лизированных учреждений нарушается либо вообще отсутствует передача социального опыта от родителей к детям, что оказывает негативное влияние на процесс интеграции детей в общество;
- социальная ситуация развития подростка-сироты, в условиях специализированного учреждения, при отсутствии нормальных, позитивных для личности подростка-сироты контактов (семья, друзья, соседи и т. д.) приводит к тому, что система ценностей создается на основе противоречивой информации, получаемой подростком-сиротой из различных источников, не постигая всей глубины социальных явлений;
- наиболее часто социальное поведение подростка-сироты, воспитывающегося в специализированном учреждении, демонстрирует желание нравиться другим, контактировать и устанавливать положительно-окрашенные эмоциональные отношения с другими людьми, при этом не менее важно для данной категории подростков чувствовать себя в безопасности;
- в обыденной жизни подростки, которые воспитываются в семьях, также предпочтение отдают получению удовольствия, наслаждению жизнью. Однако они стремятся к новизне и глубоким переживаниям, отдают предпочте-
ние самостоятельности мышления и выбора способов деятельности, ценят творчество и исследовательскую активность.
Литература:
1. Алексеева Э.Р. Патронатная семья как институт соци ализации детей-сирот : автореф. дис. ...канд. социол. наук/Э. Р. Алексеева. - Екатеринбург, 2008. -21 с.
2. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 1992. - № 10. - С. 62-70.
3. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. - СПб. : Речь, 2004.-70 с.
4. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
5. Петровский A.B. Проблема развития личности с по- зиции социальной психологии / А. В. Петровский // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 1529.
6. Романовский Н. В. Представления о взрослом у детей-сирот, воспитывающихся в детском доме / Н. В. Романовский // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 5. - С. 58-64.
7. Тихонцева Н.Г. Некоторые психолого-педагогические аспекты адаптации социальных сирот в России / Н. Г. Тихонцева // Весник МГОУ. - 2009. -№2.-С. 91-95.
8. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. -М.: Кузбассвузиздат, 2000. - 98 с.
THE CULTURAL STUDIES APPROACH AND ITS METHODOLOGICAL SIGNIFICANCE IN SHAPING THE CULTURE OF INFORMATION SECURITY AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Kusina Natalya Nikolaevna, Senior Lecturer, Department of Mathematics and Informatics, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol, Russia E-mail: [email protected]
The article presents a systematic analysis of the cultural approach as methodological basis of formation of culture of information security among students of pedagogical University. When defining the methodological significance of the indicated approach was analyzed basic interdisciplinary category "culture". Thus the essential characteristics of this category have been studied in the context of the semantic values of such related concepts as "value", "personality development", "creativity", "subject activity". This helped to identify methodological significance of cultural approach in creating a culture of information security at future teachers.
Keywords: culture of information security; methodological approach; cultural approach; value; personality development; creativity; stakeholder.
УДК 378 КУЛЬ ТУРОЛОГИЧЕСКИЙ подход
ВАК РФ 13.00.08 И ЕГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНА ЧЕНИЕ
В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬ ТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПА СНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
© Кузина H.H., 2017 В статье осуществлен системный анализ культурологического подхода как
методологической основы формирования культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза. При определении методологического значения обозначенного подхода была проанализирована базовая междисциплинарная категория "культура". При этом сущностные характеристики
данной категории были изучены в контексте смыслового значения таких сопутствующих понятий, как "ценность", "развитие личности", "творчество", "субъектдеятельность". Это позволило выявить методологическое значение культурологического подхода в формировании культуры информационной безопасности у будущих педагогов.
Ключевые слова: культура информационной безопасности; методологический подход; культурологический подход; ценность; развитие личности; творчества; субъект деятельности.
Центральным понятием нашего исследования является понятие информационной безопасности педагога. Руководствуясь идеями отечественных авторов (Л.В. Астахова и др.), мы определили данное явление в качестве специфической системы знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций педагога в области информационной деятельности, а также технологий организации и развития профессиональной педагогической деятельности в информационном пространстве, обеспечивающих качественную информационную образовательную среду,тоесть качество потребляемой образовательной информации и защищенность субъектов образовательного процесса от негативных информационных воздействий, способствующих полноценному удовлетворению их информационно-образовательных потребностей [11]. В структуре культуры информационной безопасности педагога правомерно выделить аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты.
