Научная статья на тему 'Молодежь как социальная общность постиндустриальной информационной реальности'

Молодежь как социальная общность постиндустриальной информационной реальности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2262
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В НАУКУ / YOUTH'S SOCIOLOGY / YOUTH'S INTEGRATION IN SCIENCE / YOUTH / INDUSTRIAL SOCIETY / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / INFORMATION REALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бессонова Анжелика Александровна

На основе выделения основных этапов в развитии социологии молодежи автор рассматривает появление молодежи как социальной общности в условиях индустриального и постиндустриального общества, выделяет основные требования, предъявляемые молодежи в условиях постиндустриальной информационной реальности. Проводит компаративный анализ характеристик интеграции молодежи в науку в условиях индустриального и постиндустриального обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH AS SOCIAL COMMUNITY OF POST-INDUSIAL INFORMATION REALITY

On the basis of allocation of the main stages in sociological development of youth the author considers the emergence of youth as social community at industrial and post-industrial society, highlights the main requirements of young people in post-industrial reality. The comparative analysis of youth integration characteristics of information reality in science in industrial and post-industrial societies is given.

Текст научной работы на тему «Молодежь как социальная общность постиндустриальной информационной реальности»

УДК 316.34

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

© Анжелика Александровна БЕССОНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кафедра теоретической и прикладной социологии, аспирант, e-mail: [email protected]

На основе выделения основных этапов в развитии социологии молодежи автор рассматривает появление молодежи как социальной общности в условиях индустриального и постиндустриального общества, выделяет основные требования, предъявляемые молодежи в условиях постиндустриальной информационной реальности. Проводит компаративный анализ характеристик интеграции молодежи в науку в условиях индустриального и постиндустриального обществ.

Ключевые слова: молодежь; социология молодежи, индустриальное общество; постиндустриальное общество; информационная реальность; интеграция молодежи в науку.

На протяжении всей истории социальной мысли предпринимались попытки дать универсальное определение молодежи и обосновать характеристики ее индивидуального и социального развития. Теоретическое осмысление молодежи как социальной общности во все времена зависело от конкретной исторической ситуации. Учитывая логику теоретического исследования проблем молодежи в социологических теориях, можно определить, что становление социологии молодежи как отдельной отрасли социологического знания проходило в несколько этапов (рис. 1).

Проведенный анализ концепций, затрагивающих молодежную проблематику, позволил структурировать все подходы относительно конструктивного и деструктивного (созидательного и разрушительного) характера молодежи (рис. 2).

Ювенологические исследования, зародившиеся в начале ХХ в., явились основой для появления социологии молодежи как отдельной отрасли социологического знания. Данные исследования развивались по трем основным направлениям: проблема взаимоотношения поколений (К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Мангейм, Х. Ортега-и-Гассет, Х. Шель-ский, М. Мид и др.); проблема молодежной субкультуры (Ш. Эйзенштадт, В. Тэрнер, Р. Хоггарт, Р. Уильямс, Е. Томпсон и др.) и проблема изменения ценностей (Ф. Трэшер, У. Уайт и др.).

Теоретические исследования Ф. Тенбру-ка [1] и Х. Шельского [2] впервые четко обозначили проблемы социологии молодежи и

положили начало новой отрасли социологического знания.

Изучение молодежной проблематики осуществляется в рамках общесоциологических подходов, которые рассматривают молодость как период становления личности: психологического, социального и духовного. Представители психоаналитического подхода (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, К. Юнг, А. Адлер и др.) исследуют отдельные психофизические свойства молодости как одного из самых сложных этапов жизни человека, наполненного кризисами и потрясениями. В свою очередь, молодежь в рамках данного подхода определяется как социальная группа, являющаяся носительницей данных свойств и переживающая период психологического становления личности.

В рамках культурологического подхода (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, А.Р. Браун, Б.К. Малиновский, Р. Бенедикт, Ф. Тенбрук, Д. Доунс, П. Уиллис, С. Коен, А. МакРобби, С. Фрис и др.) рассматривается процесс освоения молодежью господствующей в обществе культуры, а также ценностей и норм молодежной субкультуры, в результате чего происходит духовное становление личности.

Структурные функционалисты (Т. Парсонс, Р. Мертон, Ш. Айзенштадт и др.) определяют молодежную группу как систему позиций, заполняемых индивидами, что означает для них приобретение некоторого социального статуса и исполнение определенной социальной роли, в результате чего происходит социальное становление личности.

