Научная статья на тему 'Роль семантических фигур музыкальных текстов (из практики воспитания скрипача)'

Роль семантических фигур музыкальных текстов (из практики воспитания скрипача) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / ИНТОНАЦИОННАЯ ЛЕКСИКА / СКРИПИЧНЫЙ КЛАСС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Третьяченко Владимир Федорович

Статья посвящена осмыслению интонационной лексики как феномена, отражающего предметный мир, ее роли в постижении музыкальных произведений и в практике музыкальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семантических фигур музыкальных текстов (из практики воспитания скрипача)»

24 "Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (41), 2011

В. Ф. ТРЕТЬЯЧЕНКО

роль семантических фигур музыкальных текстов (Из практики воспитания скрипача)

Статья посвящена осмыслению интонационной лексики как феномена, отражающего предметный мир, ее роли в постижении музыкальных произведений и в практике музыкальной педагогики.

Ключевые слова: музыкальный текст, интонационная лексика, скрипичный класс.

Будучи сложным системно выстроенным художественным явлением, музыкальный текст представляет собой феномен, в котором сливаются и графическая запись, и структура, и смысл, на который, как указывает М. Арановский [1], влияют тип музыкального языка, музыкальный стиль, музыкальный жанр, музыкальная форма, стереотипы музыкальной речи и иные факторы, направляющие восприятие в нужное русло.

Определяющими характеристиками музыкального текста (и, соответственно, основой для его расшифровки) являются смысловые структуры и эмоционально-выразительные свойства музыки. Ими во многом определяются открытость музыкального текста, возможность вариативного прочтения и индивидуальных интерпретаций.

Основываясь на технике семантического анализа [2], отечественные исследователи осуществляли «дешифровку» разных уровней иерархии музыкального содержания. Выявлены устойчивые обороты с закрепленными значениями, репрезентирующие ряд категорий музыкальной поэтики (герой, персонаж, сюжет и образ) через смысловые структуры музыкального текста [3]. Такой подход к осмыслению музыкального текста имеет определяющее значение для современной педагогики, в частности, скрипичной. Он отвечает одному из важнейших принципов - требованию интонирования (говоря шире - воспитания основ исполнительского мастерства скрипача) на смысловой интонационно-образной основе.

Содержание современных скрипичных учебников, адресованных учащимся старшего дошкольного и младшего школьного возраста, преимущественно составляют музыкальные художественно-инструктивные произведения - воспитательно-ориентированные «тексты культуры». Важной их особенностью является наполненность структурами-интонациями с закрепленными смысловыми значениями, которые имеют различную природу (происхождение) и мигрируют из текста в текст на протяжении длительного исторического времени.

Существование «общезначимых интонаций» (Б. Асафьев) объясняется связью музыки с окружающим миром и различными видами искусства (вербальные и пластические образы, театральные и живописные сюжеты). Совокупность структур-интонаций образует интонационную лексику [4]. Способность к восприятию образно-ассоциативных представлений составляет основу развития художественного мышления юного музыканта. В

то же время осмысление этих структур-интонаций с позиций исполнительской моторики позволяет рассматривать их и в качестве типизированных технических формул, входящих как базовые в состав операционно-технологических навыков исполнения на инструменте - реализующих пластический (исполнительский) аспект художественного образа.

В формировании содержательной стороны музыкальных инструктивно-художественных произведений участвуют характерные семантические фигуры речевого, моторно-двигательного, пластического происхождения, знаки-образы, звуковые сигналы. При переходе из текста в текст они сохраняют инвариантные свойства структуры и семантики. Посредством интонаций с закрепленными значениями (являющимися их признаками) статус структурных образований музыкального содержания обретают и такие категории музыкальной поэтики, как герой, персонаж, сюжет, образ. Полисемантичные и поливариантные свойства интонационной лексики обеспечиваются индивидуальностью их проявлений в конкретных художественных текстах.

Для семантических фигур, являющихся изображением реальной звуковой картины окружающего мира, характерна предельная конкретность слуховых представлений (прямая связь с предметными значениями).

Особой популярностью в произведениях для детей пользуются легко узнаваемые образы птиц и животных, которым придается статус персонажа. Они воспроизводятся через имитацию пения или других характерных для них звуков (А. Комаров-ский. «Кукушечка», Т. Захарьина. «Дятел»). Механизм олицетворения есть сочетание их реальных признаков например, голосовых проявлений (В. Введенский. «Ослик») или звуков, издаваемых насекомыми (А. Комаровский. «Комариный пир») с пластикой, им не свойственной, но принадлежащей к сфере движений человека (танец, игра, ходьба). Тут задействован прием, аналогичный анимации: персонажи музыкальных пьес (представители живой природы) приобретают очеловеченный облик.

Семантические фигуры звуковой характеристики окружающего мира, выполняют функцию ситуативного знака природных пространств, домашнего быта и пр.

