— ИСТОРИЯ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/3034-3364-2024-3-19 УДК 94
КУРС ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ КАК МЕХАНИЗМ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Акимова А.А., Гамзаева Г.Ш.
Дагестанский государственный политехнический университет
Аннотация. Статья посвящена осмыслению важности роли курса отечественной социально-ориентированной истории в российском обществе. Курс отечественной истории рассматривается в качестве механизма восстановления исторической справедливости. Справедливость, будучи универсальной ценностью и ключевым принципом регуляции межэтнического взаимодействия, позволяет провести оценку социокультурных и общественно-исторических практик, в том числе и в области изучения курса отечественной истории. Курс отечественной истории как механизм восстановления исторической справедливости предполагает четыре прикладных уровня изучения исторической справедливости как таковой: морально-этического, правового и социально-политического, духовно-нравственного уровней. В рамках курса отечественной истории необходимо обращаться к такому важному механизму возрождения исторической справедливости, как историческая реконструкция, предполагающая воссоздание материальной и духовно-нравственной культуры определенной исторической эпохи России. В данной статье авторы обращаются к данным социологических опросов, проведенных авторитетными российскими научно-исследовательскими центрами, опросов, посвященных изучению общественного мнения по вопросу важности и полезности курса отечественной истории, выступающего, с точки зрения авторов, механизмом восстановления исторической справедливости.
Ключевые слова: отечественная история, историческая справедливость, социальная справедливость, уроки истории, российское общество.
THE COURSE OF DOMESTIC HISTORY AS A MECHANISM FOR RESTORING HISTORICAL JUSTICE IN RUSSIAN SOCIETY
Aida A. Akimova, Gulnara Sh. Gamzaeva
Dagestan State Polytechnic University
Abstract. The article is devoted to understanding the importance of the role of the course of national socially-oriented history in Russian society. The course of domestic history is considered as a mechanism for restoring historical justice. The idea of reviving and preserving the historical justice of Russian society in the context of new global challenges is regarded as a civil debt that contributes to the integration of Russian society. The course of domestic history as a mechanism for restoring historical justice implies four applied levels of studying historical justice as such: moral-ethical, legal and socio-political, spiritual and moral levels. Within the framework of the course of Russian history, it is necessary to turn to such an important mechanism for the revival of historical justice as historical reconstruction, which assumes the reconstruction of the material and spiritual and moral culture of a certain historical era of Russia. In this article, the authors refer to the data of sociological surveys conducted by authoritative Russian research centers, surveys devoted to studying public opinion on the issue of the importance and usefulness of the course of national history, which, from the point of view of the authors, acts as a mechanism for restoring historical justice.
Keywords: Russian history, historical justice, social justice, history lessons, Russian society.
Введение.
Актуальность изучения отечественной истории как механизма восстановления исторической справедливости в российском обществе не вызывает сегодня никаких сомнений, что подтверждается официальным посланием Федеральному Собранию Президента В.В. Путина в феврале 2023 г., в котором в качестве ключевой цели обозначено восстановление исторической спра-
ведливости в рамках содержательного наполнения российской политики.
Обращение к теме справедливости в ее историческом контексте ретроспективно отслеживается, начиная со второй половины 20 столетия, «что знаменует потребность в социально-философской и этико-моральной рефлексии по поводу явления, которое становится все более значимым» как в сугубо историко-политическом
— ИСТОРИЯ —
дискурсе, «так и в качестве риторического свидетельства происходящих в структуре символического пространства изменений» [1, с. 57].
Восстановление исторической справедливости (далее - ИС), бесспорно, представляет собой судьбоносное решение, основанное на чувстве ответственности за родное отечество, как перед нынешним поколением россиян, так и перед будущим. В ч. 3 ст. 671 Конституции Российской Федерации сказано: «Российская Федерация чтит память защитников отечества, обеспечивает защиту исторической правды».
Идея исторической правды, по мнению С.Н. Черных, содержит аксиологический, нравственный аспекты, при этом поиск правды - это, в первую очередь, «поиск справедливости и истины» [2, с. 44], актуализировавшийся в условиях переписывания истории и ложной интерпретации исторических фактов и событий недружелюбно настроенными странами и некоторой части российского населения, что негативно сказывается на исторической справедливости и препятствует ее восстановлению.
