УДК 373.5.016:75 ББК 74.268.51
Василина Дарья Сергеевна
аспирант г. Уфа
Курс «МХК» в системе общего среднего образования (на примере классов эстетического профиля)
В статье рассматривается роль и значение обще культурного подхода в системе общего среднего образования. Особое внимание уделяется исследованию возникновения курса «Мировая художественная культура», его роли и значения в обучении учащихся классов эстетического профиля, а также проблемам преподавания данной дисциплины.
Эффективное решение многих актуальных проблем образования и воспитания невозможно без глубокого понимания того, что такое культура, без разработки культурологического метопринципа в педагогике. И это не случайно, ибо даже само понятие «культура» очень близко таким основным понятиям педагогики, как образование и воспитание [1,46].
Однако в средней школе в сфере гуманитарного знания целый ряд важных областей культуры отсутствует. В ней не преподается логика (хотя до середины 50-х годов она преподавалась), история естествознания и техники, элементарные историко-философские, историко-религиозные, этические и эстетические знания, основы психологии и истории мировой культуры. Робкие попытки ввести некоторые из них в расписание факультативных занятий отдельных «образцово-показательных» школ и гимназий не меняют картины, ибо существуют бессистемно, без должного теоретического и методического обеспечения и, как правило, являются данью моде. Узкая специализация новомодных лицеев и гимназий лишь усугубляет положение.
Это негативно влияет не только на общий культурный уровень российского общества, но и на весь механизм трансляции социального опыта. Преодолеть сложившуюся ситуацию в рамках «отдельно взятой» школы невозможно. Это большая, сложная, но необходимая работа, которая должна стать органичной частью проводимой в стране образовательной политики. Без ее выполнения задачу модернизации российской школы вряд ли можно считать решенной [2,140].
Элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания среднего образования и развивать у учащихся культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, этическую культуру, эстетико-художественную культуру, политическую, психологическую культуру [1,51]. Все названные сферы развития осуществляются в системе среднего общего образования на предметах эстетического цикла, которые подготавливают учащихся к восприятию и пониманию общечеловеческого содержания мировой культуры. На уроках музыки, изобразительного искусства, литературы школьники усваивают образный язык, способ общения с художественным культурным текстом. Но процесс преподавания художественной культуры, не исчерпывается в цикле только эстетических дисциплин. Систематизация и обобщение знаний, полученных здесь, происходит в гуманитарных дисциплинах, таких как история, обществознание и, наконец, мировая художественная культура [3,56].
Согласимся с мнением многих исследователей, что художественная культура содержит эстетический, исторический, художественный, гражданский, национальный, интернациональный, гуманистический компоненты и не только расширяет кругозор, но и влияет на формирование качеств, необходимых в обучении. Вместе с тем, предмет МХК все еще не получил должного места в предметной среде школы. Появление данной дисциплины в учебных заведениях носит случайный характер, лишено целостного программного и методического обеспечения и обычно рассматривается
школьниками как что-то излишнее, не имеющее прямого отношения к их будущей профессиональной деятельности [2,459].
Наиболее плодотворными в плане внедрения данного предмета являются классы (школы) эстетического профиля. Для них утверждено для данных классов (школ) несколько вариантов учебного плана. Вариант Л.М.Предтеченской включает преподавание МХК по одному часу в неделю в 9-11 классах. Названный автор в течение нескольких лет ведет поиск в области педагогики, искусствоведения, вместе с группой учителей разрабатывает методику и экспериментально проверяет программы курса в городских и сельских школах. О внедрении курса в школьную программу свидетельствует документ «Об итогах опытной проверки курса МХК для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ» от 30 апреля 1987 года.
На первый взгляд кажется, что вопрос, зачем этот курс был введен в учебные планы, не представляет проблемы, но это не так. Когда в девяностых годах этот вопрос ставила перед педагогами И.А.Химик, большинство ответов сводилось к необходимости изучения искусства, к его роли в формировании духовности, гармоническом развитии личности. Многие из опрошенных учителей считали, что предмет введен с целью изучения искусства в его мировых масштабах. Именно поэтому они сомневались в целесообразности курса, увеличивающего и без того большую нагрузку во всех учебных заведениях. Достаточно, полагали они, увеличить количество часов и улучшить преподавание предметов художественного цикла, традиционно входящих в учебные планы, добавить несколько факультативных курсов по изучению некоторых видов искусства, как многие проблемы гуманитарного образования и воспитания будут решены [4,6].
