Научная статья на тему 'КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА МЕЖВУЗОВСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА МЕЖВУЗОВСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ / ТВОРЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Анна Юрьевна, Шабанова Анастасия Александровна

В настоящее время становится актуальным взаимодействие вузов и иных институциональных организаций, что положительно влияет на развитие региона как в экономическом, так и в социальном и культурном плане. Статья раскрывает современную тенденцию по организации коллабораций между вузами и иными организациями, а также культурологическую направленность взаимодействия региональных вузов. К основным формам взаимоотношений относятся конкуренция и сотрудничество, причем авторы доказывают эффективность именно сотрудничества как наиболее продуктивной формы, при которой достигается максимальный положительный эффект для всех участников образовательного процесса. Авторы, анализируя сложившуюся ситуацию, указывают на противоречия и проблемы, с которыми сталкиваются региональные вузы. В частности, рассматриваются факторы, влияющие на инновационное развитие вуза, к которым можно отнести академическую мобильность и интернационализацию, причем основными субъектами этих процессов являются преподаватели и студенты. В статье приводится опыт Ульяновского педагогического университета по взаимодействию с другими региональными вузами. В рамках сотрудничества реализуется культурологический потенциал, заложенный в разработанных учебных планах и преподаваемых дисциплинах, а также происходит формирование необходимых компетенций согласно требованиям действующего государственного образовательного стандарта. Кроме того, реализуемые в университете программы по взаимодействию с другими вузами в сфере культуры и их продукты показывают студентам и общественности важность духовной сферы и возможность ее практического формирования и передачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTUROLOGICAL PARADIGM OF INTERUNIVERSITY INTERACTION

At present, the interaction of universities and other institutional organizations is becoming relevant, it affects the development of the region positively both in economic, social and cultural terms. The article reveals the current trend in collaborations between universities and other organizations, as well as the cultural orientation of the interaction of regional universities. The main forms of relationships include competition and cooperation, and the authors prove the effectiveness of cooperation as the most productive form in which the maximum positive effect can be achieved for all participants in the educational process. The authors, analyzing the current situation, point to the contradictions and problems that regional universities face. In particular, the factors influencing the innovative development of the university are considered, which include academic mobility and internationalization, and the main subjects of these processes are teachers and students. The article presents the example of Ulyanovsk Pedagogical University in cooperation with other regional universities. Within the cooperation, the cultural potential inherent in the developed curricula and taught disciplines is realized, as well as the formation of the necessary competencies in accordance with the requirements of the current state educational standard. In addition, the programs implemented at the university for interaction with other universities in the field of culture and their products show students and the public the importance of the spiritual sphere and the possibility of its practical formation and transfer.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА МЕЖВУЗОВСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Научная статья УДК 008

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-2-125-221-227 EDN: CDGOIE

Анна Юрьевна Тихонова113, Анастасия Александровна Шабанова2

1 Доктор культурологии, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова». 432002, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5 2Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет». 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, д. 38 1Tikhonovaau@yandex.ru3, https://orcid.org/0000-0003-0503-5352 2Sha02@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0403-2996

Культурологическая парадигма межвузовского взаимодействия

Аннотация. В настоящее время становится актуальным взаимодействие вузов и иных институциональных организаций, что положительно влияет на развитие региона как в экономическом, так и в социальном и культурном плане. Статья раскрывает современную тенденцию по организации коллабораций между вузами и иными организациями, а также культурологическую направленность взаимодействия региональных вузов. К основным формам взаимоотношений относятся конкуренция и сотрудничество, причем авторы доказывают эффективность именно сотрудничества как наиболее продуктивной формы, при которой достигается максимальный положительный эффект для всех участников образовательного процесса.

