Научная статья на тему 'Николай Николаевич Петров: этос ученого и врача'

Николай Николаевич Петров: этос ученого и врача Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЕТРОВ / МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА КУБАНИ / ВРАЧЕБНАЯ МОРАЛЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ / ЭТОС УЧЕНОГО / КУБАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / NIKOLAY NIKOLAYEVICH PETROV / KUBAN MEDICAL SCIENCE / MEDICAL ETHICS / MEDICAL DEONTOLOGY / SCIENTIST'S ETHOS / KUBAN MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Редько А.Н., Ковелина Т.А., Никулина Е.Л., Веселова Д.В., Кузьменко М.С.

Цель: осуществить исторический анализ жизненного пути и научного творчества Н. Н. Петрова, раскрыть значение кубанского периода в становлении его как личности и ученого, основоположника отечественной медицинской деонтологии.Материалы и методы: при работе над темой были использованы архивные документы, труды самого Н. Н. Петрова, а также историко-описательный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, биографический методы и метод монографического описания.Результаты: Жизненный и профессиональный путь Н. Н. Петрова условно можно подразделить на несколько периодов, каждый из которых важен в становлении личности ученого. 1-й, «санкт-петербургский», период получения блестящего воспитания в семье и образования в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, работы в качестве ординатора на хирургической кафедре Академии, выхода первых научных трудов и защиты диссертации доктора медицины. 2-й этап «зарубежный», связан с повышением квалификации в Пастеровском университете и работой в клиниках Швейцарии, Австрии и Германии. 3-й этап «преподавательской деятельности», в это время Н. Н. Петров одновременно работает и практикующим хирургом, и преподавателем в Военно-медицинской академии, издает фундаментальные труды по хирургии и онкологии. 4-й период «военный», он приходится на годы Первой мировой войны, когда Н. Н. Петров служит хирургом в госпиталях Российского общества Красного Креста, при этом не оставляя научную деятельность. 5-й период «кубанский», он приходится на годы революционных потрясений, Гражданской войны и переезда на Кубань. Годы с 1917 по 1922 были для Н. Н. Петрова годами выбора между эмиграцией и Родиной. Он остается верным как своей профессии врача, так и России и посвящает себя служению «новой» стране, активно участвует в организации на Кубани медицинского университета, пишет ряд трудов по хирургии и первую в стране работу по медицинской деонтологии. 6-й период «возвращение в Петроград», где с 1925 года Н. Н. Петров организовывает онкологическое отделение при больнице имени И. И. Мечникова, которое под его руководством станет первым в стране Научно-практическим онкологическим институтом. Это период общественного и государственного признания таланта врача и ученого.Заключение: этос ученого и врача Н. Н. Петрова формировался под влиянием его непростого жизненного пути, а кубанский период можно считать поворотным в его творческой судьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikolay N. Petrov: Ethos of a Scientist and a Doctor

Aim. In this work, the authors set out to perform a historical analysis of Nikolay Petrov’s life journey and scientific work, as well as to demonstrate the importance of the Kuban period in his formation as an individual, a scientist and as a founder of domestic medical deontology.Materials and methods. In this study, the authors used archival documents; works of Nikolay Petrov; as well as the following methods: historical-descriptive, comparative-historical, problem-chronological, biographical along with the method of monographic description.Results. The life and professional journey of Nikolay Petrov can be divided into several periods, each of them playing an important role in his formation as an individual and as a scientist. The fi rst period (‘St Petersburg period’) covers his brilliant upbringing, education at the Military Medical Academy in Saint Petersburg, work as a medical resident at the Surgery Department of the Academy, as well as the publication of his first scientific works and the defence of the doctoral thesis in medicine. During the second period (‘abroad period’), Nikolay Petrov completed advanced training at the Pasteur Institute and worked at the clinics of Switzerland, Austria and Germany. The third period (‘teaching period’) covers the time when Nikolay Petrov was simultaneously working as a surgeon and a teacher at the Military Medical Academy; his fundamental works on surgery and oncology were published. The forth ‘military period’ coincided with the years of the First World War when Nikolay Petrov worked as a surgeon at the hospitals of the Russian Red Cross Society while continuing his research. The fifth period (‘Kuban period’) coincided with the years of revolutionary upheavals, civil war and moving to Kuban. In 1917-1922 Nikolay Petrov had to choose between emigration and his motherland. He stayed true to his profession and his homeland. Nikolay Petrov devoted himself to serving the ‘new’ country, actively participated in the organisation of the Kuban Medical University and wrote a number of works on surgery, including the first work on medical deontology in the country. The sixth period is called ‘return to St Petersburg’ where in 1925 Nikolay Petrov organised the Oncology Department at the Mechnikov hospital, which under his guidance became the first research institute for oncology in our country. This period was marked by the recognition of his talent as a doctor and a scientist by the public and government.Conclusion. Nikolay Petrov‘s ethos as a scientist and a doctor was formed under the influence of his challenging life journey, with the Kuban period being a turning point in his life.

