Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ СТРАНЫ: РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

КУЛЬТУРНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ СТРАНЫ: РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
349
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дзятковская Е.Н.

Рассмотрено понятие культурного суверенитета страны, а также пути его обеспечения - защита российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия, с одной стороны, и создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности, с другой стороны. Обоснован вклад в обеспечение культурного суверенитета страны совершенствования системы экологического образования и просвещения по формированию экологической культуры, определено стратегическое направление обновления их содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дзятковская Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL SOVEREIGNTY OF THE COUNTRY: THE ROLE OF ECOLOGICAL CULTURE

The paper considers the concept of the country's cultural sovereignty and the ways of its ensuring - protection of Russian society from external ideological expansion and destructive information and psychological influence, on the one hand, and the creation of the system for spiritual, moral and patriotic education of citizens, introduction of spiritual and moral development into the system of education, youth and national policy, expansion of cultural and educational activity, on the other hand. The contribution to the cultural sovereignty of the country to improve the system of environmental education and awareness of the ecological culture formation is justified, the strategic direction of updating their contents is determined.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ СТРАНЫ: РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

КУЛЬТУРНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ СТРАНЫ: РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е. Н. Дзятковская, д. б. н., профессор

ФГБНУ Институт стратегии развития образования

CULTURAL SOVEREIGNTY OF THE COUNTRY: THE ROLE OF ECOLOGICAL CULTURE

E. N. Dziatkovskaya, Ph. D, professor

Institute for Educational Development Strategy

Рассмотрено понятие культурного суверенитета страны, а также пути его обеспечения — защита российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия, с одной стороны, и создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности, с другой стороны. Обоснован вклад в обеспечение культурного суверенитета страны совершенствования системы экологического образования и просвещения по формированию экологической культуры, определено стратегическое направление обновления их содержания.

Ключевые слова-, культурный суверенитет, экологическое образование, экологическая культура.

The paper considers the concept of the country's cultural sovereignty and the ways of its ensuring - protection of Russian society from external ideological expansion and destructive information and psychological influence, on the one hand, and the creation of the system for spiritual, moral and patriotic education of citizens, introduction of spiritual and moral development into the system of education, youth and national policy, expansion of cultural and educational activity, on the other hand. The contribution to the cultural sovereignty of the country to improve the system of environmental education and awareness of the ecological culture formation is justified, the strategic direction of updating their contents is determined.

Keywords: cultural sovereignty, ecological education., ecological culture.

Понятие культурного суверенитета было определено в Стратегии национальной безопасности РФ (2015) как фактор, способствующий укреплению национальной безопасности в области культуры. «Укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют: признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации» [10].

Культурный суверенитет как принцип государственной культурной политики означает, что у каждого народа и страны есть право руководствоваться теми образцами, ценностями и нормами поведения, которые выработаны в ходе их истории. Культурный суверенитет — основа формирования культурной идентичности и обеспечения национальной безопасности страны, краеугольный камень любой государственности.

Актуальность возрастания внимания к сфере культурного суверенитета сегодня связана с его нахождением на переднем крае идеологического и информа-

ционно-психологического противоборства, глобальной конкурентной борьбы.

Культурный суверенитет страны включает в себя:

И право страны и ее народа руководствоваться теми образцами, ценностями и нормами поведения, которые выработаны в ходе их истории, признаются и принимаются ее народом;

И право страны и ее народа противодействовать распространению информационной продукции, угро-жающеей историко-культурной самоидентификации общества, значимым для него образцам поведения, ценностям, этическим, эстетическим и бытовым нормам;

И право народа и граждан, право и обязанность государства не допускать использования сферы культуры для нанесения ущерба национальному государственно-политическому суверенитету и территориальной целостности страны [7].

Культурный суверенитет — это не только составная часть, но и необходимое условие обеспечения государственного суверенитета.

Культурный суверенитет предполагает приоритет преемственности и продвижения в социокультур-

ном пространстве общества традиционных жизненно важных и идентифицирующих ценностей и норм, присущих этому обществу.