С нашей точки зрения, важным механизмом, способствующим восстановлению ИС, является курс «История России» (курс отечественной истории), который реализуется как в рамках школьного, так и в рамках среднего специального и высшего профессионального образования. Идея возрождения и сохранения исторической справедливости российского общества в условиях новых глобальных вызовов расценивается в качестве гражданского долга, способствующего интеграции российского общества [3].
Методика. Теоретико-методологические основания данной публикации заключаются в применении двух подходов: историко-генетического подхода, который позволяет рассматривать курс отечественной истории в качестве механизма восстановления исторической справедливости; компаративистского, базирующегося на сопоставлении категорий «историческая справедливость» и «социальная справедливость» с учетом их единства и предметной противоположности. Кроме того, авторы обращаются к данным социологических опросов, проведенных авторитетными российскими научно-исследовательскими центрами.
Обсуждение. Результаты.
В силу того, что интерес к ИС сопряжен не только с обострением глобального экономического кризиса, но и с информацией о событиях, связанных с исторической и социальной несправедливостью, обратим взор на данные понятия. Термин «историческая справедливость» тесно связан с таким термином, как «социальная справедливость», который может трактоваться в зависимости от сферы предметного анализа.
Справедливость, будучи универсальной ценностью и ключевым принципом регуляции межэт-
нического взаимодействия, позволяет провести оценку социокультурных и общественно-исторических практик, в том числе и в области изучения курса отечественной истории.
Обращаясь к анализу категории «социальная справедливость» с позиций историко-генетического подхода, она определяется в качестве понятия, «неразрывно связанного с понятием более общего характера, которое пронизывает все формы общественного сознания» [4, с. 464], включая религиозное, историческое. Иными словами , социальная справедливость присутствует не только в сознании населения р осси й ского общества, отражая реальные общественные отношения, но также носящая исторический характер.
С точки зрения политических рамок, мы видим, что социальная справедливость - это принципы юридического равенства и политической свободы, которые определяют право населения страны на общественное устройство [5, с. 74].
В целом же, социальная справедливость связана с социальными представлениями (репрезентациями) - мыслями, имажинитивными образами и идеями, связанными с процессом воображения; знаниями, практикой и накопленным историческим опытом; ценностями и аттитюдами; наконец, представлением об общем благе для общества в целом [6]; в то время как историческая справедливость формирует массовое историческое сознание, в котором формируется чувство признания истинности и правильности каких-то исторических событий, чувство, связанное с интенцией граждан восстановить историческую справедливость - с одной стороны, и негодованием «по поводу случившейся в былые годы несправедливости» - с другой [3]. И в этом отношении, курс отечественной истории, т.н. «социально-ориентированной истории» выступает механизмом изучения исторических нарративов, объединяющих важнейшие события исторического прошлого и связывающих их с настоящим, тем самым способствуя возрождению ИС.
Несмотря на пограничный статус категории «историческая справедливость» в пространстве общественных наук, данная категория сегодня активно применяется. Поскольку ИС связана с традиционными культурными ценностями российского общества, в ноябре 2022 г. Президентом РФ был подписан Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [7].
Историческая справедливость связана с созиданием общей истории и восстановлением исторической справедливости общими усилиями граждан, невзирая на социально-политические, межнациональные, конфессиональные и иные разногласия.
По результатам опроса, проведенного ФОМ в 2023 году, большинство опрошенных (83 %) счи-
— ИСТОРИЯ —
тают, что на учебном курсе отечественной истории в школе изучать современный период скорее нужно [8].
Отметим, что 76 % молодых россиян утверждают, что при обучении в школе уроки истории им
скорее нравились, чем не нравились. Данное распределение ответов опрошенных, на наш взгляд, показывает, что курс отечественной истории не только важен для школьников, но и интересен им.
Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Когда вы учились в школе, вам скорее нравилась или скорее не нравилась история как учебный предмет?», %
история древнего мира история средних веко а мировая ипория нового в ре иен* ыировая история нонеишёгО времени упор и я древней Руси история России 15- 16 веков история России 17-18 веков история России 19 века история России 20 века современная история России не нравилось ничего из перечисленного затрудняюсь ответить
Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие исторические периоды, эпохи вам нравилось изучать на уроках истории в школе?», %
Исходя из данных, представленных на рисунке 2, мы видим, что большая часть опрошенных интересовалась таким периодом, как история древнего мира, но и история России, как мы видим, вызывает бурный интерес в процессе изучения курса истории.
