Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАН ЦА'

КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАН ЦА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАН ЦА»

Сабирова В.К. Пинназарова Э.

ОшГУ РГСУ филиал в г. Ош КР

КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАН ЦА

В академических и политических кругах этническое разделение считают явлением, которое нужно учитывать для дальнейшего развития страны. Многие люди ностальгируют по советским временам, когда насильно, по мнению современной националистически настроенной в большинстве стран Центральной Азии политической элиты, насаждался сверху, из центра интернационализм. Русский язык долго служил средством межнационального общения, пропагандировались русская художественная культура, ценности «большого брата» находили свое практическое применение.

Мало того, когда отдельные политики и определенная часть населения бывших царских окраин отстаивали принципы врожденной этнической идентичности, это было чревато наихудшими последствиями, их обвиняли в национализме, репрессировали в 30-е и 50-е годы ХХ века. В итоге многие интеллигенты, представители этнических групп плохо знали культуру, идеи и ценности, почерпнутые из произведений культуры своего народа.

Несколько поколений советского периода выросло в таком однобоком направлении. Так, многие казахи, кыргызы, таджики, туркмены и узбеки до сир пор не знают хорошо своего родного языка, мало что смыслят в истинности духовных ценностей "титульного" этноса. Большинство из них не испытывают при этом морального ущемления, оно в них просто не взращено. Возможно, это и к лучшему, поскольку нет твердой основы для воинствующего национализма, этнической нетерпимости, что есть вектор гибели культуры.

Сегодня многих из бывших врагов Советской власти возводят в ранг национальных героев, что немало дезориентирует общественное сознание населения республик Средней Азии. Недавно проводилась выставка в Национальном историческом музее, посвященная жизнедеятельности Рахманкул-хана, уведшего много южных кыргызов в Афганистан, Пакистан и Турцию. В городе Ош возведены памятники Алымбеку-датка, Барсбек-кагану, Манасу и Курманжан-датка. Последняя выступила инициатором официального присоединения южных кыргызов к России во второй половине XIX века, несмотря на публичную казнь ее сына, обвиненного в убийстве русских таможенников по пути его каравана из Китая. В народной памяти до сих пор живы эти драматические страницы из истории этнической общности, придающие ореол героизма и жертвенности во имя родины.

Но в отличие от типа граждан советской эпохи, поколения людей, оказавшиеся в национальных диаспорах до, во время и после советского периода истории, увозят с собой то представление о своей национальной культуре, которое они наблюдали в момент, когда покидали родину. Этот образ у них остается неизменным, как фотографический слепок, застывшая категория или константа в идеализированном виде. Отсюда в диаспорах наблюдается тяга к тому, чтобы сохранить этот драгоценный образ Родины, узнать новую информацию о прародине-метрополии, оживить связи духовного и культурного порядка. Этот пласт культуры в современной науке Кыргызстана мало изучен.

Политиками в Кыргызстане не уделяется внимания культурным и идеологическим установкам, они больше заняты политическими и экономическими реформами. Однако пора понять, что без культурного компонента никогда не будет достигнут желаемый уровень развития любого общества. Дефицит культурных установок (их дает художественная культура) реально и основательно противостоит демократическим преобразованиям.

В Кыргызстане по официальным данным проживают представители более 80 этнических групп и более 700 родов и племен, отмеченных в устной родословной кыргызов под названием "санжыра". Она имеет массу вариаций, тем не менее, историей доказано, что именно такое родо-племенное устройство общества помогло во многом сохраниться кыргызам как этнической и социальной целостности, приобрести государственность. Одна из версий происхождения этнонима "кыргыз" исходит от сочетания слов "кырк-ууз", т.е. сорок племен, соединившихся под предводительством легендарной личности по имени Манас, сумевшего объединить представителей разных этнических групп. И до сих пор в санжыра упоминаются ряд таких этнонимов, как: кытай, калмак, нойгут, татар, найман, монгол и т.п.

