Научная статья на тему 'Культурное развитие региона сквозь призму интеграции академической медицинской науки и системы высшего медицинского образования'

Культурное развитие региона сквозь призму интеграции академической медицинской науки и системы высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / региональное развитие / культура / академическая наука / система высшего профессионального образования / этос ученого / Кубанский государственный медицинский университет / глобализация культуры / регионализация культуры / medical science of Kuban / medical morality / ethos of scientist / medicalization of culture / Kuban State Medical University

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеенко Сергей Николаевич, Редько Андрей Николаевич, Ковелина Татьяна Афанасьевна, Чередник Ирина Леонидовна, Веселова Дарья Валерьевна

В статье на основе единства философско-культурологического, историко-медицинского и регионоведческого анализа впервые раскрыта актуальная для развития отдельных территориальных субъектов проблема взаимовлияния академической медицинской науки, системы высшего образования и региональной культуры. Показано, что прогресс в социокультурном развитии Краснодарского края во многом обусловлен наличием в крае медицинской академической и вузовской науки, научных школ и системы высшего медицинского образования. Сделаны выводы, что в культуре региона сама медицинская академическая наука и система образования выступают ее важнейшими целями и ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеенко Сергей Николаевич, Редько Андрей Николаевич, Ковелина Татьяна Афанасьевна, Чередник Ирина Леонидовна, Веселова Дарья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Development of the Region Through the Prism of the Integration of the Academic Medical Science and the Higher Medical Education System

On the basis of the unity of philosophical-cultural, historical-medical and regional analysis, the article reveals the problem of mutual influence of academic medicine, the higher education system and regional culture, which is relevant for regional development. The activity approach was chosen as the main methodological approach, which was supplemented by the principles of systems analysis, historicism, the ascent from the abstract to the concrete, as well as the method of monographic description. Due to the fact that the problem outlined in the work refers to regional development, archival materials and legislative acts related to the research topic were used as information sources. The theoretical basis was works on the history and philosophy of medicine, as well as on the theory of culture and regional studies. The article notes that the integration of science and the higher medical education system is a creative core in the culture of the region; without it, the solution of social, economic, spiritual, intellectual, environmental and other regional problems is impossible. The conclusions are illustrated that the developments of academic and university science in their unity with the education system are determined by regional factors: the state of health of the population of the region, its climatic and geographical conditions, the needs for health and healthy lifestyle. Of particular importance, according to the authors, in the culture of Krasnodar Krai are scientific publications, scientific medical schools and research centers: they are defined as factors of intellectual potential, and, consequently, indicators of cultural development. The role of medical academic science and medical school in preserving the best spiritual and moral traditions of the region is also emphasized. It is noted that the medical community, represented by its best members, laid the foundation for medical culture in the region, contributed to the formation of the value of the medical profession in the public consciousness. The systemic logic of the study made it possible to conclude that, on the one hand, academic medical science and the education system are a culturally significant social space in which innovative ideas are generated, the personality of a scientist is formed, social needs are met, social experience is broadcast, and institutional and intellectual potential develops. On the other hand, the Kuban academic science and the medical education system are the result of the development of the regional culture itself, they are its values and goals.

Текст научной работы на тему «Культурное развитие региона сквозь призму интеграции академической медицинской науки и системы высшего медицинского образования»

St. Petersburg: Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences. pp. 358— 360. (In Russian).

20. Mann, S.R. (1992) Chaos Theory and Strategic Thought. Parameters. US Army War College Quarterly. XXII. pp. 54-68.

21. Kharitonova, E.V. (2019) [On the Responsibility of Humanitarian Scientists for the Future of Mankind, on Forecasting, Forecasting and Self-Fulfilling Prophecies]. Mirovoe razvitie: problemy predskazuemosti i upravlyaemosti: XIX Mezhdunarodnye Likhachevskie nauchnye chteniya [World Development: Problems of Predictability and Controllability: XIX International Likhachev Scientific Readings]. Proceedings of the International Conference. 2224 May 2019. St. Petersburg: Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences. pp. 303-305. (In Russian).

