Научная статья на тему 'Культурологический подход к оценке туристского продукта'

Культурологический подход к оценке туристского продукта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
332
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СЛАГАЕМЫЕ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТУРИЗМА / TOUR PRODUCT / CULTUROLOGICAL APPROACH / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Питюков В. Ю.

Делается попытка рассмотреть туризм как социально-культурное явление, обозна чить ряд культурологических показателей для оценки туристского продукта и ту ристского обслуживания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к оценке туристского продукта»

УДК 338.487:338.33

В.Ю. ПИТЮКОВ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

Делается попытка рассмотреть туризм как социально-культурное явление, обозначить ряд культурологических показателей для оценки туристского продукта и туристского обслуживания.

Ключевые слова: туристский продукт, культурологический подход, слагаемые культуры, социально-культурное измерение туризма.

This article attempts to view tourism as social and cultural phenomenon, set certain list of cultural indicators to evaluate tour product and tour services.

Key words: tour product, culturological approach, social and cultural development of tourism.

К настоящему времени сложилось четкое представление о туризме как об экономической категории, его географии и применяемых технологиях обслуживания. Вместе с этим аксиологический аспект туризма, внимание к которому обусловлено общими тенденциями гуманизации общественной жизни, только начинает исследоваться. Важно подчеркнуть, что с позиции де-ятельностного подхода этот аспект позволяет выдвинуть на первый план мотивы туристской деятельности всех ее участников и, основываясь на ценностном содержании, а не цене (стоимости), оценить значение того или иного туристского продукта.

Рассмотрение туризма как социально-культурного феномена предполагает его анализ через систему слагаемых культуры и определение их значимости для человека, что, в свою очередь, требует не только четкого понимания смыслового содержания самого термина «культура», но и учета его современного контекста, а также ментального своеобразия.

© Питюков В.Ю., 2014

По поводу содержания понятия «культура» высказываются самые разные мнения, имеющие под собой определенные научно-теоретические и практические основания [1, 6, 7]. При этом мы не ставим перед собой задачу подвергнуть критике ту или иную точку зрения, для нас важно проанализировать имеющиеся подходы к раскрытию содержания и пониманию самого термина «культура», чтобы выявить наиболее общую тенденцию в осмыслении этой категории и определить возможности ее экстраполяции на туристскую деятельность.

Многообразие определений культуры (по отдельным исследованиям их насчитывается до трехсот) связано с различными основаниями и функциями, которые берутся исследователями за основу при анализе.

В самом широком варианте культуру рассматривают как освоение, гуманизацию, облагораживание человеком природы, совершенствование всего того, что человек находит естественно данным, стихийно возникшим в природе, обществе и себе самом; все, созданное руками и разумом человека [2].

В логике наших рассуждений, основанных на этимологии слова «культура», означающего в переводе с латинского «возделывание», под культурой понимаются наивысшие достижения человечества в какой-либо области, созданные на протяжении всей истории его существования. Достижения отдельной личности или группы людей вбираются в содержание современной культуры, однако это не означает, что все остальные люди в тот же момент непременно поднимаются на этот уровень, для этого требуются их собственные усилия по приобщению к культуре.

Содержание современной культуры человека описывается системой слагаемых, выступающих одновременно показателями уровня культуры [3]. Выявление показателей культуры осуществляется на основе анализа ведущих направлений деятельности человечества, которые по мере их филогенетического развития люди «возделывали», достигая соответствующих уровней совершенствования [5].

К первому направлению можно отнести «возделывание» средств существования, обеспечивающих человеку реализацию его жизни. Появляясь на свет как биологическое существо, человек вынужден в целях выживания черпать из окружающего мира средства своего существования. Рассматривая этот вопрос в историческом ракурсе, нетрудно убедиться, что современное человечество шагнуло далеко вперед по сравнению со своими древними предками. К числу наиболее важных и значимых средств существования относятся пища, одежда и жилище. С точки зрения культуры к каждому из перечисленных средств сегодня предъявляются особые требования.

Так, пищевой рацион человека должен быть разнообразным и включать в себя продукты растительного и животного происхождения, чтобы обеспечивать организму достаточное количество минералов, витаминов, микроэлементов и т.д.

Однако культурологические требования этим не исчерпываются. Когда-то в древности человечество поставило перед собой вопрос о смысле жизни, который имел весьма наивную формулировку - «жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить». С позиции современной культуры этот вопрос решается однозначно: человек ест для того, чтобы жить, чтобы не умереть с голода, чтобы иметь возможность творить и работать.

Процесс потребления продуктов также имеет культурологические характеристики. На протяжении многих веков люди отрабатывали этические нормы поведения за столом, умения пользоваться ножом и вилкой и другими приборами, вести приятную беседу во время приема пищи, заботясь о состоянии присутствующих и доставляя удовольствие сидящим за столом.

