Научная статья на тему 'Культурология войны'

Культурология войны Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
837
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / АНТРОПОЛОГИЯ / ВОЙНА / КУЛЬТУРНЫЕ СИСТЕМЫ / SOCIAL SCIENCES / CULTURAL STUDIES / ANTHROPOLOGY / WAR / CULTURAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Марков Виктор Иванович

В статье рассматривается проблема возможности и необходимости формирования нового интегративного направления исследований культурологии войны, синтезирующего данные различных эмпирических источников и наук в категориях культурологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL STUDIES OF WAR

The article is devoted to the possibility and necessity of forming of the new integrative research orientation cultural studies of war, which can unite information from different sources and sciences within the categories of cultural studies.

Текст научной работы на тему «Культурология войны»

УДК 008

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ВОЙНЫ

В. И. Марков

CULTURAL STUDIES OF WAR V. I. Markov

В статье рассматривается проблема возможности и необходимости формирования нового интегративного направления исследований - культурологии войны, синтезирующего данные различных эмпирических источников и наук в категориях культурологической науки.

The article is devoted to the possibility and necessity of forming of the new integrative research orientation -cultural studies of war, which can unite information from different sources and sciences within the categories of cultural studies.

Ключевые слова: социальные науки, культурология, антропология, война, культурные системы.

Keywords: social sciences, cultural studies, anthropology, war, cultural systems.

Основная задача данной статьи - обосновать актуальность, теоретическую и практическую необходимость развития оригинального направления теоретических и прикладных исследований -культурологии войны.

Автор прекрасно понимает, что сам термин звучит достаточно непривычно, особенно для сознания рафинированных интеллигентов, для которых слова «культура» и «война» чуть ли не взаимоисключающие противоположности. На это можно возразить, что в культурологии деление на культуру и некуль-туру стало уже давно анахронизмом. А война, хотим мы этого или нет, до наших дней является одним из основных атрибутов человеческого существования и весьма значимым проявлением человеческой активности. К тому же данный термин вполне согласуется с уже общепринятыми типа «социология труда», «социология семьи» и т. д. Другой, в принципе допустимый вариант - «военная культурология», звучал бы, на наш взгляд не совсем точно. Он, скорее, допускал бы толкования, связанные с использованием культурологического знания в интересах военной науки и военной практики, в подчинении им. Мы же имеем в виду совсем другое - исследование всех аспектов военной практики человечества в категориальных рамках именно культурологической науки.

Но тогда, прежде чем перейти к подробной аргументации основной проблемы, необходимо остановиться на кратком изложении понимания самой культурологии, ибо, как известно, таких толкований бесчисленное множество. Достаточно развернутая авторская концепция на этот счет изложена в ряде выступлений на различных конференциях. С ней можно ознакомиться также по статье, опубликованной недавно в «Вестнике Челябинской государственной академии культуры и искусств» [1]. Поэтому вкратце отметим лишь, что ее возникновение порождено практически выявленным разнообразием культурных систем, их резко отличной реакцией на схожие исторические условия. Существовавшие же тогда науки или рассуждали о некоей культуре «вообще», или же описывали детали культурной жизни разных народов и эпох. Нужны же были исследования, дававшие целостные картины каждого куль-

турного мира в таких категориях, как национальный характер, стиль или способ деятельности, национальная миссия, идея, мировосприятие и т. д. То есть в категориях, являющихся, на наш взгляд, предельными по уровню абстрагирования для культурологии. С этих позиций структуру наук о культуре можно описать на трех уровнях, соответствующих в целом соотношению общего, особенного и единичного. Высший, и наиболее абстрактный, - философия культуры, средний по уровню абстрагирования

- культурология, и уровень единичного - культуро-графия как совокупность целого ряда научных дисциплин. Таким образом, культурология, с этой точки зрения, есть результат пересечения двух тенденций, двух идей - идеи множественности культур и идеи их целостности.

Попробуем с данных позиций рассмотреть постановку задачи о возможности и необходимости формирования такого направления, как культурология войны на методологическом базисе и в рамках категориальной структуры культурологического знания.

