АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
AGRICULTURAL EDUCATION
УДК: 378:377
Картешкина О. Л., канд.пед.наук, зав. кафедрой культуры, ДальГАУ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ АГРАРНОГО ВУЗА
Потребность рынка труда в высокопрофессиональных специалистах сельского хозяйства актуальна сегодня как никогда. Привлечь молодых специалистов в аграрный сектор экономики возможно, решая эту проблему комплексно, используя и реализуя педагогические и социальные программы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, ТРУДОУСТРОЙСТВО, СПЕЦИАЛИСТЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ТЕХНОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ, КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Karteshkina O.L., Cand.Ped.Sci, supervisor of the Department of Culture, FESAU CULTUROLOGICAL ASPECTS OF EMPLOYMENT AGRICULTURAL UNIVERSITY GRADUATES
Market demand for highly qualified specialists working in agriculture is relevant today as ever. To attract young professionals in the agricultural sector of the economy may solve this problem comprehensively, using and implementing educational and social programs.
KEYWORDS: MORAL CULTURE, EMPLOYMENT, AGRICULTURAL SPECIALISTS, CAREER TECHNOLOGY, CULTURE, BUSINESS COMMUNICATION, THE FORMATION OF PERSONALITY
Как привлечь молодых людей в экономику АПК? Теоретическую и практическую актуальность проблемы трудоустройства выпускников аграрного вуза подтверждают следующие социальные и педагогические факторы:
- потребность рынка труда в высокопрофессиональных специалистах сельского хозяйства, отвечающих современным потребностям общества; создание положительного общественного мнения к людям сельскохозяйственной деятельности;
- необходимость формирования личности современного специалиста и его ценностных ориентиров;
- недостаточная разработанность методических средств отбора и конструирования содержания, методик и технологий подготовки будущих специалистов сельского хозяйства.
Первый фактор - потребность рынка труда в высокопрофессиональных специалистах сельского хозяйства, отвечающих современным потребностям общества, очевиден. В России, как и во многих других странах с активно развивающейся экономикой, была и продолжает оставаться остроактуальной тема продовольственной защищенности страны. Сельское хозяйство на сегодня остается главной силой, которая может обеспечить население страны продуктами питания, а промышленный комплекс - сырьем. Из продукции агропромыш-
ленного комплекса производится около 70% всех товаров и предметов потребления, жизненный уровень и моральное благосостояние населения России напрямую зависит от эффективности этой отрасли. Крайне важной составной частью национальной безопасности страны является продовольственная безопасность. Она и только она является гарантией стабильного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания [7].
Во всем мире сельское хозяйство - это доходный бизнес, экологически чистое жизненное пространство, возможность реализовать себя в профессиональной сфере. Приоритетным направлением аграрной экономической политики России сегодня становится создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности, а также привлечение в аграрный сектор молодых специалистов-профессионалов. Для этого и созданы Федеральные и региональные правительственные программы: «Социальное развитие села до 2013 года»; «Направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Амурской области из федерального и областного бюджета в 2011 году»; «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса
5
Амурской области» [7]. Современная политика Амурской области определяет развитие сельского хозяйства как ведущее направление региональной политики, требующее его воплощения во всех видах социально-научной, производственной и культурной деятельности. Поднятие социального имиджа сельскохозяйственной профессии входит в число задач всеобщей российской и региональной образовательной политики.
Вторым фактором является необходимость формирования личности современного специалиста и его ценностных ориентиров. В ракурсе исследуемой темы позицию центральной проблемы занимает вопрос развития и мобилизации внутренних гуманистических ценностей личности молодых людей, способных к самореализации в будущей профессиональной деятельности, в частности, в области аграрного производства [5, с. 6].
