Научная статья на тему 'КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ХАНТЫЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ'

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ХАНТЫЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культуроведческий аспект / хантыйский язык / националь-ная культура / коренные малочисленные народы Севера. / cultural aspect / Khanty language / national culture / indigenous peoples of the North.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минева Ксения Насимовна

Родной (хантыйский) язык представляет собой средство, со-храняющее и транслирующее культуру, историю, народные традиции и преем-ственности поколений коренных малочисленных народов Севера (далее по тексту КМНС). В сохранении сургутского диалекта хантыйского языка КМНС заинтере-совано не только государство, но и современное общество. Актуальность темы за-ключается в том, что на сегодняшний день значимым является проведение грамот-ной и системной работы в средних школах ХМАО-Югры в плане изучения родного (хантыйского) языка посредством культурологического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минева Ксения Насимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL ASPECT OF TEACHING THE KHANTY LANGUAGE AS A MEANS OF LEARNING THE NATIONAL CULTURE

The native (Khanty) language is a means that preserves and translates the culture, history, folk traditions and the continuity of generations of the indigenous peoples of the North (hereinafter referred to as the CMNS). Not only the state, but also modern society is interested in preserving the Surgut dialect of the Khanty language of the KMNS. The relevance of the topic lies in the fact that today it is significant to conduct competent and systematic work in secondary schools of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug in terms of studying the native (Khanty) language through cultural material.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ХАНТЫЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 811.511.142

Минева Ксения Насимовна Minyaeva Ksenia Nasimovna

Студент Student

Нижневартовский государственный университет Nizhnevartovsk State University

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ХАНТЫЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

CULTURAL ASPECT OF TEACHING THE KHANTY LANGUAGE AS A MEANS OF LEARNING THE NATIONAL CULTURE

Аннотация. Родной (хантыйский) язык представляет собой средство, сохраняющее и транслирующее культуру, историю, народные традиции и преемственности поколений коренных малочисленных народов Севера (далее по тексту КМНС). В сохранении сургутского диалекта хантыйского языка КМНС заинтересовано не только государство, но и современное общество. Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день значимым является проведение грамотной и системной работы в средних школах ХМАО-Югры в плане изучения родного (хантыйского) языка посредством культурологического материала.

Abstract: The native (Khanty) language is a means that preserves and translates the culture, history, folk traditions and the continuity of generations of the indigenous peoples of the North (hereinafter referred to as the CMNS). Not only the state, but also modern society is interested in preserving the Surgut dialect of the Khanty language of the KMNS. The relevance of the topic lies in the fact that today it is significant to conduct competent and systematic work in secondary schools of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug in terms of studying the native (Khanty) language through cultural material.

Ключевые слова. культуроведческий аспект, хантыйский язык, национальная культура, коренные малочисленные народы Севера.

Key words: cultural aspect, Khanty language, national culture, indigenous peoples of the North.

XVМеждународная научно-практическая конференция Современное обучение родному языку ассоциируется с культу-роведческим подходом, который доминирует в глобальном масштабе лингводидактики. Культуроведческий подход основывается на положениях об уникальности носителя языка как человека, развитии языковой личности в процессе обучения родному языку.

В настоящее время в сфере образования готовится и осваивается новое поколение ФГОС, напрямую обращающиеся к наличию компетенций как особого подхода в обучении языку. Данную практику в мире считают преобладающей. ФГОС перечислил множество целей обучения, но воспитательная цель остается ведущей, ввиду того, что обучающийся должен ценить родной язык как кладезь исторического и культурного наследия. Указанная проблема имеет множество решений, т.к. соотносится с личностными результатами обучения, а также со сферой эмоциональных и произвольных качеств личности обучающегося.

Родной язык называют зеркалом минувших лет, в котором внимательный исследователь увидит ход истории, становление интеллектуальной мощи нации. Нельзя забыть и о том, что народ верит в то, что ни одна материальная или духовная ценность социума не опередит по значимости родной язык. Для российского общества становится особенно актуальным вопрос о вариантах реабилитации культуры и морали, бездумно трансформированных как в советском прошлом, так и на пути к рыночной экономике. Значит, обучение языку обретает национально-культурное слагаемое, при помощи которого ожидается создать духовно-нравственное пространство в сознании обучающихся, а также ориентировать их на исконные ценности родной культуры, сохранить и укрепить национальную идентичность.

Среди двух тысяч пятисот языков, известных в мире, хантыйский язык не очень распространен, но он обладает всем разнообразием языковых средств, которыми обладает народ ханты. В последние годы возрос интерес к национальным ценностям, художественным традициям

«Инновационные аспекты развития науки и техники» своего народа. Сегодня одна из наиважнейших задач образования - развитие творческих способностей школьников в духе народных традиций.

Последние изменения вызвали острую необходимость в сохранении вековых традиций и культуры КМНС Детям ханты с малых лет необходимо прививать любовь к родному языку, к тому образу жизни, который складывался на территории ХМАО-Югры тысячелетиями. Нельзя почувствовать себя носителем той или иной национальной традиции, не ознакомившись с такими важными обстоятельствами жизни народа, как его происхождение, язык, история, мировоззрение, культура, основная трудовая деятельность, обычаи, обряды.

Проблема сохранения древних традиций, культуры и языка КМНС становится особенно актуальной. Программа «Родной язык» (сургутский диалект хантыйского языка) призвана обогатить знания обучающихся и расширить их кругозор в области культуры и языка народа ханты. Основополагающей и этнообразующей характеристикой народа является его язык, на родном языке мы изучаем культуру людей, а затем передаем их из поколения в поколение.

