Научная статья на тему 'КУРС "ИСТОРИЯ СМЫЧКОВОГО ИСКУССТВА" В РОССИЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

КУРС "ИСТОРИЯ СМЫЧКОВОГО ИСКУССТВА" В РОССИЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СМЫЧКОВОГО ИСКУССТВА / Б. А. СТРУВЕ / КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИГРЫ НА СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ЛЕНИНГРАДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Устюгова Александра Викторовна

В статье рассматривается история создания и развитие учебного курса «История смычкового искусства», а также деятельность кафедры «История и теория игры на смычковых инструментах» Ленинградской консерватории - единственной кафедры в истории российского музыкального образования, которая специализировалась исключительно на проблемах в области смычкового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COURSE "HISTORY OF STRINGED ART" IN THE RUSSIAN MUSIC EDUCATION

The course «History of stringed art» in the Russian music education (by Ustjugova A. V.) deals with the history of creation of the course «History of stringed art» and unique department of the Leningrad conservatory in the history of the Russian music education, which specialized exclusively on problems of history and the theory of stringed art.

Текст научной работы на тему «КУРС "ИСТОРИЯ СМЫЧКОВОГО ИСКУССТВА" В РОССИЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Методики целенаправленного развития интеллекта музыканта еще не созданы. Вместе с тем, даже схематичное знание его основных структурных образований, понимание обстоятельств и механизмов, воздействующих на его формирование, могут стать определенными ориентирами в решении этой важнейшей для музыкального обучения задачи.

Примечания

1 Попутно заметим, что идею существования нескольких интеллектов в психологии высказывал более четверти века назад Р. Кеттелл. Он упоминает о кристаллизованном интеллекте и о текучем интеллекте [см. 12]. «Кристаллизованный интеллект — это результат образования и различных культурных влияний, его основная функция заключается в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий интеллект характеризует биологические возможности нервной системы, его основная функция — быстро и точно обрабатывать текущую информацию» [см. 11, с. 18].

2 «Взгляд на интеллект с позиции теории эволюции привел Чарлсворза к заключению, что глубинные механизмы того свойства психики, которое мы называем интеллектом, коренятся во врожденных свойствах нервной системы», — пишет М. Холодная [11, с. 42].

3 «Интеллект — способность мышления, рационального познания» [2, с. 919].

4 Справедливости ради отметим, что некоторые психологи рассматривают креативность как свойство личности, а не только интеллекта. «Креативность, — пишут Т. Барышева и Ю. Жигалов, — функционирует как единая целостная система» [см. 1, с. 92].

Литература

Барышева Т., Жигалов Ю. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб,

2006.

2. БСЭ, Изд. 3., т.10. М.: «Советская энциклопедия, 1972.

3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2006.

4. Кроль В. М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. М.: Высш. шк., 2001.

5. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. Изд. 3, 2002.

6. Никитин А. А. Новый взгляд на музыкальную одаренность // Мир психологии, 2011. № 1.

7. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск: ИООО «Современное слово», 200S.

8. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.

9. Позина М. Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001.

Ю.Соколов С. Творческое развитие в процессе воспитания пианиста-профессионала. Рукопись. 11 .Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб: Питер, 2002. 12. Cattel R. В. Abilities: Their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin, 1971.

© УстюговаЛ, В., 2012

КУРС «ИСТОРИЯ СМЫЧКОВОГО ИСКУССТВА» В РОССИЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается история создания и развитие учебного курса «История смычкового искусства», а также деятельность кафедры «История и теория игры на смычковых инструментах» Ленинградской консерватории — единственной кафедры в истории российского музыкального образования, которая специализировалась исключительно на проблемах в области смычкового искусства.

Ключевые слова: История смычкового искусства, Б. А. Струве, кафедра истории и теории игры на смычковых инструментах Ленинградской консерватории.

Курс «История смычкового искусства» в качестве самостоятельной учебной дисциплины впервые введен в программы музыкальных учебных заведений страны в 1939 году. Заслуга создания данного курса принадлежит Борису Александровичу Струве1. К его разработке он приступил в 1937 году.

