Научная статья на тему 'Проблемы развития экологической туристской дестинации в Воронежской области'

Проблемы развития экологической туристской дестинации в Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
748
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ДЕСТИНАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЭКОТУРИСТ СКОГО ПРОДУКТА / DESTINATION / ECOLOGICAL TOURISM / THE STRATEGY OF PROMOTING ECOTOURISM PRODUCT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пинской В. Н.

Рассмотрены перспективы и проблемы развития экологической туристской дестина ции в Воронежской области. Эта область рассмотрена как регион, благоприятный для развития экотуризма. Предложены пути формирования и реализации стратегии про движения экотуристского продукта на региональном, российском и международных рынках. Обоснованы сдерживающие факторы развития Воронежской экологической туристской дестинации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of ecological tourism destinations in the Voronezh region

The article considers the prospects and problems of development of ecological tourism destinations in the Voronezh region. The region is considered as a region is favorable for the development of ecotourism. The ways of formation and realization of strategy of promotion of ecotourism product on the regional, Russian and international markets. Justified constraints of development of the Voronezh ecological tourist destination

Текст научной работы на тему «Проблемы развития экологической туристской дестинации в Воронежской области»

УДК 338.486:711.2

В.Н. ПИНСКОЙ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ В ВОРОНЕЖСКОЙ

ОБЛАСТИ

Рассмотрены перспективы и проблемы развития экологической туристской дестина-ции в Воронежской области. Эта область рассмотрена как регион, благоприятный для развития экотуризма Предложены пути формирования и реализации стратегии продвижения экотуристского продукта на региональном, российском и международных рынках. Обоснованы сдерживающие факторы развития Воронежской экологической туристской дестинации.

Ключевые слова: дестинация, экологический туризм, стратегия продвижения экотуристского продукта.

The article considers the prospects and problems of development of ecological tourism destinations in the Voronezh region. The region is considered as a region is favorable for the development of ecotourism The ways of formation and realization of strategy of promotion of ecotourism product on the regional, Russian and international markets. Justified constraints of development of the Voronezh ecological tourist destination.

Keywords: destination, ecological tourism, the strategy of promoting ecotourism product.

Конец XX - начало XXI вв. в науке обозначились новой стратегией - экологизацией сознания человека. Общая экологизация, по мнению Н.Ф. Реймер-са [2], представляет собой разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека, то есть новый этап «экологической культуры». Не случайно в социально-гуманитарном знании экологическая культура рассматривается в качестве важнейшей составляющей общей культуры человека, способной синтезировать ценности, знания и соответствующие нормы и способы жизнедеятельности. В контексте воспитания экологическую культуру следует понимать как меру цивилизованности, синтез опыта и традиций природосообразного и социо-

© Пинской В.Н., 2014

сохраняющего поведения [4]. При этом «культура» трактуется по-разному, но наиболее существенными ее атрибутами признаются осознанное, глубокое и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию действительности в той или иной сфере деятельности. И.А. Зимняя, Б.Н. Бойденко, Т. Крив-ченко представляют общую культуру человека как сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека к миру, к себе, к другим, к труду, к природе, «сквозными характеристиками» которой являются: понимание мира (осмысление); знание мира и себя в нем; умение; творение и результирующая характеристика - готовность человека к дальнейшему развитию [1].

Экологическая парадигма в самое последнее время прочно внедряется в

туристскую сферу. Рост антропогенно измененных площадей на нашей планете увеличивает туристский спрос на отдых в мало нарушенной или вовсе дикой природе. В отличие от повсеместно развитого природного туризма экологический туризм воспринимается как более комплексная концепция [3].

В последние годы, по мнению многих экспертов, экологический туризм стал считаться одним из наиболее перспективных видов туризма. Ему предрекают от 10 до 20% объема всего мирового туристского рынка, а некоторые поднимают эти цифры чуть ли не до 60%.