Идеи структурного функционализма легли в основу специальных социологических теорий; в свою очередь, в рамках культурологического подхода развивались субкультурные исследования молодежи. Объединение названных направлений сформировало девиантный подход в социологии молодежи (В. Райх, Г. Маркузе, Э. Фромм, Т. Роз-зак, Ч. Рейч и др.). В рамках данного подхода рассматриваются отклонения в процессе социализации, которые приводят к нарастанию напряжения в молодежной среде и открывают перед молодежью большую возможность девиантных и делинквентных проявлений, в результате чего девиантное поведение становится единственной формой адаптации мо-

лодежи к общественным структурам. Соответственно, молодость, в рамках данного подхода, - это период, характер которого определяют разрушительные процессы, происходящие в молодежной среде.

Интерес к молодежи как социальной общности в социально-гуманитарном знании и конкретно в социологии начинает формироваться в эпоху индустриализации. Данному процессу способствовало увеличение роли образования в индустриальном обществе, благодаря чему продлился период перехода от детства к зрелости, что, в свою очередь, предполагало освобождение от временной нагрузки вплоть до 21 года.

Взаимоотношение Молодежные Изменение

поколений субкультуры ценностей

Психоаналитический

подход:

- психоанализ;

- постфрейдизм;

- аналитическая психология

Культурологический Структурно-

подход: функциональный

- феноменология; подход

- антропологические

исследования;

- субкультурные ис-

следования

Девиантный подход:

- неофрейдизм;

- специальные социологические теории;

- леворадикальные концепции

3 этап

Обобщение теоретических разработок

Подходы:

- гуманстический;

- тезаурусный;

- рискологический

Концепции:

- культурной субъектности;

- социализации молодежи;

- социального развития

4 этап

Интегративный подход к объяснению проблем молодежи

Рис. 1. Этапы развития социологии молодежи

Молодость - период разрушения личности

Рис. 2. Основные подходы в социологии молодежи

Характерными чертами индустриального общества являются [3, с. 162-163]:

- возникновение сплоченной нации-государства, организованной на основе общих языка и культуры;

- коммерциализация производства и исчезновение натурального хозяйства;

- преобладание машинного производства и организация производства в форме фабрики;

- сокращение доли населения, занятого в сельском хозяйстве;

- урбанизация общества;

- рост грамотности населения;

- предоставление избирательных прав населению и институционализация политики на основе массовых партий;

- применение науки во всех сферах жизни, в особенности в индустриальном производстве, и постепенная рационализация социальной жизни.

Особый статус в индустриальном обществе отводится культуре. Именно благодаря культуре человек может адаптироваться к существующим реалиям, а ценностная система позволяет фильтровать человеческое сознание. Писатель-фантаст С. Лем в своей работе «Философия случая» отмечает «стохастический характер культуры», благодаря которому между природой и культурой существует полоса свободы, «люфт» [4]. Человек изначально имеет нейтральный набор общечеловеческих ценностей, и кем он станет зависит от кода культуры, который индивидуален для каждой отдельной цивилизаций.

Особого внимания заслуживает вопрос о механизме отбора ценностей. С. Лем считает, что «попытка ассимилировать «все» может только взорвать или парализовать культуру и тем самым прекратить ее функционирование как эффективной и активной памяти. Ибо к культуре мы обращаемся за указанием, куда повернуть, когда мы стоим в наших делах на распутье, и от культуры мы ожидаем в такой ситуации совета, как помощи, а не мертвого набора сентенций и «красивых слов». Эмпирия, расширяя сферу нашего господства над явлениями, все чаше приводит нас на такие перепутья. Однако выбор дальнейшего пути уже не в ее компетенции - по крайней мере, постольку, поскольку альтернатива вовлечена в конфликт между ценностями, а ведь так по существу бывает всегда» [4, с. 408].

Научно-техническая революция освободила человека от постоянной борьбы за выживание. Образовавшийся временной вакуум - «люфт» - начал заполняться новыми образцами поведения, в первую очередь со стороны молодежи. Индустриальные страны массового потребления дают молодежи разнообразные формы свободного времяпровождения. Таким образом, зародилась новая культура, культура молодежи, ориентации которой в большей степени затрагивали художественно-эстетические переживания и определяли специфическое восприятие этой социальной общности.

