Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ В СОВРЕМЕННОМ ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: МЕТАСМЫСЛЫ ЭТИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ В СОВРЕМЕННОМ ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: МЕТАСМЫСЛЫ ЭТИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
680
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный код / метасмыслы / Интернет-аудитория ментальный ландшафт / cultural code / metasences / internet-audience / mental landscape

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Николайчук И.А., Якова Т.С., Янгляева М.М.

На современном этапе коренной перестройки международных отношений и фактически начавшегося столкновения цивилизаций, о котором ранее так много говорили, политикам остро необходимо нащупать точки опоры не только для управления развитием общества, но и для принятия оперативных решений в области национальной безопасности. Особую значимость в настоящее время приобрели вопросы, связанные с изучением культурных кодов нации, групп стран, мира. Культурные коды превратились в определенную базу выстраивания культурно-цивилизационной безопасности, которая становится таким же важным фактором выживания и стабильности государства как военная, экономическая, информационная продовольственная, безопасность и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ В СОВРЕМЕННОМ ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: МЕТАСМЫСЛЫ ЭТИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

Николайчук И.А.

к.т.н., эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований

ianiko@yandex.ru

Якова Т. С.

к.ф.н., доцент факультета журналистики МГУ

t-yakova@mail.ru

Янгляева М.М.

к.ф.н., доцент факультета журналистики МГУ marinapavlikova@mail.ru

КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ В СОВРЕМЕННОМ ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: МЕТАСМЫСЛЫ ЭТИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ключевые слова: культурный код, метасмыслы, Интернет-аудитория ментальный ландшафт. Keywords: cultural code, metasences, internet-audience, mental landscape.

На современном этапе коренной перестройки международных отношений и фактически начавшегося столкновения цивилизаций, о котором ранее так много говорили, политикам остро необходимо нащупать точки опоры не только для управления развитием общества, но и для принятия оперативных решений в области национальной безопасности. Особую значимость в настоящее время приобрели вопросы, связанные с изучением культурных кодов нации, групп стран, мира. Культурные коды превратились в определенную базу выстраивания культурно-цивилизацион-ной безопасности, которая становится таким же важным фактором выживания и стабильности государства как военная, экономическая, информационная продовольственная, безопасность и т.д.

Конструкт «культурный код» и его использование в гуманитарном знании

Понятие «культурный код» популярно в современной гуманитаристике. Смысл этого понятия постоянно уточняется и нередко становится предметом споров. Говоря о культурном коде как конструкте, следует учитывать, что конструкт - это «целостная, отделяемая от других сущность реального мира, недоступная непосредственному наблюдению, но гипотетически выводимая и/или выстраиваемая логическим путем на основе наблюдаемых признаков»1.

Большое значение концепция культурных кодов имеет в социологии, где они рассматриваются как некие

«культурные генотипы», существование которых не только задает разные вариации локальных цивилизаций, но и за-

2

кладывает возможные линии их «разломов» .

Маркетологи и психоаналитики предлагают свое прочтение рассматриваемого понятия. Для них «культурные коды» - приводные механизмы управления восприятием, поведением и выбором принадлежащего к той или иной культуре человека. Известный в мире маркетинга и рекламы психоаналитик Рапай Клотер, говоря о том, что каждой культуре свойственен свой набор запечатленных образов, приводит следующий пример: в американской семье рождается не просто мальчик, а маленький американец. А расшифровка образа «американец» осуществляется на базе знания культурных кодов, которые представляют собой «бессознательный смысл той или иной вещи или явления, будь то машина, еда, отношения, даже страна в контексте культуры, в которой мы воспитаны» .

В целом сегодня к концепции культурных кодов активно обращаются представители таких наук, как психология, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, психолингвистика, этнология, философская антропология.

Наиболее активно, однако, используют категорию, смысл (метасмысл) «культурный код» культурологи, по мнению которых он представляет собой набор характеристик, которые помогают идентифицировать культуру (Светлана Толстая4, Нина Букина5, Татьяна Болдырева6).

1 Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2 Изотова Н.Н. Культурный код как объект исследования социально-гуманитарных наук // Культура и цивилизация. 2020. -Т. 10, № 3А. - С. 185-191; Старостин А.М. Нематериальное наследие России в контексте концепции культурного кода цивилизации // Журнал Института наследия. 2017. - № 1. - http://nasledie-journal.ru/ru/journals/117.html

3 Клотер Р. Культурный код: Как мы живем, что покупаем и почему. - https://www.rulit.me/books/kulturnyj-kod-read-177625-

2.html

4 Толстая С.М. К понятию культурных кодов // Сборник статей к 60-летию А.К. Байбурина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - С. 23-31.

5 Букина Н.В. К вопросу методологии исследования культурных кодов // Вестник БГУ. 2010. - № 14. - https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-metodologii-issledovaniya-kulturnyh-kodov

6 Болдырева Т.В. Типология культурных кодов в драматургии Л.Н. Андреева: дисс. кандидат филологических наук. - Самара, 2008. - http://www.dslib.net/russkaja-literatura/tipologija-kulturnyh-kodov-v-dramaturgii-l-n-andreeva.html

Стоит отметить, что с методологической точки зрения культурный код характеризуется следующим:

1. Имеет антропогенную и социальную природу.

2. Представляет собой конечное множество смыслов или набор устойчивых характеристик.

3. Может рассматриваться как развивающаяся во времени (в истории) система свернутых метасмыслов, определяющая познаваемую специфику конкретных социальных практик.

