Научная статья на тему 'КУРАТОР КОНТЕНТА – НОВАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

КУРАТОР КОНТЕНТА – НОВАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактика высшего образования / дистанционное образование / педагогический дизайн / didactics of higher education / distance education / pedagogical design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Б. Разумова, Т.И. Рицкова

В статье раскрывается проблема организации эффективного образовательного процесса в университете с применением дистанционных образовательных технологий. Основываясь на результатах анализа нормативно-правовых актов, теоретических и эмпирических исследований в области дистанционного образования, авторы акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода к управлению образовательным решением, включающего отбор и обработку материалов по определенной тематике из доступных источников, объединение собранного и обработанного контента в цельное, последовательное образовательное решение. В статье обосновывается сущность и содержание новой роли преподавателя – куратор контента (contentcuration), презентуется дополнительная профессиональная программа по формированию компетенций создания и управления курсами в электронной образовательной среде. Представленный материал позволяет сделать вывод, что дистанционное обучение студентов не является единственным решением для цифрового образования, но применение его элементов в рамках смешанного обучения позволит повысить гибкость и вариативность процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURATED CONTENT IS A NEW ROLE AS A UNIVERSITY TEACHER IN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article reveals the problem of organizing an effective educational process at a university using distance technologies. The results of the analysis of normative legal acts, theories and research in the field of distance education are described. The authors talk about the need for an integrated approach to managing an educational solution, which includes selecting and processing materials on a specific topic from available sources, combining the collected and processed content into a coherent product. The article substantiates the content of the new role of the teacher – contentcuration, presents an additional professional program for the formation of competencies for creating and managing courses in an electronic educational environment. The presented material allows to conclude that distance learning of students is not the only solution for digital education, but the use of its elements in the framework of mixed learning will increase the flexibility, dynamism and variability of the educational process.

Текст научной работы на тему «КУРАТОР КОНТЕНТА – НОВАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

Таким образом, вышеизложенные позиции позволяют сформулировать следующие выводы:

• синергетическая парадигма обеспечивает инновационный подход к формированию субъектности педагога посредством происходящих в личностной и профессиональной сфере флуктуационных изменений;

• педагогическая синергетика проявляется в обновлении содержания, методов и форм развития субъектно-профессиональной позиции учителя с учетом их открытости, самоорганизации, саморазвития, креативности и нелинейности;

• с позиции синергизма целесообразно учитывать многообразие принципов (флуктуации, «инвариантов», открытости, кооперативности, резонансного воздействия), обусловливающих неоднозначность осуществления процесса формирования субъектно-профессиональной позиции педагога и проектирующих оптимальный и реально осуществимый сценарий его воплощения в жизнь личностной системы;

Библиографический список

• основополагающими условиями реализации синергетических принципов являются:

1) взаимодействие и взаимообмен педагога с внешней средой;

2) активность, характеризующаяся проявлением инициативы, стремлением к самосовершенствованию и самореализации;

3) изменение субъектных отношений, развивающихся в системе диалога и сотрудничества;

4) ориентация педагога на цели саморазвития, формирование его ценностных ориентаций.

Выполненная работа не претендует на исчерпывающее решение обозначенной проблемы. Дальнейшего исследования требуют вопросы разработки и апробации образовательной программы формирования субъектно-профессио-нальной позиции педагога в концепции синергетического подхода, которая может быть реализована в системе курсов повышения квалификации или переподготовки.

1. Рабош В.А. Синергетика образования человека. Успехи современного естествознания. 2004; Выпуск 3: 82 - 83.

2. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход. Волгоград, 2005.

3. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.

4. Блиева Ф.И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста. Москва: Просвещение, 2004.

5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. Москва: Педагогика, 1987.

6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. Москва: Педагогика, 1990.

7. Трещев А.М. Субъектная позиция личности. Калуга, 2001.