Широкое распространение в инструктивно-художественных произведениях получили семантические фигуры и клише речевого репертуара

№ 3 (41), 2011

жизнь Юга России"

(музыкальные эквиваленты речевых интонаций мольбы, жалобы, плача и т. д.) - проявления звуковой оболочки окружающего одушевленного мира, коммуникативных способностей людей и представителей живой природы, как правило, даются сквозь призму детского восприятия. Клише «скороговорки» (С. Прокофьев. «Болтунья»), «повествования» применяются для передачи ситуаций диалога с различной эмоциональной окраской. Статус «мигрирующих интонационных формул» в детских произведениях получили также «интонации утверждения», «интонация восклицания» (Ж. Металлиди. «Ах, как я стараюсь», Е. Тиличе-ева. «Эхо»). Они становятся признаком присутствия в тексте одного (или нескольких) персонажей. Интонации речевой этимологии в результате воздействия смысловых регуляторов способны указать на возраст, пол, национальность, социальное положение героя.

Одним из свойств семантических фигур речевого происхождения, исключительно важных для выявления, формирования и упрочения музыкальных (в частности, скрипичных) способностей, является четкая ладовая определенность (см. анализ интонации «зов кукушки» - нисходящей малой терции в работах К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлер, Л. Баренбойма, А. Готсдинера, М. Берлянчика и др.).

Среди лексических интонаций моторно-дви-гательного происхождения выделяются устойчивые семантические фигуры шага, бега, прыжка, качания, вращения, скольжения, скачки. Все они воплощают в музыке (изображают) механизм тех или иных реальных движений, находящий прямое отражение в структуре мелодии. В текстах детских музыкальных пьес они выполняют различные функции и имеют достаточно широкий семантический диапазон: могут воплощать характер, возраст, пол человека (знак героя или персонажа), образы птиц и животных (в фольклорных, сказочных представлениях). Они показывают персонажей в действии, в различных коммуникативных ситуациях, нередко выполняют функцию ситуативного знака, указывающего на место действия, участвуют в сюжетном развертывании как элемент музыкальной речи.

«Фигура шага», одна из наиболее распространенных на начальном этапе обучения скрипача, дает реальное представление о характере движения, а не только об образе-персонаже (детская песенка «Ходит зайка по саду», Д. Кабалевский. «Прогулка», Е. Тиличеева. «Часы», Г. Эрнесакс. «Едет, едет паровоз»).

«Фигура прыжка», как правило, признак присутствия в музыкальном тексте олицетворенных персонажей: птичек, белочек, лягушек и других фольклорных или любимых детских героев (Русская народная песня «Скок, скок, поскок», А. Березняк. «Белка», В. Третьяченко. «Вот лягушка по дорожке»). Эта фигура часто используется в прямом значении: например, в произведениях, связанных с цирковой тематикой, где через изображение пластики акробатов, клоунов, гимнастов, жонглеров дается представление о герое дан-

ной музыкальной пьесы (И. Брамс. «Петрушка», Д. Кабалевский. «Клоуны»). Полисемантичность фигуры позволяет ей раскрывать (под воздействием смысловых регуляторов - темпа, динамики, артикуляции) широкий смысловой диапазон в пределах установки, заданной заглавием произведения. В прямом значении она присутствует и в тех музыкальных текстах, где развертывается сюжет игр (со скакалкой, мячом и др.), служа подчас непосредственным изображением предмета (Н. Богословский. «Скакалки», Д. Штайбельт. «Мяч»).

Другая часто встречающаяся ключевая интонация в музыкальных текстах - «фигура бега» -передает присутствие разных героев: и персонажей-участников сюжета-игры, и неодушевленных предметов (Д. Кабалевский. «Вприпрыжку», А. Комаровский. «Вперегонки», Н. Соколова. «Горелки»).

В ряде случаев фигуры моторно-двигатель-ной этимологии в музыкальном произведении играют роль ситуативных знаков, указывающих на место действия (игровое пространство: спортивная площадка, цирк, детский праздник, народная сцена и пр.). Так, неотъемлемый атрибут ледового катка - «фигура скольжения» (В. Кроткевский. «На катке») по структуре обычно двусоставна. Изображаются момент отталкивания и последующее скольжение (большое значение приобретает способ произнесения legato, соответствующий реальным свойствам движения - плавности и протяженности). Подобными же свойствами обладает и «фигура качания» (И. Ильина. «На качелях»). В ряде случаев они выступают в сюжетной функции, т. е. определяют конкретные действия героев и персонажей. Воздействие смысловых регуляторов (регистр, темп, динамика, артикуляция) способствует воссозданию внешних признаков и эмоциональных реакций действующих лиц.

