УДК 301 ББК 60.550.55
Л.Г. Гуслякова
г. Барнаул М.Б. Лига
г. Чита
Культуроцентричность как основа модернизации современного образования
Реформирование и совершенствование системы образования и науки являются определяющим фактором решения большинства проблем в условиях глобализации современного общества. Меняется парадигма образования, которую характеризует не только высокое качество профессионального образования, но и новая философия образования как фундамент гражданского общества. В научной литературе выделяются различные парадигмы образования, которые лежат в основе различных концепций образования: «знаниево-ориентированная»,
«личностно-ориентированная», «компетент-ностная», «культуроцентричная» и др.
L.G. Gusljakova
Barnaul
M.B.league
Chita
Culture-centered approach as a basis for modernization of present day education
The fact that both education and science are being reformed nowadays serves a determinative factor for the solution of numerous problems under the globalization of modern society. The paradigm of education is being changed, a new philosophy of education is a basis of civil society formation. Modern education science operates different education paradigms which underlie different education conceptions: "knowledge-oriented”,
"personality-oriented”, "competence-based” and "culture-centered" conceptions are just a few of them.
Реформирование и совершенствование системы образования и науки являются определяющим фактором решения большинства проблем в условиях глобализации современного общества. Меняется парадигма образования,
которую характеризует не только высокое качество профессионального образования, но и новая философия образования как фундамент гражданского общества. В научной литературе выделяются различные парадигмы образования, которые лежат в основе различных концепций образования: «знаниево-ориентированная»,
«личностно-ориентированная», «компетент-ностная», «культуроцентричная» и др.
Главной задачей XXI в. является, несомненно, улучшение качества жизни, в том числе и качества образования, определяющего условия развития личности. Неслучайно ЮНЕСКО и ООН в конце XX — начале XXI вв. определили качество жизни и качество образования как главные ориентиры своей деятельности. Именно поэтому реформирование и совершенствование системы образования и науки являются определяющим фактором решения большинства проблем в условиях глобализации современного общества. Меняется парадигма образования, которую характеризует не только высокое качество профессионального образования, но и новая философия образования как фундамент гражданского общества.
Образование вошло в число основных государственных приоритетов многих стран мира. В условиях современного общества происходит смена приоритетов образования: от вооружения знаниями к формированию творческой способности как фундаментальной основы существования человека и общества; от обучения к образованию личности, формированию личности с современным социальным мышлением. Большинство стран сегодня приступило к радикальным изменениям в сфере образования, стремясь создать гибкую мобильную систему высшего образования, отвечающую новым требованиям в условиях глобальной конкуренции. При этом главной цели — повышения адаптационного потенциала вузов и программ подготовки — планируется достичь через реформу академической и организационной структуры, через обновление инфраструктуры, методов и технологий обучения, через совершенствование педагогического процесса, улучшение качества преподавательского состава. Осуществление реформ в ведущих странах мира стимулировало международное сотрудничество в сфере образования и его универсализацию. Заметно возросла академическая мобильность студентов, преподавателей, менеджеров образования и научных сотрудников.
Процесс интернационализации проявляется в разработке общих стратегий и принципов развития высшего образования. Подобные тенденции отчетливо проявляются в образователь-
ной политике ЮНЕСКО, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Европейского Союза, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). ЮНЕСКО инициирует разработку рекомендаций по развитию процессов интернационализации, созданию нормативной основы международного сотрудничества в сфере высшего образования. Базой для этих процессов становится наличие универсальных норм академической свободы и демократии и приобретающие все большее нормативное значение для национальных образовательных систем международные конвенции, всемирные декларации, принимаемые ЮНЕСКО и Советом Европы. Постепенно вырабатываются общие «правила игры» в образовательных системах. Основополагающим документом, определяющим стратегию этого процесса, является Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», которую ЮНЕСКО обнародовало в Лиссабоне в апреле 1997 г.
Ключевым вопросом создания европейского пространства высшего образования выступает качество. Предполагается создание на вузовском, национальном и общеевропейском уровнях взаимопризнанных систем обеспечения качества образования, учитывающих многообразие стран и особенности национальных систем высшего образования. Структура высшего и послевузовского образования в развитых странах мира становится все более унифицированной. Эта унификация обусловлена прежде всего пониманием того, что процесс образования является непрерывным и что каждая последующая ступень готовится образовательным уровнем предыдущей ступени.
Но модернизируя национальное высшее образование, следует учитывать сложившиеся традиции, особенности и потребности развития национальной модели образования, что предполагает сохранение национальных традиций и обычаев, особенностей исторического развития государства. В условиях вступления в Болонский процесс Россия оказалась перед выбором модели образования, определения его целей и задач. Актуальным стал вопрос и о том, какого человека должно сформировать и подготовить современное образование: человека знания или человека культуры? Среди задач, стоящих перед современным образованием можно выделить несколько групп.
