СТРАТЕГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.013.42
ББК Ч31
Б. М. Игошев, А. Н. Галагузов
Екатеринбург
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГСНТИ 14.43.43 Код ВАК 13.00.02
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурологический подход; социальное образование; образовательный процесс; культурологическая модель.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается культурологический подход как интегративный метод системной организации образовательного процесса в вузе. Представлена культурологическая модель социального образования.
B. M. Igoshev, A. N. Galaguzov
KEY WORDS: culturological approach; social education; educational process; culturological model.
ABSTRACT. The article deals with culturological approach as an integrative method of systematic organization of educational process in a higher school; there is a culturological model of social education presented in the article.
Ekaterinburg
CULTUROLOGICAL MODEL OF SOCIAL EDUCATION
профессиональной деятельности; кон-десятилетия XXI в. свидетельствует, что фликтность внутрикультурного и меж-
предшествующие этапы кардинального культурного взаимодействия людей и
реформирования и модернизации, но- целый ряд других. В преодолении этих
сившие весьма противоречивый харак- негативных тенденций образованию, как
тер, обусловили наряду с позитивными важнейшей форме трансляции культу-
преобразованиями целый ряд негатив- ры, должна принадлежать ведущая роль.
ных тенденций общественного развития, Однако именно ослабление культурных
таких, как резкое падение общего уровня функций образования, прагматизация
культуры, в первую очередь молодежи, образовательных целей на фоне все бо-
заметное снижение уровня образованно- лее очевидного ослабления образова-
нализ социокультурнои ситуа- сти; низкии уровень культуры труда и
© Игошев Б. М., Галагузов А. Н., 2011
тельно-воспитательных функций культуры во многом является причиной этих негативных явлений. В соответствии с этим, по мнению ряда ученых (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, И. И. Дуранов, А. С. Запесоцкий, Н. Б. Крылова, Е. В. Швачко и др.), для современной России ключевой проблемой становится обеспечение культуроцентричности образования и его превращение в социокультурную систему, обеспечивающую культурную преемственность.
Особенно важное значение новые стратегические ориентиры образования приобретают в подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых оказывает непосредственное влияние на процессы социализации, личностного становления людей, на формирование их мировоззрения, общественного сознания. В ряду этих образовательных направлений одним из важнейших является социальное образование, направленное на подготовку кадров для профессий социальной сферы. Необходимость его парадигмальных изменений диктуется и новыми социокультурными ориентирами развития социальной сферы, которые ставят перед ней общественно значимую задачу: не ограничиваться оказанием помощи людям в сложной жизненной ситуации, а гармонизировать взаимодействие человека и социума, обеспечивать их устойчивое взаимообусловленное развитие. Достичь этого можно только при сохранении культурной преемственности (С. И. Григорьев, В. И. Жуков).
Методологической основой парадиг-мальной модернизации социального выступает культурологический подход. В целом методология этого подхода позволяет рассматривать педагогические проблемы в общекультурном контексте. При этом культурологический подход в практической образовательной деятельности представляет собой интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обусловли-
вающий специфические требования к отбору содержания и технологий, а также к созданию целесообразных педагогических условий образования в соответствии с концептуальными положениями, обеспечивающими формирование личности обучающегося как субъекта культуры на основе культурной преемственности.
Интегративность данного подхода состоит в следующем: он не заменяет другие методологические подходы, широко используемые в настоящее время в образовательной деятельности, а выступает основой их гармонического сочетания. Основными научно-педагогическими подходами, интегративно сочетающимися с культурологическим в образовательной деятельности, являются аксиологический, личностно ориентированный и компетентностный.
Несмотря на содержательно-инструментальное различие этих методологических подходов, их объединяет то, что в центре внимания каждого из них находится личность обучающегося, хотя в каждом направлении акцентируются разные аспекты ее целенаправленного развития, формирования в условиях и средствами образования. Важно подчеркнуть, что имеется в виду личность активная, реализующая себя в деятельности. Поэтому психологическим базисом интегративной методологии культурологического подхода выступает личностно-деятельностный подход, который в настоящее время, в условиях гуманизации образовательной сферы, является по сути одним из ведущих методологических оснований в научно-педагогических исследованиях и практических разработках.
По нашему мнению, социологическим базисом интегративной методологии культурологического подхода следует рассматривать, социокультурный подход, в последние годы активно разрабатывающийся в социологии. С позиций данного подхода, общество — социокуль-
турная система, возникающая и изменяющаяся в результате действий и взаимодействия людей, в которой культура пронизывает все без исключения явления социальной жизни.
