Научная статья на тему 'Культурология и ее значение в системе современного образования'

Культурология и ее значение в системе современного образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
704
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Богатырева О. В.

В статье уделяется внимание роли культурологии в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурология и ее значение в системе современного образования»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Богатырева О.В.*

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт,

г. Невинномысск

В статье уделяется внимание роли культурологии в системе образования.

Ключевые слова культурология, культура, образование, инкульту-рация, социализация.

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Образование - условие, которое открывает будущее. В широком смысле оно создает творческий потенциал развития, формируя интеллектуальные ресурсы общества, питая его науку, готовя для экономики квалифицированные кадры. Вместе с тем образование выполняет важнейшие задачи по обеспечению культурной преемственности, по социализации и инкультурации молодежи, сохраняя и воспроизводя социально-значимые ценности, технологии, структуры, тем самым поддерживая идентичность данной культурной общности. В узком смысле образование является личным ресурсом, дающим возможности тому или иному человеку, одновременно ранжируя его, определяя профессиональный, а во многом и социальный статус. Государство и общество в соответствии с выбранными целями организуют данную систему, задают цели, стандарты времени и качества, финансируют ее в том или ином объеме.

Различные политические, социально-экономические потрясения в России последних десятилетий больно ударили по высшей школе. За два десятилетия неоднократно предпринимались попытки административных структур реформировать существующую систему, адаптировать ее к современным условиям. К сожалению, большинство из них не увенчались успехом. Вопросы эти остаются открытыми и, по мере стабилизации ситуации, все более выдвигаются на первый план. Сегодня выработка новой образовательной парадигмы, формулировка ценностных ориентиров в образовании и воспитании подрастающего поколения волнует и специалистов, и общественность. Получив статус национального проекта, они становятся приоритетной сферой. И это дает возможность обратиться к некоторым фундаментальным проблемам высшего образования.

* Доцент кафедры Философии и истории, кандидат педагогических наук, доцент.

Двадцатый век, ознаменован становлением техногенной культуры -культуры, в которой техника, соединенная с наукой, осознается как единственная и фундаментальная основа современной жизни. Именно в это время создается «новая природа» - искусственная среда цивилизации, так называемая техносфера. Ее воздействие является одним из центральных моментов в глубоких трансформациях образа жизни и ментальности нашего современника: технические структуры диктуют определенные ритмы существования, характеристики мира машин трансформируются в ценности культуры. Технические связи проецируются на социум, воспроизводя технологические схемы и алгоритмы производственных процессов. Общество, человек вовлекаются в движение вещей и подчиняются этой логике.

Данные тенденции отчетливо проявляются в различных областях, в том числе в науке и в образовании. Именно с позиций технико-экономических критериев все большее распространение в системе высшего образования находят узкоутилитарные, рационалистические подходы. В этом контексте адепты образовательной прагматики рассматривают высшую школу как фабрику по производству трудовых ресурсов, призванных удовлетворять главным образом потребности того или иного производства. Чаще всего образование рассматривается как сфера бизнеса, предоставляющая услуги. В таких случаях, действительно, образование, в том числе высшее, превращается в сферу вложения денег и получения прибыли, и, естественно, как убыточная отрасль провоцирует попытки экономии. В первую очередь, конечно, ликвидируются «излишества» - гуманитарные и другие непрофильные дисциплины.

Подготовка кадров массовая и узкоспециализированная дает обществу профессионала-исполнителя, но отнюдь не гражданина. Специалист, плохо различающий или пренебрегающий этическими ценностями, лишенный гражданского начала, будет в своей работе руководствоваться преимущественно или же исключительно материальными факторами.

В настоящее время вопрос о соотношении утилитарно-прагматического профессионального и гуманитарного знания является наиболее острым и дискуссионным. Узкая специализация, одномерность и инвариантность полученного образования далеко не достаточна в настоящее время. С неизбежностью встает проблема повышенной динамики социальной и производственной среды, ее трансформации на протяжении жизни одного поколения. Главным требованием времени становится способность к переквалификации, овладению новыми профессиональными навыками. Такую возможность предоставляет широкая базовая подготовка.