4. Носит информационный характер, т.е. выступает как своего рода нематериальный ген, кодирование и декодирование информации в котором осуществляется не статичными молекулами белка, а в ходе динамичного и всеохватного функционирования массмедиа (взаимосвязь контента и коммуникации). Сделаем здесь отсылку к немецкому социологу Никласу Луману, который оригинально трактует массмедиа как обособленную социальную систему, функционирующую на основе двоичного кода «информация/неинформация»1.

5. Эмпиричность, закрепленность в культурном опыте, способность на бессознательном уровне определять индивидуальное поведение человека, равно как и управлять (нормировать) в определенных пределах общественной практикой .

6. Возможность построения иерархических систем культурных кодов: глобальные3, региональные4, локальные5 и пр., а также анизотропный характер таких систем в географическом пространстве.

Концепция «культурных кодов» активно используется в политической практике6. В России термин приобрел популярность после программной статьи В.В. Путина «Россия: национальный вопрос», в которой особое внимание уделено единому культурному коду россиян7. Укажем на значимость этого момента, поскольку культурный код базируется на системе ценностей и является важной составляющей идеологии.

В последнее время концепция культурных кодов стала применяться в практической деятельности властных структур в России и даже проникла в нормативные документы стратегического планирования. Так, в п. 17 «Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. № 611) отмечается, что в целях эффективного продвижения на мировой арене национальных интересов Российской Федерации в гуманитарной сфере необходимо активно добиваться формирования объективного восприятия России за рубежом с учетом совокупности позитивных общепонятных культурных кодов, ассоциирующихся с Россией у международного сообщества8.

Более того, в «Концепции» российский культурный код как конкретная историко-культурная данность буквально сакрализирован, расширен до рамок цивилизации, а его сохранение включено в перечень основных целей государственного строительства: п. 65. «Сохранение исторического и культурного наследия является приоритетной задачей государства. Формирование представления об историческом и культурном наследии как о важном факторе передачи будущим поколениям культурного (цивилизационного) кода имеет большое значение для поддержания самобытной национальной культуры» и п. 106. «Современное российское общество объединяет единый культурный (ци-вилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всего многонационального народа Российской Федерации».

В публичном пространстве под культурными кодами понимают закодированную информацию, позволяющую идентифицировать культуру аудитории, человека, города, нации. Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. Интернет-статистика позволяет достаточно легко выделить эти стереотипы, хотя подбор ключей (создание набора поисковых фраз) для идентификации кодов представляет собой отдельную и непростую задачу.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что традиционный анализ культурных кодов может быть дополнен медиаметрическими и медиагеографическими подходами. Понятие «культурный код» хорошо соотносится с пред-

1 Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005.

2 Еще Мишель Фуко обратил внимание на ключевую роль кодов в жизни человека, на их регулятивную функцию в формировании мировосприятия личности. По его словам, основополагающие коды любой культуры, управляющие ее языком, схемами восприятия, формами выражения и воспроизведения, а также ценностями и иерархией практик, определяют для каждого человека эмпирические порядки, с которыми он будет иметь дело и в которых будет ориентироваться. См.: Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М.: Прогресс, 1977.

3 Чернышева Е.Н. Категория «глобальный культурный код» // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Философия, культурология, социология и религия: история и современность». - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. - С. 39-44.

4 Гревнев В.М. Социокультурные коды как мировоззренческие и ментальные матрицы региональной идентичности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. - № 41-1. - https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokultur nye-kody-kak-mirovozzrencheskie-i-mentalnye-matritsy-regionalnoy-identichnosti

5 Баянова О.В. Культурные коды как этнолингвистический источник изучения региональной картины мира // Вестник За-бГУ. 2014. - № 1. - https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-kody-kak-etnolingvisticheskiy-istochnik-izucheniya-regionalnoy-kartiny-mira

6 Меркулова Н.Г. Менталитет - культурный код - язык культуры: к вопросу о корреляции понятий // Регионология. 2015. -№ 2 (91). - https://cyberleninka.rU/article/n/mentalitet-kulturnyy-kod-yazyk-kultury-k-voprosu-o-korrelyatsii-ponyatiy

7 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 23.02.2012. - http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_natio nal.html

8 Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. № 611). - http://actual.pravo.gov.ru/text.html#pnum=0001202209050019

ставлениями о морфоскульптурах1 а любой социокультурный код может рассматриваться в системе ментального ландшафта.

Специально оговоримся, что стереотипами, кодами в нашем исследовании будут выступать конкретные и специфические в цивилизационном отношении метасмыслы2 этического и религиозного плана. Их можно рассматривать как смысловые морфоскульптуры на иерархически выстроенных ментальных ландшафтах.

Культурное кодирование метасмыслов этики: добро и зло

Предметами этики как науки являются основные категории нравственности и морали. По мере развития общества в фокус исследования этики постепенно добавлялось изучение существующих в разные исторические периоды представлений о совести, добре и зле, сочувствии, дружбе, смысле жизни, самопожертвовании и др.

Российский философ Александр Разин, отстаивающий то положение, что этика подчиняется многим условиям определения научности, применимым в естествознании, особо подчеркивает: «В современной постнеклассической науке методы развития гуманитарного и естественнонаучного знания сближаются. Субъективность исследователя оказывается в большей мере представлена и в естественных науках, а в гуманитарные науки входят методы исследования, ранее относившиеся в наибольшей мере к естествознанию, такие как метод системного анализа, методы мате-

3

матического моделирования, статистические методы исследования и т.д.» .

