федеральных структур, реализуется в основном через софинансирование. Предприятия, которые работают в Курской области, в полном объеме получают полагающиеся субсидии на внедрение новых технологий по племенному животноводству, элитному семеноводству и т. д. Все, что связано с внедрением нанотехнологий, модернизацией производства АПК, используется в полном объеме на региональном уровне и в совместной работе с федеральными структурами.
Какие отрасли являются приоритетными? Должен сказать, что сегодня по объему производства продукции растениеводства Курская область прочно занимает ведущее место в первой тройке регионов Центрального федерального округа. По производству зерна идем после Воронежской области — правда, она несколько больше по территории. К настоящему времени мы устойчиво вышли на уровень производства зерна примерно 3—3,5 млн т ежегодно. Должен сказать, что рекордный показатель в советское время был 2,8 млнтв 1989г., мы его превзошли четыре года назад. Производство зерна, сахарной свеклы, масличных культур и дальше будет оставаться у нас приоритетной отраслью.
Сегодня активная работа ведется и в животноводстве. Что касается регионов Центрального Черноземья, то монопроизводством ни один из этих регионов не должен и не может заниматься, если грамотно строить политику АПК. Поэтому в последние годы, решив вопросы по подъему уровня объемов производства в растениеводстве, сейчас активно работаем с животноводческой отраслью. Этому способствовал национальный проект по развитию АПК: за последние годы у нас построены 24 животноводческих комплекса различной мощности. Из них 17 — мясные, остальные — молочные. Активно ведется работа еще над 11 комплексами. В целом по объему производства молока и мяса мы сегодня тоже находимся в первой пятерке по регионам Центральной России. Но стоит задача к 2015 г. выйти на уровень 500—550тыс. т по производству молока и примерно 250—300тыс. т по мясу. Сегодня в этом плане реализуется целый ряд инвестпроектов.
Всяческой поддержкой власти пользуются у нас фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Мы смогли сделать так, что сегодня структуры Россельхозбанка охватывают всю территорию Курской области, порайонно. Сейчас решаем вопрос по их выходу в крупные села с населением 1—1,5 тыс. чел. Надо поддерживать ЛПХ и фермерские хозяйства, доля которых в АПК остается достаточно большой, а в перспективе такой и будет.
В целом хотел бы сказать, что, если десять лет назад мы переживали, удастся ли в оптимальные сроки провести комплекс весенних полевых работ и осенние работы по уборке урожая, то с существующим техническим потенциалом (а у нас в АПК уже сейчас работают 18 инвесткомпаний) весенние полевые работы мы проводим максимум за две-три недели. Причем никто в области не чувствует како-
го-то серьезного напряжения. Это говорит о том, что технический парк в АПК и кадры подготовлены соответствующим образом, сегодня они способны решать вопросы, стоящим образом перед регионом.
В этом и последующих годах будем сеять примерно 1 млн 100тыс.га зерновых, 100—110тыс.га сахарной свеклы и 300га масличных культур. Думается, что с привлечением дополнительных инвесторов сможем эти показатели и увеличить.
— Что делается региональной властью для модернизации сети автомобильных дорог, приведения их к современным стандартам?
— Если заглянуть на десять лет назад, то по Курской области в принципе ездить было практически нельзя, даже по областному центру. Конечно, две улицы были, по которым можно было спокойно проехать. Пришлось очень многое сделать в организационном плане, чтобы перестроить дорожную структуру. И в последние годы дорожная отрасль Курской области является достойной визитной карточкой региона.
Мы принимали у себя около полутора десятков делегаций из различных регионов, которые просто приезжали к нам поучиться, как решается задача, которую перед нашими дорожниками была поставлена в свое время, — при минимуме затрат получить максимальный результат. Нам удалось за последние семь лет всю региональную сеть дорог привести в надлежащее состояние. Это примерно 7тыс. км дорог. Мы сегодня можем приехать в любой уголок, даже самый отдаленный, спокойно проехать из одного села в другое, в райцентр. Это отмечают все, кто бывает у нас в гостях, но самое главное — жители Курской области. Это один из приоритетов. Я считаю, что экономика не может нормально функционировать, если мы не создадим вот такие условия. Еще раз подчеркну, дорожная отрасль и газификация являются приоритетами, потому что это в интересах экономики в целом и в интересах наших жителей.
