Научная статья на тему 'Историко-профессиональная подготовка учителя математики как фактор переидентификации педагогикоматематического образования в образование университетского типа'

Историко-профессиональная подготовка учителя математики как фактор переидентификации педагогикоматематического образования в образование университетского типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКО-МАТЕМАТИЧЕ-СКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Татьяна Сергеевна

В статье характеризуются возможности историко-профессиональной подготовки учителя математики в переидентификации педагогико-математического образования из профессиональной модели в либеральную. Выявлены такие качественные параметры образования университетского типа, как массовость, креативность, открытость, эталонность, фундаментальность и гуманитарность. Особое внимание уделено авторскому курсу «История математики и математического образования в России», реализующему историко-профессио-нальную подготовку учителя математики. Охарактеризованы историко-математический, исто-рико-методический и историко-национальный её компоненты. Показано, что авторский курс удовлетворяет всем качественным параметрам образования университетского типа. Статья адресована преподавателям математических факультетов педвузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-профессиональная подготовка учителя математики как фактор переидентификации педагогикоматематического образования в образование университетского типа»

УДК 372.851+378

Полякова Татьяна Сергеевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры геометрии и методики преподавания математики Южного федерального университета, tsp@mail15.com, Ростов-на-Дону

историко-профессиональная подготовка учителя математики как фактор переидентификации педагогико-математического образования в образование

университетского типа

Аннотация. В статье характеризуются возможности историко-профессиональной подготовки учителя математики в переидентификации педагогико-математического образования из профессиональной модели в либеральную. Выявлены такие качественные параметры образования университетского типа, как массовость, креативность, открытость, эталонность, фундаментальность и гуманитарность. Особое внимание уделено авторскому курсу «История математики и математического образования в России», реализующему историко-профессио-нальную подготовку учителя математики. Охарактеризованы историко-математический, исто-рико-методический и историко-национальный её компоненты. Показано, что авторский курс удовлетворяет всем качественным параметрам образования университетского типа. Статья адресована преподавателям математических факультетов педвузов.

Ключевые слова: качественные параметры высшего образования, педагогико-математиче-ское образование, переидентификация, история математики и математического образования в России.

Polyakova Tatiana Sergeevna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Geometry and Mathematics Education Southern Federal University, tsp@mail15.com, Rostov-on-Don.

historical professional training of mathematics teacher as the factor of re-identification of pedagogical

mathematical education into education of university type

Abstract. In the article opportunities of historical professional training of mathematics teacher within re-identification of pedagogical mathematical education from the professional model into the liberal one is characterized. Such qualitative parameters of university type education as massive involvement, creativity, openness, standard and fundamental nature and humanitarianism are identified. Special attention is paid to the authorial course "History of mathematics and mathematical education in Russia", which realizes historical professional training of mathematics teacher. Its historical mathematical, historical methodical and historical national components are characterized. It is demonstrated that the authorial course meets all the qualitative parameters of university type education. The article is addressed to the institutional teachers of mathematical faculties of pedagogical universities.

Keywords: qualitative parameters of higher education, pedagogic mathematical education, reidentification, history of mathematics and mathematical education in Russia.

В высшем образовании сосуществуют две основные модели - профессиональная и либеральная. Под профессиональной мы имеем в виду такую модель, которая характеризуется в своей основе преимущественно субъект-объектными отношениями и является более всего «просвещенческой»

моделью; в ее основе лежит скорее обучение, а не образование. Профессиональная модель высшего педагогического образования характерна для советского периода его развития, воплощаясь в системе педагогических институтов. Под либеральной нами понимается модель, в которой приоритет отдается

свободному выбору человека и которая исходит из примата субъек-субъектных отношений; поэтому она является собственно образовательной моделью. Либеральная модель находит свое воплощение преимущественно в университетском образовании.

Постсоветский период развития высшего педагогического образования в России характеризуется его диверсификацией, что, прежде всего, проявляется в смене модели: профессиональная модель вытесняется моделью либеральной. Это привело к необходимости переопределения идентичности высшего педагогического образования в направлении университетской идентификации, к выделению из системы педагогических институтов педагогических университетов, которые призваны быть эталонными центрами педагогической культуры, осуществляя свою деятельность прежде всего в области педагогики и частных методик и участвуя в присуждении академических степеней (магистра, кандидата и доктора наук) по психолого-педагогическим и методическим наукам.