Авторы, анализируя сложившуюся ситуацию, указывают на противоречия и проблемы, с которыми сталкиваются региональные вузы. В частности, рассматриваются факторы, влияющие на инновационное развитие вуза, к которым можно отнести академическую мобильность и интернационализацию, причем основными субъектами этих процессов являются преподаватели и студенты. В статье приводится опыт Ульяновского педагогического университета по взаимодействию с другими региональными вузами. В рамках сотрудничества реализуется культурологический потенциал, заложенный в разработанных учебных планах и преподаваемых дисциплинах, а также происходит формирование необходимых компетенций согласно требованиям действующего государственного образовательного стандарта. Кроме того, реализуемые в университете программы по взаимодействию с другими вузами в сфере культуры и их продукты показывают студентам и общественности важность духовной сферы и возможность ее практического формирования и передачи.

Ключевые слова: культурологическая парадигма; высшее образование; региональный вуз; сотрудничество вузов; творческие направления подготовки

Для цитирования: Тихонова А. Ю., Шабанова А. А. Культурологическая парадигма межвузовского взаимодействия // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125). С. 221-227. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-221-227. https://elibrary.ru/cdgoie.

Original article

Anna Yu. Tikhonova1, Anastasia A. Shabanova23

1 Doctor of culturology, professor of the department of philosophy and culturology, FSBEI HE «Ulyanovsk state pedagogical university named after I. N. Ulyanov». 432002, Ulyanovsk, Lenin square, 4/5

2Candidate of philological sciences, associate professor of the department of russian language and methods of teaching it, FSBEI HE «Ulyanovsk state university». 432000, Ulyanovsk, L. Tolstoy st., 38 1Tikhonovaau@yandex.ru3, https://orcid.org/0000-0003-0503-5352 2Sha02@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0403-2996

Culturological paradigm of interuniversity interaction

Abstract. At present, the interaction of universities and other institutional organizations is becoming relevant, it affects the development of the region positively both in economic, social and cultural terms. The article reveals the current trend in collaborations between universities and other organizations, as well as the cultural orientation of the

© Тихонова А. Ю., Шабанова А. А., 2022

interaction of regional universities. The main forms of relationships include competition and cooperation, and the authors prove the effectiveness of cooperation as the most productive form in which the maximum positive effect can be achieved for all participants in the educational process. The authors, analyzing the current situation, point to the contradictions and problems that regional universities face. In particular, the factors influencing the innovative development of the university are considered, which include academic mobility and internationalization, and the main subjects of these processes are teachers and students. The article presents the example of Ulyanovsk Pedagogical University in cooperation with other regional universities. Within the cooperation, the cultural potential inherent in the developed curricula and taught disciplines is realized, as well as the formation of the necessary competencies in accordance with the requirements of the current state educational standard. In addition, the programs implemented at the university for interaction with other universities in the field of culture and their products show students and the public the importance of the spiritual sphere and the possibility of its practical formation and transfer.

Keywords: culturological paradigm; higher education; regional university; university cooperation; creative training programms

For citation: Tikhonova A. Yu., Shabanova A. A. Culturological paradigm of interuniversity interaction. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(2): 221-227. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-2-125-221-227. https://elibrary.ru/cdgoie.

Введение

За последнее тридцатилетие в Российской системе образования произошли колоссальные изменения. Массовый переход от плановой экономики к рыночной, включение Российской системы образования в Болонский процесс сильно изменили всех участников процесса. Современные процессы, свидетелями которых мы сейчас являемся, оцениваются в научных кругах неоднозначно. К положительным моментам относят включение российских университетов в мировые рейтинги, гармонизацию системы образования с ведущими западными странами, улучшение качества представляемых услуг вследствие влияния конкуренции [Латыпов, 2021, с. 109]. Отрицательные моменты — монополизация региональных образовательных рынков и сам факт (характер) конкуренции [Судакова, 2020]. В то же время конкуренция и сотрудничество — основные движущие силы для развития любого предприятия. Все указанные изменения наиболее ярко отразились на вузах, осуществляющих подготовку по творческим специальностям.