Осталась острая проблема у нас — состояние федеральной трассы М-2 «Крым». Мы провели две встречи с министром транспорта РФ И. Е. Левитиным, на которых рассказали, что обстановка очень напряженная, когда жалуются наши жители и те, кто проезжает через Курскую область по федеральным дорогам. А ведь грузопоток и пассажиропоток просто огромные. Когда дорогу не ремонтируют на протяжении 20 лет и более, она приходит в жалкое состояние. Пока принимаются пожарные меры, чтобы как-то навести порядок. Но на следующий год предусмотрено выделение достаточно крупных
средств для того, чтобы в корне исправить положение. Уверен, что это будет сделано. И все же в народе недаром же говорят: «Дружба — дружбой, а табачок-то врозь». Федеральную трассу финансирует федеральный бюджет, мы не можем вкладывать в нее средства, тем более большие.
Отмечу, что крайне важно внедрение новых технологий, диагностика, обучение персонала, который у нас обучался в Московском автодорожном институте — ныне автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), а также в вузах Украины и Белоруссии. Когда наступает зимний период, инженерные кадры и рабочие обязательно проходят переподготовку. Если этого не делать, тогда мы будем иметь дело с неквалифицированным персоналом, и сколько бы средств ни выделяли, из этого ничего серьезного не выйдет.
— Можете ли Вы назвать наиболее удачные и перспективные проекты межрегионального сотрудничества на примере еврорегиона «Ярославна»?
— Еврорегион — это удачно найденный вариант сотрудничества соседних регионов приграничных государств. Правда, в Европе эта форма используется уже давно — в 2011 г. ей исполнится 40 лет. Что касается пространства СНГ, то здесь это новшество, используется пока недавно.
Еврорегион «Ярославна» создавался с соседней Сумской областью в очень сложный период взаимоотношений России и Украины. В 2008 г. он был основан, в 2009 г. мы стали постоянными членами Ассоциации европейских приграничных регионов, а сейчас работа там идет по полной программе. Нами отработаны 17 различных совместных инвестиционных проектов, они сегодня касаются не только экономики, но и экологии, решения проблем молодежи, миграционной политики. Сегодня мы поставили перед правительствами обеих стран вопрос о создании базового соглашения о приграничной торговле между регионами России и Украины.
В целом сегодня еврорегион «Ярославна» стал полноправным членом Ассоциации европейских приграничных регионов и, на мой взгляд, уже завоевал авторитет в этой организации.
— Как сейчас обстоит дело с погорельцами в Курской области? Построены ли для них дома, все ли получили компенсацию?
— Ситуацию в целом нам удалось удержать под контролем. Мы из наших оперативных сил Управления ГО и ЧС по Курской области (которое,
кстати, по итогам прошлого года было признано лучшим в России, и, как показал нынешний год, это было не формально и не случайно) помогали Воронежской, Рязанской и Московской областям. Выделяли туда технику и людей, чтобы справиться с пожарами, которые там бушевали. У нас от пожара пострадали 4 жилых дома на границе Курской области с Белгородской. Всем, кто понес убытки, оказана помощь. Одна семья пожелала, чтобы им был построен новый дом, и он уже построен, ключи хозяевам вручены. А остальные получили денежные компенсации в соответствии с их пожеланиями.
На селекторных совещаниях порой докладывают о том, что где-то сгорело 300, где-то 400 домов. У нас только 4. Кстати, есть 9 человек из небольшого лесного поселка, пострадавших частично — у кого-то сгорел сарай, у кого-то — крыша. Мы все это компенсировали, и, кстати, построили за счет выделенных нам средств (за что я благодарен Правительству РФ) 3 км дорог, которые соединили этот маленький поселок с федеральной автотрассой. Теперь его жители могут ездить, куда им надо.
— Как в Курской области прошел единый день голосования?Были ли выявлены нарушения?
— У нас проходили выборы в местные органы, серьезных нарушений не было. Отмечу, что явка на выборы в местные органы превысила 60 %. Это, в общем-то, хороший результат. Безоговорочную победу на выборах одержала «Единая Россия». На выборах глав администраций муниципальных образований ее представители получили 72,5%, на выборах депутатов в законодательные собрания местного уровня — 80%. В целом это говорит о доверии курян к власти — и федеральной, и региональной, и местной.