Таким образом, применение в образовании культурологического подхода не только не отменяет необходимости использования других подходов, но, напротив, требует их оптимального сочетания, интеграции в рамках культуроцентристской образовательной парадигмы. В то же время общая парадигмальная заданность обусловливает приоритетность в интегративной методологии именно культурологического подхода, который содержательно конкретизирует применение других, придавая им культуроцентристскую направленность.
Применение культурологического подхода к профессиональной подготовке специалистов социальной сферы в вузе требует комплексных, концептуально взаимосвязанных изменений, охватывающих не только собственно учебный процесс во всех его содержательных, технологических, организационных аспектах, но и всю деятельность вуза.
Опираясь на результаты теоретических и научно-практических изысканий по проблеме исследования, а также учитывая специфику, актуальные и перспективные потребности и ориентиры развития социального образования, мы выделили ряд теоретических положений, которые в совокупности выражают общую концепцию построения профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе на основе применения культурологического подхода. Ведущие идеи данной концепции сформулированы нами в виде следующих принципов, выступающих концептуально организующими началами при разработке образовательной модели культуроцентрированного социального образования:
• принцип непрерывной культурной преемственности, обеспечивающий
интеграцию вуза как объекта и коллективного субъекта культурного процесса в культуру, а также иерархическую взаимосвязь и взаимообусловленность всех культур, охватываемых образовательным пространством вуза;
• принцип интеграции профессиональных ценностей в корпоративную культуру вуза, выражающий определяющую значимость ориентации деятельности вуза на культуру профессиональной сферы как фактор адаптации студентов в профессиональной среде, а также фактор повышения уровня профессиональной культуры;
• принцип социально-коммуникативной направленности корпоративной культуры вуза, обеспечивающий включение студентов в многостороннее социальное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
• принцип личностно-культурной субъектности участников образовательного процесса — преподавателей и студентов, в соответствии с которым они в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии рассматриваются не только субъектами деятельности, а субъектами культуры;
• принцип социокультурной целостности образовательного пространства вуза, требующий организовать деятельность всех структурных подразделений вуза в виде единого социокультурного процесса.
Рассмотренные принципы выражают
концептуальные основы применения культурологического подхода при профессиональной подготовке специалистов социальной сферы в вузе, реализация которых в образовательной практике обеспечивает культуроцентричность социального образования.
В соответствии с изложенными представлениями культурологический под-
ход предполагает следующие концептуальные трансформации основных структурных компонентов социального образования в целостном образовательном процессе:
• на уровне образовательных целей — формирование профессиональной культуры обучающихся;
• на уровне содержания образования усиление культурологической составляющей;
• на уровне педагогических технологий — направленность на деятельностное усвоение культурных норм и ценностей;
• на уровне образовательной среды — создание культуронасыщенной среды обучения;
• на организационно-управленческом уровне — формирование организационной и корпоративной культуры учебного заведения;
• на результативном уровне — восприятие личности обучающегося как субъекта культуры.
Целевой компонент образовательного процесса обеспечивает достаточно четкое представление о будущем образовательном результате, который должен служить ориентиром образовательной деятельности на всех уровнях целостного образовательного процесса.
В отличие от традиционной, «знание-вой» парадигмы профессионального образования, с точки зрения которой его целью являлись профессиональные знания, умения и навыки, современное образование ориентировано на личность обучающегося, ее целенаправленное формирование и развитие (с учетом пределов возможностей решения подобных задач образовательными средствами). Соответственно целью культуроцентрированного образования является становление личностной профессиональной культуры специалиста.
Однако, являясь субъектом профессиональной культуры, специалист соци-
альной сферы должен быть еще и активным социальным субъектом, чтобы решать — в соответствии с общественными потребностями и стратегией развития социальной сферы — сложные профессиональные задачи в деятельности, направленной на гармонизацию взаимодействия человека с социумом, их устойчивое взаимообусловленное развитие на основе культурной преемственности. Поэтому образовательную цель культуроцентрированного профессионального социального образования можно определить следующим образом: формирование личности специалиста социальной сферы как субъекта культуры и социальной деятельности, или, выражаясь иначе, формирование социокультурной субъектности обучающегося.
Эта образовательная цель не только отражает стратегию дальнейшей модернизации социального образования, но и в полной мере соответствует целевым установкам личностно ориентированного образования.
Содержательный компонент образовательного процесса отражает те профессиональные знания, общекультурные и профессиональные компетенции, которые необходимы будущему специалисту для осуществления профессиональной деятельности. Структура содержания образования отражена в государственном образовательном стандарте специальности (направления).