8. Кудрявцева М.Е. Гуманитарные аспекты образования, творчеств и свободы личности. Москва: Директ-Медиа, 2014.

9. Ухтомский А.А. Доминанта души. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.

10. Ольховая Т.А. Ценностно-синергетический подход к исследованию проблемы становления субъектности студентов университета. Вестник ОГУ. 2009; Выпуск 2: 268 - 271.

11. Суйкова О.А. Управление системой саморазвития спортсменов-школьников с позиции синергетического подхода. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2009; Выпуск 3: 15 - 20.

References

1. Rabosh V.A. Sinergetika obrazovaniya cheloveka. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2004; Vypusk 3: 82 - 83.

2. Borytko N.M., Molozhavenko A.V., Solovcova I.A. Metodologiya imetodypedagogicheskih issledovanij: gumanitarno-celostnyjpodhod. Volgograd, 2005.

3. Bederhanova V. P. Stanovlenie lichnostno orientirovannoj pozicii pedagoga. Krasnodar, 2001.

4. Blieva F.I. Struktura professional'nojsub'ektnojpoziciibuduschego specialista. Moskva: Prosveschenie, 2004.

5. Zagvyazinskij V.I. Pedagogicheskoe tvorchestvo uchitelya. Moskva: Pedagogika, 1987.

6. Kan-Kalik V.A., Nikandrov N.D. Pedagogicheskoe tvorchestvo. Moskva: Pedagogika, 1990.

7. Treschev A.M. Sub'ektnaya poziciya lichnosti. Kaluga, 2001.

8. Kudryavceva M.E. Gumanitarnye aspekty obrazovaniya, tvorchestv i svobody lichnosti. Moskva: Direkt-Media, 2014.

9. Uhtomskij A.A. Dominanta dushi. Rybinsk: Rybinskoe podvor'e, 2000.

10. Ol'hovaya T.A. Cennostno-sinergeticheskij podhod k issledovaniyu problemy stanovleniya sub'ektnosti studentov universiteta. Vestnik OGU. 2009; Vypusk 2: 268 - 271.

11. Sujkova O.A. Upravlenie sistemoj samorazvitiya sportsmenov-shkol'nikov s pozicii sinergeticheskogo podhoda. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2009; Vypusk 3: 15 - 20.

Статья поступила в редакцию 10.10.20

УДК 378

Razumova А.В., Cand. of Sciences (Chemistry), Dean of Natural-Geographical Department, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky

(Yaroslavl, Russia), E-mail: razumova.angelika@mail.ru

Rizkova T.I., Head of Laboratory of E-Content, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: tatyana.ritskova@gmail.com

CURATED CONTENT IS A NEW ROLE AS A UNIVERSITY TEACHER IN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY. The article reveals the problem of organizing an effective educational process at a university using distance technologies. The results of the analysis of normative legal acts, theories and research in the field of distance education are described. The authors talk about the need for an integrated approach to managing an educational solution, which includes selecting and processing materials on a specific topic from available sources, combining the collected and processed content into a coherent product. The article substantiates the content of the new role of the teacher - contentcuration, presents an additional professional program for the formation of competencies for creating and managing courses in an electronic educational environment. The presented material allows to conclude that distance learning of students is not the only solution for digital education, but the use of its elements in the framework of mixed learning will increase the flexibility, dynamism and variability of the educational process.

Key words: didactics of higher education, distance education, pedagogical design.