— Как обстоят дела со строительством цементного завода в Солнцевском районе Курской области? Есть ли перспектива завершения его строительства и создания для населения новых рабочих мест с учетом банкротства ООО «Курская строительная компания», осуществлявшего стройку? Планирует ли администрация области предпринимать действия по данному направлению?
— Это предприятие просто необходимо для области. Нам бы очень хотелось иметь действующий хороший цементный завод, которого, к сожалению, нет. Когда в свое время территорию области делили, эта отрасль промышленности отошла к Белгородской области. Другое дело, что инвестор, в данном случае это Курская строительная компания, оказал-
ся несостоятельным и свои обязательства выполнить не смог. В этом и состоит проблема, именно это затормозило стройку почти на два года. Сегодня все находится в руках Внешторгбанка (ВТБ), где инвестор финансировался. С руководством ВТБ мы находимся в тесном контакте: и с председателем правления, и с его заместителями. Поэтому думаю, что вскоре ситуация благополучно разрешится, проект будет завершен в ближайшее время.
— Курская область на протяжении ряда лет плодотворно сотрудничает с ОАО «Газпром». Что удалось сделать в рамках действующего соглашения? Какие перспективные задачи администрация региона намеренарешать в ближайшие годы?
— В 2001г. уровень газификации в Курской области был ниже 50 %, в сельских районах — 21 %. Мы значительно отставали от соседних областей, имели огромную задолженность. Тогда мне лично пришлось взять эту работу под контроль. На протяжении последних семи лет мы активно работаем с Газпромом по газификации Курского региона.
По итогам 2010 г. планируем выйти на уровень газификации в целом по области — 85 %, в том числе в сельской местности — 55 %, т. е. за последние семь лет, сотрудничая с ОАО «Газпром», нам удалось сделать больше, чем за советский период и 1990-е гг. Мы входим в тройку регионов Российской Федерации, в которые Газпром вкладывает наибольшие средства на газификацию. Кстати, синхронизируя эту работу, мы предусматриваем и тщательным образом выполняем и свои обязательства перед Газпромом, что, несомненно, положительно.
Мы встречались с главой ОАО «Газпром» Алексеем Миллером недавно, причем констатировали, что на сегодняшний день в Курской области задолженности по оплате за газ нет. А это тоже один из важных факторов, который интересует Газпром. Такой же объем работы, как и в предыдущие годы, запланирован и на 2011 г., по итогам которого мы выходим по уровню газификации на 90 % в целом, и 60 % — по сельской местности. А это и благосостояние населения, и слагаемое инвестиционной привлекательности.
Назову еще одну интересную деталь: у нас 28 сельских районов, в 2001 г. природный газ присутствовал в 12 из них. Недавно мы договорились, что в следующем году последний, 28-й сельский район, получит природный газ. И уже две инвестиционные компании реализуют там свои проекты, крупные проекты в сфере свиноводства с расчетом на то, что там будет природный газ.
— Россия, видимо, в ближайшее время вступит в ВТО. Какие чувства у Вас вызывает приближение этого события? Готовы ли к вступлению в ВТО сельхозтоваропроизводители Курской области?
— Это вопрос дискутируется давно, есть разные мнения. Мое мнение, что такого рода шаги должны быть максимально просчитаны по всем параметрам. Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей, то, наверное, две трети из них будут готовы работать в новых условиях, а другим придется достаточно сложно. Мы это понимаем, потому что те, кто сегодня работают в ВТО, сориентированы на этот процесс давно. Там жесткая конкуренция, высокие требования, особенно к хозяйственникам. Некоторые могут этого просто не выдержать. Ав принципе, конечно, нужно, основательно подготовившись, этот шаг сделать. Хотелось бы, чтобы мы в этом вопросе не очень торопились, взвесили свои потенциальные возможности в целом по стране.
— Как сказалась на экономике региона летняя засуха? Что делается для преодоления ее последствий?
— Летняя засуха, конечно же, на нас сказалась так же, как и на наших соседях. Но в Курской области мы смогли не допустить серьезных пожаров, у нас их практически не было. Это плод наших коллективных усилий со всеми структурами, которые за это отвечают.