Материал и методы исследования

Проведено пилотное исследование опубликованных материалов и реферативных изысканий, посвященных вопросам межвузовского взаимодействия и использования культурологического подхода в его организации; проанализирован опыт Ульяновского государственного университета по включению профильных вузов в подготовку специалистов творческих специальностей. В работе использовались научные методы, характерные для культурологических и педагогических исследований: междисциплинарный, ретроспективный, синхронический, сравнительно-сопоставительный и др.

Результаты исследования

В настоящее время активно ведутся поиски путей взаимодействия между вузами и другими институтами. Все эти исследования можно разделить по направлениям. Первая группа — это исследования реализации экономического потенциала вузов, в первую очередь, с предприятиями. Это логично и продуктивно, ведь вузы со своей научно-теоретической базой могут предоставить необходимую инновационную информацию, в то время как со стороны бизнеса осуществляется заказ на разработку и спонсирование этого процесса [Балацкий, 2021]. Такое взаимодействие существенно повышает качество жизни в регионе и даже влияет на ВВП страны [Valero, 2019]. Вторую группу представляют исследования международного сотрудничества между вузами (например, Ж. В. Фомина, М. А. Дьяконова). К третьей группе можно отнести исследования потенциала для взаимодействия вузов и других социальных и культурных (некоммерческих) организаций (например, Е. В. Бабаева, С. В. Белова). Однако за рамками исследований остается вопрос взаимодействия вузов для подготовки специалистов творческих специальностей.

На данное направление ориентирует культурологический подход, который становится ведущим в современной системе образования. Переход от подготовки узкопрофильного специалиста к формированию профессионала, способного творчески реализовать себя в выбранной сфере деятельности, подразумевает необходимость построения в вузе образовательного процесса как культуросообразного, направленного на организацию сотрудничества всех его участников для достижения поставленных целей, включающих

не только обеспечение культурного саморазвития студентов и преподавателей, но и ориентацию на творческое взаимодействие внутри и вне вуза. Мы согласны с мнением Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневич, что образовательная организация должна представлять собой «целостное культурно-образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры» [Бондаревская, 1999, с. 481]. При этом рамки указанного пространства могут быть раздвинуты до межвузовского или даже международного взаимодействия, так как пространство вуза (как сообщество, призванное развивать научное знание) является одним из наиболее интернациональных [ТеюЫег, 2015].

Работа в этом направлении в стране ведется достаточно активно. Создан Российский Союз ректоров, призванный гармонизировать деятельность вузов по всей России, одной из целей которого является «развитие системы социального партнерства высших учебных заведений» [Российский Союз ректоров]. В настоящее время реализуется проект «Вернадский», в который с каждым годом включается все больше и больше российских регионов. Этот проект был запущен весной 2019 г., а 11 октября 2019 г. ректор МГУ имени М. В. Ломоносова академик

В. А. Садовничий и губернатор Ульяновской области С. И. Морозов подписали меморандум об учреждении консорциума «Вернадский — Ульяновск». Консорциумы призваны способствовать развитию регионов через внедрение научных, информационных, социальных ресурсов и технологий местных университетов. Принимая во внимание локальные особенности, в рамках Союза организованы региональные отделения (например, правления Ульяновских вузов включены в Совет ректоров вузов Приволжского федерального округа) В период пандемии Союз был инициатором многих мероприятий в дистанционном формате, направленных на поддержку региональных вузов. Например, в рамках консорциума «Вернадский — Кузбасс» осенью 2020 г. был проведен курс онлайн-лекций «Геология угольных бассейнов Российской Федерации» для студентов МГУ и КемГУ, а осенью 2019 г. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова в рамках II Съезда Общества русской словесности состоялся Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы.

Однако взаимодействие в рамках творческих направлений подготовки организовано еще недостаточно эффективно. Особенно это относится ко взаимодействию профильных творческих вузов и вузов, в которых творческие специальности не являются ведущими. Одной из причин данного положения является то, что высшие учебные заведения находятся в рамках разных министерств (Министерства культуры, высшего образования и науки, просвещения и т. п.). Также следует отметить, что вузы Министерства культуры чаще располагаются в столичных и крупных городах, а столичные и региональные вузы изначально поставлены в неравные условия, что достаточно широко известно [Трофимова, 2021].

