Научная статья на тему 'Культурологическая модель социального образования'

Культурологическая модель социального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / CULTUROLOGICAL APPROACH / SOCIAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / CULTUROLOGICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игошев Борис Михайлович, Галагузов Алексей Николаевич

Рассматривается культурологический подход как интегративный метод системной организации образовательного процесса в вузе. Представлена культурологическая модель социального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игошев Борис Михайлович, Галагузов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological model of social education

The article deals with culturological approach as an integrative method of systematic organization of educational process in a higher school; there is a culturological model of social education presented in the article.

Текст научной работы на тему «Культурологическая модель социального образования»

СТРАТЕГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.013.42

ББК Ч31

Б. М. Игошев, А. Н. Галагузов

Екатеринбург

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГСНТИ 14.43.43 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурологический подход; социальное образование; образовательный процесс; культурологическая модель.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается культурологический подход как интегративный метод системной организации образовательного процесса в вузе. Представлена культурологическая модель социального образования.

B. M. Igoshev, A. N. Galaguzov

KEY WORDS: culturological approach; social education; educational process; culturological model.

ABSTRACT. The article deals with culturological approach as an integrative method of systematic organization of educational process in a higher school; there is a culturological model of social education presented in the article.

Ekaterinburg

CULTUROLOGICAL MODEL OF SOCIAL EDUCATION

профессиональной деятельности; кон-десятилетия XXI в. свидетельствует, что фликтность внутрикультурного и меж-

предшествующие этапы кардинального культурного взаимодействия людей и

реформирования и модернизации, но- целый ряд других. В преодолении этих

сившие весьма противоречивый харак- негативных тенденций образованию, как

тер, обусловили наряду с позитивными важнейшей форме трансляции культу-

преобразованиями целый ряд негатив- ры, должна принадлежать ведущая роль.

ных тенденций общественного развития, Однако именно ослабление культурных

таких, как резкое падение общего уровня функций образования, прагматизация

культуры, в первую очередь молодежи, образовательных целей на фоне все бо-

заметное снижение уровня образованно- лее очевидного ослабления образова-

нализ социокультурнои ситуа- сти; низкии уровень культуры труда и

© Игошев Б. М., Галагузов А. Н., 2011

тельно-воспитательных функций культуры во многом является причиной этих негативных явлений. В соответствии с этим, по мнению ряда ученых (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, И. И. Дуранов, А. С. Запесоцкий, Н. Б. Крылова, Е. В. Швачко и др.), для современной России ключевой проблемой становится обеспечение культуроцентричности образования и его превращение в социокультурную систему, обеспечивающую культурную преемственность.

Особенно важное значение новые стратегические ориентиры образования приобретают в подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых оказывает непосредственное влияние на процессы социализации, личностного становления людей, на формирование их мировоззрения, общественного сознания. В ряду этих образовательных направлений одним из важнейших является социальное образование, направленное на подготовку кадров для профессий социальной сферы. Необходимость его парадигмальных изменений диктуется и новыми социокультурными ориентирами развития социальной сферы, которые ставят перед ней общественно значимую задачу: не ограничиваться оказанием помощи людям в сложной жизненной ситуации, а гармонизировать взаимодействие человека и социума, обеспечивать их устойчивое взаимообусловленное развитие. Достичь этого можно только при сохранении культурной преемственности (С. И. Григорьев, В. И. Жуков).

Методологической основой парадиг-мальной модернизации социального выступает культурологический подход. В целом методология этого подхода позволяет рассматривать педагогические проблемы в общекультурном контексте. При этом культурологический подход в практической образовательной деятельности представляет собой интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обусловли-

вающий специфические требования к отбору содержания и технологий, а также к созданию целесообразных педагогических условий образования в соответствии с концептуальными положениями, обеспечивающими формирование личности обучающегося как субъекта культуры на основе культурной преемственности.

Интегративность данного подхода состоит в следующем: он не заменяет другие методологические подходы, широко используемые в настоящее время в образовательной деятельности, а выступает основой их гармонического сочетания. Основными научно-педагогическими подходами, интегративно сочетающимися с культурологическим в образовательной деятельности, являются аксиологический, личностно ориентированный и компетентностный.

Несмотря на содержательно-инструментальное различие этих методологических подходов, их объединяет то, что в центре внимания каждого из них находится личность обучающегося, хотя в каждом направлении акцентируются разные аспекты ее целенаправленного развития, формирования в условиях и средствами образования. Важно подчеркнуть, что имеется в виду личность активная, реализующая себя в деятельности. Поэтому психологическим базисом интегративной методологии культурологического подхода выступает личностно-деятельностный подход, который в настоящее время, в условиях гуманизации образовательной сферы, является по сути одним из ведущих методологических оснований в научно-педагогических исследованиях и практических разработках.

