явших из бурят и на 12% из обурятившихся тунгусов), отличающиеся большей достоверностью в виду лучшей постановки у них учета населения, показали среднегодовой показатель естественного прироста 4,2 на 1000 жителей [23], что косвенно указывает на завышенность его у хоринцев.
Однако значительные различия в естественном приросте, несмотря на его завышенность, в работе Патканова не нашли своего объяснения. Между тем это указывает на разное состояние учета населения у бурят двух административных образований. У бурят Иркутской губернии он был налажен лучше, а сведения более точны, что объясняется условиями в основном уже оседлого их быта.
Анализ данных работ показал возросший интерес к демографическим проблемам народов России, в частности сибирских, в том числе бурят. Капитализм, получивший известное развитие к началу XX в., разрушал замкнутость, традиционный быт и уклад на всей территории страны. Изучение всего комплекса порождаемых этим проблем было направлено на привлечение внимания и поиск решения путей колонизации Сибири.
Литература
1. Тхамокова И.Х. Русское население Кабардино-Балкарии. Основные этапы формирования // Этнографическое обозрение. 2001. №1; Снопов Ю.А. Этнос, общество, государство. Евреи в Москве: динамика, численность и расселение (XV - середина XX в.) // Этнографическое обозрение. 2002. №3.
2. Патканов С.К. О приросте инородческого населения Сибири. СПб., 1911; Записки Императорского Русского Географического общества по отделу статистики. Т. 11. Вып. 3; Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири. Т. 3. СПб., 1912; Записки и труды Иркутского губернского статистического комитета. IV вып. / под ред.
Д.Д. Ларионова. Иркутск, 1868; Кулаков П.Е. Остров Ольхон: хозяйство и быт бурят Еланцинского и Ку-тульского ведомств (бывшего Ольхонского ведомства) Верхоленского округа Иркутской губернии// ЗРГО. СПб., 1898. Т.8. Вып. 1; Серебренников И.Н. Инородцы Восточной Сибири, их состав и занятия. Статистический очерк. Иркутск, 1913.
3. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 180; Яцунский В.К. О некоторых отстающих участках советской исторической науки //История СССР, 1959, №3.
4. Этнографическая карта Европейской России. СПб., 1851; «Девятая ревизия. Исследование о числе жителей в России в 1851 г.». СПб., 1857.
5. Кеппен П.И.Девятая ревизия. СПб., 1857. С. 295.
6. Кеппен П.И. Рассчитано нами по: Указ. соч. Девятая ревизия. С. 295.
7. Там же. С. 295.
8. Там же. С. 221.
9. Патканов С.К. Указ. соч. С. 83-85.
10. Кеппен П.И. Указ. соч. С. 221.
11. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири, составленное по Высочайшему Его Императорского Величества повелению при Сибирском комитете, действительным статским советником Гагемей-стером 3-х частях. СПб., 1854. Ч. 2. С. 19.
12. Воробьев В.В. Формирование населения Восточной Сибири. Новосибирск. 1985. С. 85.
13. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. С. 62.
14. Гагемейстер Ю.А. Указ. соч. С. 19.
15. Гагемейстер Ю.А. Указ. соч. С. 59.
16. Гагемейстер Ю.А. Указ. соч. С. 20.
17. Расчитано нами: Гагемейстер Ю.А. Указ. соч., с. 62; Кеппен П.И. Указ. соч. с., 295.
18. Патканов С.К. О приросте инородческого населения Сибири. СПб., 1911; Записки Императорского Русского Географического общества по отделу статистики. Т. 11. Вып. 3. С. 76.
19. Патканов С.К. Указ. соч. С. 76.
20. Патканов С.К. Указ. соч. С. 76.
21. Патканов С.К. Там же. С. 81.
22. Патканов С.К. Указ. соч. С. 84.
23. Патканов С.К. Указ. соч. С. 84-85.
ханхараев виктор Сафронович - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.
Hanharaev Victor safronovich - candidate of historical sciences, lecturer of department of general history of Buryat State University, Ulan-Ude.
УДК 930.1(09) (571.54)
в.в. номогоева
культурное строительство в Бурятии в постсоветской историографии
В статье отражено современное состояние научной разработки проблемы культурного строительства в Бурятии в 1920-1930 гг. Дан анализ имеющихся публикаций, позволивший сделать вывод о том, что в литературе отсутствуют работы, специально посвященные комплексному исследованию культурного строительства с позиций современной методологии истории.
