то же время доля русских и татар сократилась в 2,5 раза, украинцев - в 9 раз, немцев - более чем в 12 раз (табл. 1). Аналогичные процессы произошли и в соседнем Казахстане [6].
Таблица 1
Национальный состав населения Республики Кыргызстан по переписи населения 1989 г. и по оценке на 2017 г. [7]
УДК 323.1(512.154)
ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КЫРГЫЗСТАНА
Молодое О. Б., канд. ист.наук, Вологодский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Вологда, Россия)
«Парад суверенитетов» 1991 г. привёл к созданию на постсоветском пространстве независимых государств, образовавшихся на основе республик бывшего СССР. Спустя четверть века в каждой стране сложилась особая, часто многовекторная, система внешнеполитических отношений.
Вместе с тем, ряд государств Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан) сохранили тесное взаимодействие с Российской Федерацией и активно участвуют в большинстве действующих международных проектов в рамках СНГ, ШОС, ЕАЭС и ОДКБ. Именно в этих странах сохраняется роль и значение русского языка в качестве официального (Казахстан и Кыргызстан), высока доля русскоязычного сегмента в сфере образования, сложились тесные миграционные связи [5].
Наряду с этим, во всех странах постсоветского пространства формируются новые идентичности, опирающиеся на национальные традиции, историю, 72 религию и язык. Процессы идентификации населения в странах Центральной Азии проходят сложно, порой раскалывая общество на два противоположных лагеря. На фоне сохранения прочных связей с Россией, заметно тяготение национальных элит в сторону её геополитических соперников, прежде всего, Китая и Турции. В последние годы происходит переоценка важных для региона исторических событий (Восстания 1916 г., Голодомора 1932-1933 г.), постепенное сокращение доли русскоязычного образования и переход на латиницу (Узбекистан, Казахстан), исламизация населения.
Если обратиться к недавнему прошлому, очевидно, что руководство СССР пыталось развивать два противоположных направления национальной политики: фактическую интеграцию общества в гражданскую нацию («единый советский народ») и саморазвития малых этносов до наций [3, с. 64]. В этот период характерными явлениями в Центральной Азии были мощная русификация и сужение сферы применения национального языка. Среди жителей преобладала так называемая «советская идентичность», имевшая надэтнический характер. Тогда все ощущали себя в рамках повседневности и в редких зарубежных поездках в первую очередь как советские люди, а затем уже как кыргызы, узбеки, русские и т.п.
За 25 лет суверенитета в Кыргызстане резко сократилась доля русских и украинцев, немцев и татар. Представители титульной нации (кыргызы) в настоящее время составляют три четверти населения республики. Вырос удельный вес представителей узбекской нации. В
Основные нации Доля представителей нации (%) Динамика (тыс. чел.)
1989 г. 2017 г.
киргизы 52,4 73,2 + 2 263,0
русские 21,5 5,8 - 599,9
украинцы 2,5 0,2 - 96,1
немцы 2,4 0,1 - 93,0
узбеки 12,9 14,6 + 348,3
татары 1,65 0,5 - 42,7
Сокращение доли лиц, для кого русский язык был родным или языком межнационального общения, объективно сужает сферу его применения и возможности интеграционных связей с Россией.
В настоящее время завершается процесс перехода от советской идентичности к собственно этнической, а затем должна пройти трансформация в сторону новой надэтнической идентичности -«кыргызстанец». Происходящие процессы интеграции в рамках СНГ и ЕАЭС (ЕврАзЭс) пока не привели к инновациям в идентичности жителей страны и появлению понятий «эсенговец» или «евразиец».
Этническая самоидентификация кыргызстанцев обусловлена, с одной стороны, усилением этнического влияния, а с другой - сложившимися еще в советский период нормами интернационализма. Поэтому для многих близко понимание того, что современному человеку его национальность должна быть безразлична. Отсюда уровень актуализации этнического компонента в структуре личности ещё невысок [8, с. 50].
Внутри этнической идентичности существуют региональная и локальная идентичности. Актуальным для Кыргызстана является деление на Север-Юг, где население южной части более религиозно, что объясняется соседством с узбеками в Ферганской долине. За первое десятилетие суверенитета в 40 раз выросло число мечетей: если в 1991 г. их насчитывалось 39, то в 2003 г. - 1600 [11, с. 77]. Южное происхождение имеют большинство глав мусульманских общин Севера, принесших собственные традиции: особый статус имама как «святого человека» и «давран» (коммерциализацию обрядов) [10, с. 105].