На первый взгляд, с таким предложением трудно не согласиться. Но и расширение часов, и введение новых курсов по искусству - только часть, только этап в процессе приобщения к ценностям художественной культуры, т.к. учебные дисциплины по искусству не отменяют и не заменяют курса по художественной культуре. Дело в том, что понятие «искусство» не равно
понятию «художественная культура». Когда предмет МХК воспринимается как изучающий только искусство, происходит подмена понятий и искажение самого предмета изучения. Художественная культура определяется как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Понятие «совокупный» в данном случае означает и то, что художественная культура охватывает все виды художественной деятельности - словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.д., и то, что она включает в себя все процессы, связанные с искусством - созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие ее дальнейшую жизнь, - воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов и т.д. Таким образом, изучение МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры.
Из всего изложенного, а также из анализа материалов периодики, вытекает, что последнее десятилетие ушло на утверждение прав существования самого курса МХК. Причем, как уже неоднократно происходило в российской системе образования, практика намного опередила развитие теории. Сначала в школьном расписании появился предмет МХК, затем были выпущены учебные пособия, не имеющие опоры на отсутствующий государственный стандарт. До сих пор нет его базового программного обеспечения. В результате общеобразовательные курсы МХК и им подобные не имеют ничего общего, не соблюдают принцип преемственности и часто дублируют друг друга. Отношение к предмету зачастую является формальным. В его рабочих программах нередко отсутствует логика, принцип отбора информации, большинство из них грешат перегруженностью материалом [2,85].
Обозначенные проблемы отражаются и на создании программ по предмету МХК, а также методических пособий для учителя и учебников для учащихся, региональных программ, разработок по отдельным вопросам мировой художественной культуры и методики ее преподавания. Безусловно, это
предоставляет учителю широкие возможности при выборе стратегии и тактики эстетического воспитания школьников, применения различного рода инновационных технологий и экспериментальных методик в повседневной работе (Т.И.Бакланова, Г.И.Данилова, Т.Е.Заводова, Н.И.Киященко, И.В.Кошмина, Л.М.Предтеченская, Л.В.Пешикова, Л.А.Рапацкая, Н.М.Сокольникова, Ю.А.Солодовников, Е.Н.Шапинская и др.). В каждой альтернативной программе авторами трактуются свои цели и задачи эстетического образования школьников. Их объединяет конечная цель -духовное и нравственно-эстетическое развитие личности, приобщение к общечеловеческим и национальным художественным ценностям, повышение уровня художественного развития.
Особенностью всех программ по МХК, существующих сегодня, является их опора на основополагающие принципы школьной педагогики. Поэтому их методологическая и методическая основа может быть использована в любом регионе России, в том числе и в республике Башкортостан. Мы считаем, что для того, чтобы проблемы художественной культуры были близки учащимся, изучение МХК целесообразно начинать с культуры родного края. Республика Башкортостан может гордиться богатым народным и профессиональным творчеством, составляющим часть золотого фонда мирового искусства (фольклорное творчество, многие авторские произведения известны не только в Башкортостане, но и в России, и за ее пределами). Эти шедевры можно использовать в работе над развитием творческих способностей учащихся, ведь искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления людей своего края, ближе, понятнее, а потому воспринимается острее. В программу могут быть включены произведения башкирских поэтов, писателей, художников, композиторов, творчество известных танцевальных ансамблей Башкортостана, танцоров, певцов, исполнителей музыки. Их число пополняется новыми именами и сегодня. Кроме того, следует обратить внимание на башкирские эпосы, народные песни, мелодии, музыкальные инструменты,
особенности башкирского орнамента, одежды, экспонаты музеев Республики Башкортостан, репертуар театров. В них - вся жизнь башкирского народа.