В свете теории новой глобальной философии и стратегии образования «существенной частью обучения должно стать выявление самых конкретных глобальных проблем, которые имеют транснациональную и кросскультурную значимость и широкие цивилизационные последствия» [2, с. 198]. Сохранение плодородности земли, экологического здоровья природной среды как раз таки и имеют эту громадную значимость, влекущую за собой цивилизационные / внецивилизационные последствия. Следовательно, учебно-воспитательный процесс в высших сельскохозяйственных учебных заведениях должен строиться таким образом, чтобы на личность будущего специалиста оказывалось определенное воздействие, активизирующее потребность в гармонии человека и природы и коллективном выживании человечества. Такое достижимо лишь через развитие внутренних гуманистических ценностей профессионализирующейся личности, способствующих развитию гуманистического потенциала индивида, формированию в его сознании устойчивой системы положительных составляющих мировоззрения; являющих собой предпосылки умения конструктивного анализа жизненных ситуаций и поиска конкретных решений проблем [5, с. 8].
Миссия Института гуманитарного образования (ИГО) Дальневосточного государственного аграрного университета направлена на обеспечение принципов гуманизации высшего аграрного образования, формирование у студентов мировоззрения, основанного на системном представлении об обществе и человеке. Целеполагание образовательного процесса определяется следующими положениями:
- повышение общего уровня культуры,
- воспитание патриотических настроений студентов,
- формирование представления об историческом опыте и социальной значимости выбранной профессии,
- развитие коммуникативных знаний и навыков,
- приобретение умений управления коллективом,
- формирование позитивной, активной, жизнеустойчивой, социально-адаптированной личности будущего специалиста, развивающейся, самореализующейся, знающей рынок труда и умеющей ориентироваться в современной системе рыночных отношений [6].
Несомненно, эти цели реализуются посредством включения в учебные планы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. При подготовке специалистов целесообразно развивать навыки культуры общения, речевого взаимодействия, культуру речи, приемы организационно-управленческой деятельности, при которой необходимы умения грамотно, четко и доступно излагать свои мысли, знания по психологии и педагогике, способствующие выявлению индивидуальных психологических особенностей, самопознанию, формированию знаний по основам психологии управления, решению задач учебной деятельности. Использование межпредметных связей в структуре обучения обеспечивает системность и полноту получаемых знаний в рамках нескольких дисциплин. На ценностные ориентиры личности будущего специалиста влияют такие дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла, как «Культурология», «Современная культура», «Русский язык и культура речи», «Этика и психология делового общения», «Психология и педагогика», «Отечественная история», которые смогут помочь студентам переосмыслить свои ценности, а также создать новые, которыми они впоследствии будут руководствоваться. Нам близка идея Е.В. Булгаковой о профили-зации гуманитарных дисциплин, т.е. связи содержания гуманитарных дисциплин с сельскохозяйственным профилем [1, с. 68]. Способом реализации этой идеи стало введение в каждой дисциплине вопросов профессиональной и региональной составляющей, специальных курсов, таких как «История Дальнего Востока», «Аграрная история России». Исходя из этого, закономерным представился вывод: профессионально-специальное начало должно определять характер гуманитаризации образования, так как профессионалу нужно «четко различать общенаучное «вечное» знание с одной стороны и оперативное научно-практическое знание, - с другой» [4, с. 258].
