Научная статья на тему 'Культурологический аспект информатизации общества'

Культурологический аспект информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
148
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологический аспект информатизации общества»

, дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Журавлёва И.А.

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

культурологический аспект информатизации общества

Журавлёва И.А.

Переживаемая нами эпоха - время кризиса традиционных связей, утраты социокультурной идентичности индивида и социальных общностей, когда человек вынужден заново определить свое место в мире, сформировать новые социальные и моральные ценности, вырабатывать жизненные стратегии. Особенностью современной ситуации является не только создание Интернета, но и кризис техногенной цивилизации и формирование очагов новой культуры. Трансформация общественного развития порождает ряд новых вопросов, касающихся направленности формирования современного сознания, адекватного происходящим изме-

нениям. Ответы на эти вопросы должны учитывать следующие обстоятельства: необходимость преодоления глобальных кризисов (экологического, антропологического, аксиологического), формирования мирового хозяйства и социальной общности, бурное развитие новых технических сред и виртуальных технологий.

Во второй половине XX века происходит качественное изменение капиталистической системы. Сформировавшееся в развитых странах Запада постиндустриальное общество (для него также используются термины: информационное общество, общество потребления, современный капитализм) отличается от классического капитализма начала века не менее, чем последний отличается от феодализма. В этом обществе проявляются новые моменты: на передний план выходит информация, наука становится непосредственной производительной силой, а экономика приобретает сверхсложный характер.

Вполне естественно, что процессы информатизации, ориентированные на формирование постиндустриального или, точнее, информационного общества, породили культуру, качественно отличную от культуры индустриального общества. Возникает новая культура - культура информационной эпохи, имеющая прогрессивный характер.

В исторической ретроспективе можно

№5 МАИ 2010

дискуссия ,

журнал научных публикаций X

выделить два типа культур - прогрессивные и статичные культуры. Первые нацелены на будущее, что влечет за собой прогрессивное видение мира, предполагающее способность человека влиять на свою судьбу. Вторые ориентированы на настоящее или прошлое, им присущ фатализм, а единственной моделью выживания является смирение, которое выступает как величайшее препятствие на пути перемен.

В прогрессивных культурах труд и его результаты считаются главным фактором преуспевания, в образовании усматривают ключ к прогрессу, индивидуальные способности выступают главнейшим фактором успеха, радиус общественной идентификации выходит за пределы семьи и объемлет более широкое социальное целое, власть обычно рассредоточена по горизонтали, что поощряет конкуренцию различных позиций и точек зрения, влияние религиозных институтов на общественную жизнь незначительно, приоритетным фактором является стремление к развитию, а не культурные традиции как таковые.

Совсем другую картину дает нам статичные культуры. В этих культурах господствует идеология смирения, труд воспринимается в качестве неизбежного зла, образование считается второстепенной элитарной ценностью, важнейшим фактором личного карьерного роста является не индивидуальные способности, а социальное происхождение и связи, сообщество ограничивается семейными рамками, власть сконцентрирована и реализуется вертикально, влияние религиозных институтов подчас весьма существенно.

Поскольку человеческая деятельность сегодня протекает в условиях информатизации общества, эти условия также попадают в поле зрения философии, особенно одного из ее разделов - философии техники. При этом выявляется, что культура выступает не только в качестве важней-

шего фактора информатизации общества, но и в качестве важнейшего критерия общественного прогресса в целом.

Культура информационной эпохи отражает и выражает сложные процессы, происходящие в обществе в связи с информатизацией ее различных сфер, преобразования в экономической, социально-политической и духовной жизни. Вместе с тем, эта культура является преемницей величайших достижений прошлых эпох. Сочетание культурных традиций и культурных инноваций определяет весьма сложную картину содержания, структуры и функционирования культуры информационной эпохи. Все это требует серьезного исследования культурологического аспекта информатизации общества, отхода от традиционного рассмотрения различных сфер социальной жизни с акцентом на материально-экономический фактор.

Необходимость культурологического подхода к общественной жизни стала особо острой по мере информатизации общества как технико-социокультурного процесса. Обнажились противоречия между динамичным миром информатизации, требующие прогрессивной культуры, и старыми статическими установками существующего культурного потенциала общества. Это привело к кардинальному изменению прежних культурных ориентиров, к трансформации культуры, что повлекло за собой изменения в других областях человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем, стало очевидным, что информатизация берет свое начало именно в сфере культуры, развивается на широком историко-культурном фоне и вызывает качественные изменения, прежде всего, в сфере культуры. Информационная революция не сводится к изобретениям вроде персонального компьютера и Интернета. Эти чисто технические новшества сами по себе не означают радикального изменения характера общественных отношений.

, дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Главное, что позволяет всерьез называть распространение современных информационных технологий революцией, заключается в том, что они впервые сделали наиболее выгодным видом деятельности преобразование не мертвой материи, а человеческого сознания - как индивидуального, так и общественного. Однако это создает для человечества множество качественно новых проблем, которые еще не осознаны.

Вполне естественно, что бурные процессы информатизации общества, наступление информационной эпохи сопровождается формированием культуры, отличной по своему содержанию и выполняемым функциям от культуры прошлого. Культура представляет собой единую систему, в которую в качестве ее элемента включается техника, оказывающаяся свое влияние на её характер и содержание культуры. Именно техника создает красоту технических изделий, является материальным средством более глубоко познания объективной реальности и, в конечном итоге, способствует формированию нового воззрения на мир. Именно информационная техника приводит к формированию нового типа культуры.

Формирующийся тип культуры ныне приобретает только свои первые черты и поэтому даже называется по-разному: информационной культурой, киберкуль-

турой, компьютерной культурой и т.д. Мы предпочитаем называть новый формирующий тип культуры культурой общества эпохи ее информатизации. Эта культура очень сложна по-своему содержанию и структуре и включает в себя не только культуру индустриального общества в виде элитной, народной и массовой культур, но и различные субкультуры а также информационную культуру с такими ее элементами как экранная, компьютерная культуры и культура Интернет.

Наиболее наглядно ростки культуры информационного общества видны в материальной сфере. Это связано с появлением автоматики, электроники, робототехники, информационной техники, глобальных систем связи. Для современной культуры характерны информатизация, способствующая рационализации, и институализация, выражающаяся в повышении роли социальных институтов в культурной жизни общества. Определяющую роль в развитии информационной культуры начинают играть средства массовой коммуникации и средства массовой информации.

Информационные процессы, происходящие в обществе, вызывают коренные преобразования в структуре и содержании современной культуры. Структура культуры эпохи информатизации усложняется, она, с одной стороны, включает в себя

№5 МАИ 2010

дискуссия ,

журнал научных публикаций X

элементы предшествующей культуры, а, с другой, порождает её новые области. В итоге культура эпохи информатизации представляет собой сложную иерархию субкультур, которые быстро изменяются, отличаются большим разнообразием, имеют свой язык, свои понятия и символику. В целом субкультуры представляют собой системы культурных специфических особенностей, характерных для некоторых социальных групп - возрастных, профессиональных, региональных и других. В современных обществах элитарное, традиционное и массовое составляющие пересекаются между собой, представляют собой взаимопроникающие элементы культуры, которые, зачастую, не могут существовать друг без друга. Образчики высокой культуры подчас преподносятся в форме популярной культуры. Возникает культура среднего уровня - так называемая «мидкультура». В эпоху информатизации исчезает былое различие между материальной и духовной культурами. Это особенно характерно для компьютерной культуры, где материальные и духовные компоненты настолько органически слиты воедино, что даже находит отражение в терминологии. Так, к примеру, информатика - термин, обозначающий и информационную технику, и науку об информации. Все эти процессы, происходящие в структуре современной

культуры, позволяют констатировать наличие не только дифференциации культуры информационной эпохи на отдельные сегменты - субкультуры, но и существование интеграционных процессов в структуре, развитии и функционировании этой культуры. Это, в свою очередь, свидетельствует о диалектически противоречивом характере тех эволюционных процессов, которые происходят в лоне культуры эпохи информатизации общества.

Многообразие структуры современной культуры еще не исчерпывается выделением элитарной, народной и субкультур. Возможны и другие «структурные срезы» культуры. Так, правомерно выделение области культуры, которая состоит из ценностей и идей, регулирующих жизнедеятельность людей. Она характеризует культуру как систему критериев общественного поведения людей. Другая область культуры объединяет социальные институты, которые обеспечивают функционирование этих ценностей и идей в обществе. Последняя область культуры включает в себя систему образования, средства массовой коммуникации и информации. Наконец, в структуре современной культуры возможно выделение обыденной культуры, которая осваивается человеком в процессе его общей социологизации в сфере переживания, и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. К этой специализированной культуре можно с известным основанием отнести принципиально новую, которая формируется в процессе информатизации общества и приобретает все большую значимость в жизнедеятельности индивидов и общества в целом - так называемую информационную культуру. Эта культура зарождается еще в индустриальном обществе, однако она является существенной частью культуры эпохи информатизации и, вместе с тем, важнейшим феноменом информатизации общества. I'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.