18. Рощин С.К. Политическая история Монголии (1921-1940 гг.). - М.: Изд-во Института востоковедения РАН, 1999. - 327 с.
19. Цыбиков Г. Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета. - М., 2011. - 344 с.
20. Чимитдоржиев Ш.Б. Национально-
освободительное движение монгольского народа в ХУН-ХУШ вв. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 216 с.
Батунаев Эдуард Владимирович - аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, e-mail: [email protected]
Batunaev Eduard Vladimirovich, postgraduate student at Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Russian Academy of Science, Siberian Branch, Ulan-Ude, Sakhyanova St. 6, e-mail: [email protected]
УДК 903.53(517.3) © А.И. Бураев
КУРГАН ШОРООН ДОВ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ ДЕРЕВА
В статье рассматриваются скульптурные изображения из кургана тюркского времени Шороон Дов в Центральном аймаке Монголии. Анализируются головы деревянных скульптур. Автор выдвигает предположение о портретном характере изображений, в наибольшей степени проявляющемся в скульптуре «дуду». Сделан вывод о возможных этнических прототипах скульптурных изображений, найденных в кургане, - представителях тюркской знати (племя фугу) и танской администрации.
Ключевые слова: тюрки, Монголия, империя Тан, курганы, скульптурные изображения, археология, антропология.
A.I. Buraev BARROW SHOROON DOV. WOODEN SCULPTURES
The article is devoted to sculptural images from a Turkic times at a Shoroon Dov barrow in Central aimak of Mongolia. The heads of wooden sculptures are analyzed. The author puts forward a suggestion of portrait character of wooden sculptures, to the fullest extent appearing in a "dudu" sculpture. The author comes to a conclusion that there are possible ethnic prototypes of the sculptural images found in a barrow - representatives of the Turkic nobility (fugu tribe) and Tan's empire administration.
Key words: Turk, Mongolia, Tan's empire, barrow, sculptures, archaeology, anthropology.
Исторический отрезок середины VII в. н.э. является одним из переломных моментов для кочевников евразийских степей. Период между существованием I и II Тюркских каганатов характеризуется мощной экспансией Танского Китая на земли, ранее контролировавшиеся тюрками, включая их родовые кочевья. В то же время во главе образованных провинций империи Тан оставались представители тюркской знати - родовая и племенная аристократия [7, с. 29]. Кроме того, рассматриваемый исторический отрезок изобилует междоусобными столкновениями среди самих тюркских образований различного ранга. Несомненный интерес к указанному периоду стимулировал историческую науку, изучение китайских и тюркских письменных источников [1; 6 и др.], археологические исследования [7].
Одним из ярких археологических памятников этого периода является курган Шороон Дов. В 2009 г. Международной российско-монгольской экспедицией, организованной Международным институтом кочевых цивилизаций
ЮНЕСКО и Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, под руководством проф. С.В. Данилова и проф. А. Очира был исследован курган тюркского времени в местности Шороон Дов в Центральном аймаке Монголии [4].
В настоящее время все материалы хранятся в Музее изобразительных искусств им. Г. Занаба-зара (Улан-Батор, Монголия). В 2010 г. музеем проведены высококвалифицированные реставрационные работы и в настоящее время открыта специальная экспозиция.
Памятник находится в 28 км к юго - юго-востоку от Замар сомона, в 2,5 км от реки Толы и к северо-востоку от расположенного на реке киданьского городища Хэрмэн Дэнж. При входе из дромоса в погребальную камеру были обнаружены две положенные друг на друга гранитные плиты размером 74 х 74 см. На обеих плитах были обнаружены надписи, выбитые китайскими иероглифами; причем текст нижней плиты состоит из 750 знаков. Результаты дешифровки надписи позволили совершенно опреде-
ленно датировать памятник 677 г. н.э., что соответствует рассматриваемому времени. Текст представляет собой эпитафию в память дуду округа Цзинь Хуой Чжоу, начальника уезда Линь Чжун, правителя области Фугу - И яо юэ, родом с гор Цзинь Шань, умершего в возрасте 44 года.
Изучение кургана выявило наличие достаточно редко встречающегося источника - антропоморфных микроскульптур [3]. Среди находок представлена керамическая микропластика и скульптуры, выполненные из дерева. Глиняные статуэтки будут рассмотрены отдельно. В предлагаемой работе дано описание деревянных скульптур (Фото 1).