Индустриализация породила много новых социальных процессов, которые, в свою очередь, акцентировали внимание на проблемах взросления человека и способствовали выделению молодости как особого периода становления личности. XX в. ознаменовался молодежными восстаниями, революциями, бунтами, разнообразием молодежных субкультур и движений, увеличением роли молодежи в политике, науке и культуре.

Конец 1950-х - начало 1960-х гг. - период, когда молодежь окончательно обозначилась как самостоятельная сила, имеющая свои специфические культурные и политические интересы. С этого времени начинается эпоха молодежных бунтов, среди которых можно отметить: 1950-е гг. - появление в США битников, предшественников хиппи и панков; 1960-е гг. - активное развитие молодежного движения хиппи; 1968 г. - студенческие бунты во Франции; 1970-е гг. - появление «красных бригад» в Германии, состоящих из молодых марксистов; начало 1970-х гг. - зарождение в США и Британии субкультур яппи и панков; 1980-е гг. - появление в СССР субкультур люберов и ништя-ков и т. д.

Можно выделить ряд характерных особенностей, которые идентифицируют молодежную культуру [3, с. 271]:

- молодежная культура - это культура досуга, а не работы;

- социальные отношения в рамках молодежной культуры организованы вокруг группы сверстников;

- предметом особого внимания молодежных групп является «стиль», под которым понимается интерес к таким внешним маркерам, как использование особых языко-

вых форм, определенный вкус в одежде или музыке, усвоение определенных образцов проведения досуга или интерес к своей внешности.

Таким образом, можно сделать вывод, что эпоха индустриального общества - это период зарождения молодежи как социальной общности, имеющей свою собственную аксиологическую систему и свою роль в процессе общественного воспроизводства, которая подчеркивалась важностью профессионального образования для молодежи, т. к. молодежь рассматривалась в качестве основной производственной силы.

На рубеже 90-х гг. ХХ в. молодежь сталкивается с рядом новых процессов, происходящих в обществе, и начинает рассматриваться социологами в русле социальных перемен, где определяющую роль играют проблемы ценностных ориентаций молодежи, ее самоидентификация и процесс социализации молодежи. Необходимо отметить, что ценностные ориентации молодежи начала 1990-х гг. выстраиваются вокруг двух тенденций: радикального гедонизма (стремление к удовольствию и наслаждению как высшей цели жизни) и насилия.

Эпоха постиндустриального общества определяет молодежь по трем основным признакам: возрастные характеристики, особенности социального положения, а также обусловленные тем и другим социально-психологические качества.

Необходимо отметить, что постиндустриальное общество - это эпоха глобальных перемен, где главным продуктом и ресурсом производства является информация, а ведущая роль отводится высокопрофессиональным специалистам, владеющим большими объемами информации.

Основоположник концепции постиндустриального общества Д. Белл в своей работе «Грядущее постиндустриальное общество» отмечал, что главная ценность постиндустриального общества - теоретическое знание, которое является источником инноваций и формирует политику данного общества [5]. Соответственно основной критерий новой классовой структуры - это профессионализм. Появляется новый класс интеллектуалов («технический класс»), который влияет на принятие решений во всех сферах общественной жизни. Причем основной сферой дея-

тельности, поддержка которой должна быть приоритетом каждого государства, претендующего на статус постиндустриального общества, являются НИР (научные исследования и разработки) - соединение науки, техники и экономики.

Д. Белл также отмечал, что именно культура будет являться определяющим фактором рождения нового постиндустриального общества, т. к. человек, существующий в новой информационной реальности, должен иметь кардинально отличные ценностные ориентации от человека индустриальной эпохи.

Если в индустриальном обществе статус определялся местом в экономической структуре, т. е. классовой принадлежностью, то в постиндустриальном обществе статус формируют такие характеристики, как уровень образования, культуры, профессионализм и т. д.

Основой производства в индустриальном обществе являлись природные ресурсы, постиндустриальное общество формирует ценность интеллектуального ресурса. Статус постиндустриального общества определяет объем информации и теоретических знаний, которыми обладает данное общество.

Молодежь как социальная общность постиндустриальной информационной реальности должна обладать рядом способностей:

- принимать критические решения;

- успешно осваивать большое количество информации;

- максимально быстро ориентироваться в любой ситуации;

- анализировать, проектировать и прогнозировать.

