Научная статья на тему 'Курс истории математики как средство профессиональной направленности студентов педвуза'

Курс истории математики как средство профессиональной направленности студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ / МАТЕМАТИКА / ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дяченко Светлана Иосифовна

В статье рассматривается целесообразность изучения истории математики в педагогическом вузе и необходимость сообщения соответствующих исторических сведений при обучении математике в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дяченко Светлана Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курс истории математики как средство профессиональной направленности студентов педвуза»

, AC2 + 4BH2

l =--arccos(1 - -

8BH

AC2

-) -

ж

2

Uc 2 + 4BH 2V' 180 с

v 8BH J 32BH2 • AC2

(AC2 + 4BH 2)2) ^ 180

, AC2 + 4BH2

l =--arccos(1 -

8BH

Подставим ВН=1,2м и АС=5м.

, 25 + 4 • 1,44 „ 32 • 1,44 • 25 Л ж l =--arccos(1---) •

ж

8 • 1,2

(25 + 4 • 1,44) 180с

l = 5,73 м

Для выполнения этого проекта необходимо знать: формулу длины дуги, формулы площадей треугольников, теорему Пифагора, теорему косинусов, определение арккосинуса числа, как осуществляется перевод градусной меры угла в радианную. В качестве других объектов, рассчитанных по этой формуле можно выбрать (рис.5):

о

Рис. 5

Использование метода проектов в образовательном процессе обучения математике способствует:

- развитию познавательного интереса к математике за счет реализации межпредметных связей;

- созданию устойчивых мотивов изучения стереометрических понятий на уровне представлений и обобщенных представлений;

- повышению уровня осознанности учащимися профессиональных училищ теоретических знаний по геометрии с точки зрения профессиональной направленности;

- интеграции профессиональных и математических знаний, которые могут положительно влиять на формирование профессиональной компетентности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС.-2004.-84с.

2. Дорибидонтова А.А., Макарченко М.Г. Визуализация теоретических фактов как средство взаимосвязи геометрии с профессиональными дисциплинами // Вестник ТГПИ. Физико-математические и естественные науки. 2009.

С.И. Дяченко

КУРС ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Обратимся к проблеме соотношения истории математики как науки и как учебного предмета. История математики как самостоятельная наука начала формироваться в XVIII веке. Но это не означает, что до этого ученые не ощущали потребность в исторических исследованиях науки. Можно выделить следующие предпосылки для возникновения истории математики как науки:

■ античные историки науки, ученые средневековья, знакомясь с методами и результатами предшественников, сохраняли научные традиции, что важно с точки зрения оказания влияния математики на последующие эпохи;

■ возникновение научных сообществ: госучреждения (академии, университеты); общества любителей науки, важны для становления истории математики, т.к. с них началась практика составления обзоров, исторических исследований математических тематик того или иного периода;

■ классические научные произведения содержат исторические главы или экскурсы;

■ обзорные доклады ученых-математиков о достижениях в той или иной области математики.

Причем значение истории математики для развития математики со временем все больше возрастает. В настоящее время невозможно представить работу математика без изучения истории развития той области, которой он занимается.

В современных условиях история математики как наука исторического ряда относится к гуманитарным наукам, поэтому использует не сравнительные, а абсолютные категории (временной ряд «было - есть - будет», пространственные характеристики «здесь - там»), тяготеет к чистым описаниям, обсуждает прошлое с точки зрения настоящего. Исторические науки заняты конкретными, специфическими событиями и их объяснением [2]. Поскольку исторические науки описывают изучаемые объекты в системе абсолютных категорий, истолковывают мир как становление, постоянно порождающее новое, то они не формулируют научных законов, все это относится к истории математики как исторической науке. Но, с другой стороны, ряд современных математиков, подтверждая тезис о том, что история математики - историческая наука, дополняют его тем, что она одновременно является и дисциплиной математической. «В наше время основной ее задачей должно считаться выяснение закономерностей возникновения и развития математических идей. Естественно, что в таком плане историей математики более успешно могут заниматься лица, обладающие, помимо специальной математической подготовки, опытом самостоятельной работы в науке. До некоторой степени это уже подтверждено ходом дела, и вот примеры: Ф. Клейн, с его интересным, хотя и несколько субъективным обзором математики XIX столетия, Нейгебауер, с его превосходными исследованиями математики древнего мира, Стройк, с небольшим, но увлекательным и в идейном отношении превосходным кратким курсом истории математики, А.Н. Колмогоров, с его большим и глубоким обзором истории математики, Ван дер Варден, с книгой «Пробуждающаяся наука» [1, 76].