Прежде всего следует отметить, что это не освоенная культурологами предметная сфера. Ее нет в учебниках, не найти и изобилия публикаций на данную тему в Интернете. Хотя интегративная сущность культурологической науки позволяет и предполагает использование материала смежных исследований в интересах развития самой культурологии. И при таком подходе мы увидим, что материала достаточно много, хотя он и не осмыслен в культурологическом ракурсе.

Еще историки древности, такие как Геродот, Полибий, Тацит и другие, любили рассуждать на тему, впоследствии развитую Ш. Монтескье - о духе народов. В данном контексте - о воинственном или же, наоборот, не воинственном духе различных народностей и племен. В современных категориях речь при этом, очевидно, идет о национальном характере и национальном темпераменте. В исторических документах и летописных источниках подобные вкрапления тоже не редкость. Они отражают, справедливо или нет, другой вопрос - сложившиеся на основе практики стереотипы восприятия других

народов именно с точки зрения их боевых способностей в качестве вероятных противников или союзников. Как ни говори, но речь в данном случае, несомненно, идет об одной из целостных характеристик определенных культурных систем и, следовательно, о культурологическом характере подобных рассуждений.

Большой массив информации по данным вопросам несут в себе фольклорные источники - различные виды эпоса, песни, сказки, пословицы, в которых культуролога, естественно, интересует не фактография событий, а совокупность ценностных ориентаций, мотивация сражающихся, стереотипы боевой практики, принятые нормы военных действий. Например, присвоение одному из героев исландских саг прозвища «милосердный» за нетипичное, видимо, решение: при внезапном и коварном нападении на владения соседнего конунга он не стал убивать все мужское население, а оставил в живых мальчиков, которые были ниже ростом, чем поставленный вертикально его меч. Варианты подобного «милосердия» можно встретить и на другом конце земного шара - в феодальной Японии. Интересным для сравнительно-культурологического анализа представляется также выявление отличий и корреляций в поведении и ценностно-мотивационном фундаменте поведения богатырей Киевского эпического цикла и, допустим, «песни о Роланде», повествовании о деяниях Сида-воителя.

Описания географического характера, материалы путешественников (Марко Поло и других) тоже небезынтересны с данной точки зрения. Собственно говоря, география и военно-разведывательная деятельность долгое время шли рука об руку, и экспедиции того же Н. М. Пржевальского носили одновременно и научно-познавательный, и военнопрактический характер. Можно отметить, что авторы подобного типа, особенно древние, по сути, частично уже проделывали работу культуролога: они выделяли в деятельности неведомых ранее народов и племен именно отличные, непривычные черты, то есть проводили фактически на своем уровне нечто вроде сравнительного анализа.

К XIX - XX векам можно уже говорить о возможности опоры в предлагаемом направлении исследований на солидный научный фундамент таких наук, как история, этнография (позднее - этнология), психология (социальная психология), антропология в ее различных вариантах. Военная наука также касается подобной проблематики, описывая, например, так называемые морально-политические характеристики определенных армий, хотя не акцентирует подобные проблемы. Скорее, они прорисовываются в необозримом массиве военных мемуаров, которые еще нуждаются в подробном анализе с данной точки зрения. Интересно отметить, что военная психология, например, является к настоящему моменту самостоятельной образовательной дисциплиной, и специалисты этого профиля выпускаются рядом вузов. В том числе таким известным, как Российский государственный гуманитарный университет, где работает специализирован-

ная магистерская программа «военная психология» с присвоением квалификации (степени) магистр психологии. При этом предполагается, что они будут заниматься в основном психологической помощью, вопросами адаптации военнослужащих, обучения, профориентации, реабилитации и разрешением конфликтов. В целом такой подход, конечно, не отражает всех возможностей психологической науки в рассмотрении вопросов, связанных с проблематикой культурологии войны. Имеется обширная литература, как отечественная, так и зарубежная, посвященная, например, детальной теоретической и практической разработке вопросов ведения психологической войны с учетом особенностей различных воинских контингентов и населения разных стран. Опыт в этой области накоплен огромный