22. Kaysarov, E.A. (2019) [Russian Identity in the Perspective of the Development of Civilizations]. Mirovoe razvitie: problemy predskazuemosti i upravlyaemosti: XIX Mezhdunarodnye Likhachevskie nauchnye chteniya [World Development: Problems of Predictability and Controllability: XIX International Likhachev Scientific Readings]. Proceedings of the International Conference. 22-24 May 2019. St. Petersburg: Saint Petersburg University of the Humanities and Social Sciences. pp. 345-346. (In Russian).

23. Shkurko, Yu.S. (2009) Evristicheskie vozmozhnosti ponyatiya "kontrsistema" v issledovanii sotsial'nykh izmeneniy [The Heuristic Potential of the Concept "Counter-System" in the Study of Social Changes]. Sotsiologicheskiy zhurnal - Sociological Journal. 1. pp. 5-18.

24. Robinson, A.N. (1974) Bor'ba idey v russkoy literature XVII veka [The Struggle of Ideas in 17th-Century Russian Literature]. Moscow: Nauka.

25. Preobrazhenskiy, A.A., Morozova, L.E. & Demidova, N.F. (2000) Pervye Romanovy na Rossiyskom prestole [The First Romanovs on the Russian Throne]. Moscow: Russkoe slovo.

26. Gorshkov, M.K. et al. (eds) (2018) Dvadtsat' pyat' let sotsial'nykh transformatsiy v otsenkakh i suzhdeniyakh rossiyan: opyt sotsiologicheskogo analiza [Twenty-Five Years of Social Transformations in the Assessments and Judgments of Russians: The Experience of Sociological Analysis]. Moscow: Ves' Mir.

УДК 378.09

DOI: 10.24412/2070-075Х-2020-4-117-125

С.Н. Алексеенко, А.Н. Редько, Т.А. Ковелина, И.Л. Чередник, Д.В. Веселова

КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИНТЕГРАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ И СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

В статье на основе единства философско-культурологического, историко-ме-дицинского и регионоведческого анализа впервые раскрыта актуальная для развития отдельных территориальных субъектов проблема взаимовлияния академической медицинской науки, системы высшего образования и региональной культуры. Показано, что прогресс в социокультурном развитии Краснодарского края во многом обусловлен наличием в крае медицинской академической и вузовской науки, научных школ и системы высшего медицинского образования. Сделаны выво-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и администрации Краснодарского края в рамках научного проекта № 19-411-230017 р_а «Вклад медицинской академической науки Кубани в развитие отечественной естественно-научной и гуманитарной культур».

"Культурная жизнь Юга России" № 4 (79), 2020

ды, что в культуре региона сама медицинская академическая наука и система образования выступают ее важнейшими целями и ценностями.

Ключевые слова: регион, региональное развитие, культура, академическая наука, система высшего профессионального образования, этос ученого, Кубанский государственный медицинский университет, глобализация культуры, регионализация культуры.

Актуальность темы исследования обусловлена как глобализацией и информатизацией современной культуры, так и ее локальными изменениями, связанными с трансформацией региональных культурных парадигм. Эти объективные условия детерминируют необходимость изучения различных феноменов культуры, среди которых академическая наука и высшая школа вполне могут быть определены как квинтэссенция культуры. Если в аспекте общего теоретического анализа академическая наука и высшая школа активно изучаются со стороны истории, философии и социологии науки, то культурологические исследования в этой области носят в большей степени фрагментарный характер. Вне поля зрения исследователей остается изучение условий и факторов интеграции современной академической науки и высшего профессионального образования; до сих пор не раскрыта их роль в культурном развитии как страны, так и ее отдельных регионов. Также заслуживает внимание исследователей проблема влияния культуры региона на развитие и функционирование отдельных региональных наук, в системе которых медицина занимает особое место в силу своей специфики, проявляющейся в интеграции ее естественно-научного и гуманистического содержания и в реализации ее социальных функций.

Следует признать, что в современном науковедении изучение феноменальности медицинской науки ограничивается этико-деонтологическими и правовыми аспектами, что, безусловно, актуально в современном мире, но недостаточно для понимания медицинской науки как феномена культуры и как мощной социальной и интеллектуальной силы, обеспечивающей прогрессивное развитие страны и ее отдельных регионов.

