Научная статья на тему 'Высшее образование: подготовка бакалавров по дисциплине «Народное художественное творчество»'

Высшее образование: подготовка бакалавров по дисциплине «Народное художественное творчество» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / ДИСЦИПЛИНА «НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» / БАКАЛАВРИАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскеров Мирза Сафтарович

Автор статьи рассматривает проблемные аспекты и возможности интеграции высших учебных заведений культуры и искусства в единое европейское образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование: подготовка бакалавров по дисциплине «Народное художественное творчество»»

"Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (41), 2011

дожественные тексты как основа «охотничьих» и пасторальных образов (К. Вебер. «Хор охотников», Н. Паганини. Каприс № 9 «Охота»).

Так называемым сигналам «бытового звучания» тоже часто придается статус ключевых интонаций произведения.

Разумеется, круг интонационных образований в текстах нотного учебника не исчерпывается приведенными примерами. Тем не менее, даже беглый обзор возможностей их семантической «дешифровки» показывает, что можно рассматривать музыкальный «сверхтекст» нотных учебников в качестве специфического носителя смыслового музыкального содержания. Анализ смысловой сферы музыкальных интонаций произведений, включаемых в комплексный текст нотного учебника, позволит определить зафиксированную в каждом конкретном случае нотными знаками художественную задачу, которая, в свою очередь, конкретизирует исполнительское произнесение -артикуляцию, реализуемую посредством исполнительской техники.

Литература и примечания

1. Арановский М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. М., 1998. С. 10.

2. В контексте интонационной теории Б. В. Асафьева, в свете предложенной М. К. Михайловым и М. Г. Арановским идеи о существовании в музыкальном языке и речи особых интонационных оборотов, мигрирующих из текста в текст на протяжении исторического времени.

3. Значительная заслуга в этом принадлежит Л. Н. Шаймухаметовой, возглавляющей Лабораторию музыкальной семантики в Уфимской государственной академии искусств, а также сотрудникам этойлабораторииИ.Алексеевой,А.Асфандьяровой, Р. Байкиевой, Д. Баязитовой, П. Кириченко и др.

4. Понятие «интонационная лексика» подразумевает разномасштабную совокупность интонационных оборотов с закрепленными значениями. Отражая предметный мир, они служат связующим звеном между исполнителем-интерпретатором и слушателем при постижении музыкального произведения.

v. f. tretyachenko. the role of semantic figures in music texts

(From the training of a violinist)

The article is dedicated to the understanding of intonation vocabulary as a phenomenon that reflects object world, to its role in comprehension of music works and in practice of music pedagogy. Key words: music text, intonation vocabulary, violin class.

М. С. АСКЕРОВ

высшее образование: подготовка бакалавров

по дисциплине «народное художественное творчество»

Автор статьи рассматривает проблемные аспекты и возможности интеграции высших учебных заведений культуры и искусства в единое европейское образовательное пространство.

Ключевые слова: единое европейское образовательное пространство, вузы культуры и искусства, дисциплина «Народное художественное творчество», бакалавриат.

Принятие Болонской декларации (Хартии университетов Европы) автоматически вовлекает российские высшие учебные заведения в процесс глобализации - тесное сотрудничество образовательных учреждений на международном уровне. В зависимости от сферы компетентности и уровня предоставляемых образовательных услуг в различных странах, на различных континентах открываются равные возможности для вузов (преемственность научно-методического и практического опыта, формирование единых целей, выравнивание учебных планов и программ, согласование вопросов международного обмена студентами, аспирантами, педагогическими кадрами).

Интеграция целей вузов одного профиля, функционирующих в различных странах, становится главным условием успешной глобализации образования. Как системообразующий элемент образовательного процесса, «цели должны формироваться в категориях развития личности, включая

общую культуру, культуру поведения, духовно-нравственную сферу, готовность к профессиональной деятельности и социализации в обществе и др., при этом личность следует рассматривать в широком социальном контексте» [1].