Также, из данных представленного опроса, следует, что, по мнению 40 % россиян, в учебниках отечественной истории следует излагать факты и сведения о тех или иных событиях, избегая оценок, но показывая историческую правду. При этом 50 % считают, что учебники истории долж-
— ИСТОРИЯ —
ны, помимо фактов, содержать также и оценки тех или иных исторических событий; 67% уверены, что в учебнике должны присутствовать скорее разные точки зрения на одно и то же историческое событие, 25 % - что точка зрения должна быть скорее одна.
Обозначенные данные свидетельствуют о том, что россияне интересуются и вовлечены в курс отечественной истории, в частности, в курс «История России», который проводится в рамках получения общего образования, что позволяет рассуждать о полезности этого курса в дальнейшем обучении молодежи.
В данной связи, в рамках вузовского образования реализация курса «История России» в настоящее время реализуется на первом курсе обучения студентов в большем объеме, чем ранее. Согласно приказу Минобрнауки России от 19 июля 2022 г. № 662, на изучение дисциплины «История России» в вузах отводится не менее 4 зачетных единиц (144 часа).
При этом объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками должен составлять:
• в очной форме обучения - не менее 80 %;
• в очно-заочной и заочной формах обучения -не менее 40 % объема, отводимого на реализацию указанной дисциплины (модуля).
Также, в настоящее время в вузах России вводится такой курс, как «Основы российской государственности», запущенный в сентябре 2023 года и активно реализуется сегодня. По данным ВЦИОМ, россияне, в большинстве своем, одобряют запуск нового учебного курса в российских вузах - в ходе опроса две трети наших сограждан назвали его нужным и полезным для молодежи (68 %). Причем, польза от введения учебного предмета видится ими, в первую очередь, в получении дополнительных знаний о своей стране, ее истории и освещении ИС (32 % и 24 % соответственно среди назвавших курс нужным). Каждый шестой в этой группе полагает, что новый предмет будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся и пониманию исторической правды (17 %). Еще 10 % посетовали на слабую подготовку в образовательных учреждениях («плохое образование», «молодежь ничего не знает»); по-видимому, в их представлениях введение новой дисциплины позволит решить эту проблему и заполнить пробелы в знаниях студентов своей истории; также опрошенные говорят о важности и пользе курса для общества в целом: «будет более образованный народ», «расширится исторический кругозор» [9].
Согласно исследованиям исторического сознания россиян, проведенным под руководством М.К. Горшкова, 37 % респондентов выразили мнение о том, что нужно оказывать противодействующее влияние на те деструктивные попытки, которые предпринимаются для того, чтобы интерпретировать события истории с точки зрения преуменьшения роли СССР в ходе Второй миро© Акимова А.А., Гамзаева Г.Ш.
вой войны; также стоит отметить тот факт, что 1/3 опрошенных подчеркивают важность популяризации среди населения исторических фильмов, так как социальные сети, СМИ и документальные фильмы напрямую влияют на понимание истории своей страны. Помимо этого, следует отметить и тот факт, что около 10 % опрошенных считают, что мнения оппонентов можно рассматривать в рамках научных дискуссий, что позволит сблизить позиции имеющихся взглядов на основе подкрепленной научной аргументации [10, с. 79].
Неподдельный интерес к отечественной истории, согласно данным ФНИСЦ РАН, проявляет 67 % молодежи в возрастном диапазоне 18-30 лет, при этом молодежь в качестве источника различных исторических материалов отдает предпочтение кино- и телепродукции, также популярны интернет-ресурсы - 37 % респондентов из числа молодежи [10, с. 18-19].
В целом респонденты интерпретируют усилия государственной социальной политики по пересмотру исторического прошлого и настоящего России насущной потребностью и намеренным стремлением восстановить историческую справедливость, поскольку по причине «непрояснен-ности» и неясности отдельных обстоятельств российской истории, в общественно-историческом сознании россиян весьма высоки потребность, интерес и запрос на историческую подлинность и историческую справедливость. Большинство опрошенных респондентов (61 %) полагают, что нынешнее поколение россиян должны знать не только о героических подвигах народа и своей страны, но и помнить трагичные страницы истории [10, с. 111].
Как справедливо подчеркивают Е.Е. Прокопов и И.С. Дынкович, в условиях проведения СВО «необходимо возвращать в общественное сознание правду о массовом героизме, беспримерном подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, о том, что организатором и вдохновителем Победы над нацизмом и фашизмом была Коммунистическая партия во главе со Сталиным» [11, с. 133].