Безусловно, ничто не стоит на месте, необходимы обновления, преобразования, реформы в системе образования. Концепция реформы образования в XXI веке, несомненно, должна базироваться на гуманистической и гуманитарной доктрине.

Обязательно в образовательном комплексе должна присутствовать национально-культурная компонента гуманитарного знания, а сама образовательная

парадигма - выстраиваться на культурологической основе. Такой подход позволит дать цельную картину мира, универсализм, тем более необходимый в эпоху постмодернистской эклектики, фрагментарности, мозаичности знания.

Если обратиться к структуре современных Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (третье поколение), в блоке «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» обязательными являются лишь философия и иностранный язык, реже встречаются отечественная история и экономика, еще реже культурология.

Культурология - единственная из всех дисциплин блока «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в принципе способна реализовать главную задачу - осуществить комплексную, многоаспектную социализацию и инкультурацию учащихся. Возможность сделать это методологически грамотно, выстроить целостную социокультурную картину мира в сознании студентов как высоко системную модель, дать научные основания для дальнейшего развития их гуманитарной эрудиции. Эта возможность заключена в самой природе культурологического знания, которое является своеобразным синтезом большинства общественных и гуманитарных наук и системно обобщает отраслевые сегменты знания о человеке и обществе, представляемые этими науками, в целостное междисциплинарное знание о человеке и обществе, выраженное в понятии «культура». Но культурология, как мы знаем, ныне не является обязательной дисциплиной блока «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины», и в этой связи вузы чаще отвергают, нежели пытаются использовать ее познавательные и социализирующие возможности. Более того, количество часов отведенных на изучение культурологии сократилось, в вузах предпочтение отдается другим дисциплинам. При формировании учебных планов не учитывается общекультурная подготовка будущих специалистов, недооценивается роль культурологии в системе образования.

Культурология как гуманитарная наука и дисциплина в системе образования проходит достаточно динамичный и противоречивый путь. Культурологическое знание интенсивно развивается в конце XX - начале XXI в. Это вызвано рядом тенденций в современном мире.

Процесс глобализации значительно способствовал сближению культур народов мира, усилению межкультурного взаимодействия и культурных контактов. Глобализация охватила деятельность средств массовой информации и Интернет, систему образования, индустрию массовой культуры, туризм и спорт, моду и дизайн, искусство и досуг. Расширение круга общения увеличило интерес к познанию иных форм культурной жизни.

Культура приобретает значение фактора сплочения общества на основе отношения к культурному наследию и распространения гуманистических ценностей, преодоления изоляционизма, формирования национального самосознания и идентичности. Культура способствует взаимопониманию и

солидарности, согласию и толерантности, предупреждает возможность конфликтов и насилия, приобретает новую роль в обеспечении национальной безопасности.

Современные тенденции вызвали не только позитивные последствия, но и привели к возникновению социальных и культурных проблем, негативных явлений, массовым правонарушениям. Все это является следствием, как социальных условий, так и кризиса сознания и распространения бездуховности. Вызывает особое беспокойство дефицит культуры. Проявляется он в вандализме по отношению к культурному наследию, исчезновении памятников истории и культуры, модернизации исторических центров и культурных ландшафтов, нашествии массовой культуры. Безразличие к культуре проявляется в запущенности городской и сельской среды, распространении грубости и пошлости, неряшливости внешнего облика, агрессивности и враждебности в отношениях между людьми. Перечисление негативных явлений можно продолжать, пороков и жестоких конфликтов. Они вызывают тревогу в обществе, затрагивают каждого человека. В том, что происходят изменения духовного климата обвиняют объективные обстоятельства, трудности модернизации общества, экономические приоритеты и финансовый прагматизм, изменение системы ценностей, утрата идеологического влияния, цензуры и запретов. К перечисленному следует добавить ностальгию и идеализацию периода советской власти, стремление забыть драмы и противоречия. Безусловно, все эти факторы оказывают влияние на состояние современной российской культуры. Именно поэтому возрастает роль гуманитарных наук, влияющих на изменение ценностных ориентаций, совершенствование духовного мира.