Не претендуя на исчерпывающий анализ проблемы, авторы поставили перед собой задачу раскрыть значение интеграции академической медицинской науки и системы высшего медицинского образования в социокультурном развитии Краснодарского края как особого региона Российской Федерации. Ее решение является новаторским как по содержанию, так и по методологии, которая основана на единстве философско-культу-рологического, историко-медицинского и регионального анализа. Задача данной статьи обусловливает ее предмет. Им является региональная медицинская академическая наука в ее интеграции с системой высшего медицинского образования. Исходя из положения о том, что «культуру можно понять лишь через понимание человеческой деятельности» [1], основным научным подходом был выбран деятельностный подход, который дополнился принципами системного анализа, историзма, восхождением от абстрактного к конкретному. Изложение материала основано на методе монографического описания.

Информационной базой послужили архивные документы, относящиеся к деятельности Кубанского государственного медицинского университета (КубГМУ) и ученым-академикам, Закон Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года» (с изменениями 5 мая 2019 года), «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные Указом президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13. Теоретическую базу составили труды по истории и философии медицины, культурологии, регионоведению [2, 5, 6,7, 9, 12].

Основная (аналитическая) часть. Культурное развитие различных субъектов Российской Федерации, как в целом и сама социальная система страны, подвергается в настоящее время воздействию двух процессов, диалектически противоречащих друг другу. С одной стороны, это процесс глобализации, который размывает исторически

сложившиеся культурные границы стран и регионов мира, унифицирует культуру, уничтожая ее локальные характеристики и порождая новые ценности и цели даже в традиционных культурах. С другой - это процесс локализации или регионализации, результатом которого является усиление роли отдельных регионов в социокультурном развитии стран и народов. Причем, как отмечают некоторые исследователи [2], в современном мире регионализация усиливается под влиянием таких глобальных факторов, как геополитика, экономические противоречия, обострение конкуренции между странами и регионами, смена ценностно-культурных парадигм.

Понятие «регион» и «региональное развитие» достаточно неопределенные и в отечественной, и зарубежной науковедческой практике [3]. Наиболее соответствующее цели данной статьи может быть определение региона как части территории РФ, «обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территорий субъекта РФ или объединять территории нескольких субъектов» [3]. В этом плане Краснодарский край можно определить как особый регион, сложившийся исторически на основе единой народнохозяйственной деятельности и имеющий свои территориальные границы, экономику, социально-поселенческую и демографическую структуру, отличающуюся ментальными и культурными особенностями народов, населяющих данную территорию. Можно с уверенностью подчеркнуть, что Краснодарский край представляет собой особый социокультурный тип региона, в котором такие духовные феномены культуры, как наука и образование, играют если не доминирующую, то исключительно важную роль в его развитии. Так, встраиваясь в структуру региона, социальный институт науки и образования в их интеграционном единстве становятся в региональном социокультурном пространстве креативным ядром, без которого невозможны решения других задач социального и культурного развития: экономических, политических, духовных, экологических и других. Этот факт нашел отражение в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (с изменениями на 05 мая 2019 года), где подчеркивается, что Краснодарский край должен стать российским регионом - лидером «развития социальных и креативных индустрий на базе умной экономики и культуры -научно-образовательным, медицинским и инновационным центром Южного полиса роста, привлекающий широким спектром услуг и обеспечивающий высокое качество жизни в соответствии с мировыми стандартами» [4].

Научное обеспечение поставленных целей социокультурного развития региона предполагает активизацию академической науки и высшего образования, но не как отдельно действующих социальных институтов, а исключительно в их синкретическом единстве. Следует отметить, что в отечественной культурной традиции академическая наука и образование как система подготовки профессиональных кадров высшей категории на протяжении более 300 лет существовали в интеграции [5]. Несмотря на то, что академическую науку представляют, обеспечивают и развивают «научная элита» - академики и научно-исследовательские центры, тем не менее ее фундаментом всегда была и останется высшая школа. Именно здесь проходят научную профессионализацию будущие академики и члены-корреспонденты Академии наук. Современный университет - это центр научно-исследовательских изысканий, в стенах которого ведется подготовка научных кадров выдающимися учеными, это с которых, помимо прочего, наполняется еще и педагогическим содержанием. Академик-педагог - особый тип ученого, ответственный не только за результаты своих фундаментальных исследований, но и за подготовку научных кадров - генераторов инновационных идей, творческих личностей, способных реализовать свои открытия в практической деятельности, обеспечивая технико-технологический прорыв, а следовательно, цивилизационное и устойчивое социально-экономическое развитие страны [6, 7]. Иллюстрацией этому является интеграция медицинской академической науки и высшей медицинской школы, которая существует в Краснодарском крае 100 лет, с 1920 года.

