П. А. ГНЕЗДИЛОВА,
кандида т культурологии,
Московский институт телевидения
и радиовещания «останкино»
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Переход цивилизации на качественно новый (информационный и инновационный) виток своего развития сопровождается ускорением процессов социальных изменений, затрагивающих все аспекты жизнедеятельности современного человека. Появляются научные парадигмы, предлагающие человеку новые трактовки принципов бытия; изменяются формы общественных отношений, ценностно-смысловые ориентиры; развивается фило-софско-культурологическое знание - расширяются представления о деятельностной, аксиологической концепциях культуры, определяющих новые элементы и аспекты культу-рообразующей деятельности.
Противоречивый характер общественных трансформаций оказывает значительное влияние на иерархию ценностей и идеалов, усложняя идентификационные модели и ценностное сознание, не обеспечивающее соединение культурно-исторических традиций духовности и гуманизма с системой общезначимых нравственных императивов. В ответ на эти изменения возникают новые требования, предъявляемые к процессу воспитания гражданских качеств подрастающего поколения как базисного механизма подготовки человека к современным социально-культурным условиям существования. При этом одно из ключевых противоречий состоит в том, что, с одной стороны, очевидна объективная потребность российского государства в формировании гражданственности молодежи, а с другой - низкая эффективность мер по воспитанию гражданских качеств личности, востребованных в современном обществе, которая обусловленная недооценкой роли и значения образовательно-культурных практик.
Гражданственность как форма передачи социального и культурного опыта формируется в культуре повседневных коммуникаций через включение человека в систему межличностных и общественных взаимодействий. Успешность данного процесса определяется многими факторами (уровнем культуры личности, особенностями культурно-исторической реальности, динамикой культуры, трансформацией ценностей и норм поведения, характе-
ром и содержанием социальных коммуникаций и др.), влияющими на процесс социализации и выбор культурных практик1.
Общеизвестно, что культурные практики повседневности выражаются в поведении человека, апеллирующего к нормам и ценностям, которые соответствуют конкретному культурно-историческому периоду, а значит, закрепляются и в его гражданственности, поскольку каждый день человек вступает во взаимоотношения с обществом и государством. С другой стороны, культурные практики воздействуют на характер социокультурного пространства, в котором воспитывается подрастающее поколение, образующее особую группу риска. Отметим, что в фокусе нашего исследовательского внимания находится определенная часть российской молодежи, которая включена в образовательный процесс, в частности, учащиеся старших классов и студенты. Значительное место в выборе этого критерия занимают наметившиеся в образовании тенденции к технологизации и практицизму, к смещению ценностно-смысловых ориентиров, что ограничивает процессы передачи и восприятия культурного опыта предыдущих поколений. В данных тенденциях очевидна опасность снижения значимости культурных традиций и ценностных императивов в образовании, что способно изменить направленность развития общества, снизить его устойчивость к влиянию других культур, разрушить духовные основы, объединяющие поколения. В результате у части современной молодежи нередки проявления деструктивного поведения как результата десоциализации, искажения ценностных ориентаций при включении в субкультурные объединения.
Обращение к анализу экскурсионных образовательных практик под таким углом зрения актуализирует понятие «гражданственность» и обусловливает необходимость проведения комплексного исследования его сущности как одной из форм культурного опыта, передающегося путем проживания совместных ситуаций, значимых для разных поколений, ситуаций, реализуемых в повседневной культурной практике; а также как аксиологического феномена, включенного в иерархию системы ценностей российского общества, в идентификационную матрицу отечественной культуры, над которой довлеют процессы глобализации и модернизации. Следовательно, возрастает потребность в системном подходе к исследованию гражданственности как феномена, отражающего поведение человека в социуме в условиях новой культурно-исторической реальности; в культурологическом анализе гражданственности как ресурса социализации личности. Культурологическим ра-
1 Князев А. М. Воспитание гражданственности в системе современного российского образования как проблема педагогики и акмеологии // Акмеология. 2008. № 1; Ромах О. В., Лапина Т. С. Самоценность человеческой жизни как основание социального окультуривания // Аналитика культурологии. 2010. № 1.