Курс отечественной истории как механизм восстановления ИС, на наш взгляд, должен отвечать трем важным требованиям, т.е. предполагать четыре прикладных уровня изучения ИС: морально-этического, правового, социально-политического и духовно-нравственного.
Первый уровень рассмотрения ИС (морально-этический) носит несколько абстрактный характер, ибо, по мнению Д.А. Аникина, представляет собой не просто определенный «набор этических категорий, а неотрефлексированные представления о правильном/неправильном, свойственные общественному сознанию. С этой точки зрения, представление об исторической справедливости приобретает расширительную трактовку» [1, с. 58].
Правовой уровень восстановления ИС уместен только «по отношению к тем преступникам, ви-
— ИСТОРИЯ —
новность которых установлена, а сами они в состоянии понести юридическую ответственность. В этом смысле, естественный предел исторической справедливости заключается в сроке жизни конкретных виновников преступлений» [1, с. 58].
Говоря о третьем уровне, историческая справедливость, так или иначе, подчиняется логике социальной или политической целесообразности, поскольку «справедливость конкретного события устанавливается в контексте того, какие сообщества могут его рассматривать в качестве несправедливого лично для себя» [1, с. 59].
Духовно-нравственный уровень восстановления ИС в курсе отечественной истории направлен на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей российского общества.
ИС вытекает из социальных представлений об исторической несправедливости (исходя из дихотомии «справедливость - несправедливость»), «из констатации того факта, что на протяжении определенного исторического промежутка, который может длиться от нескольких лет до нескольких столетий, соотношение прав и свобод между различными коллективными субъектами не соответствовало современным представлениям» [1, с. 60]. В этом смысле, ключевой характеристикой употребления категории ИС в курсе отечественной истории является императивное требование восстановления исторической справедливости, «то есть воссоздания некоего состояния, имевшего место в прошлом, которое может рассматриваться как своеобразный идеал» [1, с. 60].
В рамках курса отечественной истории необходимо обращаться к такому важному механизму возрождения ИС, как историческая реконструкция предполагающая воссоздание материальной и духовно-нравственной культуры определенной исторической эпохи России. Наиболее популярными эпохами исторической реконструкции выступают античность, раннее Средневековье (IX-XI), высокое Средневековье (Х11-Х111), позднее Средневековье (Х1У-ХУ), Новое время (XVI-XVII), наполеоновские войны, Первая мировая война, Вторая мировая война. Разумеется, что это весьма условное распределение, ибо внутри каждой конкретно взятой эпохи существует дифференциация по регионам российского об-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
щества и по запросам восстановления исторической справедливости.
Следует отметить, что в свете цифровизации образования в целом, и исторического образования. в частности, заслуживают внимания методы изучения исторического материала посредством компьютерных игр с историческими сюжетами как своеобразными проводниками в историческое знание и постижение исторической справедливости.
Также, что касается молодых поколений россиян, в рамках изучения отечественной истории, необходимо использовать официальные Интернет-ресурсы, сайты и порталы, которые учреждаются органами власти и гражданскими организациями, в частности: портал «Уроки России», портал «Об исторической справедливости в оценке персоналий, событий и цифр войны», портал «Восстановим историческую справедливость», сайт «Историческая память: ХХ век», интернет-журнал «Гефтер», интернет-газета «Советская Россия», рассматривающие различные шаги к восстановлению исторической справедливости, а также участие в проекте «Новое историческое обозрение», посвященному исторической правде.
Заключение.
В целом, значимость курса отечественной социально-ориентированной истории определяется потребностью установления гармоничного этнокультурного взаимодействия, преемственностью связи настоящего с прошлым и стабильного, а также плавного перехода в будущее. Историческая справедливость представляет собой важнейший элемент курса отечественной истории, апеллирующего к переосмыслению исторического прошлого. Важным механизмом возрождения ИС является историческая реконструкция, предполагающая воссоздание материальной и духовно-нравственной культуры определенной исторической эпохи России.
Курс отечественной истории как механизм восстановления ИС предполагает четыре прикладных уровня изучения ИС: морально-этического, правового, социально-политического и духовно-нравственного.
