Научная статья на тему 'Культурологические аспекты формирования нравственных общечеловеческих ценностей у студентов неязыковых вузов средствами перевода'

Культурологические аспекты формирования нравственных общечеловеческих ценностей у студентов неязыковых вузов средствами перевода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гадзаова Людмила Пе Тровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурологические аспекты формирования нравственных общечеловеческих ценностей у студентов неязыковых вузов средствами перевода»

РАЗДЕЛ II

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК 372.378

Л. П. Гадзаова

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ПЕРЕВОДА

Воспитывая нравственные ориентации у молодых людей мы чаще всего сравниваем наши культурные ценности с культурой Старого Света - Европы.Европа, исторически будучи одной из трех частей Старого Света, а также одной из шести частей Света в целом, занимает пространственную территорию равную приблизительно 10 млн. кв. км. или 7 % земной суши. В Европе проживает около 727 млн. человек или 12 % жителей Земли.

Анализ существующих ныне в культурологии концепций не входит в задачу данной статьи, сравнительное исследование официальных дефиниций культурных ценностей, закрепленных в еще большем количестве различных международно-правовых актов универсального и регионального характера данное исследование не ставит целью, а потому ограничимся формулами некоторых фундаментальных исходных положений, которые приводились выше.

Однако, чтобы представить позицию авторов к понятию «культура», приведем еще одну формулировку.

Пожалуй, до сих пор никто лучше, более четко и точно, действенно и утонченно, кратко и емко, близко проблеме нашего исследования не сказал о культуре, чем Николай Константинович Рерих: «Культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа» [7, с.24].

Иногда бывает очень полезно обратиться к первоистокам, чтобы понять глубинную суть и ценность того или иного земного человеческого явления или процесса. Практически все основополагающие определения, подходы,

доктрины и концепции представляются лишь развитием и отражением именно такого определения. Стараясь приложить эти формулы в действие и мыслить в понимании «культуры» синтетически и аналитически одновременно, мы исходим из признания взаимообусловленной дифференциации и единства каждой национальной культуры в культуре земного человечества в целом.

Другими словами, можно говорить о принципе целостности и разнообразия мировой культуры вследствие уникальной неповторимости каждой национальной культуры человечества. Чем более непохожа и своеобразна культура народа, тем большую ценность она представляет для человечества в целом. Для земного человечества в его историческом развитии в целом культура малого этнического сообщества может быть столь же важна и равновелика, как и культура великого народа.

С другой стороны, мысленно перекинув мостик от глобалистики к конкретике - от проблематики наций и народностей к человеку как проявленному носителю культуры, нужно сказать, что далеко не каждое отличие одного человека от другого является свидетельством его культурной неповторимости и уникальности, но только то, которое делает его выше, чище, сильнее [5, с. 7].

Именно на вышеизложенных постулатах построены наши организационно-деятельностные подходы формирования нравственных ценностей у студентов при обучении иностранному языку в реальной образовательной среде средствами перевода, понимания ими культурного наследия своего и других народов, национальных меньшинств, а также культурных прав человека в системе современного глобализированного мира.

Культурные ценности как системные объекты бытия, носят как материальный, так и духовный характер. При этом связь с духовным бытием, с субъектом, всегда является их сущностным признаком. Благодаря невидимой нити, нравственные ценности преодолевают ограничения пространства и времени и становятся общечеловеческими.

Приведем еще один из самых универсальных определений термина «культура», носящим международный характер, культуры как «совокупности ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу, закрепленное в Декларации Мехико о политике в области культуры. «Культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, основные права человека, системы ценностей, традиций и веры [3, с. 77].

Автору исследования близко понимание культуры как «сотворенной человеком материальной и духовной среды обитания, а также процессов создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества [3,с. И], с одной оговоркой, что любая культурная ценность, как и культура в

целом, не может быть «воспроизведена» в силу ее единственности, уникальности и неповторимости в принципе. Любой повтор есть подделка или просто копия. И слово «производство-воспроизводство» сюда не подходит. Оно не от культуры, оно - от цивилизации, носящей конечный и преходящий характер [6,с. 2].