- ведь еще пророк Мохаммед использовал предварительную обработку населения намеченных к покорению стран в целях облегчения завоеваний. На широкую ногу такая деятельность была поставлена Наполеоном, причем на научной для того времени основе. Правда, в подобных случаях речь идет скорее, именно о военной культурологии, а не о культурологии войны. Поскольку научная проблематика в этом ракурсе явно подчинена чисто военным задачам. Хотя разделение на этот счет не всегда можно провести достаточно четко. Стоит вспомнить, например, о том, что знаменитая работа Р. Бенедикт «Хризантема и меч» была создана отнюдь не только из чисто научных побуждений. И в этом смысле она представляет собой образец подлинно глубокого научного труда, созданного изначально в военных целях - для понимания реального противника [2].

Если рассматривать общий массив публикаций, посвященных специалистами различных областей социально-гуманитарного знания данной проблематике, то может выделить наиболее значимые и часто обсуждаемые темы. К ним относятся социальнофилософские постановки вопроса об образе жизни военных, военной культуре, гносеологических и ценностных аспектах воинской деятельности [3, 4, 5,

6, 7]. Исследования представлены также работами в смежных философских областях - в этике, эстетике и т. д. [8, 9]. Очень обширен массив сочинений военно-исторического характера с культурологическим содержанием [10, 10, 12, 13. 14].

Пожалуй, наибольшее внимание подобным проблемам можно констатировать в области психологических и социально-психологических разработок [15, 16, 17, 18, 19, 20, 21].

Особо следует отметить осознанные попытки создания аналогичных дисциплинарных разделов в смежных с культурологией науках. К ним относятся, например, [22, 23, 24].

Все больше появляется и собственно культурологические работ по данной тематике [25, 26, 27, 28]. Ну, и естественно, что максимальный вклад в разработку этих вопросов, причем в аспектах, наиболее близких к культурологическим, вносит антропологическая наука в ее различных вариантах. Можно упомянуть в связи с этим о регулярно выходящем сборнике «Военно-историческая антрополо-

гия» [29, 30, 31] и, прежде всего, о солидных монографических разработках и докторской диссертации

В. И. Бажукова [32]. Последняя работа представляет собой не только качественное исследование в данной области, но и, в силу ряда своих особенностей, дает возможность уточнить границы антропологического и культурологического подходов. Сам автор в своих работах неоднократно рассматривает основной предмет своих исследований - военную культуру - как культурологическое понятие. При этом, однако, подчеркивает, что создает именно военную антропологию, которая в принципе объединяет в себе потенции философии культурологии, социологии, психологии, истории и т. д. С другой стороны, иногда автором формулируется идея об антропологическом подходе в культурологии, иногда - об интеграции культурологического и антропологического видения, а потом снова - о приоритете антропологической парадигмы. Не ставя задачу подробного анализа этих коллизий, постараемся использовать это высокопрофессиональное, на наш взгляд, исследование для определения соотношения ракурсов видения данной проблематики с антропологической и культурологической точек зрения. Представляется, что в данной работе превалирует все-таки именно антропология. Это видно в постановках вопроса о соотнесении всех аспектов с человеком, в единстве сознательного и бессознательного его компонентов, макро- и микроуровней, о необходимости понять военную культуру изнутри, с точки зрения ее носителей, что речь идет о способах жизнедеятельности и поведении человека в военной сфере, о человеческом измерении изучаемых явлений. При этом сама военная культура понимается как система ценностно-нормативных, духовноидеологических и знаково-символических элементов, обеспечивающая мотивацию и регуляцию военной деятельности различных субъектов. Таким образом, схематично основное направление

исследований в данном случае можно обозначить как «человек на войне». Поэтому необходимо остановиться на различиях этого подхода с культурологическим видением проблематики, причем не ради формального разграничения наук, а ради возможно более полного выявления всех аспектов и их охвата с различных точек зрения.