Ключевые слова: историография, методология, источники, культурное строительство, советская культура.
V.V. Nomogoeva
cultural evolution of buryatia in post-soviet historiography
The article deals with the current state of research of cultural evolution in Buryatia during 1920-1930-s. Analysis of academic literature shows that there are no integrated scientific publications concerning the problem, based on the modern historical methodology.
Key words: historiography, methodology, sources, cultural evolution, Soviet culture.
Системные реформы начала 1990-х гг. во всех сферах общественной жизни привели к принципиальным изменениям в развитии отечественной историографии. Знакомство с международной практикой гуманитарных исследований и существенные перемены внутри отечественной исторической науки в целом активизировали интерес российских ученых к «новой культурной истории».
Для переосмысления и переоценки проблем социалистического и культурного строительства стали проводиться научные мероприятия, которые послужили основой перестройки исследовательской работы, способствовали усилению внимания к новейшим методам и методологии мировой историографии [1, 21, 23, 25, 30, 31].
О расширении работы по истории культурного строительства Бурятии свидетельствуют опубликованные в последние годы историографические работы, в которых на основе анализа публикаций сделана попытка наметить перспективы для дальнейшего научного поиска по теме [29, 33]. В связи с этим особо необходимо отметить работы Д.К. Чимитовой, имеющие непосредственное отношение к вопросам исследования культурной революции [36, 37].
Советской историографией охвачен широкий и многоплановый спектр вопросов, связанных с культурно-исторической проблематикой социалистического строительства в Бурятии. Следует отметить, что по объективным причинам наибольшее развитие получило отраслевое изучение культуры Бурятии, особенно тех отраслей, которые были на «передовой» культурной революции.
В этом направлении в последние годы проведен ряд исследований по проблемам образования, среди которых следует выделить появление обобщающих работ, позволяющих проследить эволюцию профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Так, в диссертациях Б.Д. Базарова [3] и А.К. Бардамовой [10] исследовано становление советской системы профессионально-технического образования в Бурятии. Диссертационное исследование О.А. Дагдановой [15] посвящено проблемам станов-
ления и развития средних специальных учебных заведений в Бурятии (1923-1991), И.Х. Бальхае-вой [9] проведено исследование высшего образования.
Проблемам формирования научных учреждений Бурятии посвящена монография Е.В. Игумнова [19]. Автором прослежено окончательно оформление научной деятельности в профессиональное занятие ученых, а также расширение сети специальных научных учреждений как составной части культурного строительства в Бурятии.
Сохраняется устойчивый интерес исследователей к проблемам интеллигенции, в том числе вопросам, связанным с подготовкой и деятельностью такого ее отряда, как работники системы образования. Г.Д. Базарова [5] изучала деятельность научной интеллигенции в 1922-1985 гг. С.В. Бал-дано [7], изучая художественную интеллигенцию Бурятии в 1923-1991 гг., дала определение этой категории, показала место художника в структуре государства и общества. Е.Т. Базарова [6] провела исследование по истории учительства Бурятии в 1920-1930-е гг.
Повышенный интерес историков к развитию периодической печати республики объясняется возрастающим влиянием информации в жизни современного общества. В 2001 г. вышла монография Л.В. Сахаровской [27], где на основе опубликованных и архивных источников рассматриваются проблемы развития полиграфической промышленности и печати республики.
В современной разработке истории печати Бурятии одной из последних работ, посвященных истории периодической печати республики, является диссертация Д.Ц. Намжиловой [22]. Автор исследовала периодическую печать Бурятии с начала ее возникновения до 1930-х г. и ее роль во всех областях общественной жизни. Этой же проблеме посвящена диссертация И.В. Демидовой [16], где рассмотрены центральные, республиканские, окружные, районные и низовые газеты, отражающие социально-экономическую и культурную жизнь Бурятии с 1923 по 1937 г
В последнее время появился ряд работ, посвя-
щенных отдельным аспектам зарождения развития советского профессионального искусства Бурятии. В этом направлении необходимо отметить диссертационное исследование Е.А. Гильмули-ной [14]. Автор на основе современных подходов создает целостную картину создания и деятельности Государственного русского драматического театра в Бурятии в контексте социокультурного развития страны и региона.