курсом анализа продиктована избирательность в обращении к эмпирическому материалу, концентрация внимания на воспитательно-просветительской направленности экскурсионных практик, формирующих гражданственность в системе образования. Предлагаемое методологическое решение к исследованию гражданственности и специфике ее формирования в современных условиях посредством образовательно-экскурсионных практик не получило широкого распространения в отечественной образовательной и научно-теоретической практике, чем также обусловлено обращение к теме исследования.
Современные социально-философские и культурологические исследования позволяют рассматривать процесс формирования гражданственности с различных точек зрения:
- в контексте становления гражданской культуры личности (Е. П. Белозерцев, П. К. Гречко, Т. С. Злотникова, З. Я. Капустина, О. А. Митрошенков, О. Н. Астафьева, Н. Д. Никандров, И. В. Тепляшин, Г. Н. Филонов и др.);
- в контексте формирования культуры гражданского общества (О. И. Ефимов, М. С. Каган, В. М. Межуев, Ю. М. Резник, В. Н. Шевченко и др.);
- сквозь призму общих концепций патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения (Г. Я. Гаязов, О. Н. Малова, В. Н. Ксенофонтов, И. П. Подласый, С. Т. Шацкий, С. И. Худяков и др.);
- с точки зрения социокультурных аспектов гражданственности (В. Т. Лисовский, Е. Л. Омельченко, Р. М. Рахимова, А. П. Садохин, А. Д. Салагаев, А. Я. Флиер и др.).
Различные аспекты гражданственности нашли свое отражение в трудах классиков философско-культурологического знания: В. С. Библера, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, а также наших современников: Г. П. Выжлецова, А. С. Демина,
A. С. Запесоцкого, В. А. Ремизова и др.
Вопросы гражданского становления молодежи в своих трудах освещают П. И. Бабочкин, И. В. Бестужев-Лада, В. П. Борисенков, И. В. Долгалева, Л. С. Зорилова, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинский, И. С. Кон, В. В. Краевский, Ю. Н. Левада и др. Формирование гражданственности молодежи и гражданской позиции учащихся лежат в центре внимания С. В. Гладченковой, Т. И. Кобелевой, С. З. Мирветалиевой, Т. А. Сухаревой. Специально отметим ряд диссертационных исследований последних лет, выявляющих разные аспекты этой проблемы, Л. Г. Гареевой, Б. Б. Багирова, А. Г. Володина,
B. В. Маленковой, Т. Н. Самсоновой, Т. А. Чегодаевой и др.
Возможности использования социально-культурной деятельности в патриотическом воспитании молодежи отражены в трудах Т. И. Баклановой, Т. Г. Бортниковой, Н. Д. Була-
товой, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, В. А. Есакова, А. И. Костяева, Ю. Е. Окуневой, Э. И. Петровой, Ю. А. Стрельцова, А. А. Сукало, Б. А. Титова, Н. Н. Ярошенко и др.
Широкий круг вопросов воспитания личности средствами социально-культурной деятельности также нашел свое освещение в научных публикациях Г. М. Бирженюка, Т. Г. Киселевой, В. Н. Ксенофонтова, А. Л. Маркова, Г. Я. Никитиной, В. С. Садовской, А. П. Садохина, В. К. Сергеева, В. Я. Суртаева, В. Е. Триодина, О. В. Шлыковой и др. Проблема ценностных ориентаций молодежи рассматривалась и зарубежными учеными: М. Мид, Ф. Мантре, К. Мангеймом, Ш. Айзенштадтом, X. Ортегой-и-Гассетом.
Существующие подходы к вопросам гражданского образования и духовно-нравственного воспитания молодежи позволяют выделить ряд факторов, влияющих на формирование гражданственности, разработать различные модели реализации образовательно-культурных практик по формированию гражданственности. Изучению условий воспитания гражданственности посвящены исследования Л. Г. Гареевой, Б. Б. Багирова, А. Г. Володина, В. В. Маленковой, Т. Н. Самсоновой, Т. А. Чегодаевой и др. Однако в ряде указанных исследований представлены преимущественно психолого-педагогические и социально-педагогические модели, реализуемые в образовательном процессе. Акцент в указанных работах не сделан на культурологических аспектах формирования гражданственности. Однако комплексный анализ диалогических и открытых процессов взаимодействия в обучении позволяет исследовать передачу ценностей и привитие навыков гражданского, социально ориентированного поведения молодежи.