А.Б. Разумова, канд. хим. наук, декан естественно-географического факультета, Ярославский государственный педагогический университет

имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль, E-mail: razumova.angelika@mail.ru

Т.И. Рицкова, рук. лаб. электронного контента, E-mail: tatyana.ritskova@gmail.com

КУРАТОР КОНТЕНТА - НОВАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В статье раскрывается проблема организации эффективного образовательного процесса в университете с применением дистанционных образовательных технологий. Основываясь на результатах анализа нормативно-правовых актов, теоретических и эмпирических исследований в области дистанционного образования, авторы акцентируют внимание на необходимости комплексного подхода к управлению образовательным решением, включающего отбор и обработку материалов по определенной тематике из доступных источников, объединение собранного и обработанного контента в цельное, последовательное образовательное решение. В статье обосновывается сущность и содержание новой роли преподавателя - куратор контента (contentcuration), презентуется дополнительная профессиональная программа по формированию компетенций создания и управления курсами в электронной образовательной среде. Представленный материал позволяет сделать вывод, что дистанционное обучение студентов не является единственным решением для цифрового образования, но применение его элементов в рамках смешанного обучения позволит повысить гибкость и вариативность процесса обучения.

Ключевые слова: дидактика высшего образования, дистанционное образование, педагогический дизайн.

Как преподавать новым поколениям студентов? Данный вопрос можно назвать вечным: периодически университетские преподаватели сталкиваются с вопросом прихода нового поколения, которое не соответствует ожиданиям и требованиям. Так, в 1860 году преподаватели московского и петербургского университетов были озадачены появлением нигилистов, реалистов, народников - совершенно других студентов: «Они курили папиросы, девушки коротко стриглись, жили они свободными коммунами, позволяли себе очень радикальный юмор, у них была новая этика, они боролись за равноправие мужчин и женщин. Женщины вместо того, чтобы быть на кухне, ходили на занятия и на свободные курсы при университетах (назывались они курсистками), читали Бюхнера и Молишотта, и, конечно, профессора были страшно озадачены, наверняка не понимали, что это за новое поколение и как преподавать студентам» [1, с. 78].

Современным преподавателям становится ещё труднее понимать молодое поколение. Особо остро воспринимаются следующие стилистические особенности их учебной деятельности:

- тенденция к отказу студентов от чтения длинных сложных текстов. Формируется другое отношение к тексту - не как к материалу, с которым надо работать, а как к готовой информации, которая нарезана, упакована, подана, смысл в ней распакован;

- изменение способов обучения. Новые поколения настроены на быстрый поиск готовой информации и не видят необходимости запоминать информацию, поскольку есть возможность найти ее в Интернете. Происходит переход к работе с потоками информации. Отсюда нежелание задавать преподавателю вопросы, так как информация стала доступнее;

- изменение роли профессиональной экспертизы. Открытость и доступность фактически любой информации снижает роль преподавателя как носителя абсолютного знания, толкователя и интерпретатора. Всё чаще студенты предъявляют педагогу альтернативные мнения, опубликованные в сети Интернет.

Всё это приводит к переосмыслению роли университетского преподавателя. Согласимся с М.В. Груздевым и И.Ю. Тархановой в том, что в современных условиях на научно-педагогических работников вузов возлагается целый ряд новых задач, связанных с конструированием электронной образовательной среды, помощью обучающимся в ориентировке в информационном континууме, создании ситуаций по освоению способов деятельности для достижения конкретных результатов, работой с наличным академическим опытом студентов [2, с. 51].

В данной статье мы анализируем одну из новых ролей вузовского преподавателя - куратор контента. Курирование контента (со^епкигайоп) - комплексный подход к управлению образовательным решением, включающий отбор и обработку материалов по определенной тематике из доступных источников, объединение собранного и обработанного контента в цельное и последовательное образовательное решение. Данная роль непосредственно связана с модернизацией современного вузовского образования в соответствии с тенденциями его цифровизации.

Современная образовательная политика, касающаяся сферы цифрови-зации и информационной коммуникации, отражена в целом ряде федеральных нормативно-правовых актов:

Применение специальной терминологии отражено в документе Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения», закрепляющем систему понятий, которую следует применять при описании соответствующих процессов. Это касается и информационных технологий (процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществлений этих процессов и методов), информационных систем, описания определений технических средств, применяемых при информационных коммуникациях.