Именно культуре принадлежит роль хранительницы цивилизационного кода нации, ее ценностного базиса. «Без суверенитета нет России» — слова Президента Российской Федерации [2]. Именно культуре принадлежит первостепенная роль в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации.

Формирование экологической культуры населения, которая остается пока на низком уровне [12], рассматривается как часть государственной культурной политики, как фактор сохранения общероссийской гражданской и культурной идентичности и обеспечения защиты интересов граждан.

В государственных документах определен механизм обеспечения культурного суверенитета. С одной стороны, это «принятие мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия». С другой стороны, это «создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности» [11].

Поскольку «государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности», «гарантом территориальной целостности страны», а сама культура «возводится в ранг национальных приоритетов» [13], вполне закономерно, что в условиях кризиса современных моделей экономического развития, усиления диспропорций в развитии государств, повышения уровня социального неравенства, культура все чаще становится центром атак Запада, стремящимся сохранить свою гегемонию.

Культура оказалась сферой жесткого информационно-психологического противоборства, идейно-ценностной экспансии, информационно-психологических диверсии, «вестернизации» [11].

Пересмотр базовых норм морали, психологическое манипулирование, фальсификация не только истории , но и культурных ценностей, разжигание межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ослабление государствообразующего народа наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью молодежи, поощряют деструктивное поведение, формируют условия для саморазрушения общества. Увеличивается разрыв между поколениями. Нарастают проявления агрессивного национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма и терроризма.

Значимую роль в консолидации культурного пространства страны играет экологическая культура, прямо связанная с чувствами патриотизма, морали,

гражданственности, но которая, к сожалению, остается сегодня на низком уровне [1, 4, 5].

Между тем, экологическая составляющая присутствует во всех основных направлениях обеспечения национальной безопасности страны — государственной, общественной, информационной, экономической, транспортной, энергетической, а также безопасности личности. Экологическая составляющая присутствует во всех базовых, сформировавшихся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях, нормах морали и нравственности, которые позволяют сохранять и укреплять суверенитет Российской Федерации, строить будущее и достигать новых высот в развитии общества и личности.

Именно поэтому сфера экологической культуры сегодня находится на переднем крае не только социально-экономических преобразований, но и идеологического, информационно-психологического противоборства, глобальной конкурентной борьбы. Речь идет о целенаправленном распространении ложной экологической информации, формировании особенно у молодежи псевдоценностей, экологического нигилизма, поощрении экологического вандализма. Под видом экологических используются политизированные общественные организации. Ряд общественных экологических и правозащитных организации превратились в эффективный инструмент США и некоторых других стран Запада для управления конфликтами любого уровня на территории России.

Западная пропаганда, используя широкие возможности киноиндустрии, интернета, социальных сетей подпитывает потребительскую ориентацию населения, распространяет заниженные экологические оценки страны («у нас все плохо»), навязывает негативный экологический имидж Российской Федерации. Так, при оценке «углеродного следа» России замалчивается ее роль в качестве самого крупного экологического донора планеты. Население мало знает о ценности «экосистем-ных услуг» территории страны, связанных с серьезным влиянием на ее экологическую обстановку западного переноса воздушных масс, то есть, фактически, о решении некоторых экологических проблем западных стран за счет России (например, потоки антропогенной серы, поступающие на Русскую равнину из Западной Европы, в 10 раз превосходят ее потоки из России на запад) [6].

Необоснованное гипертрофирование экологических проблем страны отражается на ее инвестиционной и рекреационной привлекательности.

«Повышенное внимание мирового сообщества к проблемам изменения климата и сохранения благоприятной окружающей среды используется в качестве предлога для ограничения доступа российских компаний к экспортным рынкам, сдерживания развития российской промышленности, установления контроля над транспортными маршрутами, воспрепятствования освоению Россией Арктики» [11].

Проблемы экологической безопасности становятся поводом для информационных войн, цель которых овладение властью и ресурсами.

Появился термин «экологические информационные войны». Уже есть экологические беженцы и экологические войны.

