Научная статья на тему 'Культурные ценности мусульманской педагогики'

Культурные ценности мусульманской педагогики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural values of Muslim pedagogic

The article deals with the problem of including religious cultural values into a national and regional component of modern education. Priorities in Muslim Pedagogues defends the ideas of humanism, mercy, respect of old people and so on and so forth. Studying of cultural values of Muslim Religion, Christianity, Judaism must be reflected in psychological and pedagogical training of a future teacher.

Текст научной работы на тему «Культурные ценности мусульманской педагогики»

Вестник ТГПУ. 2001. Выпуск 2 (27). Серия: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ (СПЕЦВЫПУСК)

В этом и заключается утилитарное значение философии - овладение методологической культурой дает возможность каждому специалисту находить эффективные методы для решения возникающих проблем. Если же рассматривать эстетическое значение философии, то разве искусство мыслить не столь

же удивительно и прекрасно, как картины художников, игра на музыкальном инструменте, искусство танца, пение! Этим видам искусства мы начинаем обучать с раннего детства» а для обучения искусству мыслить не находим времени даже тогда, когда в этом испытываем острейшую необходимость.

Литература

1. Мамардашвили М, Как я понимаю философию. М„ 1393.

Т.Л. Костюкова КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ Томский государственный педагогический университет

Предметом особого внимания педагогики как науки и практики сегодня становится воспитательная работа, которая в последнее десятилетие в силу объективных и субъективных причин отошла на второй план. И дело здесь не только в разрушении в недавнем прошлом детских организаций, но и в социальных реалиях: в возникновении феномена бездуховности, проявляющегося, в частности, в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации; в активном навязывании обществу западных ценностей. Дело, наконец, в переоценке роли образования и недооценке роли воспитания в становлении новых поколений. В каждом обществе должны быть эталоны для подражания, свои святые, мудрые люди старшего поколения. У молодежи должны быть положительные герои. Кто у нас герои? Кому хочет подражать подрастающее поколение? Бэтменам и терминаторам? Педагоги и психологи вынуждены фиксировать, что идет стремительное снижение уровня нравственного сознания молодежи, кризис ценностей. Приоритет насилия и невежества у подростков побуждает ученых начать работу по созданию новой философии воспитания, основанной на национально-духовном, н равствен но м фу ндам е нте.

Чем обусловлено обращение к духовным корням, национальным традициям? Тем. что хотя наука, педагогика в том числе, не стоит на месте, в воспитании подрастающих поколений неоценимую помощь оказывает опыт, уже накопленный веками, сбереженный каждым народом, как одно из самых величайших духовных своих богатств. Воспитание гуманизма, человеческого достоинства, гражданственности корнями уходит в историю, культуру народа. И чем разнообразнее культурные, исторические формы, тем выше уровень развития культуры человека. «Воспитание, - отмечает, развивая эту мысль, известный отечественный зтнопедагог Г.Н. Волков, - существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ - с ним роди-

лось, с ним выросло, отразило в себе всю историю, все его лучшие качества» [1, с. 30].

По мнению ведущих в мире философов, этнографов, психологов, историков в основе народной культуры лежат религия народа, мораль, доправо-вые юридические нормы. Россия является многонациональной, по конфессиональному облику преимущественно христианско-мусульманской страной. Отсюда является важным осмыслить роль культурных ценностей христианско-православной и мусульманской педагогики. При этом, по справедливому замечанию академика МИ. Махмутова. если в педагогической литературе «тема православия как основы духовности представлена довольно хорошо, то проблема воспитания молодежи на основе мусульманского нравственно-этического учения почти не освещается» [2, с. 231].

Обращение к феномену мусульманской педагогики обусловлено, помимо этого, рядом причин. Во-первых, по разным оценкам, в Российской Федерации проживает от 15 до 25 млн мусульман [3, с. 139]. В Российской Федерации существуют регионы компактного расселения мусульман: Северный Кавказ. Поволжье, Урал, Западная Сибирь, и в частности Томская область.