Встречаются различные трактовки определений в области электронного обучения как среди педагогических работников, так и среди ученых, при этом федеральное законодательство дает четкие и однозначные трактовки.

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в статьях 13 и 16 дается разъяснение требований к реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий: организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В целях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642) наряду с обеспечением доступности дополнительного образования определено онлайн-образование, в задачи которого входит разработка и увеличение количества открытых дистанционных курсов, направленных на обеспечение процесса освоения модулей основных и дополнительных образовательных программ.

Задачи по развитию электронного обучения и расширению пространства применения дистанционных технологий обучения заложены в ряде приоритетных проектов: «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации», «Создание современной образовательной среды для школьников». Для реализации возможностей, предоставляемых распространением и широкомасштабным использованием электронного обучения, разработаны и приняты «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» и государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий могут быть применены модели как полностью дистанционного, так и смешанного обучения.

Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).

Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий, предполагает, что при реализации программы очные занятия чередуются с дистанционными.

Применение (использование) этих моделей образовательной организацией обусловливается в каждом конкретном случае условиями, имеющимися у самих организаций, а именно: содержанием программы; материально-технической базой (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися, образовательных программ в полном объеме независимо от местонахождения); уровнем кадрового потенциала организации; методическим сопровождением педагогических работников, использующих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий и использование электронных образовательных ресурсов возможно при условии наличия качественного доступа педагогических работников и обучающихся к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Уровень компетентности педагогических работников образовательной организации, реализующей образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в вопросах использования новых информационно-коммуникационных технологий при организации обучения, играет одну из ведущих ролей.

Международные требования к компетенциям педагогов в области цифровой грамотности и информационно-коммуникационных технологий.

В проекте Среднесрочной стратегии 2014 - 2021 гг ЮНЕСКО отмечено, что развитие ИКТ формирует новые перспективы образования, научной деятельности, творчества, новаторства и средств информации, создает беспрецедентные и практически неограниченные возможности доступа к знаниям. Платформы ИКТ предоставляют учащимся и преподавателям, включая тех, кто живет в отдаленных частях мира, возможности получения более качественного образования. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают молодым исследователям беспрепятственный и открытый доступ к научным исследованиям и открывают беспрецедентные возможности для совершенствования процесса получения образования и повышения компетентности преподавателей.

Помимо нормативно-правового есть и научно-исследовательское обоснование использования средств Интернет и цифровых сред для повышения эффективности образовательного процесса в вузе. Так, западные исследования показали, что виртуальные онлайн-миры могут внести свой вклад в социальные аспекты дистанционного обучения, повысить вовлеченность студентов и улучшить их опыт в целом [3]. Основные преимущества, называемые в европейских исследованиях, включают социальную динамику в виртуальных обучающих средах, которая повышает чувство принадлежности студентов, особенно тех, кто испытывает объективные трудности с коммуникацией в процессе очного академического взаимодействия, например, вследствие культурных, социальных или языковых барьеров. Цифровые образовательные среды обеспечивают простран-

ство учебных коллабораций, где происходит обучение процессам наблюдения, рефлексии и ассимиляции, которые, в свою очередь, поощряют социальные аспекты обучения через общение и взаимодействие в виртуальных учебных сообществах [4].

Отечественные исследователи также видят ряд преимуществ цифрового образования. Так, одним из важных положительных результатов цифровизации высшего образования В.И. Блинов с соавторами считает максимальную индивидуализацию обучения, которая создаёт реальные возможности для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов и персонализации мониторинга академической успешности и личностно-профессионального роста обучающихся [5, с. 12]. Н.Ш. Козлова полагает, что распространение цифровых технологий в стране может поспособствовать улучшению работы отдельных творческих педагогов, но не способно повысить эффективность традиционно организованного образовательного процесса [6, с. 84]. А.В. Хуторский считает, что традиционные лекционные формы трансляции и объяснения нового материала не эффективны, и утверждает, что ведущими в дистанте должны стать пять ключевых видов деятельности: креативные, когнитивные, организационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, а роль педагога заключается в создании и обеспечении условий для самореализации обучающихся путём создания образовательного продукта, его презентации, обсуждения, оценки с последующей рефлексией процесса [7, с. 19].