Основные цели и задачи нового курса, согласно концепции Б. А. Струве, состоят в том, чтобы вооружить студентов и учащихся — будущих исполнителей и педагогов — знаниями об

истории возникновения и развития смычкового инструментария, о жизни и деятельности выдающихся представителей исполнительского искусства, о педагогических системах и школах в их историческом развитии, а также о литературе для смычковых инструментов.

В процессе изучения наиболее значительных сочинений для смычковых инструментов студент должен составить представление не только о стиле, драматургии, формообразующих и жанровых признаках, но и о традициях их исполнения, о проблемах исполнительской интерпретации, о специфике выразительных средств, характерных для смычковой литературы того или иного исторического периода. Положение о необходимости изучения композиторского творчества — особенно важное нововведение, так как напрямую связывает теорию с практикой, выводит на одну из главных исполнительских проблем — проблему интерпретации. В данном курсе история исполнительского искусства рассматривается во взаимосвязи с общим развитием музыкальной культуры в целом — эта особенность исследовательских работ Б. А. Струве также проявилась при разработке курса.

Нужно отметить, что до написания курса Б. А. Струве проделал огромную методическую работу по составлению, разработке и редактированию программ по теоретическим дисциплинам, охватывающим разделы истории и теории смычкового исполнительства, педагогики. Так, им были разработаны следующие курсы и дисциплины для музыкальных училищ и консерваторий: «Научные основы смычково-струнной игры», «Методика начального обучения на скрипке и виолончели», «Анатомия и физиология» и «Физиологические основы игры на смычковых инструментах», «История смычково-струнной педагогики» и другие. В проведенной методической работе постепенно выкристаллизовываются основные положения и концепция курса «История смычкового искусства».

На наш взгляд, идея курса «История смычкового искусства» появилась у Б. А. Струве ещё в 1927 году, когда он разрабатывал дисциплину «Научные основы игры на смычковых инструментах». В неё входил предмет2 «История смычково-струнного исполнительства и педагогики», цель которого — «критическое освоение наследия прошлого на основе изучения исторического развития исполнительства, литературы, педагогики и музыкального инструментария» [12, л. 2]. Здесь уже сформулированы основные положения будущего курса «История смычкового искусства» и его главная идея — изучение истории смычкового искусства в синтезе деятельности композиторов, педагогов, исполнителей и смычковых мастеров. Вероятно, из предмета «История смычково-струнной педагогики» впоследствии развился и оформился курс «История смычкового искусства».

Курс «История смычкового искусства» впервые появился в учебном плане струнного факультета Ленинградской консерватории в 1938 году, а затем в 1939 году при непосредственном консультативном содействии Б. А. Струве данная дисциплина введена в программу струнного факультета Московской консерватории, и далее — в учебные планы всех российских высших и средних музыкальных учебных заведений. Это событие получило освещение в газете Московской консерватории «Советский музыкант». Так, профессор Я. И. Рабинович, в то время декан струнного факультета, пишет: «Со 2-ого полугодия предполагается у нас введение (на том же 3-ем курсе) курса «Истории смычково-струнного исполнительства»... Читать курс будут наши молодые товарищи И. М. Ямпольский и Л. С. Гинзбург, уже проделавшие в этой области большую работу. Курс рассчитан на год...Я бы всячески приветствовал также приглашение (на 2-3 лекции) проф. Струве — блестящего оратора и крупнейшего авторитета по этому вопросу» [9, с. 3]. И. М. Ямпольский специализировался в области преподавания скрипичного исполнительства, а Л. С. Гинзбург — виолончельного.

Однако сам новый тип научной дисциплины, посвященной исследованию истории инструментального искусства, создан немного ранее. Г. М. Коган впервые в мире разработал курс «История и теория пианизма», который начинает читать в 1936 году в Московской консерватории, положив начало целенаправленному изучению истории инструментального искусства.

В эти же годы идет образование кафедр по вновь созданной научной дисциплине «История и теория исполнительского искусства». Первая кафедра «История и теория пианизма» была организована в 1936 году профессором Г. М. Коганом в Московской консерватории. Затем в Ленинградской консерватории создаются аналогичный курс и кафедра «История и теория фортепи-

актуальные проблемы rur.tttf.ro музыкального образования

№2 (234 2012

энного искусства» (вначале под руководством М. С. Друскина, а затем с 1939 года в течение тридцати лет кафедрой заведовал Л. А. Баренбойм).

