КУЛЬТУРНЫЕ
трансформации современного спорта в аспекте социологического анализа
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
УДК: 796.011.2
CULTURAL TRANSFORMATIONS OF MODERN SPORT IN ASPECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS L.I. Lubysheva, professor, Dr.Hab. Moscow state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPC), Moscow
Key words: sports culture, sport, phenomenon, personality, concept.
The growing awareness of physical culture as a part of personal and social general culture is an essential factor in the modern world, but along with the common and clear for the majority phenomenon of physical culture it arises and develops acquiring the independent status, the phenomenon of sport. It is a rather heterogenous and poly-functional phenomenon that can be hardly described by one concept. It is enough to say that we refer to sport yachting, chess, aeromodelling etc., where competition and victory achievement become the core of activity.
Until recently sport was treated as an integral part of physical culture in the theory of physical culture and physical education. Nevertheless sports social functions, values and social status have their own interpretation not reduced to the meaning of physical culture. Therefore the issues of sports theory development, sports education and formation of sports culture are being put more frequently.
The purpose of the study was to interpret the social role of modern sport and formation of its culturological basics.
Sports champions as creators make fashion for beautiful body, fair play, display of courage and will for victory. They become idols of the modern youth. Athletes-winners are honoured as national heroes. They are among the authorities, become heroes of mass media. So it can be officially declared that the modern powerful sports trend forms the values of sports culture as a special variety of personal and social physical culture, as a variety of value orientations, sports behavior and the model for formation of sports lifestyle of different social groups.
Ключевые слова: спортивная культура, спорт, феномен, личность, понятие.
Важным фактом в современном мире является все большее осознание физической культуры как части общей культуры личности и общества, однако наряду с общепринятым и понятным для большинства людей феноменом физической культуры возникает и развивается, приобретая самостоятельный статус, феномен спорта. Это достаточно разноликое и полифункциональное явление, которое с трудом вписывается в единое понятие. Достаточно сказать, что к спорту мы относим и катание на яхтах, и игру в шахматы, и авиамодельный спорт и многое другое, где ядром деятельности становится соревнование и достижение победы.
До недавнего времени в теории физической культуры, физическом воспитании спорт воспринимался как неотъемлемая часть культуры физической. Тем не менее социальные функции, ценности, социальный статус спорта имеют собственную интерпретацию, не сводимую к значению физической культуры. В связи с этим все чаще ставится вопрос о развитии теории спорта, спортивном воспитании, формировании спортивной культуры.
Целью данного исследования являются осмысление социальной значимости современного спорта и формирование его культурологических основ.
Как показывает опыт общественно-исторического развития, физическая культура и спорт развивались практически одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Однако изначально каждый из них имел отличительные черты и постепенно занимал в социальной жизни общества собственную нишу.
Как правило, физическая культура представляется как органическая часть культуры общества и личности; рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.
10
№ 6 • 2013 Июнь | June
В то же время мы понимаем спорт как феномен, который раскрывает истинные возможности человека, позволяет их развивать в наибольшей степени. Он эмоционален и непредсказуем, связан с разумным риском в познании неизвестного. Спорт - это всегда борьба, в которой можно прежде всего познать себя и продемонстрировать свои достижения в соперничестве с равными и лучшими.
Спорт - это самоутверждение и самореализация.
Особенно ярко разделение этих феноменов проявилось в эпоху развития спорта высших достижений, когда созданы высокие спортивные технологии, с помощью которых спортсмены стали достигать феноменальных спортивных результатов. Именно в этот период начинает диссонировать общепринятое сочетание «физическая культура и спорт». Становится понятной необходимость изучения каждого из них собственными методами исследования, раздельного осмысления, описания и понимания. Появляются первые попытки оформления теории спорта, создания авторских учебных курсов по основам спортивной тренировки, издания научных трудов и монографий, которые заложили основы современной науки спорто-логии. Эта наука, по мнению В. С. Родиченко, способна синтезировать достижения знаний в юридических, экономических и ряде других смежных наук, которые в состоянии стать импульсом для развертывания инновационных процессов в спорте. В свою очередь, ряд наук о физической культуре (по предложению Р. А. Аб-залова, В. К. Бальсевича, В. А. Сутулы) можно было бы объединить под общим названием физкультурологии -науки, в рамках которой развиваются частные научные дисциплины (теория физического воспитания, физическая реабилитация, физическая рекреация, валеология и др.), имеющие свою направленность, детализирующие и развивающие теорию и технологию телесного совершенствования человека.