Культурология способствует преодолению негативных тенденций и явлений, приобщает человека к ценностям отечественной и мировой культуры. Лихачев Д.С. отмечал, что XXI век - это век гуманитарной культуры. Искусство, наука, философия, религия, мораль способствуют милосердию, доброжелательности, толерантности в отношениях между людьми, народами и государствами. «Без общей культуры «зачахнут» и точные науки, требующие большого интеллектуального напряжения, гуманитарной экспертизы осуществляемых проектов» [1]. Низкая культура отрицательно сказывается на всех проявлениях общественной и личной жизни, в политической безответственности, отсутствии элементарных норм культуры общения, цинизме и пренебрежении к личности.

Современное гуманитарное образование помогает снимать психологическое напряжение и эмоциональные перегрузки, содействует восстановлению душевного равновесия и здоровья, повышает творческий потенциал и жизнестойкость личности. Освоение гуманитарной культуры создает своеобразную стабильность в мире бесконечных перемен и трансформаций. Она осуществляет трансмиссию по передачи культурных ценностей от поколе-

ния к поколению, сохранения и освоения шедевров и достижений мировой и российской культуры.

Именно эти факторы и особенности современного общества способствовали развитию культурологии и как науки и гуманитарной дисциплины в системе образования.

Специалист дипломированный должен иметь как профессиональные знания, так и высокий уровень культуры. Она проявляется в понимании развития культуры, уважении к традициям других народов, в культуре общения и поведения. Образование и культура способствуют повышению социального статуса специалиста, престижа, авторитета, успешности, жизненного благополучия и душевного здоровья.

Культурология развивает духовный мир личности, способность понимания и уважения иных культур, развитие в человеке черт гуманности, доброжелательности, милосердия и благородства. Культурология исследует не только глобальные проблемы, но и повседневную жизнь человека, помогает обрести ценностные ориентиры и смыслы, преодолеть тревоги и сомнения, открывает путь самореализации личности в различных сферах деятельности, способствует раскрытию индивидуальности.

Система образования является сегодня чрезвычайно сложной и многоцелевой. В школе учащийся может получить начала культурологического знания, самое общее представление о культуре. Вузы вне зависимости от их профиля и отраслевой принадлежности обязаны обеспечить основательную подготовку своих студентов по базовым дисциплинам, в том числе и по культурологии.

Культурология продолжая лучшую антропологическую традицию, подводит человека к основной ценности - пониманию других культур, а сравнительный анализ в рамках понимающей установки, ориентированной на межкультурное общение, помогает лучше осознать собственные культурные ценности. Сегодня недооценивается значимость культурологии в системе образования.

Культура позволяет выстраивать отношения с природной средой, с обществом, в межличностной, межрасовой, межэтнической и межконфессиональной сферах. В XXI веке эти вопросы существенно обострились. По мере демократизации межрасовых и межэтнических отношений, развития глобализации происходит процесс обострения расистских и националистических тенденций и настроений, межконфессиональной нетерпимости и политизации человеческих чувств и отношений. Многим это кажется странным. Однако эти явления вполне закономерны, так как трудно ожидать спокойной рефлексии исторической памяти народов, прошлое которых изобилует чередой несправедливостей и актов попрания их свободы и суверенитета, а нередко и откровенным физическим и культурным геноцидом. Рыночное общество, где в основе межсубъектных отношений лежит конкуренция, антагонизм межра-

совых, межэтнических и межконфессиональных отношений находит лишь благодатную почву. Обиды и унижения, некогда вытесненные в глубинные пласты психики, ныне - в условиях демократизации общественной жизни и глобализации, с ослаблением политической цензуры - выходят наружу и нередко ищут реванша в межэтнической или межрелигиозной сфере.