В первую очередь отметим, что из дерева выполнена скульптура самого дуду. И хотя описание статуэтки давалось ранее [2, с. 59], пред-
ставляется не лишним повторить его в статье, связанной именно с деревянными скульптурами. Она найдена в погребальной камере совместно с фигурками птиц, рыб, львов и деревянными фигурками людей. Здесь же находился гроб, в котором, как и во всей погребальной камере, не обнаружено скелетированных останков.
Скульптура дуду отличается от других человеческих фигурок ростом (она чуть более высокая) и тщательным изображением индивидуальных антропологических особенностей. Изображение представляет собой деревянную статуэтку, выполненную в полный рост. Фигура тщательно раскрашена. Привлекает внимание пятнистая раскраска нижней части одеяния (весьма напоминающая современную камуфлированную форму). Головной убор статуэтки - остроконечный колпак (Фото 2, 3).
Фото 2. Фигура «дуду». Профиль. Дерево. VII в.
Фото 3. Фигура «дуду». Дерево. VII в.
Вне всяких сомнений, это портретное изображение. У дуду отсутствует левый глаз, причем это явно выражено (по-видимому, след военной травмы). Сохранившийся правый глаз имеет европеоидные характеристики - он достаточно велик относительно к остальным частям лица и имеет европеоидный разрез. Бросается в глаза выраженный («орлиный») нос. Лицо имеет сильную горизонтальную и вертикальную про-филированность. В то же время у изображения ярко выражены скулы и объемные щеки. Очевидна долихоцефальность индивида. Обращают на себя внимание удлиненные мочки ушей, возможно, это следы длительного ношения серег.
Итак, перед нами несомненно метисирован-ный тип с очень большим европеоидным влиянием, что согласуется с современными представлениями о происхождении тюркских народов. Из надписи следует, что он принадлежал к племени фугу (пугу) и происходил с Алтая. Таким образом, еще раз подтверждается наличие в Танской империи практики назначения племенных вождей на высокие должности в администрации. В танской иерархии индивид, в честь которого был воздвигнут курган, занимал очень высокое положение. Он был генерал-
губернатором провинции [5, с. 98]. По сведениям, изложенным в эпитафии дуду, возглавлял одну из северных провинций Танской империи.
По всей видимости, убит он был на севере, а кенотаф в его честь был сооружен в родовых владениях дуду.
Остальные статуэтки из дерева подразделяются на фигуры, выполненные в полный рост, и «головы». Как раз последние и будут рассмотрены в настоящем сообщении. Головы - название, естественно, условное. Скорее всего, при обрушении свода погребальной камеры целостность фигурок была нарушена. Тем более что некоторые из «голов» сохранили плечевой пояс.
Фото 4. Голова мужчины (№1). Шороон Дов. Дерево. VII в.
У всех голов наличествует головной убор или, возможно, как вариант, сложная прическа. Насколько можно судить, имея в виду вышеуказанное обстоятельство, все экземпляры брахи-цефальны.
Голова № 1. (Фото 4, 5). Первый экземпляр (с плечевым поясом) сохранился несколько хуже, чем последующие. Краска, которой была покрыта статуэтка, частично облупилась, но это не мешает оценить основные параметры лица. Итак, прототип изображения (мужчина) имел широкое и высокое, ортогнатное лицо. Можно констатировать значительную уплощенность лица, выраженные скулы.
Фото 5. Голова мужчины (№1). Профиль. Шороон Дов. Дерево. VII в.
Нос узкий, средневыступающий, с небольшой горбинкой. Разрез глаз монголоидный. Перед нами несомненно монголоид. Но строение носа немного выпадает из монголоидного комплекса признаков.
Голова № 2. (Фото 6, 7). У второй статуэтки (мужчина) сохранился фрагмент груди и спины. Отметим также китайский головной убор, раздвоенный сверху. Здесь краска тоже сохранилась не вся, но изображение находится в значительно лучшем состоянии, чем предыдущее. Лицо высокое и широкое, ортогнатное. Горизонтальная профилировка слабая. Скулы выступающие. Нос узкий, выступающий, с сильной горбинкой. Правый глаз отсутствует.