Отдельным областям - композиторскому творчеству (Т.Д. Балханова [8], О.А. Русинова [26]), истории оркестра бурятских народных инструментов (О.Н. Китов [20]), художественному искусству в формате советского музея (С.Э. Цы-денова [34]), театрально-танцевальному творчеству (Л.И. Протасова [24]) уделили внимание современные исследователи искусства Бурятии.
Я.О. Жабаевой [18] проведено комплексное обобщающее исследование процесса становления и развития профессиональной музыкальной культуры в Бурятии в 1923-1945 гг.
Уровень изучения некоторых сюжетов, например истории народного образования в период 1920-30-х гг., существенно не меняется с 1960-70-х гг. Известны лишь работы Б. Ч. Ха-саранова [32] о бурятской национальной школе 1920-1930-х гг., посвященные педагогическому аспекту создания системы образования Бурятии. В данном случае наиболее приемлемым был бы методологический «разрыв» с предыдущей исторической литературой, позволивший наконец-то создать комплексные и системные исследования по истории образования Бурятии.
Таким образом, мы видим, что отраслевой подход и в настоящее время не исчерпал себя и, естественно, будет развиваться и дальше.
На протяжении последних 15-20 лет сложились новые направления в области изучения культурного строительства в Бурятии. Важно отметить, что некоторые из них появились еще в 1960-80-х гг., но под воздействием новых методологических, источниковедческих и других приоритетов существенно трансформировались, представляя по существу исследования так называемого «нового поколения». К ним относятся исследования в области национальной культуры, языкового строительства, национальной интеллигенции, социокультурных процессов в обществе.
Комплексный анализ проблемы политического руководства литературно-художественным процессом Бурятии в 1920-1930-е гг. был проведен Б.В. Базаровым [2]. Автор отмечает, что в
литературно-художественной жизни произошли кардинальные перемены, напрямую связанные с общественно-политическими процессами, происходящими в стране. Жесткое подчинение творчества писателей официальной идеологии, складывание иерархической модели общественного сознания, фетишизация идей, примат идеологии над общественным сознанием в условиях 19201930-х гг. не позволили в полной мере реализоваться принципам гуманизма и подлинной народности. Это обстоятельство существенно повлияло на развитие художественной культуры Бурятии.
Происходит изменение понятийного аппарата, терминология приобретает ярко выраженный «культурологический» характер. Довольно широкое распространение в работах получают такие термины, как «социокультурная трансформация», «культурный потенциал», «культурноцивилизационный ландшафт», «носители культуры» и многие другие.
Засчетпривлечениятрудовученых-лингвистов (Л.Д. Шагдаров, И.Д. Бураев, Г.А. Дырхеева, В.В. Базарова) [38, 11, 12, 17, 4] расширяются возможности для изучения исторического развития национально-языковых процессов. Значение этих работ, выполненных по существу на междисциплинарном уровне, велико. Они позволяют глубже вникнуть в предмет исследования, обогатить методы изучения культуры.
На основе большого фактического материла, с позиций мультидисциплинарных подходов В.В. Базарова [4] провела исследование проблемы латинизации письменности как составной части культурно-исторической модернизации общества. Автор показывает как сильные, так и слабые стороны национально-языковой политики, проводившейся в Бурятии. Отрицательное влияние на языковые процессы, по ее мнению, оказала их чрезмерная политизация.
Появление публикаций, выполненных на стыке различных научных дисциплин, является важным показателем, характеризующим более высокий уровень исследований.
С начала 1990-х гг. происходящая интеграция теоретико-концептуальной и методологической практики, наработанной в мировой науке, открывает большие возможности для постановки и анализа «модернизационной» проблематики. Поскольку именно в социокультурной структуре нарождавшегося советского общества происходили наиболее заметные и динамичные модерниза-ционные подвижки. В данном направлении были
проведены исследования проблемы развития бурятской этничности коллективом авторов Т.Д. Скрынниковой, Г.А. Дырхеевой, С.Д. Батомун-куевым и П.К. Варнавским [13, 28].