Текст научной работы на тему «Николай Николаевич Петров: этос ученого и врача»

https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-5-143-152 © Коллектив авторов, 2019

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЕТРОВ: ЭТОС УЧЕНОГО И ВРАНА

А. Н. Редько, Т. А. Ковелина, Е. Л. Никулина, Д. В. Веселова*, М. С. Кузьменко

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063, Россия

Аннотация

Цель: осуществить исторический анализ жизненного пути и научного творчества Н. Н. Петрова, раскрыть значение кубанского периода в становлении его как личности и ученого, основоположника отечественной медицинской деонтологии.

Материалы и методы: при работе над темой были использованы архивные документы, труды самого Н. Н. Петрова, а также историко-описательный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, биографический методы и метод монографического описания.

Результаты: Жизненный и профессиональный путь Н. Н. Петрова условно можно подразделить на несколько периодов, каждый из которых важен в становлении личности ученого. 1-й, «санкт-петербургский», — период получения блестящего воспитания в семье и образования в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, работы в качестве ординатора на хирургической кафедре Академии, выхода первых научных трудов и защиты диссертации доктора медицины. 2-й этап — «зарубежный», связан с повышением квалификации в Пастеровском университете и работой в клиниках Швейцарии, Австрии и Германии. 3-й этап — «преподавательской деятельности», в это время Н. Н. Петров одновременно работает и практикующим хирургом, и преподавателем в Военно-медицинской академии, издает фундаментальные труды по хирургии и онкологии. 4-й период — «военный», он приходится на годы Первой мировой войны, когда Н. Н. Петров служит хирургом в госпиталях Российского общества Красного Креста, при этом не оставляя научную деятельность. 5-й период — «кубанский», он приходится на годы революционных потрясений, Гражданской войны и переезда на Кубань. Годы с 1917 по 1922 были для Н. Н. Петрова годами выбора между эмиграцией и Родиной. Он остается верным как своей профессии врача, так и России и посвящает себя служению «новой» стране, активно участвует в организации на Кубани медицинского университета, пишет ряд трудов по хирургии и первую в стране работу по медицинской деонтологии. 6-й период — «возвращение в Петроград», где с 1925 года Н. Н. Петров организовывает онкологическое отделение при больнице имени И. И. Мечникова, которое под его руководством станет первым в стране Научно-практическим онкологическим институтом. Это период общественного и государственного признания таланта врача и ученого.

Заключение: этос ученого и врача Н. Н. Петрова формировался под влиянием его непростого жизненного пути, а кубанский период можно считать поворотным в его творческой судьбе.

Ключевые слова: Николай Николаевич Петров, медицинская наука Кубани, врачебная мораль, медицинская деонтология, этос ученого, Кубанский медицинский университет

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РФФИ № 19-411-230017\19 и Администрации Краснодарского края.

Для цитирования: Редько А.Н., Ковелина Т.А., Никулина Е.Л., Веселова Д.В., Кузьменко М.С. Николай Николаевич Петров: этос ученого и врача. Кубанский научный медицинский вестник. 2019; 26(5): 143-152. https://doi.ora/10.25207/1608-6228-2019-26-5-143-152

Поступила 09.08.2019

Принята после доработки 20.08.2019

Опубликована 25.10.2019

NIKOLAY N. PETROV: ETHOS OF A SCIENTIST AND A DOCTOR

Andrey N. Redko, Tatyana A. Kovelina, Ekaterina L. Nikulina, Darya V. Veselova*, Mariya S. Kuzmenko

Kuban State Medical University, Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Mitrofanа Sedina str., 4, Krasnodar, 350063, Russia

Annotation

Aim. In this work, the authors set out to perform a historical analysis of Nikolay Petrov's life journey and scientific work, as well as to demonstrate the importance of the Kuban period in his formation as an individual, a scientist and as a founder of domestic medical deontology.