Из-за засухи сельскохозяйственные товаропроизводители, конечно же, недобрали урожая. В конечном итоге собрали 1 млн 800 тыс. т зерна, на фоне того, что наши соседи — и белгородцы, и воронежцы — и 1 млн т, к сожалению, не собрали. Что здесь сработало? Это опять-таки и оптимальные сроки проведения весенне-полевых работ в этом году, это и семеноводство — мы всегда строго следим затем, чтобы все посевы засевались только районированными, элитными семенами. Сыграли роль и другие приемы. Но ущерб в объеме около 1,5 млрд руб. сельскохозяйственные товаропроизводители Курской области все же понесли. Мы приняли решение об их поддержке на своем уровне, для чего из областного бюджета выделили им 50 млн руб. на решение первоочередных вопросов. Федеральный бюджет также выделяет средства для поддержки пострадавших от засухи.
— После отставки московского мэра Юрия Лужкова снова стала обсуждаться идея вернуть выборы губернаторов, как Вы к ней относитесь?
— Отрицательно. Дело в том, что я был среди тех, кто в беседе с В. В. Путиным в 2003 г. этот вопрос обсуждали. Я предложил тогда, как и мои коллеги, перейти к той форме, которая есть сейчас — назначение губернаторов и одобрение их кандидатур законодательным собранием. Сегодня этому процессу придан демократичный характер, поскольку победившая на выборах партия вносит предложения президенту. Президент имеет возможность выбрать кандидатуру или отклонить все предложенные и снова рассмотреть другие. Дальше законодательное собрание региона, которое представляет население региона, дает согласие — какие тут могут быть еще сомнения?
— В 2010г. на территории Курской областиуже в десятый раз прошла Корейская ярмарка, с этого года она имеет статус общефедеральной. С чем связано повышение статуса ярмарки, какое значение она имеет как для экономики России в целом, так и для экономики области?
— К сожалению, население России пока не очень много знает об этой ярмарке. Она уникальная в своем роде, в далекое время это были южные ворота России. 150 лет тому назад у нас гремели на Руси Нижегородская ярмарка, Ирбитская ярмарка на Урале и Корейская ярмарка в Курской области. Десять лет назад мы приняли решение о возобновлении ее работы. В 2001 г. она обрела новую жизнь после стольких лет забвения.
Сегодня ярмарка представляет собой большой экономический форум, далеко не местного масштаба. В прошлом году мною перед Правительством РФ был поставлен вопрос о придании ярмарке статуса общефедерального, и он был поддержан, за что я благодарен руководству Центрального федерального округа, нашему полпреду Георгию Полтавченко. Это предложение также было поддержано Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным и Министерством промышленности и торговли РФ.
В 2010 г. в ярмарке принимали участие представители 20 государств, более 950 хозяйствующих субъектов, что говорит о ее размахе. Сегодня в ней постоянно участвуют страны дальнего зарубежья, Украина и Белоруссия, наши соседи из приграничных областей. В ходе ярмарки происходит заключение инвестиционных соглашений, договоров о совместной деятельности.
Если об этой ярмарке широко узнают в России, то мы готовы и дальше расширять ее масштабы. На уровне России она превращается в чрезвычайно
важное мероприятие. Мы не увлекаемся внешней, показной стороной, там проходят чисто деловые процессы, «круглые столы», форумы по отдельным направлениям, причем больше внимания уделяется конкретике. Выставочно-ярмарочная деятельность сейчас вообще чрезвычайно важна, и для регионов Центральной России крайне необходимо поддержать такой экономический форум. Мы считаем, что Корейская ярмарка — это визитная карточка Курского региона в плане демонстрации возможностей нашей экономики.
Буду рад, если наша пресс-конференция позволит нам установить дополнительные контакты с потенциальными партнерами по хозяйственной
деятельности, атакже с теми, кто пожелает заключить локальные соглашения по работе в отдельных отраслях.
— Мы, в свою очередь, желаем Вам исполнения всех Ваших задумок и перспективных планов, всевозможной поддержки и от жителей области, и от власти, и от центра. Большое спасибо за интересную беседу.
Вела пресс-конференцию руководитель пресс-
центра РБК Ольга Доронина