Распространение культуры систематическое не дает, естественно радикальных решений упомянутых антагонизмов. Однако в исторической перспективе культура оказывает смягчающее воздействие на разного рода антагонизмы и способствует утверждению толерантных межсубъектных отношений на планете. Конфликты все чаще и чаще уступают место сознательно выстраиваемым отношениям сотрудничества и добрососедства. Революции и войны создают лишь иллюзии решения общественных проблем. В действительности они постоянно воспроизводят антагонизмы в модифицированном виде. Действительное решение всех проблем состоит в неустанном и систематическом наращивании культурного потенциала людей всех рас, этносов и конфессий - обеспечения неуклонного движения человечества по пути развития у него образованности и культуры, по пути интеграции и интернационализации - глобализации общественной жизни.

Задача культуры состоит в том, чтобы в условиях разноуровневого развития человечества не дать ему сорваться в «штопор» новых агрессивных «разборок». Актуальность изучения культуры обусловлена также важностью сохранения и укрепления в современном обществе социальной стабильности.

Проблемы социокультурного прогресса она позволяет решать не путем традиционно инверсионным - революционных и разрушительных способов социальной динамики, а путем медиативно-конвенционального сотрудничества. Последнее способствует основанию и укреплению традиции трансформации общества на договорных условиях с акцентом на изменение социальных условий взаимодействия людей, а не физического устранения группой людей другой группы, занимающей противоположные общественные позиции. В ходе утверждения этой парадигмы, социально-культурной динамики и произойдет, на наш взгляд, нравственное и социальное обновление человечества.

Думается, что приведены веские аргументы в пользу культурологии как науки и учебной дисциплины. Представляется возможным включить культурологию в Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения в блоке «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» обязательной в базовой части.

Список литературы:

1. Лихачев Д.С. Избранные труды. - СПб., 2005.

2. Флиер А.Я. Общеобразовательная культурология и ее возможности в социализации и инкультурации личности.

3. Козьякова М.И. Культурология как основа новой образовательной модели.

4. Тоидис В.П. Образовательное пространство Северокавказской поликультурной среды в контексте этнокультурных проблем. - Карачаевск: КЧГУ 2011. - 168 с.

5. Богатырева О.В. Культурология как основа новой образовательной модели. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в ВУЗе (книга 5): Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технологический институт (филиал) ФКАОУ ВПО «Северокавказский федеральный университет», 2011. - С. 6-18.

НОВЫЙ СМЫСЛ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Дунаева В.И.*

Пензенский государственный университет, г. Пенза

Статья посвящена анализу нового смысла российского образования, когда оно перестало быть преимущественной задачей школы и все институты общества выполняют образовательную функцию. Главная цель образования в информационном обществе - формирование способности творчески формулировать суждения и оценки, имеющие значение в современном мире.

Ключевые слова образование, обучение, умения, ценности, знания, компетентности, способности, новое мировоззрение, организация мышления, моральные принципы, интеллектуальные навыки, информационное общество.

Что такое образование, если это не процесс расширения нашего сознания и разумения, возрастания нашего воображения и понимания, обеспечения нас необходимыми жизненными инструментами, но, прежде всего, обучение нас тому, как мыслить критически? Признаком образованного человека является не количество фактов, которое он может запомнить, но культивирование силы разума. Хотя школы важны для такого процесса образования, они являются не единственными институтами, которым может быть поручена эта задача. Образование должна получать не только молодежь в школах и колледжах. Оно должно распространяться на все возрастные группы и на все социальные слои. Величайший кризис в образовании распространяется не только на молодежь. Он связан с потребностью взрослых обладать таким интеллектом, который помог бы им достойно ответить на вызов бы-

* Доцент кафедры «Информационное обеспечение управления и производства», кандидат социологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.