Экологическая культура является имманентным компонентом в социально-экономических преобразованиях нашей страны.

Это вопросы экологической безопасности таких преобразований, развития «зеленой» и низкоуглеродной экономики, повышения уровня переработки природных ресурсов, снижения энергоемкости экономики, как главного вопроса в международной повестке дня. Это и вопросы экологической безопасности перспективных высоких технологий (нанотехнологии, робототехника, медицинские, биологические, квантовые, энергетические, лазерные, аддитивные, когнитивные, природоподобные технологии, генная инженерия, искусственный интеллект, обработка больших данных, создания новых материалов, суперкомпьютерных систем). Повышение экологической культуры населения, специалистов, управленцев способствует предотвращению повышения антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшения ее состояния (снижения плодородия почв, дефицита водных ресурсов, ухудшения состояния морских экосистем, уменьшения ландшафтного и биологического разнообразия, загрязнения окружающей среды, которые влекут за собой снижение качества жизни человека).

Повышение экологической культуры населения — это и задача развития человеческого потенциала: повышения уровня его экологической компетенции, воспитания в гражданах ответственного отношения к природной среде, стимулирования населения и общественных организаций к участию в природоохранной деятельности; осознанного следования ценностям, нормам, идеалам экологического гуманизма — коэволюции общества и природы; приоритету духовных ценностей над материальными. Экологическая культура — это и культура потребления, и здоровье граждан, и готовность к освоению новых профессий, каждая из которых приобретает экологическую и здоровьесберегающую направленность.

Экологическая культура — это и вопросы экологического качества окружающей природной среды, необходимого для благополучной жизни и здоровья населения; сохранения и восстановления природной среды, ландшафтного и биологического разнообразия, уникального эколого-ресурсного потенциала страны как ее национального достояния, защита которого необходимы для обеспечения жизни будущих поколений, гармоничного развития человека и реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Это сохранение качества атмосферного воздуха и воды, отвечающего экологическим стандартам; рекультивация нарушенных земель, экологическая реабилитация

территорий и водных объектов, увеличение площади лесовосстановления, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользования, что направлено на улучшения качества жизни россиян.

Экологическая культура — это и вопросы нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности в окружающей среде; экологического мониторинга; эффективности государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля в сфере охраны окружающей среды; контроля за соблюдением экологических нормативов и природоохранных требований. Поскольку каждая культура имеет и прогностическую функцию [4], экологическая культура — это еще и повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и процессов, последствий влияния изменений климата на условия хозяйствования и жизнедеятельности человека.

Экологическая культура — это и «экология культуры» [3]: вопросы сохранения культурного и исторического наследия народов России, в том числе, культуры коренных народов; укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей; восстановление утраченного культурного наследия ценностного отношения человека к окружающей природной среде и экологических традиций; восстановление искаженных экологических ценностей.

Выполнение экологической культурой своей исторической миссии [6] возможно только на пути обновления содержания и методов экологического образования. Однако, если такое обновление сводится лишь к углублению знаний науки экологии, а не носит культурологический и воспитательный характер, если оно не опирается на возрождение традиционных духовно-нравственных основ российской культуры — патриотизма, соборности, нравственности, ценности жизни, природы, продолжения своего рода («род — народ — природа — Родина»), если осуществляется без учета исторических традиций и опыта предшествующих поколений реформ в области образования, науки, культуры, религии, языка, то такое «обновление» способно привести лишь к усилению разобщенности и поляризации национальных сообществ, разрушению фундамента культурного суверенитета страны, подрыву основ политической стабильности и государственности. Такое образование останется формальным и бессильным внести вклад в обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и других стратегических направлений обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации [6, 10, 13].

Любые преобразования в системе образования, которые руководствуются привлекательными новыми идеями, не должны отрываться от национальных культурных корней, «забывать» об активной защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей и исторической памяти россиян. Любые попытки «приземлить» экологическое образование до уровня

предметных требований, перевести его в ранг предме-тоцентризма, ослабляют национальную безопасность страны [6].