В 1939 году в Ленинградской консерватории усилиями Б. А. Струве открывается кафедра «История и теория игры на смычковых инструментах», где он назначается заведующим кафедрой, а И. П. Благовещенский — его ассистентом.

Ещё в 1935 году Б. А. Струве создал новую дисциплину — «История и теория игры на смычковых инструментах», и ему поручили руководство аспирантами-специалистами по данной дисциплине. Возможно, в это же время у него возникает замысел создания новой кафедры «История и теория игры на смычковых инструментах». Но в этот год по приказу НКВД Бориса Александровича вместе с его семьей «арестовали и, продержав в тюремной камере несколько дней, выпустили и выслали спустя несколько недель в Саратов» [11, с. 42]. Только осенью 1937 года ему разрешили вернуться в Ленинград. Трагические события, вторгшиеся в жизнь Б. А. Струве, отодвинули во времени осуществление его планов создания кафедры и курса.

Кафедра истории и теории игры на смычковых инструментах стала творческой лабораторией для развития науки в области струнно-смычкового искусства. Под научным руководством Б. А. Струве И. П. Благовещенский пишет кандидатскую диссертацию на тему: «К вопросу о единстве музыкального и технического воспитания скрипача в свете учения И. П. Павлова» и успешно защищает её в 1940 году. В этом же году заканчивает аспирантуру Н. И. Васильев, а в 1945 году — Л. Н. Раабен. Б. А. Струве также указывает, что Л. С. Гинзбург является его учеником: «...имею основания считать своим учеником по истории и теории игры на смычковых инструментах также доцента МГК тов. Л. С. Гинзбурга (со второй половины этого уч. года начавшего читать курс истории исполнительства и педагогики на виолончели в МГК)»3. Согласно данным Л. Н. Раабена: «В те годы у Струве специализируется в области истории и теории исполнительства московский виолончелист Л. Гинзбург, ленинградцы И. Благовещенский, Н. Васильев, Г. Джалалбекян, погибший на фронте Отечественной войны, и автор этих строк» [8, с. 199].

Б. А. Струве создал не только новую научную и учебную дисциплину «История смычкового искусства», но и школу музыковедов, специализирующихся в этой области. Учеников у него было немного (да и не могло быть много в силу самой специфики специальности), но это были выдающиеся музыковеды. И. П. Благовещенский, Л. Н. Раабен и Л. С. Гинзбург написали многочисленные труды по различным вопросам музыкального исполнительства, по истории смычкового искусства, а также исследования по музыкальной эстетике и инструментоведению. В их научной и педагогической деятельности получил свое дальнейшее усовершенствование и курс «История смычкового искусства».

В истории российского музыкального образования кафедра «История и теория игры на смычковых инструментах» Ленинградской консерватории является единственной кафедрой, которая специализировалась исключительно на проблемах в области смычкового искусства.

На сегодняшний день кафедру истории и теории исполнительского искусства имеют Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Государственная классическая академия им. Маймонида (Москва), Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, Казанская государственная консерватория (академия) им. Н. Г. Жиганова, Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова. Но подразделения кафедр на отдельные области истории и теории исполнительства («История и теория пианизма», «История и теория игры на смычковых инструментах»), которое было в 30-е годы XX века, уже нет. Сегодня кафедры истории и теории исполнительского искусства объединяют специалистов разных областей исполнительского искусства (смычкового, фортепианного, духового, вокального и т.д.), постоянно расширяя сферу научных исследований. Из обозначенных кафедр связь времен, преемственность сохранилась только на кафедре истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории. Остальные кафедры созданы в период с 2007 по 2011 годы, за исключением кафедры истории, теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Магнитогорской консерватории, основанной в 1993 году М. М. Берлянчиком. Главные цели и задачи их деятельности: совершенствование подготовки специалистов и активизация научных исследований в области исполнительского искусства и педагогики.