Можно констатировать следующее: чтобы помнить и чтить выдающихся мастеров искусства и литературы прошлого и настоящего, необходимо проводить всевозможные литературные, музыкальные, театральные и кинофестивали, концерты, конкурсы и т. д. Чаще следовало бы организовывать для студентов дни родного (осетинского) языка и литературы, славянской письменности и культуры, премьерные посещения спектаклей, лекторий, выставки, встречи с известными деятелями культуры Республики и России и т. д. Это способствует развитию восприимчивости каждого молодого человека к самым высоким достижениям культуры, воспитанию духовности, как непременном условии формирования нравственных ценностей и гражданских позиций нашей молодежи.

Европеизация же нужна как:

- высокая культура производства, технология мирового уровня; соревнование: кто создаст современные, удобные, красивые продукты производства с национальной маркой;

- высокая и разносторонняя образованность, развитая и современная дееспособная школьная система, осваивающая и национальную культуру и ценности мировой культуры;

- формирование разносторонней личности с развитым интеллектом; особая политика создания элитных кадров из талантливой молодежи;

- высокоразвитая система науки, конкурентоспособность мозгов в мировом соревновательном процессе, патентоспособность открытий ученых нашего народа, способность торговать не только марочными продуктами, но и патентами и технологиями, наукоемкое производство;

- современный быт, жилье, одежда, утварь, коммуникации;

- забота о здоровье и здоровом потомстве, охрана материнства, чгобы умножался наш этнос;

- высокая культура национальной традиции: в литературе, музыке, живописи, языковой традиции, обрядовой символике, праздниках, верованиях, застольных правилах, нравственных принципах поведения человека, представлениях о чести, достоинстве, порядочности, менталитете нации, национальных средствах воспитания и во многом другом.

Цивилизованными могут быть самые сугубо национальные формы культуры, если цивилизацию или европеизацию понимать не как отказ от собственной культуры, не как упрощение, усреднение, массовость, одномерность, однообрядность, превращение культуры в доступные всем штампы потребностей и поведения, которые умиляют иных наших деятелей, а как

культуру высокого человеческого предназначения, поднимающую человека над обстоятельствами, утверждающую и нацию на таком же высоком жизнеутверждающем уровне и интересного не только для носителей этой культуры, но и для представителей других культур [8, с. 173].

Это должно проявляться, прежде всего, в сохранении и развитии народной философии, мудрости народа, родного языка. Традиционная осетине- -кая культура, связанная с обычаями, является, по существу, визитной карточкой осетинского народа. Национальные достижения и национальные потери, историческая претензия нации, подлежащая реализации, мировоззрение, ориентирующее на достойное существование среди других народов и на выживание в мире, обильном потрясениями, - все это, спрессованное в национальных осетинских правилах общественного поведения, и являет осетинскую культуру [1, С.З].

Сегодня, когда на просторах бывшей советской державы нельзя найти ни одной нации, не испытавшей кризиса духа, культура народа представляет собой живую воду, способную поддержать дух народа, помочь нам очиститься от тех наслоений, которые порой скрывают истинный гуманистический смысл той или иной традиции, явить и самому себе и окружающим народам чистую душу, вместилище колоритных национальных ценностей, среди которых сознание долга перед прежде жившими поколениями и теми, кто придет после нас, должно занимать первое место [1, с. 4].

Нравственные традиции неизменно ведут народ по жизненным дорогам с самого начала появления человека. Нравственная философия -это великое изобретение общества на заре его возникновения; она сберегла человека, когда он только делал первые шаги, охраняла жизнь и достоинство его. Она в то же время проявилась в таких нравственных устоях, которые обрели общечеловеческий смысл, трансформировались через формации, наполненные началами, пришли к нашим дням и весомо влияют на духовное состояние и решения не только отдельных людей, но и общества в целом [4, с. 287].

«Агъдау»- это система нравственных установок, определяющих поведение и действия человека и человеческих сообществ; Это комплекс нравственных установок, как исходящих из целого ряда принципов: милосердие, взаимопомощь, альтруизм, справедливость. Но само по себе представляет более обобщенное нравственное требование, повеление: всегда действовать человечно, свято; это нравственное состояние, когда человек знает высокие моральные установки своего народа и умеет быть на их уровне, поступает так, как велит общественный долг, общественный интерес, веками апробированные нравственные установки старших поколений [8, с. 256].

«Агъдауджин» - это высший идеал нравственного совершенства, честность и внутренняя самодисциплина, умение держать себя в любой обстановке и действовать в согласии с общественным договором, с нравствен-

ными и другими законами общества, выработанными сегодня или далекими предками, но уважающими достоинство человека: это свобода творить благородство и табу, запрет на недостойные действия [8, с. 257]

Культура маленького осетинского народа тесно связана с культурой России, и с культурой общечеловеческой. Наше исследование направлено на оживление у студенческой молодежи чувства гордости за прекрасные нравственные традиции и обычаи своего народа и великого русского народа, за причастность к культуре далеких народов, к которой они прикасаются, знакомясь с их лучшими произведениями искусства и, в основном, литературы.