Говоря о соотношении физической культуры и спорта, не хотелось бы сводить свои рассуждения к вопросу, какое из этих явлений шире, является ли спорт составной частью физической культуры, или наоборот. Можно привести достаточно аргументов, подтверждающих ту или иную версию. В этом случае важно понимать, что основу спорта и физической культуры составляет деятельность, направленная на преобразование физического потенциала человека. Тем не менее эта деятельность имеет разную целевую направленность. А как известно, целеполагание определяет результат деятельности. Цели спортивной и физкультурной деятельности не совпадают, следовательно, разворачиваются разные по содержанию социальные процессы, которые определяют результат этой деятельности.
Цель физической культуры - всемерное и всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности, самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры. При этом основное средство
физической культуры - физкультурная деятельность, в которой физические упражнения составляют ее главный элемент.
Сам тренировочный процесс организуется в соответствии с целевыми предпосылками, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата. Этот показатель определяет содержание, формы, организацию спортивной деятельности.
Тем не менее не всё детерминируется лишь социально-педагогическими воздействиями. Рост спортивного мастерства, результативность обеспечиваются и в то же время лимитируются физическими возможностями организма спортсмена. Исходя из этого становится понятным, что спортивная деятельность - это сложное социально-биологическое явление, не сводимое к физкультурной деятельности. В последнее время социологи, культурологи, педагоги все чаще обращаются к понятию «спортивная культура».
Данное понятие представляется очень сложным, как и все словосочетания, связанные с понятием культуры. В данном случае при анализе понятия спортивной культуры мы должны руководствоваться, с одной стороны, ценностным содержанием спорта, с другой - соответствовать базовому понятию «культура».
В современном обществе феномен спорта рассматривается как социальное явление. К нему все больше привлекается внимание исследователей гуманитарных дисциплин, что обуславливает некоторую «размытость» его определения. Однако общим основанием сущности спорта остается соревновательная деятельность в искусственно заданных условиях, при обязательном соблюдении правил соревнований и контроле независимых судей (Н. Н. Ви-зитей, Л. П. Матвеев, В. И. Столяров, А. Б. Суник).
Спорт олицетворяет проявление феноменальных способностей человека, конкуренцию как форму его самоутверждения, преодоления, формирование волевых качеств посредством усилия над собой, совершенствования тела и духа.
Социальная сущность спорта обнаруживается в природе человека, который стремится к выживанию, конкуренции, самоутверждению. Всеобщее значение спорта выражается в универсальных общепринятых ценностях. В условиях глобализации универсальная модель состязательности оказалась своевременной и востребованной мировым сообществом. Спорт по своей природе интернационален, демократичен, не предполагает ярко выраженных иде-ологизаций и соблюдения конфессиональных норм. С учетом этого он - продукт цивилизации и в то же время стимул социокультурных трансформаций.
Следующий этап в объяснении понятия «спортивная культура» связывается с понятием культуры. Учитывая многообразие формулировок, обратимся к интерпретации наиболее известных из них: • культура - это формирование символических
смыслов, создающих аксиологическое пространство того или иного общества;
№ 6 • 2013 Июнь | _1ипе
11
• культура - это совокупность специфических видов социальной деятельности, охватывающих все формы человеческой жизнедеятельности;
• культура - это совокупность норм, ценностей, идеалов, которые выполняют роль регулятора социальных отношений;
• культура - это высший уровень проявления развития человеческой цивилизации, создание лучших творений человечества;
• культура - это уровень развития человека, освоившего господствующую систему идеалов, норм и образцов поведения в том или ином обществе;
• культура - это специфическая для человека система адаптации к среде, проявляющаяся в системе технологий, создаваемых человеком для удовлетворения своих многообразных потребностей;
• культура - это совокупность искусственно созданных предметов, в которых проявляется творческая деятельность человека.
Исходя из анализа данных формулировок, можно рассмотреть понятие «спортивная культура» [1].
Спортивная культура - наработанные в обществе и передающиеся из поколения в поколение ценности, социальные процессы и отношения, складывающиеся в ходе соревнований и спортивной подготовки к ним. Участие в соревнованиях преследует цель достижения первенства или рекорда посредством физического и духовного совершенствования человека.