Педагогическое исследование проблемы формирования культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза требует разработки методологической основы, которая в функциональном контексте определяет общее направление разработки исследовательского проблемного поля. Такой методологической основой для нашего исследования является культурологический подход.
При определении методологического значения культурологического подхода к процессу формирования культуры информационной безопасности у будущих педагогов необходимо иметь в виду, что в функциональном значении методологический подход: 1) структурирует модель авторской исследовательской трактовки педагогических явлений, фактов и событий; 2) выступает научно обоснованным аксиоматическим каноном их (явлений, фактов, событий) целостного анализа [5, с. 21 ].
Решение проблемы формирования культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза в контексте методологического значения обозначенного подхода требует обращения к базовой категории культуры. Культура - сложное, неоднозначное междисциплинарное понятие, сущностное определение которого чрезвычайно проблематично. В целом, в научной литературе существует несколько сотен определений культуры [10]. Такая множественность дефиниций этого феномена объясняется тем, что в каждом определении актуализируются только отдельные характеристики того, что исследователи называют "культурой", но в силу масштабности и сложности данного явления ни одно из этих определений не может быть полностью исчерпывающим. В частности, в современных гуманитарных науках можно выделить шесть типов определений культуры:
КУЗИНА Наталья Николаевна, старший преподаватель, кафедра Математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия г.па1а$Ьа2010@таИ. ги
Г>
1-Н
О си
-О X
9
со си
си
Ё
39
Классификационное основание определений Интерпретация культуры
Описательные определения Интерпретируют культуру в качестве системного единства всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований и т.д.
Исторические определения Связывают культуру с традициями и социальным наследием общества.
Нормативные определения Определяют культуру в качестве совокупности норм и правил, детерминирующих человеческое поведение.
Психологические определения Культура представляется как совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате процесса социализации личности.
Структурные определения Представляют культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных социальных явлений.
Генетические определения Трактуют культуру в качестве результатов адаптации социальных групп к среде своего обитания [91
В целом этимология понятия культуры определяется двойственно. В первом понимании, культура (от лат. Cultura) - возделывание, воспитание, образование, развитие, во втором -культура происходит от слова "культ", что предполагает ценностное отношение человека к различного рода социальным явлениям. И первый и второй аспекты понимания культуры отражают ее наиболее значимые характеристики. В первом случае отмечается связь культуры с продуктивной деятельностью-творчеством, во втором случае в культуре подчеркивается наличие определенной системы ценностей, чрезвычайно важной для отдельного человека, социальных групп и общества в целом [9].
Второе значение культуры является аксиологическим. И в этом значении культура представляет собой мир рукотворных ценностей, являющихся результатом деятельности людей. В частности, H.A. Бердяев отмечал, что ценности, порождаемые человеческой деятельностью, есть ценности культуры, так как культура одновременно является и самой деятельностью и ее результатом [4].
В свою очередь А. Белый в свое время писал, что "культура превращает теоретические проблемы в проблемы практические. Она заставляет рассматривать продукты человеческого прогресса как ценности; "самую жизнь она превращает в материал, из которого творчество кует ценности", исходя из этого, "культура творит в истории сумму практических ценностей" [3, с. 66].
В целом аксиологическое значение культуры проявляется в следующем:
- культуру можно охарактеризовать в качестве системы ценностей, норм, идеалов, носителем которыхявляется отдельный человек, социальная группа и общество в целом;
- ценностно-ориентационный, духовный уровень культуры обусловливает жизненно необходимые ценности и идеалы (личностные, групповые, общественные), ценностные ориентации и нормативные стандарты поведения
и деятельности, индивидуальное самоопределение личности в социуме,то есть понимание человеком смысла жизни, представления о чести, достоинстве, долге и т.д.);
- ценностно-ориента-ционный уровень культуры является условием консолидации человеческих сообществ, а та кже внеш него социального и внутреннего контроля за человеческим поведением и деятельностью (внешние запреты, осуществляемые социальными институтами, внутренние контролирующие механизмы, функцию которых выполняет нравственное переживание человеком ответственности и долга, совести и вины);
- на ценностно-ориентационном уровне культура представлена не только смысловыми образованиями, обеспечивающими самотождественность и целостность социума, но и своеобразную матрицу, позволяющую субъекту идентифицировать себя с определенной системой ценностей и идеалов. Данный пласт культуры составляет ее вершину, духовно-нравственную вертикаль" [14, с. 23]. При этом ценностный идеал в этическом значении представляет собой определенный универсальный стандарт. Это: 1) всеобщее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление о благом и должном; 2) образ совершенства в отношениях между людьми или такое общественное устройство, которое обеспечивает это совершенство; 3) абсолютный образец нравственной личности [8, с.233].