Интегрирующая роль культурологии по отношению ко всему вышеизложенному многообразному по ракурсам видения и методологическим установкам компендиуму теоретических и эмпирических разработок может, очевидно, реализоваться при следующих условиях:

- культурологический ракурс опирается на аксиому многообразия культур и предполагает сравнительный анализ конкретно-исторических культурных миров. В этом грань с культурфилософским видением проблематики, исходным для которого является культура «вообще» как таковая. Что отнюдь не мешает толковать ее иногда более конкретно - как общечеловеческую и зачастую подменять последнюю культурой Запада как неким «образцом»;

- культурология предполагает целостное рассмотрение культурных систем и в этом смысле вбирает в себя достижения более частных наук: от этнографии и истории - до искусствоведения и социальной психологии. Реализуя такой подход, культурологическое исследование, в идеале, выходит (или, по крайней мере, ориентирует на это) на обобщающие параметры культур, выражаемые такими, например, характеристиками, как национальная идея, миссия, национальный (культурный) характер и темперамент, способ деятельности и т. д. Анализ отдельных элементов культуры при этом предполагает рассмотрение с точки зрения их «вписанности» в целое и во взаимосвязи с ним;

- культурология несет в себе два потенциальных угла видения культуры - с точки зрения личности и с точки зрения системы. Их достаточно противоречивое сочетание можно встретить даже у самого основоположника этой науки - Л. Уайта. Первый из них и составляет преимущественный предмет антропологического подхода. И культурологические исследования не исключают его, а вбирают в себя, пытаясь найти консенсус этих ракурсов. Поэтому, если для антрополога важнее всего проблема «человек на войне», то для культуролога также и «народ на войне», культурная система как некий совокупный субъект войны. Отличие в том, что при этом народ и его культура берутся не только в актуальном, синхронном срезе, но и в исторической динамике, с точки зрения развития военной традиции и ее предполагаемого преломления в современных военных практиках.

Таким образом, возможность некоего синтеза социальных и гуманитарных наук на базе культурологии может быть аргументирована с достаточной полнотой. И такой синтез явился бы, несомненно, далеко не лишним дополнением в общем фронте культурологических изысканий. Но есть ли в этом необходимость?

Теоретически она связана с возрастающей ролью культурных факторов в современных военных конфликтах. Можно не доверять предсказаниям С. Хантингтона, но факт есть факт: с уходом идеологического противостояния в старых формах на его место пришли культурно-религиозные различия и основания вражды. Можно даже говорить о возрастающем конфликтогенном потенциале культуры (если рассматривать ее с системной точки зрения, а не как набор неких достижений человечества) [33].

Что касается практической стороны, то потенциально заинтересованность в подобных исследованиях существовала всегда. Недаром и сама основополагающая для культурологии идея множественности культур возникла в рамках так называемой «колониальной антропологии» в результате наглядного опыта - далеко не тождественного поведения различных народов и их армий в одинаковых вроде бы условиях боевых столкновений.

Для современной России представляется важнейшим изучение того, какой должна быть армия, способная защищать страну в условиях такой степени имущественного, социального и культурного

расслоения. К сожалению, военная реформа, как представляется, происходит без учета этих принципиальных факторов.

Литература

1. Марков, В. И. Культурология: истоки, границы, задачи / В. И. Марков // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2011. - № 4 (28).

2. Бенедикт, Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры / Р. Бенедикт. - М.: Наука, 2007. -360 с.

3. Богатырев, Е. Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. - М.: ГАВС, 1992. - 188 с.

4. Климов, С. Н. Военная культура Франции

XX века. (Социально-философский анализ) /

С. Н. Климов: дис. ...докт. филос. наук. - М.: ВУ, 2002. - 484 с.

5. Культура военного мышления / под ред. Ф. Ф. Гайворонского, М. И. Галкина. - М.: Воениз-дат, 1991. - 287 с.

6. Протасов, А. А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера: соц. филос. анализ / А. А. Протасов: дис. . канд. филос. наук. -М.: ВУ, 1999. - 172 с.

7. Тимофеев, И. Г. Роль ценностных ориентаций личного состава в системе «человек - военная техника» / И. Г. Тимофеев: дис. .канд. филос. наук. -М.: ВПА, 1980. - 188 с.

8. Волкогонов, Д. А. Воинская этика / Д. А. Вол-когонов. - М.: Воениздат, 1976. - 320 с.