Еще одно средство существования человека - одежда. Если верить легендам, то когда-то человечество довольствовалось фиговыми листочками, набедренными повязками, шкурами убитых животных. С тех времен люди разработали такое многообразие моделей и фасонов в одежде, что сегодня мы имеем энциклопедические сборники, рассказывающие об истории и назначении костюма, а модельный цех и промышленное производство продолжают создавать все новые и новые направления и стили. Связано это с тем, что функциональное назначение одежды уже не исчерпывается необходи-

мостью прикрыть наготу и согреться от холода. Костюм человека стал средством выражения его отношения к окружающим людям и к себе.

Жилище, как и другие средства существования человека, также имеет свою историю с точки зрения культуры. Первоначально в качестве жилища человек приспосабливал особенности природного ландшафта, пещеры, затем он стал прилагать силу и выдумку при использовании природных материалов (камней, глины, прутьев и т. д.) для постройки своего жилища. Современный человек не мыслит своей жизни без благоустроенного жилища, в котором есть тепло, водопровод и другие удобства.

Перенеся обозначенное содержание о средствах существования человека на туристский продукт, можно выявить совокупность требований к нему:

• к меню, его разнообразию, ресторанному обслуживанию в соответствии с культурой и национальными традициями туристов, наличие столовых приборов (ножей, вилок, палочек и т.п.) и посуды, соответствующей подаваемым блюдам и напиткам, сервировка стола, подача блюд, музыкальный фон и многое другое;

• требования к одежде обслуживающего персонала, закрепленные в форме дресс-кода, фирменный стиль как отличительная особенность работников соответствующих туристских организаций и к одежде самих отдыхающих, как, например, на круизном лайнере во время приема у капитана;

• к обустройству гостиниц, ресторанов и множества других помещений, предоставляемых туристам во время отдыха и путешествий, к состоянию и эксплуатации номерного фонда, уборке помещений, замене средств индиви-

дуальной гигиены, обновлению содержимого мини-баров и т.п.

Второе направление культурологического совершенствования человечества можно обозначить как изменение среды обитания. Изначально человек приспосабливался к среде обитания и тем самым уподоблялся биологической особи. Позднее он стал использовать среду существования в своих интересах. В связи с этим в качестве культурных характеристик среды выявились три показателя: гигиена среды обитания человека, удобство и порядок в ней, красота среды обитания.

Эти три показателя, несмотря на их кажущуюся безусловность, по-разному представлены в различных туристских дестинациях. Например, в большинстве стран Европы и сами туристские объекты, и территории городов, на которых они находятся, соответствуют культурным требованиям к среде обитания человека, в то время как покидая отель в Египте, Вьетнаме или Индии, турист оказывается в неприспособленной, грязной и небезопасной среде.

Культурологические показатели «возделанной» среды обитания имеют непосредственное отношение к туристскому продукту и туристскому обслуживанию, поскольку влияют не только на привлекательность для туриста той или иной дестинации, но и определяют направления деятельности персонала отелей, ресторанов, объектов туристского показа по обустройству среды непосредственного расположения туристских объектов.

Третье культурологическое направление связано с «возделыванием» человеческих способностей.

Основная способность человека, заключенная в его видовом названии (Homo Sapiens), - это способность ра-

зумно мыслить, а не «скользить» по поверхности факта, как наши предки, считавшие, например, что Солнце вращается вокруг Земли, граница которой находится за линией горизонта. Способность разумно мыслить выделяет нас в этом мире, обеспечивая возможность вскрывать закономерности объективных явлений, абстрагироваться и постигать суть происходящего. Понятно, что культивирование этой способности значительно отличается в зависимости от видов туристского обслуживания: в познавательном или образовательном туре она выше, в пляжном - ниже. Но исключить ее совсем - означает перевести человека на биологический уровень существования.

Этот культурологический показатель в туризме реализуется через познавательную функцию, образовательные туры, деловой, экологический, научно-экспедиционный и даже космический туризм. С одной стороны, здесь многое зависит от запросов самого туриста, с другой - от возможностей отеля, предоставляющего доступ к интернету по системе Wi-Fi и сертифицированного гида, осуществляющего экскурсионное обслуживание, конкуренцию которому в последние годы начинают создавать специальные мобильные приложения для сотовых телефонов, позволяющие человеку самостоятельно совершать экскурсии с виртуальным гидом.

Еще одной уникальной способностью человека является способность быть моральным существом. История становления человека в этом плане имеет множество трагических и авторитарно-идеологических примеров. В основе моральных проявлений лежат моральные нормы отношения к человеку. С позиции культурологического взгляда человек представля-

ет наивысшую ценность, и эта позиция является безусловной при оценке моральных действий и поступков человека, а следовательно, и гарантий туристу по соблюдению его прав и свобод во время путешествия. Неслучайно поэтому туризм считается посланцем мира: где реализуется туризм, там нет боевых действий.