Для целей нашей работы более важны выводы о практических перспективах этики в условиях происходящей цифровизации общественно-политической жизни. Речь идет о культурном фоне данных процессов. Представленные в культуре нормативные программы, т.е. модели совместной деятельности людей, определяющие последовательность действий по достижению поставленной цели, позволяют понимать поведение индивидуумов. Такие модели можно строить и изучать на основе тех или иных количественных данных о социально-культурной реальности и ее динамики, а значит, научно обосновывать гипотезы и осуществлять социальное прогнозирование.

Для интерпретации анализа Интернет-статистики по определенным метасмыслам этики (мы впервые предлагаем использовать эту статистику для «оцифровки» этики) существенен еще один тезис упомянутого выше отечественного автора: «В этике вероятность проявляет себя не в отклонении частиц, не в статистике, а в индивидуальном поиске и в индивидуальных же ответственных решениях».

Дихотомические метасмыслы «добро» и «зло» являются ключевыми категориями современной этики и активно востребованы в социальной практике. В частотных словарях4 «добро» стоит на 1019 месте, «зло» - на 1094. Это достаточно высокие результаты, хотя показывают, что эти слова скорее книжные, а не бытовые (так, слово «бог», например, имеет 120 ранг).

Стоит отметить, что синонимы к слову «добро», поскольку соотносятся с объектами материального плана, имеют и другую семантику: имущество, вещи, состояние. Если использовать для лексической репрезентации «добра» ослабленную в семантическом отношении единицу «доброта», то к ней можно подобрать 68 сходных по смыслу слов, наиболее употребительным из которых оказывается «любовь». А контрастное слово «зло» имеет синонимический ряд, где главенствуют термины, характеризующие эмоциональное состояние: неприятность, гнев, сердито и т.д. Метас-мыслы (концепты) «добро» и «зло» развиваются в историко-культурном смысле, что фиксируется толковыми слова-

рями5.

Исследование сравнительной динамики популярности запросов в Интернете по темам (здесь - рубрикам для поиска информации по метасмыслам этики) «Добро» и «Зло» (рис. 1) показывает, что в сознании людей эти темы хорошо уравновешены. Однако тренды носят сложно составленный характер: анализ временного ряда показывает, что «добро» условно побеждает «зло», но периодически интерес к теме добра стабилизируется, а частота запросов по «злу» продолжает расти.

1 Морфоскульптура. (от греч. morphe - форма и лат. sculptura - резьба, ваяние). Мелкие формы рельефа (речные долины, балки, овраги, холмистые или грядовые сочетания ледниковых форм, карстовые формы и др.), в образовании которых главная роль принадлежит экзогенным процессам. Под морфоскульптурами на ментальном ландшафте мы понимаем персоны, события и явления, другие символы и знаки, укоренившиеся в массовой сознании. См. подробнее: Николайчук И.А. Янгляева М.М., Якова Т.С. Национальная идентичность как морфоскульптура и фактор ментального общественного ландшафта в контексте национальной безопасности. Медиагеографический подход // Социально-гуманитарные знания. 2018. - № 12.

2 Каждый метасмысл можно рассматривать как продукт общественной мысли, выступающий в качестве идеологического постулата или социального предписания, и (через статистику потребления) как диагностический социологический признак. Исследовать систему метасмыслов, определяющих эго-идентичность современного человека в контексте его универсальной трансформации можно посредством анализа (в том числе и количественного, основанного на изучении массивов статистических данных, характеризующих те или иные общие и частные аспекты метасмыслов, причем в их динамике).

3 Разин А. В. Этика как наука // Философия и общество. 2017. - № 2 (83). - https://cyberleninka.ru/article/ri/etika-kak-nauka

4 Список самых частотных слов русского языка. - https://cvetkoff.by/lists/spisok-samyh-chastotnyh-slov-russkogo-yazyka.html

5 См. об этом: У Мэн. Эволюция концепта «Добро» в языковой картине русского народа (на материале толковых словарей) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. - №2-1 (68). - https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-kontsepta-dobro-v-yazykovoy-kartine-russkogo-naroda-na-materiale-tolkovyh-slovarey

Источник: Система Google, для всего мира с 01.01.2004 г. по 15.09.2022 г. Расчеты авторов.

Рисунок 1.

Сравнительная динамика относительного интереса к темам «Добро» (синий) и «Зло» (красный)

Если обратиться к региональному распределению степени интереса к этим концептам (рис. 2), то можно, хотя и весьма условно, говорить о существовании «мира добра» и «мира зла». Как видно ниже, интерес к последнему в основном присутствует среди населения стран, принадлежащих к западноевропейской христианской цивилизации (католики и протестанты), а в государствах с преобладанием других религиозных конфессий (например, православие, ислам и пр.), более популярны образы добра.

Источник: Система Google, для всего мира с 01.01.2004 г. по 15.09.2022 г. Расчеты авторов.

Рисунок 2.

Картограмма распределения относительного интереса к темам «Добро» (синий)

и «Зло» (красный) по странам мира

Оговоримся, что в связи с многозначностью слов «добро» и «зло» во многих языках мира количественные оценки размаха исследований этих метасмыслов в рамках этики затруднены. Например, в международной базе научных публикаций Academia с 1938 по 2022 г. слово «зло» - на английском языке «evil» (зло, бедствие, грех, несчастье, вред, порок) - в названиях статей встречается 4,6 тыс. раз, а слово «добро» - «good» - в десятки раз чаще, поскольку это слово используется в заголовках для привлечения внимания, но обычно в качестве прилагательного: «качественная еда», «хорошие результаты», «добрые намерения политиков» и пр. С учетом этого для целей сравнения мы выбрали термин «goodness» (доброта, доброкачественность, добродетель, великодушие, хорошее качество, любезность). В массиве научных статей в упомянутой сети Academia в заголовках этот дескриптор встречается 1,5 тыс. раз, что свидетельствует о значительном внимании общественности к этой теме. На рис. 3 приведено сравнение частоты обращения к указанным терминам по годам. Основной вывод - в последние годы (особенно в период пандемии корона-вируса) резко возрос интерес к теме зла, а внимание экспертного сообщества к проблематике добра существенно снизилось.