Эта позиция отражена в предложениях россиян к докладу ЮНЕСКО «Futures of Education. Learning to become» при разработке проекта Образование — 2050 [8, 14, 15]. Они представлены в виде предложений к реализации в образовании политики пяти «Д», которые исходит из права каждой страны на культурный суверенитет и получили название «регенеративное образование». Это

— деколонизация образования, включая освобождение от неоколониализма и нео— неоколониализма в образовании, которые увязывают предоставление образовательной помощи с навязыванием странам чуждых образовательных стандартов;

— девестернизация образования, чтобы местное население могло обучаться и воспитываться в духе национальных интересов, культуры и традиций;

— демонополизация образования на основе признания ценности национальных образовательных систем;

— декоммерциализация образования, его избавление от рыночных принципов в сфере образования и походов к образованию как к платной услуге;

— депримитивизация образования, включая преподавание основ глобалистики, культуры, этики [8].

Эти предложения дополняют требования международного и отечественного законодательства по освобождению образования:

от расизма, фашизма, нацизма, осужденных Нюрнбергским трибуналом в 1946 году;

— от чувств жестокости, насилия, враждебности и ненависти, культивируемых западной массовой потребительской культурой;

Литература

1. Глазачеб С. Н. Экологическая культура мира — приоритет безопасности планеты. Зеленый мир. 2003; 9—10: 17.

2. Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 02.10.2013// Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (rba.ru)

3. Лихачев Д С Раздумья о России (сборник). М.: «Logos». 2004. 670 с.

4. Мамедоб Н. М. Феномен культуры и устойчивое развитие. Universum: Вестник Герценовского университета. 2013; 3: 54—63.

5. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001.198 с.

6. Отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования: Колл. Монография. Под ред. А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской, 2012. 170 с.

7. Рузин В. Д Культурный суверенитет, общество, государство и личность: штрихи к модели. Коммуникология. 2014; 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kulturnyy-suverenitet-obschestvo-gosudarstvo-i-lichnost-shtrihi-k-modeli (дата обращения: 13.03.2022).

— от ложной «фейковой» информации и фальсификаций истории, отрицания холокоста и нацистских преступлений против человечности;

— от двойных стандартов и претензий на исключительность и доминирование одной нации над другими;

— от манипуляций сознания и предрассудков.

Регенеративное образование должно быть направлено, с одной стороны, на преодоление тенденций детрадиционализации молодежной культуры путем сохранения или восстановлении утраченных или поврежденных ценностей и принципов образования, общенациональных ценностей и традиций; с другой стороны, на придание образованию опережающего характера, видения будущего преемственно с историческими культурными традициями и ценностями народа. Культура рассматривается ЮНЕСКО четвертой силой (наряду с социальной стабильностью, экономическим развитием и экологической безопасностью) и основой общества устойчивого развития [16].

В условиях движения общества потребления к своему апогею, нарастания экономической конкуренции, политической и идеологической борьбы за распределение сил на мировой арене, ответственность разработчиков экологического образования как средства формирования экологической культуры возрастает многократно. Осознание этой ответственности разработчиками образовательной политики, авторами учебников и примерных основных программ имеет государственное значение.

8. Саямов Ю. Н. Идеи устойчивого развития в истории, культуре, образовании. М.: Перо, 2021; 3-18.

9. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326

10. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (№685 от 31 декабря 2015 г.)

11. Указ Президента РФ «сО Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (№400 от 02 июля 2021 г.).

12. Указ Президента «сО стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (№ 176 от 19.04.2017)

13. Черняховский С. Ф, Черняховская Ю. С. Мобилизующая идеология и образы будущего. Журнал «сИзборский клуб». 2021; 3: 76—82.

14. Futures of Education. Официальный сайт ЮНЕСКО. https://en.unesco.org/ futuresofeducation/initiative Дата обращения 22.02.2022

15. International Commission on the Futures of Education Progress Update Magress Update March 2021. https://en.unesco.org/futuresofeduca-tion/2021consultations. Дата обращения 22.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.