9. Сафронов, Б. В. Эстетическое сознание и духовный мир воина / Б. В. Сафронов: дис. . докт. филос. наук. - М: ВПА, 1975. - 339 с.

10. Александров, С. Е. Немецкий наемник конца XV - середины XVII вв.: грани ментальности /

С. Е. Александров // Военно-историческая антропология. - М.: РОССПЭН, 2002.

11. Волков, С. В. Русское офицерство как историко-культурный феномен / С. В. Волков // Военноисторическая антропология. - М., 2002.

12. Кожевин, В. Л. Неформальные традиции российской военной школы конца XIX начала

XX вв. / В. Л. Кожевин // Военно-историческая антропология. - М., 2002.

13. Культура древних цивилизаций и воинская деятельность. Ч. I / под ред. проф. Л. Н. Дороговой. -М.: ВУ, 1995. - 196 с.

14. Новоселов, В. Р. Обычаи войны XVI в. и мотивация поведения наемных солдат / В. Р. Новоселов // Военно-историческая антропология. - М., 2002.

15. Сенявская, Е. С. Человек на войне. Историко-психологические очерки / Е. С. Сенявская. - М.: Институт рос. истории РАН, 1997. - 231 с.

16. Сенявская, Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России / Е. С. Сенявская. -М.: РОССПЭН, 1999. - 383 с.

17. Коупленд, Н. Психология и солдат / Н. Коупленд: [пер. с англ.]. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1991. - 96 с.

18. Помогайбин, В. Н. Военно-психологические исследования: методологические основы / В. Н. Помогайбин: монография. - М.: Совр. гуманит. ун-т, 2001. - 539 с.

19. Асташов, А. Б. Война как культурный шок: анализ психопатологического состояния Русской армии в Первую мировую войну / А. Б. Асташов // Военно-историческая антропология. - М., 2002.

20. Первая мировая война: история и психология: уатериалы Российской научной конф. / под ред. В. И. Старцева и др. - СПб.: Нестор, 1999. - 157 с.

21. Психология и война / под ред. А. Г. Караяни,

Э. П. Утлика. - М.: ВУ, 2003. - 136 с.

22. Ведерников, В. Н. Военная социология: вопросы теории, методологии, истории и практики / В. Н. Ведерников. - М.: ГА ВС, 1994. - 232 с.

23. Клепиков, Д. В. Дедовщина как социальный институт / Д. В. Клепиков: автореф. дис. .канд. соц. наук. - СПб., 1997. - 20 с.

24. Тишков, В. А. Общество в вооруженном

конфликте: этнография чеченской войны /

В. А. Тишков. - М.: Наука, 2001. - 552 с.

25. Дорогова, JI. H. Западно-европейская культура Нового времени и воинская деятельность / Л. Н. Дорогова. - М.: ВУ, 2001. - 190 с.

26 Грачев, В. Д. Военные аспекты российской культуры (опыт ментального анализа) / В. Д. Грачев,

B. Н. Гребеньков, В. В. Лысенко. - Ставрополь: Мир данных, 2006. - 132 с.

27. Homo belli - человек войны в микроистории и истории повседневности: Россия и Европа XVIII -

XX вв.: материалы Российской научной конф. -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 312 с.

28. Аванесова, Г. А. Военная деятельность: культурологический анализ / Г. А. Аванесова // Военная мысль. - 2006. - № 6.

29. Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2002. Предмет, задачи, перспективы развития. - М.: РОССПЭН, 2002. - 400 с.

30. Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2003/2004. Новые научные направления -М.: РОССПЭН, 2005. - 408 с.

31. Военно-историческая антропология. Ежегодник, 2005/2006. Актуальные проблемы изучения.

- М.: РОССПЭН, 2006. - 416 с.

32 Бажуков, В. И. Эвристические возможности антропологического подхода к исследованию военной культуры / В. И. Бажуков: автореферат дис. ... д-ра культурологии. - М., 2009. - 35 с.

33. Марков, В. И. Конфликтогенный потенциал культуры / В. И. Марков // Конфликтология для

XXI века: наука, образование, практика: мат.

C.-Петерб. Междунар конгресса конфликтологов. Т. 1. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.