Мы считаем, что в результате процесса переидентификации педагогического образования в образование университетского типа в педагогическом университете должен произойти качественные изменения. Он должен приобрести такие качественные параметры университетского образования, как массовость, креативность, открытость, эта-лонность, фундаментальность и гуманитар-ность [4, с. 41]. Заметим, что они находятся в бинарной оппозиции, т.е. амбивалентны, характеризуются одновременным проявлением противоположных свойств. Амбивалентность качественных параметров университетского образования является одним из проявлений в столь специфической сфере общенаучного принципа взаимодополнительности, является показателем диалектич-ности системы университетского образования, наличия в ней внутренних стимулов саморазвития. Так, требование массовости противоречит требованию креативности, поскольку креативность, во многом предопределенная биохимической структурой конкретного мозга, явление далеко не массовое. Противоречивы по своей сути такие качественные параметры университетского образования как открытость и эталонность,

каждый из которых порождает в свою очередь противоположные тенденции гуманитаризации и фундаментализации университетского образования.

Таким образом, выявляются два фокуса качественных параметров (более жестких и более мягких)* современного университетского образования. К более жестким из них, относятся эталонность, креативность, фундаментальность, к более мягким, если иметь в виду педагогико-математическое образование, - открытость, массовость, гума-нитарность

Упоминавшаяся нами амбивалентность качественных параметров университетского образования позволяет определить основные направления его функционирования, которые в состоянии способствовать процессу переидентификации высшего педагогического образования в образование университетского типа. Нам представляется, что наиболее предпочтительными из них в сложившихся условиях являются непрерывность и интердисциплинарность.

Непрерывность педагогического образования достигается многоуровневым его характером, возможностью перехода на более высокие уровни обучения; преемственностью построения образования по вертикали (этапы) и горизонтали (формы).

Непрерывное педагогическое образование, имея многоуровневый характер, снимает многие противоречия процесса подготовки учителя, обусловленные выявленной нами амбивалентностью качественных характеристик педагогического образования университетского типа. Действительно, противоречия между эталонностью и открытостью, креативностью и массовостью во многом снимает многоуровневая система, при которой можно свободно выбрать уровень, соответствующий субъективным возможностям конкретной личности. Она создает условия, обеспечивающие социальную защищенность личности, позволяющие получить такое образование, которое бы ее удовлетворяло, обеспечивающие действительную преемственность и открытость всей системы образования. При этом многоуровневая система университетского образования является проявлением процесса

* Подробную их характеристику см.: 1, с. 39-48.

диверсификации внутри нее самой.

Многоуровневость педагогико-универ-ситетского образования предполагает различные концепции структурирования его содержания на каждом из уровней. На общекультурном уровне для обеспечения массовости должны действовать общие и достаточно жесткие стандарты образования. На уровне старших курсов бакалавриата должна усиливаться его метастандартная составляющая. Магистратура и аспирантура представляют собой глобальную метастан-дартную составляющую университетского педагогического образования с увеличивающейся долей самостоятельности и креативности обучения.

Противоречия между необходимостью фундаментальности образования конкретного специалиста и усилением гуманитарной, культурообразующей его составляющей приводят к необходимости переосмысления роли университетов как источников интердисциплинарного знания. Как научные исследования, так и вузовское обучение все больше требуют создания единого информационного пространства двух культур - естественнонаучной и гуманитарной.

Значимым компонентом такого единого информационного пространства в области высшего педагогико-математического образования является историко-профессио-нальная подготовка будущего учителя математики. Под ней мы понимаем такую его подготовку, содержательной основой которой является история математики и математического образования, в том числе, отечественная; аксиологической же основой - представление о математике и математическом образовании как общекультурной и общенациональной ценности. Охарактеризуем содержание исто-рико-профессиональной подготовки учителя математики.

Историко-математический компонент историко-профессиональной подготовки учителя математики представлен на каждом из уровней педагогического образования университетского типа. До четвертого курса бакалавриата он носит латентный характер и является органической частью специальных математических курсов за счет включения в их содержание элементов истории математики. На этом этапе его основными характеристиками являются дискретность и интродис-

циплинарность. Для бакалавров четвертого года обучения этот компонент реализуется в виде единого курса «История математики». Учитывая специфику подготовки бакалавров математического образования, этот курс призван дать целостное представление об основных периодах развития математики и сформировать систему историко-мате-матических знаний с акцентом на историю школьных разделов математики. Основные характеристики этого курса - целостность, интердисциплинарность. Последняя обусловлена тем, что курс истории математики имеет тесные связи с математическими дисциплинами и теорией и методикой обучения математике.

