Научная статья на тему 'Культурное развитие Сталинградской области в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )'

Культурное развитие Сталинградской области в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖАНР / ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР / ФРОНТОВЫЕ БРИГАДЫ / ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ / ВОЕННО-ШЕФСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Красноженова Елена Евгеньевна

Победа в Великой Отечественной войне явилась результатом ге- роических усилий всего советского народа, определенную роль в этом сыграла куль- тура. В настоящей статье выделены основные направления перестройки деятель- ности культурно-просветительных учреждений на территории Сталинградской области в военное время, поскольку в период Сталинградской битвы произошел ко- ренной перелом в ходе войны, были заложены основы победы над фашизмом. Авто- ром обобщены формы и методы организации культурной работы, показаны особен- ности культурного развития Сталинградской области в военный период, подчерк- нуто развитие агитационно-пропагандистских художественных жанров и видов искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Красноженова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное развитие Сталинградской области в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )»

3. Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер. - М. : Идея-Пресс : Дом интеллектуальной книги,

2000.

4. Федотова В. Г. Практическое и духовное освоение действительности / В. Г. Федотова. -М. : Наука, 1981.

5. Фишер М. Размышления о судьбах науки / М. Фишер // Этнографическое обозрение. -1996.-№ 5.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М.: ACT, 2003.

7. KristevaJ. Nations without Nationalism / J. Kristeva. -N.Y.: Columbia University Press, 1993.

8. Todorov T. The Conquest of America. The Question of the Other / T. Todorov. - N. Y., 1992.

КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

Е.Е. Красноженова (Россия, Астрахань)

Аннотация. Победа в Великой Отечественной войне явилась результатом героических усилий всего советского народа, определенную роль в этом сыграла культура. В настоящей статье выделены основные направления перестройки деятельности культурно-просветительных учреждений на территории Сталинградской области в военное время, поскольку в период Сталинградской битвы произошел коренной перелом в ходе войны, были заложены основы победы над фашизмом. Автором обобщены формы и методы организации культурной работы, показаны особенности культурного развития Сталинградской области в военный период, подчеркнуто развитие агитационно-пропагандистских художественных жанров и видов искусства.

Annotation. The victory in the Great Patriotic war is the result of the heroic efforts of all the Soviet people, and the culture has played a definite role in it. In the article given below the basic directions of reorganization of activity of cultural and educational establishments are allocated on the territory of the Stalingrad region in a wartime, as during the Stalingrad fight there was a fundamental change in the war, and bases of the victory over fascism have been incorporated. The author generalizes forms and methods of the organization of cultural work, and peculiarities of cultural development of the Stalingrad region during the military period are shown, development of agitation-and-propaganda art genres and kinds of art is underlined.

Ключевые слова: культурное развитие, художественная самодеятельность, культурно-просветительские учреждения, художественный жанр, театральный репертуар, фронтовые бригады, фронтовые театры, военно-шефская работа.

Key words: cultural development, amateur performances, cultural-educational establishments, art genre, theatrical repertoire, front brigades, front theatres, military-patron work.

Великая Отечественная война стала особым периодом в жизни государства и общества, когда на первый план вышли не только вопросы военного противостояния, но и борьба в области духовной сферы. Огромная роль культурной деятельности периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в грандиозном военном и духовном противостоянии несомненна. Культура военных лет стала подлинным фундаментом духовного и морального единства народа в рассматриваемый период, во многом предопределила исход войны. Военные условия потребовали перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры, определили направление поисков и результаты творческого труда художников, мастеров театра и кино. Наибольшее развитие получили агитационные формы искусства, поскольку мобильность и своевременность художественного отклика на события стали особенно важными. Поэтому в прозе приобрел большое значение очерк, короткий рассказ, повесть, в поэзии - лирические, сатирические и публицистические жанры, в изобразительном искусстве -

плакат и политическая карикатура, в кинематографии - документальные публицистические фильмы, короткометражные новеллы, военные драмы. На первом этапе войны предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким как радио, кинематография, печать.

Военная обстановка определила фронтовое положение Сталинградской области, придала специфику деятельности культурных учреждений региона, вызвала, наряду с общегосударственными тенденциями культурного развития, его своеобразие в военный период. В Сталинградской области, которая в течение длительного периода находилась в зоне боевых действий, особую актуальность получили выступления артистов на передовой, где работали не только коллективы местных сталинградских театров, но и иногородние артисты - астраханские, саратовские, московские, куйбышевские, ленинградские. Сталинградский фронт стал главным объектом культурно-шефской работы советских артистов. Здесь в 1941-1945 гг. гастролировали как целые творческие бригады, так и отдельные мастера искусств. Театральная культура в военные годы стала важным фактором морально-психологического воздействия. За четыре месяца (июль-ноябрь 1942 г.) бригада артистов куйбышевских театров дала для передовых частей Сталинградского фронта 208 концертов [3, с. 2]. Саратовская концертно-эстрадная бригада выступала в сентябре-ноябре 1942 г. перед бойцами 6-й, 57-й и 64-й армий Сталинградского фронта. Артисты Большого театра обслуживали части, готовящиеся к отправке в Сталинград, выступали в осажденном Сталинграде.