В связи с этим вопрос о сотрудничестве вузов остается весьма актуальным, так как именно сотрудничество, а не противоборство предполагает большую эффективность. Если говорить о сотрудничестве в экономическом контексте, то вузам оно помогает экономить ресурсы и, в целом, удешевляет процесс и улучшает качество образовательных услуг. Более того, кооперация способствует академической мобильности — ротации студентов, преподавателей и научных сотрудников между вузами. Это позволяет университетам совместно использовать ресурсы, обмениваться знаниями и опытом, создавать новые продукты. Вопрос ротации также неоднократно становился предметом изучения, однако практически все исследования касаются международной ротации как ключевого момента глобализации образовательного и социального пространства. Интернационализация образования является мировым трендом последних лет, причем ее развитие в конкретном учебном заведении существенно влияет на рейтинг данного вуза [Юй, 2021]. Интересно отметить, что работу над внешней интернационализацией авторы (например, В. В. Левченко) предлагают начинать с внутренней, подразумевающей создание в вузе таких условий, которые способствовали бы развитию мобильности студентов, их коммуникативной и межкультурной компетенции, причем главным субъектом, призванным реализовать интернационализацию, рассматривается преподаватель. Особенно это важно для творческих направлений подготовки, так как именно преподаватели способствуют или препятствуют внедрению инноваций, сопряженных с творчеством [McCowan, 2022].

Не умаляя значения преподавателя вуза, хотелось бы рассмотреть данную проблему с позиции

конечного бенефициара и получателя услуг образования — студента. Студент, выбирая учебное заведение, исходит из многих факторов, личных предпочтений, порой даже ситуативно [Скалабан, 2020] и, поступив в вуз, ожидает от учебного процесса реализации неких личных амбиций. В этом ключе он рассматривает вуз как набор возможностей, которые учебное заведение может предоставить (например, преподавательский состав (включение известных деятелей культуры и медийных лиц в состав) или возможность стажировок за рубежом) [Кузеванова, 2021, с. 64]. В этот момент возникает противоречие между потребностями студента и возможностями регионального вуза. Даже при наличии в учебных планах и программах оптимального набора компетенций, формируемых у студентов, необходима их практическая реализация и закрепление на личном опыте. С учетом ранее представленной информации об ограниченности ресурсов региональных вузов это противоречие становится проблемой. Несомненно, каждый вуз со своей стороны стремится решить эту проблему всеми доступными ему способами, вовлекая студенчество в общественную, культурную и экономическую жизнь региона. Для этого существует огромное множество программ и уже достаточно хорошо отработанных путей взаимодействия [Shadiev, 2020]. Однако для расширения возможностей студентов, более широкого формирования у них универсальных, в том числе культуротворческих, компетенций представляется продуктивным их включение в учебный процесс в другом вузе [Tolmacheva, 2020]. В настоящее время существует опыт проведения межвузовских мероприятий (конференции, фестивали, конкурсы, олимпиады и т. д.), но они, как правило, носят кратковременный характер, предполагают узкую тематику взаимодействий.

Следует подчеркнуть, что включение студентов непрофильного вуза в учебный процесс образовательной организации по подготовке специалистов творческих специальностей уже применялось на практике (например, взаимодействие будущих медиков и артистов [Wong, 2021]). Такое сотрудничество отвечает духу времени и междисциплинарному подходу, а следовательно, может иметь ряд преимуществ как для студентов, так и для образовательного процесса в целом [Binion, 2021]. Во-первых, происходит расширение границ образовательного процесса (не обязательно с перемещением из аудиторий одного вуза в помещения другого, а возможность вирту-