Во-вторых, по мнению исследователей [2, 3, 4], в современной России наблюдается процесс исламского возрождения, иначе говоря, исламский ренессанс, который включает в себя активизацию и взаимодействие как политического аспекта, так и духовно-практического [3, с. 140]. Процесс этот неоднороден. В нем есть и экстремистские, деструктивные, негативные течения. Однако они не перекрывают собой общего позитивного начала, хотя среди российского населения именно они вызывают больше всего страха и неприятия. Связано это с недостаточной информированностью о сущности и особенностях развития ислама как духовно-религиозного феномена. Это еще раз указывает на необходимость изучения коренных

Т.А. Костюкова. Культурные ценности мусульманской педагогики

ментальных культурных ценностей мусульманской педагогики.

Коренным народом территории, составляющей ныне Томскую область, являются татары. В древности татарский народ имел свою очень эффективную национальную систему воспитания, основанную на любви матери и бабушки к ребенку, на естественной потребности ребенка слушаться отца, искать у него зашиты. Семья, состоящая из отца и матери, дедушки и бабушки, предостерегала ребенка от многих жизненных невзгод.

Система воспитания («гонаЬ» - грех) была основной нормой поведения человека, определяла его нравственные устои, нарушения которых могли вызвать недовольство со стороны общества, его осуждение. Эта воспитательная система была прочно связана с природой и жизнью народа. Осуждение обществом («жэмэгать») деструктивного отношения к природе помогаю татарскому народу формировать у молодого поколения экологическую культуру, заботливое отношение к окружающему миру. Такая система воспитания была в каждой семье. На этой основе создавались неписанные законы поведения, направленные на сбережение природы, которая обеспечивала материальное и духовное благосостояние семьи [4, с. 225-245].

В 1996 г. в Издательском доме Ш.Л. Амона-швили в серии «Антология гуманной педагогики» вышла книга «Пророк Мухаммад». В ней представлены тексты Корана, занимающие особое место среди священных писаний. Как соотносятся эти тексты с педагогикой? Первый читатель отобранных текстов исламовед профессор Г.В. Милослав-ский ответил так: «Если педагогика - это наука о воспитании человека, то истоки этой науки надо искать в текстах Священного писания, на основе которых тысячелетиями воспитывались поколения людей» [5, с. 34].

Суть ислама - по определению академика, доктора педагогических наук М.И. Махмутова - в поиске социальной справедливости, установлении моральных, нравственных норм и привычек, человеколюбивых отношений. И в этом он родственен христианству и иудаизму. Он признает и десять заповедей Моисея, и основные положения христианства. М.И. Махмудов отрицает мнение о том, что ислам построен на принуждении, в силу того, что само слово «ислам» означает покорность. Это неверно, так как ислам - покорность Богу, всемогущему Аллаху, но он не ограничивает свободы личности, не подчиняет одного человека другому, не отнимает у него его свободу и самостоятельность в принятии решения. Ислам - против принуждения, даже если дело касается его собственных принципов. «Нет принуждения в религии», - сказано в Коране (2:257).

Этическое учение ислама предписывает мусульманину быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать

бедным и т. п. [5, с. 10]. Ислам создал эффективную систему законов об этике дозволенного и запретного. Эстетические ценности связаны в нем с любовью к Аллаху и людям. Почти все основные требования к мусульманину помещаются во второй суре Корана: «То, что вы поворачиваетесь лицом на восток или запад, это еще не означает, что вы совершаете благодеяние. Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Коран, в пророков, благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным, тот, кто соблюдает намаз, раздает закят, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды или на поле брани» (2: 177).

Таким образом, все жизненные проблемы «процеживаются через нравственную нормативную сетку, что призвано спасти человека от эгоистических страстей и желаний, способствует расцвету личности, обладающей высокими морально-волевыми качествами» [5, с. 19-20].