С 3 по 22 мая 1943 г. бригада артистов Ленинградского кадемического Малого оперного театра дала в Сталинграде 26 концертов, 18 из которых были шефскими [6, с. 11]. Творческий коллектив Сталинградского театра музыкальной комедии выезжал с шефскими концертами в действующую армию, участвовал в строительстве оборонительных рубежей, дежурил в госпиталях. Благодарность раненых бойцов госпиталя № 387 г. Сталинграда получил и Сталинградский областной драматический театр им. Горького [2, с. 13]. Коллектив театра Музыкальной комедии осуществил ряд постановок в Сталинграде, провел работу по обслуживанию воинских частей и госпиталей, расположенных в городе и области. Артисты Сталинградской филармонии дали в городе 760 концертов [4, с. 3].

С начала Великой Отечественной войны артисты Сталинградской госэстрады переключились на работу по обслуживанию мобилизационных пунктов, госпиталей и частей РККА. Кроме госпиталей и воинских частей РККА, фронтовые бригады обслуживали рубежи, с приближением фронта непосредственно полевые аэродромы, фронтовую полосу, полевые госпитали. Концерты часто проходили в боевых условиях, под бомбежками, под артиллерийским огнем. Бригады обслуживали Сталинградский фронт до 23 августа 1942 г.

На оборонительный период Сталинградской битвы в области насчитывалось более 100 госпиталей. Основная часть шефской помощи артистов приходилась в этот период именно на госпитали. Кроме концертов, устраиваемых в госпиталях для ходячих больных, ими проводились палатные или «концерты-конвейеры» для тяжелораненых, когда артисты, переходя из палаты в палату, давали мини-концерты из 4-5 номеров. В целом в военный период коллективы Сталинградских театров и эстрадные бригады провели большую шефскую работу. Только спектаклями и концертами обслужено 1185 тыс. зрителей, в госпиталях и воинских частях дано 3510 концертов с охватом 1053 тыс. бойцов, командиров и политработников. Коллективы художественной самодеятельности провели 2341 концерт, обслужив 720 тыс. человек. Итогом концертной деятельности 6 фронтовых артистических бригад Сталинградской области за период 1943-1945 гг. стали проведенные 1290 концертных представлений, на которых присутствовало около 110 тыс. красноармейцев [5, с. 2].

В 1943 г. в связи с боями под Сталинградом отмечается затухание деятельности очагов культуры. Бездействовали районные Дома культуры, стояли закрытыми кинотеатры. Но даже в тяжелых условиях военного времени продолжалось культурное развитие региона. Так, в хлебоуборочную компанию 1942 г. на село выехало 40 кон-

цертных бригад с участием около 300 творческих работников театров и Московской консерватории. В тот же год на уборке урожая работало 120 киноустановок [7, с. 39].

После окончания Сталинградской битвы музыкально-театральная жизнь в городе стала набирать обороты. Артисты московской, астраханской, саратовской эстрады и театров дали в возрожденном Сталинграде около 135 концертов [4, с. 3].

В 1943 г. сложились важные предпосылки расширения и совершенствования организации культурной работы художественной интеллигенции. В 1943 г. шло восстановление старых и создание новых театральных, музыкальных, эстрадных коллективов, что способствовало формированию творческих бригад различных жанров для работы на фронте и в тылу. За первый период войны деятелями культуры Сталинграда был накоплен необходимый опыт военно-шефской работы. Концертная деятельность в составе фронтовых артистических бригад, как и в первый период войны, занимала ведущее место во всей шефской работе культурных учреждений города и области в 1943-1945 гг. С 1943 г. отмечается рост художественного уровня выступлений и концертов, увеличение количества премьер в программах, времени пребывания на фронте (до 6 месяцев), общего количества выездов. С мая 1943 г. в Сталинграде возобновили репетиции и выступления самодеятельные кружки. Возобновил работу Дом народного творчества Сталинграда, в октябре 1943 г. прошел городской смотр художественной самодеятельности. После освобождения предприятия искусств области восстанавливали свою прежнюю деятельность.