В различные эпохи при изучении закономерностей развития математики исторический и математический контексты находились в различных отношениях. В современных условиях усиливаются математические элементы, но, несмотря на это, по-прежнему эта наука не устанавливает научных законов. Представления историков о прошлом постоянно изменяются в силу изменения истолкования настоящего. Поэтому современное развитие математики как науки оказывает влияние на изменение отношения к истории математики. На первых этапах развития истории математики преобладал описательный характер, основное содержание историко-математических сочинений - биографии ученых, пересказ и сравнительная оценка математических результатов. Но значение, роль и предмет исследования истории математики как науки о становлении постепенно изменяется и усиливается.

В настоящее время значение и роль истории математики как науки определяются следующими направлениями:

■ описание и осмысление исторического пути математики (биографии ученых; пересказ и оценка математических результатов);

■ выяснение закономерностей возникновения и развития математических идей;

■ ослабление вредного воздействия узкой специализации математики в настоящее время; история математики дает представление об основных направлениях исследований, о тенденциях развития и проблемах математики;

■ содействие рациональному использованию математического материала для применения в науке и в практике;

■ «локальные» знания - каждый математик изучает историю того вопроса, которой он занимается, т.е. каждый новый шаг в математике требует исторического подхода;

■ связь с историей мышления; анализ процесса математического творчества;

■ совершенствование математического образования в школе и вузе.

Помимо традиционного взгляда на значение истории математики для самой математики, история математики дает возможности и для изучения развития общества, для философии науки и общего образования. Например, возникает возможность рассмотреть вопросы, связанные как с генезисом мышления человека, так и со стилем научного мышления определенного исторического периода, со сравнительным анализом западного мышления и восточного мышления в определенные эпохи. Например, считается, что метод западного мышления анатомичен, т.е. явление расщепляется на элементы и изучается их связь между собой, а мир воспринимается как неживой объект для препарирования. Для восточного мышления характерно следующее: путем самосовершенствования можно достичь такого состояния сознания, когда подключаешься к информационно-энергетическому полю Земли и получаешь готовую информацию без всяких устройств, а мир -живой, человек как часть мира через ощущение осуществляет познание. Эту сравнительную характеристику возможно рассмотреть при изучении особенностей математики Древней Индии. Кроме того, при изучении математики Древнего Египта и Древней Индии появляется возможность знакомства с мнением историков по поводу деления всех знаний древности на экзотерические и эзотерические.

Рассмотрение математики исламского Востока после упадка Древней Греции позволяет даже сравнить особенности женского и мужского мышления путем сравнения математических идей, заложенных в алгебре и геометрии. Исходя из четырех стихий: огонь, вода, воздух, земля; по мнению мудрецов древности на Западе господствует стихия огня, в странах Арабского Востока - стихия воды. Стихия воды, соответствующая женскому началу, женскому типу восприятия и мышления, находит отражение в основной идее алгебры: составление уравнения и произведение определенных действий над уравнением, в результате, чего удается определить неизвестное. Так же действует женщина, сталкиваясь с экстремальной ситуацией: она сначала действует по интуиции, а затем выясняет, что получилось. В геометрии заложен мужской пифагорейский принцип огня -мужчина сначала осмысливает ситуацию, а затем действует. Это не означает, что женский тип мышления присущ женщинам. Так одни философы, обладающие мужским стилем мышления, искали метод достижения достоверного знания (например, Аристотель), а итальянские мыслители XVI века, считается, обладали женским стилем мышления; Бертран Рассел, развивший математическую логику, считал: «Философия учит нас, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованным неопределенностью».

Итак, история математики дает возможности для изучения истории мышления, в которой выделяются пять основных периодов развития, соответствующих главным этапам развития общества. Стили мышления, последовательно сменявшие друг друга, вполне соответствуют периодизации развития математики: первобытный стиль мышления, древний (или античный) стиль мышления, средневековый стиль мышления, стиль мышления Нового времени и современный стиль мышления.

Курс истории математики как научная дисциплина должен включать исследование следующих элементов:

- связь развития математики с общим развитием цивилизации (краткая характеристика соответствующего исторического периода);

- влияние организационных мероприятий внутри отдельных государств на уровень математических знаний, реорганизация системы образования конкретной страны приводили к росту ее математических достижений;

- вклад математиков в мировую культуру;

- развитие математических понятий, идей и методов;

- изменение представлений о математике и изучение факторов влияющих на эти представления.

Изучение истории математики позволяет выделить общие принципы развития наук, определить внешние и внутренние факторы развития научных теорий. Любая наука находится в процессе постоянного развития. В науке существует преемственность идей, новые научные теории возникают в результате критики прежних теорий. С другой стороны, наука существует в определенном социальном контексте и испытывает постоянное влияние со стороны культуры того общества, в рамках

которого она развивается, но не каждое научное достижение есть ответ на назревшую социальную потребность. «История науки при описании развития науки должна соединять влияние культуры на науку с филиацией научных идей, последовательным продолжением того, что говорилось в конкретных областях знаний на предшествующих стадиях их развития» [2, 149].

