УДК 33
Пирджанова Г. Д. аспирант,
Туркменский государственный институт культуры,
Ашхабад, Туркменистан Pirjanova G.D.
Postgraduate Student, Turkmen State Institute of Culture, Ashgabat, Turkmenistan E-mail: [email protected]
Культурные особенности рекламы в сфере туризма Cultural features of advertising in the sphere of tourism
Аннотация: Понятие «рекламная деятельность» характеризует особый вид человеческой деятельности, направленный на производство и реализацию рекламы (рекламного продукта). В качестве таковой рекламная деятельность может быть определена и проанализирована с различных сторон: экономической, психологической, социокультурной, философской и др.
С точки зрения экономики, рекламная деятельность — это вид бизнеса, целью которого является разработка и производство различных видов рекламной продукции, которые продаются, как и любой другой товар или услуга. В этом смысле работа рекламных агентств — основных деятельности субъектов по производству рекламы — ничем не отличается от деятельности компаний по выпуску продуктов питания, автомобилей, банковских услуг и т.д.
В социокультурных и философских исследованиях рекламная деятельность выступает как основа создания новых форм культурной среды, социального мифотворчества, формирование системы норм и ценностей. В этом смысле рекламная деятельность рассматривается как один из источников социокультурного развития, как система взаимодействия и взаимовлияния социальных субъектов.
Abstract: The concept of "advertising activity" characterizes a special type of human activity aimed at the production and sale of advertising (advertising product). As such, advertising activity can be defined and analyzed from various angles: economic, psychological, socio-cultural, philosophical, etc.
From an economic point of view, advertising is a type of business whose purpose is the development and production of various types of promotional products that are sold like any other product or service. In this sense, the work of advertising agencies — the main activities of advertising production entities — is no different from the activities of companies producing food, cars, banking services, etc.
In socio-cultural and philosophical studies, advertising acts as the basis for creating new forms of cultural environment, social myth-making, and the formation of a system of norms and values. In this sense, advertising activity is considered as one of the sources of socio-cultural development, as a system of interaction and mutual influence of social subjects.
Ключевые слова: рекламная деятельность; культура; экономика; туризм; информация.
Keywords: advertising; culture; economics; tourism; information.
Туризм — быстро развивающийся, молодой сектор нашей экономики, который в настоящее время является важным фактором, влияющим на общество, политику, культуру и экономику. Влияние современного туризма на глобализации разные социальные аспекты общества создает потребность в философском понимании феномена туризма. Изначально туризм являлся опытом локальной социальной практики для ограниченной социальной общности. А со второй половины ХХ века туризм, который достиг мирового уровня и вовлечен в производство и потребление человеческих ресурсов во всем мире, влияя на многие аспекты жизни, глубоко переплелся и с культурой. Появлению массового туризма как одного из наиболее динамично развивающихся явлений современности способствовал ряд факторов, таких как развитие непроизводственной сферы экономики и качественное изменение досуга.
В настоящее время не хватает целостного подхода к информации, позволяющего понять суть феномена туризма, определить влияние рекламы на культуру. Кроме того, масштабы и темпы социальных изменений в эпоху глобализации, большие изменения в качестве жизни человека требуют от научного общества создания достаточной теоретической модели этого явления.
Отсутствие четких указаний по развитию туризма в современном мире, глобальные проблемы, нехватка рекламы, отсутствие раскрытия самой сути туризма все эти задачи требуют решения.
Следует отметить, что феномен туризма как важнейшей формы социокультурной организации в социокультурной среде еще не изучен. Между тем, существует необходимость анализа культурных особенностей феномена туризма, поскольку туризм сегодня объединяет наиболее важные процессы социальных и культурных изменений. Туризм является одним из приоритетных направлений развития общества нового типа. Феномен туризма включает качественные характеристики информационного общества — мобильность, ориентацию на потребительские приоритеты, виртуализацию, визуализацию, глобализацию. В то же время туризм, как неотъемлемый элемент социальных систем, влияет на существование человека, социальных групп общества в целом, что позволяет выявить качественно новые особенности феномена туризма и понять его в рамках социально-философского анализа. Быстрое развитие туризма привело к увеличению качества научных исследований по различным аспектам туризма.
Региональный культурный туризм Хан Жихи 2020, феномен городской культуры в туризме Г.О. Юрьева 2019, культурные смыслы рекламы Л.Н. Коштерова 2011. Туризм, как культурно-социальный феномен А.Г. Иванович 2006, В. Квартальнова 2014 — в своих исследованиях сосредоточены на социально-культурных проблемах туризма. И. Зорина в своей монографии 2003 года попыталась всесторонне проанализировать феноменологию путешествий как туристическую тему.