Первая группа задач связана с выявлением и разрешением противоречия между существующей системой профессиональной подготовки и потребностями общества в специалистах раз-
личного типа. Эволюция ценностей образования и в то же время отношение к нему как ценности в главном обусловлены развитием потребностей и интересов социальных субъектов, общества в целом. На этой основе образование формируется как общественная система социальных отношений субъектов общественной жизни, обладающих определенными жизненными силами и пространством жизнеосу-ществления. Но надо учитывать, что системы образования в целом, а социального в особенности неразрывно связаны с той социальноэкономической формацией, в рамках которой они сформировались и существуют. Развитие образования в российском обществе определяется не только новым радикальным социальным переустройством, ломающим вновь ход эволюционного развития страны, ее народа, но и сложностью встающих перед человечеством дилемм в определении стратегии развития, выживания, сохранения культуры гуманистических перспектив на XXI в.
Вторая группа задач связана с выявлением особенности национальной, региональной ментальности и системы ценностей. Это обусловлено тем, что образование, отражая процессы, происходящие в обществе, неразрывно связано с существующей в обществе культурой. Каждому типу культуры соответствует определенный тип образования.
Динамично развивающаяся действительность предполагает изменение мировоззрения личности. Отличительной чертой личности нового типа в современном обществе становится неустойчивость, нестабильность мировоззренческих установок. Человек оказывается в ситуации постоянного выбора своего поведения, жизненной стратегии. Современный человек часто не может оценивать ситуации по принципу «хорошо плохо», так как социальный выбор у него чрезвычайно широк. В то же время отсутствует строго определенная направленность этого выбора. В этой ситуации большое значение приобретают ценностные, нормативные установки, которые играют роль стабилизирующих сил. В связи с этим образование должно включать в себя не только усвоение знаний, но и формирование ценностей.
Третья группа задач связана с несоответствием образования социально-экономическому и политическому развитию. Примером может служить ситуация, возникшая в России в условиях перехода от плановой экономики и авторитарной политической системы к рыночной экономике и демократическому государству. Реформы образования в 1990 — 2000 гг. проводились в условиях развала экономики и вла-
сти внутри страны, сильного отставания от западной цивилизации (объективные процессы); поиска самобытности, своего предназначения; колебания в определении ценностей (духовная культура); распада научных школ, «утечки мозгов», ухода интеллигенции в бизнес и т.п.
Многогранность и сложность воздействия образования на общество и индивидуумов находят отражение в качестве жизни. Личность сможет достичь достойного качества жизни только на основе непрерывного образования, поддержания определенного уровня интеллектуальной инициативы, социального интеллекта, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в данный период. К числу других качеств личности, позволяющих ей добиться достойного качества жизни, можно отнести высокий уровень интеллектуальной готовности к самообучению, самообразованию, саморазвитию, профессиональной переквалификации. Образование, как специфический социальный институт, взаимодействует с основными сферами общества: экономической, социальной, политической, духовной — участвующими в создании условий для обеспечения достойного качества жизни.
Качество жизни определяет качество образования, его приоритеты, основные направления развития; в свою очередь образование детерминирует качество жизни через такие его составляющие, как уровень экономического развития, качество здравоохранения, качество культуры, социальную политику. Высокий уровень качества образования способствует формированию такого качества жизни, которое создает условия для формирования новых потребностей и ценностей. Для обеспечения достойного качества жизни личность должна получить от образования высокий уровень воспитания, культуры, развитые личностные качества (организаторские способности, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за свои действия), необходимые для жизни в постоянно изменяющемся мире; высокий уровень профессионализма (кругозор, уровень интеллекта), позволяющий решать творческие задачи в различных отраслях деятельности. Рост уровня и качества образования будет способствовать улучшению социальноэкономического положения страны и достижению достойного качества жизни.
Четвертая группа задач связана с реализацией социальных гарантий и обязательств государства по отношению к своим гражданам, а также формированию у личности ответственности, гражданской позиции. В связи с этим повышается значимость социального воспитания,
трансформирующегося в связи с изменением условий жизнедеятельности населения. Это особенно важно для современного российского общества, которое переживает период ломки старых ценностей и становления новых. Причем само российское государство изменило систему социальных ценностей, именно оно провозгласило идеологию самозащиты любыми средствами, демонтировало систему учреждений, осуществляющих социальное воспитание; отрицательную роль играют СМИ, пропагандирующие насилие, западные ценности, фальсифицирующие историю России, критикующие национальные традиции.
Пятая группа задач связана с изменением функций образования. С одной стороны, целью образования является подготовка специалистов-профессионалов для различных отраслей экономики. С другой — важным становится повышение образовательного уровня широких слоев населения, которые стремятся с помощью образования изменить свой социальный статус, улучшить качество жизни. В этих условиях возникает противоречие между такими функциями образования, как профессиональная компетентность и социокультурная подготовка.
