Научная статья на тему 'Курс "Коммуникационные технологии"'

Курс "Коммуникационные технологии" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КУРС / COURSE / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LINGUISTIC AND INFORMATION / COMMUNICATIONS TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туленкова Людмила Александровна

В статье представлен курс «Коммуникационные технологии», который предназначен для изучения в старших классах непрофильной школы на уроках информатики. Большое внимание уделяется формированию у обучающихся практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туленкова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курс "Коммуникационные технологии"»

конфликт, если он более актуален для ребят, чем только что выполненное задание -разумеется, при согласии всех участников.

Вопрос, как превратить все классы в заинтересованные остается открытым. Возможно ответ на него не нужен, так как основная деятельность учащихся СУНЦ УрФУ - учеба, подготовка к вузу, развитие научных способностей в ходе научной работы, участия и подготовки к олимпиадам и т.п. и они могут сами для себя выбрать, готовы ли они именно сейчас развивать в себе эмоциональную и коммуникативную сторону. Однако очень важно предоставлять им такие возможности в рамках работы с классом, а также внеклассной работы с желающими.

Литература

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 271 с.

2. Лидере А. Психологический тренинг с подростками. М.: Academia, 2004. 256 с.

Course "Communications technology" Tulenkova L. Курс «Коммуникационные технологии» Туленкова Л. А.

Туленкова Людмила Александровна / Tulenkova Lyudmila - магистрант, кафедра информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, физико-математический факультет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье представлен курс «Коммуникационные технологии», который предназначен для изучения в старших классах непрофильной школы на уроках информатики. Большое внимание уделяется формированию у обучающихся практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.

Abstract: in this article there is course "Communications technology" for students of senior school at lessons of IT technology. This course pays great attention to practical skills in the field of IT technology and communications technology.

Ключевые слова: лингво-информационная, компетентность, курс, формирование, коммуникационные технологии.

Keywords: linguistic and information, competence, course, formation, communications technology.

Применение компьютерных технологий в качестве средства формирования лингво-информационной компетентности у обучающихся при использовании метода проектной деятельности и проблемного изложения помогает расширить возможность творческой самореализации, а именно, развивает когнитивные способности обучающихся, так как им приходится работать и с информацией, необходимой для раскрытия темы проекта, и с информацией, которая необходима для практической реализации проекта при помощи тех или иных программных средств. Для этого мы разработали курс «Коммуникационные технологии».

Цель данного курса - еще больше заинтересовать обучающихся 10 класса в изучении темы «Коммуникационные технологии». Задачи курса:

1) познакомить с базовыми понятиями коммуникационных технологий;

2) подготовить обучающих к использованию английского языка для осуществления информационной деятельности, а именно: умение работать с информацией, различными информационными технологиями и программным обеспечением на английском языке;

3) научить обучающихся адаптироваться в информационном обществе и осознавать ответственность за последствия информационной деятельности;

4) научить обучающихся применять приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Данный курс обеспечивает формирование лингво-информационной компетентности. Обучающиеся научатся использовать компьютер и сеть интернет в различных жизненных ситуациях, а также использовать иностранный язык (английский) при работе на компьютере и в сети интернет.

Рассмотрим подробнее требования к уровням компетентности. На первом уровне «решения проблемы» обучающиеся должны имеет представление об общих понятиях коммуникационных технологий; приводят 1-2 варианта решения поставленной проблемы при помощи учителя. На втором уровне обучающиеся должны формулировать цель и задачи изучения предложенного задания; работать на компьютере в сети интернет на русскоязычных и англоязычных сайтах; приводить 3 - 4 варианта решения поставленной проблемы с помощью учителя, предоставлять готовый проект на английском языке с помощью учителя. На третьем уровне «решения проблемы» обучающийся уже ставит проблему, анализирует ее и предлагает способ решения; анализирует ход работы и корректирует выбранные методы; умеет адаптироваться в информационном обществе как на русском, так и на английском языках; предоставляет готовый проект на английском языке.

При «работе с информацией» обучающийся находится на первом уровне, если он демонстрирует понимание предложенного учителем способа деятельности; собирает необходимые данные и информацию в сети интернет для изучения материала по предложенному заданию на русском и английском языках. Если же он уже владеет способами систематизации информации; аргументированно поясняет свою точку зрения на английском по поставленной проблеме урока с помощью учителя; интерпретирует информацию в контексте собственной деятельности на английском и русских языках, то обучающийся на втором уровне. Если обучающиеся могут проводить сравнительный анализ различных методов сбора информации по заданной проблеме; планировать этапы по сбору информации по предложенным заданиям на английском языке, делать выводы о степени целостности и правильности проделанной работы на английском языке и устранять при необходимости недостатки, то они уже на третьем уровне овладения компетентностью.