Таким образом, условия постиндустриального общества формируют ценность науки как главного фактора развития общества и его самосохранения. Соответственно молодежь как социальная общность информационной реальности должна являться главным интеллектуальным и инновационным ресурсом постиндустриального общества, благодаря чему будет обеспечен высокий уровень интеграции молодежи в сферу науки и высоких технологий, а следовательно, будет поддержан статус современных обществ как постиндустриальных [6].

Учитывая характер становления молодежи как социальной общности постиндуст-

риальной информационной реальности можно выделить ее основные характеристики:

- демографические (возрастные рамки молодости как одной из фаз жизненного цикла);

- социально-исторические (представление о молодежи как социальной общности на данном этапе развития общества, с учетом характера социально-экономической системы, а также классовой структуры);

- социально-психологические (психофизические свойства молодости, особенности психологического становления личности);

- духовно-культурологические (особенности становления ценностных ориентаций молодежи, характер образа жизни и культурных норм молодежной субкультуры и, как результат, духовное становление личности);

- социологические (завоевание социального статуса в обществе и успешность освоения новых ролей «взрослого»);

- конфликтологические (отношения индивида и общества, связанные со склонностью молодежи к девиантному и делинквентному поведению);

- инновационные (определение молодежи как носителя интеллектуального ресурса общества).

Таким образом, можно определить молодежь как социальную общность, которая заключает в себе ряд социально-психологических и духовно-культурологических характеристик. В процессе социализации происходит психологическое и духовное формирование личности, а также освоение ролей «взрослого», результатом чего является становление социального статуса в обществе. Молодежь является носителем интеллектуального потенциала, реализацию которого обусловливают особенности этапа исторического развития общества, характер социально-экономической системы, особенности классовой структуры, менталитет страны, а также различные геополитические изменения.

Компаративный анализ характеристик интеграции молодежи в науку в индустриальном и постиндустриальном обществе позволяет сделать вывод о том, что в индустриальном обществе, основным заказом которого являлось создание рабочего класса молодежи, такое явление, как молодой исследователь было большим дефицитом. Но мотивы, которыми руководствовались единицы, гото-

вые заниматься научно-исследователь-ской деятельностью, были достойны истинного ученого. То есть целью ученого в индустриальном обществе являлось производство нового знания, претендующего на фундаментальное переустройство старого.

Постиндустриальное общество оказалось настолько «перенасыщено» информацией, что создать сегодня что-то новое практически невозможно. Это совсем не означает, что наше общество лишилось научной интеллигенции. Изменились мотивы занятия научноисследовательской деятельностью, основными из которых сегодня являются: достижение высокого материального положения, построение успешной карьеры, завоевание высокого статуса в обществе и т. д. Необходимо обратить внимание на материальный фактор. Занятие истинной наукой сегодня не способно удовлетворить материальных притязаний молодежи. Это приводит к тому, что молодежь реализует свой интеллектуальный потенциал, занимаясь исследовательской деятельностью не в истинно научном смысле, а в целях практической пользы (технологическая революция). В современном обществе существует много сфер (высокие технологии, программное обеспечение и т. д.), занятие исследовательской деятельностью в которых может приносить хороший доход. В связи с этим мы наблюдаем тенденцию «старения» российской науки, низкое качество знания, претендующего на новизну, и изменение профессиональной ценности науки для молодежи.

1. Тенбрук Ф. Молодежь и общество. М., 1980.

2. Шельский Г. Скептическое поколение. М., 1976.

3. Аберкоромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / пер. с англ. И.Г. Ясо-веевой. М., 2004.

4. Лем С. Философия случая. М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социологического прогнозирования / пер. с англ. В.Л. Иноземцева. М., 1999.

6. Neugarten B.N., Moore J.W., Lowe J.C. Age norms, age constraints and adult socialization // American Journal of Sociology. 1965. V. 70. № 6.

Поступила в редакцию 23.04.2012 г.

UDC 316.34

YOUTH AS SOCIAL COMMUNITY OF POST-INDUSIAL INFORMATION REALITY

Anzhelika Aleksandrovna BESSONOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Theoretical and Applied Sociology Department, Post-graduate Student, e-mail: [email protected]

On the basis of allocation of the main stages in sociological development of youth the author considers the emergence of youth as social community at industrial and post-industrial society, highlights the main requirements of young people in post-industrial reality. The comparative analysis of youth integration characteristics of information reality in science in industrial and post-industrial societies is given.

Key words: youth; youth’s sociology; industrial society; post-industrial society; information reality; youth’s integration in science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.