Важным признаком культуры является ее двуединое понимание: с одной стороны, в качестве внутреннего мира человека, с другой -внешнего социального мира, окружающего человека: "тезис о "двойном содержании" любой модели культуры, о наличии в ней двух основных составляющих - образа мира и образа человека, детальное описание которых позволяет, в сущности, исчерпать всю ее конкретику, сегодня уже не является дискуссионным" [2, с. 140]. Такое понимание культуры актуализирует вопросы развития личности во взаимодействии с внешним социальным миром.
Развитие в своем фундаментальном значении является основой бытия личности. В частности, Л.И. Анцыферева считает, что развитие личности обусловлено основной потребностью человека как универсального родового
существа постоянно выходить за свои пределы, достигать новых возможностей своей родовой сущности [1, с.4]. При этом решающее значение имеет развитие человеком своих способностей экстраполировать себя в будущее. В этой связи можно утверждать, что стремление человека к своему отдаленному будущемудо есть видение и построение жизненных перспектив и есть стремление личности к своему развитию.
В целом анализ трудов отечественных ученых в области проблем развития личности позволяет утверждать следующее:
- источниками культурного развития личности являются процессы взаимодействия человека и общества;
- сущность взаимодействия человека и общества определяют два типа становления личности. Первый тип детерминируется социальной ситуацией развития, стимулирующей адаптивное поведение человека, в процессе которого личность интериоризирует объективные культурные ценности. Второй тип становления личности представляет собой процесс самореализации человека в обществе, в ходе которого личность экстериоризирует новые культурные ценности, проявляя себя при этом в творческом качестве;
- развитие личности опосредуется системой различных деятельностей. При этом ведущим условием подлинного личностного развития является продуктивная творческая деятельность [1; 13; 15].
В обозначенном выше двойственном значении важнейшее свойство культуры проявляется в ее неразрывной связи с творческой деятельностью, которая обусловлена творческим потенциалом личности, детерминирующим процесс преобразования человеком своего собственного предметного мира и мира общественных отношений [16, с. 31 ]. В данном значении культура - это природный и социальный мир, которые человек "пересоздает", утверждая посредством этого себя в качестве человека. В этом плане творческая деятельность в качестве разносторонней свободной человеческой активности имеет определенный культурный результат, являющийся опосредующим связующим звеном между человеком и природой [7, с. 39].
При анализе сущности явления творчества необходимо отметить его самую характерную черту - новизну деятельностного результата. Так, Л.С. Выготский отмечал, что творчество является деятельностью человека, при которой создается что-то новое, причем не имеет значения, будет ли это новой вещью внешнего
мира или новым субъективным построением ума, чувства, обнаруживающиеся в самом человеке [6]. Таким образом исследователь подчеркнул, что результатом творчества могут быть новые предметы и явления объективного культурного мира, а так же духовные ценности, являющиеся результатом развития сущностных сил самого человека.
В.А. Коваленко, характеризуя феномен творчества, отмечал, что "объективной стороной творческой деятельности является ее результат, ее продукт. Продукту творчества свойственны две фундаментальные характеристики - новизна и ценность. Если новизна - это отличие продукта от всего общеизвестного, общепринятого, то под ценностью следует понимать его способность удовлетворять универсально-культурные потребности человека и социальных общностей" [12, с.91]. По мнению исследователя, новизна творчества : может иметь абсолютное и относительное значение. Абсолютной новизной характеризуются творческие продукты, имеющие значение для всего общества в целом (например, научные открытия, произведения высокого искусства и т.д.). Относительной новизной обладают результаты творчества, имеющие значение для самого человека-творца или небольшой социальной группы (например, результаты учебного творчества и соответствующих достижений обучающихся в процессе учения). Важно иметь в виду, что подлинное творчество как продуктивная деятельность должно опираться на результаты развития личности, достигнутые в предшествующей деятельности репродуктивного характера, в ходе которой человек приобретает необходимые деятельно-стные знания, умения и навыки. Без этого любое творчество теряет свое общественное и личностное значение.