По нашему мнению, социологическим базисом интегративной методологии культурологического подхода следует рассматривать, социокультурный подход, в последние годы активно разрабатывающийся в социологии. С позиций данного подхода, общество — социокуль-

турная система, возникающая и изменяющаяся в результате действий и взаимодействия людей, в которой культура пронизывает все без исключения явления социальной жизни.

Таким образом, применение в образовании культурологического подхода не только не отменяет необходимости использования других подходов, но, напротив, требует их оптимального сочетания, интеграции в рамках культуроцентристской образовательной парадигмы. В то же время общая парадигмальная заданность обусловливает приоритетность в интегративной методологии именно культурологического подхода, который содержательно конкретизирует применение других, придавая им культуроцентристскую направленность.

Применение культурологического подхода к профессиональной подготовке специалистов социальной сферы в вузе требует комплексных, концептуально взаимосвязанных изменений, охватывающих не только собственно учебный процесс во всех его содержательных, технологических, организационных аспектах, но и всю деятельность вуза.

Опираясь на результаты теоретических и научно-практических изысканий по проблеме исследования, а также учитывая специфику, актуальные и перспективные потребности и ориентиры развития социального образования, мы выделили ряд теоретических положений, которые в совокупности выражают общую концепцию построения профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе на основе применения культурологического подхода. Ведущие идеи данной концепции сформулированы нами в виде следующих принципов, выступающих концептуально организующими началами при разработке образовательной модели культуроцентрированного социального образования:

• принцип непрерывной культурной преемственности, обеспечивающий

интеграцию вуза как объекта и коллективного субъекта культурного процесса в культуру, а также иерархическую взаимосвязь и взаимообусловленность всех культур, охватываемых образовательным пространством вуза;

• принцип интеграции профессиональных ценностей в корпоративную культуру вуза, выражающий определяющую значимость ориентации деятельности вуза на культуру профессиональной сферы как фактор адаптации студентов в профессиональной среде, а также фактор повышения уровня профессиональной культуры;

• принцип социально-коммуникативной направленности корпоративной культуры вуза, обеспечивающий включение студентов в многостороннее социальное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;

• принцип личностно-культурной субъектности участников образовательного процесса — преподавателей и студентов, в соответствии с которым они в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии рассматриваются не только субъектами деятельности, а субъектами культуры;

• принцип социокультурной целостности образовательного пространства вуза, требующий организовать деятельность всех структурных подразделений вуза в виде единого социокультурного процесса.

Рассмотренные принципы выражают

концептуальные основы применения культурологического подхода при профессиональной подготовке специалистов социальной сферы в вузе, реализация которых в образовательной практике обеспечивает культуроцентричность социального образования.

В соответствии с изложенными представлениями культурологический под-

ход предполагает следующие концептуальные трансформации основных структурных компонентов социального образования в целостном образовательном процессе:

• на уровне образовательных целей — формирование профессиональной культуры обучающихся;

• на уровне содержания образования усиление культурологической составляющей;

• на уровне педагогических технологий — направленность на деятельностное усвоение культурных норм и ценностей;

• на уровне образовательной среды — создание культуронасыщенной среды обучения;

• на организационно-управленческом уровне — формирование организационной и корпоративной культуры учебного заведения;

• на результативном уровне — восприятие личности обучающегося как субъекта культуры.

Целевой компонент образовательного процесса обеспечивает достаточно четкое представление о будущем образовательном результате, который должен служить ориентиром образовательной деятельности на всех уровнях целостного образовательного процесса.

В отличие от традиционной, «знание-вой» парадигмы профессионального образования, с точки зрения которой его целью являлись профессиональные знания, умения и навыки, современное образование ориентировано на личность обучающегося, ее целенаправленное формирование и развитие (с учетом пределов возможностей решения подобных задач образовательными средствами). Соответственно целью культуроцентрированного образования является становление личностной профессиональной культуры специалиста.

Однако, являясь субъектом профессиональной культуры, специалист соци-

альной сферы должен быть еще и активным социальным субъектом, чтобы решать — в соответствии с общественными потребностями и стратегией развития социальной сферы — сложные профессиональные задачи в деятельности, направленной на гармонизацию взаимодействия человека с социумом, их устойчивое взаимообусловленное развитие на основе культурной преемственности. Поэтому образовательную цель культуроцентрированного профессионального социального образования можно определить следующим образом: формирование личности специалиста социальной сферы как субъекта культуры и социальной деятельности, или, выражаясь иначе, формирование социокультурной субъектности обучающегося.

Эта образовательная цель не только отражает стратегию дальнейшей модернизации социального образования, но и в полной мере соответствует целевым установкам личностно ориентированного образования.

Содержательный компонент образовательного процесса отражает те профессиональные знания, общекультурные и профессиональные компетенции, которые необходимы будущему специалисту для осуществления профессиональной деятельности. Структура содержания образования отражена в государственном образовательном стандарте специальности (направления).

