УДК 130.2
КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Волова Людмила Анатольевна,
д.филос.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», Пятигорск, Россия [email protected]
В статье рассматривается проблема существования культурных ценностей в аспекте культурных процессов современного информационного пространства. Автор отмечает, что искусственная среда не способна заменить естественную, поскольку происходит подмена «живого» человеческого общения и непосредственной коммуникации с культурными ценностями на взаимодействие с технологиями. Автор предлагает путь решения данной проблемы.
Ключевые слова: культура; базовые ценности; диалог культур; информационное пространство; информационное общество; виртуальная реальность; посткультура.
CULTURAL PROCESSES IN THE MODERN INFORMATION SOCIETY
Volova Lyudmila Anatolyevna,
Doctor of Philosophy, professor, FGBOU VPO Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia [email protected]
The article focuses on the problem of existence of cultural values in the aspect of cultural processes of modern information space. It is mentioned that artificial environment can not substitute for natural one, because lively human communication and direct intercourse with cultural values is substituted for interaction with technologies.
Keywords: culture; fundamental values; dialogue of cultures; information space; information society; virtual reality; post-culture.
Позиция равноправия базовых ценностей культурных традиций открывает возможности для их синтеза, «интеграции истины и нравственности, целерационального и ценностнорационального действия» [1, с.134]. Диалог различных самоценных культур актуа-
лизирует смыслообразующую функцию текста и может рассматриваться как один из факторов выработки новой структуры базовых ценностей и стратегий современного развития.
Следующий шаг в развитии информационного общества представляется в виде неизбежного синтеза взаимодополняющих основ техногенной цивилизации Запада и традиционной - Востока. Н.Н. Моисеев, подчеркивая необходимость сохранения «многоцветия цивилизационной палитры», полагает, что «одной из особенностей информационного общества будет превращение совокупности цивилизаций в единую систему, ... в которой каждая из цивилизаций сохранит столь нужные для человечества особенности» [2, с.135].
Следует заметить, что сохранение локальных культурных признаков в условиях универсализации и глобальной унификации, мобилизация духовного потенциала всех мировых культур на основе их равнозначимости и равноправия могут явиться одним из возможных путей движения к человеческой общности и сотрудничеству.
Различие культур связано с различием ведущихся в них языковых, изобразительных и других содержательных дискурсов. Язык ценностей культуры объединяет людей в общеисторическом и общепланетарном времени и пространстве. Идея сближения народов на основе общезначимых культурных ценностей несет новый потенциал для современного мира.
В современном информационном пространстве культурные ценности преодолевают свою национальную и временную изолированность.
Благодаря применению информационных технологий они встраиваются в глобальный процесс, информация о них становится общечеловеческим достоянием, единой во времени и пространстве. Популяризация материальных и нематериальных (неосязаемых) национальных культурных ценностей через глобальную сеть с использованием технологий мультимедиа рассматривается как фактор расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры и новых возможностей для межкультурных обменов.
Процесс «виртуализации общества» связан с формированием альтернативной символической среды, моделированной реальности, в том числе и среды взаимодействия с культурными ценностями. В этой среде субъект оказывается непосредственным участником событий, происходящих в реальном времени, но в созданном
с использованием технических возможностей новых информационных технологий виртуальном мире. С процессом виртуализации связана возможность глобальной реконструкции реальности, придания ей внешне достоверного аудиовизуального и сенсорного образа.
Виртуальная реальность - технико-психологический феномен, активизируемый за счет создания ощущения иллюзии искусственного мира, имитирующего часть существующей или вымышленной действительности, в том числе и пространства взаимодействия с культурными ценностями. Используемая при создании данного мира интерактивная технология позволяет взаимодействовать с его объектами. За счет имитации комплексного воздействия на органы восприятия данная технология позволяет создать убедительную иллюзию естественности и привычности существования в ней человека, что психологически делает данный мир для находящегося в нем не иллюзией, а реальностью.
К средствам формирования альтернативного виртуального пространства относятся компьютерные аппаратурно-программные комплексы, образовательные и игровые мультимедийные системы, глобальное коммуникационное пространство сети Интернет.
Феномен виртуальной реальности приводит к качественным изменениям в формах человеческой коммуникации, трансформирует пространственное и временное восприятие действительности. В искусственно созданной реальности возможно искусственное совмещение пространственных и временных событий. Практически мгновенное распространение информации в пределах глобальной сети, «сжатие» времени в пространстве мультимедийного гипертекста, где прошлое, настоящее и будущее способны взаимодействовать в пределах единого сообщения, формируют новые принципы взаимодействия с культурными ценностями. В данной среде вся хронологическая последовательность феноменов культуры способна трансформироваться в зависимости от требований социального контекста. Поэтому «эта культура есть одновременно и культура вечного, и культура эфемерного».