Materials and methods. In this study, the authors used archival documents; works of Nikolay Petrov; as well as the following methods: historical-descriptive, comparative-historical, problem-chronological, biographical along with the method of monographic description.

Results. The life and professional journey of Nikolay Petrov can be divided into several periods, each of them playing an important role in his formation as an individual and as a scientist. The first period ('St Petersburg period') covers his brilliant upbringing, education at the Military Medical Academy in Saint Petersburg, work as a medical resident at the Surgery Department of the Academy, as well as the publication of his first scientific works and the defence of the doctoral thesis in medicine. During the second period ('abroad period'), Nikolay Petrov completed advanced training at the Pasteur Institute and worked at the clinics of Switzerland, Austria and Germany. The third period ('teaching period') covers the time when Nikolay Petrov was simultaneously working as a surgeon and a teacher at the Military Medical Academy; his fundamental works on surgery and oncology were published. The forth 'military period' coincided with the years of the First World War when Nikolay Petrov worked as a surgeon at the hospitals of the Russian Red Cross Society while continuing his research. The fifth period ('Kuban period') coincided with the years of revolutionary upheavals, civil war and moving to Kuban. In 1917-1922 Nikolay Petrov had to choose between emigration and his motherland. He stayed true to his profession and his homeland. Nikolay Petrov devoted himself to serving the 'new' country, actively participated in the organisation of the Kuban Medical University and wrote a number of works on surgery, including the first work on medical deontology in the country. The sixth period is called 'return to St Petersburg' where in 1925 Nikolay Petrov organised the Oncology Department at the Mechnikov hospital, which under his guidance became the first research institute for oncology in our country. This period was marked by the recognition of his talent as a doctor and a scientist by the public and government.

Conclusion. Nikolay Petrov's ethos as a scientist and a doctor was formed under the influence of his challenging life journey, with the Kuban period being a turning point in his life.

Keywords: Nikolay Nikolayevich Petrov, Kuban medical science, medical ethics, medical deontology, scientist's ethos, Kuban Medical University.

Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest.

Funding. This work was financially supported by the RFBR project No. 19-411-230017/19 and the Administration of the Krasnodar Territory.

For citation: Redko A.N., Kovelina T.A., Nikulina E.L., Veselova D.V., Kuzmenko M.S. Nikolay N. Petrov: Ethos of a Scientist and a Doctor. Kubanskij nauchnyj medicinskij vestnik. 2019; 26(5): 143-152. https://doi.org/10.25207/1608-6228-2019-26-5-143-152

Submitted 09.08.2019 Revised 20.08.2019 Published 25.10.2019

Введение

Обращение к жизни и творчеству талантливых людей в современном глобализирующемся мире представляет собой особо важную научно-исследовательскую задачу, которая позволяет раскрыть и понять ценность их вклада в ту, региональную культуру, в которой они творили, создавая фундаментальные основы этой культуры. Культура региона, как и любая другая локальная культура, всегда наполняется личностными смыслами, но, с другой стороны, она воздействует на человека, стимулируя его к творческой активности. Иллюстрацией взаимопроникновения личностного и регионально-культурного может служить жизнь и творчество известного врача, ученого-хирурга, прошедшего долгий и тернистый путь профессионального становления, — Н. Н. Петрова.

Невольный переезд из Петербурга на Кубань не только не стал для самого Николая Николаевича драматичным, напротив, именно здесь он свободно работает как профессионал, пишет и публикует в «Кубанском научно-медицинском вестнике» в 1921 году свою первую работу по медицинской этике — «Попытка физико-биологического обоснования морали», заложившую основу отечественной медицинской деонтологии. Здесь же, в Краснодаре, он создает в только что открывшемся (1920) Кубанском медицинском институте кафедру госпитальной хирургии [1, 2].