Курс «История смычкового искусства», разработанный Б. А. Струве, прочно закрепился в учебных планах оркестровых факультетов высших и средних музыкальных учебных заведений России и других стран4. Дальнейшее его развитие в отечественном музыкальном образовании нашло отражение в трудах и педагогической деятельности ряда авторитетных ученых и педагогов [2; 3; 4; 5; 6; 7; 10; 13; 14 и др.].

На наш взгляд, именно с внедрением курса «История смычкового искусства» в музыкальные учебные заведения наладилась систематическая и целенаправленная научная работа в области исследования истории и теории смычкового искусства, и можно говорить о возникновении не только учебной, но и научной дисциплины «История и теория смычкового искусства».

С момента введения курса в программы консерваторий прошло уже более 70 лет, многое сделано. Однако до сих пор актуальны некоторые проблемы, возникшие во время становления курса: не сформирован единый концептуальный подход к периодизации истории смычкового искусства, нуждается в разработке и уточнении понятийный аппарат, отсутствует достаточное методологическое и методическое обеспечение курса.

Безусловно, включение дисциплины «История смычкового искусства» в учебные планы консерваторий является огромным достижением отечественного музыкального образования. Изучение данной дисциплины отразилось на качестве обучения, и способствует формированию высокого исполнительского и педагогического мастерства выпускников консерваторий, а также развитию научной деятельности в области истории смычкового искусства.

Примечания

1 Б. А. Струве (1987-1947) — выдающийся российский музыковед, профессор Ленинградской консерватории, доктор искусствоведения, посвятивший свой творческий путь исследованию проблем в области истории и теории смычкового искусства.

Термин «предмет» Б. А. Струве.

3 Документы из личного дела Б. А. Струве [1, л. 153].

4 В настоящее время — в качестве обязательной дисциплины государственных образовательных стандартов под названием «История исполнительского искусства» с конкретизацией по специальностям и специализациям.

Литература

1. Архив СПбГК. Д.№214.

2. Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: в 4 кн. М., 1950-1976.

3. Григорьев В. Ю., Гинзбург Л. С. История скрипичного искусства: учеб. для муз. вузов: в 3 вып. / Л. С. Гинзбург, В. Ю. Григорьев. М.: Музыка, 1990. Вып. 1.284 с.

4. Гринберг М. М. Русская альтовая литература / общ.ред Л. Н. Раабена. -М.: Музыка, 1967.193 с.

5. Доброхотов Б. В. Контрабас: история и методика: учебное пособие для музыкальных вузов / ред.- сост. Б. В. Доброхотов. М.: Музыка, 1974. 336 с.

6. Понятовский С. П. История альтового искусства: учеб. пособие для педагогов и студентов вузов по специальности 050900 "Инструментальное исполнительство"/ С. П. Понятовский. М., 2007. 335 с.

7. Раабен Л. Н. История русского и советского скрипичного искусства: учеб. пособие / Л. Н. Раа-бен. Л.: Музыка, 1978. 200 с.

8. Раабен Л. Н. Наука о музыкальном исполнительстве как область советского музыкознания // В сб. статей Ленинградского гос. института театра, музыки и кинематографии: Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: 1967. Вып. 6-7.

9. Рабинович Я. И. Ещё одна победа советского музыковедения. Новые дисциплины на струнном отделении // Советский музыкант, 1939. №48.

10. Раков Л. В. История контрабасового искусства / Л. В. Раков. М.: Композитор, 2004. 312 с.

11. Столярский Л. Л. Разные встречи / Л. Л. Столярский. Кёльн, 2010. С. 42.

12. Струве Б. А. Игра на смычковых инструментах, её научные основы и методика преподавания // ГЦММК им. М. И. Глинки, Ф-28, ед.хр.232, Машинопись, 1937.

13. Фелъдгун Г. Г. История смычкового искусства от истоков до 70-х годов XX века: лекционный курс для студентов оркестрового фак. музыкальных вузов / Г. Фельдгун. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2006. 500 с.

14. Ямпольский И. М. Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы / И. М. Ямпольский. -М,- Л.: Гос. муз. изд-во, 1951.4.1. 516 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.