В КубГМУ прошли профессиональное становление академики и члены-корреспонденты Государственных академий наук Российской Федерации, СССР, УССР:

B.А. Порханов, А.А. Кубанова, М.Г. Шандала, С.Г. Дроздов, А.А. Шалимов, Е.К. Гин-тер, А.И. Смирнов. В качестве педагогов работали академик АН УССР Н.Ф. Мель-ников-Разведенков, академик АМН СССР Н.Н. Петров, академик АМН СССР Г.Н. Сперанский, член-корреспондент АМН СССР А.И. Смирнов, академик РАН М.Г. Шандала. В настоящее время преподавательскую деятельность в КубГМУ осуществляют академик РАН В.А. Порханов, член-корреспондент РАН А.Т. Быков, член-корреспондент РАН П.А. Галенко-Ярошевский.

Разработки и изыскания академической и вузовской науки детерминированы не только отраслевой спецификой, но и региональными факторами, в первую очередь состоянием здоровья населения, природно-климатическими, демографическими, экологическими условиями, а также условиями труда и образом жизни населения Краснодарского края. Уже на начальном этапе становления медицинской науки в регионе в 20-30-е годы ХХ века актуальными направлениями в медицинских исследованиях были эпидемиологические: изучение малярии, сибирской язвы, трихинеллеза, азиатской холеры, туберкулеза. Огромный вклад в изучение этих заболеваний внес первый ректор КубГМУ академик АН УССР Н.Ф. Мельников-Разведенков. Академиком АМН СССР Н.Н. Петровым организуется кафедра госпитальной хирургии; стали активно изучаться онкологические заболевания, развиваться хирургическая онкология, что было особенно актуально в военные и послевоенные годы. Неоценимый вклад в изучение условий распространения эндемического зоба на Кубани и в соседних территориях (Кабардино-Балкарии) внес член-корреспондент АМН СССР А.И. Смирнов, работающий в должности профессора кафедры физиологии Кубанского медицинского института (ныне КубГМУ). Именно ему принадлежит заслуга в разработке комплексной государственной программы профилактики этого заболевания. Жизненно важной для региона проблемой в 2030-е годы XX века было снижение уровня материнской смертности и детских заболеваний. Регион очень нуждался педиатрах, и приехавшему на Кубань в 1921 году академику АМН СССР Г.Н. Сперанскому было поручено организовать педиатрическое дело. Под его руководством в Кубанском медицинском институте была организована кафедра педиатрии, чьи выпускники в прошлом составили гордость кубанской интеллигенции в советское время и продолжают сохранять эти традиции сегодня.

Корреляция общественных запросов и научных интересов детерминировали создание медицинских научных школ на Кубани, осуществляющих разработки по разным направлениям. Так, в настоящее время региональными потребностями актуализируются научные направления в области торакальной хирургии и онкологии (научная школа академика РАН В.А. Порханова). Ведется активный научный поиск кардио-, нейро- и дерматотропных веществ среди гетероциклических соединений и препаратов метаболического типа действия (научная школа члена-корреспондента РАН П.А. Галенко- Яро-шевского). Развитие Краснодарского края как крупного курортного кластера на Юге России обусловило необходимость активного изучения проблем в области восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии (научная школа члена-корреспондента РАН А.Т. Быкова). Под его руководством в КубГМУ организована кафедра восстановительной медицины, физиотерапии, мануальной терапии, лечебной физической физкультуры и спортивной медицины ФПК и ППС, на которой проводятся изыскания в области восстановительной медицины и экологии человека. Возрастающие потребности населения в здоровьесберегающих технологиях и методиках ведения здорового образа жизни обусловили необходимость разработки научных инновационных подходов в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни (научная школа - д.м.н.

