Н.И. ГРИГОРЬЕВА
СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ЧЕЛОВЕК:
ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Ключевые слова: современная цивилизация, симулякры, эпоха глобализации, традиции, инновации, культурная сфера современного общества, виртуальная реальность, коммуникация.
Рассмотрены проблемы взаимодействия традиций и инноваций в культурной сфере современного общества, компьютеризации, виртуальной реальности, распространения симулякров и их влияния на общественное сознание, а также на развитие цивилизации в эпоху глобализации. Автор обращается к теориям философов-постмодернистов при оценке влияния перечисленных процессов на общественное сознание, а также на культуру в целом.
THE MODERN WORLD AND THE PERSON: PROBLEMS AND CIVILIZATION CALLS
Key words: modern civilization, simulacres, era of globalization, traditions, innovations, cultural sphere of modern society, virtual reality, communication.
The following problems are considered in this article: how traditions and innovations interact in cultural sphere of a modern society, how processes of globalization, virtual reality, computerization, distribution of simulacres influence on public consciousness and civilization development in the era of globalization. The author addresses to theories of philosophers-postmodernists while estimating the influence of the listed processes on both public consciousness and on culture as a whole.
Взаимодействие традиций и инноваций - механизм, обеспечивающий общественное и культурное развитие цивилизации. Ориентация на традицию, наследование социального опыта выступает основой социальной преемственности и способствует упрочению ценностного основания изменений во всех сферах жизни общества. Но будущее формируется в общественном сознании и под влиянием тех процессов, которые являются отражением особенностей времени и определяют направления инновационных трансформаций. Среди таких особенностей на первый план выходит процесс глобализации, пронизывающий все сферы жизни общества. На этапе постиндустриальной цивилизации компьютерные технологии, современные средства связи резко ускоряют общемировую интеграцию по всем направлениям. С середины 90-х годов решающую роль играет глобальная сеть Internet, благодаря которой складывается впечатление, что формируется коммуникационное единство мира, в котором скорость распространения больших объемов информации огромна. Именно эпохой коммуникаций многие исследователи называют наше время, когда тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством печатных изданий, телеграфа, радио, телевидения, лекций и семинаров в рамках системы всеобщего образования, сети Internet коренным образом отличает современное общество как информационное. И за словом «информация» кроется именно коммуникация, а не только знание. СМК, информационные технологии, высокотехнологичные средства связи позволяют коммуникациям воздействовать на все стороны жизни, формировать общественное мнение, культурные ценности, выступая ключевыми механизмами их формирования.
Для того чтобы рассмотреть соотношение традиций и инноваций в культурной сфере современного общества, обратимся к исследователям-пост-модернистам. Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр считают, что традиции - это текст, т.е. последовательность знаков, форма коммуникации. Текст в их оценке интертекстуален, т.е. он может включаться и включать в себя другие тексты, к примеру, обычаи, обряды, ритуалы. Традиций множество, они связаны между собой, переплетаются, оказывают взаимное влияние. Постмодернизм спра-
ведливо в определенной мере поставил под сомнение возможность порождения человеком действительно новых «вещей». Традицию как способ социально-культурной коммуникации отличают некоторые принципиальные особенности: селективный характер в отношении культурного материала, устойчивость и повторяемость, действенность, многозначность, авторитарность. Но постмодернизм отказывается от глубинного постижения смыслов, которые несет в себе традиция. Он деконструирует ее. Происходит сознательная переориентация с классического понимания культуры на конструирование артефактов методом аппликации. На первый план выдвинулись проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста - культурного, художественного, исторического, религиозного, научного.
Симулякры, являясь образами «отсутствующей действительности», гиперреальности, за которыми не стоит какая-либо реальность, засилье которых замещает саму реальность, играют все большую роль в жизни современного человечества. Философы-постмодернисты, говоря о распространении симу-лякров повсеместно, описывали «упадок реальности». На самом деле старая реальность замещается новой. В результате «развеществления» общество приобретает черты, описание которых приводит многих исследователей к использованию понятия «виртуальной реальности». Эта реальность предполагает взаимодействие человека не с вещами, а с симуляциями, что влечет за собой то, что индивид погружается в виртуальную реальность симуляций и все больше воспринимает мир как игровую среду, понимая ее условность, управляемость параметров и возможности выхода из нее. Виртуальное, симулякры и симуляции, по мнению постмодернистов, открывают перспективу концептуализации формирования нового общества, нового общественного сознания. Пронизывая все наше существование, симулякры составляют уже часть нашего познавательного опыта, зачастую замещая и традиции. Симулякры не имеют оценочного значения, поэтому их проникновение в общественное сознание зачастую незаметно и происходит иногда под самым благовидным предлогом. Симулякр порождает равнодушие, снимая многие известные оппозиции. Уничтожая критическое отношение к знаку и размывая вопрос о ценности как таковой (будь то на уровне культуры, эстетики или этики), симулякр создает некое подобие коммуникации - «псевдосигналы» и «псевдоответы». Поэтому для культуры он является одним из самых опасных вызовов за всю историю. Симулякр не ставит задачи прямо сделать нас пассивными к интерфейсу, но он обволакивает наше сознание и восприятие туманом, сводит наше существование к уровню простейших бессознательных существ [1].