В Коране дается свод правил культурного поведения на все случаи жизни, которые, как считает М.И. Махмутов, могут быть использованы сегодня в каждой семье, в каждой школе [5, с. 20]: «Не оказывай милости в надежде получить большее» (74: 6); «Каждый человек - в ответе за свои деяния» (74: 38); «Спеши творить добро» (78: 39); «Если вы вершите добро, то вершите для себя; если же вы вершите зло. то опять же для себя» (17: 7); «Тот, кто идет прямым путем, идет себе на пользу. Тот же. кто отклоняется с дороги, отклоняется во вред себе» (17: 15); «...выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому. КАК ОНИ МИЛОВАЛИ Й РАСТИЛИ МЕНЯ РЕБЕНКОМ» (17:23-24); «Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать и будешь ты печалиться» (17: 29); «Не возлагается на душу ничего, кроме возможного для нее» (7: 233); «Кто скупится, тот скупится в отношении себя самого» (47: 40); «И пусть не престают обладающие щедростью из вас и достатком давать родственникам и бедным и выселившимся по пути Аллаха, и пусть они прощают и извиняют. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вам?» (24: 22).

Обобщая нравственные нормы мусульман, собранные в Коране, М.И. Махмутов делает ссылку на еще одну суру Корана: «Когда я один и когда я среди людей, Аллах повелевает мне жить его мыслью и быть в его охвате восприятия со следующими заповедями:

Не судить никого, будучи в ярости или в радостном состоянии.

Вестник ТГПУ. 2001. Выпуск 2 (27). Серия; ВОПРОСЫ ТЕОРИИ НАУШ1И ОБРАЗОВАНИЯ (СПЕЦВЫПУСК)

Выбирать средний путь между богатством и бедностью.

Восстановить дружбу с тем. кто ее прервал.

Заниматься мыслительной деятельностью в момент молчания.

Раздавать блага тому, кто не подает руки.

Всегда сохранять во взгляде наставление и внушение.

Быть справедливым».

Итак, национальный компонент должен найти свое достойное отражение в образовании. Он помогает молодежи осмыслить духовно-культурные ценности, обращает ее к нравственным истокам. Главное - он приобщает к нравственно-этическому потенциалу родной культуры, передает ценности и традиции. Таким образом, национальный компонент - не просто объем познания в учебном процессе, он призван стимулировать, с одной стороны, этнокультурную самоидентификацию личности, с другой - диалог культур, способствующий положительному. толерантному взаимоотношению народов, воспитанию гражданственности.

В заключение следует сделать вывод о том, что особенность христианско-мусульмаиского конфессионального облика России проявляется в том. что формирование и развитие гуманного демократиче-

ского общества, создание условий для свободного духовного развития всех граждан немыслимо без освоения тысячелетних традиций как христианской, так и исламской культуры. Их культурные ценности должны найти отражение прежде всего в содержании педагогической подготовки будущего учителя. Важно, чтобы в процессе обучения молодые люди получили ясное представление о палитре национальных культур, об опыте их взаимодействия и взаимовлияния, осознали, что этническое многоцветье - отражение своеобразия путей развития человеческого общества. Знакомство с культурой рядом живущего народа способствует расширению кругозора личности, вовлечению значимых ценностей национальной культуры в процесс нравственного, духовного развития человека. А это может быть обеспечено лишь открытостью образования. Именно открытость, ориентация на диалог различных культур, духовных ценностей, педагогических идей, методик - важнейшее условие эффективности образования. Как отмечал выдающийся представитель татарского просвещения III. Марджани, «уменье и просвещение можно брать везде, где оно есть. Знание и просвещение не знают ни национальных, ни языковых границ» [б].

Литература

1. Волке» Г.Н Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.171 с.

2. Махмуюв М.И. Духовная сила Корана II Народное образование. 1999. № 6. С. 231-237.

3. Религия. История и современность / Под ред. Ш.М. Мунчаева. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1898. 264 с.

4. Религия в истории и культуре I Под ред. М.Г. Пиеманика. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.430 с.

5. Пророк Мухаммзд. М.. 1997.220 с.

6. Низамов Р. Основоположники педагогической культуры татарского народа II Народное образование. 1899. N8 6. С. 238-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.