Третьим фактором выступает недостаточная разработанность методических средств отбора и конструирования содержания, методик и технологий подготовки будущих специалистов сельского хозяйства. Нам представляется, что третий фактор имеет наиболее разнообразные и перспективные возможности в профессиональной подготовке будущих специалистов сельского хозяйства. Это использование разнообразных методик преподавания предме-
6
тов, практико-ориентированная направленность, инновационные методы обучения, модификация учебного и воспитательного процессов в самом вузе. Одним из направлений модификации современной высшей школы является формирование личностной зрелости, готовности к самореализации в профессиональной деятельности, способности молодых специалистов эффективно действовать на рынке труда. Однако незнание реальной ситуации на рынке труда, неумение анализировать его изменения и учитывать их в построении собственной профессиональной деятельности вызывают проблемы при трудоустройстве у выпускников вуза. Вот почему в 2005 году, в Дальневосточном государственном аграрном университете в рамках регионального компонента был введен предмет «Технология карьеры». Цель данного курса предполагала формирование знаний, умений и личностной готовности к действиям, способствующим достижению успеха в трудоустройстве и профессиональной карьере. Проблема психологической готовности к успешному трудоустройству не исчерпывается формированием у студента определенных, пусть даже весьма значимых, знаний о трудоустройстве. Итогом обучения должно стать расширение поведенческого репертуара выпускников в ситуации решения проблемы занятости, формирование гибких жизненных профессиональных стратегий, формирование и осознание собственной профессиональной позиции, выстраивание индивидуальной модели профессионального становления, вхождения и адаптации на рынке труда [8]. Изучение данного курса, несомненно, дает положительные результаты: способствует накоплению и концентрации профессионального и коммуникативного опыта, эмоциональной подготовке к приобретаемой профессии, определение профессиональных целей и ценностных ориентаций, стремление к саморазвитию, профессиональному росту, мотивированной на самореализацию в профессиональной деятельности. Именно поэтому учебный курс «Технология карьеры» является практико-ориентированным и носит выраженный развивающий характер. Это подтверждают педагогические исследования по данной проблеме [3].
Изучение курса «Технология карьеры» направлено на формирование личностной готовности к действиям, способствующим достижению успеха в трудоустройстве и профессиональной карьере, тем более что требования к уровню подготовки специалистов в современном мире являются не только высокий профессионализм, но и умение молодого специалиста реализовать свой трудовой потенциал в своей профессиональной сфере [8].
Следует отметить, что сельскохозяйственная деятельность для выпускников остается малопривлекательной, по данным центра «Выпускник» Дальневосточного аграрного универ-
ситета, после окончания учебного 2010-2011 года в хозяйства области выехали 18% молодых специалистов, закончивших вуз. Работа в аграрном секторе не привлекает молодых людей по многим причинам, и в первую очередь это социальный аспект, выражающийся в том, что существующий разрыв между городом и селом еще больше проявляется именно в современное время. Молодые люди, получившие высшее сельскохозяйственное образование, выбирая работу в аграрном секторе, сталкиваются с комплексом социальных проблем: низкая заработанная плата, неблагоприятная демографическая ситуация, культурно-бытовые преимущества жизни города. Помимо прочего, характерные особенности сельскохозяйственного труда: сезонность сельскохозяйственной деятельности, зависимость сельскохозяйственного труда от погодных условий, тяжелые условия труда, неразвитость инфраструктуры и т.д. [3].
Без знания современного рынка труда, а также условий труда, созданных для молодых специалистов, существующих льгот, решения вопроса обеспеченности жильем - главной проблемы для начинающих свой профессиональный путь выпускников, невозможно привлечь молодых людей в сельскую местность. Министерство сельского хозяйства, Правительство страны и Амурской области предпринимает меры для привлечения молодых специалистов в аграрный сектор. Однако результаты проведенных исследований среди выпускников аграрного вуза показывают, что не все студенты владеют информацией о целевых программах АПК, знают все преимущества и льготы, существующие для молодых специалистов, выезжающих на работу в сельскую местность. Так, например, из числа опрошенных - 36% выпускников не могут