ально окунуться в культуротворческий процесс, посмотреть мастер-классы ведущих актеров, режиссеров и т. д., поучаствовать в совместных проектах и т. п.). Во-вторых, изменение обстановки положительно влияет на образовательный процесс, формируя универсальные компетенции по коммуникации и адаптации, например, что весьма важно для будущей работы в современных неустойчивых условиях (в частности, можно упомянуть исследование международной группы ученых по взаимосвязи творчества и риска в образовательном процессе [Henriksen, 2021]). В-третьих, происходит живое общение между субъектами образовательного процесса, что способствует обмену опытом не только среди студентов [Bouton, 2021], но и среди преподавателей. Знакомство с представителями иных регионов и национальностей способствует личному и профессиональному росту. В-четвертых, реализуется возможность доступа студентов к аналогичным (или полностью иным) технологиям и материалам обучения, что также положительно сказывается на формируемом профессиональном опыте будущих специалистов. Следует также упомянуть о том, что творческое направление подготовки развивает «некогнитивные» навыки, о важности которых говорили Лауреат Нобелевской премии Джеймс Хекман и его последователи [Rozhkova, 2021, p. 71].

В Ульяновском государственном педагогическом университет имени И. Н. Ульянова накоплен опыт подобного взаимодействия. В вузе наряду с педагогическими, реализуется направление подготовки «Социально-культурная деятельность» с профилем «Постановка и продюси-рование культурно досуговых программ», на базе которого создана городская киномастерская «Е-фильм». Снимаются документальные и художественные фильмы, студенты участвуют в съемках фильмов по федеральным проектам, в конкурсах и творческих проектах. Формат подготовки фильма подразумевает длительную кол-лаборацию многих участников, как студентов, так и преподавателей, и специалистов в своей области. Практическая деятельность разбивалась в учебных целях на несколько этапов, каждый из которых сопровождался лекциями (консультациями) как педагогов, так и узких специалистов, их активным наблюдением и контролем учебно-производственного процесса.

В вузе организовано проведение творческих конкурсов и проектов с участием студентов вузов других регионов, например: Онлайн-

фестиваль малых форм театрального искусства «^ЯЛМАДОМ», VI Международный Литературный онлайн-конкурс «#ВЕРЛИБР: поэзия & проза» и др. Имеется опыт сотрудничества с творческими объединениями и ведущими специалистами, были организованы творческие мероприятия с ведущими актерами и режиссерами: онлайн-конференции с Дмитрием Михайловичем Якуниным и с Арсэном Аракеляном, онлайн-мастер-класс Сергея Серегина и др. Студенты и преподаватели УлГПУ им. И. Н. Ульянова прошли курсы повышения квалификации, организованные ВГИКом и Санкт-Петербургским Государственным Институтом кино и телевидения. Стало традицией участие в Международных конференциях, например, в Московском государственном институте культуры. Каждый вуз в этой совместной деятельности выполняет свою функцию, организовывая ту часть работы, для которой у него есть более оснащенная техническая база и более квалифицированные специалисты.

Заключение

Несомненно, ротация педагогов несет в себе временные и финансовые траты как со стороны вуза, так и стороны субъектов образовательного процесса, однако в перспективе подобные мероприятия однозначно дадут положительный эффект конечному бенефициару, студенту, повысив его конкурентоспособность на рынке труда.

Сотрудничество вузов, реализующих программы подготовки по творческим специальностям, недостаточно изучено и разработано на практике.

Недостатки имеющегося взаимодействия:

- единичные мероприятия (семинары, конкурсы, олимпиады и т. п.);

- кратковременные сроки их проведения;

- недостаточное личностное общение студентов и преподавателей;

- отсутствие творческих межвузовских союзов;

- недостаток долгосрочных совместных творческих проектов.

Библиографический список

1. Бабаева Е. В. Сотрудничество вуза с учреждениями культуры как форма диверсификации высшего образования / Е. В. Бабаева, Г. В. Ганьшина, С. Ю. Заварина // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 235-245.