C. Н. Алексеенко) и организационно-экономических основ совершенствования медицинской помощи на региональном уровне (научная школа профессора А.Н. Редько), а также молекулярных механизмов регуляции пищеварительных и окислительных процессов в организме (научная школа профессора И.М. Быкова).

В развитие передовой медицинской науки, в том числе поднимающей престиж Краснодарского края как научного региона, вносят сегодня исследования в области предупреждения развития осложнений в анестезиологии и реаниматологии (научная школа профессора И.Б. Заболотских), репродуктивного здоровья семьи, как интегрального показателя улучшения демографической ситуации в Краснодарском крае (руководители научных школ профессор Г.А. Пенжоян, д.м.н. В.А. Крутова, профессор И.И. Куценко), а также в области применения лучевой диагностики в гинекологии (научная школа профессора А. В. Поморцева).

Общественными потребностями населения обусловлена и активизация научно-исследовательской работы по изучению клинико-патогенетических аспектов и оптимизации терапии лептоспироза (научная школа профессора В.Н. Городина), хирургической гастроэнтерологии (научная школа профессора В.М. Дурлештер), формирования ритма сердца в целостном организме (научная школа профессора В.М. Покровского), лечению и реабилитации больных с воспалительными заболеваниями и травмами челюстно-ли-цевой области (научная школа профессора Т.В. Гайворонской), клинико-психологических особенностей суицидогенеза (научная школа д.м.н. Е.О. Бойко).

Академическая наука и высшая медицинская школа Краснодарского края работают на удовлетворение потребностей региона в сохранении здоровья и продлении активной социальной жизни населения. Конечно, с точки зрения экономики эти научные достижения не создают ни товара, ни стоимости. Тем не менее они опосредованно оказывают существенное влияние на экономическое состояние региона, сохраняя его здоровую рабочую силу, определяя вектор его социально-экономического и культурного развития.

Важнейшим показательным моментом, отражающим, с одной стороны, уровень социальной культуры, в частности, научной и медицинской, а с другой - влияющим на ее развитие, является научная публикация. В ней не только излагаются и решаются актуальные отраслевые медицинские проблемы. Научная публикация - это индикатор культуры региона, его научного и интеллектуального потенциала. Научный труд академика АН УССР Н.Ф. Мельникова-Разведенкова «Новый способ приготовления анатомических препаратов с сохранением их естественной окраски» (1895), был удостоен премии имени Петра Загорского от Военно-Медицинской академии, а после публикации за рубежом способ бальзамирования был признан одним из научно-технических достижений конца 19-го века. Его работа «Гистологическое исследование упругой ткани в нормальных и в болезненно-измененных органах человека» (1899) была признана английскими и французскими патологами как новаторская. Публикации академика АМН СССР Г.Н. Сперанского «Классификация расстройств питания детей раннего возраста» (1926) и «Методика рационального вскармливания ребенка» (1928) были переизданы в ряде европейских стран и были высоко оценены немецким научным сообществом. За цикл работ «Физиология и патология детей раннего возраста» академик АМН СССР Г.Н. Сперанский был посмертно награжден Ленинской премией.

Значимым вкладом в развитие физиологии стали труды члена-корреспондента АМН СССР А.И. Смирнова «О центральном тоническом и рефлекторном замедлении сердечного ритма» (1928) и «О происхождении тонуса центра блуждающего нерва» (1929). Высокой оценки зарубежных рецензентов были удостоены работы академика АМН СССР Н.Н. Петрова «Лечение инфицированных ран на войне» (1915) и «Вопросы хирургической деонтологии» 1956. Диссертационное исследование академика РАН М.Г. Шандалы «Пылевой фактор и состояние здоровья рабочих на Новороссийских цементных заводах» (1957) легло в основу обоснования кониозогенного действия цементной пыли и способствовало признанию цементных силикатозов как отдельной нозологической формы легочной патологии. Работа члена-корреспондента РАН Р.И. Сепиашвили «СПИД» (1987) стала первым в СССР руководством, отражающим современные представления о синдроме приобретенного иммунодефицита человека.