Известно, что включение культурологического подхода в совокупность методологических и методических принципов, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности как основание для формирования гражданственности, расширяет рамки сложившихся в педагогике моделей. Так, культуроцентричность и культуросообразность выступает ценностным ядром культурологической парадигмы в образовании (В. В. Власенко, Т. И. Ерохина, Т. С. Злотникова, Л. М. Мосолова, А. Н. Рылева и др.), а передача культурно-исторических традиций, рассматриваемая как целенаправленный процесс, - фундаментом для инноваций, одновременно отвечая историческим запросам как государства, так и общества (В. К. Егоров, И. В. Кондаков, Ю. В. Никуличев).
Исходя из этого, вопрос о выборе форм социокультурных практик становится одним из ключевых в формировании гражданственности подрастающего поколения, поэтому, наряду с дисциплинарно-предметным блоком, формирующим основы правового сознания и гражданской компетенции личности, в настоящее время активно развивается система культурных практик, включающая ресурсы образования и искусства, социокультурного
проектирования, усиливающие или дополняющие знания, полученные при изучении гражданско-правовых дисциплин.
Экскурсия, обладающая полифункциональными свойствами, создает максимально благоприятные условия как для передачи культурно-исторических традиций, так и для их включения в современную систему культурных ценностей. Это способствует формированию культурной идентичности и чувства гражданской сопричастности. Особое место среди экскурсий занимает учебная экскурсионная практика. Ее основное содержание эффективно работает на передачу молодому поколению культурно-исторического опыта, духовных ценностей, способствует формированию гражданственности.
В многочисленных работах отечественных ученых (Н. С. Борисов, Н. А. Гецевич, З. М. Горбылева, В. В. Дворниченко, Г. П. Долженко, Б. В. Емельянов, А. Д. Жарков, К. В. Кулаев, Т. А. Маслюкова, Н. А. Седова, Б. А. Столяров, В. Е. Туманов, А. И. Федина) отмечается не только многоплановый эффект, который производит погружение субъектов в познавательную среду экскурсии, но и разнообразное психологическое, социальное и культурологическое воздействие, обеспечивающее личности (в процессе рефлексивного познания объектов окружающей среды) возможность изучения и присвоения гражданских ценностей.
Однако специальных культурологических исследований, посвященных анализу применения учебно-тематической экскурсии в процессе формирования гражданственности современной молодежи, до сих пор нет. Между тем, именно организация совместной твор-ческо-познавательной деятельности молодежи в системе комплексных образовательно-культурных практик, сочетающих в себе познавательные формы открытого обсуждения (семинара, форума) и учебной тематической экскурсии с тщательным отбором объектов, может дать необходимый эффект при формировании гражданской позиции.
Наиболее распространенный вид экскурсий в образовательной практике - учебная экскурсия - содержит в себе дополнительные резервы и возможности, повышающие эффективность процесса формирования гражданственности за счет придания ему целенаправленности и включения в данный процесс элементов научно-творческой деятельности молодежи. При этом многообразие видов и форм экскурсий позволяет отнести данную форму образовательно-культурной практики к универсальному инструменту достижения культурологических эффектов в социализации и инкультурации молодого поколения.
Гражданственность в рамках культурологического подхода рассматривается как сложная, многофакторная система интегральных гражданских качеств и свойств личности, необходимых для ее социализации и самореализации в обществе (Ю. В. Вишневский,
С. Ю. Вишневский, В. Т. Шапко, Е. С. Казаков). Эти свойства необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с развитием других качеств, определяющих культурную идентичность и социальную зрелость личности и являющихся предметом изучения различных социально-гуманитарных дисциплин.
Обобщив представления о гражданственности в современной гуманитарной науке, можно сделать вывод о том, что феномен гражданственности можно рассматривать в рамках культурологического подхода как интегративный, включающий качества личности, которые отражают ее духовно-нравственную природу в системе общественных отношений. Гражданственность является одним из элементов культуры личности; в частности, одной из форм культурного опыта, определяющей отношение человека к обществу и государству и формируемой посредством передачи от поколения к поколению.