Встраивая спорт в систему общей культуры, мы опираемся на его ценностное содержание. Безусловно, спортивная культура базируется прежде всего на ценностях спортивной деятельности. Кроме того, к ценностям спортивной культуры вполне можно отнести те социальные процессы, которые обеспечивают успешное функционирование спорта в обществе, а также социально-психологический климат, определяющий ценностное отношение людей к спорту.
Специфика любого вида воспитания заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физическом воспитании возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения.
Сегодня речь идет о развитии нового вида воспитания средствами спорта, соревнования, тренировочных нагрузок, спортивной подготовки, в ходе которой формируется личность спортсмена, способного достигать высокого спортивного результата и быть личностью в самом высоком понимании этого слова.
Таким образом, спортивное воспитание связывается с процессом освоения ценностей спорта, активным привлечением к занятиям спортивной деятельностью, приобщением занимающихся к ценностям спортивной культуры.
Под методами спортивного воспитания понимаются способы работы тренера и спортсмена, при
помощи которых происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности, формируется мировоззрение. Сама природа спорта обладает мощным воздействием на личность. Воспитательное значение спорта очень велико. Достаточно вспомнить уже ставшее «штатным» выражение, что спорт для молодежи - это «школа характера, мужества, воли».
Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать «удары судьбы». Спорт формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, учится понимать красоту. В спорте человек впервые начинает постигать азы правовой культуры, усваивает правила честной игры. Спорт выступает мощным фактором социализации, проявления социальной активности. Через спорт человек нарабатывает опыт межличностных отношений, выстраивая взаимосвязи и взаимодействия между собой и тренером, другими спортсменами, а также спортивными арбитрами. Именно в спорте может родиться настоящий руководитель и организатор, поскольку спорт во многом моделирует жизненные ситуации.
Спортивное воспитание обеспечивает и процесс познания, решает образовательные задачи. Спорт представляет собой особый тип творческой поисковой деятельности. Известно: чтобы спортсмен достиг высокого спортивного результата, он должен многое знать, начиная с понимания сущности человека как со-циобиологического индивидуума и до правил построения учебно-тренировочного процесса. Давно ушло в прошлое представление о спортсмене, как о человеке, которому нужны только сила, ловкость, выносливость. Лишь высокообразованная личность, обладающая спортивной культурой, способна завоевывать медали и одерживать настоящие победы.
Согласно структурно-функциональной системе Т. Парсонса культура выполняет функции «удержания образца», то есть обеспечивает сохранение и развитие основных ценностей социума. По отношению к социальной системе культура выступает механизмом обеспечения преемственности поколений, состоящим в сохранении и формировании новых образцов и норм поведения, идеалов и ценностей, их превращения в новое общественное сознание [2].
Социальный институт спорта создал собственные институциональные формы передачи спортивных ценностей: педагогические системы спортивного образования и воспитания, системы спортивной подготовки и соревнований. Передача спортивных ценностей происходит через их носителей: спортсменов, тренеров, менеджеров, спортивных педагогов.
Новый этап в развитии спортивного движения тесно связан с коммерциализацией и высокой профессионализацией. Функция спорта как зрелища получила особое развитие в современном обществе. Спортивные соревнования, включая Олимпийские игры, все больше подчиняются законам шоу-бизнеса. Эстетика спорта и его состязательность предопределяют формирование субкультуры болельщика. Мы видим, как на трибунах разыгрываются особые «спектакли» -
12
№ 6 • 2013 Июнь | _1ипе
шумовые поддержки, речевки, лозунги, раскраска болельщиков, использование спортивной атрибутики. Зрелищность становится одной из главных составляющих соревнований. С другой стороны, спортивные состязания выходят за рамки только зрелищного мероприятия. Когда звучит гимн страны-победительницы, поднимается флаг в честь чемпиона, у каждого гражданина этой страны появляются прилив патриотизма и чувство сопричастности и гордости за своего спортсмена.
Спортивные чемпионы как творцы формируют моду на красивое тело, честную игру, проявление мужества, воли к победе. Они становятся кумирами современной молодежи. Спортсменов-победителей чествуют как национальных героев. Они входят во властные структуры, становятся героями медийного пространства. Поэтому можно с полноправным правом заявлять, что современный мощный тренд спорта
формирует ценности спортивной культуры как особой разновидности культуры личности и общества, как разновидности ценностных ориентаций, спортивного поведения и эталона для формирования спортивного стиля жизни различных социальных групп населения.