Культурологическая модель социального образования обусловливает необходимость усиления в содержании образования культурологической составляющей. Это можно осуществить двумя основными способами. Первый — расширение культурологического содержания базовых дисциплин госстандарта, а также введение в рамках вариативной части содержания образования дополнительных курсов и дисциплин культурологической направленности. Второй, решающий более важные задачи, — сис-
темное, последовательное включение в содержание всех курсов аксиологических аспектов, обеспечивающих общую структуризацию содержания любого учебного курса в соответствии с теми или иными культурными ценностями и нормами, рассмотрение содержания через призму ценностного отношения и к знанию, и к отражаемой в нем реальности.
Технологический компонент образовательного процесса представляет те методы, формы, средства обучения, формирования личностных качеств и развития личности, которые применяются для перевода образовательных целей в прогнозируемый результат образования. От того, насколько адекватно образовательным целям выбраны применяемые в образовательном процессе технологии и насколько оптимально они сочетаются между собой, взаимодополняют друг друга, зависит, насколько будут достигнуты поставленные образовательные цели.
Становление специалиста в процессе вузовского обучения как субъекта культуры и социального действия может достигаться различными способами и средствами, достаточно богатый арсенал которых накоплен в отечественной и зарубежной педагогике. С позиций культурологического подхода важно, чтобы применение тех или иных технологий в социальном образовании обязательно обеспечивало:
• развитие креативности, как главного показателя культурной субъектно-сти, и накопление опыта творческой деятельности;
• развитие социально-коммуникативных качеств и накопление субъектного опыта социальных, в первую очередь социально-профессиональных, взаимодействий;
• не только когнитивное освоение, но и практическое усвоение, личностное принятие и трансляцию в субъектной деятельности специалистом соци-
альной сферы социально-профессиональных ценностей.
Решение этих чрезвычайно сложных образовательных задач требует применения технологий личностно-деятельностной и социально-практической направленности.
Образовательно-средовой компонент образовательного процесса объединяет разнообразные факторы внешней по отношению к собственно учебному процессу среды, взаимодействие с которыми оказывает определенное влияние на личностно-профессиональное развитие будущего специалиста. Очевидно, что такие факторы чрезвычайно многообразны, а степень и характер их социализирующего, развивающего, воспитательного и другого воздействия на разных людей различна. И всё же можно выделить следующие основные факторы:
• факторы внутривузовской среды — различные формы участия студентов в кафедральных, внутри- и межфа-культетских мероприятиях, объединениях, неформальных группах и сообществах и др., деятельность которых имеет в какой-либо степени профессиональную направленность;
• факторы профессиональной среды, с которыми студент сталкивается в рамках учебной практики, различных совместных акциях, мероприятиях вуза и профессиональных организаций и т. п.
Культурологическая модель социального образования обусловливает необходимость наполнения образовательной среды не только личностно-профессиональными, но и социокультурными смыслами и содержанием, поскольку становление будущего специалиста социальной сферы как субъекта культуры вне культуронасыщенной среды обучения невозможно. Это означает, что образователь-но-средовой компонент культурологической модели социального образования должен включать социокультурные фак-
торы социально-профессиональной направленности.
Общая целенаправленная социокультурная ориентация деятельности вуза и всех его структурных подразделений обеспечивается при условии формирования в нем организационной и корпоративной культуры, что обусловливает специфическое качество организационно-управленческого компонента в культурологической модели профессионального образования.
При традиционной организации деятельности вуза организационно-управленческий уровень имеет значительную самостоятельность, как правило, слабо связан с образовательным процессом и оказывает влияние на него фактически только через административные механизмы, задающие нормы и ограничения деятельности. В культурологической модели профессионального образования организационно-управленческий компонент является важной подсистемой,
ЛИТЕРАТУРА
поскольку именно он обеспечивает социокультурную миссию и общую идеологию деятельности вуза как корпорации, выступающие основой его организационной и корпоративной культуры. Именно этот компонент системы обеспечивает социокультурную целостность образовательного пространства вуза как объекта и субъекта культуры а также непрерывность культурной преемственности как во внутривузовской, так и во внешней социальной деятельности.
Культурологическая модель социального образования позволяет прогнозировать с большой степенью вероятности получение ожидаемого результата образования — личности будущего специалиста социальной сферы, субъекта культуры и субъекта профессиональной социальной деятельности, готового к решению сложных социально-профессиональных задач гармонизации отношений личности и общества в рамках культуры.
1. БОРИСЕНКОВ В. П., ГУКАЛЕНКО О. В., ДАНИЛЮК А. Я. Поликультурное образовательное пространство России : история, теория, основы проектирования : моногр. М. : Педагогика, 2006.
2. КОНЦЕПЦИЯ модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6.
Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. М. Л. Кусова