Национальный состав населения современного Кыргызстана позволяет выявить некоторые закономерности расселения титульной нации и этнических меньшинств. Среди семи областей страны кыргызы абсолютно преобладают в трёх северных, где их доля достигает 90 и более процентов (табл. 2), а русских в двух из них - менее одного процента. Русское население
73
преимущественно сосредоточено в г. Бишкеке (23%) и Чуйской области, окружающей столицу страны (21%). Наибольшей спецификой национального состава отличаются г. Ош и Ошская область, расположенные в южном регионе Кыргыстана, где значительную часть жителей составляют узбеки.
Таблица 2
Доля кыргызского и русского населения в областях и городах Кыргызстана (по оценке на 2012 г.) [7]
Название области Регион страны Доля кыргызов (%) Доля русских (%)
Области с наиболее высокой долей кыргызов
Нарынская обл. Север 99,2 0,06
Таласская обл. Север 91,9 0,78
Иссык-Кульская обл. Север 86,2 8,05
Города и области с низкой долей кыргызов
г. Бишкек Север 66,1 23,0
Чуйская обл. Север 59,1 20,8
г. Ош* Юг 47,9 2,5
* Узбеки составляют 44,2% населения города и 28% жителей Ошской области
Ж. Нурдинова выделяет три уровня самоидентификации применительно к Кыргызстану. Это, во-первых, макроуровень, на котором Кыргызстан самоопределяется и самоутверждается в геополитическом и региональном плане, где существует несколько вариантов выбора: тюрко-исламская цивилизация, евразийство, западные ценности и др. Во-вторых, средний уровень самоидентификации, который заключается в самоопределении себя как государственной организованной общности и обретении национального единства. В-третьих, микроуровень, то есть самоопределение индивидов в отношении локальных идентичностей. На этом уровне в Кыргызстане представлена система субэтнических, родственных и клановых отношений [8].
Считается, что к XIX веку завершилась исламизация Степи и ислам суннитского толка стал важным элементом идентификации большинства её жителей. Некоторыми исследователями исламское наследие определяется как несущая конструкция в структуре национальной идентичности. Идентичность мусульман демонстрирует существенные отличия от представителей иных конфессий, например, православного христианства, где обычно совпадает национальная и религиозная самоидентификация: русский - значит православный и т.п. В частности, в 2000-е гг. в группе россиян-последователей ислама ощущали себя гражданами России лишь 39% респондентов, а гражданами СССР - 19%. Мировой характер этой религии нашёл отражение в том, что 8% опрошенных позиционировались как граждане мира, то есть идентифицировали себя с единой мусульманской уммой (общиной), куда входят и зарубежные единоверцы [2,
с. 354-355]. Ностальгия пятой части российских мусульман по советскому прошлому объясняется тем, что распад СССР сопровождался масштабными межнациональными конфликтами, затронувшими в основном зоны исторического проживания последователей ислама (Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан).
Кочевой уклад жизни в прошлом и политика атеизации последних десятилетий советского периода повлияли на степень исламизации населения. В итоге «бытовой ислам» жителей Степи обрёл причудливую форму в виде смешения шаманских представлений и концепции исламского единобожия. В экспертном сообществе укоренилось мнение о меньшей религиозности кочевников, чем оседлых народов Центральной Азии (например, узбеков), что находит отражение и в вопросе идентификации.
Связь этнической и религиозной идентификации, их «пересечение» характерны для большинства этносов и религий (русские и казахи, татары, корейцы и т. д., православие и ислам). Зависимость религиозной идентификации от этнической более характерна для чеченцев и курдов.
Период становления суверенной
государственности народов Центральной Азии отмечается значительными изменениями в области государственной символики и топонимики. В конструировании гражданской идентичности населения особую роль играют государственные символы, обладающие ярко выраженным этническим содержанием.
Государственный флаг Кыргызстана - это полотнище красного цвета, в центре которого размещён круглый солнечный диск с сорока равномерно расходящимися лучами золотистого цвета. Внутри солнечного диска красным цветом изображён тундук киргизской юрты. Красный цвет флага был цветом флага великодушного Манаса - героя национального эпоса. На гербе страны изображён сокол-кречет с распростёртыми крыльями, оберегая собой кыргызские земли, что символизирует свободу страны. Также изображена жемчужина Киргизии - озеро Иссык-Куль, окружённое высокими скалистыми хребтами Ала-Тоо. С двух сторон композицию обрамляют колосья пшеницы и белые коробочки хлопка - знак достатка.
Как мы видим, современные символы содержат маркеры идентичности кыргызов как кочевого народа -солнце, юрту и хищную птицу с расправленными крыльями как олицетворение степных просторов. Несмотря на преобладание мусульман среди представителей титульных наций и большое значение ислама в их идентификации, религиозные символы на гербе и флаге Кыргызстана, в отличие от Узбекистана и Туркменистана, отсутствуют.