Представители медицинской академической науки Кубани, чья профессиональная судьба так или иначе была связана с КубГМУ, пополнили сокровищницу региональной научной культуры трудами, имеющими большую научную ценность как показатели интеллектуального потенциала края [8, 9, 10, 11]. Именно этот факт определяет типологию региона - является ли он «периферийным» или «центральным», «инновационным» или «адаптивным». На основе эффективной интеграции академической медицинской науки с системой высшего медицинского образования открылись возможности для включения в образовательный и научный процесс инновационной деятельности, которая в перспективном развитии Краснодарского края рассматривается как одно из приоритетных направлений [4]. Формирующаяся в настоящее время инновационная система в сегменте «медицинская наука и образование» предполагает кооперацию с инфраструктурными элементами региона, в частности с научно-исследовательскими центрами, производственными организациями, промышленными предприятиями, что в свою очередь является важнейшим условием социально-экономического роста. Можно сказать, что в культуре региона медицинское научное сообщество выступает в роли проводника широкого спектра инновационных знаний.

Показательным значением культурного развития Краснодарского края является формирование медицинских организаций, в которых академическая, вузовская наука и образование успешно реализуют свои основные социальные функции. Это научно-исследовательский институт - краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В. Очаповского министерства здравоохранения Краснодарского края, клиника федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая клиническая больница № 2» министерства здравоохранения Краснодарского края, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница скорой медицинской помощи города Краснодара» министерства здравоохранения Краснодарского края и другие. В этих научных центрах - культурно значимых организациях - осуществляется генерация новых научных идей и открытий, ведется подготовка высококвалифицированных кадров, сохраняется социальный опыт, транслируются ценности медицинской науки и профессии от поколения к поколению.

Развитие культуры связано не только с формами ее материальной предметности, но с духовностью, с теми духовными процессами, которые характеризуют Краснодарский край как уникальный регион Юга России.

Медицинское академическое сообщество совместно с системой образования в силу своих задач несет груз ответственности за интеллектуальный и нравственный имидж региона. Академическая наука в лице таких известных ученых, как Н.Ф. Мельников-Разведенков, А.И. Смирнов, Н.Н. Петров, Г.Н. Сперанский, А.А. Шалимов, М.Г. Шандала, Е.К. Гинтер, С.Г. Дроздов, Б.А. Лапин, В.А. Порханов, А.А. Кубанова, П.А. Галенко-Ярошевский, А.Т. Быков, Р.И. Сепиашвили, С.В. Орлов, заложила основу медицинской культуры Кубани, способствовала утверждению престижа медицинского образования и формированию в общественном сознании ценности медицинской профессии. Кроме того, научное медицинское сообщество в лице его известных ученых-академиков сохраняет и передает через систему образования качество интеллигентности -фактора, без которого региональное культурное развитие грозит быть деструктивным.

Важнейшим показателем культурного развития является преемственность научного знания и тех духовных ценностей, которые формируются в среде академической науки и образования. Научные знания, идеалы и духовные ценности - это особые формы бытия культуры. Несмотря на то, что их сущность идеальна, они воплощаются, прежде всего, в профессиональном труде врачей, а также в том предметном мире, который творит и в котором живет сам человек. Сегодня можно говорить о таких достижениях материальной культуры края, к которой непосредственно причастна медицинская ака-

демическая наука и система образования региона, как развитие медицинской инфраструктуры, обеспечение медицинских организаций высокотехнологичным оборудованием, формированием медицинского профессионального сообщества как активного творца культуры.

Таким образом, медицинское сообщество, представленное в интеграции академической науки и системы высшего медицинского образования, можно определить как активную социальную силу, творящую и материальную, и духовную культуру региона.

Уникальность культурного развития Краснодарского края заключается не только в объективных условиях его жизни, но в тех характеристиках, которые формируются в результате активной социальной деятельности людей, особенно принадлежащих к миру науки. Академическая медицинская наука и система образования - это культурно значимое социальное пространство, в котором генерируются новаторские идеи, формируется личность ученого, удовлетворяются социальные потребности, транслируется социальный опыт, развивается институциональный и интеллектуальный потенциал. Но с другой стороны, кубанская академическая наука и система медицинского образования представляют собой результат развития самой региональной культуры, они есть ее ценность и цель.