В лучших традициях чтения курса отечественной истории заключается нечто весьма важное, позитивное, имеющее ценность, а, следовательно, нуждающееся в возрождении и сохранении исторической справедливости.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
_— ИСТОРИЯ —_
Литература:
1. Аникин Д.А. Дискурс исторической справедливости: этико-политические основания и концептуальные противоречия / Д.А. Аникин // Антиномии. 2024. Т. 24. С. 55-69.
2. Черных С.Н. Справедливость и правда в аспекте древнерусского мировоззрения / С.Н. Черных // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2010. Т. 6. № 10. С. 43-46.
3. Посохов С.И. Метаморфозы исторической справедливости / С.И. Посохов // Люди и тексты. Исторический альманах. 2015. С. 1-16.
4. Социологическая энциклопедия в двух томах / Рук. Г.Ю. Семигин. М., 2003. Т. 2. С. 464.
5. Семигин Г.Ю. Социальная справедливость и право. Основы взаимодействия / Г.Ю. Семигин // Социологические исследования. 2009. № 3. C. 72-82.
6. Гафиатулина Н.Х. Кризис социальной справедливости в российском обществе как фактор влияния на социальное самочувствие молодежи / Н.Х. Гафиатулина, Н.М. Сизова, Е.И. Хубулури // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 8. С. 35-39.
7. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
8. Опрос ФОМ «Уроки истории в школе. Отношение россиян к изучению истории в школе». URL : https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14923
9. ВЦИОМ «Можно ли научить государственности?». URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mozhno-li-nauchit-gosudarstvennosti
10. Историческое сознание россиян: оценки прошлого, память, символы (опыт социологического исследования) / Под ред. М.К. Горшкова; ФНИСЦ РАН, Институт социологии. М. : «Весь мир», 2022. 248 с.
11. Прокопов Е.Е. Историческая справедливость и субъективный взгляд / Е.Е. Прокопов, И.С. Дынкович // Дорогами военных лет: от огненной дуги до Берлина (к 80-летию орловско-курской битвы). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орёл, 2023. С. 131-134.
References:
1. Anikin D.A. Discourse of historical justice: ethical-political foundations and conceptual contradictions / D.A. Anikin // Antinomy. 2024. Vol. 24. P. 55-69.
2. Chernykh S.N. Justice and truth in the aspect of the old russian worldview / S.N. Chernykh // Bulletin of the Voronezh state technical university. 2010. Vol. 6. № 10. P. 43-46.
3. Posokhov S.I. Metamorphoses of Historical Justice / S.I. Posokhov // People and Texts. Historical Almanac. 2015. P. 1-16.
4. Sociological Encyclopedia in two volumes / Head of G.Yu. Semigin. M., 2003. Vol. 2. P. 464.
5. Semigin G.Yu. Social Justice and Law. Basics of Interaction / G.Yu. Semigin // Sociological Research. 2009. № 3. P. 72-82.
6. Gafiatulina N.Kh. The crisis of social justice in russian society as a factor influencing the social well-being of young people / N.Kh. Gafiatulina, N.M. Sizova, E.I. Khubuluri // Humanities, socio-economic and social sciences. 2024. № 8. P. 35-39.
7. Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022 № 809 «On approval of the Fundamentals of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values». URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
8. FOM survey «History lessons at school. The attitude of Russians towards studying history at school». URL : https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14923
9. VTsIOM «Is it possible to teach statehood?» URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mozhno-li-nauchit-gosudarstvennosti
10. Historical consciousness of Russians: assessments of the past, memory, symbols (an experience of sociological research) / Ed. by M.K. Gorshkov; FNISC RAS, Institute of Sociology. M. : «Ves' mir», 2022. 248 p.
11. Prokopov E.E. Historical justice and subjective view / E.E. Prokopov, I.S. Dynkowich // Along the roads of the war years: from the fiery arc to Berlin (on the 80th anniversary of the Battle of Oryol-Kursk). Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Orel, 2023. P. 131-134.
Информация об авторах
Aida A. Akimova
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History of the Fatherland, Dagestan State Polytechnical University, Makhachkala, Republic of Dagestan [email protected]
Акимова Аида Акимовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества, Дагестанский государственный политехнический университет, Махачкала, Республика Дагестан aida akimova [email protected]
Гамзаева Гульнара Шахновазовна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества, Дагестанский государственный политехнический университет, Махачкала, Республика Дагестан [email protected]
— ИСТОРИЯ —
Gulnara Sh. Gamzaeva
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History of the Fatherland, Dagestan State Polytechnical University, Makhachkala, Republic of Dagestan [email protected]