Известно, что в 1920-1930-е годы, годы строительства социалистического государства, развернулась активная борьба со «старым миром». Сторонники пролеткульта призвали признать профессиональную этику, в том числе и медицинскую, буржуазной, подлежащей запрету. А первый нарком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко пафосно заявлял, что «этика советского врача — это этика советской социалистической Родины, это этика строителя коммунистического общества, это коммунистическая мораль» [3]. В этих непростых условиях жесткой идеализации нужно было сохранить все самое ценное, что было накоплено передовыми врачами в нравственной культуре врачевания: требования высокого долга перед профессией и больными, чувства милосердия и сопереживания, чести и достоинства.

Цель работы: используя биографический и исторический методы исследования, авторы

поставили перед собой цель — проанализировать жизненный путь этого выдающегося человека, врача, ученого.

Материалы и методы: историко-описатель-ный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, биографический методы и метод монографического описания.

Н. Н. Петров родился 1 4 декабря 1 876 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной дворянской семье. Его отец, Николай Павлович Петров был инженер-генералом, членом Государственного совета Российской империи (1900), лауреатом Ломоносовской премии, стоял у истоков строительства железных дорог в России. Детям, Михаилу и Николаю, были предоставлены возможности для получения блестящего образования, тем более что они отличались прекрасными способностями к учебе.

Ж

Рис. 1. Николай Николаевич Петров — студент Военно-медицинской академии (1894). Fig. 1. Nikolay N. Petrov as a student of the Military Medical Academy (1894).

В 1894 г. Николай Николаевич с золотой медалью окончил 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию и поступил в Военно-медицинскую академию (ВМА). Изучая медицинские науки со свойственным ему энтузиазмом и вдумчивостью, еще в студенческие годы он опубликовал свой первый научный труд «Новый способ изолированной окраски красных кровяных телец в срезах». В следующем году вышла его работа «Цинга в этиологии плеврита», за которую Н. Н. Петров получил серебряную медаль Военно-медицинской академии [4].

В 1899 г., по окончании обучения, Н. Н. Петров был оставлен ординатором при Академии в хирургической клинике профессора М.С Субботина, где в 1902 г. успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины «Туберкулез суставов в связи с травмой». После этого успешного молодого доктора руководство ВМА направило для усовершенствования знаний и практических навыков в длительную командировку за границу. С 1903 по 1905 г. Н. Н. Петров стажировался в Пастеровском институте в лаборатории И. И. Мечникова, а также работал в хирургических клиниках Швейцарии, Австрии, Германии, перенимая зарубежный опыт хирургической техники и организации работы стационара [4, 5].

В 1905 г. он вернулся в Россию и успешно выдержал экзамен на звание приват-доцента ВМА, а в 1908-м стал приват-доцентом и в Женском медицинском институте в Санкт-Петербурге.

С 1908 по 1912 г., одновременно с преподавательской деятельностью, Николай Николаевич работал ассистентом в хирургической клинике профессора В. А. Оппеля. Именно здесь он впервые начал серьезно интересоваться происхождением злокачественных опухолей и возможностями их лечения. Этот плодотворный период деятельности доктора Петрова как ученого и практикующего хирурга ознаменовался публикацией десятков его научных трудов по различным направлениям хирургии, в том числе фундаментальной монографии «Общее учение об опухолях (патология и клиника)» (1910), за которую молодой ученый получил премию Военно-медицинской академии. Эта книга, в последующем дополняемая автором и переиздаваемая неоднократно, послужила основой для создания российской онкологии как науки и практической медицинской отрасли.

В 1912 г. выходит еще одна значимая монография «Свободная пластика костей», результат впервые проведенных экспериментальных работ по пересадке костей. В том же году Н. Н. Петров

Рис. 2. Н. Н. Петров в лазарете Его Императорского Высочества наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича в Зимнем дворце.

Fig. 2. N. N. Petrov in the Infirmary of His Imperial Highness Tsesarevich and Grand Duke Alexey Nikolaevich in the Winter Palace.

избирается профессором хирургической кафедры Варшавского университета, а в 1913 г. — профессором и заведующим кафедрой хирургии клинического Института Великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге (ныне СПБ Медицинская академия последипломного образования), где и работает до начала Первой мировой войны. К этому времени Николай Николаевич уже семейный человек, отец троих детей (двух дочерей и сына). Жена его, Любовь Владимировна Грамолина, была выпускницей Смольного института, прекрасной матерью и хозяйкой, верной спутницей всей его жизни.