В 1944 г. происходит оживление деятельности очагов культуры, чему способствовали успехи на фронтах. К 1944-1945 гг. практически во всех городах и райцентрах области возобновили работу кинотеатры. Число киноустановок увеличилось на 36 единиц [6, с. 351]. В 1945 г. в Сталинградской области было учреждено четыре районных дома культуры. В 36 районах в домах культуры работали кинотеатры [1, с. 2, 4]. Содержание работы Домов культуры в 1945 г. было направлено на организацию научно-просветительской работы среди населения, на дальнейшее развитие художественной самодеятельности. Одним из важнейших разделов в деятельности Домов культуры Сталинградской области явилась работа по развитию народного творчества путем организации кружков художественной самодеятельности. За 1945 г. в Домах культуры Сталинградской области проведено 872 вечера художественной самодеятельности и 408 концертов. Как правило, почти во всех Домах культуры работали драматический, хоровой и музыкальный кружки [1, с. 8, 10, 12, 15].

Таким образом, в военный период произошли коренные перемены в деятельности учреждений культуры. На первый план в их работе выступила разнообразная по формам и видам деятельность: выступления артистов на передовой, перед воинскими частями местного гарнизона, перед ранеными бойцами в госпиталях, призывниками на мобилизационных пунктах, военно-шефская работа в госпиталях, сбор средств на нужды обороны и на развитие культуры и искусства региона. Кроме госпиталей и воинских частей РККА, бригады обслуживали рубежи, с приближением фронта непосредственно полевые аэродромы, фронтовую полосу, полевые госпитали. Ежемесячно ими планировались от 45 до 50 концертов [6, с. 31, 33]. В годы Великой Отечественной войны профессиональные театральные коллективы обслуживали части Советской Армии и Военно-морской флот в прифронтовых районах и на фронте, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.).

Война нанесла огромный урон материальным культурным ценностям Нижнего Поволжья. Так, в Сталинграде было разрушено 85 % жилого фонда, погибли картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Многие кинотеатры, избы-читальни, Дворцы культуры, театры были закрыты, а их здания использовались не по прямому назначению - под воинские учреждения, госпитали, склады и другие военно-хозяйственные нужды [5, с. 4]. Помещений зрелищных учреждений частью передавались гарнизону либо занимались под различные склады.

В военный период менялся театральный репертуар. Он отражал задачи, поставленные военными условиями. Деятели советской культуры стали обращаться к историческому прошлому русского народа, снимать фильмы, ставить театральные поста-

новки, писать художественные произведения о деятелях и событиях дореволюционной России. Они выступали с лекциями и концертами на фронтах, в госпиталях, на фабриках, заводах и т.д. Программы фронтовых бригад строились по принципу сборного концерта: сценки, монологи, отрывки из драматических спектаклей, номера артистов цирка, сатирические скетчи, оперные арии, кукольники, чтецы. Кроме концертов, некоторые бригады создавали публицистические представления, подчиненные конкретной боевой задаче.

В военный период актуальными стали спектакли на патриотические темы: «Полководец Суворов», «Фельдмаршал Кутузов», с театральных сцен Нижнего Поволжья не сходили такие произведения, как «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Надежда Дурова». «Русские люди» [7, с. 16, 39]. Художественная интеллигенция в военный период провела на территории Сталинградской области около 137859 концертов, спектаклей, представлений и выступлений, что составило 11 % от общего количества шефских мероприятий по стране. В фонд обороны было дано свыше 2400 концертных выступлений и 94 спектакля [4, с. 2].

В условиях военного времени происходит полная перестройка кинопроизводства. Кинематограф в эти годы стал лучшим средством политической агитации. Тематика и жанр кино определялись условиями военного времени. Поэтому были распространены такие жанры, как агитационная новелла, комедия, историческая трагедия, документально-публицистические и исторические фильмы, военные драмы, короткометражные новеллы, экранизировались произведения классической литературы.

В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино. Начало Великой Отечественной войны возродило русскую патриотическую тему в кинематографе («Александр Невский», «Суворов», «Кутузов»), Директора кинотеатров были обязаны организовать широкий показ кинохроники с фронтов, а также практиковать коллективное посещение рабочими и служащими предприятий кинотеатров [6, с. 35, 36]. Популярным видом киноискусства оставалась художественная кинематография. Мастера художественной кинематографии стремились рассказать о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла.

Одним из распространенных жанров кино явилась агитационная новелла. Стали выпускаться боевые киносборники, состоящие из короткометражных фильмов. Большое значение придавалось кинохронике как самому оперативному виду кино. Широкий разворот документальных съемок, выпуск киножурналов и тематических кинодокументов позволил хронике занять важное место в публицистике. Всеобщее внимание привлекали киносборники, спецвыпуски, документальные фильмы. Кроме сюжетов в киножурналах, документалисты с первых же дней войны приступили к выпуску короткометражных картин и обзорных киноочерков, которые рассказывали о жизни советского государства в военный период.