Отразив динамику изменения содержания понятия «гражданственность» в разные исторические эпохи, автор выделил из них наиболее актуальные для воспитания гражданственности в современных условиях. Отмечается следующая закономерность: качества, которые основаны на общечеловеческих (более стабильных, терминальных) ценностях и составляют духовно-нравственную культуру личности, остаются наиболее устойчивыми; в то время как качества, основанные на присущих определенной социально-политической системе (более динамичных инструментальных) ценностях, изменяются в соответствии с требованиями времени.
Закономерности освоения и изменения традиций, ценностей и норм во многом обуславливают и характер процесса формирования гражданственности. Данный феномен определяется прежде всего ценностным отношением человека, исходящим из признания им особой значимости понятий «сознание», «культура», «добродетель». При этом значительную роль в формировании актуальных и востребованных обществом свойств личности играет применение специализированных культурных практик, расширяющих ее культурную компетентность. Посредством предметно-специализированной экскурсионной деятельности в социокультурной среде реализуется потенциал так называемого «скрытого» воспитания и происходит освоение «фонового» знания, через которое и транслируются культурно-исторические традиции. Экскурсия «погружает» личность в мир культурно-исторического наследия страны различных эпох (экскурсионные маршруты по городам Золотого кольца), усиливает профессиональную ориентацию и мотивацию (экскурсии на предприятия), раскрывает страницы истории и знакомит с жизнью людей других цивилизации (экскурсия в культурно-образовательный центр «Этномир»). В современных условиях культурно-образовательная практика экскурсии расширяет свои границы и становится более адапти-
рованной к современной жизни как по форме (экологические, интерактивные, музыкальные, экскурсии в ночное время), так и по содержанию, включая в себя те объекты творческой индустрии, которые являются предметом интереса молодежи.
Признание диалектической природы гражданственности позволило уточнить ее определение. По мнению автора, гражданственность - интегративное качество личности, включающее чувство долга, ответственность, патриотизм. Эти свойства формируют посредством общественно ориентированной личностной культуры социально-политический портрет всего общества. Степень проявления социокультурной компетентности (как способности и готовности быть гражданином) в масштабах всего общества может также выступать одной из ключевых характеристик уровня развитости гражданского общества.
Рассматривая гражданственность как ценность, осваиваемую и постигаемую путем передачи культурного опыта, автор выделяет ряд существенных положений:
1) передача культурного опыта опирается прежде всего на значимые (признанные как ценность) для общества достижения культуры общественных отношений, сохраняющих целостность и жизнеспособность общества;
2) результатом передачи культурного опыта является формирование ценных для общества качеств личности, среди которых гражданские качества играют ключевую роль для передачи культурных норм поведения и моральных принципов;
3) способы и формы передачи культурного опыта, формирующего гражданственность, всегда сочетают в себе диалог поколений, что обеспечивает целостность и жизнеспособность общества;
4) формирование гражданственности в России (как результата передачи культурного опыта в условиях многонациональности сложившейся социальной системы) невозможно без создания ценностного ядра, обеспечивающего основания для выбора морально обоснованных и социально значимых поступков.
На основе проведенного анализа можно заключить о взаимосвязи и взаимозависимости индивидуальных и социальных показателей уровня гражданственности. От того, насколько психологически, социально и нравственно адаптированной к реальной жизни в современном обществе будет сегодняшняя молодежь, во многом зависит устойчивость позитивных социокультурных трендов и будущее российского государства.
Изучение динамики целевой и ценностной ориентации общества позволило автору определить роль и место феномена гражданственности в иерархии ценностей современной молодежи. При этом особую значимость автор придает сравнению ценностной ориентации
молодого и старшего поколений, так как от этого зависит социальная стабильность или конфликтность в обществе в процессе передачи культурного опыта.