Исследователи правомерно отмечают, что советская социокультурная модернизация породила суррогатные формы - утрата привычных этнических связей при половинчатом обретении новых, периферийность по отношению к «родной» этнической среде, так и социокультурному пространству вновь обретаемому.
З.Е. Цыренова [35] провела исследование по вопросам сохранения и развития традиционной культуры коренных народов Восточной Сибири и пришла к выводу, что на протяжении советского периода этнокультурный процесс испытывал сильное идеологическое воздействие, направленное на доминирование советско-патриотической, в целом великорусской концепции.
На сегодня можно сказать, что к настоящему времени не удалось создать и принципиально новую теорию культурного развития 1920-1930-х гг.. которая бы существенно отличалась от парадигмы 1960-80-х гг. и, наверное, что не все заявленные в 1990 — начале 2000-х гг. методологические и другие новации выдержат проверку временем. Так, у некоторых исследователей определенные сомнения вызывает целесообразность историкокультурологического ракурса видения изучаемой проблемы. Очевидно только, что в ближайшее время изучение истории культурной революции будет продолжать развиваться в условиях поли-методологической ситуации. Дальнейшая разработка проблемы будет зависеть не столько от введения в научный оборот новых документальных источников, сколько от более глубокого и всестороннего анализа традиционных и новых сюжетов, расширения исследовательской проблематики, повышения историографической культуры историков, научного уровня диалога между учеными - специалистами разных наук
Литература
1. Актуальные проблемы истории и культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы междунар. науч.-практ. конф. (посвящ. 80-летию Б.Б. Батуева и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне). - Улан-Удэ, 2005.
2. Базаров Б.В. Общественно-политическая жизнь 1925-1950-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии. - Улан-Удэ, 1995.
3. Базаров Б.Д. История создания и развития системы профессионально-технического образования в Республике Бурятия (1923-1991 гг.): дис. ... канд. ист.
наук. - Улан-Удэ, 2003.
4. Базарова В.В. Латинизация бурят-монгольской письменности в 1920-1930 гг. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 2006. - 238 с.
5. Базарова Г.Д. Формирование и развитие научной интеллигенции Бурятии (1922-1985 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 1998.
6. Базарова Е.Т. Формирование учительской интеллигенции в Бурятии в 1920-1930-е гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 1999.
7. Балдано С.В. Формирование художественной интеллигенции Бурятии (1923-1991 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2004.
8. Балханова Т.Г. Композиторская школа в музыкальной культуре Бурятии как фактор межкультурной интеграции народов России: дис. . канд. культурологии. - Улан-Удэ, 2002.
9. Бальхаева И.Х. Формирование кадрового потенциала республики вузами Бурятии (1932-1996 гг.).
- Улан-Удэ, 2005.
10. Бардамова А.К. Становление и развитие системы профессионально-технического образования в Забайкалье (1724-1958 гг.): дис. ... канд. ист. наук. -Улан-Удэ, 2003.
11. Бураев И.Д., Шагдаров Л.Д. Бурятский язык // Государственные и титульные языки России (энциклопедический словарь-справочник). — М., 2002.
12. Бураев И.Д., Шагдаров Л.Д. Языковедческие исследования (с 1959 года и по настоящее время). — Улан-Удэ, 1997.
13. Варнавский П.К., Дырхеева Г.А., Скрынникова Т.Д. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (конец XIX - первая треть XX веков). — Иркутск, 2003.
14. Гильмулина Е.А. Государственный русский драматический театр в Бурятии (становление и развитие профессионального театрального искусства): дис. ... канд. искусствоведения. - Владивосток, 2006.
15. Дагданова А.О. История становления и развития средних специальных учебных заведений в Бурятии (1923-1991 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2003.
16. Демидова И.В. «Периодическая печать: социальноэкономическое и культурное развитие Бурятии (1923-1937 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2004.
17. Дырхеева Г.А. Бурятский язык в условиях двуязычия: проблемы функционирования и перспективы развития. — Улан-Удэ, 2002;
18. Жабаева Я.О. Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии (19231945 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2006.
19. Игумнов Е.В. Формирование научных учреждений Бурятии и их деятельность в области исторической науки (конец XIX - 50-е гг. ХХ в.). - Улан-Удэ, 2002.
20. Китов В.В. Музыкально-инструментальное творчество бурят как фактор художественной культуры: дис. . канд. культурологии. - Улан-Удэ, 2002.