Немалое распространение в детской музыке получили клише и знаки-образы музыкальных инструментов - трубы, флейты, гармошки, колокольчиков, барабана и др. (Ж. Металлиди. «Колокольчики», Г. Левдокимов. «Барабан», Е. Тиличеева. «Труба»). Такие знаки-образы репрезентируют типичные ситуации и сюжеты, в которых «прочитываются» социальная и национальная принадлежность персонажей, их количество, возрастные характеристики, а также фонические особенности различных музыкальных инструментов и место действия (спортивная площадка, придворный или народный праздник, пастораль и пр.). Встречающиеся в произведениях учебного репертуара разновидности «роговых сигналов» и «фанфар» в наибольшей степени актуальны для музыки австро-немецкой традиции. «Роговые сигналы» обладают яркими и рельефными (а потому легко узнаваемыми) чертами и являются разновидностями «золотого хода валторны». В стадии функционирования они приобретают статус «знака comi» (определение Л. Н. Шайму-хаметовой). Его инварианты и структурные разновидности в прямых значениях вводятся в ху-

"Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (41), 2011

дожественные тексты как основа «охотничьих» и пасторальных образов (К. Вебер. «Хор охотников», Н. Паганини. Каприс № 9 «Охота»).

Так называемым сигналам «бытового звучания» тоже часто придается статус ключевых интонаций произведения.

Разумеется, круг интонационных образований в текстах нотного учебника не исчерпывается приведенными примерами. Тем не менее, даже беглый обзор возможностей их семантической «дешифровки» показывает, что можно рассматривать музыкальный «сверхтекст» нотных учебников в качестве специфического носителя смыслового музыкального содержания. Анализ смысловой сферы музыкальных интонаций произведений, включаемых в комплексный текст нотного учебника, позволит определить зафиксированную в каждом конкретном случае нотными знаками художественную задачу, которая, в свою очередь, конкретизирует исполнительское произнесение -артикуляцию, реализуемую посредством исполнительской техники.

Литература и примечания

1. Арановский М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. М., 1998. С. 10.

2. В контексте интонационной теории Б. В. Асафьева, в свете предложенной М. К. Михайловым и М. Г. Арановским идеи о существовании в музыкальном языке и речи особых интонационных оборотов, мигрирующих из текста в текст на протяжении исторического времени.

3. Значительная заслуга в этом принадлежит Л. Н. Шаймухаметовой, возглавляющей Лабораторию музыкальной семантики в Уфимской государственной академии искусств, а также сотрудникам этойлабораторииИ.Алексеевой,А.Асфандьяровой, Р. Байкиевой, Д. Баязитовой, П. Кириченко и др.

4. Понятие «интонационная лексика» подразумевает разномасштабную совокупность интонационных оборотов с закрепленными значениями. Отражая предметный мир, они служат связующим звеном между исполнителем-интерпретатором и слушателем при постижении музыкального произведения.

v. f. tretyachenko. the role of semantic figures in music texts

(From the training of a violinist)

The article is dedicated to the understanding of intonation vocabulary as a phenomenon that reflects object world, to its role in comprehension of music works and in practice of music pedagogy. Key words: music text, intonation vocabulary, violin class.

М. С. АСКЕРОВ

высшее образование: подготовка бакалавров

по дисциплине «народное художественное творчество»

Автор статьи рассматривает проблемные аспекты и возможности интеграции высших учебных заведений культуры и искусства в единое европейское образовательное пространство.

Ключевые слова: единое европейское образовательное пространство, вузы культуры и искусства, дисциплина «Народное художественное творчество», бакалавриат.

Принятие Болонской декларации (Хартии университетов Европы) автоматически вовлекает российские высшие учебные заведения в процесс глобализации - тесное сотрудничество образовательных учреждений на международном уровне. В зависимости от сферы компетентности и уровня предоставляемых образовательных услуг в различных странах, на различных континентах открываются равные возможности для вузов (преемственность научно-методического и практического опыта, формирование единых целей, выравнивание учебных планов и программ, согласование вопросов международного обмена студентами, аспирантами, педагогическими кадрами).

Интеграция целей вузов одного профиля, функционирующих в различных странах, становится главным условием успешной глобализации образования. Как системообразующий элемент образовательного процесса, «цели должны формироваться в категориях развития личности, включая

общую культуру, культуру поведения, духовно-нравственную сферу, готовность к профессиональной деятельности и социализации в обществе и др., при этом личность следует рассматривать в широком социальном контексте» [1].

Выход российских вузов на общеевропейский, а затем, в свою очередь, и на мировой уровень предъявляет административно-педагогическим коллективам новые требования относительно качества образования, результатов взаимодействия со студентами, компетентностной модели выпускников. Российский ученый Ю. В. Фролов в статье «Социальные процессы управления знаниями» подчеркивает, что «предназначение современного профессионального образования - это переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передачи компетентных знаний - потенциала к действиям). Результатом образования должно быть не только появление у индивида новой информации, новых идей, но, прежде всего, предпосылок для изменения в по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.