Согласимся с И.Ю. Тархановой и её соавторами в том, что в методологическом плане дистанционное образование как частный случай образования характеризуется снижением директивности педагога и возрастанием роли лич-ностно ориентированных позиций обучающихся. При этом важным методическим конструктом становится акцентирование значимости личностных результатов, расширение спектра переноса предметного знания в социальные, жизненные, личностно значимые ситуации [8].

Сложившаяся весной 2020 года ситуация пандемии коронавируса COVID-19 создала прецедент экстренного перехода системы образования в дистанционный формат. Несмотря на то, что дистанционные образовательные технологии не являются абсолютной инновацией в практике обучения на всех уровнях, их внедрение до нынешних, форс-мажорных обстоятельств носило дополнительный, часто довольно дискретный характер. Ситуация вынужденного перехода в формат дистанционного обучения стала серьезным стрессом для всей системы высшего образования, в первую очередь для преподавателей. Возникло большое количество новых барьеров и затруднений, которые обнажили ряд проблем, связанных не только с ограниченностью технических возможностей для решения разнообразных образовательных задач, но и с методической, информационной компетентностью преподавателя университета. Поэтому особо значимой становится задача целенаправленной работы по оказанию психолого-педагогической и методической помощи преподавателю, содействия в преодолении затруднений.

С целью выявления затруднений, связанных с применением дистанционных образовательных технологий, мы провели опрос преподавателей ЯГПУ имени К.Д. Ушинского (п = 189). В выборку вошли педагоги, имеющие, по оценке руководства факультетов, положительный опыт организации дистанционного образовательного процесса в апреле - июне 2020 года. Подавляющее большинство из опрошенных нами преподавателей высказали мнение, что качество образования из-за перехода на дистанционные технологии снизилось. Так считают более 60% респондентов. В качестве причин такого снижения были обозначены:

- отсутствие личного контакта со студентами - 83%;

- низкая мотивация обучающихся - 59,3%;

- несформированность у студентов навыков учебной самоорганизации -58,2%;

- недостаточное владение преподавателями инструментами работы в электронной образовательной среде (ЭОС) - 55,5%;

- недостаточное владение студентами инструментами работы в ЭОС -49,7%;

- низкое качество контента учебных курсов - 33,8%.

Отдельные респонденты считают невозможным качественное образование в дистанционном формате в связи со спецификой их предмета, об этом чаще других заявляли преподаватели, чьи дисциплины предполагают наличие лабораторных работ и технологических практикумов. Вместе с тем подобного рода суждения встречались и у преподавателей дисциплин гуманитарного цикла, которым в дистанционном формате не хватило инструментов управления вниманием и эмоциями аудитории: «В работе с пониманием художественного текста пагубно кого-то пропустить, недохвалить, не заметить малейшую эмоцию». Для преподавателей педагогики и психологии самыми дефицитарными в онлайне являются навыки управления аудиторией: «Очень важен контакт, потому что если ты собираешься учить людей общению, то должен сам создавать образцы». Следует отметить, что исследование наших коллег из Костромского государственного университета показало, что отсутствие личного контакта, общения, взаимодействия студентов с преподавателем одинаково значимо для респондентов, входящих в состав институтов социальной и гуманитарной направленности (95,3% выборки), математической, естественнонаучной, технической направленности (97,7% выборки) [9].