Экотуризм - в первую очередь это путешествие в природу, при котором не наносится вред экологической и социально-культурной среде посещаемой местности. Он связан с познавательной и просветительской функцией: с одной стороны, туристы знакомятся с природой, местными обычаями и культурой, а с другой стороны - узнают больше об экологических проблемах и принимают посильное участие в их решении. Таким образом, экологический туризм воспитывает в человеке любовь и чувство ответственности по отношению к окружающей среде. При этом недопустимо использование транспорта, наносящего вред экологии. Распространены конные прогулки, электромобили и пешие походы. Бытовой мусор и отходы должны быть утилизированы в соответствии со всеми необходимыми экологическими нормами. В питании туристов используются свежие продукты местного производства. Сбор ягод, грибов, лекарственных растений производится в строго отведенных для этого местах.

Критерии экотуризма можно представить следующим образом: отдых на природе с целью получения эстетического удовольствия; получение знаний об окружающей среде и видовом многообразии рассматриваемой экосистемы; лечение на природе, при котором используются естественные факторы и целебные свойства лекарственных трав. Под запретом костры, вырубка леса, охота и прочие разрушительные проявления. Это ботанические, зоологические и геологические туры, в которых центром интереса является живая природа; сельские туры (агротуры), в ходе которых туристы ведут сельский образ жизни на хуторах или фермах; водные, спелеологические, горные туры, в которых внимание туристов в основном сосредоточено на неживой природе.

Для Воронежской области перспективными районами экотуризма являются: Лискинский, Острогожский, Бобровский, Павловский, Подгоренский муниципальные районы. Для экоту-ристов объектом притяжения являются: водная артерия реки Дон; природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье», санаторий им. Цурюпы, санаторий «Радон»; исторический центр г. Острогожска, храмы, музей им. Крамского, Сто-рожевской комплекс памятников археологии; исторический центр г. Павловска, школьный народный музей Российского флота им. П.И. Ляшен-ко, Шипов лес, детский санаторий в Павловске; меловой пещерный храм Александра Невского (с. Белогорье), Свято-Спасский женский монастырь (с. Костомарово); Хреновской и Чесменский конезаводы.

Для Воронежской области можно говорить о создании экотуристской де-

стинации (центр (территория) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов). Основные направления развития экотуристской дестинации: развитие туристских маршрутов, расположенных в долине Дона на географической оси Острогожск - Лиски -Бобров - Павловск, создание инфраструктуры культурно-познавательных и экологических, рыболовных маршрутов, в том числе строительство кемпингов; развитие инфраструктуры водных маршрутов; строительство опорных экотуристко-рекреационных комплексов в районе ГУК «Природный, архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье» (Селявин-ское сельское поселение, Лискинский район) и на территории Хреновско-го сельского поселения (Бобровский район); создание инфраструктуры объектов паломнического туризма; музее-фикация архитектурного наследия исторических городов (Острогожск, Павловск, Бобров), разработка инновационного культурно-социального проекта по развитию культурно-познавательного туризма как инструмента развития данных муниципальных образований; координация культурных, научных, спортивных событий и мероприятий.

Кроме того, существуют живописные места отдыха в руслах рек Дон, Богучарка, на озере Песчаное, Хри-пунская степь, санаторий Белая горка, Осетровский плацдарм. Основные направления развития: развитие инфраструктуры экологических и рыболовных маршрутов в долине Дона; развитие инфраструктуры водных маршрутов; развитие бальнеологического и рекреационного туризма; музеефи-

кация архитектурного наследия исторического города Богучар, разработка культурно-социального проекта по развитию культурно-познавательного туризма как инструмента развития данного муниципального образования.

Представляет интерес исторический центр г. Борисоглебск, музей под открытым небом г. Борисоглебска «По главной улице», Борисоглебский историко-художественный музей, Хоперский государственный заповедник, исторический центр г. Новохоперск, Теллермановский лес. Основные направления развития: координация культурных, научных, спортивных событий и мероприятий; развитие инфраструктуры культурно-познавательных, экологических и рыболовных маршрутов.