Важным этническим маркером может являться родной язык. Как показывают опросы, татары Кыргызстана идентифицируют себя единым этносом в первую очередь по языку (24%), культуре, обычаям и обрядам (19%), исторической судьбе народа (13%) и религии (7%). На момент опроса 71% татар своим языком считали татарский, 28% - русский, 6% - кыргызский, около 3% - узбекский. То есть у третьей части татар
74
этническая идентичность и родной язык не совпадают. Это может произойти при определенных обстоятельствах, обычно связанных с иноязычным окружением. Кроме того, только один из трёх упомянутых татарскими респондентами общих праздников - сабантуй - является национальным, а остальные (курбан айт / курбан-байрам, орозо айт / ураза-байрам) - религиозными праздниками всех мусульман [1]. Основой идентификации немногочисленных поляков, проживающих в Кыргызстане, стала традиционная для них католическая религия [9].
Государственная политика, направленная на формирование национальной идентичности, наглядно проявляется в новой топонимике: наименованиях городов, поселков, улиц, площадей и учебных заведений. Для Кыргызстана и его соседей общим процессом стала массовая «натурализация» топонимики, тюркизация и дерусификация образовательных и коммуникативных структур [12, с. 159-160]. В Бишкеке только за первое десятилетие суверенитета переименовали 31 улицу, и этот процесс продолжался до 2 апреля 2013 г., когда вышло постановление городского кенеша (совета) о пятилетнем моратории на переименование улиц и районов. Стоит отметить, что в обиходе горожан прижились не все наименования улиц, многие из них даже кыргызы называют по-прежнему: Советской и Алма-Атинской вместо Шабдан Баатыра и Курманджан Датка. Иногда местные жители, не говоря о приезжих, путают новые названия, содержащие многочисленные тюркоязычные фамилии.
Богатырём, объединившим кыргызов, считается Манас, которому посвящен крупнейший в мире эпос. В его честь названы университет, аэропорт, высший орден страны, поставлены памятники в Оше, Узгене и в Парке Дружбы в Москве. Реальность этого национального героя как исторической личности является дискуссионным вопросом. На сайте, посвященном эпосу, из 7616 опрошенных посетителей (по состоянию на 15 февраля 2015 г.) 55,1% считают, что Манас действительно существовал, а 31,8%, что он является вымышленным героем [4]. Учитывая русскоязычный характер этого электронного ресурса, представляется, что среди этнических кыргызов доля признающих его историчность может быть более значительной.
Вместе с тем, результаты изучения психологического портрета кыргызов в контексте идентичности показали, что эпос «Манас» представляет ценность для 50% опрошенных, 30% представляют его как литературное произведение, а 20% - как часть истории страны. Примечательно, что национальным героем 70% кыргызов назвали писателя Чингиза Айтматова, а Манаса - 10% (представители иных этнических групп - 40 и 20% соответственно) [13, с. 79]. Это исследование показало незавершенность процесса формирования единой духовно-культурной концепции, причиной которой является постоянная переориентация ценностных установок кыргызского этноса на протяжении его многовековой истории.
Таким образом, в последние десятилетия в Кыргызстане происходят процессы идентификации населения, связанные с обретением государственного
суверенитета. Несмотря на усилия властей по «привитию» новой идентичности, определенная часть населения (не только славянского) связывает себя по-прежнему с СССР и не вполне отождествляет себя с новой государственностью. Существует специфика религиозной идентичности жителей страны, где всё более существенную роль начинает играть ислам, в том числе и его радикальные формы. Консолидации населения там препятствуют неравномерный характер расселения представителей ведущих этносов, а также разделение на горожан и селян, отличающихся уровнем знания официального языка и национальных традиций. Для становления новой идентичности потребуется еще немало усилий власти и общества по воспитанию толерантности, взаимоуважения друг к другу представителей различных наций и народов, независимо от их вероисповедания, региона и места их проживания.
Источники и литература:
1. Бикбулатова А. Идентичность татар Кыргызстана [Электронный ресурс] // Ислам в СНГ. 2013. №2 (11). - URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic/75629
2. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / отв. ред. М.П. Мчедлов. -М., 2009. - 367 с.
3. Даминдарова Ф.В., Исмагилова Г.Ш. Этническая, надэтническая и гражданская идентичность в российском политическом дискурсе // Власть. 2014. № 4. С. 63-67.
4. Кем на самом деле был Манас? // Кыргызский эпос «Манас». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eposmanas.ru/?page=18&id=6
5. Молодов О.Б. Интеграция России и государств Центральной Азии: лингвистический аспект // Дневник АШПИ. 2015. №31. С. 139-143.
6. Молодов О.Б. Трансформация этноконфессионального портрета Республики Казахстан // Мир Большого Алтая. 2015. Т.1. №4. С. 356-364.