На рис. 4 показана группировка стран по относительной популярности запроса по теме «добро» в поисковой системе Google. Поясним, что здесь имеется в виду, какой процент в сумме запросов по «добру» и «злу» в той или иной стране соответствует «добру». Выборка стран осуществлена произвольно. Цель такой группировки - показать наиболее наглядно анизотропию1 потребления метасмыслов «добро» и «зло» для географических локаций.

Наиболее возвышена морфоскульптура «добро» в мусульманских странах с преобладанием суннитской ветви ислама (Кувейт, Иордания, Ирак, Турция). Стоит отметить, что в Израиле, который условно также попал в этот кластер, подобные запросы идут из арабских поселений и чаще всего на арабском языке. Примечательно, что лидером по

1 Неоднородность, заметное различие. - Прим. авт.

относительному интересу является городок Тирабин ас-Сана, население которого полностью представлено бедуинами. На втором месте - Тель-Шева, также бедуинский поселок в Южном Израиле. Ни из Иерусалима, ни из Тель-Авива подобных запросов вообще не поступало. Этот интересный факт наверняка связан не столько с разницей культурных кодов у арабов и евреев, сколько с семантической базой, однако отметим, что подробно исследование данного аспекта мы не изучали.

Рисунок 3.

Динамика частоты встречаемости в заголовках научных статей терминов «evil» и «goodness» в базе данных Academia более, чем за 40 лет (1980-2022 гг.). Расчеты авторов

Выяснилось также, что Интернет-интерес в паре «добро-зло» в странах традиционного католицизма (Испания, Франция, большинство стран Латинской Америки) сильно сдвинут в сторону «зла». В странах, где господствует протестантская ветвь христианства и в государствах восточных религий (Швеция, Вьетнам и др.) эти метасмыслы уравновешены.

Синим цветом выделены страны, которые чаще всего упоминаются сегодня в российской медийной повестке дня. Видно, что интерес к добру больше проявлен в таких странах, как Россия и Украина.

Рисунок 4.

Группировка стран по относительно популярности запроса по теме «добро» в системе Google (2004-2022 гг.). Расчеты авторов

В качестве контрольного примера приведем данные по регионам Испании. Эта страна может считаться типичным образцом католических культурных кодов, т.е. преобладанием ориентации на метасмысл «зло». И действительно, интерес к «добру» в относительном выражении наиболее проявлен в таких образованиях как расположенные на африканском побережье Средиземного моря автономные города Мелилья и Сеута, где имеет место высокий процент мусульманского населения. Перепад относительного интереса к «добру» между имеющей первый номер в рейтинговом

списке Мелильей и последней (19 место) в этом списке провинцией Астурия составляет 68 процентных пунктов, в то время как перепад по «злу» между Мелильей (1 место) и винодельческой провинцией Риоха (19 место) всего 46 пунктов.

Мы уже отмечали выше (рис. 4), что согласно полученным статистическим данным многие страны Ближнего и Среднего Востока являются более заинтересованными в поисках метасмыслов «добра», чем «зла». Примерно такая же картина наблюдается и для «любви». Вероятно, эти семантические компоненты культурных корней глубоко проникли в самоидентификацию населения ближневосточных стран, но детального анализа указанного аспекта мы не проводили.

Стоить отметить, что в арабской культуре, по сравнению с западноевропейской, немного литературных и исторических источников, описывающих насилие, кровавые битвы, жестокости и пр. Уточним полученные данные путем привлечения к анализу близких метасмыслов: в качестве одного из таких лингвокультурных экспериментов можно рассмотреть популярность темы «патриотизм» - это социальное чувство включает в себя осознанную любовь к родине, к своему народу, его традициям.

Данные по относительной региональной популярности смыслов «патриотизм» и «любовь» приведены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная динамика относительного интереса к темам «Патриотизм» и «Любовь»

в странах Ближнего и Среднего Востока1

Страна Относительная популярность, %

патриотизм любовь

1 СА 78 47

2 Сирия 65 94

3 Палестина 63 63

4 Кувейт 52 51

5 Иордания 48 68

6 Ирак 37 77

7 Судан 33 74

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Оман 33 58

9 Йемен 32 96

10 Египет 24 55

11 Бахрейн 24 0

12 ОАЭ 14 31

13 Катар 13 36

14 Ливан 12 72

15 Израиль 5 25

16 Турция 1 12

17 Кипр 0 20

Полученная статистика позволяет говорить, что патриотизм является относительно новым элементом культурных кодов населения ближневосточных стран и связан прежде всего с формированием не панарабской, а национальной повестки дня в регионе. Фактически уровень популярности того или иного метасмысла подвержен интенсивности пропаганды. В нашем случае интерес к «патриотизму» на Ближнем и Среднем Востоке сильно зависит от вовлеченности государств в боевые действия в региональных или внутригосударственных конфликтах. Так, семь из девяти государств, возглавляющих рейтинговый список популярности темы «патриотизм», ведут или недавно вели боевые действия на собственной или близ своей территории. В то же время не выявлено статистически значимой связи между уровнем популярности тем «патриотизм» и «любовь» среди Интернет-пользователей вышеуказанных государств. Иными словами, в массовом сознании жителей стран Ближнего Востока эти категории «разведены по разным углам» мировосприятия.

