ТРИ «М»:
Е.А. Подольская
Т.В. Подольская
МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД
Культуротворческие функции высшей школы: дискурсивно-символический контекст
В статье выявляются культуротворческие функции современной высшей школы, специфика социализации молодежи в рамках вуза в дискурсивно-символическом контексте. Исследуются социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации с учетом представлений студентов об успешности жизненных стратегий.
Ключевые слова: дискурсивно-символический кон-
текст, идентификация, импринтинг, культуротворческие функции, механизмы социализации, рефлексия, социализация, успешность жизненных стратегий, ценности.
В общем процессе становления современной личности в значительной степени возросла роль завершающего этапа образования как основной стадии специализации (профессионализации). Именно в рамках высшей школы задается «старт» деятельности, осваиваются социальные функции и роли с учетом нового дискурсивно-символического контекста. С одной стороны, растет число молодых людей, которые считают учебу в вузе обязательным и наиболее значимым этапом своей жизни, а с другой — растут требования не только к профессиональной подготовке, но и к личностным качествам, способным обеспечивать успешность адаптации и возможность самореализации человека в быстро меняющемся мире. В связи с этим актуализируется потребность в анализе символического контекста социализации молодого человека в рамках вуза и обобщении представлений студентов об успешности осуществления жизненных стратегий.
Если в целом социализация представляет собой процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, которые позволяют ему функционировать в роли полноправного члена общества, то в условиях высшей школы она имеет ряд специфических черт: во-первых, она осуществляется в определенной социокультурной среде вуза, которая существенно влияет на личность студента; во© Подольская Е.А., Подольская Т.В., 2011
вторых, социализация представляет собой процесс приобретения личного опыта через разные роли, которые придется играть студенту в период учебы; в-третьих, социализация основывается на получении знаний и усвоении тех моральных и правовых норм, которые культивируются в вузе и соответствуют определенным правилам функционирования политической и правовой системы [2, с. 241—242].
При этом процесс социализации имеет свои механизмы, которые влияют на его реализацию. Первая группа механизмов социализации как отдельной личности, так молодежи в целом — социально-психологические [1, с. 61]. К таким механизмам относятся: 1) импринтинг — фиксирование на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей влияния жизненно важных объектов, с которыми сталкивается молодой человек; 2) наследование — один из путей произвольного, а чаще непроизвольного усвоения социального опыта; 3) экзистенциальный натиск — овладение языком и подсознательное усвоение норм социального поведения; 4) идентификация — процесс подсознательного отождествления себя с другим человеком, группой, «образцом»; 5) рефлексия — внутренний мир, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отбрасывает ценности, присущие разным социальным институтам (обществу, семье, группе сверстников и т. п.).
Вторую группу механизмов социализации, которая в большей степени касается социально-воспитательного процесса, составляют социальнопедагогические, к которым относятся: 1) институциональный — процесс взаимодействия человека с институтами общества и разными организациями; 2) традиционный — усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для ближайшего окружения; 3) стилизованный — действия в пределах определенной субкультуры; 4) межличностный — процесс взаимодействия с субъективно значимыми лицами.
Институциональный способ реализуется через систему общественного воспитания: учебно-воспитательные заведения, социокультурная среда, средства массовой информации и т. п. В частности, в рамках вуза формируется определенное мировоззрение молодого человека относительно образа жизни, стиля, типов поведения и т. п. Традиционный способ как механизм социализации представляет собой усвоение молодым человеком ценностей, эталонов поведения, взглядов, характерных для его окружения: семьи, родственников, близких людей и т. п. Во время учебы в вузе ближайшим окружением становятся и преподаватели, которые играют на данном этапе развития личности не последнюю, а то и решающую роль. Стилизованный способ является механизмом формирования личности, появляющимся с развитием молодежной субкультуры, которая внешне проявляется в нормах поведения и общения, в языке, во внешнем виде и взаимоотношениях, в некоторых признаках стиля поведения, в способах проведения досуга. Совокупность всех этих особенностей существенно влияет на стиль жизни личности в целом. Для молодежной субкультуры характерны также
принадлежность к определенной эстетической культуре, иерархия ценностей относительно определенного образа жизни, мода. В последнее время группы сверстников стали одним из самых решающих механизмов социализации подрастающего поколения. Следовательно, студенчество, можно рассматривать как специфическую субкультуру, где существуют все признаки и особенности этого феномена [3; 4].