7. Национальный статистический комитет Кыргызской республики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/naselenie/
8. Нурдинова Ж. Этническая и гражданская идентификация в Кыргызстане // Адам Элемi -Мир человека. 2011. № 2. С. 48-56.
9. Скреминская Л.Р. Католическая религия как основа для идентичности поляков в Кыргызстане // Вестник КРСУ. 2014. № 3 (14). С. 66-70.
10. Усубалиев Э. «Исламская идентичность» и политический процесс в Кыргызстане // Вестник КРСУ. 2008. № 3 (8). С. 102-107.
11. Чотаева Ч. Этнорелигиозная ситуация в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ. 2005. Вып. 3 (39). С. 77-85.
12. Шукуров Ш.М., Шукуров Р.М. Центральная Азия (опыт истории духа). - М., 2001. - 256 с.
13. Эшимбекова Н.С. Психологический портрет кыргызов: история и эмпирика вопроса самоидентификации // Вестник КРСУ. 2014. № 6 (14). С. 76-80.
75
В ЮЖНОЙ КОРЕЕ ПРОШЕЛ САММИТ МИРА ПО СОЗДАНИЮ СОВМЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МИРА
3-я годовщина празднования Саммита мира: Всемирного Альянса Религий (WARP), посвященная практическим решениям построения мира на основе Декларации о мире и прекращении войн (DPCW)
17 сентября в Сеуле, Республика Корея, начался трехдневный Саммит мира для обсуждения реализации проектов по миростроительству на местном и национальном уровнях с участием 1100 представителей государств, МПО, НПО и экспертов в области международного права, образования и средств массовой информации из 120 стран мира.
«Небесная культура, мир во всем мире и восстановление света» (HWPL), международная неправительственная организация, входящая в ЭКОСОС ООН, провела 3-ю годовщину празднования Саммита WARP. Встреча на высшем уровне посвящена глобальным мерам для построения мира посредством создания системы совместного управления между правительством, гражданским обществом и международными организациями. Развитие мирных кампаний и проектов было одобрено в различных регионах мира в рамках Декларации о мире и прекращении войн (DPCW), провозглашенной в 2016 году, для продвижения международного сотрудничества в целях установления мира как нормы и культуры.
В первый день саммита 17-го сентября в целях реализации повестки дня прошли четыре сессии по планированию: Конференция по осуществлению Декларации о мире и прекращении войн, 5-е собрание Комитета мира HWPL по международному праву, Форум по развитию программы образования о мире в целях распространения культуры мира и Конференция по созданию глобальной сети СМИ по вопросу миростроительства.
Председатель HWPL, г-н Ли Ман Хи подчеркнул укрепление международного права в интересах мира, провозглашенного Декларацией о мире и прекращении войн (DPCW). «Самой неотложной задачей является прекращение войн. Декларация DPCW, подготовленная экспертами в области международного права, предлагает практические подходы к предотвращению конфликтов. Если лидеры любят своих граждан, они должны совместно работать над осуществлением мер для построения мира». Так же он добавил: «Мир без войн применим ко всем людям земного шара, а это означает, что приверженность каждого человека как посланника мира, сделает нашу планету мирной.»
Во время «5-го собрания Комитета мира HWPL по международному праву» Грант Багратян, бывший премьер-министр Армении, сказал: «Декларация и мирная работа HWPL не просто полезны для определенного уровня общества, но и являются определенным инструментом для установления мира ради каждого из нас. Не ограничиваясь одним сектором общества, все
больше людей заявили о своей позиции и настояли на том, что необходимо в наше время», призывая к сотрудничеству все секторы общества по принятию Декларации DPCW как юридически обязывающий документ.
Во время «Форума по развитию программы образования о мире в целях распространения культуры мира», Мария Евгения Барриос Роблес де Мехиа, заместитель министра образования в Гватемале, объяснила значение обучения в области мира, сказав «Мы могли бы внести свой вклад в развитие культуры мира во всем мире. Мы хотим помочь гражданам завтрашнего дня быть более терпимыми друг к другу и также донести, что диалог и дискуссия - это способ принятия различий каждого и разрешения конфликтов. Мы с вами отвечаем за развитие культуры мира для следующих поколений».
Кроме того, «Конференция по созданию глобальной сети СМИ по вопросу миростроительства» с участием 90 журналистов из примерно 50 стран заявила о стремлении к свободе прессы, особенно в рамках роли журналистики в создании глобальной сети СМИ в вопросе построения мира. «Средства массовой информации играют значимую роль в распространении коллективных голосов мирового общества о единой для всех цели -достижении мира. Сейчас настало время для того, чтобы объединить местное общество и правительство с помощью мирной системы управления», - сказал г-н Ян Со, главный менеджер отдела международной прессы БЖРЬ.
Пресс-служба ИЖРЬ