Творчество как уникальная способность человека связана с преобразованием объективной действительности в целях субъекта, созидающего нечто новое и оригинальное. На протяжении всей своей истории человечество не только выявляло, но культивировало и поощряло творческие проявления. С развитием творческих способностей укреплялась вера в человека, его преобразующие возможности не только по отношению к природе, но и к самому себе. В связи с этим туризм должен предоставлять человеку возможность для самосовершенствования в самых разнообразных планах: культурном, языковом, физическом, интеллектуальном и тому подобное, поскольку возделанные способности человека (разумно мыслить, быть моральным и творческим) объединяются в интегральную характеристику духовности в светском понимании этого термина как сопричастности человека миру во всех его проявлениях.

В ходе исторического развития воз-делывался и организм человека, что является еще одним культурологическим направлением, где в качестве показателей выступают гигиена, здоровье и выразительность человеческого тела.

Гигиенические требования к организму человека являются важным показателем современной культуры. Пренебрежение правилами личной гигие-

ны - это не только невнимание человека к себе, но и проявление неуважения к другим людям. С точки зрения культуры можно обозначить целый ряд гигиенических нормативов, таких как чистота тела, волос, опрятность стрижки, маникюр и др., и любой путешественник должен иметь возможность реализовать их во время тура.

Начиная с древности, люди всегда стремились побороть болезни, приносящие человеку страдание, а здоровье стало показателем современной культуры, поэтому предоставление возможности туристу превентивно позаботиться о своем здоровье, сохранить и восстановить его становится еще одним показателем, применяемым для социально-культурной оценки тура, куда включаются услуги медицинского страхования, SPA, тренажерных залов и т.п.

Восстановление жизненных сил человека, улучшение его физического и психического самочувствия благотворно отражается и на пластической выразительности, являющейся еще одним показателем культуры человеческого организма, одетого в так называемое платье доброжелательности. Этот показатель совсем недавно попал в поле зрения ученых, но на сегодняшний момент уже наработан огромный фактический и теоретический материал, позволяющий трактовать пластику и мимику человека, «читать» человека по его жестам. Так, А. Пиз утверждает, что невербальная информация при общении с человеком оказывает наибольшее значение на восприятие речевой информации, сообщаемой собеседником [7]. Невнимание к языку пла-

стики в процессе туристского обслуживания может привести к серьезным межличностным конфликтам, тем более что некоторые жесты имеют различную трактовку в разных культурах.

Взаимные отношения между людьми как еще одно направление культурологических усилий человека на протяжении истории претерпели серьезные изменения. Когда-то среди людей было развито явление каннибализма: самый сильный получал все самое лучшее, слабый был обречен. Возделывание взаимных отношений привело к выработке целого свода норм и правил поведения, которые закрепились в этикете. Главным и безусловным правилом этикета является обеспечение удобства для другого человека, а в контексте туристского обслуживания - в первую очередь клиента.

Окультуренные взаимные отношения имеют три показателя: поведенческие традиции, признание ценности общества, признание ценности другого. Реализация этих показателей в туризме позволяет выстраивать клиенто-центрированное обслуживание, учесть и создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей человека, но, добавим, не в ущерб остальным.

В итоге обозначенная система слагаемых современной культуры современного человека становится своеобразной моделью анализа и оценки социально-культурного содержания туристского продукта, гарантированным образом обеспечивающего последовательную реализацию накопленного человечеством опыта посредством туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библер В.С. От наукоучения - к логике цать первый век. М.: Изд-во политической ли-культуры. Два философских введения в двад- тературы, 1991. 412 с.

2. Большая советская энциклопедия. В 30 т. 3-е изд. / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 25. С. 653.

3. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурко-вой. М.: Новая школа, 1998.208 с.

4. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Новгород: АЙ КЬЮ, 1992.262 с.

5. Питюков В.Ю. Культура жизни и дея-

тельности школы: модели, технологии, методики: монография. М.: Советский спорт, 2004. 164 с.

6. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1985. 1600 с.

7. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.

УДК 338.486:711.2

Н.В. БОРОВИКОВА

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются современное состояние и приоритетные направления развития внутреннего и въездного туризма в Московской области. Особую роль в этом процессе автор отводит профессиональной подготовке кадров для сферы туризма.

Ключевые слова: индустрия туризма, гостеприимство, туристская дестинация, профессиональная подготовка кадров в сфере туризма.

This article expands the modern state and primary development directions of inner and outer tourism in Moscow region. The author gives a key role in this process to the professional training of human resources in tour industry.

Key words: tourist industry, hospitality, tourist destination, professional training in tourism.

В современном стремительно меняющемся глобальном мире туризм служит показателем благополучия страны, ее политической, финансово-экономической, социальной стабильности. Высокие туристские потоки придают позитивный статус стране, отражая тот факт, что развитие туристской деятельности невозможно на территориях, где ведутся военные действия, имеет место сложная криминогенная обстановка, возникают соци-

© Боровикова Н.В., 2014

альные конфликты. Туризм не развивается и на территориях с негативной экологической ситуацией, в странах, для которых характерна экономическая непредсказуемость.

Туризм любит мир и стабильность. Он играет важную роль в решении социально-экономических проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения. Развитие индустрии туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие отрасли экономики, как транспорт, связь,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.