Необходимо подчеркнуть, что успешное развитие творческого потенциала личности в деятельности предполагает, чтобы человек стал субъектом своей деятельности. Рассмотрение личности в качестве субъекта деятельности в отечественной психологической науке берет начало с исследований СЛ. Рубинштейна. Как полагал ученый, переход личности в субъектную позицию происходит тогда, когда внешние условия деятельности опосредуются внутренними, образуя с ними целостную систему. При этом активность личности в деятельности проявляется не просто в интериориза-ции воздействий внешней социальной среды, а в преломлении этих внешних воздействий через субъективный опыт человека [15].
О си
-О X
9
со си
си
Ё
41
В целом использование культурологического подхода в качестве методологической основы формирования культуры информационной безопасности у студентов педагогического вуза позволяет:
- сформировать систему ценностных идеалов и нормативов, имеющую значение фундаментального общего аксиологического ориентира при организации и осуществлении соответствующего образовательного процесса;
- учитывать при построении педагогического взаимодействия индивидуальные, культурные особенности личности каждого студента, создавать объективные образовательные условия для полноценного развития этих особенностей;
- использовать при организации и осуществлении образовательного процесса принципы, формы, методы и средства, позволяющие обеспечить субъектную позицию каждого студента в процессе обучения.
Литература:
1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - 344 с.
2. Белинская Е.П. Временные аспекты "Я" - концепции и идентичности // Мир психологии. - 1999.
- №3,- С. 140-147.
3. Белый А. Символизм как миропонимание: сбор-ник/авт. вступ. ст. и примеч. А. Сугай.- М.: Республика, 1994. - 525 с.
4. Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. Философы
русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.
- 259 с.
5. Бобрышов С. В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория : монография. - Ставрополь :СКСИ, 2006.-300 с.
6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций человека. - М., I960. - 430 с.
7. Гуревич П.С. Культурология. Учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2003. - 411 с.
8. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика : учебник. - М.: Гардарика, 1998.-472 с.
9. Дворникова Е. И. Культурная идентичность и толерантность личности : монография. - Ставрополь, 2007.-266 с.
10. Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2000. - 196 с.
11. Информационная безопасность региона: традиции и инновации: монография / под научн. ред. д. пед. н., проф. Л. В. Астаховой. - Челябинск: ЮУр-ГУ, 2009. - 269 с.
12. Коваленко В.А. Творчество как ценность в мире А. Платонова // Вопросы философии. - 1999.
- №10. - С.90-98.
13. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. - М.: Политиздат, 1979. - 365 с.
14. Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности : дис. докт. культурол. наук. - СПб., 2000. -384 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
16. Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельности : автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1991. -43 с.
THE ORGANIZATION OF THE STUDENTS' LEARNING ACTIVITY USING INTERACTIVE TRAINING TOOLS Kulikova Tatyana Anatolyevna, PhD of Pedagogic sciences, Senior Lecturer, Department of Informatics E-mail: [email protected]
Dyachenko Anastasiya Yuryevna, Undergraduate student, North-Caucasian Federal University, Stavropol, Russia E-mail: bazar о vaanastasiya@yandex. ru
The work considers the aspects of application of interactive training tools in the process of education. A model of students' learning activity using interactive training tools is presented. The conditions of the organization of the interactive learning are revealed.
Keywords: interactive training tools; model of students' learning activity, conditions of the organization of the interactive learning; teaching methods.
УДК 3 78.147 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВАК РФ 13.00.08 СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ
СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
© Куликова Т.А., 2017 В статье рассматриваются перспективы использования интерактивных средств
© Дьяченко А.Ю., 2017 обучения в образовательном процессе. Представлена модель организации
образовательной деятельности студентов с использованием интерактивных средств обучения, выявлены условия организации интерактивного обучения. Ключевые слова: интерактивные средства; модель образовательной деятельности студентов; условия организации интерактивного обучения; методы обучения.