Литература

1. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 2006. С. 70.

2. Огнева В.В., Сидоров А.С. Регионализация как важнейший тренд современного мирового развития // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 9. С. 82-88.

3. Усманов Д.И., Растворцева С.Н. Оценка влияния факторов глобализации на социально-экономическое неравенство регионов России: моногр. Белгород: Константа, 2015. 260 с.

4. Закон о Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (с изменениями на 5 мая 2019 года). URL: http://www.consultant.ru/law/review/ reg/rlawc/rlawc 1772019-05-08.html

5. Ковелина Т.А. Врач: профессия, призвание, культура. М., 2006. 159 с.

6. Бочкарева А.С., Хотина Ю.В. К вопросу формирования национальной культуры в системе общечеловеческих ценностей: исторический аспект // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2018. № 5. С. 34-40.

7. Редько А.Н., Ковелина Т.А., Никулина Е.Л., Веселова Д.В., Бочкарева А.С. Кубанский государственный медицинский университет как социокультурная ценность региона // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: Сборник материалов IV Международной научно-практической очно-заочной конференции. Краснодар, 2019. С. 1587-1596.

8. Алексеенко С.Н., Редько А.Н., Чередник И.Л., Веселова Д.В., Ковелина Т.А., Никулина Е.Л. Вклад академической науки в развитие вуза - к 100-летнему юбилею Кубанского государственного медицинского университета // Кубанский научный медицинский вестник. 2020. № 27(5). С. 18-45. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2020-27-5-18-45

9. Алексеенко С.Н. Медицинская наука на Кубани: этапы большого пути // Кубанский научный медицинский вестник. 2010. № 5. С. 5-8.

10. Никулина Е.Л. Кубанский медицинский институт, его сотрудники и выпускники в годы Великой Отечественной войны // Кубанский научный медицинский вестник. 2016. № 2. С. 165-168.

11. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) Ф. Р-1629 - Кубанская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

12. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены Указом президента Российской Федерации от 16.01.2017. № 13. URL: http://docs.cntd.ru/document/420389221 (дата обращения 12.09.2020).

Cultural Development of the Region Through the Prism of the Integration of the Academic Medical Science and the Higher Medical Education System

Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2020, 4 (79), 117-125. DOI: 10.24412/2070-075X-2020-4-117-125

Sergey N. Alekseenko, Kuban State Medical University (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: Corpus@ksma.ru

Andrey N. Redko, Kuban State Medical University (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: redko2005 @mail. ru

Tatyana A. Kovelina, Kuban State Medical University (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: kovelina.56@mail.ru

Irina L. Cherednik, Kuban State Medical University (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: ilch2009@rambler.ru

Daria V. Veselova, Kuban State Medical University (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: VeselovaDV@ksma.ru

Keywords: medical science of Kuban, medical morality, ethos of scientist, medicalization of culture, Kuban State Medical University.

The study is supported by the Russian Foundation for Basic Research and the Krasnodar Krai Administration, Project No. 19-411-230017.

On the basis of the unity of philosophical-cultural, historical-medical and regional analysis, the article reveals the problem of mutual influence of academic medicine, the higher education system and regional culture, which is relevant for regional development. The activity approach was chosen as the main methodological approach, which was supplemented by the principles of systems analysis, historicism, the ascent from the abstract to the concrete, as well as the method of monographic description. Due to the fact that the problem outlined in the work refers to regional development, archival materials and legislative acts related to the research topic were used as information sources. The theoretical basis was works on the history and philosophy of medicine, as well as on the theory of culture and regional studies. The article notes that the integration of science and the higher medical education system is a creative core in the culture of the region; without it, the solution of social, economic, spiritual, intellectual, environmental and other regional problems is impossible. The conclusions are illustrated that the developments of academic and university science in their unity with the education system are determined by regional factors: the state of health of the population of the region, its climatic and geographical conditions, the needs for health and healthy lifestyle. Of particular importance, according to the authors, in the culture of Krasnodar Krai are scientific publications, scientific medical schools and research centers: they are defined as factors of intellectual potential, and, consequently, indicators of cultural development. The role of medical academic science and medical school in preserving the best spiritual and moral traditions of the region is also emphasized. It is noted that the medical community, represented by its best members, laid the foundation for medical culture in the region, contributed to the formation of the value of the medical profession in the public consciousness. The systemic logic of the study made it possible to conclude that, on the one hand, academic medical science and the education system are a culturally significant social space in which innovative ideas are generated, the personality of a scientist is formed, social needs are met, social experience is broadcast, and institutional and intellectual potential develops. On the other hand, the Kuban academic science and the medical education system are the result of the development of the regional culture itself, they are its values and goals.