Выход российских вузов на общеевропейский, а затем, в свою очередь, и на мировой уровень предъявляет административно-педагогическим коллективам новые требования относительно качества образования, результатов взаимодействия со студентами, компетентностной модели выпускников. Российский ученый Ю. В. Фролов в статье «Социальные процессы управления знаниями» подчеркивает, что «предназначение современного профессионального образования - это переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передачи компетентных знаний - потенциала к действиям). Результатом образования должно быть не только появление у индивида новой информации, новых идей, но, прежде всего, предпосылок для изменения в по-

№ 3 (41), 2011

жизнь Юга России" ^

ведении, которые можно интерпретировать как сформированные в процессе образования нравственные ценности, навыки социализации, готовность к выполнению задач предстоящей профессиональной деятельности, навыки "управления знаниями"» [2]. Новые условия функционирования высших учебных заведений в создаваемом едином европейском образовательном пространстве могут обеспечить качественные результаты социального взаимодействия - способность к активной и пассивной адаптации, осознанию и освоению чужого опыта, самообразованию [3]. Однако для достижения цели должен быть расширен спектр требований к подготовке выпускников вузов, усовершенствован набор компетенций, углублено их содержание - в зависимости от сферы образования и профессионального направления.

По убеждению Д. С. Лихачева, «каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой» [4].

Интеллектуальное развитие в системе высшего образования предоставляет шанс достичь того уровня культуры, образованности, гармоничной душевно-духовной наполненности, которая характеризует человека как интеллигентную личность, причастную к национальной культуре, способную понять и принять иностранную культуру. И хотя всемирно признанный ученый предупреждал, что «образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - содержанием нового и осознанием старого как нового» [5], каждый студент высшего образовательного учреждения, выпускающего кадры для сферы культуры и искусства, должен стараться стать ближе к культурно-интеллектуальной элите своего общества.

В связи со структурными изменениями в российской системе высшего образования и перспективами выхода на международный уровень усиливается значение культурологического компонента, проявляющегося в языковом, художественно-культурном, ментальном, социальном аспектах. От молодых профессионалов ожидается, что они по окончании вуза будут способны преодолевать языковые и ментальные барьеры для осуществления своей профессиональной деятельности в международном формате.

У каждого направления подготовки бакалавров свои особенности реализации культурологического компонента. В рамках профессиональной специализации «Народное художественное творчество» это связано с подготовкой руководителей исполнительских - хоровых и инструментальных - коллективов.

В содержание подготовки бакалавров по данному направлению целесообразно включить научно-практический блок «Европейский фольклор» (изучение блока должно осуществляться комплексно и интерактивно). Комплексный подход к освоению европейского фольклора выражается в широте изучаемых аспектов художественно-эстетической и духовно-нравственной жизни конкретной нации - познании исторических фактов и со-

бытий, религиозных воззрений, верований, легенд и сказок, песен, танцев (включая виды и жанры фольклора, костюм, трудовые и бытовые традиции и обряды). Информацию общекультурологического характера целесообразно подкреплять освоением материала, имеющего непосредственное отношение к особенностям данного региона. Сведения из области теории музыки, сольфеджио, гармонии, музыкознания, инструментоведения должны быть взаимоувязаны с другими теоретическими знаниями и подкреплены практикой - вокально-хоровой, инструментальной, хореографической, музыкально-театрализованной и др. Интерактивный подход к освоению европейского фольклора состоит в практической реализации полученных теоретических знаний, в определенной степени - исторической реставрации национальных явлений с их специфическими особенностями, которые обеспечивают «вживание в облик» представителей изучаемой нации. Без этого невозможно глубокое познание культуры и искусства (соответственно - наиболее точное воспроизведение национально окрашенного материала в процессе вокально-хорового и инструментального ансамблевого и оркестрового исполнительства).

Практически у каждой нации есть народные музыкальные произведения особенно любимые, знакомые всем - от мала до велика. Подобные мелодии включаются в репертуар детских праздников, театрализованных представлений, народных гуляний, национальных церемоний, концертных программ на международных культурных приемах.

Относительно европейского образовательного ареала можно отметить страны, на территории которых широко представлено национальное музыкальное исполнительское искусство, функционируют многочисленные образовательные и досуговые учреждения культуры и искусства, успешно развиваются многочисленные музыкальные коллективы. Именно такие страны потенциально интересны для выпускников российских учреждений культуры и искусств, получающих профессии руководителей и исполнителей творческих коллективов, организаторов культурного досуга населения.