21. Современное положение бурятского народа и перспективы его развития: материалы науч.-практ. конф. - Улан-Удэ, 1996.
22. Намжилова Д.Ц. Периодическая печать Бурятии: история становления и развития (вторая половина
XIX века - 1937 г.): дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2001.
23. Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия: материалы республиканской науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию образования Республики Бурятия. - Улан-Удэ, 1998;
24. Протасова Л.И. Бурятский балет: истоки, этапы развития, единство национальной традиции и классического танца: дис. . канд. искусствоведения. - Улан-Удэ, 2007.
25. Республике Бурятия - 80 лет: материалы регион. науч. конф. - Улан-Удэ, 2003.
26. Русинова О.А. Формирование симфонической музыки Бурятии (1934-2000 гг.): дис. ... канд. искусствоведения. - Улан-Удэ, 2007.
27. Сахаровская Л.В. Полиграфия в Бурятии: история и проблемы (1923-1937 гг.). - Улан-Удэ, 2001.
28. Скрынникова Т.Д., Батомункуев С.Д., Варнавский П.К. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (советский период). — Улан-Удэ, 2004.
29. Тармаханов Е.Е., Санжиева Т.Е. Историография истории Бурятии: учеб. пособие. - Улан-Удэ, 2009;
30. Банзаровские чтения-2: тез. и доклады междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения Д. Банзарова. - Улан-Удэ, 1997.
31. Проблемы истории Бурятии: тезисы и доклады науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию со дня образования Республики Бурятия. - Улан-Удэ, 1993.
32. Хасаранов Б.Ч. Особенности процесса становления и развития Бурятской национальной школы (1917-1931 гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 1997.
33. Цыбенова Б.Б. Бурятская национальная интеллигенция первой трети XX в. Историография проблемы: дис. . канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2005.
34. Цыденова С.Э. Художественный музей как му-зеефикатор советской культуры (на материалах художественного музея им. Ц. Сампилова): дис. . канд. культурология. - Улан-Удэ, 2006.
35. Цыренова З.Е. Сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов Восточной Сибири в годы советской власти (1920 - конец 80-х гг.).
- Улан-Удэ, 2004.
36. Чимитова Д.К. Национальные районы Сибири 1920-1930-х гг. в отечественной историографии: экономика и культура. - Улан-Удэ, 2005.
37. Чимитова Д.К. Отечественная историография становления и развития национальных автономий в Сибири в 1920-1930-х гг.: дис. ... д-ра ист. наук. -Улан-Удэ, 2006.
38. Шагдаров Л.Д. Национальный язык и двуязычие у бурят // Великий октябрь и развитие бурятского народа. — Улан-Удэ, 1987.
номогоева виктория Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Бурятии, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ.
Nomogoeva Victoriya - candidate of historical sciences, lecturer of department of history of Buryatia of Buryat State University, Ulan-Ude.
УДК 951.5
И.Р. Гарри
КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ АВТОНОМИИ:
ПРИМЕР ТИБЕТСКОГО АВТОНОМНОГО РАЙОНА
Статья посвящена проблеме автономии национальных меньшинств Китая на примере Тибета. Автор выявляет основные положения китайских законодательных актов, касающихся национальной автономии, и анализирует их в соответствии с принятыми в мировой практики концепциями.
Ключевые слова: китайская модель, Тибетский автономный район, Закон о национальной районной автономии.
I.R. Garry
CHINESE MODEL OF THE NATIONAL REGIONAL AUTONOMY:
THE EXAMPLE OF TIBET AUTONOMOUS REGION
The article is devoted to the problem of autonomy of national minorities of China on the example of Tibet. The author reveals the main provisions of Chinese laws, concerning national autonomy, and analyses them in accordance with conceptions, used in the world practice.
Key words: Chinese model, Tibet autonomous region, Law on ethnic regional autonomy.
После тибетского восстания и бегства сячелетия политическая, экономическая и со-
Его Святейшества Далай-ламы XIV и его циальная система тибетского общества, на об-
правительства в Индию в 1959 г. в Тибете была ломках которой была построена новая - социа-
уничтожена сложившаяся на протяжении ты- листическая. 50 лет прошло с тех пор, как Тибет