2. Балацкий Е. В. Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики / Е. В. Балацкий,

Н. А. Екимова // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2021. Т. 12. № 3. C. 58-75.

3. Белова С. В. «Народный университет человека» — территория сотрудничества вуза, школы и семьи / С. В. Белова, И. И. Чубанов, Е. Д. Мархакова // Народное образование. 2018. № 3-4 (1467). С. 143-151.

4. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич ; под общей редакцией Е. В. Бондаревской. Москва ; Ростов-на-Дону : Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

5. Дьяконова М. А. Инновационное сотрудничество с вузами КНР в системе управления знаниями // Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13. № 2. С. 130-135.

6. Кузеванова А. Л. Высшее профессиональное образование в современных российских условиях: мотивация и факторы выбора вуза (на материалах волгоградской области) / А. Л. Кузеванова,

B. А. Зоркова // Социология. 2021. № 5. C. 64-73.

7. Латыпов Р. И. Модели рыночной Р. И. Латыпов // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 2 (54). С. 108-113.

8. Левченко В. В. Деятельность преподавателей высших учебных заведений в контексте интернационализации образования / В. В. Левченко, Е. В. Агрикова, В. Г. Упирова // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). C. 497-508.

9. Российский Союз ректоров. Официальный сайт. URL: https://www.rsr-online.ru (дата обращения 19.03.2022).

10. Скалабан И. А. Дороги старые и новые: образовательные стратегии российских абитуриентов в выборе университета обучения / И. А. Скалабан, Л. А. Осьмук, О. В. Колесова, Г. М. Черепанов // Высшее образование в России. 2020. № 2. С. 50-62.

11. Судакова А. Е. Конкуренция между вузами: концептуальный анализ / А. Е. Судакова, Д. Г. Сандлер, Т. В. Тарасьева // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4.

C. 58-74.

12. Трофимова И. Н. Международное сотрудничество российских вузов и академическая мобильность (по материалам отчетов о самообследовании) // Социодинамика. 2021. № 9. С. 1-10.

13. Фомина Ж. В. Особенности международного сотрудничества в вузах спортивного профиля / Ж. В. Фомина, О. А. Кравченко, В. В. Горбачева, Е. Г. Борисенко, Т. Ф. Колчина // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1-4 (67). С. 79-82.

14. Юй С. Рейтинг университета как компонент рг-стратегии продвижения на рынке образовательных услуг // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 346-349.

15. Binion К., King Sh., Pfeifle A., Zakeri B. Collaborating Across Borders VII (CAB VII): The Crossroads of Collaboration, Indianapolis, Indiana, USA — October 20-23, 2019. Journal of Interprofessional Education & Practice. Volume 24. 2021.

16. Bouton E., Tal S. B., Asterhan C. S. C. Students, social network technology and learning in higher education: Visions of collaborative knowledge construction vs. the reality of knowledge sharing. The Internet and Higher Education. Vol. 49. 2021. 100787.

17. Henriksen D., Henderson M., Creely E., Car-valho A. A., Cernochova M., Dash D., Davis T., Mishra P. Creativity and risk-taking in teaching and learning settings: Insights from six international narratives. International Journal of Educational Research Open. Volume 2. 2021. 100024. URL: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2020.100024 (дата обращения: 18.01.2022).

18. McCowan T., Mary Omingo M., Schendel R., Adu-Yeboah C., Tabulawa R. Enablers of pedagogical change within universities: Evidence from Kenya, Ghana and Botswana. International Journal of Educational Development. Volume 90. 2022. URL: https://doi.org/10.1016/jijedudev.2022.102558 (дата обращения: 18.01.2022).

19. Rozhkova K, Roshchin S. The Impact of Non-Cognitive Characteristics on the Higher Education Choice-Making : An Economist Perspective // Вопросы образования. no 3 (eng). 2021. pp. 69-87.

20. Shadiev R., Sintawati W. A review of research on intercultural learning supported by technology. Educational Research Review. Vol. 31. 2020. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100338 (дата обращения: 18.01.2022).