Национальная идентичность формируется под воздействием стимулов осуществления культурной деятельности, когда большинство членов общества проявляют интерес к объектам культурной идентичности. Он представляет собой основу культурных потребностей, структура которых находится в сложной взаимосвязи с динамикой социокультурных изменений, приоритетами в жизненных стратегиях и целями, иерархией ценностных ори-ентаций у разных поколений. На ее выявление был направлен сравнительный анализ результатов социологических исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в период с 2000 по 2010 гг. Определены тенденции увеличивающихся ценностных разрывов между представителями разных возрастных категорий молодых людей обоего пола.
Систематизировав показатели, заключаем, что ценностные ориентации молодежи (по категориям, определяющим гражданское поведение) в текущий период направлены не только на материальное благополучие и достижение успеха, но и на достижение общественно значимых целей и повышение уровня гражданской ответственности.
Культурологический подход к анализу системы формирования гражданственности позволяет рассматривать его как целенаправленный динамический процесс качественных изменений в становлении личности. Схематично это можно представить в виде системного алгоритма, который, однако, не является процессом механическим, а осваивается индивидуально, в зависимости от внешних (социокультурная среда) и внутренних (свойства личности и уровень личной культуры) факторов (рис. 1).
его поступках tío отношению к обществу и государству t - время реализации системы
Рис. 1. Структурно-логическая схема процесса формирования гражданственности
Данная схема не исключает способностей человека к саморазвитию, напротив, раскрывает закономерности формирования гражданственности как естественного результата процесса развития совокупности гражданских качеств и актуальных культурных свойств, обусловленных духовно-нравственной природой личности. При этом системообразующим ресурсом гражданственности является комплекс востребованных обществом и государством культурных свойств личности, которые, в свою очередь, выступают совокупностью гражданских качеств. Специфика внутренней структуры и элементный «набор» гражданских качеств каждой отдельной личности зависят от того, какие духовно-нравственные характеристики человека получат наибольшее количество возможностей для развития. Следовательно, состояние культуры и ценностных приоритетов личности во многом зависит от иерархии ценностей, преобладающих в конкретном культурно-историческом периоде. Гражданственность, в свою очередь, выступает результатом активных культурных действий в социокультурной среде коммуникаций, что подтверждается многими исследователями.
Систематизация базовых гражданских качеств и культурных свойств, составляющих основу гражданственности, позволила автору применить данную структурно-логическую схему как объяснительную модель процесса формирования гражданственности. Упорядочение элементов было необходимо для того, чтобы наглядно продемонстрировать корректность восприятия феномена гражданственности как сформированной культурной компетенции (способности и готовности быть гражданином), определенной развитым комплексом культурных свойств личности. Каждое из них образовано совокупностью гражданских качеств, для которых основанием являются индивидуальные черты личности, определяющие ее нравственную культуру (рис. 2).
- - Гражданственность как способность быть гражданином
Добросовестность, порядочность, дисплинированность и другие нравственные \
характеристики индивида )
Рис. 2. Применение структурно-логической схемы процесса формирования гражданственности для оценки
полноты системы
Интерес к социальной деятельности у молодежи формируется в процессе ровесниче-ских и межпоколенческих отношений. В него могут успешно внедряться современные учебно-воспитательные практики, в том числе комплекс тематических экскурсий, объединенных в единую программу, нацеленную на достижение определенного воспитательного эффекта. Каждая практика при этом формирует те или иные гражданские качества, а весь процесс в целом направлен на воспитание достойного гражданина. Автором были проанализированы образовательные экскурсионные практики Москвы, приведена типологизация экскурсионных практик, применимых в образовательном процессе и направленных на формирование системы ценностей молодежи и ее культурной идентичности. Каждому иерархическому уровню задач процесса формирования гражданственности соответствует свой целенаправленный процесс, определяющий выбор образовательно-культурных практик. Очевидно, что группы этих задач соответствуют группам социально-культурных условий процесса формирования гражданственности.
Анализ содержания (элементной базы) гражданственности и алгоритма процесса воспитания, отраженных в вышеприведенных схемах, позволяет сформулировать ключевые социально-культурные условия формирования гражданственности, определить способы обеспечения эффективности данного процесса:
1. Создание условий для развития определенных духовно-нравственных характеристик индивида путем изменения фактологической стороны воспитательной ситуации (предметная составляющая культурного воспитания), требующей организации активных культурных действий; реализуется посредством погружения индивида в социокультурное пространство за счет повышения уровня его мотивации, актуализации самоорганизационного потенциала личности.