Для определения активности потребления метасмыслов «добро» и «зло» в России мы воспользовались данными русскоязычной поисковой системы «Яндекс» за апрель 2022 г. Прежде всего стоит сказать, что популярность таких запросов необычайно высока: показов по фразе «добро» зафиксировано 14,2 млн, а по фразе «зло» - 5,6 млн. Превышение использования первого термина над вторым составляет 2,5. Напомним, что для системы Google этот индекс равен 1,6, что в принципе удовлетворительно согласуется с «Яндексом».

Исследование семантической базы запросов, содержащих в ядре понятие «добро» выявило интересную особенность. Русскоязычным пользователям Интернета свойственно при коммуникации желать друг другу при каждом удобном случае добра. Данная характеристика культурных кодов выражается не только в банальных исторически устоявшихся фразеологизмах-приветствиях «добро пожаловать», «доброе утро», «всего доброго» и пр., но и в появившейся традиции сопровождать эти пожелания, усиливать их эмоциональное воздействие подходящими «картинками». Так, из указанных 14,2 млн показов по «добру» несколько миллионов приходится на запросы, которые можно обозначить как «красивые открытки и картинки, связанные с темой добра и пожеланиями добра». Кроме того, только в нашей Интернет-семантике встречаются такие термины как «день добра» (1,5 млн), «добро бесплатно» (0,7 млн), «красивая добрая» (1,1 млн) и т. д. Набор поисковых фраз, содержащих близкий термин «доброта», тоже достаточно широк, причем фразы более развернуты: «что такое доброта», «доброта это», «кто добрее всех на свете», «доброта она превыше всех благ», «добрые слова хорошему человеку просто так».

1 Источник: Система Google, для всего мира с 01.01.2010 г. по 01.10.2022 г. Расчеты авторов.

637

Совершенно другую картину мы видим по отношению к «злу». Русскоязычный пользователь Интернета всячески избегает употребления этого термина. Фактически он используется только при поиске по названиям и скачивании продуктов западной масс-культуры (фильмы, клипы, игры).

Дело доходит до курьезов. Имеется, например, 0,6 млн запросов по бессмысленной фразе «тока бока злом». Проверка показала, что это маскировка доступа к взломанным версиям популярных детских (дошкольный возраст) «примитивных» игр серии Toka Boka для телефонов и планшетов.

Стоит также отметить то, что наши культурные коды блокируют сознательный выход на русскоязычные метас-мыслы «зла»: большинство пользователей применяют в Яндексе англоязычный эквивалент - «evil» (0,8 млн).

Употребление терминов «добро» и «зло» при общении с Яндексом анизотропно по географическим локациям. Наши расчеты показали, что вариации числа запросов в этом случае не зависят (случайны) от численности населения российских городов (исследовались данные для 10 городов-миллионников, 10 городов с населением 400-300 тыс. и 10 городов с населением 200-150 тыс.). При этом, если опираться и на данные табл. 1, где представлены сведения об относительной популярности запросов по фразам «добро» и «зло» по федеральным округам РФ, то прослеживается определенная связь между индексом, характеризующим сдвиг в сторону «добра» и долей православного населения в макрорегионах.

Таблица 2

Число запросов (ЧЗ) и относительная региональная популярность запросов (РП)

по словам «добро» и «зло»1

ДОБРО ЗЛО индекс Д/З

ЧЗ, млн РП ЧЗ, млн РП

Центральный федеральный округ 4,42 0,91 1,62 0,84 1,083

Москва и Московская область 2,61 0,84 0,89 0,72 1,167

Приволжский федеральный округ 2,53 1,03 1,14 1,17 0,880

Сибирский федеральный округ 1,64 1,19 0,65 1,18 1,008

Южный федеральный округ 1,31 1,22 0,46 1,09 1,119

Северо-Западный федеральный округ 1,22 0,80 0,51 0,84 0,952

Санкт-Петербург и Ленинградская область 0,70 0,71 0,28 0,72 0,986

Уральский федеральный округ 1,22 1,10 0,50 1,13 0,973

Дальневосточный федеральный округ 0,69 1,42 0,25 1,28 1,109

Северо-Кавказский федеральный округ 0,43 1,12 0,18 1,22 0,918

Специально отметим такую сторону анализируемой проблемы: нам не удалось найти статистически значимую связь между показателем степени ориентации человека на добро (интерес к добру, значимость доброго в жизни индивидуума) с социально-экономическими индексами, характеризующими те или иные стороны материального благополучия человека (рейтинг регионов РФ по качеству жизни, рейтинг регионов по благосостоянию семей, индикаторы субъективного благополучия в регионах РФ, рейтинги по финансовому благополучию, рейтинг регионов по уровню жизни и пр.). Конечно, поиски таких связей, где объектами выступают федеральные округа, могут сильно зависеть от случайных факторов, свойственных непосредственно субъектам РФ.

«Любовь» и «ненависть» в контексте поведения Интернет-пользователей

Дихотомия метасмыслов «любовь»/«ненависть» по ряду качественных признаков близка к паре «добро»/«зло», однако изучение их этических коннотаций в привязке к теме культурных кодов затруднено аномально широкой семантикой слова «любовь»2. Толковые словари указывают в этом случае на то, что проявления любви могут быть самыми различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, характеристика взаимоотношения людей в обществе, основанные на общности устремлений и интересов, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности и т. д.