В целом для позиционирования Воронежской области как региона, благоприятного для развития экотуризма, необходимо: формирование и реализация стратегии продвижения экоту-ристского продукта Воронежской области на региональном, российском и международных рынках; брендинг региональных экологических турпродук-тов и региона в целом; продвижение региональных экологических турпро-дуктов с использованием международной дистрибуции; обеспечение доступности всех видов информации об экологических туристских ресурсах региона; внедрение новых информационных технологий (интернет-маркетинг) в целях создания образа Воронежской области как привлекательной экоту-ристской дестинации, гостиничного комплекса, в соответствии с международными стандартами; поддержка перспективных научных исследований в сфере экотуризма, содействие их практическому применению; разра-

ботка мероприятий по формированию у подрастающего поколения патриотического, ответственного отношения к своему краю; содействие формированию волонтерских движений и их вовлечение в реализацию социально-культурных проектов, способствующих развитию экотуризма в регионе.

К сдерживающим факторам развития Воронежской экологической туристской дестинации можно отнести: низкий уровень информированности населения и специалистов экологической туриндустрии о Воронежской области как о туристской дестинации; отсутствие в регионе турпродуктов, со-

ответствующих международным стандартам; сезонность большинства внутриобластных маршрутов; доминирование точечных туристских объектов и турпродуктов, отсутствие туров комплексного характера; низкий уровень использования туристского потенциала области; недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса; недостаток квалифицированных специалистов в сфере оказания туристских услуг; низкий уровень заинтересованности организаций, являющихся объектами посещений (музеи, заповедники, монастыри и т.п.) в развитии как туристских объектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И.А., Бойденко Б.Н., Кривченко Т. Общая культура человека в системе требований государственного стандарта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. С. 12.

2. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. М.: Изд-во РОУ, 1992. 121 с.

3. Структура и содержание проектной деятельности / В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко и др. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 21-26.

4. Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе. М, 2013.

УДК 338.48-6:7/8

Н.А. САДИЕВА

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Рассматриваются современное развитие и перспективы культурного туризма в Азербайджанской Республике. Автор раскрывает особенности развития культурного туризма в республике на основе концепции развития нишевых сегментов в туристских де-стинациях Азербайджана.

Ключевые слова: развитие туризма, культурный туризм, нишевые сегменты туризма, туристская дестинация.

This article reviews the modern development plans and perspectives of cultural tourism in Azerbaijan Republic. The author presents the specifications of development and basic concepts of segmentation in Azerbaijan's tour destinations.

Key words: tourism development, cultural tourism, niche tourism segments, tour destination.

Культурный туризм, как отмечается во многих документах международных и национальных организаций экспертами и специалистами, является символом и индикатором современного развития туризма. Это связано со сложными процессами глобализации, приводящими к уничтожению уникальности и своеобразия культур. Культурный туризм служит идее сохранения разнообразия культур, возрождения культурного наследия, приобщения граждан к всемирному культурному достоянию человечества, разъяснению культурных традиций, трансляции и интерпретации культурной идеи.

Если обратиться к определению культурного туризма, представленному Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и Международным советом по сохранению памятников и объектов (ИКОМОС), то станет очевидным, что эти международные органи-

© Садиева Н.А., 2014

зации рассматривают сам культурный туризм как «вид нишевого туризма, небольшой по объему рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный, зачастую элитарного характера, отвечающий изысканным интересам путешественников, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи» [4, с. 11]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что в самом определении культурного туризма уже заложена идея «нишевости», неоднородности, диверсифицированности его множественных проявлений в подвидах, дестинациях, мотивациях и профилях культурных туристов.

Как разъясняет Е.В. Мошняга, культурные туристы ориентированы на потребление туристского продукта особого качества. Они ожидают, в частности, что средства размещения в де-стинации должны создавать атмосферу места и времени и обеспечивать искомый культурный опыт. Вместо сувениров («туристского арта») культур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.