Западные симулякры эволюционируют в контексте глобализации, бурно компьютеризируются, становятся приметами повседневности. Современная эволюция многообразных симулякров в культуре в целом способствует тому, что процесс проникновения симулякров во все сферы жизни общества обретает легитимность, осознается в качестве факта и данности. Многие исследователи, анализируя влияние онлайн-игр, !п1егпе1-сайтов, современного искусства, симулякров, называют наше общество «обществом риска». В настоящее время затраты на создание символических продуктов, которые далеки от реального назначения вещей, превышают труд, направленный на реальные проекты, действительно преобразующие наш мир. Еще недавно нечто знаковое и символическое возбуждало воображение и приводило к изменению внешнего мира.
В настоящее время производится такое огромное количество симулякров, которое благодаря масс-медиа и рекламе, различным образам, формам, цветам воздействует на массовое сознание и лишь создает иллюзию реального.
С одной стороны, это ответ инновациям и фактор, позволяющий экономике, политике, производству, обществу в целом развиваться, с другой - эта симуляция зашла так далеко, что теперь мы все меньше и меньше различаем фантазию и реальность. Все это осложнено тем фактом, что за этими процессами (создания и трансляции симулякров, использования их в качестве технологии манипулирования общественным сознанием) стоят человеческий фактор и его определенные цели. И не всегда эти цели оказываются для культуры и общества в целом конструктивными.
Вследствие систематического вовлечения людей в мир симулякров и становление последних в качестве влиятельных факторов в культурной, политической, социальной, экономической сферах жизни формируются такие деструктивные установки личности, как стремление к быстрому удовлетворению потребностей при малом приложении усилий. Формируются настрой на пассивные способы защиты при встрече с трудностями, установка на неприятие собственной ответственности за совершаемые поступки, установка на предпочтение эгоцентрических мотиваций альтруистическим, тенденция довольствоваться временным результатом деятельности. Эти достаточно опасные проявления в конечном итоге приводят к росту асоциально настроенных людей.
Огромную нагрузку испытывают сегодня фундаментальные, традиционные основы общества. А именно они выступают наиболее важной системообразующей частью всякой культуры, представляя культурное наследие, передающееся из поколения в поколение с минимальными изменениями и сохраняющееся в истории в течение длительного времени. Объекты наследия, материальные и духовные ценности, собственно предметы культуры, искусства, выдающиеся произведения литературы сегодня зачастую отходят на второй план, уступая место более влиятельным, простым в восприятии формам современной культуры. Особенно эта проблема затрагивает молодые поколения с еще не сформированными культурными ценностями, легко воспринимающие инновации и наиболее подверженные влиянию процессов, сопутствующих им. Проблема заключается и в том, как, извлекая из современных процессов, происходящих в обществе явные цивилизационные выгоды, обеспечить сохранение базовых нравственных, культурных и социальных ценностей в процессе развития общества и внедрения инноваций. Все это делает особо актуальной проблему формирования, содержания и направленности общественного сознания, установления норм ценностного сознания в меняющемся мире, от которых будет зависеть вектор развития цивилизации в будущем.
Литература
1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. 178 с.
2. Иванов Д.В. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество: Сб. М.: ООО «Издательство И74 АСТ», 2004. 507 с.
3. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
4. Постмодернизм. Энциклопедия / сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1040 с.
ГРИГОРЬЕВА НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА - аспирантка кафедры философии и теории социальной коммуникации, Нижегородский государственный лингвистический университет, Россия, Нижний Новгород (Ntalia [email protected]).
GRIGORYEVA NATALIA IGOREVNA - post-graduate student, Nizhniy Novgorod State Linguistic University, Russia, Nizhniy Novgorod.