В 1914 г. Н. Н. Петров был призван в армию, служил хирургом-консультантом в госпиталях Российского общества Красного Креста на Западном фронте. Помимо лечения раненых продолжал вести научную работу, посвященную теперь уже вопросам военно-полевой хирургии, и организовал занятия с военврачами, делясь с коллегами своими обширными знаниями и опытом. В 1915 г. была опубликована монография Николая Николаевича «Лечение инфицированных ран на войне», которая оставалась актуальной много лет, вплоть до появления ан-тибиотико-терапии, и стала в последующем руководством для советских хирургов на фронтах Великой Отечественной войны [6].

В 1915 г., в разгар военных действий, в Петрограде в Зимнем дворце под непосредственным патронатом царской семьи открылся госпиталь для солдат на 1000 мест, получивший официальное название «Лазарет Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича в Зимнем дворце». Главным врачом лазарета император назначил А. В. Рутковского, который прежде был амбулаторным врачом больницы Общины Святой Евгении и Канцелярии военного министра и занимался в основном административными и хозяйственными делами [7].

Его заместителем по медицинской части и главным хирургом с одобрения императрицы был назначен отозванный с фронта профессор Н. Н. Петров, фактически и ставший руководителем госпиталя. Лазарет работал два года, здесь врачи, сестры милосердия и раненые встретили Октябрьскую революцию. Во время штурма Зимнего дворца никто из раненых не пострадал, очевидно, потому, что госпиталь был солдатским. 27 октября 1917 года раненых начали отправлять в другие лазареты. 28 октября госпиталь был расформирован, так как новая власть отвергала все, что имело отношение к царской семье.

В этот период революционного хаоса семья Петровых, Николай Николаевич и Любовь Вла-

Рис. 3. Николай Николаевич Петров — консультирующий хирург Красного Креста Западного фронта (1915).

Fig. 3. Nikolay N. Petrov — a consulting surgeon of the Red Cross on the Western Front (1915).

димировна с детьми, была вынуждена отправиться на юг, в район города Туапсе.

Там, в поселке Шепси, находилась семейная летняя дача, где с лета 1917 г. жил отец Николая Николаевича — Николай Павлович, уже пожилой человек, страдавший хронической пневмонией. Туапсе был первым городом Черноморской губернии, где была провозглашена советская власть в ноябре 1917 г. Однако город еще несколько раз переходил из рук в руки в то страшное военное и голодное время. Долго оставаться на даче, стоявшей особняком, не представлялось возможным, особенно учитывая состояние здоровья Петрова-старшего, Николая Павловича. Поэтому семья перебралась в Туапсе, и какое-то время Николай Николаевич работал в местной городской больнице рядовым врачом.

С приходом в город белой армии Н. Н. Петров снова становится хирургом-консультантом в госпиталях миссии Красного Креста, лечит бойцов и офицеров Добровольческой армии, но сам в нее не вступает. Так продолжается в течение всего 1919 года. К концу года болезнь 84-летнего отца, Николая Павловича, усугубленная

Рис. 4. Николай Николаевич и его супруга Любовь Владимировна с дочерью Анной. Fig. 4. Nikolay Nikolaevich and his wife Lyubov Vladimirovna with their daughter Anna.

тяжелыми условиями и недостатком питания и медикаментов, обострилась, и он скончался в первых числах января 1920 года.

Вскоре началось наступление красной армии, и 25-26 марта 1920 г. в Туапсе снова установилась советская власть. Многие представители интеллигенции отступали с Добровольческой армией и впоследствии эмигрировали. Вероятно, такая возможность была и у Н. Н. Петрова с его научным именем и высоким авторитетом среди дворянства (офицерства). Тем более что он уже не был обременен долгом по уходу за отцом. Но также очевидно, что своей миссией Николай Николаевич считал не только служение медицине, но прежде всего служение России. Он остался в Туапсе и вступил в ряды 9-й Кубанской красной армии военврачом-хирургом и консультантом госпиталей.