В современной этике и философии любовь трактуется как сверхморальная и самодостаточная основа социальности, как общественный идеал, вдохновляющий человека в его борьбе с эмпирическим злом и придающий социально-историческому процессу его смысловую направленность. Любовь является для человека главной смысловой жизненной ценностью, которая изменяется во времени (что важно с точки зрения нашего исследования) и неодинакова для различных географических локаций. При этом динамичен и приоритет любви в системе ценностей и локальные интерпретации данной категории этики.

Особенно активно любовь связывается с религиозными учениями, в первую очередь с христианством, что является своего рода возрождением и актуализацией традиционных теологических взглядов, а также атакой на позиции бездуховного материализма. Нравственный капитал христианства («Бог есть Любовь») в значительной степени был девальвирован современной потребительской цивилизацией. В секулярно ориентированном обществе любовь прине-

1 Источник: Система Яндекс, данные за апрель 2022 г. Индекс Д/З рассчитан как отношение значения региональной популярности запросов по фразе «добро» к значению аналогичного показателя для фразы «зло». Расчеты авторов.

2 Прим. авт.: этот вопрос активно исследуется, поскольку на всем протяжении истории он представляет большой интерес, питает искусство и культуру.

сена в жертву «принципу справедливости», который, «как утверждают его сторонники, единственно способен защитить свободу личности»1.

Сегодня понятие «любовь» стало предметом пристального внимания социологов, что связано с достаточно радикальной трансформацией социума в его отношении к границам моральной свободы. Подробно этот вопрос рассмотрен Яной Евсеевой, которая указывает, что в современных западных обществах тенденции, развивавшиеся на протяжении всего периода модерна, достигают своего предела и переходят в новое качественное состояние2. При этом принято ссылаться на известных западных социологов Энтони Гидденса3 и Зигмунда Баумана4. Следует отметить, что в российской электронной библиотеке диссертаций Disseid мы насчитали 54 диссертации, в названии которых встречается слово «любовь». Все они защищены по культурологическим, лингвистическим и этико-философским направлениям. Социология так называемой новой любви в российском научном сообществе широко не представлена.

Метасмысл «ненависть» практически всеми справочно-нормативными изданиями определяется как противоположность «любви». Здесь есть один интересный идеологический аспект. В словарях по этике советского времени не только подчеркивалась диалектика, неразрывная связь любви и ненависти, но и оправдывалось чувство ненависти, которое считалось социально необходимым и вписанным в поощряемые нормы морали: «Чувство ненависти противоположно чувству любви, но вместе с тем всегда, так или иначе, предполагает любовь: ненависть к злу предполагает любовь к добру, человеконенавистничество связано с себялюбием... Ненависть оправдана, когда она обращена против врагов человечества и подчинена цели осуществления блага для трудящихся. Во имя великих целей построения коммунистического общества эта ненависть должна быть очищена от всего низменного, эгоистичного, она не должна приводить к фанатизму, к использованию аморальных средств в борьбе за правое дело»5.

Лингвостатистические характеристики пары метасмыслов следующие: средняя частота слова «любовь» на миллион употреблений составляет 324 раза, слова «ненависть» - 44 раза; превышение составляет 7,4 раза. Если говорить о рангах этих слов в частотном словаре русского языка, то «любовь» занимает 307 место, а «ненависть» - 2619; условное отношение равно 8,5, что подтверждает своего рода сильное языковое доминирование чувства любви по отношению к чувству ненависти.

Интересно, что это соотношение для глаголов действия «ненавидеть»/«любить» существенно меньше: 1081/2581=2,4. Для пары смысловых символов «тьма»/«свет» указанный индекс кране высок: 2848/272=10,5, но для ранее рассмотренной пары «зло»/«добро» наблюдается равновесие: 2094/2019=1,04.

Обратимся к Интернет-статистике. Относительная популярность запросов по темам «любовь» и «ненависть» в системе Google представлена на рис. 5. В целом отмечается аномально высокое превышение популярности темы «любовь» над «ненавистью» (пропорция 70/3).

Стоит обратить внимание, что в последние годы обращение к «любви» медленно падало. Этот факт мы объяснить не можем, не исключено, что человечеству в период пандемии коронавируса было в Интернет-запросах «не до любви». Характерные регулярные «микропики» на кривой соответствуют Дню св. Валентина.

: :

25 —

1 ннв. 200... 1 авг 2ZW г. 1 мар. 2017 г.

Источник: Система Google, для всего мира с 01.01.2004 г. по 15.09.2022 г. Расчеты авторов.

Рисунок 5.

Сравнительная динамика относительного интереса к темам «Любовь» (синий)

и «Ненависть» (красный)

В рассматриваемом случае наиболее интересно распределение именно популярности страновых запросов по теме «ненависть». Оказывается, что наиболее часто к этой этической категории обращаются Интернет-пользователи из англосаксонских стран (рис. 6).

1 Шадрина Л.Н. Любовь как основа морали и идеал человеческой общности // Вестник ЧелГУ. 2011. - № 30. - https://cyberle ninka.ru/article/n/lyubov-kak-osnova-morali-i-ideal-chelovecheskoy-obschnosti

2 Евсеева Я.В. Социология любви: современные исследования: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2017. № 4. - https://cyberle ninka.ru/article/n/sotsiologiya-lyubvi-sovremennye-issledovaniya-vvedenie-k-tematicheskomu-razdelu

3 Giddens A. The transformation of intimacy: Sexuality, love and eroticism in modern societies. - Stanford (CA): Stanford univ. press, 1992. Рус. пер.: Гидденс Э. Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. - СПб.: Питер, 2004.