В современном обществе снижается значение функции образования, заключающейся в передаче знаний от поколения к поколению. Эта функция действенна только в стабильном обществе, которое изменяется очень медленно в течение длительного времени. В современных условиях образованию предъявляются претензии в том, что оно «является архаичным и одновременно выступает силой вдалбливания господствующих норм».
В обществе, существующем в условиях постоянного развития, растущей дезорганизации социальной жизни, возрастает значение функции обучения навыкам преобразующей деятельности индивида, направленной на изменение своей собственной жизни и социального пространства, в котором он существует. Образование выполняет функцию адаптации личности к профессиональным и социальным изменениям.
Шестая группа задач связана с выделением основных направлений изменения качества жизни под воздействием изменения системы образования. Включение знания и информации в основной источник стоимости, ведущий фактор общественного воспроизводства, в оценку экономического роста радикально изменило место образования в общественной жизни и потребовало большего внимания со стороны государства. Перед правительствами многих стран
возник вопрос, какой сфере отдать приоритеты: экономике или образованию?
В научной литературе выделяются различные концепции образования. Среди них: знаниево-ориентированная, личностно-
ориенти-рованная, компетентностная, культу-роцентричная и др.
Знаниево-ориентированная концепция сводит содержание образования к приобщению учащихся к основам наук и культуре. Представители этого направления абсолютизируют роль знаний в жизни современного общества и считают, что обладание знаниями открывает широкие возможности для развития науки и техники, а научно-технические достижения автоматически приведут к улучшению качества жизни. В рамках этой концепции образование понимается как обучение, простое усвоение знаний [7].
Личностно-ориентированная концепция направлена на индивидуальную самореализацию человека, на развитие его личностных качеств в процессе освоения знаний. Представители этой концепции рассматривают человека как субъекта познания, основной упор делается на развитие внутреннего потенциала личности. В личностно-ориенти-рованной концепции акцент делается на развитие индивидуальных способностей, формирование умений, обеспечивающих личности выход за рамки заданных ориентиров, но эти умения относятся только к области знаний и способам их получения. Знания выступают как основная ценность, которая определяет социальный статус личности, ее успех в профессиональной сфере и качество жизни.
Компетентностная концепция направлена на развитие умений личности самостоятельно решать различные проблемы в профессиональной и личностной сферах. В соответствии с этим представители этой концепции считают, что в содержание образования необходимо включать адаптированный социальный опыт как общества, так и самой личности для решения познавательных, мировоззренческих и нравственных задач. Компетентностный подход к образованию акцентирует внимание на формировании и развитии умений, способностей решать новые проблемы, находить более эффективные способы их решения на основе уже имеющихся знаний, а уровень образования и его качество детерминируются умениями и способностями личности, позволяющими ей адаптироваться в изменяющихся условиях [4].
Культуроцентрично-ориентированная концепция понимает образование как совместный процесс познания окружающей действитель-
ности, осуществляемый учителем и учеником. В деятельности учителя происходит трансформация его функций передачи знаний. Он становится как бы «помощником» ученика в процессе поиска новых знаний. В свою очередь, учащийся ориентируется не на получение готовых знаний и их заучивание, а на самостоятельное добывание и усвоение знаний в процессе творческой, поисковой деятельности. Он выступает в качестве субъекта образовательной деятельности. Целью образования в этом случае становится формирование творчески активной личности, обладающей определенной суммой знаний, совокупностью умений и навыков, позволяющих ей не только адаптироваться к динамично развивающимся структурам, но и изменять их. В соответствии с этим основной функцией образования становится не просто подготовка к жизни, как это рассматривалось в других концепциях (знаниевой, личностноориентированной и компетентностной), а непосредственное включение личности в социальный процесс (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.В. Кульневич, А.Ф. Малышевский, А.И. Субетто) [1—3; 5].
Культуроцентричность выступает, во-первых, формой трансляции социокультурного опыта для новых поколений; во-вторых, основой формирования «культуротворческого» мировоззрения, которое должно быть мыслящим, оптимистичным, этически обоснованным, действенным [8].
Парадигма образования, основанная на культуроцентричности, позволяет полнее раскрыться жизненному потенциалу личности. Но образование только в том случае будет способствовать достижению достойного качества жизни, если его определяющим принципом будет культуроцентричность. Актуальность ориентации образования на культуроцентричность связана с тем, что:
— образование черпает свое содержание из культуры и научных знаний;
— культура воспроизводит ценностнозначимые для общества нормы, задает и поддерживает образцы человеческой деятельности;
— определяет принципы вхождения личности в данное общество.
Данная парадигма учитывает опыт человечества в освоении природного, социального и культурного миров. Она созвучна с идеями, концепциями человека Н.А. Бердяева, Л.О. Лос-ского, П.А. Флоренского, где человек предстает как эпицентр культуры.