Одна из самых сложных проблем философии науки - это революционный переход от старой теории к новой. Примером научной революции можно считать появление неевклидовой геометрии. Как заметил М. Планк: новая научная истина прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения оппонентов и принуждения их видеть мир в новом свете, а скорее потому, что ее оппоненты рано или поздно умирают и вырастает новое поколение, которое привыкло к ней. Иногда эту идею понимания процесса принятия новой научной теории называют «принципом Планка». «Стиль мышления почти не осознается той эпохой, в которой он господствует, и подвергается определенному осмыслению и критике только в последующие эпохи. Переход от стиля мышления одной эпохи к стилю мышления другой, и значит, от одного общего типа объективности к другому, является стихийно-историческим процессом, занимающим довольно длительный период» [2, 157].

Выделяют следующие подходы ([3]) к изложению истории математики как научной дисциплины:

■ по «горизонтали», в хронологическом порядке - через биографии математиков;

■ по «вертикали» - история развития понятий, идей, методов, разделов.

Использование элементов истории математики в школьном курсе не вызывает сомнения. Начиная с 60-х годов XX века, сторонники исторического подхода к изучению математики обосновывают возможность, целесообразность и необходимость введения историко-математического материала в школьный курс математики. В связи с этим возрастают требования к уровню профессиональной подготовке в данной области к будущему учителю математики. Поэтому постановка курса истории математики в педвузе является важной с профессиональной точки зрения. Преподавание истории математики в высшей школе имело разные особенности, и исторически эта проблема решалась по-разному. Первыми систематическими курсами по истории математики были:

■ в Западной Европе - курсы профессоров Кантора, Манзиона, Фаваро;

■ курсы университетов Европы в конце 70-х - начале 80-х г.г. XIX века (обязательные и факультативные). Не было учебников по истории математики, мало специалистов, поэтому программы были подробными, представляли собой набор лекций;

■ в России - курс по истории физико-математических наук - П.Л. Лавров;

■ в России - курс по истории математики - В.В. Бобынин.

Начиная с XIX века, предлагались следующие варианты построения курса истории математики в вузе:

- линейное построение курса - развитие всей математики в хронологической последовательности (программа Г.Энестрема, послереволюционные программы университетов);

- тематическое построение - последовательное изложение истории развития отдельных понятий или теорий (программы В.В. Бобынина; К.А. Рыбникова);

- комбинированный подход - общий обзор основных периодов развития математики, затем рассматривается история формирования и развития основных понятий, теорий и методов (программа Д. Смита, факультативные курсы для пединститутов);

- курсы, посвященные деятельности отдельных математических школ или ученых;

- линейное или тематическое построение с выделением методологических проблем математики (программа Белградского университета, программа К.А. Рыбникова).

В настоящее время проблемам методологического характера при изложении истории математики в вузе уделяется первостепенное значение. Выделены критерии отбора содержания курса истории математики в педвузе [4]:

■ методологическая направленность;

■ общекультурная направленность;

■ профессионально-педагогическая направленность;

■ согласованность тематики с программами математических дисциплин педвуза;

■ минимизация.

Методологическая направленность курса истории математики позволяет решить вопросы, связанные с проблемой предмета и места математики в системе наук, с основными тенденциями и закономерностями развития математики, с проблемой периодизации математики и философскими проблемами, касающихся оснований математики. У студентов должно сложиться понимание исторической обусловленности структуры и содержания современной математики.

Общекультурная направленность истории математики предполагает, что в содержании образования должен войти материал, показывающий связь прогресса математики с развитием культуры и человеческой цивилизации.

Профессионально-педагогическая направленность курса истории математики определяет включение в содержание такого материала, чтобы студенты увидели роль и место историко-математических сведений в школе и возможностей использования этого материала в будущей профессиональной деятельности. Кроме того, возникает возможность знакомства с педагогическими взглядами выдающихся математиков прошлого и современных математиков.

В содержание курса истории математики должны быть включены вопросы, связанные с историей развития основных разделов классической высшей математики и элементарной математики, которые входят в предметную подготовку студентов педвуза. Каждый математический курс открывает перед будущим школьным учителем целый мир понятий и результатов, которые необходимо пропустить через призму их появления и развития.

Критерий минимизации требует тщательного отбора содержания курса истории математики необходимого минимума информации в силу ограничения во времени при большой смысловой нагрузке.