4 Bauman Z. Liquid love: On the frailty of human bonds. - Cambridge: Polity, 2003.

5 Словарь по этике / Под ред. И. Кона. 1981. - http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/ethics/fc/slovar-205.htm#zag-199

L

В среднем

Источник: Система Google, для всего мира с 01.01.2004 г. по 19.09.2022 г. Расчеты авторов

Рисунок 6.

Картограмма распределения относительного интереса населения стран мира к теме «Ненависть»

Англосаксы гораздо чаще, свободнее представителей других стран мира высказывают свое чувство ненависти к чему-либо или к кому-либо. Многие эксперты связывают это с превалированием индивидуализма и привычкой к «свободе личности»1.

Термин на английском - «hate» - доминирует. Сегодня модно демонстрировать свое пренебрежение к недоброжелателям. В молодежном Интернет-сленге превалируют слова «хейтер», «хейтить». Когда молодые люди обращаются к новым способам общения и самовыражения практически исключительно в Интернете, дистанционно, а не на улицах и во дворах, лицом к лицу как ранее, во многих отношениях они считают безопасным демонстрировать личную неприязнь, даже ненависть к кому-либо, причем во всевозможных девиантных формах. Так, популярно выражение «haters gonna hate», которое пришло из среды хип-хоперов («ненавистники пусть ненавидят»). Оно используется в значении «не стоит обращать внимания на хейтеров», «мне плевать на мнение злопыхателей», «я не доллар, чтобы всем нравиться». При этом «наплевательство» на «ненависть» - форма защитной реакции, которая выражается в свою очередь в текстах и мемах. Об этом говорят тексты постов, сообщений в менеджерах и пр. В этом контексте создан мем-прикол даже про советского поэта-футуриста Владимира Маяковского.

Исследование массивности морфоскульптуры «любовь» на российском ментальном ландшафте на основе анализа Интернет-статистики системы Яндекс проводилось с 15 июня по 15 июля 2022 г. Оказалось, что показов по этой фразе было аномально большое число - 31,5 млн за указанный период2. Данный результат вполне можно связать с тем фактом, что в начале июля активно обсуждался вопрос о том, что Всероссийский день семьи, любви и верности 8 июля получил официальный статус государственного праздника (указ Президента РФ от 28 июня 2022 г.) и тогда же начались соответствующие законодательные процедуры по объявлению его нерабочим днем. Но с нашей точки зрения более правильно считать, что метасмысл «любовь» глубоко укоренен в российском менталитете и активно циркулирует на бытовом уровне. Чувство любви, приязни, пожалуй, самое приоритетное в нашем самосознании и играет важ-

1 Николайчук И.А., Янгляева М.М., Якова Т.С. Национальная идентичность как морфоскульптура и фактор ментального общественного ландшафта // Социально-гуманитарные знания. 2018. - №. 12. - Ьйр8://суЬег1еп1пка.ги/агйс1е/п/па181опа1пауа-identichnost-kak-morfosku1ptura-i-faktor-menta1nogo-obschestvennogo-1andshafta/viewer

2 Прим. авт.: например, показов по остроактуальной фразе «Украина» в самый разгар российской спецоперации оказалось столько же - 31,6 млн.

нейшую роль в современных процессах формирования надэтнической идентичности. При этом интерес к «ненависти» среди Россиян существенно меньше - всего 0,394 млн показов. Образно говоря, выходит, что «любовь» в Интернет-пространстве РФ сильнее «ненависти» примерно в 80 раз. Если обратиться к истории показов по фразе «любовь» в Яндексе (рис. 7) то, как оказалось, многомиллионные результаты являются обычным результатом в практике Интернет-пользования в РФ и не зависят от политической, религиозной или культурной конъюнктуры.

Рисунок 7.

История показов по фразе «любовь» в Яндексе за два года (июль 2020 - июль 2022 гг.). Абсолютные значения - млн показов в месяц. Расчеты авторов

Вместе с тем выявлена значительная анизотропия показателей региональной популярности запросов по фразам «любовь» и «ненависть» по субъектам РФ. Аномально высоко обращение к этим темам в регионах Прикаспия и Северного Кавказа, низко - в занятых урбанизированных столичных регионах (табл. 3).

Таблица 3

Относительная региональная популярность запросов по тегам «любовь» и «ненависть» для некоторых субъектов Российской Федерации1

Субъект РФ Региональная популярность

Любовь Ненависть

Чеченская Республика 2,54 2,95

Республика Ингушетия 2,55 3,14

Республика Дагестан 2,14 2,36

Республика Северная Осетия-Алания 1,89 2,00

Кабардино-Балкарская Республика 1,98 1,91

Карачаево-Черкесская Республика 1,80 1,40

Республика Адыгея 1,41 1,47

Республика Калмыкия 1,40 1,06

Ставропольский край 1,34 1,21

Астраханская область 1,31 1,19

Москва 0,77 0,90

Москва и Московская область 0,81 0,90

Санкт-Петербург 0,75 0,98

Санкт-Петербург и Ленинградская область 0,77 0,97

Если рассматривать с этой точки зрения федеральные округа, то Северо-Кавказский явно выпадает из общей картины: «любовь» и «ненависть» там аномально «обострены» (рис. 8).

Стоит сказать, что, хотя надежная интерпретация этого факта затруднительна, можно предложить следующие объяснения выявленным аномалиям. Темы любви и ненависти прочно вписаны в «бытовой» контекст коммуникации

и досуга, отдыха. Востребованы фильмы про любовь, цитаты из литературных произведений про любовь и ненависть,

2

которые используются в переписке и в текстах для мессенджеров .