Единственный в мире по своим масштабам литературный источник в полмиллиона стихотворных строк эпос «Манас» - тому яркое свидетельство, ведь здесь упоминаются названия 306 народов. В советский период власть коммунистов вела активную борьбу с национально-этническим делением, считая его пережитком прошлого. Но в период независимости Кыргызстана, особенно в последние годы трансформации, этнический фактор стал одним из определяющих движущих сил политических и общественных процессов.

Опыт работы в качестве аналитика разных общественных организаций и программ показал, что проблемы наций и народов, этнические вопросы в последнее время волнуют социальные группы на всех уровнях. Подобные материалы будут востребованы заинтересованными общественными и политическими структурами. Важные и актуальные результаты исследования получили свое отражение в аналитических отчетах, которые были подготовлены для широкого круга интересующихся читателей [1].

Регион Центральной Азии (далее - ЦА) представлен обширной территорией в «семь станов» - мусульманских государств, включающих 5 членов из СНГ, новичков в современных международных отношениях, т.к. существование в качестве независимых республик они отсчитывают со времени коллапса Советского Союза в 1991 году. Эти пять среднеазиатских республик резко отличаются от Запада приверженностью к исламской цивилизации и активным взаимодействием с мусульманским миром. Россия в геополитике является буферной зоной в процессе взаимодействия Средней Азии с Западом.

По мнению экспертов, отдаленная от мирового океана ЦА, зажатая между двумя мировыми гигантами Россией и Китаем, похожа на огромный пирог с исламской экстремистской начинкой, влияющей на здоровье молодого регионального организма, который стремится к мирному взаимодействию со своими соседями и с далеким развитым Западом. Страны Запада, также как и Российская Федерация, не оставляют без внимания самый густонаселенный регион Азии - Ферганскую долину, или шире -Центральную Азию.

Государства ЦА стремятся к компенсации расстроившихся былых социально-экономических отношений с Россией, заменяя на взаимодействие с Западом по принципу: обмен сырьевых ресурсов на высокие технологии и высококачественную готовую продукцию. Отсутствие капиталов, маркетингового опыта и технических возможностей не оставляют им иного выбора, как искать партнеров среди западных фирм, пытаться вести опасную и непредсказуемую многовекторную политику.

Экономическая стагнация, дефицит средств на Цели развития тысячелетия, низкий жизненный уровень, социальная, клановая, этническая и религиозная конфликтность, перспектива альянса исламских режимов Ирана и Афганистана, коррумпированность сферы распределения доходов в Казахстане, последствия гражданской войны в Таджикистане 1992-1997 годов, агрессивность исламистов в отношении правительства Узбекистана, последствия двух "цветных" революций 2005 и 2010 годов в Кыргызстане -все это побуждает режимы ЦА принимать меры в увязке экономического развития с укреплением безопасности через сотрудничество с международными организациями, Россией, Западом и Китаем. Осуществляемые политико-экономические мероприятия и шаги по укреплению безопасности зачастую далеки от западных эталонов, что вызывает их критику. Это мешает налаживанию конструктивного диалога с центрально-азиатскими странами.

Кыргызстан, также как вся Центральная Азия, тесно связан с СНГ. Хотя расширение связей с Западом и предоставляет большую степень свободы для маневрирования во внешней политике. Кыргызское руководство два десятка лет после обретения суверенности рассчитывало, что тесные отношения с США могут стать важным компонентом кыргызской

внешней политики. Кыргызстан поддерживает политику США о создании «пояса безопасности» вокруг Афганистана и надеялся стать его частью. Нынешний политический бомонд все больше демонстрирует свою приверженность российско-кыргызскому сотрудничеству. После шумных разборок в политической среде осуществилась продажа "Кыргызгаза" в ведомство "Роснефти". Модернизация воздушной базы в аэропорту «Манас» и строительство региональных аэропортов могут позволить со временем Бишкеку стать связующим звеном между Россией и Юго-Восточной Азией, да и всем остальным миром.