В результате трансформации традиционной системы ценностей происходит перестройка системы отношений человека с миром материальных форм. «Отчужденная от живого человека целиком созданная им искусственная среда, . стремительно вытесняет и экранирует естественную» [3, с. 83]. Технический мир, среда электронной информации становятся целостной средой обитания человека, внутри которой человек живет, мыслит, чувствует,
приобретает впечатления и опыт. Мир экранных образов, в системе которых в той или иной мере оказывается каждый современный человек, зачастую в большей степени, чем реальная действительность, моделирует поступающую к нам многоплановую информацию. Образы и символы традиционного духовного мира культуры заменяются симуляциями двигательных объектов, пространств и действий электронного мира. Опыт, полученный в результате восприятия виртуального окружения под воздействием экранного типа культуры, полноценно и последовательно трансформирует психические процессы человека, способствуя формированию и развитию его как субъекта культурной деятельности.
Благодаря большей привлекательности виртуально представленной информации по сравнению со сложностью обыденного мира, а также по причине того, что восприятие виртуальной реальности осуществляется в основном на подсознательном уровне, данный технико-психологический феномен способен замещать в сознании объекты действительности их образами и компьютерными симуляциями. В результате этого при высокой интенсивности «виртуального существования» появляется опасность замены для человека интересов и целей настоящей жизни ценностями искусственно созданного мира. Сам человек может даже не заметить собственной утраты связи с реальным миром. Данная опасность, по всей видимости, особенно актуальна для молодых людей с еще не сформировавшимися мировоззрением, ценностными и нравственными установками.
Становится очевидным, что включенность человека в виртуальные процессы оказывает многоаспектное влияние на его сознание, актуализируя не столько творческие, сколько познавательные его способности, основывающиеся на возможности выбора из широкого информационного объема. Вызываемые процессом непосредственного взаимодействия с культурными ценностями, эмоциональные, эстетические, художественные, нравственные, внелогические проявления жизни (красота, вера, надежда, любовь, душевное тепло, честь, совесть, долг и др.) становятся малопонятными для многих современных людей. «Живое» человеческое общение и непосредственная коммуникация с культурными ценностями подменяются взаимодействием с технологиями.
Представляется важным подчеркнуть, что искусственная среда не способна заменить естественную. Такая замена представляет собой угрозу для самоидентичности человека, нарушая гармонию логических и внелогических оснований жизни.
Ситуация пересечения в современном информационном пространстве е сте ственной и виртуальной культурно-информационных систем может рассматриваться как процесс взаимодействия двух контрастирующих смысловых пространств. Подобная смысловая асимметричность приводит к осознанию современным человеком границы между ними как проблемы логического, эстетического и нравственного выбора источника познания, системы ценностей, критериев оценки жизнедеятельности между идеализированным искусственным и реальным мирами. Свобода осознанного выбора определяется наличием внутреннего устойчивого ценностного критерия. Однако модное сегодня мироощущение постмодернизма не способствует его формированию.
Постмодернизм характеризуется относительностью системообразующих идейных и ценностных ориентаций культуры. Философский, нравственный и художественный релятивизм предполагает отказ от классических ценностей и норм, равные права и свободу на существование разнообразных идей, форм, стилей и смыслов жизни. В построении образов личного миропонимания возросла значимость субъективной интерпретации окружающей действительности.
«Суть и главный принцип пост-культуры - в мозаичности». Элементы мозаики составляют цитаты образов, смыслов, значений, составляющих некогда внутренне целостные и самодостаточные ценности культуры. Происходит рассечение восприятия единого, целостного и устойчивого мира на множество субъективных образов, лишенных единой смысловой структуры и «которые уже . не в состоянии уловить и сохранить эстетическое тепло бытия» [4, с.39].
Состояние «пост-культуры» проявляется в отказе от трансляции художественно-эстетических, ценностных и других составляющих, без которых невозможно целостное восприятие оригинального произведения. Преимущественная ориентация на компиляцию, цитирование, контекст, трансформирующий спектр смысловых значений культурных ценностей на основе коллажа, игры, иронии арт-объектов (например, современные инсталляции, энвайронменты, арт-пространства и др.) является причиной разрушения синтетичности восприятия образа произведения и утраты части внелогической составляющей совокупного информационного потока, той части, которая обеспечивает устойчивость культурных ценностей во времени.
С появлением возможностей массового технического воспроизведения культурных ценностей изменяются условия их суще-
ствования в классических формах. Представляется, что состояние постмодернизма является одной из причин проблемы размывания ценности подлинного произведения.