Обратим внимание, что низкое качество контента учебных курсов замыкает рейтинг значимых, по мнению преподавателей, проблем дистанционного обуче-

ния. Вместе с тем проведенная нами экспертная оценка курсов, расположенных в электронной образовательной среде ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, показала, что для обучения используются чуть более трети возможных инструментов, 60% контента носит исключительно информационный характер, основным средством контроля успешности освоения курса являются репродуктивные тесты (82%). В связи с этим и возникла идея концептуализации новой роли для современных преподавателей вузов - роль куратора контента, являющейся одной из принципиально новых ролей современного преподавателя вуза, основанной на комплексном подходе к управлению образовательными решениями цифровой педагогики. При этом курирование контента выходит за рамки подбора обычных образовательных материалов. Виды контента, используемого в обучении, крайне разнообразны и помимо привычных форматов (онлайн-курсы, электронные учебники, инфографика, лонгриды, тесты и т.д.) включают материалы, создаваемые пользователями в социальных сетях: посты, записи в блогах, комментарии и треды (ветви обсуждений в комментариях), мотиваторы, коллажи, гифки, частные видеоматериалы, коубы (Coub), подкасты и т.д. Данная роль не зафиксировна ни в одном из существующих сегодня справочнике должностей сферы образования, что определяет необходимость обсуждения новых компетенций, лежащих в основе этой роли.

Одной из таких компетенцией, являющейся принципиальной для куратора контента, мы считаем компетенцию педагогического дизайна, применяемую при объединении собранного контента в образовательное решение. В структуре данной компетенции мы выделяем знание принципов отбора материалов из доступных источников, умение отбирать материалы определенной тематики, применять принципы педагогического дизайна, владение навыками использования средств педагогического дизайна для конструирования образовательных решений.

Обращение к данной компетенции требует уточнения дефинитивного пространства педагогического дизайна. Педагогический дизайн (Instructional design, ID) представляет собой относительно новое понятие для сферы образования, в российском педагогическом контексте оно появилось недавно. Имея достаточно широкую распространенность среди тех, кто разрабатывает корпоративные онлайн-курсы, педагогический дизайн остаётся малоизвестным для школьных учителей и преподавателей вузов. Так, М.М. Шалашова считает, что педагогический дизайн имплицирует педагогические и психологические инструменты влияния на личность обучающегося для качественного проектирования личностно ориентированной, индивидуально направленной образовательной программы и оптимальной среды ее освоения [10]. В представлении автора педагогический дизайн - это технология, благодаря которой обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными.

Не менее дефицитными и не до конца осознанными, на наш взгляд, являются компетенции преподавателя дистанционного курса в области управления собственным временем, самоменеджмента. Свобода выбора времени создания обучающего контента, изучения нового учебного материала и выполнения заданий требуют от педагогов организации своего расписания, определения времени работы, отдыха, смены вида деятельности. Это важно в первую очередь потому, что преподаватели должны обеспечить освоение всех запланированных компетенций в рамках своих дисциплин, а студенты - освоить все дисциплины в рамках учебного плана.

Важной представляется и игротехническая компетенция, т.к. элемент ролевой игры в виртуальной среде предоставляет студентам новый способ анализа и осмысления событий и решений. При этом мы не призываем всё обучение в дистанционном формате свести к игровому, мы лишь говорим о широких возможностях использования динамики дидактических игр и игрового мышления для решения задач достижения компетентностно-ориентированного образовательного результата.

С целью совершенствования перечисленных профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, нами была разработана дополнительная профессиональная программа «Куратор контента - новая роль педагога в цифровой педагогике», целью которой является формирование цифровых и информационных компетенций комплексного подхода к управлению образовательным решением.