References

1. Davidovich, V.E. & Zhdanov, Yu.A. (1979) Sushchnost' kul'tury [The Essence of Culture]. Rostov-on-Don: Rostov State University.

2. Ogneva, V.V. & Sidorov, A.S. (2015) Regionalization as an Important Trend of Modern World Development. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki - Izvestiya Tula State University. Humanitarian Sciences. 9. pp. 8288. (In Russian).

3. Usmanov, D.I. & Rastvortseva, S.N. (2015) Otsenka vliyaniya faktorov globali-zatsii na sotsial'no-ekonomicheskoe neravenstvo regionov Rossii [Assessment of the Influence of Globalization Factors on the Socioeconomic Inequality of Russian Regions]. Belgorod: Konstanta.

4. Consultant Plus. (2019) Law on the Strategy of Social and Economic Development of Krasnodar Krai Until 2030 (as Amended on May 5, 2019). [Online] Available from: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlawc/rlawc1772019-05-08.html. (In Russian).

5. Kovelina, T.A. (2006) Vrach: professiya, prizvanie, kul'tura [Doctor: Profession, Vocation, Culture]. Moscow: Modern University for the Humanities.

6. Bochkareva, A.S. & Khotina Yu.V. (2018) On the Question of Formation of National Culture in the System of Human Values: A Historical Aspect. Nauchnye trudy KubGTU -Scientific works of the Kuban State Technological University. 5. pp. 34-40. (In Russian).

7. Red'ko, A.N. et al. (2019) [Kuban State Medical University as a Sociocultural Value of the Region]. Filologicheskie i sotsiokul'turnye voprosy nauki i obrazovaniya [Philological and Sociocultural Issues of Science and Education]. Proceedings of the IV International Conference. Krasnodar: Kuban State Technological University. pp. 1587-1596. (In Russian).

8. Alekseenko, S.N. et al. (2020) Contribution of Academic Science to the Development of a University: to the 100th Anniversary of the Kuban State Medical University. Kubanskiy nauchnyy meditsinskiy vestnik - Kuban Scientific Medical Bulletin. 27 (5). pp. 18-45. (In Russian). DOI: 10.25207/1608-6228-2020-27-5-18-45

9. Alekseenko, S.N. (2010) Medical Science on Kuban: Stages of the Big Way. Kubanskiy nauchnyy meditsinskiy vestnik - Kuban Scientific Medical Bulletin. 5. pp. 5-8. (In Russian).

10. Nikulina, E.L. (2016) The participation of Kuban medical institute, its employees and graduating students in the Great Patriotic war. Kubanskiy nauchnyy meditsinskiy vestnik - Kuban Scientific Medical Bulletin 2. pp. 165-168. (In Russian). DOI: 10.25207/16086228-2016-2-165-168

11. State Archive of Krasnodar Krai (GAKK) Fund R-1629: Kubanskaya gosudarstven-naya meditsinskaya akademiya Ministerstva zdravookhraneniya i meditsinskoy promysh-lennosti Rossiyskoy Federatsii [Kuban State Medical Academy of the Ministry of Health and Medical Industry of the Russian Federation].

12. Russian Federation. (2017) On the Approval of the Fundamentals of State Policy for Regional Development of the Russian Federation for the Period up to 2025. Approved by Decree of the President of the Russian Federation of January 16, 2017, No. 13. [Online] Available from: http://docs.cntd.ru/document/420389221 (Accessed: 12.09.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.