В постмодернизме знак не имеет никакого отношения к действительности и трактуется как симулякр. Если рассматривать электронное изображение как знак оригинального произведения, то в условиях количественно неограниченного представления электронных копий и их доступности происходит смешивание реальности со знаком. Относительность и несущественность отличий электронного воспроизведения от подлинника в массовом восприятии ослабляет принцип его культурной исключительности.
По мнению А. Моля, «искусство в современную переходную эпоху существует лишь благодаря копии.» [5, с.117]. По его мнению, в обществе будущего произведение искусства перестанет быть чем-то единственным и неповторимым в своем роде, «оно превратится ... в наличный элемент окружающей среды» [6, с.145]. В результате развития множительной техники больше не существует благоговения перед оригиналом. «Воображаемый музей» (А. Мальро), который стал возможным благодаря массовому тиражированию копий и репродукций, способствует утрате трансцендентальной ценности оригинальных произведений.
Виртуальные воспроизведения оригинала, самостоятельно существуя в электронной информационной среде, создают условия доступности некоторой совокупности информации о произведении для всех, одновременно разрушая его оригинальность. Действительно, до появления средств массовой коммуникации и тиражирования познакомиться с произведением можно было только при его непосредственном восприятии. Поэтому в массовом восприятии оно представляло собой ценность, возможность непосредственного взаимодействия с которой было значительным событием и вызывало соответствующие эмоциональные, эстетические и другие внелогические переживания. Всеобщая доступность электронных воспроизведений, использование копий в качестве составляющих рекламы и т.д. вытесняют аспект трансцендентности шедевра. В результате создается новая шкала ценностей, зачастую не проводящая различия между виртуальным воспроизведением и оригинальным произведением, которое превращается в «матрицу своей собственной копии».
Важно заметить, что художественный образ всегда уникален, тиражирование же порождает стереотип в его восприятии, что создает
тенденцию к утрате ценности оригинального произведения. Однако в условиях возможности реализации доступа к культурным ценностям посредством информационно-коммуникационных технологий оригинальные артефакты культуры приобретают новое значение и ценность. По мнению В. Беньямина, понятие подлинности оригинала определяет его уникальное бытие в том месте, в котором оно находится - его «здесь и сейчас» [7, с.65]. В этом случае оно обладает своей «аурой» единственности, культовой (ритуальной) значимости. Главное качество произведения, обладающего такой «аурой», автор видит в его недоступности, удаленности. Оно остается «отдаленным, как бы близко оно ни находилось». Все, что связано с подлинностью, недоступно для технической репродукции» [8, с.65].
В связи с этим процесс технического репродуцирования выводит произведение из своего традиционного контекста бытования, нарушает его уникальную историю. Тиражирование воспроизведения заменяет его уникальное и постоянное проявление на повторяемое, мимолетное и массовое. В этом случае в гораздо меньшей степени проявляется необходимое для адекватного восприятия феномена культуры «поле энергийной напряженности, духовной насыщенности, возникающее в результате чувственно-эмоционально-духовного взаимодействия воспринимаемого и воспринимающего» [9, с.98].
Культура как надбиологическая система, определяющая специфику проявлений жизнедеятельности человека, содержит некую ценностно-смысловую матрицу, задающую его отношение к миру в целом, к другим людям и к самому себе. Критерий оптимального взаимодействия человека с современным информационным пространством связывается с необходимостью целенаправленного формирования устойчивой системы «базисных ценностей», соответствующих современным требованиям исторического развития общества.
По всей видимости, западный технократический сценарий модернизации не соответствует данным требованиям. Решение этой проблемы, скорее всего, связано с морально-нравственным возрождением человека, изменением его ценностных ориентиров - от стремления к приобретению материальных и символических благ к приоритетам самовоспитания и самосовершенствования, с формированием ценностного и эстетического сознания.
Подчеркивая значение личностного и творческого аспектов человеческой деятельности в современном обществе, Э.С. Маркарян предлагает делать акцент преимущественно на сфере воспитания
людей, что «естественно предполагает наличие достаточно четких ценностных ориентиров» [10, с.217]. В этой связи задача формирования творческой, самостоятельной личности требует поиска новых механизмов включения ценностных ориентаций в культуру техногенной цивилизации.
Как известно, на протяжении истории нравственные, этические и эстетические идеалы в различных формах являлись необходимым условием стабильного существования общества. Ценностнорациональная мотивация поступков, действие «в соответствии с «заповедями» или «требованиями», которые действующий считает предъявленными себе», по мнению М.Вебера, начиная с «осевого времени» и до эпохи капитализма, являлись регулятором социального поведения. К сожалению, реалии современного социокультурного процесса показывают опасные тенденции перехода к целерациональному типу социальных действий, в результате которого происходят разрушение нравственной базы цивилизации, подрыв моральных и культурных основ человеческого поведения.