Уровни «коммуникации» представляют собой следующее: на первом уровне обучающиеся соблюдают нормы речи английского языка при изложении мыслей; на втором уровне они взаимодействует с членами группы на английском языке; соблюдают нормы общения на английском языке в группе; соблюдают нормы общения в аргументированной дискуссии на английском языке; используют невербальные средства воздействия на аудиторию; на третьем - организуют работу команды по сбору, обработке и преобразованию информации на английском языке; используют эффективные приемы общения на английском языке для постановки цели и задач деятельности; логически выстраивают схему деятельности во внешнем и внутреннем плане; успешно справляются с кризисами взаимодействия совместно с членами группы на английском языке [2].

Рассмотрим более подробно оценку сформированности ключевых компетенций на каждом уровне (таблица 1).

Решение проблем

Уровень I Уровень II Уровень III

3 4 5

Постановка проблемы Обучающийся подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем; имеет представление об общих понятиях коммуникационных технологий Обучающийся формулирует цель и задачи изучения представленной проблемы с помощью учителя на английском языке; работает на компьютере в сети интернет на русскоязычных и англоязычных сайтах с помощью учителя Ставит проблему на английском языке; предлагает способ решения на английском языке; умеет адаптироваться в информационном обществе как на русском, так и на английском языках.

Процесс решения Обучающийся представил ход работы, которую предполагает сделать Обучающийся выстроил в хронологической последовательности действия, сформулированные совместно с учителем; может работать на компьютере в сети интернет на русскоязычных и англоязычных сайтах Обучающийся анализирует адекватность и точность результата по сравнению с поставленной целью; анализирует ход работы и корректирует выбранные методы на английском языке; умеет адаптироваться в информационном обществе на английском языке

Оценка результата Обучающийся назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе; предоставил законченную работу Зафиксировал результаты текущего контроля за соответствием деятельности плану на английском языке; называет слабые стороны работы над проектом; называет сильные стороны работы над проектом Аргументировал возможность использования умения в других видах деятельности, которые освоены в ходе проектной деятельности; сделал анализ результатов работы над проектом на английском языке с точки зрения жизненных планов на будущее

Работа с информацией

Уровень I Уровень II Уровень III

3 4 5

Поиск информации Обучающийся использует дополнительную информацию для решения поставленных задач; указывает конкретные цели поиска информации. Обучающийся предлагает способы для подбора дополнительной информации на английском и русских языках. Обучающийся самостоятельно организует поиск материала на русском и английском языках

Обработка информации Обучающийся интерпретирует информацию в контексте собственной деятельности; делает вывод на основе полученной информации. Обучающийся интерпретирует информацию в контексте собственной деятельности на английском и русских языках; делает вывод на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения на английском и русском языках Обучающийся самостоятельно анализирует дополнительный материал на английском языке

Коммуникация

Уровень I Уровень II Уровень III

3 4 5

Устная коммуникативная Обучающийся передает в устной речи основные этапы реализации своей работы на английском языке, соблюдая нормы речи английского языка Обучающийся взаимодействует с членами группы на английском языке; соблюдает нормы общения на английском языке в группе; соблюдает нормы общения в аргументированной дискуссии на английском языке Обучающийся организует работу команды по сбору, обработке и преобразованию информации; использует эффективные приемы общения на английском языке для постановки цели и задач деятельности; логически выстраивает схему деятельности во внешнем плане на английском языке; успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы

Письменная коммуникативная Обучающийся фиксирует план своей работы на английском языке; описывает пояснения к плану по ходу работы Обучающийся использует невербальные средства воздействия на аудиторию; с помощью учителя выполняет и оформляет работу на английском языке Обучающийся логически выстраивает схему деятельности во внутреннем плане; оформляет работу согласно правилам английского языка

В нашей работе мы рассматриваем формирование лингво-информационной компетентности на уроках информатики в непрофильных классах. Для нас лингво-информационная компетенция понимается, как готовность личности использовать английский язык для эффективного осуществления информационной деятельности, а именно, умение работать с информацией, информационными технологиями и программным обеспечением; умение адаптироваться в информационном обществе и осознавать ответственность за последствия информационной деятельности.