Литература
1. Александрова Е.Я. Культурологические опыты / Е.Я. Александрова, И.М. Быховская. - М., 1996. - 115 с.
2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.
References
1. Aleksandrova, E.Ya. Culturological experiences / E.Ya. Aleksandrova, I.M. Bykhovskaya. - Moscow, 1996. - 115 P. (In Russian)
2. Lubysheva, L.I. Sociology of physical culture and sport: study guide. - Moscow: Akademia, 2010. - 240 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 21.03.2013 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 796.323.2
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 19-20 ЛЕТ
Кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер РСФСР О.Е. Лихачев Аспирант, мастер спорта А.С. Фомин
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск Кандидат педагогических наук, доцент С.Г. Фомин
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Ключевые слова: физическая подготовленность, спортивное тестирование, нормативы физической подготовленности в России и США.
Введение. В современном российском баскетболе четко просматривается тенденция вытеснения молодых баскетболистов из российских команд иностранными легионерами, в связи с чем обострилась значимость нахождения причин такого явления и путей их ликвидации.
В работе была поставлена цель - оценить уровень физической подготовленности квалифицированных баскетболистов 19-20 лет.
Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие баскетболисты молодежных, студенческих и команд высшей лиги чемпионата России (n=46). В работе использовали стандартную батарею тестов, рекомендованную для оценки физической подготовленности баскетболистов групп спортивного совершенствования по баскетболу для школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства России (Программы 1984 и 2004 гг.).
Параллельно оценивали данные об уровне физической подготовленности молодых баскетболистов по нормативам Национальной профессиональной ассоциации тренеров США (NBA power conditioning,1997; C. Sigmon, 2003). В связи с различием тестов, используемых в России и США, было проведено дополнительное тестирования по тестам ассоциации, направленным на оценку: уровня жировой массы, уровня развития гибкости, быстроты и ловкости по времени челночного бега на 20 ярдов (18,29 м) в секундах; анаэробной выносливости по времени челночного бега на 300 ярдов (274 м), силы различных мышечных групп, которые оценивали по количеству сгибаний в упоре лежа и поднимании туловища из положения лежа.
Результаты исследования. Проведенное тестирование показало, что молодые российские баскетболисты по данным нормативов, предложенных программами для групп спортивного совершенствования, продемонстрировали высокий уровень подготовленности. Единственный норматив, который спортсменам не удалось выполнить, - это высота выпрыгивания вверх. Причем необходимо отметить, что не удалось выполнить дифференцированные (с учетом антропометрических данных, выполняемых игровых
функций) нормативы, предложенные в программе 1984 г. Однако согласно требованиям, выдвинутым в более поздней программе 2004 г., показанные в этом тесте результаты соответствовали (уже!) оценке «отлично».
Оценка уровня физической подготовленности баскетболистов по этим нормативам, принятым в НБА США, значительно отличалась.
В 8 тестах баскетболисты с учетом игровых функций показали следующий уровень подготовленности: игроки задней линии нападения (защитники, атакующие защитники) продемонстрировали хороший уровень подготовленности в двух тестах: скоростной (анаэробной) выносливости и гибкости; удовлетворительно были оценены уровень содержания жировой массы, быстрота, сила мышц рук и брюшного пресса; неудовлетворительно, как и у баскетболистов других амплуа (нападающих, центровых), т. е. практически у всех, был оценен уровень развития прыгучести.
Выявлена тенденция ухудшения уровня физической подготовленности баскетболистов с увеличением роста спортсменов. Так, нападающие получили уже две неудовлетворительные оценки и шесть удовлетворительных и ни одной оценки «хорошо» и «отлично». Еще хуже обстоит дело с физической подготовленностью у центровых игроков. Ими получены уже пять неудовлетворительных и три удовлетворительные оценки. Ни в одном тесте по версии НБА молодые российские баскетболисты (за исключением единичных случаев) не получили оценки «отлично».
Выводы. В результате исследования было установлено, что, во-первых, существующие рекомендованные нормативы оценки физической подготовленности в программах по баскетболу для школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства России не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к физической подготовленности современных баскетболистов 19-20 лет, и, во-вторых, что физическая подготовленность молодых российских баскетболистов не позволяет им успешно конкурировать за место в профессиональных командах.
Информация для связис автором: [email protected]
Поступила в редакцию 18.04.2013 г.
№ 6 • 2013 Июнь | June
13