Важно и следующее. Чем меньше региональные социумы подвержены влиянию западных массмедиа, тем в большей степени они сохраняют черты собственной традиционности, тем сильнее там тяга, личный интерес людей к «вечным чувствам», или (в научной терминологии) непреходящим этическим метасмыслам. Этим можно объяснить сильные перепады региональной популярности для «любви» между Северным Кавказом и сибирскими этносами (Республика Тыва, Республика Алтай) и «продвинутыми» столицами, где в последние десятилетия восхищение, приятие этих чувств в их естественности просто деградировало.

Из результатов исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в 2021 г., следует, что 83% россиян любят других людей, примерно столько же (84%) считают себя любимыми, однако взаимной эту любовь называет лишь каждый третий россиянин. Только 5% россиян признают, что у них взаимная нелюбовь с другими людьми3. Согласно более свежему опросу ВЦИОМ, состоявшемуся уже в 2022 г., большинство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Источник: Система Яндекс с 20 июня по 20 июля 2022 г. Расчеты авторов.

2 Прим. авт.: специально отметим тот факт, что на Украине особым спросом пользуются стихи про любовь на русском

языке.

3

Опрос ВЦИОМ показал, сколько россиян испытывают взаимную любовь // РИА Новости. 11.02.2021. - https://ria.ru/ 20210211/1yubov-1596921577.htm1

россиян заявили о том, что они испытывали настоящую любовь (82 %). При этом среди людей в браке таких больше, чем среди тех, кто холост или не замужем - 87% против 56%1.

Санкт-Петербург и Ленинградская ... Москва и Московская область Северо-Западный федеральный округ Центральный федеральный округ Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Приволжский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Южный федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ

0

I Ненависть I Любовь

0,5

1

1,5

2

относительная региональная популярность

Источник: Система Яндекс с 20 июня по 20 июля 2022 г.

Рисунок 8.

Относительная региональная популярность запросов «любовь» и «ненависть» по ФО РФ.

Расчеты авторов

Целесообразно упомянуть и еще об одном исследовании ВЦИОМ под названием «Считают ли россияне себя счастливыми»2 (в лингвистическом отношении «счастье» сильный синоним «любви»). Результаты опроса, который подтверждает высказанные нами ранее гипотезы, определялись в привязке к географическим локациям, а именно - к федеральным округам. Самыми счастливыми оказались «любящие» жители Южного федерального округа - там 86% людей считают себя счастливыми. На втором месте по уровню счастья оказался Центральный федеральный округ (84%), на третьем - Северо-Кавказский (83%). В Уральском, Приволжском и Сибирском федеральных округах счастливыми себя считают 80% людей. В Дальневосточном - 77%, в Северо-Западном - 76%.

Конечно, данные результаты трудно поддаются однозначной интерпретации. С определенными натяжками можно говорить, что ощущение счастья формируется наличием комфортных климатических или бытовых условий жизни, хотя стоит учесть и тот факт, что низкий уровень «чувства счастья» продемонстрировали жители тех регионов РФ, где происходит обезлюживание (ДВФО, СЗФО), а высокий - те округа, куда, собственно, и устремлены внутренние миграционные потоки (ЦФО, ЮФО).

Результаты вышеприведенного опроса плохо согласуются с данными по региональной популярности запросов по фразе «любовь» в Яндексе, однако Интернет-статистика по региональной популярности «любви» и «счастья» (если рассматривать разбивку по федеральным округам) достаточно хорошо связана: Я=0,87 (рис. 9). Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что Интернет-поведение людей, которое можно назвать «стихийным», «бессознательным», не совпадает с теми самооценками, которые по схожим случаям предлагает сформулировать индивиду социолог. Данный факт следует иметь в виду при определении научных границ применимости «Интернет-социологии».

В целом мы можем констатировать, что система ценностей современных россиян и их культурный код существенно отличаются от западноевропейских. Как представляется, данный факт необходимо учитывать при реализации разного рода проектов, направленных на укрепление роли и места России в международном сообществе, в формирующейся новой системе геополитических координат.

Проблемы конструирования национальной идентичности целесообразно решать с учетом ориентации россиян и жителей государств ближнего зарубежья на базовые составляющие единого культурного кода, который основан на уважении и сохранении исторического и культурного наследия. Такой подход важен с точки зрения обеспечения национальных интересов Российской Федерации в условиях стремления западных стран к унификации национальных ценностей и моделей поведения, что агрессивно навязывается их массмедиа в XXI в.

1 Большинство россиян испытывали настоящую любовь, показал опрос ВЦИОМ // РИА Новости. 07.07.2022. - https://ria.ru/ 20220707/1уиЪоу-1800840922^1

2 ВЦИОМ: Значительное большинство россиян считают себя счастливыми. 13.07.2022. - https://rg.ru/2022/07/13/vciom-znachite1noe-bo1shinstvo-rossiian-schitaiut-sebia-schast1ivymi.html

и О

X ^

к £

к го X .0

го

.0

и

о

1,8

1,6

1,4

1,2

0,8

любовь

£

«г

^ ^

^ ^

(Г XV

0,6

^ ^ о/ Л? ^

^ ^ ^ ^ сг сг

/ Л<*

„«Г лГ

/ с/

/

* о? /

^ л.®-4

Л/

с/

1

Источник: Система Яндекс. Период - август 2022 г.

Рисунок 9.

Соотношение относительной региональной популярности тем «любовь» и «счастье» федеральным округам и ряду субъектов РФ. Расчеты авторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.