Культурологическая модель социального образования обусловливает необходимость усиления в содержании образования культурологической составляющей. Это можно осуществить двумя основными способами. Первый — расширение культурологического содержания базовых дисциплин госстандарта, а также введение в рамках вариативной части содержания образования дополнительных курсов и дисциплин культурологической направленности. Второй, решающий более важные задачи, — сис-

темное, последовательное включение в содержание всех курсов аксиологических аспектов, обеспечивающих общую структуризацию содержания любого учебного курса в соответствии с теми или иными культурными ценностями и нормами, рассмотрение содержания через призму ценностного отношения и к знанию, и к отражаемой в нем реальности.

Технологический компонент образовательного процесса представляет те методы, формы, средства обучения, формирования личностных качеств и развития личности, которые применяются для перевода образовательных целей в прогнозируемый результат образования. От того, насколько адекватно образовательным целям выбраны применяемые в образовательном процессе технологии и насколько оптимально они сочетаются между собой, взаимодополняют друг друга, зависит, насколько будут достигнуты поставленные образовательные цели.

Становление специалиста в процессе вузовского обучения как субъекта культуры и социального действия может достигаться различными способами и средствами, достаточно богатый арсенал которых накоплен в отечественной и зарубежной педагогике. С позиций культурологического подхода важно, чтобы применение тех или иных технологий в социальном образовании обязательно обеспечивало:

• развитие креативности, как главного показателя культурной субъектно-сти, и накопление опыта творческой деятельности;

• развитие социально-коммуникативных качеств и накопление субъектного опыта социальных, в первую очередь социально-профессиональных, взаимодействий;

• не только когнитивное освоение, но и практическое усвоение, личностное принятие и трансляцию в субъектной деятельности специалистом соци-

альной сферы социально-профессиональных ценностей.

Решение этих чрезвычайно сложных образовательных задач требует применения технологий личностно-деятельностной и социально-практической направленности.

Образовательно-средовой компонент образовательного процесса объединяет разнообразные факторы внешней по отношению к собственно учебному процессу среды, взаимодействие с которыми оказывает определенное влияние на личностно-профессиональное развитие будущего специалиста. Очевидно, что такие факторы чрезвычайно многообразны, а степень и характер их социализирующего, развивающего, воспитательного и другого воздействия на разных людей различна. И всё же можно выделить следующие основные факторы:

• факторы внутривузовской среды — различные формы участия студентов в кафедральных, внутри- и межфа-культетских мероприятиях, объединениях, неформальных группах и сообществах и др., деятельность которых имеет в какой-либо степени профессиональную направленность;

• факторы профессиональной среды, с которыми студент сталкивается в рамках учебной практики, различных совместных акциях, мероприятиях вуза и профессиональных организаций и т. п.

Культурологическая модель социального образования обусловливает необходимость наполнения образовательной среды не только личностно-профессиональными, но и социокультурными смыслами и содержанием, поскольку становление будущего специалиста социальной сферы как субъекта культуры вне культуронасыщенной среды обучения невозможно. Это означает, что образователь-но-средовой компонент культурологической модели социального образования должен включать социокультурные фак-

торы социально-профессиональной направленности.

Общая целенаправленная социокультурная ориентация деятельности вуза и всех его структурных подразделений обеспечивается при условии формирования в нем организационной и корпоративной культуры, что обусловливает специфическое качество организационно-управленческого компонента в культурологической модели профессионального образования.

При традиционной организации деятельности вуза организационно-управленческий уровень имеет значительную самостоятельность, как правило, слабо связан с образовательным процессом и оказывает влияние на него фактически только через административные механизмы, задающие нормы и ограничения деятельности. В культурологической модели профессионального образования организационно-управленческий компонент является важной подсистемой,

ЛИТЕРАТУРА

поскольку именно он обеспечивает социокультурную миссию и общую идеологию деятельности вуза как корпорации, выступающие основой его организационной и корпоративной культуры. Именно этот компонент системы обеспечивает социокультурную целостность образовательного пространства вуза как объекта и субъекта культуры а также непрерывность культурной преемственности как во внутривузовской, так и во внешней социальной деятельности.

Культурологическая модель социального образования позволяет прогнозировать с большой степенью вероятности получение ожидаемого результата образования — личности будущего специалиста социальной сферы, субъекта культуры и субъекта профессиональной социальной деятельности, готового к решению сложных социально-профессиональных задач гармонизации отношений личности и общества в рамках культуры.

1. БОРИСЕНКОВ В. П., ГУКАЛЕНКО О. В., ДАНИЛЮК А. Я. Поликультурное образовательное пространство России : история, теория, основы проектирования : моногр. М. : Педагогика, 2006.

2. КОНЦЕПЦИЯ модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. М. Л. Кусова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.