Как мы отметили ранее, в бакалавриате усиливается метастандартная составляющая подготовки учителей математики, в том числе в области историко-профессиональной подготовки. Покажем, как это происходит на факультете математики, информатики и физики Южного федерального университета. Для полноценной реализации профессионально-ориентированной направленности историко-математической подготовки бакалаврам математического образования предлагается изучение курса по выбору «Технология историзации школьного математического образования». Удовлетворению индивидуальных интересов студентов по отдельным математическим дисциплинам способствует система специализированных историко-математических курсов по выбору. Так, разработаны следующие курсы по выбору: «История избранных разделов высшей геометрии», «История избранных разделов алгебры и теории чисел», «История избранных разделов математического анализа». За счет перечисленных дисциплин по выбору на старших курсах бакалавриата историко-математический компонент профессиональной подготовки учителя математики носит целостный, интердисциплинарный, вариативный характер.

Таким образом, историко-математиче-ский компонент историко-профессиональ-ной подготовки учителя математики в рамках специальных дисциплин бакалавриата можно представить следующим рисунком, на котором видны все взаимосвязи курсов историко-математического компонента подготовки учителя математики.

Рисунок - Структура историко-математического компонента профессиональной подготовки учителей математики

В историко-профессиональную подготовку учителя математики в бакалавриате в рамках цикла педагогических и методических дисциплин входит также историко-методический компонент. На основе таких дисциплин, как «Технология и методика математического образования», «История образования» и «История математики» в Южном федеральном университете читается курс «Технология историзации школьного математического образования», который и представляет историко-методический компонент.

Вернемся к понятию историко-професси-онального компонента подготовки учителя математики, данному нами ранее. Нами пока не отражен содержательный и ценностный аспекты национального в историко-про-фессиональной подготовке учителя математики. Подчеркнем, что в современном образовании этот аспект приобретает особую значимость в связи с тем, что наша страна переживает очень непростой период слома сложившихся общенациональных ценностей и построения новой их системы. Это негативно влияет на формирование исторической памяти народа, которая в течение XX века дважды подвергалась существенным и преимущественно негативным трансформациям. Во-первых, после февраля и октября 1917 г., когда подвергалось остракизму все позитивное в предшествующей истории России. Во-вторых, после августа 1991 г.,

когда был запущен аналогичный процесс относительно истории советского периода развития страны.

На самом деле наша история непрерывна, на каждом ее этапе были эпохальные свершения и грандиозные ошибки и преступления. Акцентировать внимание только на негативном, как подчас делается в современных средствах массовой информации, абсолютно недопустимо, так как это приводит к национальному нигилизму, утере пас-сионарности, национальной апатии, утрате ориентиров дальнейшего развития.

Мы видим в качестве одной из существеннейших задач современного высшего образования вообще, педагогико-математи-ческого, в частности, ослабление охарактеризованной выше тенденции, формирование исторической памяти будущего специалиста, в нашем случае, учителя математики, преимущественно на позитивной основе. Как это сделать? Один из ответов на этот вопрос дан Ф. Ницше. Он различает три рода истории - монументальную, описывающую «все великое для создания столь же великого»; антикварную, которая отражает «благоговейное» отношение к прошлому, его консервацию даже в мелком, ограниченном; критическую, то есть «судящую и осуждающую» [3, с. 131]. Представляется, что мы забыли о монументальной истории, увлеклись критической, фактами же антикварной истории пытаемся обосновать и оправдать или

осудить важнейшие исторические события и факты.

Мы считаем, что одним из эпохальных свершений отечественной истории, которое вполне можно отнести к монументальной истории нашей страны, является история математики и математического образования в России. Более того, отечественная математика и отечественное математическое образование являются, как нам представляется, несомненными общенациональными ценностями. Поэтому в структуру истори-ко-профессиональной подготовки учителя математики на уровне магистратуры нами включен историко-национальный компонент. Таким образом, историко-професси-ональная подготовка учителя математики включает в себя историко-математический, историко-методический и историко-нацио-нальный компоненты.

Содержанием историко-национального компонента является авторский курс «История математики и математического образования в России». Он читается в магистратуре факультета математики, информатики и физики Южного федерального университета, что объясняется двумя факторами. Первый: должны быть уже прочитаны курсы истории России, истории математики, истории образования, основные математические и методические дисциплины. Таким образом, курс истории математики и математического образования в России становится интегрирующим курсом, удовлетворяя выделенным нами ранее условиям непрерывности и ин-тердисциплинарности. Второй фактор -содержание курса совпадает с основным направлением исследовательской деятельности кафедры геометрии и методики преподавания математики, при которой создана магистратура отделения математики, что позволяет активно включать в исследовательскую деятельность в этом направлении будущих магистров образования, прежде всего, в рамках их магистерских диссертаций.