Межличностный способ социализации — механизм, который влияет на формирование личности в процессе общения с субъективно значимыми для него лицами. Поскольку молодые люди вообще отличаются своеобразным «молодежным синдромом мышления», которое характеризуется максимализмом и нетерпимостью, важно исследовать их идеалы, отображающие уровень морального развития личности, общественной группы, характеризующие их помыслы и направленность жизненных планов. При этом необходимо совместить символы социокультурной среды, на которые ориентируются современные студенты, и их дискурсивные практики, то есть способы объяснения их значимости и использования в построении своих жизненных стратегий и решении ситуационных задач.
Важным аспектом понимания ценностей, лежащих в основе культуры молодежи, имеют ее представления об успешном человеке современности. Это связано с тем, что образ успешного человека является определенным индикатором жизненных устремлений молодого поколения, символом наивысшей самореализации. С целью изучения основных символов ценностного сознания современного студенчества мы провели анкетирование студентов харьковских вузов (п = 480) и две фокус-группы (п = 36) со студентами Народной украинской академии [3]. По результатам исследований нам удалось выделить шесть значимых критериев того, каким видит молодежь успешного человека современности:
1. Внешний вид. 60 % респондентов выделяют в качестве необходимых черт успешного человека опрятность, аккуратность, стильность.
2. Образование. 90% опрошенных считают, что образование должно быть высшим, ведь именно оно формирует целенаправленность, уверенность в себе, коммуникабельность, трудолюбие и профессионализм.
3. Место работы. Больше половины респондентов считает, что место работы не суть важно, но должность обязательно должна быть управленческой.
4. Прибыль. 90% опрошенных оценивают прибыль успешного человека как высокую. Результаты исследования свидетельствуют о наличии в молодежной среде ориентации на прагматичный успех, то есть стремление обеспечить нормальное социальное положение за счет материального благополучия (независимо от того, какой вид профессиональной деятельности приносит благосостояние). Сегодня успех ассоциируется не столько с профессиональной самореализацией, сколько с предприимчивостью, предпринимательством. На наш взгляд, в современном обществе замещение ценностей
профессионального труда материальными ценностями является полностью закономерным процессом и может рассматриваться как реакция на нестабильность жизни. В противовес обвинениям молодежи в бездуховности, инфантилизме, социальной незрелости, мы считаем, что стремление к материальному благополучию отображает не только и не столько потребительские запросы молодых людей, сколько потребности в самосохранении и выживании. Мы считаем, что прагматичная ориентация на успех не должна расцениваться как достижение цели любыми способами в ущерб нормам морали. По результатам нашего исследования, такие качества как наглость, хитрость, эгоизм рассматриваются молодежью как в наименьшей степени необходимые качества для достижения успеха в современном украинском обществе.
5. Семья. 90% опрошенных уверенно заявили, что у успешного человека должна быть семья, дети. Успех в жизни с наличием семьи связывают 62% школьников, 60% студентов, 81% работающей молодежи. Результаты глубинного интервью показали, что в сознании молодых людей семья имеет такие черты, как крепкая, дружная, хорошая, понимающая, счастливая, гармоничная.
6. Увлечения. Для 50% респондентов основным увлечением является спорт, а 32% имеют разносторонние увлечения.
Следовательно, образ успешного человека современности — это своего рода «эталон» достижений молодых людей. Молодежь ориентируется на социальные критерии успеха, чтобы не быть изолированным от социума, быть признанным в нем.