Содержание программы строится на логике последовательного освоения слушателями компетенций в области комплексного подхода к управлению образовательным решением цифровой педагогики, применения приемов и владения инструментами курирования контента. Образовательный процесс по реализации данной программы строится на основе принципа синхронизации теории и практики, что достигается преимущественно практико-ориентированным характером обучения. Образовательная деятельность слушателей строится с использованием технологий деятельностного типа и предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ, направленных на освоение инструктивной и рекомендательной базы документов (информационные шаблоны и схемы, скрин-касты и пр.); восполнение инструментария решения нестандартных ситуаций (анализ ограничений ситуации, генерация новых идей и др.); на совершенствование практических навыков (ликвидация тупиковых ситуаций, тренинги, решение кейсов и др.); активизацию зоны ближайшего развития (форсайт-сессия, проект и др.); на расширение профессиональных коммуникаций (метод Т-групп, дискуссия, и др.), определенных учебно-тематическим планом. Самостоятельная рабо-

та слушателей поддерживается консультациями, которые входят в часы практических занятий или самостоятельной работы.

Презентованная в данной статье дополнительная профессиональная программа призвана научить педагога формировать пул доверительных ресурсов, отбирать и обрабатывать материалы по предметной области, выби-

Библиографический список

рать инструменты для «упаковки» и доставки отобранных материалов обучающемуся. В процессе работы помимо непосредственного сбора и агрегации информации куратор контента (contentcurator) реализует и/или делегирует следующие роли: эксперт в предметной области, педагогический дизайнер, научный руководитель.

1. Баренбаум И.Е. «Кружковое» чтение разночинной молодёжи второй половины пятидесятых - начала шестидесятых годов XIX в. Ленинградский институт культуры. Труды. Ленинград: Ленинградский институт культуры имени Н.К. Крупской, 1973; Т. 25; Выпуск 1: 77 - 92.

2. Груздев М.В., Тарханова И.Ю. Становление «новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 3 (108): 47 - 53.

3. Carr D. Learning to Teach in Second Life, Learning from Online Worlds, Teaching in Second Life. Institute of Education. Eduserv Foundation, 2008. Available at: http:// learningfromsocialworlds.wordpress.com

4. Brown J.S., Adler R.P. Minds on Fire: Open Education, the Long Tail, and Learning 2.0. EDUCAUSEReview. 2008; № 43 (1).

5. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Перо, 2019.

6. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019; Выпуск 1 (40): 83 - 91.

7. Каковы перспективы дистанта в образовании? Ответы А.В. Хуторского на вопросы. Вестник Института образования человека. 2020; № 1: 19. Available at: https:// eidosinstitute.ru/journal/2020/100/

8. Тарханова И.Ю., Зайцева М.А., Пятунина В.М. Дистанционное обучение в вузе: новые дидактические решения. Ярославский педагогический вестник. 2020; № 5 (116): 53 - 61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Воронцова А.В., Воронцов Д.Б., Самохвалова А.Г и др. Анализ методической готовности преподавателя вуза к дистанционному обучению. Ярославский педагогический вестник. 2020; № 5 (116): 88 - 100.

10. Шалашова М.М., Шевченко Н.И. Педагогический дизайн образовательных программ: основные принципы и задачи. Интерактивное образование. Available at: https:// interactiv.su/2020/04/20/педагогический-дизайн-образовательн/?fbclid=IwAR3pSPx0K3wa7UD4Evp83hYfFhP_MFCJyJzryz6E4EaKAj690NhxQaBYLLQ

References

1. Barenbaum I.E. «Kruzhkovoe» chtenie raznochinnoj molodezhi vtoroj poloviny pyatidesyatyh - nachala shestidesyatyh godov XIX v. Leningradskij institut kul'tury. Trudy. Leningrad: Leningradskij institut kul'tury imeni N.K. Krupskoj, 1973; T. 25; Vypusk 1: 77 - 92.

2. Gruzdev M.V., Tarhanova I.Yu. Stanovlenie "novoj didaktiki" pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah global'nogo tehnologicheskogo obnovleniya i cifrovizacii. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019; № 3 (108): 47 - 53.