9-я красная армия принимала самое непосредственное участие в создании первого на Кубани университета, особенно в организации медицинского факультета, многие ее врачи стали впоследствии сотрудниками Кубанского медицинского института, выдающимися учеными. В их числе — Н. Н. Петров [1].

Поскольку на медицинском факультете открылся параллельно набор на 1-й и 5-й курсы (для недоучившихся студентов и зауряд-вра-чей), то необходимы были клинические кафедры. Николай Николаевич Петров организовал и возглавил кафедру госпитальной хирургии, заложив на долгие годы вперед научные, педагогические и морально-этические принципы ра-

боты кафедры. Здесь он активно включился еще и в общественную и санитарно-просветитель-скую деятельность.

В первом же номере (1920) созданного руководством медицинского факультета и 9-й красной армии Военно-медицинского журнала (с 1921 г. — Кубанский научно-медицинский вестник) вышла статья Н. Н. Петрова «Лечение незаживающих культей стоп после отморожения». Последующие, в 1921 г., публикации работ Николая Николаевича в том же Кубанском научно-медицинском вестнике, их обширная тематика говорят о возвращении к мирной жизни и глубокому изучению тех аспектов медицины, которые всегда находились в сфере научных интересов профессора Петрова. В этот период опубликованы следующие работы: «К диагностике и лечению ранений кровеносных сосудов и ложных аневризм», «Демонстрация больного с карциномой мочевого пузыря», «Значение Вирхова для клинической медицины», «Лечение обширных сужений и свищей уретры по способу Г. Мариона», «К казуистике хирургического лечения почечной гематурии», «Основы борьбы с раковыми заболеваниями», «Попытка физико-биологического обоснования морали» [2, 5].

Крайне интересна последняя из перечисленных публикаций, речь Н. Н. Петрова на открытии научной части 2-го Кубанского медико-санитарного съезда в 1921 году. Поражает глубина мышления, масштаб поднятых проблем и, главное, смелость автора, находившегося в условиях

Рис. 5. Дом Николая Павловича Петрова в пос. Шепси, под Туапсе. Fig. 5. House of Nikolay Pavlovich Petrov in the village of Shepsi, near Tuapse.

становления диктатуры пролетариата и воинствующего атеизма. Профессор Петров писал: «...любовь — это высшее совершенство, это Бог, Бог вездесущий, всесозидающий... Весь мир, космос, в своей гармонической целости — это результат работы вселенского притяжения, говоря другими словами, весь мир — это материализовавшаяся любовь. Нравственность тем выше, чем больше человек умеет сближать себя с другими, проникать в них, поглощая в себя и излучая из себя воспринятую им энергию мировой любви». Эти высокие принципы морали и послужили в дальнейшем основой при создании Н. Н. Петровым трудов по деонтологии, ими он сам руководствовался в своем отношении к пациентам, этому он учил студентов и молодых сотрудников созданной им кафедры.

Во многом благодаря Николаю Николаевичу Петрову успешно состоялся в 1921 г. 1-й выпуск студентов Кубанского медицинского института, набранных на 5-й курс в 1920 году, регион получил около двух десятков дипломированных молодых специалистов, что в тяжелый послевоенный период было особенно актуально.

Кроме того, со дня основания ежемесячно выходящего Кубанского научно-медицинского вестника Н. Н. Петров занимал должность редактора клинического отдела журнала (до 1922 г.), находя время для этой работы после трудов в хирургической клинике и на кафедре.

В конце 1921 г. Николай Николаевич получил предложение от петроградских коллег вернуть-

ся домой и снова преподавать хирургию в Институте усовершенствования врачей (ныне СПБ МАПО), из которого он был призван на фронт, а также в Женском медицинском институте Петрограда (ныне 1-й Санкт-Петербургский медицинский государственный университет имени академика И. П. Павлова).

Вывод. Таким образом, особенностью Николая Николаевича как ученого и педагога была честность во всем, он всегда говорил своим ученикам: «Для науки имеют значение не только положительные, но и отрицательные данные. ...не стремитесь подстраивать результаты ваших наблюдений под ваши мысли. Наоборот. Ваши мысли развивайте на основании полученных вами несомненных данных». Его девизом было: если чем-то заниматься, нужно делать это на высоком уровне. Все принципы научно-исследовательской и клинической деятельности врача, заложенные профессором Н. Н. Петровым в первые годы работы Кубанского медицинского института, его клинических кафедр, актуальны и в настоящее время.