Особенность туризма как социального явления с определенными особенностями и функциями рассматривалась в работах российских социологов, таких как Г.А. Сергеевна 2006, В.А. Тураева 2006, Т.И. Черняева 2010,В.И.Рогалевой. Отличительной чертой работ этих исследователей является рассмотрение туризма через призму глобализационных процессов. Некоторые аспекты изучения феномена туризма как социокультурного
феномена в рамках массовой культуры изучались такими учеными, как А.Я. Флиером 2008, Б. Ерасовым, Э.А. Орловой 2010. В своей научной работе К.С. Александровна 2006 акцентирует внимание на содержании и факторах развития культурного туризма.
Если посмотреть на историю туризма, путешествия - один из важнейших способов межкультурного общения. Следует отметить также Г. Гачеву в 2008 за ее работы по анализу природного пространства как фактора, влияющего на признаки самопознания культур. Общий характер феномена путешествий включает использование различных областей научных знаний. Также важность туризма как способа познания культур рассматривают западные антропологи Д. Кэмбелла 2004, К. Леви-Стросса 2006.
Иностранные писатели Ж. Боли сосредоточены на общественном опыте разработки реальных и виртуальных пространств в информационном сообществе. В трудах Голомидовой О.Ю. доказано, что туризм и культура неразрывно связаны. Садковская М.Ю. в 2005 представляет современную рекламу в туризме. Хгуен Хуок Хынг в 2014 рассматривает основные источники развития культурного туризма в 2014 г. Российский ученый Садковская М.Ю. отмечает несколько достоверных сведений в области управления рекламой в туризме.
Рекламная деятельность «снаружи» заключается в описании и анализе изменений социокультурного пространства, связанных с влиянием рекламы на общество и осуществляемыми философами, культурологами, социологами.
Усилия первой группы исследователей направлены на то, чтобы сделать рекламную деятельность более эффективной. Задача второй группы — выявить значение рекламной деятельности для всего социума и тех его областей, какие напрямую с ней не связаны, но косвенная связь, с которыми более чем очевидна.
При этом предметом изучения рекламной деятельности следует считать совокупность средств, методов и способов распространения информации в определенной сфере экономической и общественной деятельности людей с
целью привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования.
Выводы:
Составление туристического маршрута, показать маршруты путешествий в зависимости от возрастных характеристик в период путешествия. Подчеркнуть с посредством рекламы национальные особенности, установить продолжительность рекламы, представить туркменскую культуру всему миру. Убедить в том, что туризм - одна из самых прибыльных отраслей экономики.
По мнению западных специалистов, в туристическом бизнесе от рекламы требуется выполнение следующих важных задач:
1. С ее помощью любая составляющая услуги должна иметь осязаемый вид, чтобы потенциальному потребителю было понятно, что именно ему предлагается.
2. Она должна обещать выгоду или решение проблемы.
3. Она должна указывать на отличия продукта компании от продукта ее конкурентов.
4. Она должна оказывать позитивное влияние на тех работников компании, которые должны воплощать обещания данные клиентам.
5. Она должна капитализироваться с помощью устного распространения.
Туристическая компания в Туркменистане старается придерживаться
этих правил. Доказательством этого может служить эффективность развития турфирмы.
Если рассмотреть предложения многих туристских фирм в городе Ашгабаде, то можно обнаружить их большую однообразность: экскурсионные программы включают некий стереотип объектов показа, что ведет к снижению спроса.
Анализ показал, что, несмотря на то, что предприятие довольно успешно работает в современных условиях, необходимо уделить особое внимание проблеме организации рекламной деятельности на предприятии, чтобы
избежать чрезмерных финансовых расходов, добиться поставленных целей, умело воздействовать на потенциальных потребителей продукции.
Такими целями могут быть, например, вывод на туристический рынок каких-либо новых видов услуг, а также увеличение сбыта по уже развитым направлениям деятельности.
Кроме перечисленных коммерческих целей перед руководством стоят также и различные задачи укрепления престижа туристической фирмы среди деловых партнеров и потребителей.
Таким образом, можно выделить несколько целей рекламной деятельности:
□ Нейтрализовать притязания конкурентов;
□ Добиться доверия к фирме у потенциальных деловых партнеров;
□ Осведомить потенциальных клиентов об предоставляемых фирмой услугах;
□ Удерживать старых клиентов от перехода к туристическим фирмам конкурентам;
Убедить своих клиентов в качестве и надежности предлагаемых услуг;
□ Информировать клиентов о новых предложениях туристической фирмы.
Список литературы
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник / А.Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, — 2002. — 470 с.
2. Алексунин, В.А., Бунич, Г.А., Гапошина, Л.Г. и др. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. В.А. Алексунина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», — 2009. — 280 с.
3. Балабанов, И.Т. Экономика туризма : учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, — 2009. — 325 с.
4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. — М.: Изд-во Эксмо, —2004. — 672 с.