Предлагаемые новые организационно-деятельностные подходы к формирования нравственных принципов у студентов при обучении иностранному языку в реальной образовательной среде средствами перевода нацелены на преобразование внутренних содержательных сторон реальной образовательной системы. В результате этого значительных результатов достигают интеграционные процессы в системе обучения иностранному языку, в частности немецкому, в неязыковых вузах, обусловленные принципиально новыми требованиями, которые предъявляются к образованию.

Основные положения предлагаемых концепций (подходов) сводятся к следующему. Зарождение новой модели общественного развития кардинальным образом меняет ценностно-смысловое понимание сути педагогических процессов и предполагает создание новых подходов к реализации возможностей реальной сферы образования, ориентированных на формирование нравственной личности. Процесс реформирования общества, создавая потребность в профессионалах, нуждается в новых подходах и в системе образования, способных обновить традиционные методы, совершенствовать их, а значит и все сферы общественной жизни, поскольку образование представляет собой одну из важнейших составляющих общества, призванной:

- обеспечить оптимальные условия подготовки высококвалифицированных специалистов;

- формирование высоконравственных ориентаций у студентов средствами всех образовательных дисциплин;

- ценностные подходы к жизни в условиях жесткой рыночной экономики и уязвимой духовной культуры быстро меняющегося мира.

Существующие подходы имеют в своей основе фиксированные методы и правила, не приносящие должного удовлетворения обучаемым, и не отвечающим объективным требованиям быстроменяющейся жизни. Нарушено равновесие между спросом на образование и предложением, что особенно остро проявляется в сложившейся на современном этапе ситуации переполненности рынка специалистами с высшим образованием и, в то же время, нехватки квалифицированных, ценностно-ориентированных (порядоч-

ных, честных, коммуникабельных, инициативных, со знанием иностранных ЯЗЫКОВ и т. д.)

В контексте этого остро ощущается потребность в новых подходах к обучению иностранным языкам на межфакультетских кафедрах, в основе которых заложена новая философия образования, предусматривающая формирование у студентов культурологического подхода к овладению своей специальностью, вызывающая интерес к иностранному языку и к культуре другого народа через сравнение с национальной культурой, придающей уверенность в том, что можно научиться переводить, понимать интересные тексты, возможно уже знакомые по признанным русским переводам, делать свои пробные, оригинальные попытки, преодолевать скованность незнания, некомпетентности и приобрести посильные умения иноязычного общения. И это в реальной образовательной среде, с достаточно малым количеством выделенных аудиторных часов.

Для подготовки нравственного, профессионально компетентного специалиста, «необходимо, прежде всего, уточнить характер социальных мотивов, побуждающих в наше время к реформам образовательного института». Первый из мотивов — несоответствие темпов развития школы (вуза) (дополнение автора) темпам социальных изменений в обществе, что выражается в кардинальной смене типа культурно-исторического наследования, в котором прежде главенствовало воспроизводство накопленного опыта, а теперь возникла острая потребность обеспечить преобладание изменения над охранением, создание нового над копированием старого.

«В постоянно меняющемся мире, при существующей динамике социальных условий речь идет уже не о передаче опыта, а о необходимости обеспечить выживание человечества. Сегодня это представляется возможным лишь в процессе совместного переосмысления «отцами» и «детьми» прошлого опыта и создания нового в системе отношений, построенных по принципу ценностно-смыслового равноправия. Мы становимся свидетелями того, что по мере роста уровня сформированное™ общественного сознания меняется образ педагогической науки» [4, с. 86].

В создании этих новых отношений важно найти «место морально-этическим нормам поведения, определить их роль и значение в изменившемся мире» [5, с. 3].

Такую функцию громадной ответственности может взять на себя вуз, как реальная среда формирования новых отношений и нового поколения со старыми (добрыми) и новыми (прагматичными) взглядами.

Второй социальный мотив разработки новых подходов в образовании - уже упоминавшееся выше коренное изменение самого характера общественного прогресса. Оценочный уровень основан на научных категориях типа: роль, значение, прогресс, положительное и отрицательное. Границы между этими категориями в данном исследовании весьма условны. Все они связаны с вечным

стремлением человека к новому, познать себя, свое место в этом новом и смысл его. Это стремление и вызывает к жизни новаторство, движущее общество вперед.