21. Teichler, U. Academic Mobility and Migration: What We Know and What We Do Not Know. European Review. 23 (S1). 2015. P. 6-S37.

22. Tolmacheva, S. V, Skok, N. I., & Fomichev, I. Y. Intercultural Communication and Values-Based Orientations of Youth: Social Mobility and Problems of Self-Realisation. International Journal of Criminology and Sociology. no. 9. 2020. P. 1499-1506.

23. Valero A., Reenen J. V The economic impact of universities: Evidence from across the globe. Economics of Education Review. Vol. 68. 2019. P. 53-67.

24. Wong L., Mitri P. T., Munro A., Loos J. R., Deutsch M. The HealthCAST program: Interdisciplinary, simulated-patient education with health care and theatre students. Journal of Interprofessional Education & Practice. Vol. 25. 2021.

Reference list

1. Babaeva E. V. Sotrudnichestvo vuza s uchrezhdeni-jami kul'tury kak forma diversifikacii vysshego obra-zovanija = Cooperation of the university with cultural institutions as a form of diversification of higher education / E. V. Babaeva, G. V Gan'shina, S. Ju. Zavarina // Perspektivy nauki i obrazovanija. 2018. № 6 (36). S. 235-245.

2. Balackij E. V. Mehanizmy integracii vuzov i real'nogo sektora jekonomiki = Mechanisms of integration of universities and the real sector of the economy / E. V Balackij, N. A. Ekimova // Journal of Economic Regulation (Voprosy regulirovanija jekonomiki). 2021. T. 12. № 3. C. 58-75.

3. Belova S. V «Narodnyj universitet cheloveka» — territorija sotrudnichestva vuza, shkoly i sem'i = «People's University of Man» — the territory of cooperation of the university, school and family / S. V Belova, I. I. Chubanov, E. D. Marhakova // Narodnoe obra-zovanie. 2018. № 3-4 (1467). S. 143-151.

4. Bondarevskaja E. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija = Pedagogy: personality in humanistic theories and parenting systems : uchebnoe posobie / E. V. Bondarevskaja, S. V. Kul'nevich ; pod obshhej redakciej E. V Bondarevskoj. Moskva ; Rostov-na-Donu : Tvorcheskij centr «Uchitel'», 1999. 560 s.

5. D'jakonova M. A. Innovacionnoe sotrudnichestvo s vuzami KNR v sisteme upravlenija znanijami = Innovative cooperation with Chinese universities in the knowledge management system // Jekonomika. Nalogi. Pravo. 2020. T. 13. № 2. S. 130-135.

6. Kuzevanova A. L. Vysshee professional'noe obra-zovanie v sovremennyh rossijskih uslovijah: motivacija i faktory vybora vuza (na materialah volgogradskoj oblas-ti) = Higher vocational education in modern Russian conditions: motivation and factors for choosing a university (based on materials from the Volgograd region) / A. L. Kuzevanova, V. A. Zorkova // Sociologija. 2021. № 5. C. 64-73.

7. Latypov R. I. Modeli rynochnoj R. I. Latypov = Market models R. I. Latypov // Skif. Voprosy studench-eskoj nauki. 2021. № 2 (54). S. 108-113.

8. Levchenko V V Dejatel'nost' prepodavatelej vys-shih uchebnyh zavedenij v kontekste internacionalizacii obrazovanija = Activities of teachers of higher education institutions in the context of the internationalization of education / V V. Levchenko, E. V. Agrikova, V. G. Upirova // Perspektivy nauki i obrazovanija. 2019. № 4 (40). C. 497-508.

9. Rossijskij Sojuz rektorov = Russian Union of Rectors. Oficial'nyj sajt. URL: https://www.rsr-online.ru (data obrashhenija 19.03.2022).