Возможно два объяснения данному факту. Во-первых, скульптор мог отразить прижизненную травму. Во-вторых, на месте правого глаза осыпалась краска и прорисованный глаз мог просто обвалиться вместе с ней. Левый глаз достаточно велик по отношению к другим частям лица и в сравнении с большинством других статуэток из кургана, исключая самого дуду и голову № 4, описываемую ниже. Прототип изображения безусловно относится к монголоидной расе. Но в этом случае, учитывая особенности строения носа и сохранившегося глаза, с большой долей вероятности можно предполагать наличие европеоидной примеси.
Фото 7. Голова мужчины (№2). Профиль.
Голова № 3. (Фото 8, 9).
Фото 8. Голова (№3). Шороон Дов.
Дерево. VII в.
Третий экземпляр отличается головным убором. К нему приделано серповидное навершие, достаточно высокое по отношению к самой голове. Лицо высокое и широкое, ортогнатное.
а
9
Фото 10. Голова мужчины (№ 4). Шороон Дов. Дерево. VII в.
Фото 9. Голова (№3). Профиль.
Шороон Дов. Дерево. VII в.
За счет большей ширины лицо визуально воспринимается как более округлое. Уплощен-ность сильная. Нос узкий, слабо выступающий, но с высоким выступающим переносьем. Разрез глаз монголоидный. Скульптурное изображение демонстрирует ярко выраженный монголоидный комплекс признаков. Определить однозначно половую принадлежность не представляется возможным.
Голова №4. (Фото 10, 11).
Фото 11. Голова мужчины (№4). Профиль. Шороон Дов. Дерево. VII в.
У описываемого индивида сохранилась шея. По своим антропологическим характеристикам четвертая голова (мужчина) резко отличается от всех других скульптурных изображений, обнаруженных в кургане. Акцентируем внимание на широких крыльях носа, очень больших навыкате глазах, широких выделяющихся губах. Кроме того, индивид отличался значительной обволо-шенностью: заметные усы и окладистая борода. Отметим также густые брови, растущие резко вверх от центра к бокам в отличие от всех других скульптур. В то же время у прототипа было широкое, высокое и ортогнатное лицо. Скулы сильно выражены. Уплощенность лица по горизонтали выражена слабее, чем у других голов. Нос средневыступающий, с высоким переносьем. Глаза, как уже было отмечено, большие, навыкате. Особенности строения носа и глаз отклоняются от типично монголоидных характеристик. Возможно, в данном случае имеет место существенная южная примесь.
Голова № 5. (Фото 12, 13). Статуэтка без головного убора. Сохранилась одна голова. Несмотря на неполную сохранность, основные параметры лица определить можно. Индивид (вероятно женщина) имел высокое и широкое округлое лицо. По вертикальной профилированно-сти лицо ортогнатно. Горизонтальная профили-рованность слабая. Скулы выражены несильно. Нос узкий, средневыступающий, с высоким переносьем. Разрез глаз монголоидный. Прототип относится к монголоидной расе.
Фото 12. Голова женщины (№5). Шороон Дов. Дерево. VII в.
Фото 13. Голова женщины (№5). Профиль. Шороон Дов. Дерево. VII в.
Голова № 6. (Фото 14, 15). Рассматриваемый экземпляр, вероятно женщина, также представляет собой одну голову, без головного убора. На нем полностью сохранилась раскраска. Кроме кокетливых родинок по сторонам рта бросается в глаза нарисованный на лбу крест. Возможно, такой рисунок являлся конфессиональным маркером и свидетельствовал о христианском вероисповедании прототипа. Хорошо известно, что в Центральной Азии широкое распространение имело христианство несторианского толка.
Фото 14. Голова женщины (№6). Шороон Дов. Дерево. VII в.
Фото 15. Голова женщины (№6). Профиль. Шороон Дов. Дерево. VII в.
Особых антропологических особенностей на скульптуре выявлено не было. Изображеная имела округлое широкое и высокое лицо, уплощенное в горизонтальной плоскости. Скулы выражены несильно. Лицо ортогнатно. Нос узкий, средневыступающий, с высоким переносьем. Разрез глаз монголоидный. Скульптура изображает человека, относящегося к монголоидному расовому стволу.