сказать о программах АПК ничего определенного, «что-то слышали», 33% смогли назвать несколько программных направлений развития АПК и только 31% могли детально, со знанием программ, обсуждать вопросы, касающиеся труда молодых специалистов в сельскохозяйственной сфере деятельности и существующие льготы для них. Именно поэтому в 20112012 учебном году курс «Технология карьеры» пополнился темами, раскрывающими направления поддержки аграрного сектора экономики в рамках реализации государственной программы и видах поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса. Подготовленные материалы и презентации по теме: «Программы АПК в действии» демонстрируют результаты социального развития села, на примере районов Амурской области, а также других регионов РФ. Итогом рассмотрения вопросов по реализации государственных программ в сельском хозяйстве на современном этапе становится «Круглый стол». Темы: «Программы развития растениеводства и животноводства», «Поддержка начинающих
7
фермеров», «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», «Социальное развитие села» вызывают интерес, обсуждение ведется о профессиональной реализации, открывающихся возможностях для карьерного роста. И все-таки, социальное развитие села становится самой обсуждаемой темой, вызывает много споров и эмоций. Наиболее привлекательными для обсуждения у студентов становятся два вопроса. Первый - материальное стимулирование молодых специалистов агропромышленного комплекса. Студенты активно обсуждают вопросы заработанной платы, сравнивают с возможной зарплатой в городе, проводят экспертные консультации, подходят к оценке работы при помощи логики цифр, дают эмоциональную и интуитивную оценку, делают выводы. Второй вопрос не менее актуальный - обеспечение жильем молодых специалистов АПК. Порядок и условия предоставления государственной поддержки для обеспечения жильем молодых специалистов агропромышленного комплекса устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и Амурской области [7]. Студенты, обсуждая льготы для молодых специалистов и преимущества получения жилья, высказывают свое мнение, оценивают перспективы работы, построения дальнейшей профессиональной и личной жизни. Знание программ АПК дает возможность сравнить, оценить преимущества работы выпускников аграрного вуза в сельской местности - получение жилья, единовременного и ежемесячного пособия, реализации профессиональных компетенций и сделать обоснованный выбор.
К сожалению, Государственным образовательным стандартом нового поколения не предусмотрено обязательное обучение студентов навыкам построения карьеры, более того, идет сокращение гуманитарных дисциплин, таких как «Психология и педагогика», «Русский язык и культура речи», «Культурология», «Культура общения», являющихся основой для этически-нравственных норм поведения, конструктивного делового общения.
Неразвитость ценностных моральноэтических представлений студентов, является деструктивным фактором развития их жизненной активности. Модификация образовательного процесса в том и заключается, что в вузе должна быть создана единая система формирования профессиональных, личностных и нрав-
ственных качеств студентов, которая влияет на получение более качественного результата процесса профессиональной подготовки. Обеспечить потребность рынка труда в высокопрофессиональных специалистах сельского хозяйства, сформировать положительное общественное мнение к людям сельскохозяйственной деятельности возможно путем формирования личности современного специалиста и его ценностных ориентиров, разнообразностью методических средств и технологий подготовки будущих специалистов сельского хозяйства. Только в единстве, с одной стороны, педагогических усилий, направленных на формирование личности, этически-
нравственных норм поведения, навыков конструктивного делового общения и, с другой стороны, работающих социальных программ Правительства страны и Амурской области возможно решение вопроса о пополнении кадрового потенциала аграрного сектора экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булгакова, Е.В. Гуманитаризация образования в условиях се-льскохозяйственного вуза / Е.В. Булгакова. // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сборник статей X Международной научно-методической конференции. - Пенза, 2003. - 525с.
2. Глобалистика: Энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. Центр научных и прикладных программ «Диалог». - М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003. - с. 197.
3. Картешкина, О.Л. Педагогическое обеспечение профессиональной подготовки будущих специалистов сельского хозяйства в региональном вузе: Дис. канд. пед. наук / О.Л. Картешкина. - Комсомольск-на-Амуре, 2009. -206 с.
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. / Е.А.Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988, - 517 с., с.269.
5. Лазарева, Л.П. Психология жизнеустойчивости: Монография /Л.П. Лазарева. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2002, - 106 с.
6. Миссия Дальневосточного государственного аграрного университета. Благовещенск / Утвержд. на заседании Ученого совета, от 6 декабря 2004.
7. Справочник о мерах и направлениях госу-
дарственной поддержки агропромышленного комплекса РФ. - [Электронный ресурс],
http://agroamur.ru, http://support2011.mcx.ru;
http://www.dalgau.ru.
8. Технология карьеры: учебное пособие / Под общ. ред. Н.Н. Богдан, Е.А. Могилевкина. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 156 с.,с.107.
8