Материалы фокусированных групповых интервью свидетельствуют о том, что 9 из 10 молодых людей хотели бы быть похожими в своих достижениях на политиков и бизнесменов. Основными причинами выбора этих людей в качестве своих кумиров, по мнению молодежи, выступают, с одной стороны, их самоутверждение в группе, с другой — возможность владеть какими-то атрибутами престижа (модная одежда, модные аксессуары — от часов до автомобилей). Вместе с тем результаты анкетного опроса показывают, что со звездами кино, театра себя идентифицирует менее 15% опрошенных, с научными деятелями — не более 14%, со звездами эстрады — до 9%.
В перечне наиболее актуальных проблем у молодежи на первое место выходят проблемы образования (70%), что обусловлено их статусом (студенты-первокурсники), на второй позиции по значимости находятся медицинские проблемы (57%), на третьем месте — проблемы, связанные с оплатой труда (50%). Средние позиции занимают вопросы безработицы (43%), повышения культурного уровня (23%). Менее значимыми для опрошенных выступают проблемы социальной защищенности (17%), будущего страны (10%), ухудшения воспитательного процесса (10%). Практически не значимыми являются проблемы политической ориентации страны, повышения уровня рождаемости (7%), ослабления авторитета государства (3%), эмиграции профессиональных специалистов.
Для студентов пятого курса наиболее значимыми оказались вопросы оплаты труда (80%), что связано с окончанием вузов и необходимостью трудоустройства. На втором месте по значимости находятся медицинские проблемы (53%). 40% респондентов волнует такое явление, как безработица. Для трети опрошенных актуальными остаются проблемы, касающиеся будущего страны и социальной защищенности. Менее значимыми являются вопросы эмиграции профессиональных специалистов (13%), образования (10%), повышения культурного уровня (10%), политической ориентации государства. Практически не значимыми выявились проблемы ухудшения воспитательного процесса (3%) и ослабления авторитета государства (3%).
Анализируя ценностный блок, можно отметить, что практически все из предложенных респондентам ценностей вошли в категорию очень значимых и значимых. Выстраивается следующая иерархия ценностей студентов первого курса — на первом месте находится взаимопонимание в семье, на втором месте — материальное благополучие в будущем, дальше идут успехи в учебе, материальное положение семьи, карьера, признание в кругу друзей. На средней ступени иерархии находятся такие ценности, как независимость в действиях, хорошие отношения с окружающими людьми. Завершают иерархию ценностных предпочтений интересные развлечения, для 6% респондентов они не имеют ценности вообще [3, с. 112—114].
Таким образом, полученные результаты позволяют представить дискурсивно-символический контекст социализации молодых людей в рамках вуза и подтверждают, что от того, какой ценностный фундамент будет заложен в сознании отдельного молодого человека, какие социальные и профессиональные ориентиры представит перед молодым человеком социальная среда (родители, система образования, СМИ) и сможет ли сам молодой человек избрать для себя самое ценное, зависит успешность его деятельности и, в конечном итоге, успешность жизненного пути.
Литература:
1. Аронов А.А. Творчество в контексте социализации личности / А.А. Аронов // Вестник МГКИ. — №2. — 2004. — С. 56—61.
2. Глоссарий современного образования / Нар. укр. акад.; Под общ. ред. Е.Ю. Усик; [Сост.: Астахова В.И. и др.]. — Х.: Изд-во НУА, 2007. — С. 523.
3. Выпускник вуза в современном социокультурном пространстве: Монография /под общ. ред. Е.А. Подольской — Харьков: Изд-во «НУА», 2010.
4. Мачуліна І.І. Соціально-реконструкціоністський підхід до розвитку компе-тенцій спеціаліста у вищій школі / І.І. Мачуліна // Вісник Одеського національного університету. Зб. наук. праць. — Том 12. — Вип. 6. — «Соціологія і політичні науки». — 2007. — С. 284—290.