На протяжении последних десяти лет на страницах периодических изданий неоднократно публиковались статьи, материалы круглых столов, интервью деятелей системы образования, в которых обсуждалась необходимость введения в школе всех уровней курсов, обладающих общекультурным содержанием («МХК», «Культурология» и т.д.) и их статус. Результатом дискуссии стало единогласное мнение о насущной потребности школы в данных дисциплинах, об их фундаментальном значении. Однако по сей день практически не существует единой концептуальной основы предмета, несмотря на то, что он введен как обязательный обще гуманитарный предмет в средней школе. Не ясны и основные принципы подготовки учительских кадров для преподавания данной дисциплины [2,84].
Также, несмотря на то, что изучение основ культуры необходимо для формирования школьника, к сожалению, сегодня не во всех классах эстетического профиля преподается предмет МХК. Первая проблема -недостаток специалистов. Данный курс приходится осваивать преподавателям других предметов, в лучшем случае привлекаются учителя изобразительного искусства, истории, музыки или литературы. Ясно, что современной школе необходим учитель с широкой гуманитарной подготовкой, способный к многообразной деятельности по руководству художественным и эстетическим развитием детей, а не только обучению их «письму и чтению». Есть попытки улучшить сложившуюся ситуацию введением специализации по культурологии в вузах и сузах (например, в БГПУ им. М.Акмуллы и в Уфимском Педагогическом Колледже №2).
Другая проблема - курс пытаются заменить специфическими предметами музыкального направления (музыкальная литература, история музыки и т.п.). В итоге учащиеся получают музыкальное, но не музыкально-эстетическое, а значит однобокое образование. Однако, только МХК формирует эстетическую культуру учащихся, дает им знания, расширяющие общий, музыкальный и
искусствоведческий кругозор. Не сможет дать таковые знания ни хороший учитель литературы, ни учитель музыки, ни учитель изобразительного искусства.
Третья проблема - курс МХК появляется в учебных планах только в старших классах. При этом утеряна основная идея полноценного эстетического образования - преемственность.
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем следующую систему художественного и эстетического образования на уроках МХК в классах эстетического профиля.
Первый этап (начальная школа). Ориентация на самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, пластике и т.п. Выявление природных задатков и способностей детей для дальнейшего их развития. Ведущими направлениями работы являются методические системы, разработанные Б.М.Неменским и Д.Б.Кабалевским.
Второй этап (среднее звено, 5-8 классы). Изучение основ истории искусств, ее языка. Желательно, чтобы при изучении видов искусств доминировали не научные категории, а чувства и эмоции. «Учить не искусству, а искусством» (Б.М.Неменский). Главное - формирование способности понимать мир искусства и приобщение через искусство к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества.
Третий этап (9-11 классы). Изучение основ художественной культуры, познание многообразия мира. Рассмотрение содержания и структуры художественной культуры, важных закономерностей процесса развития художественной культуры, ее роли в жизни людей.
Данная система позволяет говорить о необходимости курса МХК в классах эстетического профиля с раннего возраста. Это очень важно для формирования творческой личности. От описанного первого этапа системы во многом будет зависеть судьба образования детей на последующих этапах.
Полагаем, что изучение МХК необходимо для формирования школьника, ибо культура служила и служит источником множества знаний: истории, психологии, этнографии и т.д. Она формирует целую систему человеческих взглядов и установок. Так или иначе, но каждый художник, будь то писатель или живописец, в глубине души таит надежду повлиять на мир. В этом заключен смысл его творчества. Поэтому естественно, что культура, в том числе и искусство, по природе своей обладают воспитательным потенциалом. История доказала, что формирование личности, ее духовной целостности -высший итог художественной деятельности. Еще Платон утверждал, что прочувствование красоты не иллюзия, а необходимая ступень в интеллектуальном восхождении к истине [3,464].
Библиографический список
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития,- Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608с.
2. Бенин В.Л., Жукова Е.Д. Роль предмета «Мировая художественная культура» в гуманизации педагогического образования,- Уфа: «Восточный университет», 2001,- 104с.
3. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: Курс лекций: Учеб. пособие,- Уфа: Изд-во БГПУ, 2004,- 515с.
4. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя,- М.: Просвещение, 1994,- 160с.