Народная культура Италии, Франции, Испании, Великобритании, Греции, Германии, Польши, северной Европы славится богатыми музыкально-эстетическими традициями и функционирующей в этих государствах разветвленной сетью образовательных учреждений всех ступеней - от школ до академий. Подписание Россией Болонской декларации обеспечило российским студентам перспективы обучения в европейских высших учреждениях. Для успешной реализации данных возможностей (максимально быстрого, гармоничного включения в культурно-творческую, интеллектуальную, духовную жизнь другой нации) целесообразно заранее - и теоретически и практически - готовить студентов к обучению за рубежом.

Изучая чужой культурный опыт (виды, формы, проявления, результаты художественного твор-

"Культурная жизнь Юга России" 28 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 3 (41), 2011

чества других народов), будущим руководителям исполнительских коллективов необходимо на фундаментальном уровне быть носителями культурного наследия собственного народа. Освоение национального фольклора формирует духовный стержень личности, позволяет «создать в своей душе необходимый уровень внутренней жизни» [6]. В связи с этим параллельно овладению профессионально значимыми феноменами зарубежной национальной музыкальной культуры необходимо непрерывно работать над собственным национальным, в частности, фольклорным репертуаром, чтобы достойно представить свой народ на международном уровне. Это требует высокой ответственности и кропотливого труда.

Безусловная любовь к генетически близкой народной культуре и уважительное приятие достижений иных культур является залогом успешной социализации и инкультурации личности в глобальном, объединенном культурно-образовательном пространстве. «Культурное пространство и человек - это два универсальных явления, которые взаимодетерминированы и одно не существует без другого. Национально-этническая и социальная принадлежность естественно сужает географические рамки понятия "культурное пространство"» [7].

Кроме индивидуальной, личностной значимости следует также учитывать социальную, межнациональную и межрасовую специфику культуры, ее достижений, результатов. «Технологии ХХ века поставили на практическую основу и значительно интенсифицировали процесс глобализации. Культурный процесс не в меньшей мере, чем научный, создает новые духовные ценности, которые не были востребованы прежде. В культуре происходят парадигмальные сдвиги. Меняются социальные реалии, рождаются новые духовные абсолюты» [8].

Осознание духовного и душевного единства с представителями различных национальностей,

жителями разных государств и континентов, по нашему мнению, наиболее важно для человека, претендующего на статус образованной, интеллигентной личности. Не соперничество, а сотрудничество должно двигать научный и социокультурный прогресс, чтобы остановить те опасные техногенные и антропогенные процессы, которые могут погубить человеческую расу. Научно-педагогическому сообществу необходимо понять, что «без сотрудничества и солидарности <...> никогда не будет движения вперед ни в собственной стране, ни в сообществе государств в целом» [9].

Опираясь на естественный закон перехода количественных изменений в качественные, в соответствии с которым развиваются природа и человеческий разум, можно со всей уверенностью заявить: лишь при уважении и бережном отношении к духовным ценностям национальных культур сложится единое культурное пространство, надежно защищенное от любых неблагоприятных тенденций.

Литература

1. ТатурЮ. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. М., 2006. С. 22.

2. Философские проблемы науки и образования: сб. науч. ст. / сост. И. А. Бирич; отв. ред. В. В. Рябов, Н. П. Пищулин. М., 2006. С. 71.

3. Там же. С. 74.

4. Лихачев Д. С. Заветное. М., 2006. С. 149.

5. Ильин И. А. Религиозный смысл философии. М., 2007. С. 169.

6. Там же. С. 14.

7. Аванесов Ю. М. Социокультурный синерге-тизм в динамике отношения понятий «личность» и «культурное пространство» // Культурология: новые подходы. № 7. М., 2000. С. 177.

8. Арнольдов А. И. Социокультурная ситуация: современные проблемы // Культурология: новые подходы: альманах. № 7. М., 2000. С. 4.

9. Бессонов Б. Н. Гуманизм и духовное развитие общества. М., 2006. С. 269.

m. s. askerov. higher education: bachelors' training on academic subject «amateur and folk arts»

The author of the article considers the problem aspects and possibilities to integrate higher educational institutions of culture and arts into uniform European educational space.

Key words: uniform European educational space, higher educational institutions of culture and arts, academic subject «Amateur and folk arts», the content of bachelors' training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.