10. Skalaban I. A. Dorogi starye i novye: obra-zovatel'nye strategii rossijskih abiturientov v vybore uni-versiteta obuchenija = Roads old and new: educational strategies of Russian applicants in choosing a university of study / I. A. Skalaban, L. A. Os'muk, O. V Kolesova, G. M. Cherepanov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. № 2. S. 50-62.

11. Sudakova A. E. Konkurencija mezhdu vuzami: konceptual'nyj analiz = Competition between universities: conceptual analysis / A. E. Sudakova, D. G. Sandler, T. V. Taras'eva // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2020. T. 24. № 4. S. 58-74.

12. Trofimova I. N. Mezhdunarodnoe sotrudnich-estvo rossijskih vuzov i akademicheskaja mobil'nost' (po materialam otchetov o samoobsledovanii) = International cooperation of Russian universities and academic mobility (based on self-study reports) // Sociodinamika. 2021. № 9. S. 1-10.

13. Fomina Zh. V Osobennosti mezhdunarodnogo sotrudnichestva v vuzah sportivnogo profilja = Features of international cooperation in sports universities / Zh. V. Fomina, O. A. Kravchenko, V. V. Gorbacheva, E. G. Borisenko, T. F. Kolchina // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2018. № 1-4 (67). S. 79-82.

14. Juj S. Rejting universiteta kak komponent pr-strategii prodvizhenija na rynke obrazovatel'nyh uslug = University rating as a component of pr-strategy of promotion in the educational services market // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2021. № 1 (86). S. 346-349.

15. Binion. K., King Sh., Pfeifle A., Zakeri B. Collaborating Across Borders VII (CAB VII): The Crossroads of Collaboration, Indianapolis, Indiana, USA — October 20-23, 2019. Journal of Interprofessional Education & Practice. Volume 24. 2021.

16. Bouton E., Tal S. B., Asterhan C. S. C. Students, social network technology and learning in higher education: Visions of collaborative knowledge construction vs. the reality of knowledge sharing. The Internet and Higher Education. Vol. 49. 2021. 100787.

17. Henriksen D., Henderson M., Creely E., Car-valho A. A., Cernochova M., Dash D., Davis T., Mishra P. Creativity and risk-taking in teaching and learning settings: Insights from six international narratives. International Journal of Educational Research Open. Volume 2. 2021. 100024. URL:

https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2020.100024 (data

obrashhenija: 18.01.2022).

18. McCowan T., Mary Omingo M., Schendel R., Adu-Yeboah C., Tabulawa R. Enablers of pedagogical change within universities: Evidence from Kenya, Ghana and Botswana. International Journal of Educational Development. Volume 90. 2022. URL: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2022.102558 (data obrashhenija: 18.01.2022).

19. Rozhkova K, Roshchin S. The Impact of Non-Cognitive Characteristics on the Higher Education Choice-Making : An Economist Perspective // Voprosy obrazovanija. no 3 (eng). 2021. pp. 69-87.

20. Shadiev R., Sintawati W. A review of research on intercultural learning supported by technology. Educational Research Review. Vol. 31. 2020. https ://doi.org/10.1016/j .edurev.2020.100338 (data obrashhenija: 18.01.2022).

21. Teichler, U. Academic Mobility and Migration: What We Know and What We Do Not Know. European Review. 23 (S1). 2015. P. 6-S37.

22. Tolmacheva, S. V, Skok, N. I., & Fomichev, I. Y. Intercultural Communication and Values-Based Orientations of Youth: Social Mobility and Problems of Self-Realisation. International Journal of Criminology and Sociology. no. 9. 2020. P. 1499-1506.

23. Valero A., Reenen J. V The economic impact of universities: Evidence from across the globe. Economics of Education Review. Vol. 68. 2019. P. 53-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Wong L., Mitri P. T., Munro A., Loos J. R., Deutsch M. The HealthCAST program: Interdisciplinary, simulated-patient education with health care and theatre students. Journal of Interprofessional Education & Practice. Vol. 25. 2021.

Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 24.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted on 28.02.2022; approved after reviewing 24.03.2022; accepted for publication on 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.