Свое достойное место с первых дней войны заняло изобразительное искусство. Одним из важнейших видов изобразительного искусства в военных условиях стал плакат. В Сталинградской области активно велась выставочная деятельность. Выставки устраивались в музеях, на промышленных предприятиях, на призывных пунктах, агит-площадках. Известно, что центральное издательство «Искусство» за годы войны выпустило около 1,5 тыс. плакатов. Но эти издания доходили до области в ограниченных количествах, и местные художники стали готовить свои военно-политические плакаты. По сводкам Информбюро, в Сталинградской области готовились специальные Окна ТАСС с картами передвижения войск, краткими описаниями боевых и трудовых подвигов, карикатурами на фашистов. В связи с тем, что полиграфическая база была недостаточной, часто местные издания выходили рукописными. На агитпунктах, в витринах магазинов они выставлялись по нескольку раз в неделю.

Таким образом, военные условия наложили отпечаток на культурное развитие Сталинградской области, привели к коренной перестройке в деятельности всех учреждений культуры региона. В работе театра, кинематографа, в изобразительном искусстве получили развитие новые направления деятельности, связанные с организа-

цией концертов, показом фильмов на патриотические темы, работой в госпиталях и на фронтах, разработкой новых жанров в изобразительном искусстве.

В то же время военные условия определили специфику в организации культурной работы Сталинградской области, выбор ее форм и методов, а также основные направления культурного развития области в целом.

Библиографический список

1. ГАВО.-Ф. 2115, оп. 1,д. 1033.

2. ГАВО. -Ф. 6065, оп. 1,д. 1.

3. Сталинградская правда. - 1942. - 15 июля.

4. Сталинградская правда. - 1943. - 26 июня.

5. Сталинградская правда. - 1944. - 23 августа.

6. ЦДНИВО.-Ф. 113, оп. 14, д. 128.

7. ЦДНИВО.-Ф. 113, оп. 14, д. 5.

РАСКОПКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА В АРИСТОКРАТИЧЕСКОМ РАЙОНЕ САРАЯ

Д.В. Васильев, Э.Д. Зиливинская (Россия, Астрахань, Москва)

Аннотация. Золотая Орда являлась своеобразным государством, представляющим симбиоз степных кочевых традиций и развитого урбанизма. В настоящее время по письменным и археологическим источникам известно более ста золотоор-дынских городов. Сарай, столица Золотой Орды, расположен в Астраханской области рядом с селом Селитренным. Поволжская археологическая экспедиция достаточно полно исследовала здесь аристократический район между буграми Кучугу-ры и Красный. Ей были исследованы большая мечеть, медресе или ханака, богато украшенная общественная баня и четыре богатые усадьбы. Результаты этих раскопок позволяют сделать выводы о принципах планировки золотоордынских городов. В XIV в. города в Золотой Орде строились по определенному плану, согласно которому каждый квартал группировался вокруг мечети.

Annotation. The Golden Horde state represented a specific symbiosis of nomad steppe traditions and developed urbanizm. At present more than 100 cities are known at that territory from written and archaeological sources. Remains of Saray, the former capital of the Golden Horde, are situated in the Astrakhan region, near Selitrennoye village. An aristocratic region of Saray between the Kuchugury and Krasny hills was investigated in detail by Lower Volga Expedition. A large mosque, madrasa or hostel for pilgrims, bathhouse with splendid ornamentation and four rich farmstead houses were excavated. The results of these excavations enable us to interpret the principles of the Golden Horde city planning. In the XIV century Golden Horde cities were built according to uniform plan with buildings of each quarter clustered round a mosque.

Ключевые слова: Средневековье, Золотая Орда, Сарай, общественный центр, мечеть, медресе, общественная баня.

Key words: the Middle Ages, the Golden Horde, Saray, public centre, mosque, madrasa, public bathhouse.

Во второй половине XII в. многочисленные кочевые и полукочевые племена, населявшие степи Центральной Азии и Монголии, были объединены под властью Те-мучжина, принявшего титул Чингисхана. Вновь возникшее раннефеодальное государство имело жесткую военную организацию. Пастбища и кочевые наделы были поделены на улусы, выделяемые представителям рода Чингизидов и их окружению на условиях несения военной службы. Такое государство создавало условия для дальнейших завоеваний, захвата новых земель, пастбищ, скота и рабов. В результате широкой во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.