Для формирования лингво-информационной компетенции необходимо следующее:

1) обучать свободному владению жанрами, которые являются значимыми для данного школьного предмета;

2) формировать умение употреблять термины в профессиональном контексте, используя средства справочно-информационной и компьютерной (телекоммуникационные сети) поддержки, так как значение употребляемых слов в профессиональном контексте часто отличается от обиходно-разговорной лексики; знание межкультурных этикетных речевых формул в иноязычном общении, которые являются неотъемлемой частью профессиональной коммуникации с целью получения или обмена информацией [3].

В связи с поставленными задачами, для формирования данной компетентности мы будем использовать технологию проблемного обучения, при помощи метода проблемного изложения и метода проектов.

Для этого мы выбрали тему «Коммуникационные технологии», которая составляет 12 уроков в учебно -тематическом плане. На уроках информатики по данной теме мы и будем формировать необходимые компетенции: научиться использовать компьютер и сеть интернет в различных жизненных ситуациях, а также использовать иностранный язык (английский) при работе на компьютере и в сети интернет. Соответственно целью данного курса является еще больше заинтересовать обучающихся 10 класса в изучении темы «Коммуникационные технологии». Но мы не на всех уроках будем формировать данные компетенции, так как на всех уроках это невозможно, а именно (таблица № 2):

Таблица 2. Учебный план формирования компетенций

Компоненты Урок

мотивационный 5,9,10

когнитивный 1,3,10

информационно-коммуникативный 5,10

лингво-технологический 5,9,11

технико-поведенческий 3,5,11

эмоционально-волевой 7,9,10

рефлексивный 12

Данный курс предназначен для изучения в старших классах непрофильной школы на уроках информатики. Большое внимание уделяется формированию у обучающихся практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Курс рассчитан на 12 часов, которые проводятся в течение учебного времени по 1 часу в неделю [1].

В ходе изучения данного курса будут расширены и углублены знания учащихся, приобретённые на базовом уровне изучения материала основное содержание (таблица № 3), а также тематическое планирование (таблица № 4) (представлены ниже):

Таблица 3. Основное содержание (12 часов)

Теоретический материал 6,5 часа

Практические работы 5,5 часа

№ Тема Требования к подготовке Всего часов Теория Практика

1 Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету Называет базовые определения. Понимает процесс работы сетей 1 1 -

2 Практические работы. № 1- представление общего доступа к принтеру в локальной сети, № 2 - создание подключения к интернету, Применяет полученные знания с 1 урока. Умеет представлять общий доступ к принтеру в локальной сети, подключать к интернету, а также определять IP-адреса 1 - 1

№ 3 - подключение к интернету и определение IP-адреса

Называет основные

3 Всемирная паутина определения. Понимает процесс работы всемирной паутины 1 1 -

4 Практическая работа № 4 - настройки браузера Умеет настраивать браузер для работы в сети интернет 1 - 1

Называет основные

5 Электронная почта. Общение в сети Интернете в реальном времени (on-line) определения. Понимает процесс общения в сети Интернет в реальном времени (on-line) на английском языке 1 1 -

Практические работы № Умеет использовать

5 - работа с электронной почтой, электронную почту; общаться в режиме

6 № 6 общение в режиме on-line в глобальной и локальных компьютерных сетях on-line в глобальной и локальных компьютерных сетях на английском языке 1 1

Использует умения

создания

формализованной

7 Файловые архивы. модели и ее реализации в ходе решения практических задач 1 1

8 Практическая работа № 7 - работа с файловыми архивами Умеет работать с файловыми архивами 1 - 1

Называет основные

Радио, телевидение и определения. Понимает процесс

Web-камеры в Интернете. Геоинформационные работы СМИ в сети Интернет.

9 системы в Интернете. Практическая работа № 8 - геоинформационные системы в Интернете Умеет использовать геоинформационные системы для нахождения необходимой информации 1 0,5 0,5

10 Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 10 заказ в Интернет-магазине Называет основные определения. Понимает процесс работы с электронной коммерцией. Умеет делать заказы в англоязычных Интернет-магазинах 1 0,5 0,5

11 Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа № 11 Разработка сайта с использованием Web-редактора Называет основные определения. Понимает процесс создания гипертекста. Умеет создавать сайт с использованием Web-редактора 1 0,5 0,5

12 Контрольная работа № 3 по теме Коммуникационные технологии Умеет применить все свои знания 1 1 -

Литература

1. Авторская программа Угриновича Н. Д. Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10 - 11 классы) // Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы // Составитель М. Н. Бородин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М.: Изд-во МИПКРО, 2000. 12 с.

3. Туленкова Л. А. Составляющие лингво-информационной компетентности // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 15 (57). С. 113-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.