Культуроведческий аспект обучения хантыйскому языку является средством постижения обучающимися национальной культуры. Данный подход к обучению предполагает знакомство с культурой в самом широком смысле этого слова. Реализация культуроведческого аспекта в обучении хантыйскому языку основана на следующих положениях:

- формирование имиджа родного языка как духовной ценности, национального достояния ханты;

- широкое и разнообразное использование материала по истории родного языка, фразеологии, этимологии [1, с. 15];

- знакомство с основами речевого этикета и формирование соответствующих навыков в связи с изучением конкретных тем занятий;

XVМеждународная научно-практическая конференция

- создание широкого культурного фона путем включения разнообразных экстралингвистических материалов о народных промыслах, исторических событиях и личностях великого народа, о современной социальной рекламе и т. д.;

- широкое использование художественных произведений [2,

с.26].

К основным целям и задачам обучения хантыйскому языку в 5-9 классах, как средству постижения обучающимися национальной культуры, относим:

- повышение статуса и популяризация хантыйского языка среди участников образовательного процесса;

- воспитание патриотизма, уважение к природному и культурному наследию своей Родины.

Необходимо приобщать обучающихся и родителей к традиционной культуре КМНС, а также способствовать успешной социализации и адаптации школьников к обществу [3].

Изучение языка и культуры должно сочетать в себе элементы цивилизации с языковыми явлениями, которые служат не только средством общения, но и способом приобщения обучающихся к новой реальности. Использование различных форм работы с культурным материалом позволяет разнообразить содержание программы, повысить интерес к языку и, как следствие, мотивацию к познанию, что активизирует языковую, творческую и исследовательскую деятельность обучающихся [4, с.501].

Культуроведческий аспект обучения представляет собой специальную систему, объединяющую и интегрирующую знания по отдельным предметам в единое целое, на основе которой у обучающихся средней школы формируется целостное восприятие национального мира. При изучении общей темы необходимо показать, как один и тот же образ окружающего мира может быть раскрыт с помощью слова,

«Инновационные аспекты развития науки и техники» звука, цвета, предмета и т.п. В этом случае индивидуальные знания, полученные на занятиях, будут добавлены к «рамочной презентации», что будет способствовать созданию реальной системы знаний и правильному пониманию хантыйской культуры. Считаем, что культуроведче-ский аспект обучения положительно сказывается на становлении личности в готовности действовать и учиться самостоятельно, быть активным в познавательной деятельности, расширить круг интересов.

Планируя интегрированный урок в культуроведческом аспекте, филологу необходимо учитывать материалы смежных или отдаленных предметов, объединенных вокруг единой центрирующей темы. В настоящее время проект интегрированного урока в культуроведческом аспекте разрабатывают на основе интегративно-тематического подхода, предложенного методистом Г.Ф. Федорец [5]. Уникальность предложенной позиции состоит в том, что урок выходит за рамки традиционного учебного процесса, обретает автономию в именовании темы раздела учебной программы, включенной в преподаваемый школьникам предмет.

Культура народа ханты раскрывает все грани и богатства родного языка, побуждает говорить, а значит, сближает лингвистическую теорию с речевой практикой. Построение интегрированного урока в куль-туроведческом аспекте способствует формированию языковой и куль-туроведческой компетенций у обучающихся.

В рамках указанного культуроведческого аспекта для преподавания хантыйского языка в средней школе предлагаем следующие темы:

- моя родословная;

- семейное наследие или история чего-либо;

- важные события моей семьи;

- рассказ фото;

- история села (об организации);

- история моего дома (любого традиционного здания);

XVМеждународная научно-практическая конференция

- знаменательные события семьи, села, села;

- мои родственники, внесшие вклад в развитие региона.

В процессе работы у обучающихся формируются организаци-онно-деятельностные качества, такие как, умение понимать цели и задачи учебной и исследовательской деятельности, а также умение определять цель и организовывать ее достижение [6].

Программа обучения хантыйскому языку, реализуемая в свете культуроведческого аспекта, способствует воспитанию школьника как личности, активной и преданной большой и малой Родине. Для словесника важность подхода состоит в том, что уроки хантыйского языка становятся пространством, в котором обучающиеся увидят роль родного языка как собирающего разрозненные общины и роды в этнос со стойким национальным духом. Только язык поможет сохранить и приумножить культурное наследие, традиции древности, а также социально-идентичные условия, взращенные языковым сообществом предков ханты.

Библиографический список:

1. Белькова А.Е. Специфика синонимии как проявление номинативного варьирования в югорской поэзии: на материале творчества Владимира Алексеевича Мазина // Вестник угроведения. 2018. Т. 8. № 1. С. 15-21.

2. Белькова А.Е. Лексическая актуализация разговорного стиля в структуре повествования югорского прозаика Н.И. Коняева // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 1. С. 26-33.

3. Проект «Гордость народа - родной язык». Антропова Светлана Леонидовна, Куклина Маргарита Павловна.URL:https://iro86.ru/images/ DocumeпtsЮther/docs/2_Проект_Гордость_народа_-_родной_язык_Ва-рьеганская_ОСШ.pdf (дата обращения: 16.10.2021).

4. Белькова А.Е. Языковые средства выразительности в повести Е.Д.Айпина «У гаснущего очага» // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Всероссийская научно-практическая конференция. Нижневартовск, 2021. С. 500-504.

5. Федорец, Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л., 1983. - 67 с.

6. Проект «От краеведения - к знанию хантыйского языка». Хан-дыбина О.В. URL: https://iш86.ru/images/DocumeпtsЮther/docs/4_Про-ект_От_краеведения_-_к_знанию_хантыйского_языка_Тегин-ская_СОШ.pdf (дата обращения: 13.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.