Только вот вопрос о налаживании культурных взаимосвязей все еще остается второстепенным, этим аспектам сотрудничества уделяется мизерное внимание со стороны государственных и внешнеполитических структур. Деятельность таких международных организаций, как "Россотрудничество", "Сорос-Кыргызстан", ОБСЕ, ПРООН и мн.др. является «каплей в море».

Итак, анализ ситуации в Кыргызстане в период независимости показывает, что глубинные изменения в обществе приводят к падению уровня жизни, духовному и идеологическому вакууму, смене общественных ориентиров, разочарованию среди людей. Новые политические силы ищут обоснование для собственной легитимности. Не раз делались попытки разработки национальной идеологии кыргызстанцев, но все же ее главными ориентирами остаются: трансформация в мировое сообщество, интеграция языков и культур, укрепление дружбы, сотрудничества между народами [4].

Огромную роль и значение играют произведения художественной культуры в условиях, когда гражданское общество еще не состоялось, и тогда духовная составляющая национальной культуры должна браться в главу внимания и достойно развиваться.

Использованные источники:

1. Отчеты по проекту Ага Хана «Человековедение» (ПАХЧ) Траста Фонда Ага Хана по культуре (Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Швейцария). -Душанбе, 2000-2009; Отчеты по проектам Проекта Гражданского Образования: СЕР - Бишкек-Ош, 2001, 2002; Отчеты и кейс-стади по программе «Доверие. Взаимодействие. Сотрудничество», МО АЛЛАВИДА (Великобритания) и МЦ «Интербилим» (ЦИБ). - Бишкек, Ош, 2004-2006; Отчеты по проекту ACTED (Франция) и ОРЦ «Интербилим» по обучению СОС юга КР). - Ош, 2007-2008.

2. В медиа-дискурсе "семь «станов»" называют 7 стран с исламской религией в регионе ЦА - Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

3. Панкратьев В.П. Центральная Азия и Запад. - URL: Режим доступа: www.centralasia.ru.

4. Сабирова В.К., Камбарова А.К., Абытова Г.З., Эрназарова Г.Б. Публицистика как конструкт межкультурного диалога. / Теоретические и

прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Межд. НПК 31 января 2015 г.: в 16 частях. Часть 2. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - С. 135-136.

Савенков А. А. студент 4 курса

направление подготовки «Экология и природопользование»

Колесникова И.А., к.б.н. научный руководитель, ст преподаватель

ФГБОУ ВПО ОГПУ РФ, г. Оренбург

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФИЛИАЛА ОАО «ОГК-1»

ИРИКЛИНСКАЯ ГРЭС

Аннотация: статья посвящена мероприятиям, проводимым с целью сохранения окружающей природной среды и минимизации вредного воздействия от деятельности Ириклинской ГРЭС. Рассматривается деятельность ГРЭС на соответствие требованиям действующего законодательства РФ.

Ключевые слова: Ириклинская ГРЭС, водохранилище, окружающая среда, вредное воздействие, мониторинг, предельно-допустимая концентрация.

Savenkov A. A., 4th year student areas of training "Ecology and nature"

FGBOU VPO OGPU Russian Federation, Orenburg Kolesnikova Irina research Director, Cand.N., senior lecturer

FGBOU VPO OGPU Russian Federation, Orenburg

ENVIRONMENTAL ACTIVITIES OF THE BRANCH OF JSC OGK-

1 IRIKLINSKAYA GRES

Abstract: the article is devoted to activities carried out with the aim of preserving the natural environment and minimize impacts from the activities of the Iriklinskaya GRES. Discusses the activities ofpower plant for compliance with the requirements of the current legislation of the Russian Federation.

Keywords: Iriklinskaya GRES, reservoir, environment, harmful effects, monitoring, maximum permissible concentration.

Промышленное производство электрической энергии сопровождается крупномасштабным материальным и энергетическим обменом с окружающей средой, имеющим своим следствием отрицательное воздействие на нее и, следовательно, вызывающим необходимость ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.