По мнению А.И. Субетто, под культуроцен-тричностью образования следует понимать механизм воспроизводства общественного ин-
теллекта и его основных составляющих (науки, культуры и образования); способ трансляции социокультурного опыта из поколения в поколение в общественно организованных формах — социогенетический механизм развития; духовное, образовательно-педагогическое воспроизводство человека; общественный институт социального наследования культуры, искусства, науки, ценностей, нравственности, духовности, национально-этнического архетипа, стандартов образованности, знаний.
В нашем понимании культуроцентричность выступает как обращенность к изучению культурных оснований жизнедеятельности личности (норм, ценностей, смыслов, типов поведения, традиций, идеалов), определяющих ее развитие в рамках существующей социокультурной действительности. Целью новой парадигмы образования, связанной с ценностным отношением к человеку, является формирование стремления к самореализации, саморазвитию, саморегуляции.
В условиях современной социокультурной ситуации только обеспечение культуроцен-тричности образования является условием формирования творческой личности, а также основой фундаментализации и технологизации подготовки кадров для всех сфер жизнедеятельности общества.
Смена ценностных приоритетов общественного развития, изменение условий и способов деятельности, использование новых источников и ресурсов (интеллектуальные технологии, знание), обеспечивающих социальное благополучие, усиливают значимость образования в современном мире. Переход от техногенной цивилизации к цивилизации качества жизни требует человека совершенно с другим набором человеческих качеств. Обществу нужны люди, способные осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях, оказывать влияние на ситуацию, изменять, корректировать ее состояние и развитие, не привязанные к определенной специальности. Только человек, обладающий свободной интеллектуальной жизнью, знающий ценности культуры, способен на создание нового социального опыта, научных теорий и концепций.
Принцип культуроцентричности образования современного общества позволяет субъекту разработать и успешно осуществлять программы собственной жизнедеятельности, формировать механизмы, методы их достиже-
ния. Образование, ориентированное на культу-роцентричность, не только открывает широкие возможности для изучения духовного наследия, но и формирует вектор интересов, потребностей и мировосприятие личности.
Образовательное неравенство приводит к появлению различных типов учебных заведений, в которых по-разному осуществляются процессы адаптации и социализации. Некоторые авторы считают, что расширение сферы образования связано не столько с возрастающей потребностью общества в высококвалифицированных кадрах, сколько со стремлением различных статусных групп сохранить свое положение в обществе, богатство, власть, престиж, поддерживая «своих людей» и создавая препятствия для «посторонних»; т.е. система образования служит закреплению экономического неравенства, а между образованием и классовой системой существует соответствие [6, с. 433].
Механизм взаимосвязи образования и качества жизни заключается в том, что образование, социализируя личность, развивая ее креативность, высокий уровень коммуникативных способностей, социальных компетенций, толерантности, выступает фактором, обеспечивающим тот или иной уровень качества жизни.
Таким образом, образование только в том случае будет способствовать достижению достойного качества жизни, если его определяющим принципом будет культуро-центричность. Принцип культуроцентрич-ности образования современного общества позволяет субъекту разработать и успешно осуществлять программы собственной жизнедеятельности, формировать механизмы, методы их достижения. Образование, ориентированное на культуроцентричность, не только открывает широкие возможности для изучения духовного наследия, но и формирует вектор интересов, потребностей и мировосприятие личности. Культуроцентричность
— это та основа, вокруг которой формируется профессиональная компетентность, позволяющая человеку изменить свой социальный статус, достичь достойного качества жизни. Культуроцентричность образования будет содействовать развитию социального мышления, реализации творческого потенциала личности. Все это обусловливает необходимость расширения инвестиций в сферу образования, что, несомненно, будет способствовать повышению качества жизни.
Библиографический список
1. Библер, В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы [Текст] / В.С. Библер // Психологическая наука и образование. — 1996. — №
4. - С. 66-73.
2. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. — Ростов н/Д, 1999. — 560 с.
3. Григорьев, С.И. Культуроцентрич-ность университетского образования (стратегические направления модернизации социального образования в системе «школа-вуз» современной России) [Текст]: монография / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова. — Барнаул, 2004. — 146 с.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст]: монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. — СПб., 2004. — 392 с.
5. Малышевский, А.Ф. Мир человека [Текст]: пособие для учителя А.Ф. Малышевский. — М., 1992. — 192 с.
6. Смелзер, Н. Социология [Текст] / Н. Смелзер / пер. с англ. — М., 1994. — 688 с.
7. Хуторской, А.В. Методика личностноориентированного обучения. Как обучить всех по-разному? [Текст] / А.В. Хуторской. — М., 2005. — 383 с.
8. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью [Текст] / А. Швейцер. — М., 1992. —576 с.