2. Обеспечение выбора при организации социокультурного и деятельностного пространства происходит путем изменения обстоятельств, определяющих контекст воспитательной ситуации (контекстная составляющая культурного воспитания), требующей организации межличностных коммуникаций по интересным для участников темам; реализуется посредством придания процессу межличностного взаимодействия характера непринужденности и вовлеченности в процесс за счет проявления общего интереса к теме.
3. Формирование интереса к погружению в социокультурное пространство коммуникаций определяется характером регистрируемой жизненной ситуации (составляющая культурного воспитания), требующей совпадения потребностей индивида с предлагаемой ему общественной системой ценностей; реализуется посредством демонстрации эталонов для подражания и объектов культуры для самодентификации.
4. Специализация потребности в осуществлении изменений личности происходит за счет направленности практики на актуальные для субъекта и социума цели совместной деятельности (целевая составляющая культурологического воспитания), требующей организации проектов, социально значимых для молодежи. Реализуется посредством создания условий для осуществления проектной деятельности в рамках кросс-культурного и межпо-коленческого взаимодействия.
Комплекс данных условий в полной мере способен осуществляться введением образовательно-культурной практики организации учебных тематических экскурсий, позволяющих мотивировать и вовлекать индивидов в процесс кросс-культурного и межпоко-ленческого взаимодействия, демонстрируя культурные эталоны, систему идеалов, создавая условия для присвоения ценностных и культурных императивов.
Как показывает опыт, реализация образовательно-культурной практики экскурсии, интересной по тематическому наполнению и проходящей в режиме совместной творческо-созидательной деятельности, значительно повышает эффективность формирования гражданственности у современной молодежи.
По мнению автора, основанием для применения практики экскурсионной деятельности в системе «школа - вуз» являются следующие возможности:
1. Современная система научно-методического обеспечения, профессиональные кадры для сопровождения процесса воспитания, развитая сеть социокультурных коммуникаций ориентируют на ценности сотрудничества и взаимодействия студентов, проходящих учебную практику в условиях, максимально приближенных к реальной жизни. В целом обеспечивается гуманитарная составляющая образовательного процесса.
2. Социально-культурная деятельность и аудиторная работа, организация учебных занятий отвечают культурологической парадигме образования и интересам педагогических коллективов, внедряющих активные творческие формы обучения, обогащенные воспитательным компонентом. Привлечение студентов вузов к внеаудиторной работе в данном случае способствует качественному процессу социализации.
3. Культурологический потенциал экскурсий раскрывается в процессе подготовки и реализации проекта тематической экскурсии. Повышение образовательно-воспитательного эффекта видится через отказ от форм пассивного содержания, где участие школьников сводится к «созерцательности», в противовес активному творческому участию, отвечая потребностям в эффективной социализации.
4. Музеи, театры, учреждения культуры и туристские фирмы заинтересованы в сотрудничестве с вузами и школами: предоставляют места для прохождения практики сту-
дентам, мотивируют школьников к профессиональному самоопределению. Активно развивается музейная педагогика, соответствуя как культурологической парадигме образования, так и интересам педагогов и экскурсоводов, внедряющих активные творческие формы обучения и воспитания.
Изучая культурологические аспекты экскурсионной деятельности, можно сделать вывод, что учебная экскурсия, имеющая высокий потенциал полифункциональности решения задач культурного воспитания, является одним из универсальных и действенных инструментов в процессе формирования гражданственности. Многоплановость «постэкскурсионных» эффектов позволяет успешно использовать эту форму в процессах социализации. Анализ системы факторов и условий, характерных для современных моделей воспитания гражданственности молодого поколения, подтверждает положения о необходимости поиска инновационных культурно-образовательных практик, которые обладают культурологическим потенциалом, направленным на создание условий для творческого саморазвития личности посредством погружения ее в социокультурное пространство коммуникаций с определенной системой ценностно-культурных императивов.