Голова № 7. (Фото 16). У предлагаемого к рассмотрению экземпляра сохранилась часть торса. На голову надет головной убор, идентичный таковому у № 2. Изображен безусловно мужчина. Он имел высокое и широкое лицо центральноазиатского облика. Отметим значительную уплощенность лица и его ортогнатизм, как и у всех представленных скульптур. Скулы развитые, но несильно. Нос узкий, средневысту-пающий. Переносье довольно высокое. Разрез глаз монголоидный. Принадлежность индивида к монголоидной расе несомненна.
Рассмотренный материал четко выявил портретный характер скульптурных изображений, в данном случае голов от них. Действительно, среди представленных экземпляров, как можно убедиться по приводимым фотографиям, нельзя найти идентичных изображений, все они сугубо индивидуальны. Следовательно, появляется возможность предварительной расовоэтнической идентификации прототипов захороненных в кургане Шороон Дов «кукол».
Напомним планиграфию кургана [5]. Все керамические антропоморфные статуэтки были обнаружены в нишах дромоса, неподалеку от входа в погребальную камеру. Деревянные же скульптуры находились в самой погребальной камере, в том числе и фигурка дуду.
Керамическая антропоморфная микропластика представляет собой изображения мужчин. Часть из них - всадники. Там же в нишах найдены деревянные флагштоки с шелковыми знаменами на них, по размерам соответствующие статуэткам. Можно предположить, что фигурки изображают воинов, подчиненных дуду, провожающих сюзерена в последний путь. Так как он являлся вождем племени фугу, скорее всего, керамические скульптуры принадлежат представителям этого племени. Автор настоящего сообщения уже делал предположение о тюркской этногенетической основе обнаруженных в кургане изображений [3, с. 339]. Заметим, что сделанное заключение относится к самому дуду и керамическим воинам из ниш дромоса.
Что касается деревянных скульптур, голов в предлагаемой работе, то они существенно различаются между собой. Часть из них, по мнению автора, могла принадлежать представителям танской администрации при дворе дуду. Кроме антропологических особенностей, а они значительно отличаются от керамических статуэток, на предполагаемую этническую принадлежность может указывать и изображенная одежда индивидов. Особо отметим головные уборы явно китайского происхождения, которые, как представляется, носили государственные чиновники империи Тан. Напомним и о скульптуре № 4, на которой заметно проявляется «южное» влияние.
В ходе исследования скульптурных изображений из кургана Шороон Дов был подтвержден их портретный характер. Выявлена гетерогенность этнического состава прототипов скульптур.
Литература
1. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - Т. 1. -382 с.
2. Бураев А.И. Новые данные о средневековых кочевниках Центральной Азии (по материалам монгольских экспедиций) // Кочевые цивилизации и страны Дальнего Востока: диалог культур: материалы междунар. симпозиума. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. - С. 57-62.
3. Бураев А.И. Вероятные этнические прототипы скульптурных изображений из кургана Шороон Дов// Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: материалы III Междунар. науч. конф. -Улан-Батор: Изд-во Монг. гос. ун-та, 2012. Т. 2. -С. 337-342.
4. Данилов С.В., Очир А., Эрдэнэболд Э., Бураев А.И., Саганов Б.В., Батболд Х. Курган Шороон Дов и его место в общей системе археологических памятников тюркской эпохи Центральной Азии // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: материалы междунар. науч. конф. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - Т. 2. - С. 254-257.
5. Данилов С.В. Шороон Дов - «земляной бугор» // Наука из первых рук. - 2010. - №6. - С. 88-99.
6. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - 451 с.
7. Степи Евразии в эпоху средневековья. Археология СССР. Т. XVIII. - М.: Наука, 1981. - 304 с.
Бураев Алексей Игнатьевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 670047, Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 , e-mail: [email protected]
Buraev Aleksey Ignatievich, candidate of historical sciences, research worker at Institute of Mongolian , Buddhist and Tibetan Studies, Russian Academy of Science, Siberian Branch. 670047, Ulan-Ude, Sakhyanova St., 6. e-mail: [email protected]
УДК 070(519.5)
© Д.И. Бураев, Ю.Е. Крупенникова
ВИЗИТ КИМ ЧЕН ИРА В РОССИЮ В СВЕТЕ РОССИИСКО-КОРЕИСКИХ ОТНОШЕНИИ (о роли России в АТР по материалам южнокорейских СМИ)
В статье рассматривается отношение к визиту в Россию главы КНДР Ким Чен Ира в южнокорейских СМИ.
Ключевые слова: Россия, Северная Корея, Южная Корея.