Что касается содержательных основ курса, то по истории математики в России издано достаточное количество серьезной литературы, в частности, фундаментальная книга отечественного классика истории математики А. П. Юшкевича [12]. Этой проблеме во многом посвящены материалы серии «Историко-математические исследования»,

основанной в 1948 г. А. П. Юшкевичем и возобновленной в 1995 г. С. С. Демидовым. Книги же по истории математического образования написаны автором статьи [5-9] и Ю. М. Колягиным [2]. Интересно, что, после опубликования в 1993 г. в профессиональном журнале программы курса истории математического образования в России [10], публикации по этой проблематике приобрели взрывной характер. В настоящее время исследования истории отечественного математического образования кроме Ростова-на-Дону активно ведутся в Москве, Калуге, Орле, Оренбурге, Ельце и других городах России. В 2010 г. коллективная монография о математическом образовании в России и его влиянии на образование других стран опубликована в Колумбийском университете США [1]* стараниями нашего соотечественника, работающего ныне в этом университете, А.П. Карпа. Он является инициатором издания международной серии книг о математическом образовании и «Международного журнала по истории математического образования» (International Journal for the Histori of Mathematics Education), в которых печатаются и авторы из России.

Вернемся к качественным параметрам высшего образования университетского типа, охарактеризованным нами ранее. Покажем, что курс истории математики и математического образования в России (ИМи-МОР) удовлетворяет им, несмотря на их амбивалентность.

Параметр эталонности удовлетворяется этим курсом хотя бы потому, что речь в нем идет об отечественном математическом образовании, которое с середины XX в. в течение длительного времени считалось эталонным в мировом масштабе: многие страны заимствовали его основные черты. В то же время курс ИМиМОР удовлетворяет критериям открытости и массовости в силу того, что им может овладеть каждый, получивший математическое образование в России. Параметру креативности этот курс удовлетворяет,

* Значительная часть глав этой книги написана нашими соотечественниками, в том числе, автором этой статьи. Книга переводится на русский язык и вскоре должна быть опубликована в качестве I тома антологии математического образования в России.

так как предполагает решение магистрами многих творческих заданий в самом курсе, в изобилии представленных в электронном учебном пособии [11], вплоть до требования включения в магистерскую диссертацию исторического обзора проблемы математического образования, являющейся ее темой. Курс ИМиМОР, будучи историческим, является частично гуманитарным, удовлетворяя таким образом критерию гуманитарности. В то же время, опираясь на фундаментальные представления о математике и ее истории, курс ИМиМОР отвечает параметру фундаментальности.

Таким образом, удовлетворяя всем качественным параметрам университетского образования, курс истории математики и математического образования в России способствуют процессу переидентификации высшего педагогико-математического образования в образование университетского типа в условиях его непрерывности и интер-дисциплинарности.

Библиографический список

1. Russian mathematics Education: History and World Significance / Series Mathematics Education. Vol. 4. - World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd. Columbia Uviversity, USA. 2010. - 387 p.

2. Калягин Ю. М. Русская школа и математическое образование. - М.: Просвещение, 2001. - 318 с.

3. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для

жизни // Философия истории. Антология. - М.: Мысль, 1994. - С. 131-144.

4. Полякова Т. С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете: дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов-н/Д, 1998. - 391 с.

5. Полякова Т. С. История математического образования в России. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2002. - 624 с.

6. Полякова Т. С. История отечественного школьного математического образования: два века.- Ростов - н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. -Кн. 1. - 288 с.

7. Полякова Т. С. История отечественного школьного математического образования: два века.- Ростов - н/Д: Изд-во РГПУ, 2001. -Кн. 2. - 208 с.

8. Полякова Т.С. История отечественногошколь-ного математического образования: два века.-Ростов- н/Д: Изд-во РГПУ, 2005. - Кн. 3. - 203 с.

9. Полякова Т. С. Леонард Эйлер и математическое образование в России. - М.: КомКнига, 2007. - 184 с.

10. Полякова Т. С. Программа курса по истории отечественного школьного математического образования // Математика в школе. - 1993. -№ 3. - С. 32-34.

11. Полякова Т. С., Пырков В. Е. История отечественного школьного математического образования: [Электронный ресурс] URL: http://ofap.ru/ portal//innovat/n2_2009/n2_2009/html электронное учебно-методическое пособие. - Ростов- н/Д: ПИ ЮФУ, 2009. - № 2 (дата обращения: 15.12.2009).

12. Юшкевич А. П. История математики в России до 1917 г. - М.: Наука, 1968. - 591 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.