3. Carr D. Learning to Teach in Second Life, Learning from Online Worlds, Teaching in Second Life. Institute of Education. Eduserv Foundation, 2008. Available at: http:// learningfromsocialworlds.wordpress.com

4. Brown J.S., Adler R.P. Minds on Fire: Open Education, the Long Tail, and Learning 2.0. EDUCAUSE Review. 2008; № 43 (1).

5. Blinov V.I., Dulinov M.V., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Proektdidakticheskojkoncepciicifrovogoprofessional'nogo obrazovaniya iobucheniya. Moskva: Pero, 2019.

6. Kozlova N.Sh. Cifrovye tehnologii v obrazovanii. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019; Vypusk 1 (40): 83 - 91.

7. Kakovy perspektivy distanta v obrazovanii? Otvety A.V. Hutorskogo na voprosy. Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka. 2020; № 1: 19. Available at: https://eidosinstitute.ru/ journal/2020/100/

8. Tarhanova I.Yu., Zajceva M.A., Pyatunina V.M. Distancionnoe obuchenie v vuze: novye didakticheskie resheniya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020; № 5 (116): 53 - 61.

9. Voroncova A.V., Voroncov D.B., Samohvalova A.G. i dr. Analiz metodicheskoj gotovnosti prepodavatelya vuza k distancionnomu obucheniyu. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020; № 5 (116): 88 - 100.

10. Shalashova M.M., Shevchenko N.I. Pedagogicheskij dizajn obrazovatel'nyh programm: osnovnye principy i zadachi. Interaktivnoe obrazovanie. Available at: https://interactiv. su/2020/04/20/pedagogicheskij-dizajn-obrazovatel'n/?fbclid=IwAR3pSPx0K3wa7UD4Evp83hYfFhP_MFCJyJzryz6E4EaKAj690NhxQaBYLLQ

Статья поступила в редакцию 26.10.20

УДК 378

Salchak B.V., Cand of Sciences(Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education (Kyzyl, Russia),

E-mail: bailaks@mail.ru

ETHNOCULTURAL ACTIVITIES IN PRESCHOOL ORGANIZATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TYVA). The article examines the specifics of ethnocultural activity in Tuvan preschool organizations, features of the ethnic environment of children in the region, the cognitive development of children through the yurt, the attitude to a yurt among children. The paper discusses forms of work with children to familiarize children with the culture of the people. Equipping a developing subject-spatial environment in a preschool organization contributes to a deep mastery of the foundations of the ethnocultural component. The author pays special attention to the peculiarities of ethnic socialization of children, pointing out that at present in rural areas in kindergartens there are only children of indigenous nationality who speak their native language and here they learn Russian as a foreign language. After the study, the author notes that preschoolers consider themselves to be involved in the traditional way of life, master the accumulated values, and contribute to the preservation of folk traditions.

Key words: ethnocultural activity, yurt, introduction to culture of Tuvan people, cognitive development of child, preschool education.

Б.В. Салчак, канд. пед. наук, ст. преп., Кызылский педагогический институт, Тувинский государственный университет, г. Кызыл,

Е-mail: bailaks@mail.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

В статье рассматриваются особенности этнокультурной деятельности в тувинских дошкольных организациях, особенности этносреды детей в регионе, познавательное развитие детей посредством обращения к юрте, отношение к ней самих детей. Представлены формы работы с детьми по приобщению детей к культуре народа. Обращение к развивающей предметно-пространственной среде в условиях дошкольной организации способствует глубокому овладению основами этнокультурной составляющей. Автор уделяет особое внимание специфике этнической социализации детей, указывая, что в настоящее время в сельской местности только в детских садах дети коренной национальности, говорящие на родном языке, начинают учить русский язык как иностранный. Автор после проведенного исследования отмечает, что дошкольники считают себя причастными к традиционному укладу жизни, осваивают накопленные ценности, что способствует сохранению народных традиций.

Ключевые слова: этнокультурная деятельность, юрта, приобщение к культуре тувинского народа, познавательное развитие ребенка, дошкольное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.