Выделенные критерии позволяют отобрать содержание курса истории математики, направленное на формирование профессиональной компетентности будущего учителя математики:

- свободное оперирование историко-математическими фактами, расширение историко-математического

кругозора;

- овладение методологическими знаниями по истории науки;

- способность использовать историко-математические знания в новых ситуациях (педагогических, методических, учебных ситуациях);

- способность проектировать учебное содержание для обучения учащихся.

Средствами учебного предмета - история математики - формируются следующие методологические знания:

- изменение предмета математики в историческом процессе и факторы, влияющие на эти изменения;

- место математики в системе наук;

- основные тенденции и закономерности развития математики;

- периодизация развития математики;

- внутреннее строение математики;

- характер взаимосвязей различных математических дисциплин;

- философские проблемы основания математики;

- математизация научного знания и практической деятельности;

- основные современные направления развития математики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сочетание в истории математике как науке исторического и математического контекстов накладывает отпечаток на особенности истории математики как учебного предмета. В педагогических вузах история математики занимает двойственное положение: с одной стороны, это общеобразовательная дисциплина, расширяющая кругозор специалиста в общекультурной области; с другой стороны, это интегрирующая, систематизирующая дисциплина после изучения специальных и предметных дисциплин. Поэтому данную дисциплину целесообразно изучать на старших курсах. Студенты, изучившие курс математического анализа, способны провести сравнительный анализ теории «флюксий» Ньютона и теории «анализ бесконечно малых» Лейбница. Студенты, изучившие аналитическую геометрию, векторную алгебру, дифференциальное и интегральное исчисления функций многих переменных, теорию вероятностей и математическую статистику, способны осознанно проследить историю математических понятий и идей, их происхождение и развитие; способны оценить значимость Международных конгрессов математиков, особенно, уникальное значение доклада Гильберта «Математические проблемы» для математики и истории математики.

Следует отметить еще одну особенность современного курса истории математики. В методологии истории математики важное значение имеет периодизация развития математики, предложенная А.Н. Колмогоровым:

I период - зарождение математики (предыстория математики и эпоха накопления первых ма-

тематических знаний);

II период - математика постоянных величин;

III период - математика переменных величин;

IV период - современная математика.

Каждый из периодов развития математики имеет приоритет при изучении математики в школе и вузе: начальная школа - I период; средняя школа - II период и частично III период; бакалавр - III период; магистр - IY период. Конечно, это деление условно, но оно позволяет выделить приоритет в изучении истории математики в педвузе. Критерий минимизации (ограничение во времени при большой смысловой нагрузке) при отборе содержания курса истории математики предполагает выделение необходимого минимума информации и приоритет тех или иных истори-ко-математических сведений для тех или иных студентов: для специалистов - будущих учителей математики - приоритет имеют первые два периода; для бакалавров - третий период; для магистров - четвертый.

Итак, целесообразность изучения истории математики в педагогическом вузе и необходимость сообщения соответствующих исторических сведений при обучении математике в школе не вызывает сомнения. Свободное оперирование историко-математическими фактами и широкий историко-математический кругозор характеризуют базовый уровень профессиональной компетентности учителя математики, основу которого составляют фактологические знания. Включение в содержание курса истории математики методологического материала как средства усиления фундаментальности образования способствует созданию условий для применения полученных знаний в различных ситуациях, создает предпосылки для использования историко-математических знаний при проектировании учебного содержания для школьников. Формируются все виды знаний в области истории математики: фактологические, методологические и технологические, с учетом сочетания образовательной и профессиональной ориентации студентов при изучении этого курса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гнеденко Б.В., Гнеденко Д.Б. Об обучении математике в университетах и педвузах на рубеже двух тысячелетий. М.: КомКнига, 2006. 160 с.

2. Ивин А.А. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 264 с.

3. Панов В.Ф. Математика древняя и юная. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 648 с.

4. Томилова А.Е. Методика отбора содержания курса истории математики и его реализация в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998.

Е.А. Корнилова, М.Г. Макарченко

ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕРМИНА «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ» С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

В курсе «теория и методика обучения математике» изучается один из важнейших разделов «Определение математических понятий и методика их изучения». Его изучение начинается с введения терминов «понятие», «содержание понятия» и «объем понятия». Логически грамотное изучение содержаний этих основополагающих понятий создает необходимый уровень мотивации изучения не только указанных понятий, но и всему разделу.

В данной статье приведен вариант методико-математических заданий, направленных на мотивацию и смысловое изучение указанных понятий. К каждому заданию указано его целевое предназначение, приведен текст задания и примерный ответ к нему.

Целью задания 1 является мотивация читающего на необходимость изучения термина «понятие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.