«Неисчерпаемый мир красоты оказался невостребованным». Трансляция каналами массовой коммуникации жизненно необходимых эстетических ценностей, чувственно-эмоционального опыта пока еще занимает периферийное положение по отношению к трансляции утилитарной информации.
Важно заметить, что современная наука способна установить систему норм и запретов, гарантирующих стабильное развитие общества. Однако наиболее трудный вопрос состоит в другом: «сможет ли человечество принять те ограничения, которые установит наука. Хватит ли у человечества Воли ... принять новую нравственность, способную сохранить человека на Земле? Ответы на подобные вопросы следует искать в гуманитарной сфере» [11, с.47]. В этой связи современному человеку необходимы мировоззрение и миропонимание, ориентированные на новую структуру ценностей, «современный рационализм», основанный на системе аргументов, соответствующих современному состоянию знаний об окружающем мире.
Возможный путь решения данной задачи представляется на основе синтеза естественнонаучных и гуманитарных способов познания мира, утверждения целостного миропонимания человека на основе логических и внелогических способов его взаимодействия с современным информационным пространством. В.И. Вернадский справедливо отмечал, что «.рост научного знания XX века
быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам» [12, с.107].
Ориентированная на развитие техники и технологий техногенная цивилизация может смениться в будущем антропогенной цивилизацией, направленной на сектор «производства человека». Проблема укоренения системы мировоззренческих образов и общезначимых этических регулятивов в массовом сознании связана с формированием творческого, одухотворенного, «многомерного» человека, способного «овладеть миром современных проблем». Решение этой задачи требует комплексного подхода, включающего многоуровневые системы образования и воспитания, способствующие раскрытию его творческих способностей.
Идеалы равнозначимости ценностей многообразных культурных традиций, самоценности человека и гармонии в отношениях людей, соединения логического знания и гуманистического отношения к окружающему, коэволюции человека и биосферы могут служить основой для создания нового типа рациональности постиндустриальной эпохи.
Практическая реализация данных идей видится в случае развития способности к «активной работе мысли и совести», осознанного выбора каждого отдельного человека, воспитания особого личностного качества - интеллигентности, понимаемого с точки зрения Д.С. Лихачева. По мнению ученого, интеллигентность предполагает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, способность к пониманию, восприятию, почитанию всего нашего лучшего в прошлом [13, с.187].
Данные качества формируются в ходе конструирования в сознании собственного мировосприятия, происходящего только в контексте культуры. Внутренний мир человека в процессе социализации и творческой деятельности моделируется культурой благодаря усвоению и собственной интерпретации знаний, образов, норм, ценностей, традиций, содержащихся в культурной памяти.
Однако «мир предлагает нам теперь не много истинного и прочного, на что отдельный человек мог бы опереться в своем самосознании». В качестве средства поиска некой целостности в неустойчивом мире в рамках современного информационного пространства намечается интерес к ценностям прошлого, к диалогу
с культурной традицией. «Единственный путь спасения человечества, - считает Б.М. Сапунов, - это обращение к культуре в самом широком смысле, включая не только науку, . но и всю систему гуманитарного знания, великие, тысячелетиями создавшиеся духовные ценности религии, философии, искусства, литературы, этики, традиции жизни лучших представителей Земли» [14, с.387].
Таким образом, формирование устойчивых ценностных критериев, выбор оптимальной жизнедеятельности в современном информационном пространстве жестко связаны с целостностью миропонимания индивида, в частности, с многоаспектным взаимодействием с культурными ценностями. Образы и явления культурных ценностей способны стать не только предметом эстетического удовольствия, но и «орудиями ориентации человека в безбрежном мире действительности, а также инструментом для его творческого переделывания» [15, с.212].
Библиографический список
1. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. - М., 2001. - С. 134.
2. Там же. С. 135.
3. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии. - 2003. - № 1. - С. 83.
4. Зеленов Л.А. Постмодернизм - идеология мозаичного сознания // Духовный мир человека: проблемы и перспективы. - Н. Новгород, 2000. - С. 39.
5. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. - С. 117.
6. Там же. С. 145.
7. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М., 2004. - С. 65.
8. Там же. С. 65.
9. Там же. С. 98.
10. Маркарян Э.С., Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. -М., 1980. - С. 217.
11. Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 2. - С. 47.
12. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. - М., 2008.-2-е изд., доп. - С.107.
13. Лихачев Д.С. Экология культуры. - М., 1989. - С. 187.
14. Сапунов Б.М. Телевидение и культура. - М., 2002. - С. 387.
15. Рассадина Т.А. Трансформация традиционных русских ценностей в нравственных ориентациях россиян. - М., 2004. - С. 212