Источник финансирования

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РФФИ №19-411-230017/19 и Администрации Краснодарского края.

Funding

This work was financially supported by the RFBR project No. 19-411-230017/ 19 and the Administration of the Krasnodar Territory.

Вклад авторов____

Редько А. Н.

Разработка концепции — формирование идеи; формулировка и развитие ключевых целей и задач.

Проведение исследования — анализ и интерпретация полученных данных.

Подготовка и редактирование текста — составление черновика рукописи, его критический пересмотр с внесением ценного интеллектуального содержания; участие в научном дизайне.

Утверждение окончательного варианта — принятие ответственности за все аспекты работы, целостность всех частей статьи и ее окончательный вариант.

Ковелина Т. А.

Разработка концепции — формирование идеи; формулировка и развитие ключевых целей и задач.

Проведение исследования — анализ и интерпретация полученных данных.

Подготовка и редактирование текста — составление черновика рукописи, его критический пересмотр с внесением ценного интеллектуального содержания; участие в научном дизайне.

Утверждение окончательного варианта — принятие ответственности за все аспекты работы, целостность всех частей статьи и ее окончательный вариант

Никулина Е. Л.

Разработка концепции — формулировка ключевых целей и задач.

Проведение исследования — сбор и анализ данных.

Подготовка и редактирование текста — составление черновика рукописи, его критический пересмотр

с внесением ценного интеллектуального содержания; участие в научном дизайне.

Утверждение окончательного варианта — принятие ответственности за все аспекты и целостность работы.

Подготовка, создание опубликованной работы в части визуализации и отображении данных.

Веселова Д. В.

Разработка концепции — формулировка ключевых целей и задач.

Проведение исследования — сбор и анализ данных.

Подготовка и редактирование текста — составление черновика рукописи, его критический пересмотр с внесением ценного интеллектуального содержания; участие в научном дизайне.

Утверждение окончательного варианта — принятие ответственности за все аспекты и целостность работы.

Подготовка, создание опубликованной работы в части визуализации и отображении данных.

Кузьменко М. С.

Разработка концепции — формулировка ключевых целей и задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведение исследования — сбор, анализ и интерпретация данных.

Подготовка и редактирование текста — составление черновика рукописи, его критический пересмотр с внесением ценного интеллектуального содержания; участие в научном дизайне.

Утверждение окончательного варианта — принятие ответственности за все аспекты и целостность работы.

Author contributions___

A. N. Redko

Concept development — idea development; definition and development of key aims and objectives.

Conducting research — analysis and interpretation of the obtained data.

Manuscript preparation and editing — drafting of the manuscript, critical revision of the draft manuscript for important intellectual content; participation in scientific design.

Approval of the final manuscript — accountability for all aspects of the work, including the integrity of all parts of the article and its final version.

T. A. Kovelina

Concept development — idea development; definition and development of key aims and objectives.

Conducting research — analysis and interpretation of the obtained data.

Manuscript preparation and editing — drafting of the manuscript, critical revision of the draft manuscript for important intellectual content; participation in scientific design.

Approval of the final manuscript — accountability for all aspects of the work, including the integrity of all parts of the article and its final version.

E. L. Nikulina

Concept development — definition of key aims and objectives.

Conducting research — collection and analysis of data.

Manuscript preparation and editing — drafting of the manuscript, critical revision of the draft manuscript for important intellectual content; participation in scientific design.

Approval of the final manuscript — accountability for all aspects of the work, including the integrity of all parts of the article.

Preparation and creation of the published work in terms of visualisation and data display.

D. V. Veselova

Concept development — definition of key aims and objectives.

Conducting research — collection and analysis of data.

Manuscript preparation and editing — drafting of the manuscript, critical revision of the draft manuscript for important intellectual content; participation in scientific design.

Approval of the final manuscript — accountability for all aspects of the work, including the integrity of all parts of the article.

Preparation and creation of the published work in terms of visualisation and data display.

M. S. Kuzmenko

Concept development — definition of key aims and objectives.

Conducting research — collection, analysis and interpretation of data.