Поддерживая мнение многих авторов, что историческая реальность определила экономические, социальные, ценностные отношения в обществе, роль всех институтов в духовной жизни и в личностном аспекте, мы считаем, что конкретная проблема формирования нравственных ценностей у студентов вуза решается использованием гуманитарных знаний об индивидуальной деятельности исторических и видных современных деятелей, их мотивов, взглядов, ценностных установок, произведений, биографий, иными словами, сравнительным анализом нравственных культур, воспитывающем свободное ценностное развитие и это, несомненно, повлияет на положительный прогресс всего общества.

Следует отметить: то, что не было очевидным раньше, стало явственным в наши дни, а именно: превалирующая роль информации в развитии общества. Очевидно, что результативность формирования нравственных ценностей у студентов в процессе обучения организационно-деятельностными и любыми другими подходами будет прямо пропорционально возрастанию значимости и интенсивности информационного обмена. Тем не менее, потребность в данных ценностных подходах, являющихся мощным стимулом гуманизации современного общества, велика для образовательного процесса, поскольку для активной жизнедеятельности в рамках новой модели общественного развития оказывается востребованной личность, обладающая не только обширными сведениями из различных наук, способной добывать информацию и профессионально ее использовать, но и способной руководствоваться нравственными общечеловеческими принципами.

Данное исследование осваивает в постоянной динамике позитивные ресурсы наших студентов и опирается на оптимистичные результаты орга-низационно-деятельностных подходов формирования нравственных ценностей у студентов неязыковых вузов при обучении иностранному языку средствами перевода иноязычных текстов.

Психологический аспект проблемы формирования нравственных ценностей у студентов средствами обучения переводу связан с исследованием нравственности как психологического процесса, понимания принадлежности общему видимому миру и индивидуальной доступности чувственного восприятия эстетического содержания иноязычных текстов.

Центральное направление психологического аспекта проблемы формирования нравственных ценностей у студентов связано с освоением реальной среды функционирования нравственной личности, в качестве которой в контексте нашего исследования рассматривается иноязычное обучение средствами перевода как обобщенная характеристика сферы образования, позволяющая наиболее успешно адаптироваться в новых социокультурных

условиях и способствующая адекватному самоопределению на основе анализа собственных возможностей и индивидуальных проявлений.

Таким образом, реформы, направленные на реорганизацию структуры нашего общества в плане рационализации, обновления в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, вызывают к жизни новое ценностно-смысловое понимание сути педагогических процессов и предполагают создание новой философии образования, ориентированной на формирование нравственных общечеловеческих ориентаций.

Библиографический список

1. Агнаев, Г. Осетинские обычаи / Г. Агнаев - Владикавказ, 1999.

2. Всемирная конференция по политике в области культуры - Мехико, 1992.

3. Декларация прав культуры СПОГУП, СПб, 1996. - С. 11.

4. Колесникова, И. Л. Профессионально направленное обучение коммуникативному чтению на старших курсах: Автореферат ... канд. пед наук. - Л., 1986.- 16 с.

5. Мамсуров, Т. Д. Построй свою башню / Т. Д. Мамсуров. - Владикавказ, 2006. - 89 с.

6. Молчанов, С. Н. Европейское право и сохранение культурного наследия народов Европы. Аналитический отдел НГОД по охране памятников культуры Свердловской области. - 15 с.

7. Рерих, Н. К. Листы дневника. Т. 1, 2-изд. / Н. К. Рерих, - М.: МЦР, 1999. -С. 24.

8. Хачирги, А. Аланика. Культурная традиция. - Владикавказ; 2002. - 387 с.

УДК 373.123

И. Н. Игнатов, Е. В. Ильенко, В. А. Беловолов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - КОМПЕТЕНЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мировой опыт свидетельствует о том, что о подлинном демократизме и гуманизме государственного строя можно судить лишь в том случае, если в Конституции четко проведена идея уважения к человеку, а сам принцип, согласно которому человек как главная ценность государства и всего общества pía деле является исходным, основополагающим во взаимоотношениях общества, государства и личности [12]. Государство должно обеспечивать защиту прав и свобод, и в этом смысле оно - слуга человека, а не наоборот, человек - не винтик в государственном механизме [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.