Manuscript preparation and editing — drafting of the manuscript, critical revision of the draft manuscript for important intellectual content; participation in scientific design.

Approval of the final manuscript — accountability for all aspects of the work, including the integrity of all parts of the article.

Список литературы____

1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-1629. Кубанская государственная медицинская академия министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

2. Петров H.H. Попытка физико-биологического обоснования морали. Кубанский научно-медицинский вестник. 1921; 1: 1-17.

3. Ковелина Т.А. Врач между правом и моралью. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2006; S1: 14-17.

4. Плис ГБ. Николай Николаевич Петров: этапы становления отечественной онкологии. Вопросы онкологии. 2012; 58(1): 119-125.

5. Дедков И.П. Николай Николаевич Петров (к 100-летию со дня рождения). Клиническая хирургия. 1976; 12: 67-68.

6. Демин В.Н. Н.Н. Петров — основоположник первой кафедры онкологии в СССР. Вопросы онкологии. 1975; 9: 9-12.

7. Петров H.H. Вопросы хирургической деонтологии. Изд. 5-е. Л.: Медгиз, 1956.

References_____

1. Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraya (GAKK). F. R-1629. Kubanskaya gosudarst-vennaya medicinskaya akademiya ministerstva zdravoohraneniya i medicinskoj promyshlennosti Rossijskoj Federacii [Kuban State Medical Academy of the Ministry of Health and Medical Industry of the Russian Federation].

2. Petrov H.H. Popytka fiziko-biologicheskogo obosno-vaniya morali [An attempt at a physical and biological substantiation of morality]. Kubanskii nauchno-med-itsinskii vestnik. 1921; 1: 1-17 (In. Russ.).

3. Kovelina T.A. Legal and moral issues in the work of a doctor. Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvenno-go Meditsinskogo Universiteta. 2006; S1: 14-17 (In Russ., English abstract).

4. Plis G.B. Nikolai Nikolaevich Petrov: etapy stanovleniya otechestvennoi onkologii [Nikolai Nikolaevich Petrov: the stages of the development of domestic oncology]. Voprosy Onkologii. 2012; 58(1): 119-125 (In Russ.).

5. Dedkov I.P. Nikolai Nikolaevich Petrov (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya) [Nikolai Nikolaevich Petrov (on the occasion of the 100th birthday)]. Klinicheskaya Khirur-giya. 1976; 12: 67-68 (In. Russ.).

6. Demin V.N. N.N. Petrov — osnovopolozhnik pervoi kafedry onkologii v SSSR [N.N. Petrov — founder of the first department of oncology in the USSR]. Voprosy Onkologii. 1975; 9: 9-12 (In Russ.).

7. Petrov H.H. Voprosy khirurgicheskoi deontologii [Questions of surgical deontology]. Izd.5-e. Leningrad: Medgiz; 1956 (In Russ.).

Сведения об авторах / Information about the authors _

Редько Андрей Николаевич — доктор медицинских наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, заведующий кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Ковелина Татьяна Афанасьевна — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, психологии и педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Никулина Екатерина Леонидовна — заведующая музеем федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Веселова Дарья Валерьевна* — ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Контактная информация: e-mail: ksma.ru, тел.: +7 (918) 957-06-70;

Andrey N. Redko — Dr. Sci. (Med.), Prof., Vice-Rector for Research, Head of the Department for Public Health, Healthcare and History of Medicine, Kuban State Medical University.

Tatyana A. Kovelina — Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Head of the Department for Philosophy, Psychology and Pedagogy, Kuban State Medical University.

Ekaterina L. Nikulina — Head of the Kuban State Medical University Museum, Kuban State Medical University.

Darya V. Veselova* — Research Assistant, Department for Public Health, Healthcare and History of Medicine, Kuban State Medical University.

Contact information: e-mail: VeselovaDV@ksma.ru, tel.: +7 (918) 957-06-70;

Mitrofanа Sedina str., 4, Krasnodar, 350063, Russia.

VeselovaDV@

ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063, Россия.

Кузьменко Мария Сергеевна — студентка 3-го курса лечебного факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Mariya S. Kuzmenko — 3rd-year student, Faculty of Medicine, Kuban State Medical University.

* Автор, ответственный за переписку / Corresponding author

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.